Каковы различия между директивным и индикативным планированием

Вот они: Это все виды планов по характеру плановой деятельности. 1. Индикативные планы, соответственно вид планирования – индикативное: желаемый результат и пропорции ресурсов планируем на основе прогнозов развития и целевых программ. Что такое планирование и какие его виды и инструменты бывают? Различия между тактическим и стратегическим планированием. Что такое планирование дня? Что понимают под классификацией форм планирования? Перечислите виды планов по обязательности применения. Почему директивное планирование не является антиподом рынку? Назовите сущность индикативного планирования и виды индикаторов. Стратегическое планирование и индикативное планирование. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования.

Национальная экономика (стр. 14 )

Отметим существенное различие между планированием и прогно¬ зированием и соответственно между планом и прогнозом. представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут. Первая идея заключается в том, что директивное и индикативное планирование не являются абсолютными категориями, а скорее представляют собой два крайних полюса на шкале возможных вариантов планирования. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное.

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

Таким образом, суть индикативного планирования заключается в том, что оно признает не только суверенитет потребителей, но и свободу производителей’ с тем чтобы цели и приоритеты планов были достигнуты. Индикативное и директивное планирование. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания. Все презентации разделены на категории для удобства поиска и навигации. С точки зрения обязательности исполнения плановых заданий выделяют директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное и директивное планирование. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания. Все презентации разделены на категории для удобства поиска и навигации.

Директивное экономическое планирование

Вот они: Это все виды планов по характеру плановой деятельности. 1. Индикативные планы, соответственно вид планирования – индикативное: желаемый результат и пропорции ресурсов планируем на основе прогнозов развития и целевых программ. По характеру связи между субъектом и объектом планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское. «Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт.

К вопросу о содержании понятий "директивное" и "индикативное" планирование

Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки. Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки. Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей. Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией. Кроме того, конкуренты стараются переманить к себе лучших ваших работников. И большая зарплата не всегда может оказаться действенным рычагом.

А вот роль бизнес-планирования окажется тут решающей. Получив возможность детально изучить цели предприятия, возможные перспективы и доходы, опытный специалист примет решение остаться в компании и найти свое предназначение именно здесь. Для объединения с другим предприятием. Нередко бизнес-планирование становится главной ступенью на пути к слиянию двух компаний. Это позволяет продемонстрировать перспективность будущего тандема, раскрыть возможные риски, дать представление о предстоящих прибылях или убытках. Для осуществления реорганизационных процессов или оптимизации производства.

Многие предприятия в процессе роста изменяют направление своего развития, охватывают новые сферы деятельности. Выбрать грамотную концепцию в этом случае гораздо проще, составив бизнес-план. Это даст возможность четко определить цели предстоящих перемен, наметить задачи и сроки исполнения. Ключевые принципы бизнес-планирования Осуществление бизнес-планирования в организации опирается на несколько основных принципов: Единство. Суть в том, что предприятие следует рассматривать как целостный объект. Его составляющие должны придерживаться одного направления в развитии.

Планы отдельных подразделений — неразрывно взаимодействовать с задачами всей компании. Вне зависимости от должности и круга обязанностей к осуществлению бизнес-планирования привлекается каждый работник. Суть этого принципа сводится к тому, что бизнес-планирование является процессом постоянным и непрерывным. Такой подход позволяет своевременно корректировать тактику с учетом неопределенных и стремительно меняющихся внешних условий.

Между тем, провести четкую грань между формами плановых документов довольно сложно, так как они, по существу, взаимосвязаны, и подобное разделение в какой-то степени условное в том смысле, что сам процесс планирования, прогнозирования и программирования не может начаться без определения общей концепции, само планирование всегда содержит фактор неопределенности и вероятности исполнения, в этом смысле приближается к прогнозу. В целях удобства восприятия этих категорий, для лучшего понимания их сущности и назначения, считаем целесообразным, выявлять различия между планами, программами и прогнозами по срокам их действия. Концепция социально-экономического развития — это система возможных стратегических целей и приоритетов развития государства на долгосрочный период, базирующаяся на комплексном анализе демографической ситуации в стране, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, экономической и социальной структуры, региональных возможностей и особенностей, внешнеэкономической и политической ситуации, инвестиционной составляющей, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Иными словами, концепция развития содержит систему наиболее общих взглядов на перспективное социально-экономическое развитие страны, которую можно рассматривать в качестве начального этапа самого процесса планирования. Прогнозирование социально-экономического развития страны также предшествует самому процессу планирования и представляет собой систему научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития страны на среднесрочный и долгосрочный периоды. Роль прогнозирования значительно возрастает в условиях неопределенности, как, например, в условиях Абхазии, а также в кризисных ситуациях.

Иными словами, концепция развития содержит систему наиболее общих взглядов на перспективное социально-экономическое развитие страны, которую можно рассматривать в качестве начального этапа самого процесса планирования. Прогнозирование социально-экономического развития страны также предшествует самому процессу планирования и представляет собой систему научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития страны на среднесрочный и долгосрочный периоды. Роль прогнозирования значительно возрастает в условиях неопределенности, как, например, в условиях Абхазии, а также в кризисных ситуациях. При помощи прогнозирования определяются различные варианты социально-экономического развития страны, учитывающие разное поведение внешней и внутренней социально-экономической и политической среды, а также возможности осуществления намеченных целей и задач предстоящего развития. Данные о прогнозах обычно используются органами законодательной и исполнительной власти при принятии стратегических и программных ориентиров, а также конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Программа социально-экономического развития является наиболее распространенной формой планирования и содержит комплексную систему целевых ориентиров развития страны на среднесрочный период, эффективные пути и средства достижения указанных ориентиров и их государственную поддержку.

Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы , выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования, сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план - это надлежаще оформленное управленческое решение , включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели. План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться. Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные. Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов. Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования, ожидаемых результатов на период до 1 года. Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь. Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Следует подчеркнуть, что вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Сущность Директивное планирование — это процесс разработки и принятия планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выполнение. Под директивным планированием понимается разработка обязательных для осуществления показателей по производству, распределению, обмену и потреблению. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за их выполнение. В бывшем СССР и ряде социалистических стран они использовались для прямого воздействия центра на все звенья народного хозяйства. Кроме того, директивные планы отличались чрезмерной детализацией, что делало их трудновыполнимыми. Директивные планы разрабатываются как государственными органами управления, так и внутри фирм, концернов. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать. Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы. В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей.

Индикативное и директивное планирование презентация

Формы планирования и виды планов. Государственное индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию, т.е. все возможные формы макроэкономического планирования. Директивные методы управления называют также административными, распорядительными, командными. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, в которой ведущую роль играют государственные планы.

Директивное планирование - это... Определение понятия, особенности, применение на практике

В поиске решения с максимальной эффективностью в первую очередь опираются на эксплуатационные данные. Они позволяют понять, кто и на каком участке должен выполнять операции и в каком порядке. Читайте также Подробнее К таким операционным данным относится типовая карта технологического процесса, помогающая в оформлении маршрутной диаграммы, которая определяет последовательность действий и перечень требуемых станков. Если в диаграмме указано на отсутствие ряда технических средств, то должен быть прописан альтернативный маршрут на основании планирования производственных мощностей. Вполне может быть, что выбрать оптимальный путь не получится из-за недоступности в нужный момент требуемых для производства станков. Поэтому в маршрутном листке указывают перечень операций, порядок, в котором они должны выполняться, необходимый класс станков и квалификация рабочих.

Михаил Дашкиев о Сергее Азимове Видеоролик c YouTube Подытожим вышесказанное: маршрутизация является очень важным элементом контроля над процессом выпуска продукции. Многие функции управления неразрывно связаны с производственными операциями и зависят от механизма маршрутизации. На втором этапе оперативно-производственного планирования должны быть выполнены следующие задачи: подбор персонала, обеспечение оптимальной загрузки имеющегося оборудования, установление продолжительности каждой операции. Этап 3. Составление расписания.

Расписание облегчает планирование времени на каждую производственную ступень, поскольку при его составлении предприятие заранее регламентирует сроки выполнения работ. Расписание должно содержать время начала и окончания операций, составляющих производственный процесс. Такой график наглядно показывает, к какому времени должна быть закончена каждая отдельная операция и весь процесс в целом. Грамотное расписание включает наиболее приемлемые сроки начала и окончания операции на указанном оборудовании, устанавливаемые на основании договоров поставок. О высоком качестве плана говорит наличие в расписании детальной информации по каждой из имеющихся позиций: время начала операции, прогресс каждой производственной части, объем работы для единицы оборудования и наличие технического средства для выполнения новой задачи.

Расписания классифицируются на следующие виды: главный график основной производственный план и детальный. В главном графике прописывают задачи, применяемые для плана загрузки всего предприятия. Детальные же расписания применяются для планирования производственных и сборочных операций для каждого продукта. Этап 4. Выдача заказов.

Диспетчеризация представляет собой инструмент производственного контроля, используемый для перевода прописанных в документах задач в реальный процесс по выпуску продукции. Выполнение каждой функции диспетчеризации осуществляется с учетом всех элементов составленного плана производства и расписания. То есть главная задача диспетчеризации — контролировать перемещение материалов в нужное место на предприятии, обеспечивать наилучшее расположение инструментов и соответствие производственных операций разработанному маршруту. Диспетчеризация предназначена главным образом для обеспечения согласованности рабочего процесса и плана. В рамках диспетчеризации осуществляется выдача нарядов на выполнение определенных заданий.

Создают такие заказы на работы производственные участки. Какие сведения нужно указывать в нарядах: наименование продукции; название выпускаемых элементов, сборочных узлов или финальной сборки; номер заказа; описание и количество нужных операций, последовательность их выполнения; производственные отделы, являющиеся участниками этапов производства; инструменты, требуемые для выполнения той или иной операции; оборудование, задействованное в каждой операции, и сроки начала их выполнения. Этап 5. Контроль исполнения. Контроль является завершающим этапом организации производственного планирования предприятия.

Функция этого этапа ясна из названия и заключается в отслеживании деятельности по производству продукции и обеспечении реализации поставленных задач. Контролю подвергается непосредственно производственный процесс. Также этот этап предполагает исследование отклонений от установленных сроков выполнения планов. Контролируют исполнение задач следующим образом: Проверяют, имеются ли на производстве требуемые для выпуска продукции сырье и материалы, инструменты, запчасти и аксессуары по всем текущим нарядам. Объемы запасов должны быть достаточными для беспроблемного запуска и функционирования предприятия.

Проверяют, как проводятся работы и операции на разных стадиях производственного процесса. Для этого собирают информацию о том, когда были начаты и закончены отдельные операции, на каком этапе находится выполнение общей задачи, а после сравнивают текущую ситуацию со спланированной. Выполняется также отслеживание движения материалов, комплектующих и узлов в промышленном процессе и последующая проверка результатов. Создают записи о ходе работ, отслеживают их актуальность. Формируют отчеты для руководства, в которых указывают на все выявленные при контроле отклонения от нормативов.

Это необходимая мера для своевременной корректировки производственного процесса. На этом этапе также формируется отчетность для планового отдела, которая используется им для изменения программы действий на перспективу.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. Возрастание конкуренции и рост кризисных явлений привели к тому, что прогнозы, построенные на основе экстраполяции, перестали быть точными. В эти годы начинают формироваться принципы стратегического планирования. В основе стратегического планирования лежит анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей. Главная задача стратегического планирования — обеспечение гибкости и нововведений в деятельность организации, необходимых для эффективного достижения ее основных целей в изменяющейся внешней среде. Поэтому отличительной особенностью всей системы планирования стало стремление к улучшению реакции компании на динамику рынка.

Стратегическое планирование — процесс разработки стратегического плана, основанного на анализе внутренней и внешней среды организации и обеспечивающего эффективное достижение целей в условиях меняющейся внешней среды. Как правило, стратегические планы затрагивают работу всей организации в целом и чаще всего рассчитаны на воплощение в долгосрочной перспективе — пять или более лет. Задачей стратегического планирования является обеспечение изменений внутри организации для ее адекватной реакции на изменения, происходящие во внешней среде. Однако в неблагоприятных экономических условиях период стратегического планирования может уменьшаться до одного-двух лет. В 1990-х гг. Стратегический менеджмент — комплекс мероприятий, определяющих долговременное развитие организации в результате конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменения внешней среды, пересмотр и корректировку общего направления развития. Мнение о том, что стратегическое или долгосрочное планирование непременно является признаком стратегического менеджмента, является ошибочным. Главной задачей стратегического менеджмента является разработка стратегии организации — определение направления движения организации в желаемое состояние, оставляющее свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации.

Стратегия — это способ управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, большее удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Негативные последствия применения директивной политики на практике: уничтожение конкуренции, создание условий для монополизма, отсутствие мотивации производства; снижение эффективности производства, качества товаров; возникновения постоянного товарного дефицита;.

Планы перестают доводиться в виде заданий и разрабатываются самими их исполнителями. Характерные черты: 1 Управление идет из одного центра. История Планирование как один из главных методов государственного регулирования социалистической экономики появилось в Советском Союзе в 20-е гг. Именно в тот период правительство Союза стало составлять планы экономического развития государства, в которых в виде заданий директив для отдельных народных комиссариатов министерств были сформированы конкретные показатели в соответствии с основными целями развития или преобразования страны. Эти документы-планы первоначально принимались на один год, затем их стали разрабатывать на пять лет. Таким образом, именно в России появилось директивное, или обязательное, планирование для предприятий всех форм собственности. Оно реализовывалось в громадном количестве показателей, которые разрабатывались управленческими структурами как на уровне страны, так и для отраслей и регионов. Директивное планирование должно было обеспечивать развитие государства в соответствии с четкими количественными заданиями, с соблюдением заданных пропорций и с учетом возможностей хозяйства страны. Такое управление экономикой смогло обеспечить нашей стране победу в Великой Отечественной войне, несмотря на то, что более половины производственного потенциала страны было временно потеряно на оккупированной территории. Общегосударственное планирование во многом обеспечило и динамичное развитие государства в 40-50-е гг. Как показал опыт развития отечественного хозяйства, в мирной, неэкстремальной обстановке директивное планирование потеряло свои преимущества перед другими методами, которые используют государства в рыночных условиях. В нашей стране в первые годы существования директивного планирования проблема уровня жизни рассматривалась как второстепенная. В процессе наращивания производственного потенциала государства правительство, прежде всего, решало задачу полной и обязательной занятости населения, а вопросы заработной платы , обеспечения населения жильем, потребительскими товарами, продуктами питания были исключены из первоочередных целей развития общества. В экстремальных условиях создания за короткий промежуток времени новых отраслей автомобилестроение, авиастроение, химическое производство и др. Однако чрезвычайные меры не могут применяться бесконечно. С середины 50-х гг. Директивное планирование в условиях научно-технической революции показало свою несовместимость с успешным решением всех целей современного развития общества. С каждой пятилеткой правительство шло на отказ от методов прямого распределения государственного заказа и пыталось внедрять товарно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами например, хозрасчет между предприятиями государственной собственности. С учетом требований научно-технического прогресса НТП с 70-х гг. Все больше Правительство склонялось к расширению применения методов межотраслевого баланса, уменьшению количества директивно задаваемых показателей и индикаторов, развитию самостоятельности предприятий, отраслей, республик и регионов, но все равно с каждым годом темпы роста ВВП уменьшались. С начала 70-х гг. Благодаря большим валютным ресурсам, которые государство имело вследствие огромной нефте- и газодобычи в Сибири и поставок их за рубеж, многие вопросы социального характера для всего Советского Союза решались за счет импорта потребительских товаров и продовольствия на доходы от ТЭКа. Благодаря этому страна сохраняла условную продовольственную независимость и решала определенные задачи по улучшению жизни населения. С середины 80-х гг. ТЭК стал требовать все больше и больше средств на поддержание достигнутых уровней добычи примерно 600 млн т нефти в год и около 700 млрд куб. В стране отсутствовал адекватный механизм внедрения достижений научно-технического прогресса, который в тот период в индустриальных странах стали все больше и больше использовать для развития промышленности, сельского хозяйства, а также в быту и в повседневной жизни человека. Внедрение достижений НТП в Советском Союзе происходило слишком медленным путем, и можно сказать, что в совокупности это послужило материальной основой для смены общеэкономической формации и перехода на рыночные методы управления. С 1992 г. В тот период начался процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, которые должны были вместе с либерализацией цен отказом от общегосударственного регулирования цен и переходом на мировые цены на большинство товаров и тарифов на платные услуги , свободным выходом хозяйствующих субъектов на внешнеэкономический рынок обеспечить внедрение саморегулирующего хозяйственного механизма. По мнению реформаторов начала 90-х гг. Считалось возможным полностью упразднить планирование на уровне государства и заниматься преимущественно регулированием финансовых показателей. Это соответствовало монетаристским воззрениям, которые на протяжении последних двадцати лет международные финансовые организации внедряют в экономику развивающихся стран. Кризис 1998 г. По всей видимости, планирование является единственным инструментом управления, при котором возможно будет сохранить крупные предприятия, современные производства и перейти к рыночной экономике. Если страна по-прежнему будет отказываться от планирования и уповать на саморегулирование экономики, то, в лучшем случае, может сложиться хозяйство с преобладанием малого бизнеса, но тогда по своему научно-технологическому уровню Россия станет подобна Индии. Бизнес с самого начала основан на планировании бизнес-планах , но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование. Планирование относится к виду управленческой деятельности, направленному на обоснование мероприятий, которые обеспечивают. Необходимость в планировании обусловлена потребностями развития бизнеса, условиями рынка. Любая экономическая деятельность требует планирования, предвидения последствий. В современном предпринимательстве директивное планирование подразумевает носящие обязательный характер планы, выполнение которых строго контролируется.

Что такое планирование и какие есть инструменты?

Что понимают под классификацией форм планирования? Перечислите виды планов по обязательности применения. Почему директивное планирование не является антиподом рынку? Назовите сущность индикативного планирования и виды индикаторов. Индикативное планирование — это метод планирования, который используется для прогнозирования будущих событий на основе прошлого опыта и текущих данных. Он широко применяется в различных областях, включая бизнес, экономику, политику и технологии. представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий