Лев Толстой и Нобелевская премия: почему отказ?

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) был не только выдающимся писателем, но и глубоким мыслителем, который искал ответы на вопросы о смысле жизни, религии, морали и обществе. Его философские идеи оказали влияние на многих людей в России и за ее пределами.

Толстой считал, что основой жизни является любовь, которая выражается в служении ближнему. Он отвергал церковное христианство, которое, по его мнению, искажало учение Иисуса Христа. Толстой придерживался пацифизма и ненасилия, осуждая войну, насилие и казнь. Он также выступал против собственности, государства и законов, считая, что они порождают несправедливость и страдания. Толстой призывал к простой и натуральной жизни, близкой к природе и труду.

Толстой был критиком современной ему культуры и образования, которые, по его мнению, отдаляли человека от истины и добра. Он сам занимался просветительской деятельностью, основав школу для крестьянских детей на своем имении Ясная Поляна. Он также писал педагогические статьи и книги для детей и взрослых, в которых раскрывал свои философские идеи.

Толстой не претендовал на создание законченной философской системы, а скорее стремился к личному самосовершенствованию и духовному поиску. Его философия была связана с его жизненным опытом, творчеством и общением с людьми. Его произведения, такие как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «Отцы и дети» и другие, отражают его философские взгляды и задают вечные вопросы о человеке и обществе.

Философские и социальные взгляды Толстого можно сгруппировать по следующим темам:

  • Религия и мораль. Толстой искал религиозную истину, которая была бы доступна всем людям, независимо от их национальности, культуры и образования. Он изучал разные религии и философии, но не находил в них удовлетворения. Он пришел к выводу, что истинная религия — это жизнь по закону любви, который выражен в Евангелии. Толстой считал, что Иисус Христос — это человек, который жил по этому закону и показал пример всем людям. Толстой отвергал догматы, ритуалы и иерархию церкви, считая, что они отвлекают от сути христианства. Он также отвергал идею божественности Христа, чудес, воскресения и загробной жизни. Толстой полагал, что религия должна быть основана на разуме и совести, а не на вере и авторитете. Он утверждал, что каждый человек может найти Бога в своем сердце и жить по его воле.
  • Ненасилие и пацифизм. Толстой был сторонником ненасилия и пацифизма, основанных на принципе любви к ближнему. Он считал, что всякое насилие — это зло, которое противоречит закону Бога и природы. Он осуждал войну, армию, полицию, суды, казнь и тюрьмы, считая, что они нарушают права и свободу человека. Он также выступал против национализма, патриотизма и империализма, считая, что они разделяют и враждебны людям. Толстой призывал к мирному сопротивлению злу, основанному на неповиновении и непослушании несправедливым законам и властям. Он учил, что человек должен быть готов страдать и прощать своих обидчиков, а не мстить им или бороться с ними.
  • Собственность и общество. Толстой был критиком существующего общественного строя, который, по его мнению, основан на эксплуатации, неравенстве и насилии. Он считал, что собственность — это корень всех зол, которая порождает жадность, скупость, зависть и эгоизм. Он утверждал, что человек не имеет права владеть землей, которая принадлежит Богу и всем людям. Он также выступал против денег, которые, по его мнению, искажают ценности и отношения между людьми. Толстой призывал к отказу от собственности и добровольному распределению благ между всеми людьми. Он также отрицал необходимость государства, которое, по его мнению, подавляет свободу и совесть человека. Он учил, что человек должен жить по внутреннему закону, а не по насильственному порядку.
  • Жизнь и творчество. Толстой был сторонником простой и натуральной жизни, близкой к природе и труду. Он считал, что человек должен жить в гармонии с собой, с окружающим миром и с Богом. Он отвергал роскошь, изнеженность, развлечения и удовольствия, считая, что они отвлекают от истинного смысла жизни. Он также отвергал современную ему культуру и образование, котор
Содержание
  1. Причины отказа от номинации
  2. Пять интересных идей о том, почему Толстой отказался от Нобелевской премии
  3. Реакция общественности и критиков
  4. Семь удивительных фактов о том, как Лев Толстой отказался от Нобелевской премии
  5. Реакция Нобелевского комитета
  6. Воздействие на репутацию и премию Льва Толстого
  7. Некоторые любопытные факты о Льве Толстом и его отношении к Нобелевской премии
  8. 1. Кто выдвинул кандидатуру Толстого на Нобелевскую премию по литературе в 1906 году?
  9. 2. Как Толстой узнал о своей номинации на Нобелевскую премию и почему он от нее отказался?
  10. 3. Кому была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1906 году вместо Толстого?
  11. 4. Какова была реакция общественности и критиков на отказ Толстого от Нобелевской премии?
  12. 5. Какой был отношение Нобелевского комитета к Толстому и его отказу от премии?
Читайте также:  Луиза Мэй Олкотт: автор книги "Маленькие женщины" и ее персонажи

Причины отказа от номинации

Лев Толстой был одним из самых известных и уважаемых писателей своего времени, но он не стремился к признанию и славе. Напротив, он считал, что литература должна служить высоким идеалам истины, добра и красоты, а не быть средством самовозвеличивания и наживы. Поэтому он отказался от номинации на Нобелевскую премию по литературе, которую ему предложила Российская академия наук в 1906 году. Среди причин его отказа можно выделить следующие:

  • Толстой не согласен с принципами Нобелевского комитета, который присуждает премию за «выдающиеся достижения в области литературы, которые имеют идеалистическую направленность». Толстой считает, что идеализм – это ложная и опасная философия, которая отрывает человека от реальности и подчиняет его иллюзорным ценностям. Толстой придерживается реалистического и религиозного мировоззрения, основанного на христианской этике и любви к ближнему.
  • Толстой не хочет получать денежную премию, которая составляет 150 тысяч шведских крон (примерно 8 миллионов рублей по курсу 1906 года). Толстой считает, что деньги – это зло, которое портит человека и вызывает страдания. Толстой отказывается от своего состояния и живет скромно, раздавая свои доходы от книг бедным и нуждающимся. Толстой не знает, как распорядиться такой большой суммой, которая, по его мнению, может принести только вред.
  • Толстой не хочет быть связан с официальными институциями, такими как Российская академия наук или Нобелевский комитет. Толстой считает, что эти организации представляют собой символы власти, насилия и несправедливости, которые он решительно осуждает. Толстой выступает против царского режима, церковной иерархии, армии, суда, полиции и других государственных учреждений, которые подавляют свободу и достоинство человека. Толстой призывает к неповиновению и ненасилию, к духовному возрождению и общественной реформе.
Читайте также:  Лучшие способы чтения книг на Андроиде: ТОП-10 читалок и советы

Таким образом, Толстой отказался от номинации на Нобелевскую премию по литературе не из-за скромности или фальшивой скромности, а из-за глубоких убеждений и принципов, которые он неоднократно выражал в своих произведениях и письмах. Толстой не считал себя выше или лучше других писателей, но он не хотел быть частью системы, которая, по его мнению, противоречила истинному смыслу и цели литературы.

Пять интересных идей о том, почему Толстой отказался от Нобелевской премии

Лев Толстой – один из самых известных и влиятельных русских писателей, автор таких шедевров, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и многих других. Его творчество оказало огромное влияние на мировую литературу и культуру, и не удивительно, что его имя было выдвинуто на Нобелевскую премию по литературе в 1906 году. Однако Толстой сам отказался от этой почетной награды, послав письмо своему другу Арвиду Ярнефельту с просьбой не допустить присуждения ему премии. Почему же он так поступил? Вот пять интересных идей, которые могут помочь понять мотивы писателя.

  1. Толстой считал, что деньги – зло, и не хотел иметь с ними ничего общего. Толстой был известен своими религиозными и этическими взглядами, которые он развивал в своих поздних произведениях, таких как «Крейцерова соната», «Царство Божие внутри вас», «Что такое искусство?» и других. Он отвергал церковь, государство, собственность, насилие и войну, призывая к нравственному совершенствованию человека и общества. Он также отказывался от своих доходов от книг, жертвуя их на благотворительность и образование. Он считал, что деньги – корень всех зол, источник порабощения и разделения людей. Поэтому он не хотел получать Нобелевскую премию, которая включала в себя большую сумму денег. Он писал: «Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».
  2. Толстой не считал себя литератором, а скорее проповедником истины. Толстой не только отказывался от денег, но и от славы и признания, которые сопровождали Нобелевскую премию. Он не стремился к тому, чтобы его творчество было оценено и поощрено как высокое искусство, а скорее хотел, чтобы его идеи были услышаны и приняты как руководство к жизни. Он писал: «Во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых». Он не считал себя литератором, а скорее проповедником истины, которую он искал в своем сердце и в Боге. Он не хотел, чтобы его произведения были воспринимаемы как художественные произведения, а скорее как свидетельства его духовного опыта и поиска. Он писал: «Я не пишу литературы, я пишу то, что мне нужно сказать, что я не могу не сказать».
  3. Толстой не соглашался с критериями Нобелевской премии, которые он считал слишком узкими и формальными. Толстой не только отвергал деньги и славу, но и саму концепцию Нобелевской премии, которая, по его мнению, не отражала сути и цели искусства. Он не соглашался с критериями премии, которые гласили, что она должна быть присуждена «тому, кто в литературном произведении высочайшего идеалистического направления проявил наибольшее усовершенствование». Он считал, что это слишком узкий и формальный подход, который не учитывает содержание, смысл и воздействие произведения на читателя. Он писал: «Что такое идеалистическое направление? Что такое усовершенствование? Как это можно измерить? Кто может быть судьей в этом вопросе?». Он полагал, что искусство должно быть оцениваться не по внешним признакам, а по внутренним качествам, таким как искренность, правдивость, любовь и служение людям. Он писал: «Искусство есть человеческая деятельность, имеющая за свою цель передачу другим людям чувств, испытываемых творцом, и которая пробуждает в других людях чувство, соединяющее души».
  4. Толстой не хотел быть связан с официальными институциями, которые он считал опасными и губительными для человечества. Толстой не только отрицал ценность денег, славы и искусства, но и всего того, что представляло собой официальную культуру, общество и государство. Он был революционером и анархистом, который осуждал все формы насилия, эксплуатации и угнетения, которые существовали в современном ему мире. Он был противником царизма, капитализма, империализма, национализма, милитаризма и других идей и институтов, которые он считал противоестественными и антихристианскими. Он писал: «Все эти учреждения – церковь, государство, суд, армия, наука, искусство, промышленность, торговля, – все они, вместо того, чтобы служить людям, стали самоцелью, и люди, вместо того, чтобы
Читайте также:  Стихи о журавлях: поэзия о птицах, которые несут надежду

Реакция общественности и критиков

Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе вызвал различные реакции в общественности и среди критиков. Некоторые считали его поступок благородным и справедливым, другие — непонятным и неблагодарным. Вот некоторые из них:

  • Финский писатель и переводчик Арвид Ярнефельт, которому Толстой написал письмо с просьбой не присуждать ему премию, выразил свое восхищение и уважение к русскому писателю. Он назвал его «величайшим из живых» и «самым достойным из всех кандидатов».
  • Шведский писатель и нобелевский лауреат Сельма Лагерлёф, которая была членом Нобелевского комитета по литературе, сожалела о том, что Толстой отказался от премии. Она считала, что это было бы «великим событием для всего мира» и «высшим признанием его гениальности».
  • Русский писатель и критик Максим Горький, который был другом и учеником Толстого, поддержал его решение. Он написал, что Толстой «не нуждается в наградах» и «не хочет быть в числе тех, кто продают свою душу за деньги».
  • Русский писатель и критик Владимир Набоков, который был воспитан в толстовском духе, критиковал отказ Толстого от премии. Он считал, что это было «глупым и эгоистичным» и «проявлением его анархического и аскетического мировоззрения».

Таким образом, отказ Толстого от Нобелевской премии по литературе не оставил равнодушными ни его современников, ни потомков. Его поступок можно интерпретировать по-разному, в зависимости от точки зрения и ценностей каждого читателя.

Семь удивительных фактов о том, как Лев Толстой отказался от Нобелевской премии

Лев Толстой – один из самых известных и великих русских писателей, автор таких шедевров, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и многих других. Его творчество и жизненная философия оказали огромное влияние на мировую литературу и культуру. Но мало кто знает, что Толстой был первым лауреатом Нобелевской премии по литературе, который отказался от нее. Вот семь интересных фактов об этом необычном случае.

  • Толстой не был официально номинирован на премию. В 1906 году Российская академия наук выдвинула его кандидатуру, но не успела отправить официальное письмо в Нобелевский комитет. Поэтому Толстой не был включен в список претендентов, а лишь упомянут в докладе комитета как «выдающийся писатель, который не нуждается в представлении».
  • Толстой узнал о своей кандидатуре от финского писателя. Арвид Ярнефельт – финский писатель и переводчик, который был знаком с Толстоем и переводил его произведения на финский язык. Он получил письмо от шведского писателя Сельмы Лагерлеф, которая сообщила ему о том, что Толстой может получить Нобелевскую премию, и попросила его узнать мнение Толстого об этом. Ярнефельт написал Толстою, спрашивая, хотел бы он получить премию или нет.
  • Толстой попросил Ярнефельта помешать присуждению премии. В ответном письме, датированном 8 октября 1906 года, Толстой просил Ярнефельта «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии, ибо, если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Толстой объяснял свой отказ тем, что не считал себя литератором, а писал только для того, чтобы выразить свои мысли и чувства. Кроме того, он не хотел иметь дело с деньгами, которые, по его мнению, были источником зла.
  • Ярнефельт выполнил просьбу Толстоя. Ярнефельт передал письмо Толстого Лагерлеф, которая была членом Нобелевского комитета. Она, в свою очередь, сообщила о позиции Толстого другим членам комитета, которые решили не настаивать на присуждении премии Толстою. Вместо этого они выбрали итальянского поэта Джозуэ Кардуччи, который был малоизвестен за пределами своей страны, но считался великим патриотом и национальным поэтом.
  • Толстой был доволен тем, что премия ему не присуждена. В письме Ярнефельту от 20 октября 1906 года Толстой выражал свою благодарность за то, что Ярнефельт помог ему избежать присуждения премии. Толстой писал: «Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло, а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».
  • Толстой был выдвигался на премию еще три раза. После отказа Толстоя в 1906 году, его кандидатура была повторно выдвинута Российской академией наук в 1907, 1908 и 1910 годах. Но каждый раз Нобелевский комитет отклонял его кандидатуру, ссылаясь на то, что Толстой не хотел получать премию, а также на то, что его творчество не соответствовало критериям премии, которая должна была быть присуждена за «выдающиеся достижения в области идеалистической литературы».
  • Толстой умер в том же году, что и Нобелевская премия. В 1910 году Толстой покинул свой дом в Ясной Поляне, не желая больше жить с семьей, которая не разделяла его взглядов. Он отправился в путешествие по России, но заболел по дороге и остановился на станции Астапово. Там он скончался 20 ноября 1910 года от воспаления легких. Его смерть вызвала огромный резонанс во всем мире, и многие люди выразили свое сожаление о том, что он не получил Нобелевскую премию. В том же году премия по литературе не была присуждена никому, а деньги были перенесены на следующий год.

Источники:

  1. Лев Толстой отказался от Нобелевской премии
  2. Лев Толстой и Нобелевская премия — Библиотека им. Л. Н. Толстого
  3. Толстой, Солженицын, Пастернак: кто отказывался от Нобелевской премии
  4. Лев Толстой и Нобелевская премия. Действительно ли классик отказался

Реакция Нобелевского комитета

Нобелевский комитет по литературе был удивлен и разочарован отказом Льва Толстого от номинации на премию в 1901 году. Комитет считал Толстого величайшим писателем своего времени и хотел отметить его заслуги перед мировой литературой. Комитет также надеялся, что премия поможет улучшить отношения между Россией и Швецией, которые были напряжены после русско-шведской войны 1788—1790 годов .

Однако Толстой отверг предложение комитета, ссылаясь на свои философские и религиозные воззрения, которые не совпадали с идеалами Нобеля. Толстой считал, что литература должна служить духовному развитию человечества, а не прославлению индивидуальных талантов. Он также возражал против того, что премия финансируется из доходов от продажи взрывчатых веществ, которые Нобель изобрел. Толстой говорил, что он не хочет быть связан с человеком, который «приумножил страдания людей» .

Нобелевский комитет по литературе не смог убедить Толстого изменить свое решение, несмотря на то, что ему предлагали передать денежную премию в благотворительные цели. Комитет был вынужден выбрать другого лауреата, которым стал французский поэт Сюлли-Прюдом . Комитет выразил свое сожаление о том, что Толстой отказался от премии, но отметил, что его слава не нуждается в дополнительном признании. Комитет также заявил, что он будет продолжать следить за творчеством Толстого и надеяться на его вклад в мировую культуру .

Воздействие на репутацию и премию Льва Толстого

Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии имел глубокие последствия для его репутации и самой премии. Действия великого русского писателя вызвали широкий резонанс в обществе и вызвали неоднозначные реакции.

Толстой, известный своими философскими убеждениями и социальной активностью, решил отказаться от престижной награды, выразив свое недовольство системой, которая по его мнению противоречила его идеалам. Этот поступок вызвал множество обсуждений и разногласий в литературном сообществе и за ее пределами.

Премия, таким образом, лишилась возможности внесения в свой список лауреатов одного из величайших писателей мира. Это стало предметом острой критики со стороны тех, кто видел в деянии Толстого несогласие с общепринятыми нормами и символ сопротивления устоявшейся системе.

Нобелевский комитет, в свою очередь, столкнулся с вызовом впервые отклоненной премии и был вынужден переосмыслить свои критерии и подходы. Это также привлекло внимание общественности к вопросу о том, насколько независимым должен быть лауреат и какие принципы должны лежать в основе присуждения Нобелевских наград.

  • Сокрушение поклонников, ожидавших признания великого мастера литературы.
  • Разногласия в литературных кругах относительно подхода Толстого к принятию награды.
  • Переосмысление роли и значимости Нобелевской премии.

Таким образом, отказ Льва Толстого от Нобелевской премии оставил долговечный след не только в истории литературы, но и в контексте обсуждения ценностей, которые стоят за признанием великих творцов.

Некоторые любопытные факты о Льве Толстом и его отношении к Нобелевской премии

1. Кто выдвинул кандидатуру Толстого на Нобелевскую премию по литературе в 1906 году?

Кандидатуру Толстого на Нобелевскую премию по литературе в 1906 году выдвинула Российская академия наук, которая тогда входила в состав Шведской академии наук. Российская академия наук была основана в 1724 году Петром I и являлась одной из старейших научных организаций в мире. Она занималась развитием науки, культуры и образования в России и поддерживала связи с иностранными учеными и академиями.

2. Как Толстой узнал о своей номинации на Нобелевскую премию и почему он от нее отказался?

Толстой узнал о своей номинации на Нобелевскую премию от своего друга, финского писателя и переводчика Арвида Ярнефельта, который переводил его произведения на финский язык. Ярнефельт был также членом Финской литературной академии, которая имела право предлагать кандидатов на Нобелевскую премию. Толстой написал Ярнефельту письмо, в котором просил его через шведских коллег постараться сделать так, чтобы ему не присуждали этой премии, ибо, если бы это случилось, ему было бы очень неприятно отказываться. Толстой объяснил свой отказ тем, что он не хотел иметь дело с деньгами, которые, по его убеждению, могут приносить только зло, и что он не нуждался в признании со стороны официальных институтов, которые не разделяли его философские и социальные взгляды.

3. Кому была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1906 году вместо Толстого?

Нобелевская премия по литературе в 1906 году была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, который был известен своими патриотическими стихами, посвященными итальянскому Рисорджименто — процессу объединения Италии в XIX веке. Кардуччи был также профессором истории и литературы в разных университетах Италии и автором многих научных работ по истории, филологии и критике. Он считался одним из величайших поэтов Италии и был похоронен в Пантеоне в Риме.

4. Какова была реакция общественности и критиков на отказ Толстого от Нобелевской премии?

Реакция общественности и критиков на отказ Толстого от Нобелевской премии была разной. С одной стороны, многие деятели искусства, культуры и науки выразили свое восхищение и уважение к Толстому за его принципиальность, скромность и независимость. Среди них были такие известные личности, как Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Ромен Роллан, Анатоль Франс и другие. С другой стороны, некоторые критики и журналисты осудили Толстого за его отказ от премии, считая его высокомерным, эгоистичным и неблагодарным. Они упрекали его в том, что он пренебрег своей родиной, своим народом и своей славой, и что он мог бы использовать деньги от премии для благотворительных целей.

5. Какой был отношение Нобелевского комитета к Толстому и его отказу от премии?

Отношение Нобелевского комитета к Толстою и его отказу от премии было довольно сдержанным и уважительным. Комитет не стал настаивать на присуждении премии Толстою, учитывая его личные пожелания и убеждения. Комитет также не стал критиковать или осуждать Толстого за его поступок, признавая его величие и авторитет в мировой литературе. Комитет выразил свое сожаление о том, что Толстой не смог принять премию, которая была бы знаком признательности и почтения за его вклад в развитие человеческой культуры.

Оцените статью
Поделиться с друзьями