Что сказать в конце выступления

Как закончить публичное выступление Финальные слова оратора всегда хорошо запоминаются. Они продолжают звучать в ушах слушателя уже после того, как вы закончили речь. Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать. Краткое повторение сказанного используется обычно в обучающих выступлениях. Готовясь к выступлению, не забывайте о пропорции: 20-60-20. Речь идет о времени в процентах, которое вы должны выделить для вступления (20%), основной части (60%) и заключения (20%).

Какими словами закончить доклад

Возможно, в процессе выступления кто-то немного отвлекся, углубился в собственные размышления. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно. И располагается она в самом конце основной части речи, перед блоком “заключение”.

Как правильно заканчивать выступление?

Это самый простой и незамысловатый способ начала. Когда мало времени, или ваше сообщение настолько кратко, что не нуждается в длинном вступлении. Вы просто обозначаете причину выступления и кратко проговариваете вопросы, которые рассмотрите. После чего переходите к основной части. Но не следует баловать себя и пользоваться им часто, приучайте себя к более интенсивной работе над речью. Главное правило вступления - оно не должно быть длинным!

Согласитесь, когда гости хотят есть - неправильно заставлять их долго ждать Точный хронометраж вступления зависит от того, какой приём для вступления вы выберите. Одно дело, если это цитата и краткое пояснение к ней, другое — пересказ небольшого события или история. Хронометраж зависит и от длительности самого выступления. Всем добрый день! Здравствуйте, дорогие друзья!

Меня зовут Василий Кисточкин. Я руководитель такого-то отдела , эксперт в такой-то области уже более 15 лет такой-то опыт и занимаюсь такими-то вопросами в течение такого-то времени. И сегодня я расскажу Вам о… или: сегодня мы с вами поговорим про…, или: и сегодня я предлагаю вам рассмотреть… Мне очень приятно сегодня выступать защищать свой проект перед такими серьёзными людьми, предпринимателями. Ведь предприниматели — это те люди, которые, по сути, трансформируют наш мир и вдохновляют других на изменения… и тд. Видеопример вступления без представления спикера аудитории.

Основная часть Главная цель этого блока — лаконичное изложение основного материала по теме. Задача спикера последовательно привести необходимые аргументы, дополнить их верными примерами и поддержкой Самое главное требование к этой части — логическая последовательность и стройность изложения материала. Пункт Б должен вытекать из пункта А, а В — из пункта Б, и так далее. Ни в коем случае содержанием этого блока не должен быть набор несвязанных между собой тезисов по теме! Анастасия Галкина Эксперт курса Важные моменты, которые нужно запомнить: 1 Не следует освещать в речи слишком много вопросов.

Это утомляет и путает слушателей. Достаточно рассмотреть 4-5 положений, подобрав к ним необходимые аргументы по системе аргументации ТАППТ.

И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.

В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить. Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку.

Вот тут все примерно то же. Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов.

Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения.

Лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце, это называется «эффект края». Поэтому важно продумать и вступление, и концовку. О частых ошибках спикеров и удачных приемах завершения выступления — Юлия Глазкова, «Бюро Глагол» Фото: Shutterstock Как ни странно, финал выступления тесно связан с одним из первых этапов подготовки — постановкой цели. Например, спикер хочет, чтобы после его выступления слушатели начали иначе мотивировать своих сотрудников. В основной части он рассказывает о приемах мотивации.

Посоветовать Иногда важно в конце дать аудитории рекомендации, которые помогут улучшить положение дел. Например, если в презентации вы осветили проблему, то завершить речь можно вариантами её решений. В этом случае, важно, чтобы вариантов было несколько. Так слушатели сами могут выбрать те, которые подходят им больше всего.

В публичных речах советы часто встречаются на выпускных. Вот один из них: «Я желаю вам поддерживать дружбу со своими школьными и университетскими приятелями. Например, мы со своими танцуем на свадьбах друг друга, празднуем рождения детей, поддерживаем на похоронах, помогаем найти работу, создаём общие проекты. Сейчас растёт второе поколение, наших детей, которое также может сохранить эту дружбу.

Окружайте себя хорошими людьми и не отпускайте их из своей жизни. Самый главный актив, который даёт университет, — это ваши друзья.

Что сказать в конце выступления: лучшие фразы и рекомендации

Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве (или после моего выступления), мы обсудим это с вами». Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. В конце вы можете подытожить сказанное, высказав главную мысль выступления. Поэтому очень важно в конце каждой части речи и всего выступления в целом подводить итоги и расставлять акценты, которые позволяют усилить эффект от выступления и призвать аудиторию к действиям.

Как заканчивать речь

Работяга честно отметил несколько моментов, и президент немедленно сделал все нужные поправки. Франклин Рузвельт Что есть красота в риторике? Как мы помним, элокуция — это словесное оформление текста. Это искусство украшать речь, делать ее не сухой и похожей на конспект, а зажигательной, волнующей, способной заставить думать, размышлять и действовать! Набрав необходимый материал для своего выступления и распределив его в соответствии с рассмотренными только что правилами, мы должны подумать, как расцветить нашу речь и какими словами ее выразить. В элокуции обычно выделяют три этапа: Выбор стилистики, подбор терминов, необходимых слов и словосочетаний, собственно составление текста. Украшение текста. Окончательное редактирование. Конечно же, для того чтобы вашу речь признали хорошей речью, а вас назвали хорошим оратором, одних только технических достоинств текста маловато. Имеют значение и ваша манера держаться, и особенности голоса, и жестикуляция... Но об этом позже.

А пока поговорим о том, на какие признаки качественной речи нужно обратить внимание при ее составлении. Флобер Итак, для хорошей речи характерны правильность и красота. Понятно, что красота — понятие относительное, но все же можно сказать, что красивая речь — это та, которая вызывает эстетическое наслаждение, способствует созданию ярких, живых мыслительных образов. Красивая речь не вызовет отторжения, агрессии, даже если слушатель не согласен с высказанными тезисами. Правильность речи — это ее соответствие правилам и стандартам, существующим в том языке, на котором готовится выступление или, например, публикация. Текст необходимо выверить с точки зрения морфологических, лексических, синтаксических норм. Например, фраза «Я к вам на эту презентацию приехал из самого Петербурга! Таким образом, если вы не очень уверенно владеете правилами родного языка, нелишним будет обратиться к специализированной литературе. Одним словом, оратора должны понимать. Античные авторы предлагали такие критерии ясной речи: оратор должен говорить так, чтобы его речь могли в общих чертах воспроизвести даже те, кто слушал его невнимательно; в тексте не должно быть ничего, что не способствует лучшему пониманию и уточнению сказанного.

Что мешает речи быть ясной, а следовательно, качественной? Бесконечные повторы. Когда оратор топчется на месте, постоянно возвращаясь к уже сказанному, это выглядит довольно жалко и некрасиво, наводит на мысль о слабом владении материалом. Необходимое уточнение: повторение отдельных фраз и оборотов при четкой продуманности речи, напротив, может создать дополнительный «украшательский» эффект. Как, например, в уже упоминавшейся речи Мартина Лютера Кинга: рефрен «У меня есть мечта» придал его выступлению особый ритм и четкую последовательность. Особенно это касается каламбуров и анекдотов, довольно скользких и пошловатых по содержанию, которые любят некоторые ораторы, — им кажется, что они таким образом устанавливают контакт с аудиторией. Это не так... Не забываем о регламенте! А также не забываем о том, что длинные, мудреные предложения красиво смотрятся только на бумаге. На слух они воспринимаются плохо.

Неправильное, неточное употребление слов. Вот прямо за старичка? Они мяса не едят». Старый и не очень смешной анекдот, но хорошо иллюстрирует рассматриваемую нами проблему. Если не знаете точного значения слова — не произносите. Не знаете, как ставить ударение,—тоже не произносите конечно, эти рекомендации касаются тех, кому пришлось произносить речь спонтанно. Если вы готовили ее заранее — то, что вы должны выверить текст и исключить все «непонятки», даже не обсуждается! Хорошая речь всегда уместна и соответствует ситуации. Имеется в виду не только то, что на похоронах не нужно рассказывать анекдоты, а на детском празднике не стоит описывать опыты по ядерной физике. Ситуации должна соответствовать и стилистика речи.

К основным стилям мы относим: научный — для него характерны логика, структурность речи, насыщенность ее специальными терминами, минимум экспрессии; публицистический — наиболее нацеленный на воздействие, образный и достаточно живой; официально-деловой — пожалуй, самый формальный и насыщенный штампами; разговорный — наиболее совпадающий с языком повседневного общения. Тем не менее он должен подчиняться правилам и нормам литературного языка; язык художественной литературы, но в рассматриваемой нами области он встречается достаточно редко. Выразительно, очень выразительно! В хорошей речи присутствуют различные выразительные средства, служащие ее оживлению и украшению. К примеру, это тропы и фигуры. Троп от греч. К основным видам тропов относятся: метафора, когда слово употребляется в переносном значении: «Мама, ваш сын прекрасно болен! Мама, у него пожар сердца! Маяковский ; эпитет — красочное определение, слово, подчеркивающее какие-то особые качества описываемого предмета «Братских народов союз вековой» ; сравнение, когда какое-либо слово или явление представлено нам на основе его сопоставления с другим: «Он сражался, как лев»; гипербола — это троп, основанный на явном художественном преувеличении свойств предмета или явления: «Выплакать море слез»; литота — в отличие от гиперболы, это преуменьшение, способствующее выразительности описания или характеристики: «Мужичок с ноготок»; олицетворение — это перенесение признаков или способностей одушевленных предметов на неодушевленные: «Долго на заре туманной плакала метель... Примеры гипербол в русской литературе: «Редкая птица долетит до середины Днепра» Николай Гоголь «В сто сорок солнц закат пылал.

Вы же не хотите превратить свое выступление в подобие древней былины или жития? Во всем нужно знать меру! К стилистическим фигурам речи принято относить специальные обороты, которые выходят за стандартные рамки речевых норм, служа, так же как и тропы, целям выразительности. Например, это: риторический вопрос, который не требует ответа, а призван просто усилить эмоциональность высказывания: «Сколько еще можно терпеть такие неприемлемые условия? Так же как и в случае с тропами, нужно соблюдать меру — чрезмерная цветистость речи не способствует ее лучшему усвоению слушателями, а вызывает лишь смех и создает впечатление ненужной напыщенности. Особое место в языке и, соответственно, в риторическом искусстве занимают фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, которые имеют смысл только в своей целостности и не определяются отдельными значениями слов, которые в это сочетание входят. Фразеологизмы, или устойчивые речевые обороты, также называют идиомами от греч. Их зачастую трудно перевести на другой язык в силу невозможности сделать это буквально, «по частям». Давайте приведем примеры: бабушка надвое сказала; бить баклуши; белая ворона; в подметки не годится; вилами по воде; брать быка за рога; сухим из воды; ежовые рукавицы; два сапога пара; изобретать велосипед; метод кнута и пряника. Крылов ; «А все-таки она вертится!

Юлий Цезарь. Согласно легенде, фразу «Жребий брошен! Слова были сказаны перед началом переправы через пограничную реку Рубикон на севере Апеннинского полуострова Джон Вандерлин. Гай Марий на руинах Карфагена. Крылатую фразу «Карфаген должен быть разрушен», которой часто сопровождают какой-либо настойчивый призыв, приписывают римскому полководцу Марку Порцию Катону Старшему Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. На картине в живописной форме представлены нидерландские пословицы, в основном высмеивающие человеческие пороки и недостатки: «вешать колокольчик на кота» заниматься глупым, бессмысленным делом , «сидеть между табуретками» быть нерешительным Все эти средства украшения и усиления образности речи помогают углубить сказанное, сделать материал более доступным и наглядным. Крылатые выражения из басен и. Крылова: «А ларчик просто открывался» «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» «Воз и ныне там» «Попрыгунья Стрекоза» Немыслима риторика без цитат. Их сложно отнести к чисто выразительным средствам, они играют также роль доказательной базы.

Если доклад или любой другой текст перенасыщен цитатами, то у слушателей или читателей неизбежно возникнет вопрос: «А где же ваша собственная точка зрения? Антуан-Жан Гро. Битва у пирамид. По легенде, весомым аргументом для наполеоновских солдат стали слова полководца о том, что «сорок веков смотрят на них с высоты пирамид» Обращаемся к памяти Когда речь уже практически готова осталось только отредактировать ее окончательно, добавить парочку историй «от себя» для общего оживления и предусмотреть возможные вопросы аудитории , перед нами возникает еще одна серьезная задача. Речь нужно запомнить! Обратите внимание, мы не говорим о том, что ее нужно заучить. Есть два важных момента, которые на первый взгляд могут показаться взаимоисключающими: Очень непрезентабельно выглядит доклад, зачитываемый автором по бумажке, с бесконечными сбоями, повторами, поиском нужной строки или определения. Если оратор демонстрирует, что в буквальном смысле «без бумажки он букашка», — никакого успеха быть не может. Непривлекательно выглядит и такое выступление, когда оратор наизусть отбарабанивает нужный текст, не останавливаясь даже для того, чтобы перевести дух, никак не контактируя с аудиторией, не используя риторических вопросов, «умолчаний» и других риторических украшений, требующих осознанного отношения к речи. Как же быть?

Должна быть золотая середина. Нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени обращаться к своим записям, цитатам, графикам. Но оратор, уткнувший нос в конспект и ни разу не взглянувший на аудиторию, не вызывает интереса у слушателей. Очень хорошо, если вы блестяще владеете материалом и вообще не нуждаетесь в шпаргалках. Но не нужно превращаться в робота, произносящего заученный текст. Оставайтесь живым человеком! Серьезная проблема заключается в том, что, увы, не все наделены от природы хорошей памятью и при необходимости выступать на публике испытывают страх: «А что, если я все забуду? Но, как говорится, нет на свете ничего невозможного. Терпение и труд все перетрут — можно и с боязнью аудитории справиться об этом мы поговорим ниже , и память свою развить и натренировать до такой степени, чтобы не бояться внезапного приступа забывчивости. В этом нам и поможет мемория от лат.

Или, в практическом применении, мнемотехника. Для того чтобы рассматривать разные способы запоминания информации, нужно сначала выяснить — а КАК мы ее запоминаем в принципе? К основным процессам памяти относят запоминание, хранение, а также воспроизведение и узнавание. Существует много классификаций типов памяти. В частности: слуховая память, она же эхоическая или аудиальная. Например, мы узнаем по голосу друга, который позвонил нам по телефону, или можем напеть песню, недавно услышанную по радио; зрительная память — это способность сохранять в памяти визуальную информацию. Например, мы запоминаем картину, увиденную в музее, или облик человека, с которым познакомились; моторная память — скажем, возможность через несколько лет воспроизвести танец, который когда-то изучали. У каждого из нас обычно более развит какой-то определенный тип памяти и, соответственно, лучше запоминаются какие-то определенные объекты. Кто-то хорошо запоминает лица, кто-то — цифры, кто-то тексты, кто-то — запахи выделяют даже «обонятельный» тип памяти , кто-то — тактильные ощущения. По «времени хранения» можно выделить кратковременную например, когда вы за одну ночь перед экзаменом выучиваете 25 билетов, но, выйдя из аудитории, благополучно все забываете и долговременную память название говорит само за себя.

По «способу запоминания» обычно выделяют память непроизвольную, когда мы запоминаем что-то как бы случайно, не ставя перед собой конкретной цели. Например, вернувшись домой после вечеринки, на которой было много народу, мы вспоминаем, кто и во что был одет и что сказал, хотя специально не заостряли на этом внимание. Просто мозг «записал» эту информацию. Что именно он запишет — будет зависеть от того, какой тип памяти у нас наиболее развит: зрительная, слуховая, кратковременная... Есть также память произвольная, когда мы специально что-то запоминаем. И, конечно, при подготовке доклада или выступления нужно обратиться именно к ней. Невероятные цифры Кубинский лидер Фидель Кастро славился своим красноречием и способностью удерживать внимание слушателей на протяжении невероятно долгого времени. В сентябре 1960 года он выступал с трибуны ООН на протяжении четырех с половиной часов, а самая продолжительная его речь на третьем съезде Кубинской коммунистической партии в 1986 году составила семь часов десять минут. Фидель Кастро Как все это запомнить?! Ну а теперь обратимся конкретно к мнемоническим приемам, то есть к тем хитростям, которые помогут нам запомнить текст нашего выступления и произвести неизгладимое впечатление на слушателей.

Дайте себе установку на запоминание текста. Помните, о чем говорилось в начале этой главы? Полностью зачитывать текст по бумажке — попросту некрасиво.

Теперь, когда все на виду, вы наполняете каждый из отрезков выступления информацией. В итоге у вас получается уже практически готовая речь, которую остается только отшлифовать. Для этого мы тоже используем некоторые правила.

Правила для выступления с поздравительной речью Правило первое — начинайте ярко. История, смешной эпизод, цитата, шутка, общеизвестный в компании случай или даже статистика. В самом начале нам нужно дать понять слушателю, что его ждет не обычная речь «для галочки». Правило второе — не бойтесь себя. Некоторые руководители, чувствуя, что потеряли нить выступления или что-то забыли, начинают вести себя неправильно: скатываются в жуткий канцелярский тон, перескакивают с одной информации на другую, начинают бегло или неразборчиво говорить и так далее. Не нужно этого делать!

Если даже вы что-то забыли, лучше сказать «Коллеги, знаете, а я, кажется, забыл цифры». Такое примут куда спокойней и теплее, чем попытку скрыть промах. Оставайтесь собой, не бойтесь говорить простым языком или показаться неидеальным. Это праздник, вы — единая команда, у вас общие цели. Всё совершенно нормально. Правило третье — будьте уверены в том, что говорите.

Вам поверят только тогда, когда вы сами верите сказанному. Если с этим проблемы, попробуйте отрепетировать речь в кругу людей, мнению которых доверяете. На основе советов и замечаний внесите изменения в ход выступления, возможно, что-то добавьте или уберите. Такая репетиция еще и поможет вам лучше запомнить саму речь. Добра Вам!

Для этого в финале должны быть и логика, и эмоциональность. Общие рекомендации к формулированию концовки речи Тщательно продумайте концовку, уделите этому особое внимание. Выберите, что ближе теме и лично вам: четкое, подчеркнуто безэмоциональное подытоживание результатов или пламенный призыв к аудитории.

Завершить выступление нужно краткой, емкой фразой, в которой продумано каждое слово. Поэтому при написании речи задайте себе вопросы: в чем смысл и цель текста; каков должен быть конечный результат речи — какие действия аудитория совершит после выступления; каков образ, которым вы хотите запомниться слушателям; какими инструментами вы подкрепите тезисы речи в концовке. В независимости от стиля изложения и целей, заканчиваться речь должна призывом к действию.

Аудитории необязательно разделять вашу точку зрения и незамедлительно отвечать на нее, но выделить «восклицательный знак» в финале нужно обязательно, чтобы не оставлять слушателям поле для переосмысления и неверной интерпретации ваших мыслей. Ораторы призывают слушателей вместе преодолеть трудности, порадоваться успехам, ответить на поставленные в речи вопросы самостоятельно и так далее. При затруднениях с формулированием финала можно сначала написать его, а затем — основные блоки текста.

Необходимо логически связать начало и концовку речи, чтобы сделать для нее «рамку». Главный тезис концовки выделите интонацией, подчеркните «точку» голосом.

Заключение помогает достичь цели и фокусирует внимание слушателей на главном.

Или, допустим, спикер готовит продающее выступление. Его цель — 100 заявок на покупку продукта. Тогда в заключении он предложит слушателям перейти на сайт и оставить заявку.

Получается, спикер понимает, чем заканчивать, только когда продумана цель выступления.

Как заканчивать речь

Кульминация. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто. Как и любое выступление, речь для защиты диплома имеет свою структуру. Сьюард сам попытался изменить конец выступления; фактически он написал два варианта. Краткое повторение сказанного используется обычно в обучающих выступлениях. заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание. сказать, что она хороша в целом, выделить индивидуальные нюансы.

Завершение публичного выступления. Суммируйте главные темы

Закончив выступать по теме, можно поблагодарить публику за внимание. Концовка нейтральна, не несет особой смысловой нагрузки, но эффективна и уместна для: протокольных выступлений — правила вежливости усиливаются дипломатическим этикетом, требующим подчеркнутых церемониальных благодарностей; круглых столов, обсуждений в нейтральном ключе вы благодарите не конкурентов, а коллег ; профессиональных конференций и так далее. Кроме благодарности, можно обратиться к публике с пожеланием для налаживания с ней контакта. Нейтральный призыв «желаю хорошо провести время на нашем бизнес-уикэнде» подойдет для информационного выступления.

Побуждение к действию поможет достигнуть поставленной оратором цели. Развлекательно-нейтральную речь допустимо закончить комплиментом аудитории — сказать, что она хороша в целом, выделить индивидуальные нюансы. Эмоциональность и художественные приемы Художественно окрашенной, эмоциональной может быть даже узкопрофильная, насыщенная важной информацией речь.

Использование таких приемов помогает выступлению, оно не превратиться в сухое изложение фактов, не «усыпит» аудиторию. Эмоциональные способы окончания речей можно объединять с другими — вы получите финал, насыщенный смыслом, уверенный, красочный и яркий. Используйте: кульминацию — итоговая мысль произносится на повышенной эмоциональной ноте прием подходит не для всех выступлений, но оставляет сильное впечатление ; иллюстрации — аналогии, сравнения, цитаты и даже двустишия пояснят идею, помогут запомнить ее, сделают эмоциональной и емкой; «закругление» речи историей, кратким рассказом, который тоже иллюстрирует повествование, но содержит и элемент сравнения, поучительный смысл — способ подойдет для информационных, развлекательных, нейтральных выступлений; остроумную шутку — она должна связываться с темой выступления, иначе станет неуместной и испортит финал, соответствовать типу и «настроению» аудитории, быть действительно смешной здраво оцените анекдот или заранее проверьте его на сторонних слушателях.

Чего стоит избегать в заключении речи Есть детали, которые испортят выступление, о чем бы в нем не говорилось.

Благодаря новой информации, полученной за время презентации, даже повтор уже, казалось бы, знакомых сведений воспринимается совершенно по-иному и позволяет слушателям увидеть ситуацию в новом свете. Фактически данная концовка представляет собой завуалированный вывод — умозаключение на основе аргументов, изложенных в ходе выступления. Еще один вариант такого завершения — это концовка-разгадка. Она раскрывает секрет, дает ответ на загадку, предложенную в начале речи. Разгадка может быть дана с помощью фотографии, видеовставки или короткого рассказа, которые пояснят, что на самом деле имел в виду автор. Вернуться к середине Этот прием привязывает окончание выступления не к его началу, а к какому-то элементу внутри него обычно к наиболее оригинальной детали, к самому сложному вопросу. Поблагодарить Иногда в конце выступления бывает уместно выразить благодарность тем, кто помогал вам его подготовить. Удачный ход — в конце компьютерной презентации сделать слайд с указанием имен и фамилий тех, кому вы хотели бы сказать «Спасибо». Можно также сделать это при помощи видеофайла.

Это не самый избитый прием, так что публика его запомнит. Призвать к действию Самый логичный вид завершения для убеждающих речей — это призыв к конкретному действию в конкретное время пойти на митинг, прочитать книгу, сдать кровь и так далее.

А если ты хочешь, чтобы число загрузок подкаста росло, конечно, слушатели в лице друзей и родных твоей аудитории — совсем не лишние. Несомненно всё меняется, и твои цели тоже могут. В таком случае следи, чтобы и содержание финала претерпевало изменения.

Если ты до сих пор застреваешь на том, что бы такого попросить у аудитории, то выигрышный вариант — отправить их на свой сайт. Ты можешь поместить ссылки на все ресурсы и информацию, что упоминались в эпизоде, в описание, и слушатели сами решат, что для них более подходящее. Тизер следующего эпизода Предоставь слушателям причину вернуться, и замечательно сработает в этот смысле тизер к содержанию следующего выпуска. Конечно, такой фактор мотивации тебе не подойдёт, если ты никогда не планируешь свой подкаст. Но если вдруг твой контент-план уже составлен, а может, будущие эпизоды и вовсе записаны наперёд, не жадничай, дай аудитории хоть немного прочувствовать то, что они ждут.

Достаточно озвучить, например, какой гость придёт, или какие темы ты собираешься осветить. Список участников подкаста Возможно есть люди, которых ты хотел бы поблагодарить за то, что твой подкаст получил жизнь. В этом списке может быть кто угодно: от ведущих и гостей эпизода до редакторов и продюсеров. Ты даже можешь отправить весточку с благодарностью любому Патрону, финансирующих шоу на Патреоне. Обычно это удобно сделать как раз в конце.

Помни, что этот список нужно сократить до минимума. Если перечисление будет стремиться к бесконечности, ты рискуешь, что слушатели остановят воспроизведение. Если список участников сократить не удаётся, помести его в описание эпизода. Еще одно практичное решение — помещение списка в аутро последнего эпизода каждого сезона. Поставь себя на место слушателя и представь, насколько долго ты бы мог слушать перечисление имён, ничего не значащих для тебя лично.

Идеальная продолжительность перечисления создателей подкаста здесь и здесь. Прощание Людям комфортно, когда у чего бы то ни было есть логическое завершение. Убедись, что твой слушатель получит его в виде правильного аутро подкаста.

Лучше не говорить: А теперь я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции, концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок. Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас.

Обобщающий вывод. Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать! Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но обычно производит сильное впечатление на слушателей. Комплимент аудитории. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени! Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Благодарность за внимание. Это традиционная концовка.

Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др. Например: Итак, я заканчиваю. В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Или: Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории.

Техники начала и окончания выступления

Выглядит, как неумелая попытка усмирить волнение, добиться любого отклика аудитории. Не надо так. Всё, что вы делаете, работает либо на вас, либо против. Дублировать информацию слайдов презентации. Люди либо читают, либо слушают. Зачем нужен спикер, если можно прочитать текст? Прием западных спикеров, требует большой уверенности в себе. Начнёте слабым, дрожащим голосом утверждать и рассказывать, — испортите впечатление. Рассказать историю. Нужно вызвать главные эмоции — позитив, уважение, интерес. Но ключевое — доверие.

Близкая, понятная людям история решит эту задачу. Рассказ о себе, из личного опыта. У людей крутится вопрос: «Кто ты? Отвечайте не регалиями, достижениями. Расскажите о провалах, их преодолении. Избегайте нравоучений. Люди любят учиться вместе с вами. Расскажите, кто был рядом, оказал сильное влияние — бабушка, начальник или ваш собственный ребенок. Покажите, как вы чему-то учились. Сломать шаблон.

Сломайте рамку, созданную предыдущими спикерами. Они выступали за кафедрой? Выходите из-за неё. Коллега использовал презентацию? Начните рисовать на флипчарте. Был сплошной официоз? Добавьте личную историю. Встаньте в другой части сцены, выйдите в зал. Можете резюмировать речь прошлых спикеров или предположить, что будет дальше. Покажите пользу, отличия вашего контента.

Высказывания известных людей крайне редко используют. Возможно, остались ассоциации с не самыми лучшими школьными воспоминаниями. Но никто не заставляет цитировать Ключевского. Используйте цитаты современных блогеров, авторов, чтобы запомниться слушателям. Дать задание. Запишите три главных волнующих вопроса в этой теме за 30 секунд. Люди привыкли выполнять указания тех, кто на сцене. Можете попросить публику поделиться ответами. Запишите вопросы на флипчарте, дайте собственные ответы. Чувствуете силу в этом подходе?

Так делают профи. Анекдоты, юмор, каламбур. Прием мощный, работает ва-банк: либо весь зал будет ваш, либо полный провал выступления. Важно учесть 2 нюанса: Шутки проверенные, уместные в контексте. Импровизация в «потоке» — если чувствуете себя уверенно и раскованно. Никаких экспериментов, если за плечами нет 1000 часов выступлений. Разговор из жизни.

Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше, иначе как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи. И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, — но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! Против многого в мире может выстоять ложь, — но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь, — отвратительно откроется нагота насилия — и насилие дряхлое падет. Bот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни, — но выйти в бой!. В лекциях, научных докладах рекапитуляция строится в виде выводов. В духовной речи она помогает лучше усвоить церковную терминологию проповедника. В судебной практике этот вид заключения применяется чаще всего. Заключение, в котором содержится призыв принять решение и предпринять какие-то действия, называется побуждением. Например: Вот, господа присяжные, все обстоятельства дела Лебедева. Я старался изложить их вам как можно проще. Я уверен, что вы пришли к убеждению в том, что векселя от имени Лебедева подложные и что в этом подлоге виновна игуменья Митрофания. Судьи праведные! Не дайте Лебедева, человека невинного, в обиду и на позор. Заключение, которое представляет собой следствия, вытекающие из аргументации в основной части речи, называется выводом. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства, в то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру.

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас. Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами ; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать! Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений , но обычно производит сильное впечатление на слушателей. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени! Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др. Например: Итак, я заканчиваю. В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Или: Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории. Или: Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание. Ответы на вопросы аудитории Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и даже и провоцировать. Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы? Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить словами: Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Можно сказать и так: Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве после моего выступления , мы обсудим это с вами. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса - любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно. Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы показать себя или просто не понял элементарного. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: Вы меня не так поняли, нужно сказать: Видно, я неудачно выразился или Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль и др. Не превращать ответ в лекцию! Минута-полторы - предел для ответа на любой вопрос. Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на трудные вопросы - те, которые, как правило, самой своей формой нередко ставят оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы начинающим ораторам. Стешов дает следующие рекомендации. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос - ирония. К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Кугультинов был репрессирован, а Вы нет? Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос , но можно было бы ответить так... Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении? На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность это очень хорошо нейтрализует такие вопросы , либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик... Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что...

Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов. Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать. Презентация и обучающие материалы Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд. Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий