Полуостров ханко чей он сейчас

По версии финской стороны, осенью 1944 года Финляндия, заключив мирный договор с Советским Союзом и Великобританией, желая подтвердить свою политическую толерантность, сдала СССР в аренду на полвека свой полуостров Порккала-Удд. Финляндская сторона обязывалась в течение десяти дней с момента вступления в силу договора вывести все свои войска с полуострова, после чего он пере ходил в управление СССР {5}. Полуостров Ханко стал первой советской военной базой, рас положенной за пределами страны. Экскурс в историю. Окруженный десятками мелких островков, полуостров Ханко, или Гангут (Гангэ-Удд), как его называли раньше, узким языком врезается в море у входа в Финский залив. Длина полуострова 23 км, ширина от 3 до 6 км.

Полуостров Ханко

Место для памятника выбрано не случайно. Стоящая рядом церковь Святого Пантелеймона возведена в честь победы при Гангуте, так так раньше назывался полуостров Ханко. Мемориал стал первым памятником, открытым в тогда еще Ленинграде после окончания ВОВ. Желание побывать на Ханко появилось у меня довольно давно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Музеи, факты, фото на развлекательном портале Оборона военно-морской базы Ханко вошла в историю советского военно-морского искусства как пример героической и умелой борьбы в шхерно-островном районе.

Полуостров Ханко (08/2016)

Англичане исказили события на Ханко и использовали их как повод для информационной войны против России [4]. В марте 1940 года, после Зимней войны , СССР получил от Финляндии в аренду на 30 лет южную часть полуострова с городом Ханко для создания военно-морской базы. Впрочем, советская база просуществовала до декабря 1941 года. При этом Советский Союз отказывался от своих прав на аренду полуострова Ханко, предоставленных ему Мирным договором 1940 года, а Финляндия обязывалась предоставить Советскому Союзу на правах аренды сроком на 50 лет территорию и водные пространства для создания советской военно-морской базы в районе полуострова Порккала-Удд. Городской муниципалитет Ханко на карте провинции Уусимаа Содержание.

В южной части полуострова расположен город Ханко. В марте 1940 года , после Зимней войны , СССР получил от Финляндии в аренду на 30 лет южную часть полуострова с городом Ханко для создания военно-морской базы. Однако советская база просуществовала до декабря 1941 года. При этом Советский Союз отказывался от своих прав на аренду полуострова Ханко, предоставленных ему Мирным договором 1940 года, а Финляндия обязывалась предоставить Советскому Союзу на правах аренды сроком на 50 лет территорию и водные пространства для создания советской военно-морской базы в районе полуострова Порккала-Удд.

Полуостров имеет много длинных песчаных пляжей, а также окружён архипелагом. Административно полуостров входит в провинцию Уусимаа. В южной части полуострова расположен город Ханко. Аналогичные действия английских военных моряков близ Севастополя и Одессы носили разведывательный характер — с целью промера глубин. Инцидент получил название «резня в Ханко» The Honga massacre , который обсуждался в парламенте Англии 18 июня 1855 года [2] [3].

В 1947 г. СССР отказался от прав на аренду X. Источник: Исторический словарь Значение слова «ханко» в других словарях Hanko Гангут — полуостров на юго-западе Финляндии. Вдается на 35км в Финский зал.

НЕПОБЕЖДЕННЫЙ ГАНГУТ

Верхние этажи здания маяка, башня маяка и часть восточного берега находятся в руках финских войск. Остальная часть острова занята русскими. Канонерские лодки обстреливают остров для подготовки высадки десанта. Финские истребители приземляются в аэродром Турку. Десант высаживается в следующем порядке: Две лодки по центру. Справа от них две лодки во главе с лейтенантом Кэйкконеном. Слева две лодки во главе со 2-м лейтенантом Лэнгоффом. Вследствие успешного артобстрела с канонерской лодки войска высаживаются на остров без проблем. Однако они совершают ошибку и высаживаются на небольшие скалы вблизи о.

Бенгштер, которые отделяют от о. Бенгтшер 18—20 м. Малый охотник ПК-237 входил в состав Отдельного отряда береговой охраны Ханко морской пограничной охраны, с началом Великой Отечественной войны вошёл в состав 3-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Военно-морской базы Ханко Десантники возвращаются в лодки, и высадка возобновляется на юго-восточном берегу острова. Отряд Кэйкконена начинает продвигаться вперёд, используя ручные гранаты. Русские стреляют с разных направлений, из-за скал и утёсов, вызывая жертвы среди нападающих. Рядовой Стэн был убит сразу же, ещё пять человек ранены. Русские не применяют ручных гранат, так как уже использовали их все против отряда Лютера и десантной команды с канонерской лодки. Связь с десантной командой восстановлена.

От места высадки десантной команды с канонерской лодки лейтенанту Кэйкконену с несколькими бойцами удаётся продвинуться к зданию маяка. Несколько человек из отряда Беклунда достигли маяка с правой стороны. Против них открывается огонь, который изменяет курс их следования. Бенгштер из 40-мм пушки. Некоторые из пленных ранены и обожжены. Лейтенант Кайкконен приказывает отряду двигаться к маяку. Некоторые не исполняют приказ и остаются на берегу возле лодки. Попадание не зафиксировано.

Снайпер находится в каждом из окон маяка. В связи с этим русские не могут изменить свои позиции на острове, так как с башни хорошо просматривается каждый отрезок острова. Финские войска начинают очищать южную часть острова от советских войск. Капрал Nuppu был смертельно ранен в ходе этой операции. Он мужественно и хладнокровно принимал участие в бою. Русские, тем не менее, в хорошем положении, такое продвижение превращается в очень трудное дело. Потери растут постоянно. Чтобы избежать дальнейших потерь, отряд продвигается вперёд очень осторожно.

Осколочный эффект при разрыве гранат был настолько мал, что не причинял значительного ущерба русским. Русские гранаты можно выбросить обратно из окопа, а в большинстве финских ручных гранат отсутствуют ударники. С тем же успехом можно бросаться камнями. После того как южная часть острова была очищена от русских, финские войска начинают двигаться к северной части острова под командованием лейтенанта Кайкконена. Капитан Lauramo просит уточнить ситуацию и интересуется, зачищен ли Бенгтшер от советских войск. Коммандер Моринг, однако, не даёт разрешение канонерским лодкам покинуть район боевых действий и приказывает им оставаться в этом районе и следить за ситуацией. Кроме того, раненые и убитые должны быть эвакуированы с острова. Попаданий не зафиксировано.

Ничего особенного замечено не было. Одно из судов — пароход, скорее всего, буксир. На корабле находится доктор.

В 1940 г. В Великую Отечественную войну гарнизон X.

В 1947 г. СССР отказался от прав на аренду X.

В последующие годы Ганге развивался как торговый порт. К гавани его была подведена железнодорожная ветка, набережная облицована гранитом. Пароходы с осадкой 25—30 фут 7,5—9,2 м могли швартоваться прямо к стенке. Только иногда на гангутский рейд заходили русские военные корабли.

Никаких оборонительных сооружений на полуострове и окружающих его островах не строилось. После Русско-японской войны 1904—1905 гг. К 1907 г. МГШ пришел к заключению, что район Ревель — Поркаллауд при надлежащем его укреплении может явиться рубежом, на котором флот не допустит прорыва в Финский залив сильнейшего противника. Оборудование шхерных районов северного берега залива в качестве опорного пункта для миноносцев, расположение последних в районе Або — Моонзунд — Рига для действий в тылу неприятеля придаст еще большую устойчивость обороне. План стратегического развертывания Балтийского флота на случай европейской войны 1910 г.

Шхерный отряд должен был обеспечивать «охрану входов в главнейшие шхерные фарватеры, наблюдение за последними». В конце 1911 г. Но затем они были законсервированы. Спустя два года был разработан «План операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны в 1912 г. Он предусматривал сдерживание превосходящих сил противника посредством оборонительного боя на минно-артиллерийской позиции, заранее оборудованной в районе Нарген — Порккала-Удд, с участием всех боеспособных надводных кораблей и подводных лодок. Создание такой позиции должно было, по замыслу командования, облегчить русскому флоту борьбу с более сильным противником, каким являлся германский флот.

В 1912 г. На побережье вокруг Ревеля и островах Нарген и Макилуото строились батареи калибром от 120 до 305-мм. За сутки до начала Первой мировой войны, 31 июля 1914 г. В период со 2 по 6 августа миноносцы и тральщики выставили ряд минных заграждений на опушке финских шхер на участке Ганге — Порккала-Удд. В связи с тем, что «План операций…. Но основные силы германского флота находились в Северном море.

В начале войны в Балтийском море действовали 9 легких крейсеров, 16 миноносцев, 4 подводные лодки, 5 минных заградителей, несколько сторожевых кораблей и тральщиков. Как только выяснилось, что немцы не собираются начинать решительных операций против Финского залива и ограничиваются лишь демонстративными действиями, командованием тотчас была оценена возможность расширения оперативной зоны Балтийского флота. Теперь надлежало не только восстановить, но и значительно расширить оборудование всех этих районов. Работы велись в спешном порядке, потому что командование флотом стремилось с наступлением продолжительных темных ночей приступить к постановке активных минных заграждений у берегов Германии. К 14 сентября было завершено навигационное оборудование входа на рейды Ганге и Лапвик Тверминне , 16-футового 5-метрового шхерного фарватера в районе Ганге. Особое внимание при оборудовании западной части Финского залива было обращено на оборону Ганге как наиболее уязвимого участка шхерной коммуникации между Гельсингфорсом и Або-Аландским районом.

Минные заграждения, выставленные в начале войны между Лапвиком и Ганге, были сняты. Во время Первой мировой войны на Ханко в бухте Лапвик Тверминне находилась маневренная база легких сил и подводных лодок Балтийского флота. В кампанию 1915 г. Мощные батареи Руссаре и Хесте-Бюссе сообщали устойчивость фланговой позиции. Она прикрывала продольные фарватеры района и, будучи поддержана с востока примыкавшими укреплениями Макилото 4 203-мм орудия , а с запада Эрэ 4 305-мм и 4 152-мм орудия , образовала хорошо защищенный со стороны моря шхерный участок. В начале июля 1915 г.

У Гангута заканчивался стратегический шхерный фарватер, шедший от главной базы флота — Гельсингфорса. Поэтому на Гангутском рейде формировались отряды кораблей перед выходом на боевые операции в Балтийском море. На кампанию 1916 г. На Ганге с весны 1917 г. Осенью 1917 г. Балтийский флот занял привычные места зимовки.

Все было как и в прошлом году, как и два столетия назад. Большая часть кораблей была сосредоточена в главной базе Балтийского флота — Гельсингфорсе, а остальные в Ревеле, Ганге, Або, Котке, Кронштадте. Но ни командование флотом, ни матросы, прибывшие на боевых кораблях из Гельсингфорса и Ревеля в Петроград для участия в перевороте 25 октября 7 ноября , не могли предвидеть последствий этого переворота. А результатом его были развал армии, развал фронта, развал Российской империи, отделение от нее Финляндии, а затем и прибалтийских стран. Таким образом, русский Балтийский флот к концу 1917 г. Этим воспользовалась Германия.

Еще в октябре и ноябре до ледостава флот мог беспрепятственно, за несколько дней перейти из баз в Финляндии и Эстонии в Кронштадт и Петроград. Но только спустя два месяца, в связи с угрозой захвата Германией кораблей Балтийского флота, находившихся в Ревеле, Гельсингфорсе, Або и Ганге, Советское правительство приняло решение о переводе их в Кронштадт. Центробалт получил директиву коллегии Народного комиссариата по военным и морским делам, в котором предписывалось приступить к переводу кораблей из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт. Части германского Северного корпуса 20—21 февраля с Моонзундских островов перешли на материк и, преодолев сопротивление малочисленных отрядов красногвардейцев и моряков, подошли к Ревелю. В период с 19 по 27 февраля из Ревеля в Гельсингфорс были переведены 56 боевых кораблей, вспомогательных и транспортных судов. Теперь в Гельсингфорсе были сосредоточены почти все боеспособные корабли Балтийского флота: две бригады линкоров 6 единиц , бригада крейсеров 5 единиц , минная дивизия, дивизия подводных лодок, дивизия траления, отряд заграждения, 2 дивизиона сторожевых судов, большое количество вспомогательных и транспортных судов.

Советское правительство вынуждено было принять ряд унизительных условий. Так статья 6 гласила: «… Финляндия и Аландские острова немедленно очищаются от русских войск и Красной гвардии, а финские гавани — от русского флота. Пока море покрыто льдом и возможность вывода русских судов исключена, на этих судах должны быть оставлены лишь немногочисленные команды…». Таким образом, вмерзшие в лед корабли должны были стать легкой добычей немцев, что и произошло в базах Або и Ганге. Немцы настояли на включении в договор пунктов, по которым от советской России отторгалось практически все побережье Балтийского моря, за исключением небольшого участка между Сестрорецком и Нарвой. Новой морской границей от Республики Советов отрезались Моонзундские острова, переходившие под «покровительство Германии».

При подходе к ним подорвался на мине и затонул ледокол «Гинденбург». Немцы высадили десант на острова, однако к Ганге отряд их кораблей не дошел, не сумев преодолеть толстый лед. Начался знаменитый ледовый поход Балтийского флота. Всего в результате операции, продолжавшейся до 22 апреля, были спасены для молодой Советской республики 236 кораблей и судов: 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 25 сторожевых кораблей и тральщиков, 5 минных заградителей, 69 транспортов и вспомогательных судов, 28 буксирных пароходов, 7 ледоколов и другие суда. Боевое ядро флота было спасено и явилось основой для строительства Советского Военно-морского флота. Занимаясь выводом наиболее ценных кораблей из Гельсингфорса, командование флотом и Центробалт оставили без внимания западные базы — Або и Ганге.

В Ганге находились 4 подводные лодки, плавбаза «Оланд», 4 тральщика, портовый ледокол «Садко» и несколько вспомогательных судов.

В 1809-1917 Ханко полуостров в составе Российской империи, с декабря 1917 - в финляндской республике. По мирному договору 1940 Ханко полуостров передан Финляндией на 30 лет в аренду СССР, и на нём была создана военно-морская база. С начала Великой Отечественной войны 1941-45 по декабрь 1941 гарнизон базы 165 дней героически оборонял Ханко полуостров и прилегающие к нему острова. Перед нападением на СССР немецко-фашистское командование потребовало от финского командования быстрого захвата Ханко полуостров , для чего была сформирована «ударная группа Ханко полуостров » около 2 дивизий , поддерживаемая береговой и полевой артиллерией 153 орудия , авиацией и флотом.

Оборону Ханко полуостров , представлявшего собой один из важных опорных пунктов на дальних подступах к Ленинграду, осуществляли: 8-я отдельная стрелковая бригада командир полка Н.

Самый южный город Финляндии: история, достопримечательности, природа

Ха́нко — полуостров на северном берегу Финского залива Балтийского моря на юго-западной оконечности Финляндии. Самая южная часть материковой Финляндии. С 26 июня по 2 декабря 1941 года продолжалась героическая оборона советской военно-морской базы на полуострове Ханко в Финском заливе. Она сковала крупные силы войск противника. Экскурс в историю. Окруженный десятками мелких островков, полуостров Ханко, или Гангут (Гангэ-Удд), как его называли раньше, узким языком врезается в море у входа в Финский залив. Длина полуострова 23 км, ширина от 3 до 6 км.

Полуостров ханко

История Русская карта полуострова Ханко 1940 года; военная база обведена синим цветом. Благодаря своему стратегическому положению полуостров сыграл важную роль в истории региона, и многочисленные укрепления, разбросанные по территории, напоминают об этом. По окончании конфликта вся Финляндия отошла от Швеции к России. Во время гражданской войны в Финляндии немецкая остзейская дивизия высадилась в Ханко в апреле 1918 года для поддержки финского правительства.

Однако просуществовала она всего чуть более 10 лет. Решение о ее ликвидации было принято лично Никитой Хрущевым. По словам Владимира Дукельского, моряка, служившего на базе Пороккала-Удд в 1940—1950-х годах, это место было более выгодным, чем, например, арендованный финский полуостров Ханко, где советские войска создали военно-морскую базу после окончания советско-финской кампании и последующего договора о 30-летней аренде этой территории Советским Союзом она действовала до конца осени 1941 года, а Порккала-Удд была ее "преемницей". По версии финской стороны, осенью 1944 года Финляндия, заключив мирный договор с Советским Союзом и Великобританией, желая подтвердить свою политическую толерантность, передала полуостров Порккала-Удд в полувековую аренду СССР. Дукельский, который в то время был командиром минного тральщика, заявил, что советская военно-морская база в Порккала-Удд, когда она использовалась по максимуму, служила нескольким стратегическим оборонительным целям.

Вокруг распростерлась беспросветная мгла. Ни луны, ни звезд. Транспорт шел, тяжело переваливаясь с борта на борт.

Мы с Мишей спустились в каюту. О трагедии, разыгравшейся спустя несколько часов на борту "Иосифа Сталина", уже немало написано. В частности, в повести Дудина "Где наша не пропадала" и в моем романе "Мир тесен". Коротко: "Сталин" подорвался на минном поле. Первая рванула во втором часу ночи. Погас свет. Непонятно было, идем или стоим. Дали аварийный свет - тусклый, неживой.

Громыхнуло второй раз. Вскоре третий. Транспорт медленно кренился на левый борт. Время утекало в прорву, как песок из песочных часов. Все куда-то разбрелись. Дудин и я все время держались вместе. Было много раненых в трюмах. Мы с Мишей таскали их на окровавленных носилках в кают-компанию, где врачи развернули операционную.

Четвертый взрыв был особенно сильным и продолжительным. Он отдался в мозгу уже не жутью, а тупой усталостью. Будто простонало корабельное железо. Я слышал крики, стоны, в потрясенное сознание врывались обрывки фраз: "Сталин" потерял ход… Корабли конвоя пытались взять транспорт на буксир, но последний взрыв оборвал заведенный трос… Говорили, что к борту подходят тральщики и снимают людей… Дудин затащил меня в нашу пустую каюту, кивнул на винтовки, составленные в углу, очень внятно сказал: - Винтовки есть, патроны тоже… Давай… Лучше так, чем рыб кормить. Оспины на его лице казались черными. Не помню, что я ответил. Я схватил Мишу за руку и с силой вытащил из каюты. Будто его слова подстегнули нас обоих: мы вклинились в толпу у двери, ведущей на спардек, и наконец пробились наружу.

У борта "Сталина", хотя и осевшего, но все еще высокого, плясал на штормовых волнах тральщик. С транспорта прыгали на него, сыпались люди, и некоторые оказывались в воде, потому что тральщик то отбрасывало, то снова накидывало, и рассчитать прыжок было непросто. А долго ли продержишься в ледяной декабрьской воде? Тральщик с лязгом ударил в борт транспорта. Вот его узкая, переполненная людьми палуба как раз под нами. Миша прыгнул, я видел, как его подхватили на тральщике. Взобравшись на фальшборт, приготовился прыгнуть и я - но в тот же миг тральщик резко отбросило. Я еще слышал, как закричал Миша: - Женька, прыгай!

Поздно, поздно… Тральщик уходил, Мишин голос удалялся… Стоя на фальшборте и вцепившись рукой в стойку, я висел над беснующейся водой, как над пропастью. Не помню, сколько времени я так висел - минуту, час или вечность. Какой-то провал в памяти… Подошел еще тральщик, снова посыпались люди, прыгнул и я, чьи-то руки подхватили меня. Такие прыжки бывают раз в жизни. Базовый тральщик БТЩ-217 был последним из кораблей конвоя, который подходил к борту "Сталина". Начинал брезжить рассвет, когда 217-й отвалил и на полном ходу пустился догонять ушедший вперед караван. На медленно тонущем транспорте еще оставалось много, очень много людей. Но, наверное, больше ничего нельзя было сделать: корабли конвоя, всю ночь крутившиеся вокруг транспорта, были до отказа переполнены спасенными.

Проклятые мины Финского залива... Их взрывы в ночь со 2 на 3 декабря переломили судьбы многих гангутцев. На "Сталине" осталось более 3 тысяч бойцов. Судно, издырявленное взрывами, погружалось, но медленно: система водонепроницаемых отсеков удерживала его на плаву. Дрейф сносил неуправляемое судно к южному берегу. Не пришли. Утром 5 декабря "Сталин" сел на мель неподалеку от эстонского побережья. А потом пришли корабли - немецкие.

Все оставшиеся на борту "Сталина" гангутцы попали в плен. Страшной была их участь. Те, кто выжил - в лагерях немецких, а потом и в родных "фильтрационных", - так и не поняли, почему их не спасли, бросили на произвол немилосердной судьбы. Почему не пришли к месту катастрофы корабли аварийно-спасательного отряда, стоявшие у причалов Гогланда - острова посредине Финского залива? Этот вопрос мучил и меня всю войну и в послевоенные годы. Но это - предмет другого разговора. Нам же, спасшимся, несказанно повезло. Пасмурным днем наш тральщик ошвартовался в Средней гавани.

Мы ступили на заснеженную кронштадтскую землю. Колонна гангутцев потянулась к красным корпусам Учебного отряда. Непередаваемое словами чувство владело нами - вернулись с края земли домой! Сбоку к колонне пристраивались городские мальчишки. В ответ мы услышали: - Дяденьки, хлеба!.. Колонна притихла. Мы были готовы все отдать им, голодным мальчишкам Кронштадта.

Бенгтшер продолжаются. Советские бомбардировщики сбрасывают бомбы с большой высоты. Один из пикировщиков сбит. С форта Оро подтверждают, что самолёт сбит. Во время отражения атаки самолётов канонерская лодка Uusimaa принимает последних людей из десантной команды, высаженной с канонерки. Тело мичмана Асвика, командира десантной группы, также принимается на борт. Канонерские лодки хотели покинуть район боевых действий. Однако командир отряда приказывает им оставаться в этом районе настолько долго, насколько им хватит боеприпасов, находящихся у них на борту. Военнопленные сообщают, что, насколько им известно, только трое выживших русских покинули остров. Эти трое солдат, однако, заявили, что ни при каких обстоятельствах они сдаваться не будут. Финские войска прекратили атаку, чтобы избежать дальнейших потерь. Оставшихся русских призвали сдаться, но тщетно. Для командования ВМБ Ханко эта операция стала крупной неудачей — был потерян «морской охотник» со всем экипажем и десантный отряд из пограничников. Тем не менее, операции против островов продолжились. Важную роль в обороне Ханко сыграла и авиация базы. Задачей лётчиков была воздушная разведка вражеских тылов в регионе Таллинн—Хельсинки—Турку—Моонзундские острова. Находившиеся на острове истребители перехватывали финские и немецкие самолёты, штурмовали наземные цели. Бринько и воентехник 1-го ранга Ф. Рубцов на аэродроме в перерыве между вылетами Для борьбы с ними была сформирована особая группа. Вражеские истребители с авиабазы Ханко постоянно беспокоят наши войска и угрожают морскому и воздушному сообщению между Хельсинки и Таллинном. Приказываю полку перебросить подразделение из 8 самолётов CU в Нуммелу, откуда под руководством полка и должна выполняться поставленная задача. Подразделение будет называться OsH. Задача подразделения: во взаимодействии с одноместными истребителями Le. Относительно деталей тактического взаимодействия командиры Le. Информацию о сигналах, оповещении и местонахождении зенитных частей, подчинённых Командующему ВМФ, командир подразделения получит от командира Le. В части снабжения и наземного обслуживания Osasto H подчинена Le. Командующий ВВС Ген. Лундквист В отсутствие начальника 1-го отд. Майор Б. По краям лётного поля сооружены самолётные укрытия. В начале войны на Ханко было в общей сложности около 50 самолётов. Из этого числа зенитная артиллерия сбила около 10 самолётов и по меньшей мере такое же количество было уничтожено артиллерийским огнём по показаниям пленных. Очевидно, вследствие захвата Хииденмаа на Ханко прибыло ещё несколько истребителей. Это следует из повысившейся в последние несколько дней активности вражеской авиации, которая беспрерывно штурмует наши окопы пулемётным огнём. Также были отмечены атаки с использованием бомб. По информации от военнопленного летчик-лейтенант , по состоянию на 3 октября на Ханко было около 20 истребителей И-16 и И-153 , принадлежащих 13 истребительному авиаполку. Активность вражеской авиации была особенно энергичной, когда противник пытался захватить какой-нибудь из островов. В таких случаях истребители действовали группами от 1 до 7 самолётов. Операции по захвату островов, как правило, начинаются неожиданно, ночью, ближе к утру». Попытка уничтожить советских лётчиков оказалась для финнов неудачной, а после боя 5 ноября, где они потеряли двоих лучших пилотов, было принято решение прекратить дальнейшие бои в небе. Деятельность авиагруппы существенно ослабила воздушную опасность, заставив противника держаться на значительном расстоянии от базы. После захвата немецкими войсками Таллинна положение на Ханко усугубилось. Прекратилась поставка боеприпасов, горючего и продовольствия. Приближение зимы создавало трудности как для обороны самой базы, так и для связи её с внешним миром.

Николай Стариков

В 1400-годы на полуострове Ханко начинают использовать в качестве порта Таможенный мыс, напротив которого, между скал Коббе и Гамбла, располагается извилистый пролив Хауенсуоли (фин. Значение слова «ханко» в других словарях. (Hanko) (Гангут) — полуостров на юго-западе Финляндии. Вдается на 35км в Финский зал. Балтийского м. Холмистая равнина, покрытая хвойнымилесами. немногим более 120 километров по отличной трассе. Где находится полуостров Ханко на карте Европы, показать расположение. Подробная физическая карта п-ва Ханко с реками и озерами, городами и поселками.

Мемориал советским солдатам на полуострове Ханко (Финляндия)

Линия проходила по морскому побережью и островам и пересекала перешеек примерно в 3 км севернее нынешнего Фронтового Музея. Кроме бункеров, имелись многочисленные пулемётные и ПТ-орудийные позиции, НП и сплошная линия траншей на перешейке с проволочными заграждениями перед ней. С началом войны 29 июня финны попытались силами двух дивизий захватить полуостров с ходу. Естественно, не удалось.

Тогда приступили к блокированию, в сочетании с артобстрелами и бомбёжками. После сдачи Таллина и Моонзундского архипелага Ханко оказался в глубоком тылу противника. Финны начали снимать свои войска и отправлять на фронт.

Дальнейшее срхранение ВМБ было признано бессмысленным. Эвакуация базы началась 26 октября и пролжалась до 2 декабря. Точное количество потерь при эвакуации неизвестно.

Из 88 кораблей, учавствовавших в эвакуации, были потеряны 27.

Противник был на первых порах ослеплён. Утром 26 июня мы узнали, что Финляндия официально объявила Советскому Союзу войну. Финские солдаты в атаке на Ханко Количество артударов по базе возрастало с каждым днём, в особо ожесточённые дни финские артиллеристы расстреливали до 8000 мин и снарядов. При этом защитники в связи с дефицитом могли расходовать не более 100 снарядов в сутки. Как и опасались перед войной, база оказалась под перекрёстным обстрелом.

За 164 дня героической обороны по ней было выпущено около 800 тыс. Для того, чтобы уменьшить эффективность огня противника, командованием было принято решение о захвате прилегающих к Ханко островов, на которых располагались наблюдательные посты и огневые позиции. С этой целью был сформирован десантный отряд под командованием капитана Гранина Б. За период с июля по октябрь благодаря грамотным совместным действиям береговой артиллерии и авиации была произведена высадка 13 десантов, которыми были захвачены 19 островов. Наступательный дух защитников Ханко был удивителен, поскольку, находясь фактически в глубоком тылу противника, люди рвались в бой. Для усиления противодесантной обороны возле Ханко были произведено свыше 350 минных постановок.

Менее удачной оказалась операция по захвату маяка на о. С острова и особенно из башни маяка финны могли спокойно наблюдать за передвижением наших кораблей в фарватере Финского залива. Готовясь к операции, в штабе ВМБ Ханко не учли, что противник, озабоченный действиями против других островов, усилил оборону на Бенгтшере. На остров был переправлен неполный взвод егерей лейтенанта Лютера, установлена 20-мм зенитная пушка и проволочные заграждения. И ходя десантникам удалось высадиться и даже захватить нижнюю часть здания маяка, ход боя сложился не в их пользу. Высадившийся отряд был окружён и о последних часах пограничников Курилова известно главным образом из финских документов.

Маяк на о. Бенгштер, сфотографирован после боя «06:00 — 06:02 ч: Советский патрульный катер обнаружен к югу от о. Канонерская лодка Uusimaa открывает огонь. Третий выстрел попадает в центр патрульного катера. Катер окутался дымом. Капитанский мостик охвачен огнём.

Подбитый катер оказался советским патрульным катером ПК-238. Расстояние между канонерской лодкой Uusimaa и ПК-238 составляет приблизительно 3500—4000 метров. В это же время советские самолёты обстреливают канонерские лодки и сам о. Финские истребители преследуют советские самолёты. С Бенгтшера сообщают, что русские находятся на первом этаже здания маяка. Также советские войска присутствуют и в южной части острова.

Финские самолёты-истребители ведут воздушный бой с советскими самолётами. Советские самолёты бомбят горящий патрульный катер ПK- 238. На соседнем острове расположены две финские канонерские лодки и два катера, на которых находятся люди из отряда Бэклунда. Верхние этажи здания маяка, башня маяка и часть восточного берега находятся в руках финских войск. Остальная часть острова занята русскими. Канонерские лодки обстреливают остров для подготовки высадки десанта.

Финские истребители приземляются в аэродром Турку. Десант высаживается в следующем порядке: Две лодки по центру. Справа от них две лодки во главе с лейтенантом Кэйкконеном. Слева две лодки во главе со 2-м лейтенантом Лэнгоффом. Вследствие успешного артобстрела с канонерской лодки войска высаживаются на остров без проблем. Однако они совершают ошибку и высаживаются на небольшие скалы вблизи о.

Бенгштер, которые отделяют от о. Бенгтшер 18—20 м. Малый охотник ПК-237 входил в состав Отдельного отряда береговой охраны Ханко морской пограничной охраны, с началом Великой Отечественной войны вошёл в состав 3-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Военно-морской базы Ханко Десантники возвращаются в лодки, и высадка возобновляется на юго-восточном берегу острова.

Летом сюда регулярно отправляется экскурсионный теплоход, здесь есть отель и ресторан для тех, кто ждет от отдыха морской романтики.

Пляжи Ханко И всё же главная прелесть Ханко — в его уникальной природе. Яркие лучи солнца, сверкающее море и песок — здесь созданы все условия для столь нетипичного в Северных странах «пляжного» отдыха. Пляжи Ханко растянуты на расстоянии 30 км, и они привлекают туристов своим чистым песком, сочетанием сосен и дубровника. В Ханко найдется место и дайверу, и сёрферу, и любителям прогулок на яхтах.

Традиционно в июле-августе проводится регата. На полуострове есть источник целебных минеральных вод, и любители санаторного отдыха часто приезжают сюда отдохнуть и поправить здоровье. Пляжи Ханко. Здесь бережно хранят воспоминания и о приятных, и о трагических событиях, произошедших в этих краях.

Но он не живет прошлым, а идет в ногу со временем, предоставляя своим гостям все возможные способы хорошего отдыха. Как добраться до Ханко Если Вы едете на автомобиле , ваш путь от Хельсинки до Ханко по трассе 25 займет около 1 ч 30 мин 126 км. На поезде от Хельсинки вам нужно доехать до станции Karjaa и там пересесть на поезд до Ханко. Путь займет около 2 часов, стоимость билета — 19 евро.

Мы с Дудиным долго торчали на верхней палубе. Заснеженный берег Гангута как магнитом притягивал взгляд. Тут и там на берегу ветер мотал багровые языки пожаров. Потом ночь поглотила Ханко. Вокруг распростерлась беспросветная мгла. Ни луны, ни звезд. Транспорт шел, тяжело переваливаясь с борта на борт. Мы с Мишей спустились в каюту. О трагедии, разыгравшейся спустя несколько часов на борту "Иосифа Сталина", уже немало написано.

В частности, в повести Дудина "Где наша не пропадала" и в моем романе "Мир тесен". Коротко: "Сталин" подорвался на минном поле. Первая рванула во втором часу ночи. Погас свет. Непонятно было, идем или стоим. Дали аварийный свет - тусклый, неживой. Громыхнуло второй раз. Вскоре третий. Транспорт медленно кренился на левый борт.

Время утекало в прорву, как песок из песочных часов. Все куда-то разбрелись. Дудин и я все время держались вместе. Было много раненых в трюмах. Мы с Мишей таскали их на окровавленных носилках в кают-компанию, где врачи развернули операционную. Четвертый взрыв был особенно сильным и продолжительным. Он отдался в мозгу уже не жутью, а тупой усталостью. Будто простонало корабельное железо. Я слышал крики, стоны, в потрясенное сознание врывались обрывки фраз: "Сталин" потерял ход… Корабли конвоя пытались взять транспорт на буксир, но последний взрыв оборвал заведенный трос… Говорили, что к борту подходят тральщики и снимают людей… Дудин затащил меня в нашу пустую каюту, кивнул на винтовки, составленные в углу, очень внятно сказал: - Винтовки есть, патроны тоже… Давай… Лучше так, чем рыб кормить.

Оспины на его лице казались черными. Не помню, что я ответил. Я схватил Мишу за руку и с силой вытащил из каюты. Будто его слова подстегнули нас обоих: мы вклинились в толпу у двери, ведущей на спардек, и наконец пробились наружу. У борта "Сталина", хотя и осевшего, но все еще высокого, плясал на штормовых волнах тральщик. С транспорта прыгали на него, сыпались люди, и некоторые оказывались в воде, потому что тральщик то отбрасывало, то снова накидывало, и рассчитать прыжок было непросто. А долго ли продержишься в ледяной декабрьской воде? Тральщик с лязгом ударил в борт транспорта. Вот его узкая, переполненная людьми палуба как раз под нами.

Миша прыгнул, я видел, как его подхватили на тральщике. Взобравшись на фальшборт, приготовился прыгнуть и я - но в тот же миг тральщик резко отбросило. Я еще слышал, как закричал Миша: - Женька, прыгай! Поздно, поздно… Тральщик уходил, Мишин голос удалялся… Стоя на фальшборте и вцепившись рукой в стойку, я висел над беснующейся водой, как над пропастью. Не помню, сколько времени я так висел - минуту, час или вечность. Какой-то провал в памяти… Подошел еще тральщик, снова посыпались люди, прыгнул и я, чьи-то руки подхватили меня. Такие прыжки бывают раз в жизни. Базовый тральщик БТЩ-217 был последним из кораблей конвоя, который подходил к борту "Сталина". Начинал брезжить рассвет, когда 217-й отвалил и на полном ходу пустился догонять ушедший вперед караван.

На медленно тонущем транспорте еще оставалось много, очень много людей. Но, наверное, больше ничего нельзя было сделать: корабли конвоя, всю ночь крутившиеся вокруг транспорта, были до отказа переполнены спасенными. Проклятые мины Финского залива... Их взрывы в ночь со 2 на 3 декабря переломили судьбы многих гангутцев. На "Сталине" осталось более 3 тысяч бойцов. Судно, издырявленное взрывами, погружалось, но медленно: система водонепроницаемых отсеков удерживала его на плаву. Дрейф сносил неуправляемое судно к южному берегу. Не пришли. Утром 5 декабря "Сталин" сел на мель неподалеку от эстонского побережья.

А потом пришли корабли - немецкие. Все оставшиеся на борту "Сталина" гангутцы попали в плен. Страшной была их участь. Те, кто выжил - в лагерях немецких, а потом и в родных "фильтрационных", - так и не поняли, почему их не спасли, бросили на произвол немилосердной судьбы. Почему не пришли к месту катастрофы корабли аварийно-спасательного отряда, стоявшие у причалов Гогланда - острова посредине Финского залива? Этот вопрос мучил и меня всю войну и в послевоенные годы. Но это - предмет другого разговора. Нам же, спасшимся, несказанно повезло. Пасмурным днем наш тральщик ошвартовался в Средней гавани.

Мы ступили на заснеженную кронштадтскую землю. Колонна гангутцев потянулась к красным корпусам Учебного отряда. Непередаваемое словами чувство владело нами - вернулись с края земли домой!

Полуостров Ханко

Заминировав под сильным артиллерийским огнем значительную часть островов, группа благополучно возвратилась на базу, потеряв один танк. В сентябре - октябре 1941г. Под руководством майора Гриднева трижды создавались разведывательно-поисковые группы, которые действовали на территории противника с целью захвата языка и разведки сухопутного участка обороны. В конце октября 1941г. В связи с невозможностью снабжать осажденный полуостров, и с приближением ледостава было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко. В эвакуации гарнизона принимали участие 88 кораблей Балтийского флота, 25 из них погибли при переходе. Всего было погружено 27809 человек, из которых в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград было доставлено 22822 человека. Кроме того, было вывезено 18 танков, 1500т продовольствия 1265т боеприпасов. В заключении хочется сделать небольшое лирическое отступление. На протяжении всей обороны полуострова политотдел базы выпускал газету "Красный Гангут", а так же регулярно выходили в свет листовки, как для советских бойцов, так и для пропаганды среди войск противника.

Было выпущено около 30-и листовок на финском и шведском языках. В самый тяжелый период обороны полуострова К. Маннергейм лично обратился к ханковцам с предложением почетного плена. Заканчивалось обращение ультиматумом, дававшим на размышление два дня. В течении этого срока с одобрения политотдела базы был составлен "Ответ барону Маннергейму" в духе письма запорожцев турецкому султану. Авторы листовки Пророков Б. Листовка распространялась вместе с очередным номером газеты. Своей неожиданной дерзостью она отвлекла внимание бойцов от обращения Маннергейма и стала неплохим вариантом контрпропаганды. Не смотря на ненормативную лексику в тексте.

Ниже приводится текст данного документа, судя по качеству бумаги и печатному шрифту, подлинность его сомнений не вызывает. Расстановка сил сторон СССР С началом войны перед базой Ханко командир гарнизона базы генерал-майор с 16 сентября генерал-лейтенант береговой службы С. Кабанов , военком бригадный комиссар А. Расскин была поставлена задача обороны и отражения атак противника для обеспечения свободных действий Балтийского флота в этом районе. Для отражения морского и воздушного десанта территория базы была разбита на два боевых участка, контролируемых манёвренными группами сухопутных войск. Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко , один из которых был обращён фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны. Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны. Общая численность гарнизона базы составляла 25 300 человек, также на Ханко находилось около 4500 советских гражданских лиц. На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада под командованием полковника Н.

Симоняка: 270-й и 335-й стрелковые полки по 2700 бойцов каждый, 343-й артиллерийский полк 36 орудий , 297-й танковый батальон 33 танка Т-26 и 11 танкеток , 204-й зенитный артиллерийский дивизион, сапёрный батальон, батальон связи. Сектор береговой обороны располагал 2 железнодорожными артиллерийскими батареями 3 сверхтяжёлых орудия ТМ-3-12 калибра 305 мм и 4 тяжёлых орудия ТМ-1-180 калибром 180 мм , 10 стационарными батареями после начала войны их число возросло до 15 с орудиями калибром от 45 до 130 мм, 10 вспомогательных катеров. Противовоздушную оборону базы осуществлял участок ПВО: 3 зенитных артиллерийских дивизиона 12 76-мм батарей, в которые входило 48 орудий , 2 зенитно-пулемётные роты 26 пулемётов , 2 прожекторные роты. Кроме того, на Ханко находились строительные части - 4 строительных батальона, 1 инженерный батальон, 1 дорожно-восстановительный батальон, 1 сапёрный батальон, 1 отдельная строительная рота. Было значительное количество мелких частей: 8 пограничный отряд НКВД Прибалтийского пограничного округа, морской пограничный отряд 4 катера «малый охотник» , 81-я отдельная эскадрилья гидросамолётов 9 гидросамолётов МБР-2 , 3 буксировочных катера , комендатура с подчинённой отдельной местной стрелковой ротой, управление военной железной дороги с подчинённым железнодорожным батальонов, 2 госпиталя. Военные действия Первые дни войны На Балтике для поддержки группы армий «Север» и действий против советского Балтийского флота немецким командованием было выделено около 100 кораблей, в том числе 28 торпедных катеров , 10 минных заградителей , 5 подводных лодок , сторожевые корабли и тральщики. События в Ханко стали разворачиваться сразу же после начала «Барбароссы». Кузнецова , после чего все части немедленно выведены из казарм на оборонительные позиции, зенитные части подготовлены к отражению воздушной атаки, в море выведены корабельные дозоры, выполнено полное затемнение. С 22 по 25 июня, до вступления в войну Финляндии, боевые действия против Ханко вела Германия.

Её военно-воздушные силы бомбардировали Ханко уже 22 июня вечером в 22:30 в налёте участвовало 20 самолётов и во второй половине дня 23 июня 30 самолётов , тогда как финны лишь наблюдали за происходившим со стороны. Аналогичной активностью в период так называемого «трёхдневного нейтралитета» Финляндии 22-25 июня отличались вокруг Ханко и немецкие военно-морские силы. Оба отряда германских торпедных катеров каждую ночь бороздили воды Финского залива, совершенно не принимая во внимание дипломатическое положение Финляндии. Оборона базы вынудила и без того небольшие военно-морские силы Финляндии разделиться на две части, препятствуя сквозным сообщениям финнов в Финском заливе. ВМБ Ханко подвергалась ежедневным артиллерийским обстрелам врага в день на её территории разрывалось от 2000 до 6000 снарядов. К обстрелам базы привлекались и самые крупные корабли финского флота - броненосцы береговой обороны «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен». Периодически базу бомбила финская авиация. С первого момента существования базы она строилась со значительными сухопутными укреплениями из-за своего расположения на территории потенциального противника. Географические и навигационно-гидрографические особенности района военно-морской базы Ханко определили и формы её обороны, свойственные шхерно-островной позиции.

В меру возможностей, путём постановки минных заграждений, был стеснён манёвр неприятельских кораблей на шхерных фарватерах. Захват 18 островов значительно усилил оборону полуострова. Безуспешные попытки прямых штурмов с суши вынудили противника перейти к долговременной осаде базы и к потере возможности нападать с флангов занятых к тому времени советскими морскими пехотинцами. Подрыв и гибель на советском минном заграждении финского броненосца береговой обороны «Ильмаринен » 13 сентября заставил финнов отказаться от обстрелов базы со стороны моря. Обороне Ханко благоприятствовало сохранение на полуострове аэродрома. Даже относительно небольшое число самолётов-истребителей и разведчиков, которыми располагало командование военно-морской базы, в значительной степени способствовало успешности стрельбы береговой артиллерии, высадкам десантов на острова и отражению налётов самолётов противника. Важную роль в обороне Ханко сыграла авиация базы. В исключительно трудных условиях она поддерживала действия войск и высадку десантов, вела разведку, наносила удары по кораблям, батареям и аэродромам противника. В период с 22 июня по 28 августа авиация базы уничтожила 24 вражеских самолёта без потерь от противника в воздухе.

Один самолёт И-153 и два лётчика были потеряны в результате несчастных случаев. Особенно успешно воевали лётчики-истребители А. Антоненко 11 побед, в том числе 5 личных , П. Бринько над Ханко - 10 побед, в том числе 4 личных , Г. Д Цоколаев за период боев за Ханко - 2 личные и 4 групповые победы , А. Байсултанов в период боев за Ханко - 1 личная и 2 групповые победы. Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Сражения на сухопутном фронте в июле 1 июля база подверглась первой атаке с сухопутной линии фронта. После мощной артиллерийской подготовки в атаку перешёл усиленный разведотряд 2 роты шюцкоровцев , шведский добровольческий батальон атаковали стык обороны советских батальонов у станции Лаппвик с целью расчистить путь ударной группировке финнов.

Им удалось вклиниться в советскую оборону, но после 6-часового боя и удара советской артиллерии нападающие были отброшены в исходное положение с потерями. В этот же день финская полурота пыталась захватить остров Крокан гарнизон - 22 бойца , но была отбита, потеряв 9 убитых. В ночь на 7 июля и 8 июля были предприняты ещё две сильные атаки финнов на сухопутном фронте. В их отражении решающую роль сыграла сильная советская артиллерия. По советским данным, в бою 7 июля финские потери составили до двух рот пехоты. После этого активные боевые действия на сухопутном фронте прекратились. Вместо масштабных боёв велись ежедневные артиллерийские дуэли и снайперская борьба лучший советский снайпер краснофлотец Григорий Михайлович Исаков уничтожил 118 солдат врага. Борьба за острова С середины июля основная тяжесть борьбы переместилась на прилегающие к базе многочисленные острова. Для расширения зоны обороны Ханко и ухудшения условий для артобстрела Ханко было решено путём высадки морских десантов овладеть наиболее важными островами.

Для десантных операций был назначен батальон под командованием капитана Гранина Б. Десанты высаживались обычно силами одной роты с использованием катеров, реже - шлюпок. После захвата острова немедленно укреплялись, на них назначались гарнизоны из числа личного состава базы. Кабанов ещё в начале августа 1941 года поставил перед командованием Балтийского флота вопрос о целесообразности обороны Ханко. Своё мнение он мотивировал тем, что Ханко с начала войны фактически является не военно-морской базой, а гарнизоном окружённого порта. Кроме того, задача сковывания у Ханко крупных сил противника не была решена - с суши гарнизону к тому времени противостояли один пехотный полк и несколько батальонов финнов. Он предложил эвакуировать личный состав и вооружение в Таллин для усиления его обороны. Но тогда его предложение было отвергнуто. Ханко - военно-морская база советского Балтийского флота на полуострове Ханко, существовавшая в 1940-1941 годах.

История создания 12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший Советско-финскую зимнюю войну 1939-1940 годов. По условиям договора, Финляндия сдавала в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко, длиной 22 км и шириной 3-6 км площадью 115 кв. Договором предусматривалось создание на полуострове военно-морской базы. С обязанием финляндской стороны в десяти дневный срок с момента вступления в силу договора вывести все свои войска с полуострова, после этого он переходил во владение СССР.

Там была основана советская военно-морская база с гарнизоном численностью 25 30? В начале Второй Мировой Войны они несколько месяцев мужественно защищались от финской армии и шведских добровольцев до 2 декабря 1941 г. Гарнизон базы удачно отбил 36 атак, но из-за трудной обстановки, сложившейся под Ленинградом, было решено эвакуировать защитников Ханко. В конце 1944 г. Финляндия вышла из войны, и Ханко снова стал базой Балтийского флота. Отсюда известный подводник А.

Маринеско 1913-1963 гг. В 1947 г. При въезде в город внимание сразу привлекают две доминанты: водонапорная башня и Лютеранская церковь, которые находятся совсем близко друг от друга на высоком скалистом холме. Лютеранская церковь Лютеранская церковь построена в 1892 г. Архитектор Юхан Аренберг. Реставрирована после Второй мировой войны и в 1973 г. Водонапорная башня С 50-метровой водонапорной башни можно наблюдать прекрасный вид на город, соседние острова и море. На башне имеется телескоп и лифт. На башне, в церкви и в местном краеведческом, так наз. Мы прошли по улице, непосредственно примыкающей к пляжу.

Пляж Памятник свободе У него непростая история, которая изложена на трех языках - финском, шведском и английском. Я сфотографировала английский вариант. Здесь мой перевод.

Немало гитлеровских вояк повисло на проволочных заграждениях, немало их трупов ушло на дно залива", - писал командир десантного отряда капитан Борис Гранин в статье для газеты "Красный Балтийский флот" в октябре 1941 года. Ежедневно финны бомбили полуостров, сотни и тысячи снарядов были выпущены по Ханко. В некоторые дни до 6 тысяч снарядов. Будучи ограниченными в боезапасе, отвечать ханковцы могли куда как более скудно, но врагу доставлялся максимальный урон при имеющихся средствах. Чудесным проявлением военной смекалки была организация железнодорожной батареи, неуловимой "катюши", как с любовью называли ее ханковцы. Было решено на железнодорожные платформы установить три 100-миллиметровых орудия и использовать железнодорожные пути, находящиеся на Ханко.

Состав был чрезвычайно мобилен, практически неуловим. За две минуты он приходил в боевую готовность. И за минуту получал возможность перемещаться на новую позицию. Таким образом, как только состав завершал стрельбу, он тотчас же перемещался на новое место, не давая финской артиллерии шанса ответить. Проявляли чудеса героизма наши летчики. Особенно выделялись истребители Бринько и Антоненко. На двоих они сбили больше двадцати пяти самолетов врага за первые месяцы войны. Антоненко уже 14 июля 1941 был первым среди летчиков Балтики награжден званием Герой Советского Союза. И в небе грозовом, для бурь открытом, Как молния, бесстрашно, высоко— Наперерез, вдогонку "мессершмиттам" Опять летят Антоненко, Бринько.

Такие строки о наших героических летчиках написал поэт Всеволод Азаров в стихотворении "Тем, кто на Ханко". Оно было напечатано в газете "Красный Балтийский Флот" 19 июля 1941 года. Понятия фронта и тыла на Ханко были весьма условные, ведь малые размеры полуострова позволяли врагу обстреливать практически каждый его участок. В связи с этим город буквально уходил под землю. Все, что можно было использовать, шло на строительство землянок и убежищ. В результате потери от артобстрелов были минимальными. Тем не менее без жертв, к сожалению, не обходилось. После подъема наших истребителей в воздух финны тотчас же принимались обстреливать место взлета. Таким образом взлетная полоса приходила в негодное положение, и специально выделенный строительный батальон был вынужден максимально быстро заделывать воронки, чтобы не допустить катастрофы.

К несчастью, именно в такую воронку попал при посадке самолет Алексея Антоненко 25 июля. На могиле героя Петр Бринько дал клятву: "Пока мои руки держат штурвал самолета, буду нещадно громить врагов". Клятву эту Бринько с честью сдерживал в небе над Ханко, а позднее в боях под Ленинградом вплоть до сентября 1941. При атаке на врага он погиб в результате действий вражеских зениток. Не имея возможности вклиниваться в материковую территорию Финляндии, командование базы приняло решение создавать возможно большую напряженность на островах вокруг Ханко. Была организована масштабная островная война. Силами ханковцев с боем были взяты 18 островов: Хорсен, Кугхольм, Старкерн, Моргонланд и другие. Захватывали их вместе с установленными на них батареями и наблюдательными пунктами. Такой успех был обусловлен грамотными совместными действиями авиации, артиллерии и морского десанта, высаживающегося на островах.

Таким образом оборона полуострова была серьезно усилена, а враг был вынужден держать значительные силы в районе Ханко. Но, к сожалению, не все высадки проходили успешно. Стоит остановиться на атаке маяка на острове Бенгтшер. В двадцати трех километрах к юго-западу от полуострова Ханко, на гранитной скале, стоит трехэтажное каменное здание с сорокашестиметровой башней. Это и есть маяк на острове Бенгтшер. Маяк этот был известен командованию Ханко как наблюдательный пункт, корректирующий работу финской артиллерии. Он очень затруднял мореплавание вблизи полуострова. В связи с этим было принято решение, что остров надо захватить, а маяк взорвать. Именно с этой целью и отправились 26 июля 30 десантников на двух катерах к острову Бенгтшер.

Двигались ночью, задолго до рассвета, соблюдая все меры предосторожности, что позволило добраться до самого острова незамеченными. Однако во время высадки наш десант был обнаружен, и враг открыл пулеметный огонь.

Крепость[ править ] Однако, когда в августе 1780 года русский флот под командованием Джеймса Тревенина служившего в русском флоте англичанина капитана 1 ранга, командира 66-пушечного корабля «Не тронь меня» предстал перед беззащитным Ханко третий раз, брат короля, герцог Карл дал наконец приказ начать строительство.

Майор Г. Ханс фон Киертинг, позднее дворянин Вёрнхьелм, закончил проект в январе 1789 года. На имеющейся напротив мыса Ханко скале построили в 1789—1808 крепость.

Во время Финской войны 1808 — 1809 годов эта крепость была занята русскими войсками. После войны вся Финляндии была присоединена к Российской империи как Великое княжество Финляндское. Во время Крымской войны летом 1854 года крепость защищала порт Ханко, но в августе 1854 года была взорвана солдатами, которые опасались разделить судьбу крепости Бомарсунд на Аландских островах , захваченной англо-французскими войсками.

Город и порт[ править ] Расположение форма протянутого в Балтийское море полуострова Ханко давала возможность мореходства в зимнее время, когда другие порты в Финляндии были ещё во льду. Вследствие этого в 1871 — 1873 годах на полуостров была проложена Ханковская железная дорога и построен порт. Главной целью было гарантировать перевозки в Санкт-Петербург зимой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий