Февраль 18 года что произошло с блоком

18 минут назад. Пожаловаться. После Февральской революции 1917 года в жизни певца "Прекрасной дамы" Александра Блока произошел коренной перелом. В ноябре 1902 года между Блоком и Любовью Менделеевой произошло объяснение. Блок пришёл на это свидание с предсмертной запиской в кармане, но неожиданно для него Люба соглашается. Он показывает ей записку. Хотя работу объявили секретной, Блок настаивал на публикации стенограмм допросов (360 страниц), но это произошло только в 1921 году, уже после смерти поэта.

Анализ произведения «12» Блока + сочинения

Базовый уровень. Дополнительная литература по теме урока Иванова Е. Загадочный финал Двенадцати: к 70-летию со дня смерти Александра Блока. Теоретический материал для самостоятельного изучения Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в 1918 году в очень короткий срок — с 8 по 28 января. Все эти 20 дней Блок практически никуда не выходил, почти не спал и не ел, создавая свой литературный шедевр. И это действительно так, ведь поэма ещё долгое время будоражит умы и сердца современников писателя и литературных критиков. Поэма разделена на 12 глав. Стоит отметить, что число «12» символично в произведении: поэма «Двенадцать», двенадцать частей, двенадцать солдат, следящих за порядком, 12 апостолов Христа, образ которого появляется в самом конце поэмы. Первая глава представлена как экспозиция поэмы. Автор намеренно погружает нас в тёмную и реалистичную атмосферу того времени, где раздаются проклятия существующему режиму, где простой народ предрекает себе смерть от рук большевиков. В этой же главе бросаются в глаза множество контрастов: чёрный вечер и белый снег, бедная старушка и барыня в каракуле.

Подобное противопоставление может означать только раскол, разделение, которое породило ту самую «чёрную злобу» в сердцах людей, умирающих от холода и голода под гнётом советской власти. Голоса затихают с приходом патруля красноармейцев. Именно эти 12 красноармейцев призваны навести порядок на улицах страны. Завязка действия происходит во второй главе, где автор знакомит нас с Ванькой и Катькой. Ванька — бывший друг, теперь предатель, Катька — девушка одного из двенадцати, которая также предала его.

Между Блоком и Менделеевой был всего-то год разницы, но, конечно, она была совсем еще ребенок, а он — страстный мужчина, переживший трагическую любовь. В шестнадцать лет случился у Александра страстный роман со взрослой женщиной, Ксенией Садовской. Саша приехал в курортный городок Бад-Наухайм с мамой и тетей, а 37-летняя Садовская отдыхала там с тремя детьми… В этой страсти смешались романтизм и физическое влечение, стихи и ссоры, слезы и поцелуи. Закончилось, как водится, ничем: мама Блока, устроив грандиозный скандал Садовской, отослала сына в Шахматово. Саша был опустошен. Он был разочарован в физической стороне любви. Ему казалось, что нельзя совместить в одной женщине и возвышенное, и земное. Он хотел теперь любить Прекрасную Даму, идеал, к ногам которой он положит свое израненное сердце и гениальные стихи. Девочка с подмосковной дачи, Офелия в облаке темного золота волос — вот кто нужен был Блоку-поэту. После случайной встречи в городе в 1901 году Блок начал ухаживать за Любочкой по-настоящему, а потом последовало предложение руки и сердца. Весной 1903 года пара обручилась, а 30 августа в церкви села Тараканово произошло красивое венчание, потом молодые отправились в квартиру Блока в Санкт-Петербурге… Тут-то Блок и объявил молодой жене, что интимная близость между ними невозможна, потому что он считает физическую любовь недостойной их высоких отношений. Поцеловал ее в лоб и ушел спать в другую комнату.

Немировичу-Данченко , но драму так и не поставили в театре. Поэт служил в Белоруссии , в окрестностях Пинских болот. О своём тамошнем окружении он в ту пору писал жене: «Живём в деревне в хорошем домике — довольно дружно и весело Идельсон, присяжный поверенный, Егоров, сын профессора, Попов, студент, Глинка, правнук композитора, Игнатов и я…» 16 августа 1916 г. А в письме матери поэт отмечает: «В избе три комнаты, блохи выведены. В одной спят Попов, Идельсон и Глинка, в другой — Игнатов, Егоров и я, в третьей кухне — хозяин или хозяйка и котёнок…» 21-28 августа, 4 сентября [9]. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные». На фронте Блок узнал о крушении монархии в феврале 1917 года. Блок, Сологуб и Чулков в 1908 году Февральскую революцию Блок встретил со смешанными чувствами[ источник? Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в « Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств » в должности редактора. Октябрьскую революцию Блок сразу принял восторженно, но как стихийное восстание, бунт [11]. Затем настроения Блока менялись. В январе 1920 года от воспаления лёгких умер отчим Блока генерал Франц Кублицкий-Пиоттух , которого поэт называл Францик. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой. В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта». Болезнь и смерть[ править править код ] Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть , но согласился работать на её пользу. На вопрос анкеты «Может ли интеллигенция работать с большевиками? Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков — это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия… разве это не символ передовой интеллигенции? На протяжении 1918—1920 годов Блока назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях [13]. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость, Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили».

В 1918 году появляется самое загадочное произведение русской литературы — поэма Блока «Двенадцать», о смысле которой споры не утихают до сих пор. Выпустив в том же году стихотворный цикл «Скифы», Блок до самой смерти уже больше ничего не пишет: он опустошён и измучен. В начале 1919 года его арестовывает Петроградская Чрезвычайная Комиссия по подозрению в антисоветском заговоре. По заступничеству Луначарского поэт был отпущен, но ещё больше надломлен. В 1920 году умирает его отчим, и Блок забирает к себе мать. В 1921 году он выступает с речью «О назначении поэта» в Доме литераторов, которая становится программным произведением. Голод, холод, отсутствие денег и непомерные физические нагрузки сделали своё дело: к началу 20-х годов у Блока начинаются серьёзные проблемы с сердцем, проявляется астма, наблюдаются явные психические расстройства, началась цинга. Весной он подаёт прошение в политбюро ЦК РКП б для выдачи визы: ему нужно было срочно уехать на лечение за границу. Разрешение было дано лишь в июле и то только благодаря Луначарскому и Горькому, которые хлопотали о спасении поэта , когда состояние Блока было уже настолько критическим, что он не мог никуда ехать. Личная жизнь Блок был очень впечатлительным и ранимым. В 17 лет, отдыхая с матерью в Германии, он испытал первую сильную любовь к Ксении Садовской, которой он посвятил многие из своих стихов. Практически каждое лето Блок бывал в Шахматово под Москвой — имении деда.

Образование Александра Блока

  • «Меня выпили»
  • «Масловка изнутри». Экскурсии в городок художников
  • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»: основной смысл, кульминация, жанр произведения
  • Читайте также
  • Евгения Иванова
  • Ответы | стр. Александр Блок — Русская литература, 11 класс | Супер Решеба

Великие истории любви. Блок и его странная любовь.

Предстояло объяснение с Блоком. И вот они, недавние друзья, стоят напротив друг друга в кабинете Блока. Когда Белый объявил, что должен объясниться, в лице Блока что-то дрогнуло. Александр Блок самый таинственный и даже местами мрачный поэт серебряного века. В жизни Блок немногословен, спокоен и рационален – в стихах безудержный воин и пророк своего времени. Анна Ахматова нарекла его «трагическим тенором эпохи». И это не очередная страшилка из серии "дайте денег Киеву, иначе русские на вас нападут". По мнению Бена Ходжеса, экс-командующего силами армии США в Европе, если страны НАТО не отнесутся серьёзно к угрозе из России, через 18 месяцев начнётся то, о чём все много говорят. Жизнь Блока была непростой, он пережил революцию и страдал от голода, но смог справиться со всеми невзгодами, сохранив честь и достоинство – Самые лучшие и интересные новости по теме: Жизнь, Прошлое, биография на развлекательном портале Но первая осознанная встреча Блока и Любы случилась, когда ему было 17, а ей 16 лет. Оба они участвовали в домашнем спектакле, Блок играл Гамлета, а Люба – Офелию.

Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» («12»)

Первого мая 1921 года, пять дней спустя после столь странно завершившегося творческого вечера, Александр Блок выехал из Петрограда в Москву — выступать на таких же точно вечерах, серия которых была организована актрисой Облонской, выступившей в роли его антрепренёра. Перед пожаром там произошел мощный взрыв. Турецкие банки отказываются работать с российскими. он написал два номера журнала "Корабль". Ирина Одоевцева в своих мемуарах «На берегах Невы» о жизни Петербурга 18-20 годов вспоминала реакцию Николая Гумилева: «Блоку бы следовало написать теперь анти-«Двенадцать». многие все еще не могут простить ему его «Двенадцать».

Двенадцать

Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым , описанный в пьесе «Балаганчик». Андрей Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны [7]. В 1909 году произошли два тяжёлых события в семье Блока: умерли ребёнок Любови Дмитриевны и отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок с женой уехали отдохнуть в Италию и Германию. Благодаря итальянским стихам Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». Летом 1911 года Блок снова ездил за границу, на этот раз во Францию , Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович дал негативную оценку французских нравов [8] : Неотъемлемое качество французов а бретонцев, кажется, по преимуществу — невылазная грязь, прежде всего — физическая, а потом и душевная.

Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции. Летом 1913 года Блок опять ездил во Францию по совету докторов и снова писал об отрицательных впечатлениях [8] : Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну — Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья хлеб и говядина , питьё чай и вода ; кровати не 15 аршин ширины , умывальники здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне … В 1912 году Блок писал драму « Роза и Крест » о поисках сокровенного знания провансальского трубадура Бертрана де Борна. Пьеса была завершена в январе 1913 года, понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко , но драму так и не поставили в театре. Поэт служил в Белоруссии , в окрестностях Пинских болот. О своём тамошнем окружении он в ту пору писал жене: «Живём в деревне в хорошем домике — довольно дружно и весело Идельсон, присяжный поверенный, Егоров, сын профессора, Попов, студент, Глинка, правнук композитора, Игнатов и я…» 16 августа 1916 г. А в письме матери поэт отмечает: «В избе три комнаты, блохи выведены.

В одной спят Попов, Идельсон и Глинка, в другой — Игнатов, Егоров и я, в третьей кухне — хозяин или хозяйка и котёнок…» 21-28 августа, 4 сентября [9]. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные». На фронте Блок узнал о крушении монархии в феврале 1917 года. Блок, Сологуб и Чулков в 1908 году Февральскую революцию Блок встретил со смешанными чувствами[ источник? Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в « Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств » в должности редактора. Октябрьскую революцию Блок сразу принял восторженно, но как стихийное восстание, бунт [11]. Затем настроения Блока менялись.

Первый откровенный разговор между ними произошел во время постановки Шекспира в домашнем летнем театре, устроенном прямо в сенном сарае. Постановка удалась; зрители бросалина сцену цветы и бисировали. Взявшись за руки, Саша и Люба выходили на поклоны. У Блока сияли глаза. И не только успех в домашней постановке так опьянил поэта; он чувствовал приближение чего-то огромного, судьбоносного. Люба-Офелия, так не похожая внешне на еще не написанную, но уже существующую где-то в космосе идеальную героиню стихов Блока, в этот день была необычайно хороша, вся окутанная плащом распущенных золотистых волос, с венком из полевых цветов. Не было в ней ничего от Таинственной Девы, от Прекрасной Дамы, дышащей духами и туманами. Крепко сбитая, ладненькая, щекастая, с ярким румянцем и серьезными глазами под тяжелыми веками, она мяла в руках букет цветов и очень волновалась.

Она тоже чувствовала поступь судьбы. Это был первый день августа, темная, чернильная ночь. Впервые оставшись наедине, возвращались домой после спектакля Люба и Саша. Вдруг прямо перед ними прочертила небо большая голубая звезда.

При этом петербуржцы ещё до этого события глухо выражали своё недоумение. После открытия памятника жители Северной столицы перестали стесняться в выражениях — зайдите в социальные сети! В частности, их разозлили потраченные «на недоразумение» бюджетные деньги, наши деньги, о целесообразности траты которых нас никто не спросил. Если уродливый памятник Сергею Есенину поставили во дворе дома-музея в Замоскворечье на деньги спонсоров и скульптора, то тут - прямые государственные расходы, вернее — неподконтрольные траты того пугающего государства «церковность, кабаки, казна и чиновники» , о котором писал сам поэт.

На церемонии, повторяю, не было ни одного музейщика, блоковеда, поэта! Открывали самодовольный губернатор Беглов и председатель Законодательного собрания г-н Бельский. Авторы памятника — скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин. Интересно, что они курят? Но поэты — тоже откликнулись. Вот как начинается стихотворение Марианны Голенищевой: Памятник Блоку... Скроен безбожно... Можно бы хуже, но невозможно...

Написал и я восемь срок из так любимой Блоком Москвы: В годину смут и нравственных падений, Когда шутам не смеют возразить, Один привластный петербургский «гений» Решил и Блока так изобразить.

Когда устанешь верить?.. И я изведал…» 1908 «Когда вы стоите на моем пути…» 1908 «Когда замрут отчаянье и злоба…» 1908 «Май жестокий с белыми ночами!.. Года летят…» 1912 «Мой бедный, мой далёкий друг!.. Под звук дождя стеклянный…» 1912 «Повеселясь на буйном пире…» 1912 «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» 1912 «Сквозь серый дым от краю и до краю…» 1912 «Шар раскалённый, золотой…» 1912 Валерию Брюсову «И вновь, и вновь твой дух таинственный…» 1912 Владимиру Бестужеву «Да, знаю я: пронзили ночь отвека…» 1912 Вячеславу Иванову «Был скрипок вой в разгаре бала…» 1912 Испанке «Не лукавь же, себе признаваясь…» 1912 К музе «Есть в напевах твоих сокровенных…» 1912 Сны «И пора уснуть, да жалко…» 1912 «Было то в темных Карпатах…» 1913 «Ваш взгляд — его мне подстеречь…» 1913 «Вспомнил я старую сказку…» 1913 «Есть времена, есть дни, когда…» 1913 «Есть игра: осторожно войти…» 1913 «Из ничего — фонтаном синим…» 1913 «Как растёт тревога к ночи!.. С богом!

По домам!.. Так диктует вдохновенье…» 1911—1914 «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» 1911—1914 «Бушует снежная весна…» 1914 «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» 1914 «В огне и холоде тревог…» 1914 «Вербы — это весенняя таль…» 1914 «Ветер стих, и слава заревая…» 1914 «Грешить бесстыдно, непробудно…» 1914 «Есть демон утра.

Причина смерти

  • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»: основной смысл, кульминация, жанр произведения
  • Революция в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
  • Блок, Александр Александрович
  • Фактчек: 14 самых популярных легенд о Блоке • Arzamas
  • Неизвестная «заметка» Бунина на смерть Блока — Журнальный зал

Блок, Александр Александрович

Что же осталось? Земля ей пухом". Впрочем, несмотря на осадок, оставшийся после расставания, Блок в стихах нашел место и теплым чувствам: "Жизнь давно сожжена и рассказана, Только первая снится любовь, Накрест лентою алой, как кровь. И когда в тишине моей горницы Под лампадой томлюсь от обид, Синий призрак умершей любовницы Над кадилом мечтаний сквозит". Любовь Менделеева Под финал своей жизни великий поэт Александр Блок поймет, что на всем свете у него было, есть и будет только две женщины — Люба и «все остальные». Люба — дочь талантливейшего ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Они были знакомы с детства: когда их отцы вместе служили в университете, маленькие Саша и Люба в колясочках гуляли в университетском саду. Потом они встретились, когда Саше было 17 лет, а Любе — 16. Сцена из домашнего спектакля.

Александр Блок в роли Гамлета, 18 лет. Он к тому времени уже успел пережить бурную страсть с 37-летней Ксенией Садовской и приехал в имение Менделеевых Боблово, где они вместе с Любой сыграли шекспировского «Гамлета». Он — Гамлета, она — Офелию. После спектакля пошли погулять и впервые остались наедине… Странно: мы шли одинокой тропою, В зелени леса терялись следы, Шли, освещенные полной луною, В час, порождающий страсти мечты. Стана ее не коснулся рукою, Губок ее поцелуем не сжег... Всё в ней сияло такой чистотою, Взор же был темен и дивно глубок. Лунные искры в нем гасли, мерцали, Очи, как будто, любовью горя, Бурною страстью зажечься желали В час, когда гасла в тумане заря... Странно: мы шли одинокой тропою, В зелени леса терялся наш след; Стана ее не коснулся рукою...

Страсть и любовь не звучали в ответ. Многие из окружения Менделеева негодовали, что дочь такого великого ученого собирается выходить замуж за «декадента». Сам Дмитрий Иванович стихи своего будущего зятя не понимал, но уважал его: «Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать». Возникли разногласия и между Любой и Александрой Андреевной — виной этому были нервозность матери Блока и ее ревность к сыну. Блок Александра Андреевна по второму мужу Кублицкая-Пиоттух, мать поэта Идеальный на первый взгляд союз поэта и его музы был далеко не столь счастливым. Ох уж эти поэты! Но почему, Сашура?

Ни названия болезни, ни медицинского заключения. Можно подумать, что правду пытались скрыть, и что-то здесь нечисто, но нет — просто вскрытия не проводили, а при жизни Блок ни разу клинически не обследовался. Никаких официальных документов нет. Понятно, что впоследствии этот пробел был восполнен. До сегодняшнего дня во всех энциклопедиях и справочниках сообщается, что умер Блок от болезни сердца, а конкретно — воспаления сердечных клапанов или, как позднее уточнили, септического эндокардита. Кстати, это вполне правдоподобная версия. Причиной возникновения эндокардита чаще всего является уже имеющийся воспалительный очаг в организме. Инфекционный агент, выходя в кровь, поражает многие органы и системы, но чаще всего сердце. Смерть наступает по причине сердечной недостаточности или эмболии. Чаще всего заболеванию подвержены мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Исследователи последней болезни поэта пользуются «Краткой заметкой о ходе болезни Блока», составленной доктором Александром Пекелисом, наблюдавшим своего пациента в последние полтора года его жизни. Жили они с Блоком в одном доме на углу набережной Пряжки и Офицерской улицы. Неплохо друг к другу относились. Так вот, именно Пекелис считал, что Блок умер от острого эндокардита. Только в 1987 г. Острый эндокардит — болезнь, которая убивает за три месяца. Подострый септический эндокардит может развиваться годами, без видимых патологий. Он трудно диагностируется. На основании исследования писем, дневников и мемуаров, симптомы подострого септического эндокардита выявляются у Блока задолго до последней болезни. Это похудание, бледность кожи, иногда с желтизной или приобретением ею цвета «кофе с молоком», боли в суставах чаще мелких , постепенное изменение формы ногтей в виде часовых стекол и деформация концевых фаланг пальцев по типу барабанных палочек, увеличение селезенки. Собственно эндокардит клинически выражается появлением сердечных шумов. Наблюдаются геморрагические высыпания на коже и слизистых оболочках. Действительно, в последние годы жизни Блока многие замечали, что у него странно потемнела кожа лица, ногти приобрели странную форму и он жаловался на постоянную боль в ноге. Блок был чрезвычайно подвержен простудным заболеваниям. Плеврит, отит, бронхит, тонзиллит — от этих болезней он попеременно страдал лет с пяти и до конца жизни, что невероятно расстраивало мать, которая сына боготворила. Кроме того, мы точно знаем, что в 23 года он заболел гонореей. Впервые он пожаловался на сердце в 1909 г. Где-то с 1913 г. А вот с весны 1920 г. Инфлюэнца с катаральными явлениями, невроз сердца легкой степени. Выглядит плохо — отмечают все современники. Весной 1921 г. В конце мая у него уже собственно обнаруживают эндокардит. От него он якобы вскоре и умирает. Пекелис — врач, наблюдавший Блока в последние годы — сам не очень понимает, почему Блок так быстро умер: «Если всем нам, в частности нашему нервно психическому аппарату, предъявляются в переживаемое нами время особые повышенные требования, ответчиком за которые служит сердце, то нет ничего удивительного в том, что этот орган должен был стать местом наименьшего сопротивления для такого вдумчивого, проникновенного наблюдателя жизни, глубоко чувствовавшего и переживавшего душою все то, чему его «свидетелем Господь поставил», каким был покойный А. Абзац потрясающий — не медицинское заключение, а стихотворение в прозе в духе русского символизма. До начала широкого применения антибиотиков септический эндокардит в последней фазе не лечился. Можно было не допустить болезни профилактикой тонзиллита, а не запускать его. Повышать иммунитет. Но радикальных методов воздействия на болезнь у медицины не было. Врачи рекомендовали вывезти Блока в зарубежный санаторий, считая, что перемена обстановки и хорошие условия жизни могут помочь. Друзья и родственники хлопотали о выезде в Финляндию. Горький писал Луначарскому. Тот Ленину. Ленин Менжинскому. Почему-то Блока не хотели выпускать. Разрешение на выезд пришло чуть ли не в день смерти. Это дало основание предполагать, что большевики уморили Блока, не дав выехать на лечение. Об этом много писали в годы перестройки.

Тема невежества. Она прослеживается на уровне стилистики поэмы, которая вобрала в себя блатные песни, уличный жаргон и даже частицы фольклора. Проблемы Трагизм мироощущения Блока в тот период — последствие его прозрения. Поэту становится ненавистна и омерзительна пошлая, бездуховная жизнь толпы обывателей, которые всегда и везде в большинстве. Спасение от нее он видит в разрушительной стихии, которая разрушила мирный сон «толстозадой» Руси и привела ее в движение. Поэтому проблематика в поэме «Двенадцать» так драматично отразила социальные катаклизмы того времени. Аморализм убийство Катьки, равнодушное отношение двенадцати к убийству, вездесущее оружие и угрозы его применения. Герои враждебны к общепринятой традиционной морали, они намеренно идут против нее. Что подразумевает Блок под убийством Кати? Есть две трактовки: 1. Катька символизирует порок, который в ее лице искореняют двенадцать во главе с Христом. Гибель Катьки — символ первой крови невинной жертвы, мрачное пророчество кровавой гражданской войны, где пострадают тысячи мирных жителей. Гибель старого мира дама в каракуле, буржуи, Ванька. Все эти персонажи подвергаются яростному преследованию, они теперь поменялись местами с бывшим угнетенным классом. Бабка — символ старого мира, который отжил свое. В то же время, многие критики считают, что этот образ символизирует здравый смысл, который не признают революционеры в своем стремлении швыряться лозунгами. Проблема нигилизма и разрушения нравственных основ. Постепенно внутренняя катастрофа Блока находит теоретическое обоснование в философии Ницше, которой увлекались многие символисты. Немецкий мыслитель утверждал, что цивилизация развивается циклично, как и культура. На смену обветшалой выродившейся системе придет разрушение и полное отрицание всех прежних ценностей и всех старых устоев. Варварские орды уничтожат все нравственные и моральные принципы былой эпохи, ею созданные и навязанные людям, но тем самым «расчистят место» для возникновения новой культуры и новой цивилизации. Нищета и запустение страны. Истощенная катаклизмами Русь пуста, как заснеженная улица. Вокруг разрушения, холод и ужасающая неприкаянность народа. Перемены символизирует вьюга, от описаний которой уже бьет озноб. Но метель одновременно и символ чистоты, глобального процесса и болезненного очищения страны от скверны. Смысл и идея поэмы Поэма «12» — глубочайшее истолкование действительности. В произведении отражены реальные события, свидетелем которых был Блок суровая зима 1918 года, костры на улицах, красногвардейцы, которые патрулировали улицы, разговорная речь тех времен с характерными жаргонизмами и сокращениями. Главная мысль поэмы «Двенадцать» заключается в том, что автор выразил свои взгляды на историю, сущность цивилизации и культуры на языке символов. Революционный посыл заключается в том, что поэт воплотил впечатления очевидца революции, которая определила историю России. А вот каковы эти впечатления, сказать сложнее. Их эмоциональную окраску определяет финал, который можно трактовать по-разному. От этой трактовки зависит разбор текста. Мнение самого Блока читайте под заголовком «критика». Смысл финала поэмы «12» неоднозначен, есть две основные интерпретации: Во главе процессии Иисус Христос, как первый революционер, который пошел против традиции. Как и христианство, новая эра требует жертв, поэтому Двенадцать взяли на себя миссию инквизиторов или же князя Владимира, который кровью и мечом крестил Русь. Без насилия мир не изменить, как показывает история насаждения религии, например. Поэтому новые апостолы которых тоже было 12, это еще одно доказательство: отсылка к Библии берут на себя крест, чтобы изменить мир к лучшему. Во главе процессии Антихрист, как последний вестник апокалипсиса, который ведет людей к погибели духовной и физической. Революция — крах мира, она ведет к братоубийственной войне и полному упадку в благополучной стране. Двенадцать — символ разрушительной силы революции, которая уничтожает все на своем пути. Человек в толпе теряет лицо, становится слепым орудием типа винтовки, которое используют сильные мира сего, чтобы водрузить на пьедестал свою элиту. Финал Красноармейцы утолили печаль в акте мщения, Петруха отбросил сомнения и перестал печалиться. Двенадцать идут дальше, и их шествие не знает времени: «И вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». За ними еле успевает привязавшийся шелудивый пёс — уже знакомый нам символ старого мира. Красноармейцы стараются напугать его штыками, чтобы он отвязался от их процессии. Это тоже символично: новые люди гонят старый мир. Вдруг герои замечают таинственный силуэт во тьме. Они открывают огонь по неизвестному видению, пытаясь понять, что же это. Не знаю они, что Ему не страшны выстрелы и удары. Критика Поэма вызвала огромный резонанс в обществе, навсегда лишив поэта понимания и поддержки многих друзей. Ее не поняли старорежимные интеллигенты, впрочем, как и сторонники новой власти. Одним она убедила в том, что Блок — предатель и лицемер, других — что он не понимает подлинного духа революции и смешивает ее с грязью. Словом, он оставался непонятым даже в эмиграции, когда однозначно расстроил свои отношения с большевиками. О произведении одним из первых и довольно подробно высказался иллюстратор поэмы «12», Юрий Анненков: В 1917—18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. И снова, и всегда — Музыка. Он отрицает обвинения в конформизме и лизоблюдстве, говоря о вдохновенном порыве, который обрел завершенность в скандальном произведении. Ему было обидно, что его не поняли даже коллеги по цеху и друзья. Об этом он пишет в своих мемуарах уже в эмиграции. В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный вероятно шум от крушения старого мира. Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы Конечно, поэт не был уверен в том, что не раскаивается в написанном. Из-за рубежа он следил за происходящим в России и был угнетен ее состоянием, которое ухудшалось день ото дня. Красный террор, гражданская война, начавшаяся за революцией реакция не могли ему нравиться. В отчаянии он вспоминал свой вдохновенный порыв, но музыка в душе стихла. Именно поэтому перед смертью он умоляет жену сжечь все экземпляры поэмы «Двенадцать». Так он отрекся от своего знаменитого и трагического гимна октябрьскому перевороту. Ему было, отчего расстраиваться и при жизни. На одном из митингов против Красного террора и политических репрессий люди скандировали в его адрес оскорбление: «Изменник! Там же были его старые друзья, Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье, которые никак не заступились за его честь. Дальше — больше: та же Ахматова, а вместе с ней и поэт Сологуб, демонстративно отказываются от участия в мероприятии, где в программе упомянута его поэма. Гумилев отреагировал еще радикальнее, утверждая, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».

И в течение года после свадьбы оставалась девственницей. А вот молодой муж в плотских радостях с другими женщинами себе всё это время не отказывал. Они же не богини, что тут ограничивать себя? Через год ей всё же удалось завлечь мужа в постель. Особого удовольствия процесс не доставил ни ей, ни ему. Вот он Любовь Дмитриевну любил именно как женщину. Этот «тройственный союз» продлился до 1907 г. Но чувств Блока к ней это практически не изменило. К слову сказать, «Прекрасными Дамами» Блок называл и актрис Наталью Волохову, Любовь Дельмас, и своих почитательниц, и даже обычных проституток. Да и вообще он был феноменальным ходоком, в своих воплощенных в жизнь сексуальных фантазиях ни в чем себя не ограничивавшим. В конце концов интимные отношения с женой перестали быть для Блока такой уж редкостью. Вот только ей самой, по свидетельству Менделеевой, они уже были не в радость: «Редкие, краткие, по-мужски эгоистичные встречи». Продолжалась такая жизнь полтора года. Биограф Блока Владимир Новиков утверждал: «Между супругами нет того, что составляет земную сторону брака. Он делает это вполне искренне, но в то же время не по свободному выбору, а вынужденно. Налицо некая психофизиологическая аномалия, которая препятствует обыкновенной телесной близости. По сути дела, предпринята попытка брака, состоящего исключительно в душевном и духовном единении супругов». Естественно, воздержание для молодой женщины было в тягость, и она начала заводить любовников.

Блок Александр

Процесс создания, как известно, занял всего лишь несколько дней, а окончательная редакция длилась около месяца. Поэт ощущал феноменальный творческий подъем, чувствуя, что из под его пера выпорхнуло нечто гениальное, неожиданное, принципиально новое. Поэма «Двенадцать» была издана в газете левых эсеров «Знамя труда», а через два месяца вышла в формате книги. По свидетельству Блока, он еще несколько месяцев после написания заключительных стихов физически улавливал шум «от крушения старого мира». Именно он вкупе с звоном разбитых стекол, грохотом ружейных выстрелов и потрескиванием уличных костров составлял музыку революции, поглотившую и потрясшую автора. Позже он разочаруется в новой власти, уедет в эмиграцию, но напишет, что не раскаивается в своем творении и не отрекается от него, ведь тогда радость переменам была стихией, а не политической игрой об этом он написал в сборнике «Поздние статьи». Смысл названия Поэма названа «12» в честь того отряда, который осуществлял революционные судилища в переулках Петрограда. Судя по мемуарам Джона Рида и других журналистов, заставших переворот, отряды красноармейцев, патрулировавших улицы, действительно состояли из дюжины человек.

В черновиках Блока видно, что он связывал название не только с реалиями охваченной пламенем столицы, но и с поэмой Некрасова об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. Поэт вдохновился преемственностью поколений борцов за свободу: герои произведения Некрасова тоже вершили суд, как умели, но их порыв был справедлив. Слишком долго эти трудяги находились в рабском положении у тех, кому они теперь мстили. Разумеется, есть и символическое значение заглавия. Поэма так называется, потому что Блок вкладывал в нее религиозные аллюзии. Христа окружали именно двенадцать апостолов. Прошло время, и вот в России, третьем Риме, вновь появился Иисус «в белом венчике из роз» в окружении дюжины учеников.

Так автор проводит параллель между двумя событиями в истории, связывая их единым святым значением для человечества. Он, как и многие тогда, думал, то с нашей страны начнется мировая революция, которая уничтожит старый мир рабов и господ и водворит царствие Божие на земле. Блок обезличил своих героев, сделал из них монолит, состоявший из 12 человек. Каждый из них в отдельности ничего не значит, но вместе они — сила революционной стихии, символическое объединение народных масс, поднявшихся одним строем во имя свободы. Так поэт показывает единство порыва, охватившего страну, и угадывает будущее советской идеологии, где основой стала коллективизация духа. Композиция Поэма «12» состоит из двенадцати глав, каждая из которых рисует отдельный фрагмент мозаики, где мы угадываем черты изуродованного зимнего Петрограда, пламенеющего от крови, знамен и пожарищ. Экспозиция воплощается в первой главе, где автор погружает читателя в атмосферу того времени, чтобы последующее убийство уже никого не удивило.

Кругом раздаются проклятия и упреки новому режиму, все обитатели старого, разрушенного мира недоумевают и предрекают России смерть от рук большевиков. Тут же появляется патруль из красноармейцев, который запугивает все на своем пути. Завязка происходит во второй главе, где герои вспоминают Ваньку бывшего друга, предателя и Катьку девушку одного из двенадцати, которая также предала его. Они осуждают поступки парочки, упоминая об их недостойной связи. Теперь их власть дает им полное право отомстить обидчикам. Далее происходит развитие действия. Читатель узнает историю этих людей, их тяжелую и горькую долю.

Теперь их жажда мщения находит оправдание. Кульминация происходит в шестой главе, где отряд натыкается на Ваньку с Катькой и открывает огонь на поражение. Катька погибает, Ванька спасается бегством. Развязка длится все последующие главы. Читатель видит внутренний конфликт бывшего ухажера Катьки и его выбор в пользу служения революции. Эпилогом можно считать двенадцатую главу, где выясняется, что убийц ведет за собой Иисус Христос. О чем поэма?

Первая глава. На улице мороз, прохожие еле плетутся по замерзшим дорогам, скользя и падая. На канате, который протянут от одного здания к другому, подвешен плакат с революционным лозунгом: «Вся власть Учредительному собранию! Старушка недоумевает, зачем столько материи потрачено зря — она пригодилась бы для изготовления детской одежды. Ворчит и жалуется, что «большевики загонят в гроб». Длинноволосый человек ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вполне возможно, автор имел в виду писателя. Его за такие речи рассказчик сразу же нарекает буржуем — представителем привилегированного сословия, угнетателем честного народа.

Барыня в каракуле в разговоре с другой сетует, что они «плакали, плакали», поскользнувшись, падает. Ветер доносит слова проституток: на свое собрании они постановили «на время — десять, на ночь — двадцать пять…И меньше ни с кого не брать!.. Заканчивается глава тем, что поэт раскрывает суть происходящего в поэме «12»: «Злоба, грустная злоба Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба…Товарищ! Гляди в оба! Вторая глава. Двенадцать человек ведут шумную речь о том, как Ванька с Катькой сидят в кабаке, называя Ваньку «буржуем». Они вспоминают, что раньше «он был наш, а стал солдат».

Все эти люди — с цыгаркой в зубах, примятым картузом, бубновым тузом на спине тюремная татуировка — неблагополучны, подавлены бременем жизни в бедности, потому и злы. Они бросают вызов старой «толстозадой» Руси — деревне, где крестьяне все еще держатся за свои покосившиеся избенки и не рискуют идти против власти. Такую дряблую и покорную Русь они ненавидят. Третья глава. Здесь говорится о горькой солдатской доле двенадцати бойцов. Все они служили на безотрадном фронте Первой мировой войны. В своих бедах они винят буржуев, которые послали их воевать.

Теперь на зло им они разжигают мировой пожар революции. Четвертая глава. Двенадцать героев продолжают патрулирование улиц. И тут мчится пролетка, где сидят Ванька с Катькой. Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус». Пятая глава. Это монолог Ваньки, который напоминает подруге о ее статусе содержанки.

Под грудью у Катьки еще не зажил шрам от ножевого ранения, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила» и даже была причастна к убийству одного из них. В ней бойцы видят предательницу. Она всегда воротила от бедняков нос, продавала свою любовь знати, и вот теперь пришел черед расплатиться за легкую жизнь. Шестая глава. Двенадцать красногвардейцев нападают на пару, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька спасается бегством, Катька замертво падает на снег. Седьмая глава.

Двенадцать идут дальше, не придавая значения случившемуся. Только Петруха, который убил Катьку свою бывшую девушку , помрачнел и пригорюнился. Соратники утешают его, но он вспоминает: «Эту девку я любил».

Первое издание "Снежной маски", включавшей 30 стихотворений, открывалось словами, адресованными Волоховой: "Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в чёрном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города". Цикл "Фаина" тоже посвящён Волоховой.

Но если в «Снежной маске» героиня выступает как символ страсти, а сама возлюбленная лишена конкретных свойств характера, то в «Фаине» обрисован портрет нервной, властной и загадочной женщины, которая стала для лирисческого героя «волей, воздухом и огнём». Фаина не похожа на бесплотное и прозрачное видение. В кипении безудержных страстей восторг поэта не знает предела. В Фаине со всей полнотой воплощено представление Блока о свободе и удали народного характера. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой», — писал поэт о Волоховой.

Стихотворения, воссоздающие поэтическое представление Блока о возлюбленной, насыщены колоритом «вольной Руси»Образ Фаины оказывается родственным той, что, по словам Некрасова, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». В поэтике стихотворений неслучайными оказываются «лебяжья поступь», «открытый говор», «цветистый хмель». Фаина может выступить и в образе «лихой солдатки». Цикл "Родина" и входящая в него поэма "На поле Куликовом" Внимание поэта занимает тема судьбы России, и с 1907 по 1916 годы он пишет цикл "Родина", в который вошли знаменитое стихотворение "Россия" и небольшая поэма "На поле Куликовом", которую современный писатель Захар Прилепин называет "политическим молитвословом о любви к Родине". Оригинальность подхода к теме родины выразилась у Блока в том, что Россия представлена в образе жены, женщины.

Блок подходит к теме Родины не как мыслитель, а как влюблённый поэт. Литературовед Виктор Жирмунский отмечал: "Россия для него - возлюбленная, и как меняются черты возлюбленной в его поэзии... Образ Родины мифологизирован в стихотворении "Русь", где через сказочный пейзаж передаётся мысль о необычайности России, "почиющей" в тайне. Наиболее точно блоковская любовь к России выразилась в стихотворении "Рождённые в года глухие... Стихотворение посвящено судьбе современников Блока, детей "страшных лет России", и строится на антитезе "память - забвение".

Пустоту эпохи поэт стремится заполнить верой в Россию. Судьбу России поэт осознаёт как собственную судьбу, и все стихотворения цикла есть излияние этого чувства в пылких признаниях. Россия отныне - жена его лирического героя, с которой он делит все беды и радости и стремится её утешить: О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чём ты горько плачешь? Основной образ цикла "Родина" - дорога.

Этот образ, позаимствованный у Гоголя, приобретает у Блока ещё более символический смысл: это не только путь лирического героя, не только образ, позволяющий почувствовать бескрайние просторы страны, но и путь самой России, её судьба. Будущее страны Блок стремится прозреть через её прошлое, показанное глазами древнерусского воина в поэме "На поле Куликовом". Любовь Дельмас Любовь Дельмас. В этом цикле отразились мотивы «цыганской стихии», любви и музыки. Кармен у Блока — и героиня оперы Бизе, и современная женщина.

Она и независимая, вольнолюбивая испанская цыганка, и славянка, которую герой под «заливистый крик журавля» обречен «ждать у плетня до заката горячего дня». С одной стороны, "Кармен" напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания и сквозной темой всепоглощающей стихийной любви. Блок признавался, что в марте 1914 года он «отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907», когда была написана «Снежная маска». Однако «Кармен» не повторение пройденного.

За отрядом увязывается наш старый знакомый — бездомный безродный пес с поджатым хвостом. Солдаты пытаются всячески прогнать его, но настойчивое животное движется за ними не отставая.

Видя впереди какое-то движение красного стяга, отряд пытается выяснить, кто это. И даже открывают стрельбу. Но отвечает им лишь вьюга. Красноармейцы продолжают свое шествие «державным шагом», на замечая того, что перед ними, с кровавым флагом, защищенный от пуль, идет «Исус Христос». Смысл появления в финале поэмы Двенадцать этой фигуры в своем время не смог объяснить даже сам автор. Поэма Двенадцать: смысл и метафорические образы Первое, что бросается в глаза — цвета, создающие уникальную атмосферу.

Черный вечер, черное небо, белый снег. Эти цвета всегда символизировали борьбу добра и зла. В поэме Двенадцать смысл имеет противостояние старого и нового миров. Какой цвет приписать каждому из них автор оставляет на усмотрение читателю, явно не отображая свое отношение к той и другой стороне. О поэме 12, смысл которой удивлял еще современников автора, Владимир Маяковский писал: «В этой поэме одни читают сатиру о революции, другие — славу революции». Далее, в черно-белую картинку вместе с двенадцатью красноармейцами врывается красный цвет.

Цвет флага, несомого ими, цвет крови, оставляемой после себя. Кроме этого, поэма будто звучит вслух. Она бесконечно наполнена звуками: завывание вьюги,.

Александр Блок, «Возмездие», 1921 Молодежь играла в горелки и прятки, гуляла в Церковном лесу, где росли удивительные крупные ландыши, с темно-зеленой, изумрудной листвой. Любе Менделеевой было тринадцать, Саша — на год старше.

Ни одной вольности, никакого намека даже на симпатию — гуляли всегда большой компанией, с хорошенькими кузинами Любаши, Сарой и Лидой, с подругой Юлей Кузьминой… Но много лет спустя, уже после смерти Блока, Любовь Дмитриевна в своей книге воспоминаний «И быль, и небылицы о Блоке и о себе» до мельчайших подробностей опишет свою розовую блузку с черным галстучком, в которые была одета во время их первой знаменательной встречи, и как брели по темной липовой аллее, ни о чем не говоря, просто обмениваясь многозначительными взглядами; и удивительные светлые глаза Блока, опушенные белесыми ресницами… В платонических намеках, вздохах и тревожных снах прошло три таких счастливых лета. Ожидание любви зачастую куда счастливее, чем сама любовь. Первый откровенный разговор между ними произошел во время постановки Шекспира в домашнем летнем театре, устроенном прямо в сенном сарае. Постановка удалась; зрители бросалина сцену цветы и бисировали. Взявшись за руки, Саша и Люба выходили на поклоны. У Блока сияли глаза.

И не только успех в домашней постановке так опьянил поэта; он чувствовал приближение чего-то огромного, судьбоносного. Люба-Офелия, так не похожая внешне на еще не написанную, но уже существующую где-то в космосе идеальную героиню стихов Блока, в этот день была необычайно хороша, вся окутанная плащом распущенных золотистых волос, с венком из полевых цветов. Не было в ней ничего от Таинственной Девы, от Прекрасной Дамы, дышащей духами и туманами. Крепко сбитая, ладненькая, щекастая, с ярким румянцем и серьезными глазами под тяжелыми веками, она мяла в руках букет цветов и очень волновалась.

«Двенадцать» Блока: революционный держите шаг!

Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая — романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый пес.

Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Реклама Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным — «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». Глава двенадцатая, последняя.

За отрядом увязывается шелудивый пес — старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять.

Кровавые события в центре родной страны оказали влияние на Блока. История создания Написал поэму Александр Блок очень быстро, за один раз. А потом еще месяц сидел над изменением некоторых мест, которые, по его собственному мнению, не вписывались в общую идею.

Процесс создания описан автором в его дневниковых записях. Первые строки, занесенные на бумагу, в окончательном варианте оказались не в начале истории, а в восьмой главе. Когда была окончена эта часть поэмы, тут же родились и семь глав до нее, а затем Блок написал еще четыре главы. Самуил Алянский, беседовавший с Блоком в том числе и о поэме «Двенадцать» отмечает, что в черновых записях у автора было мало зачеркнутых строк, исправления состояли в основном в сносках и дополнительных строках на полях. В один из дней работы над финальным вариантом произведения в дневнике Александр Блок пишет «Сегодня я — гений». Поэму он сравнивал с Музыкой, именно с большой буквы.

Это одна из причин стиля произведения. Многие исследователи сравнивают строки «Двенадцать» с частушками, а современники даже говорили об особом «блатном» построении, который подслушал Блок у Михаила Савоярова — известного и пользующегося особой популярностью и благосклонностью у самой разной публики.

Куликовская битва имела символическое значение для А. Это сражение — исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России. Поэт предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Кто из белорусских поэтов наиболее близок по творческой манере к А. Наиболее близок по творческой манере к А. Блоку белорусский поэт Максим Богданович, так как в творчестве Богдановича находили отражение личные переживания, литературные искания и предреволюционные настроения начала XX века.

Во многих его стихотворениях чувствуется грустные мотивы, вызванные противоречивой эпохой и обусловленные предчувствием близкого конца. Но Богданович верил в обновление жизни и ждал его с надеждой. Представьте, что «Стихи о Прекрасной Даме» стали прозаическим произведением. Определите его жанр. О чём было бы это произведение? Кратко опишите его сюжет. Если бы цикл «Стихи о Прекрасной Даме» стал прозаическим произведением, то это был бы роман. Действие романа происходит на рубеже веков.

Герой влюбляется в девушку и одновременно ищет разгадки непонятных явлений действительности. Герой женится на возлюбленной. Молодая жена становится его поддержкой, опорой и музой. Он пишет стихи, в которых воспевает ее.

Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство — Ю. Анненков, «Воспоминания о Блоке». Эта позиция Блока вызвала резкие оценки ряда других деятелей литературы — в частности, И. Бунина: Блок открыто присоединился к большевикам.

Напечатал статью, которой восхищается Коган П. Русская литература развращена за последние десятилетия необыкновенно. Улица , толпа начала играть очень большую роль. Всё — и литература особенно — выходит на улицу, связывается с нею и подпадает под её влияние. Бунин, «Окаянные дни». Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме « Двенадцать » 1918. Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры как слева , так и справа в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта М.

Савоярова, в приятельских отношениях с которым Блок состоял в 1915—1920 годах и концерты которого посещал десятки раз. Если судить по поэтическому языку поэмы « Двенадцать », Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. И, по всей видимости, он испытал на себе влияние певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам Виктора Шкловского, поэму « Двенадцать » все дружно осудили и мало кто понял именно потому , что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз : « Двенадцать » — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских. Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записных книжках Блока. В марте 1918 года, когда его жена , Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму « Двенадцать », на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать , каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи.

В бытовой, эксцентричной, даже эпатирующей…, но совсем не «символистской» и привычно «блоковской» манере… Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской и российской жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья… В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день , после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике: …под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие , тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией — ныне. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы « Скифы » и « Двенадцать », Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?

Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу! Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар. Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля …» — Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, « ничего не пишут, только подписывают» и отчеканил: … покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой , а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать , а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл.

Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира. Блока в Санкт-Петербурге располагается на улице Декабристов, 57. Государственный историко- литературный и природный музей - заповедник А.

5. Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция»)

Первая встреча 16-летней гимназистки Лизы Пиленко с уже не просто известным, но всеми любимым поэтом Александром Блоком произошла на одном из литературных вечеров осенью 1907 года. Личная встреча — в квартире поэта (Галерная ул., 41) 6 февраля 1908 года. При всем при том Блок не утрачивал любопытства к происходящему вокруг. Даже в тюремной камере в 1919 году он, по описанию очевидцев, вел себя как человек, которого интересовали окружающие люди и вообще все происходящее. Александр Блок вопреки своему рафинированному аристократизму принимает события Октябрьской революции 1917 года с восторгом. Статья «Интеллигенция и революция» создавалась вместе с поэмой «Двенадцать», поэтому их концептуальная и художественная.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий