Какие контакты необходимо установить оратору со слушателями во время публичных выступлений

Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Хороший оратор обращается к слушателям, стремится к диалогу. Его первостепенная задача побудить публику к одобрению, согласию, действию, ведь изначально далеко не все готовы поддержать выступающего. И первое, что нужно сделать – говорить с аудиторией на её языке.

Контакт с аудиторией

При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей. Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась. Чтобы достичь этого уровня, во время первых выступлений вы должны говорить уверенно и громко, а ваш голос должен нравиться аудитории. Используйте описанные выше упражнения и рекомендации, чтобы быстро подготовиться к выступлению.

Смотрите также

  • 20 способов начать выступление, презентацию, речь
  • Урок 6. Работа с аудиторией
  • Связанных вопросов не найдено
  • Искусство публичных выступлений / Хабр

Обеспечение контакта с аудиторией во время всего выступления

Необходимо удерживать зрительный контакт со слушателями – это поможет следить за их вниманием; Не стоит теряться или впадать в панику при возможных неожиданностях (поломка микрофона и пр.). Юмор – эффективное средство в любой сложной ситуации. Если внимание на себе или в тексте, то ни о каком контакте с аудиторией не может быть и речи. Наоборот, если цель в изменении позиции слушателей, то и внимание приковано к аудитории: ведь жизненно необходимо понимать, что здесь и сейчас с ними происходит. Это мнение не окончательное, оно может быть нейтральным, положительным или отрицательным, но от него будет зависеть, насколько легко оратору будет установить контакт с аудиторией во время публичного выступления и расположить ее к себе. Не менее важна настроенность на аудиторию: оптимальный баланс между недооценкой и переоценкой слушателя. Оратору намного легче, когда состав слушателей однородный, это стоит учитывать при планировании мероприятия.

16 правил успешного публичного выступления

Для установления контакта с аудиторией (психологического, интеллектуального, эмоционального) оратор должен уважительно относиться к аудитории, видеть в слушателях партнеров общения, уметь владеть собой. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Все дело в умении установить контакт с аудиторией. Опытные лекторы используют язык тела, мимику, ораторское искусство, шутят и вовлекают людей в беседу.

Страница не найдена

Обращайтесь к сидящим перед вами взглядом, которым вы обычно встречаете друзей. Избегайте смотреть на кого-либо искоса: переведя взгляд от одного слушателя к другому, поворачивайте голову. Легкая улыбка вызывает доброжелательность со стороны слушателей, способствует установлению контакта. Манера изложения, содержание сообщения способствует установлению контакта с аудиторией. Важно не просто безучастно монотонно излагать учебный материал, а с помощью характерной манеры изложения превратить сообщение в убедительную, действенную яркую речь. Не употребляйте слишком длинных предложений, их намного труднее понять, чем краткие. Однако через одни краткие предложения невозможно изложить весь учебный материал, поэтому стремитесь чередовать распространенные предложения и нераспространенные.

Первые предложения никогда не читайте с листа. Говорите внятно, ясно, понятно, желательно литературным языком или разговорным стилем, без диалекта и утрированного искусственного произношения. Отработайте тембр голоса. Он должен иметь твердость и уверенность. Исключайте безличные предложения. Например, «было проведено...

Не бойтесь употреблять форму первого лица: «Мы спланировали... В зависимости от содержания варьируйте темп речи. При произнесении важных и сложных для восприятия мыслей замедляйте темп речи. Голосом выделяйте существенные моменты в содержании речи: слова, понятия, части предложений, полные предложения. Не перегружайте свою речь иностранными словами.

Как озабоченный студент колледжа, мы часто «выключаемся», когда не хотим слушать. Или, с другой стороны, когда мы особенно хотим слушать, мы широко раскрываем наши уши, принимая все — правду, полуправду или ложь. Можно сказать тогда, что наши эмоции действуют как фильтр того, что мы слышим. Иногда они действительно вызывают глухоту, а иногда могут сделать слушание слишком легким. Когда эмоции вызывают глухоту, это происходит следующим образом. Если мы слышим что-то, что противоречит нашим глубоким убеждениям, понятиям, суждениям и т. Мы мысл енно планируем опровержение тому, что услышали. Или иногда мы формулируем вопрос, чтобы смутить говорящего. Или, возможно, мы просто предаемся мысл ям, которые поддерживают наши собственные чувства по данному предмету. Когда эмоции делают слушание слишком легким, это обычно следует из того, что мы слушаем нечто, что подтверждает наши глубокие внутренние чувства. Когда мы слышим такое подтверждение, наш ментальный барьер рушится и все становится желанным. Мы не задаем вопросов о том, что слышим, наши способности вознаграждаются нашими эмоциями» [18]. Следует помнить, что эффективность слухового восприятия выше в том случае, когда слушатель свободен от эмоционального дискомфорта. Как слушать? Для того чтобы ответить на этот вопрос и понять, как можно улучшить навыки слушания, необходимо рассмотреть, чем слушание отличается от чтен ия. Читающий зависит исключительно от напечатанного, слушатель же получает впечатления не только от того, что говорит оратор, но также от того, как он говорит. Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми, как и содержание речи. Читатель может остановиться, чтобы подумать или перечитать иде и, не понятые им при первом прочтении. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понять смысл сообщения. Он либо получает информацию сразу, либо теряет ее. Поэтому основные ум ения, повышающие эффективность слухового восприятия, сводятся к следующим: 1 ум ение концентрироваться; 2 ум ение анализировать содержание; 3 ум ение слушать критически; 4 владение техническими средствами умение конспектировать. Рассмотрим перечисленные ум ения. Умение концентрироваться. Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Процесс концентрации складывается из следующих стадий: 1 займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему; 2 создайте интерес к предмету речи; 3 подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам; 4 выключите свои эмоциональные блоки; 5 постарайтесь предугадать события; 6 вспомните, что вы уже знаете о предмете; 7 продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить. Концентрация требует определенных усилий, постоянного, а не периодического внимания. Некоторые какое-то время слушают внимательно, затем на несколько минут отвлекаются на другое, затем снова обращаются к слушанию. Нерегулярное слушание препятствует пониманию иде и речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, ум ение концентрироваться — основное условие эффективного слушания. Концентрация требует серьезного отношения к слушанию, желания работать над улучшением навыков и постоянного внимания к говорящему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творчес кий процесс, требующий больших усилий. Умение анализировать содержание. Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные иде и, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Известно, что слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Средняя скорость речи составляет 120—150 слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать 300—500 слов в минуту. Это преимущество во времени должно быть использовано им для анализа содержания. Для развития навыков слушания может помочь ум ение реконструировать процесс создания речи и ее композиции. Необходимо научиться мысл енно воссоздавать план речи, пытаться проследить, как оратор компонует материал и аргументирует свои идеи, как он адаптирует свою речь к аудитории, как координирует вербальные и невербальные средства для достижения желаемого эффекта и т. Рекомендуется следующая последовательность действий при анализе содержания публичного выступления «алгоритм слышания» : 1. Определить цель речи. О цели своей речи может сказать сам оратор во вступлении. Определить композицию речи. При слушании важно ум ение понимать, как оратор развивает и ограничивает тему, как раскрывает основную мысл ь, определяет специальные термины, дает пояснения.

Поэтому вам следует предварительно испытать свой анекдот несколько раз на других людях, чтобы убедиться в его эффекте. Используйте юмор только в том случае, если сами считаете историю или шутку смешной, а также если убеждены, что сможете рассказать ее хорошо и она действительно будет адекватно воспринята аудиторией. Среди лучших профессиональных спикеров есть люди, которые умеют начать с шутки, причем настолько уместной и колкой, что она буквально взрывает аудиторию и завладевает ее вниманием без остатка. Но такое умение сродни искусству. Не всем дано использовать юмор эффективно. Следует учитывать и еще один важный момент. Начать с анекдота вообще-то совсем не сложно. Раньше я так и поступал почти в каждой речи. Но затем осознал, что первоначальные замечания задают тон всему выступлению и формируют определенные ожидания. Если я начинаю с шутки, аудитория решает, что и все мое выступление будет забавным и смешным. И когда я затем перехожу к более серьезным вопросам, многие люди теряются и чувствуют себя разочарованными. Будьте осторожны с юмором! Позабавьте аудиторию Один из лучших американских спикеров Билл Гоув, после того как его официально представили аудитории, обычно выходил на сцену так, будто только что прервал одну беседу за кулисами, чтобы теперь перейти к другой — с сидящей в зале группой людей. У слушателей возникало ощущение, что он не собирается произносить речь, а просто хочет поговорить с ними. Бил часто подходил к самому краю сцены, придавал себе заговорщический вид, руками призывал аудиторию придвинуться к нему и полушепотом произносил: «Подойдите поближе, мне нужно кое-что вам сказать». Складывалось впечатление, что он собирается открыть некую превеликую тайну — одновременно всем присутствующим. Самое удивительное, что люди в зале действительно наклонялись вперед, чтобы услышать «секрет». А затем внезапно осознавали, что они делают, и разражались смехом. После этого «приемчика» Гоув уже мог из них, что называется, веревки вить. Задайте вопрос, проведите опрос Еще можно для начала сделать некое позитивное заявление, а затем задать вопрос, предполагающий ответ поднятием рук. Попробуйте такой вариант: «Сегодня у нас наступило прекрасное время, чтобы жить и заниматься бизнесом. Кстати, у скольких из вас есть свое дело? Я часто начинаю беседу таким образом и, после того как определенное количество слушателей поднимают руки, спрашиваю у одного из них, сидящего поближе к сцене: «А сколько человек действительно занимается своим делом? Мы все занимаемся своим делом — с того самого момента, когда устраиваемся на свою первую работу, и до тех пор, пока не выходим на пенсию. Мы все работаем на себя, независимо от того, кто выдает нам зарплату». Сделайте так, чтобы слушатели заговорили друг с другом Вы можете попросить людей в зале повернуться к своим соседям и обсудить некую конкретную тему, например: «Расскажите человеку, сидящему рядом с вами, какие знания вы хотели бы получить на этом семинаре». О чем бы вы ни попросили аудиторию — в пределах разумного, конечно, — она это сделает. Слушатели будут готовы принимать ваши распоряжения и лидерское положение до тех пор, пока вы будете вести себя уверенно. Начните с проблемы Выступление можно начать также с описания проблемы, которую необходимо решить. Если это будет актуальная для всех проблема, вы незамедлительно и безраздельно завладеете вниманием аудитории. Например, вы можете сказать: Почти 63 процента людей, относящихся к поколению беби-бумеров, неумолимо приближаются к пенсионному возрасту, не располагая достаточным количеством средств на весь остаток жизни, который собираются прожить. Мы должны немедленно заняться этой проблемой и принять меры к тому, чтобы каждый человек, выходя на пенсию, мог жить комфортно до конца своих дней. Сделайте заявление и задайте вопрос Вы можете начать с некоего впечатляющего заявления и следом задать вопрос. Затем дать ответ и задать следующий вопрос. Этот прием моментально вовлекает людей в тему, и они будут жадно ловить каждое ваше слово. Вот пример: Двадцать процентов людей в нашем обществе зарабатывают 80 процентов денег. Вы входите в эти верхние 20 процентов? Так вот, в течение следующих нескольких минут я собираюсь ознакомить вас с некоторыми идеями, и они помогут вам войти в число самых высокооплачиваемых членов нашего общества. Как по-вашему, стоило ли ради этого приходить сегодня на семинар? Существует один интересный психологический феномен, который проявляется у людей с детства: они настроены отвечать на поставленные вопросы. Какой бы вопрос вы ни задали, люди инстинктивно, почти машинально стремятся на него ответить, пусть даже только про себя. Если вы спросите: «Кто из присутствующих хотел бы удвоить свой доход в следующие один-два года? Каждый раз, когда вы задаете вопрос, а затем делаете паузу, чтобы дать людям время осмыслить его, вы получаете полный контроль над аудиторией. На самом деле тот, кто задает вопросы, контролирует беседу и того человека, который на вопросы отвечает. Даже если люди не ответят вслух, они не могут заставить себя не ответить вообще. Иногда в качестве иллюстрации этого факта я задаю какой-нибудь простой вопрос типа: «Какого цвета ваш автомобиль? Я спрашиваю: «Какой у вас адрес? Когда человека спрашивают, он не может не ответить. Начните с истории Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно завладевающие вниманием аудитории, чем слова «Давным-давно жили-были…». Еще с младенчества и раннего детства люди любят всевозможные истории и сказки. Начиная со слов «Давным-давно жили-были…», вы даете аудитории понять, что начинается некий сказ. Слушатели мгновенно успокаиваются, замолкают и подаются вперед, словно детишки, сидящие вокруг костра. Когда я провожу семинары, длящиеся целый день, и хочу, чтобы участники быстрее уселись по местам после кофе-брейка, я громко говорю: «Давным-давно жил-был в городе, прямо в этом самом городе, один мужчина…» Заслышав эти слова, участники семинара быстренько рассаживаются и замолкают в ожидании продолжения истории. Выстройте мост между собой и аудиторией Одна из самых важных задач вступительной части речи — налаживание контакта со слушателями, построение моста между вами.

К таким выражениям относятся: "в отчетный период ", "зафиксировать число опоздавших", "налаживать работу". Также мало чего общего имеют с речевой культурой вульгаризмы - нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения: "заткнуть глотку", "дать в лапу", "рожа", "заткнись". Жаргоны - например, слова и обороты, заимствованные из уголовного мира: "кореш" друг , "завязать" решительно покончить , "пристегнуть" прибавить. Многословие и демагогия - это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, это отступление от предмета речи, замена точных и ясных формулировок общими фразами. Слова паразиты - типичная болезнь многих ораторов: "это самое", "ну вот", "в самом деле". Среди типичных ошибок ораторской речи наибольшее распространение получило несоблюдение правильного произношения вследствие неверной расстановки ударений в отельных словах. Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию, раздражает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией. Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные примеры - это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих публичных выступлений, ориентация на достойные подражания образцы ораторского искусства.

Слушание публичного выступления

  • Слушание публичного выступления
  • Особенности взаимодействия оратора и его аудитории
  • Как привлечь внимание людей с самого начала выступления —
  • Обеспечение контакта с аудиторией во время всего выступления

Работа с аудиторией: формы, методы и приёмы оратора

Каждый человек любит, когда говорят о нем: о его достижениях, проблемах, перспективах. Для того чтобы сделать выступление по-настоящему актуальным для аудитории, необходимо направить фокус внимания на слушателя. В самом начале выступления объясните, почему предложенная вами тема касается каждого в зале. Рассказывайте не о том, какие услуги предлагает ваша компания, а о том, какие проблемы способны решить слушатели с ее помощью.

Не расписывайте в красках преимущества вашего предложения, расскажите, какие перспективы открываются перед людьми в зале, в случае его принятия. Старый, как мир, принцип «Отдавай, чтобы получить», работает и во время выступления. Продемонстрируйте искреннюю заинтересованность в ваших слушателях, и они проявят взаимный интерес к вам!

Расскажите историю. Самым «горячим» трендом последних лет в теме публичных выступлений является «сторителлинг». Кармин Галло в книге «Презентации в стиле TED» пишет: «Личные истории заставляют мозг говорящего и слушающего «синхронизироваться» с.

Слушая истории, мы невольно ставим себя на место героя, переживая по сути те же эмоции, что и он. Благодаря этому механизму между спикером и аудиторией возникает глубокая и прочная эмоциональная связь. Интересная история способна произвести намного более сильное впечатление на слушателя, чем красивые картинки, сделанные профессиональным дизайнером, «убедительные» графики и тщательно подготовленные маркетологами тексты.

Кроме того, история-кейс будет служить наглядным примером и социальным доказательством эффективности предлагаемой вами идеи! Используйте юмор. Чувство юмора — крайне полезное качество для спикера.

Юмор — это «таран», которым мы способны пробить брешь в стене недоверия. Доказано, что когда несколько людей вместе смеются над шуткой, между ними возникает приятная эмоциональная связь. Когда вы используете юмор —слушатель воспринимает вас как более близкого человека, особенно подкупает, когда спикер относится с иронией к себе.

И не забывайте о том, что «Самые глупые в мире вещи обычно делаются с максимально серьезным выражением лица» с Если юмор не является вашей сильной стороной, можно заимствовать шутки, забавные истории и остроумные выражения у известных авторов, не забывая их указать.

Поскольку в такой ситуации задевается самолюбие выступающего, важно не реагировать немедленной эмоциональной вспышкой, а, оценив, насколько провокационен вопрос, ответить заранее продуманной фразой. Во время выступления старайтесь время от времени оценить себя со стороны: свой тон, позу, жесты, наличие слов-паразитов и мышечной зажатости. Во избежание досадных недоразумений четко оговаривайте значение употребляемых терминов, не рассчитывайте, что вас поймут с полуслова, и помните о степени подготовленности вашей аудитории. Для того чтобы подать информацию наглядно и ярко, прибегайте к простым житейским примерам и конкретным фактам, а также к общеизвестным поговоркам и притчам. Как преодолеть страх публичных выступлений Нервозность волнение или страх перед публичным выступлением — явление обычное, которое может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на убедительность речи. Все дело в степени волнения. Небольшое волнение мобилизует оратора, а сильное ему, напротив, мешает.

У них начинаются спазмы в животе, потеют ладони или пересыхает горло, а в их речи появляются такие связующие слова, как гм, типа, понимаете и т. Такие люди стараются избегать выступлений, а если это не удается, то высказываются как можно более кратко. Возникновению нервозности способствует слабая подготовка к выступлению либо мнение оратора о том, что он плохо подготовлен. Влияет и отсутствие опыта публичных выступлений. Помните, как говорил в таких случаях известный российский юрист А. Кони: «Размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления». Перечислим конкретные действия, которые помогут держать под контролем свою нервозность и сделать вашу речь убедительной: Выбор интересной и известной вам темы; Полноценная подготовка к выступлению. Наряду с первым пунктом это придаст вам уверенности; Планирование оптимальной очередности выступления: одни предпочитают выступать с докладом первыми, другие же, послушав предыдущих ораторов, лучше адаптируются к ситуации и поэтому предпочитают выступать в конце мероприятия; Мысленная репетиция визуализация успешности своего выступления.

Нужно представить себя спокойным и улыбающимся при приближении к трибуне, напомнить себе, что вы подготовились как следует, а собравшиеся хотят услышать то, что вы собираетесь им рассказать. Представьте, как слушатели одобрительно кивают, когда вы говорите, а по окончании речи аплодируют вам; Использование позитивной установки перед самым выходом на трибуну. Говорите себе: «Я рад, что у меня есть возможность поделиться этой информацией с другими», «Я хорошо подготовился и готов к выступлению» и т. Отрегулируйте свое дыхание, сделав глубокий вдох. Постарайтесь немного подвигаться, произнося начальные фразы, иногда нескольких жестов или шагов бывает достаточно для снятия напряжения. Визуальный контакт с аудиторией Приведем также следующую важную рекомендацию для публичного выступления. Убедительность речи также зависит от частоты визуального контакта оратора с аудиторией. Чем чаще выступающий смотрит на своих слушателей, тем более квалифицированным, осведомленным, опытным, а также более честным и дружелюбным его считают.

Один из способов обеспечения зрительного контакта — представить свою аудиторию в виде ряда групп, сидящих в разных частях помещения.

Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию, раздражает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией. Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные примеры - это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих публичных выступлений, ориентация на достойные подражания образцы ораторского искусства.

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи: Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков.

Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления.

Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.

Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора.

Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного. Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления.

Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед выступающим стоит задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

Публичное выступление: как сделать речь убедительной

Лишь в таком случае публика с готовностью воспримет ваши идеи и поддержит их. Сами посудите, вызовет ли у вас доверие работник банка, рекламирующий услуги выгодного кредита, если при общении он будет постоянно отводить глаза, быстро говорить и нервно жестикулировать? Вряд ли. Это верно для выступлений любого содержания. Во время выступления перед вкладчиками и акционерами и выражения уверенности в позициях банка на рынке, у представителя правления не должны дрожать руки и срываться голос. Там где речь идёт о банальных вещах, активная жестикуляция неуместна.

Хуже того, неконгруэнтность уменьшает достоинства любого хорошего текста. Для того, чтобы научиться посылать правильные невербальные сообщения в книге С. Шипунова «Харизматичный оратор» приводится следующее упражнение: «Вечером садитесь перед телевизором, по возможности находите иностранный телеканал чтобы больше внимания уделять невербальному сообщению и записывайте на листе бумаги свои впечатления о том, какое метасообщение исходит от телеведущего, гостя программы, героя телепередачи и т. Желательно это делать не в одиночку, чтобы была возможность сравнить ваше впечатление о метасообщении от того или иного человека с впечатлениями ваших друзей». Аудитория обращает внимание и на то, как говорит человек, поэтому нужно учиться управлять своим голосом.

Полезными в этом плане будут упражнения , которые с целью развития речи используют актёры. Невербальные средства очень важны, но здесь, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. Если вас ждёт встреча с людьми негативно настроенными по отношению к предмету разговора, начинать своё выступление с заверений в искренней радости и любви, при этом ещё и стараться их изобразить, не стоит. Признайте, что вас ждёт нелёгкий диалог, но заинтересованность сторон в решении вопроса позволяет надеяться на успех. Правда почти всегда лучше лжи.

Методы получения обратной связи Вы, наверное, неоднократно видели передачи или шоу, где ведущий приглашает несколько человек из зала на сцену и презентует тему путём разговора с ними, задавая вопросы и отвечая на них. Это действенный метод получения обратной связи. Оратор в таком случае имеет возможность общаться непосредственно с представителями целевой аудитории, и на основании этого строить стратегию подачи материала. Правда, стоит отметить, что в таком случае присутствует некий развлекательный аспект, что делает прямое общение неприменимым в таких областях, как, к примеру, бизнес. Но есть и другие техники установления обратной связи.

Одна из них — прямой вопрос. Суть в том, что оратор задаёт публике вопрос, получает ответ и развивает тему. Таким образом, выступление получается и актуальным, и интересным для слушателей. Эту технику часто применяют учителя и преподаватели, ведь она помогает не только взаимодействовать с аудиторией, но и поддерживать внимание. На их основе можно полностью строить выступление в случае, если тема чётко не оговорена заранее , хотя такой метод и подходит только для опытных риторов и не очень больших аудиторий.

Ещё один приём, часто применяемый в политике — отражение чувств, их вербализация. Суть его в том, что поднимая какую-нибудь актуальную тему, ритор пытается словами передать своё отношение к ней, показать общие со слушателями переживания по тому или иному поводу. Иногда линия поведения корректируется «на ходу» как способ манипуляции — сначала разведывается почва, определяется реакция, а дальше уже следует попытка придать речи нужную окраску. Отлично действующий способ получения обратной связи — завершение выступления призывом задавать уточняющие вопросы, указывать на непонятные моменты. Это не только позволит детально проработать тему и лучше её закрепить, но и включить соответствующие моменты в свои дальнейшие выступления.

Как произвести нужное впечатление на аудиторию На первый взгляд может показаться, что гораздо важнее то, какое впечатление от текста, а не от выступающего, останется у аудитории. Но это не верно.

В виде наводки может выступать некий анонс, отражающий наиболее интересные темы, а также ссылки на уникальную и полезную информацию. Таким образом, вы создадите интригу ожидания, это поспособствует проявлению интереса зрителя на протяжении всей речи. Чтобы зритель проявил заинтересованность в вашем выступлении, используйте метод диалога. Во время выступления обращайтесь к публике с уточняющими вопросами.

Важно, чтобы было охвачено максимальное количество участников. Не прекращайте диалог на протяжении всего выступления, тем самым время от времени подогревая интерес публики. В некоторых случаях поможет прямое указание на то, что этот вопрос очень важен и знания в освещаемой теме пригодятся в дальнейшем. Диалог с аудиторией активизирует все виды внимания. Закрепление результата Многие лекторы считают, что лучше завершить выступление на минуту раньше, чем позже. Этим вы покажете, что цените время ваших слушателей.

Можно уточнить в конце, что при имеющихся вопросах люди могут обращаться к вам в индивидуальном порядке после выступления. В независимости от длительности выступления, можно судить о его успехе по количеству прямых взглядов, направленных на вас, в последние минуты. Чтобы ваша речь несла ясность, необходимо подвести итог, в который будут входить следующие тезисы: что нового было представлено аудитории; какие выводы должны быть сделаны. Концовка выступления — это итоговый тезис, который полностью отражает проблематику всего выступления. По окончанию речи, в обязательном порядке поблагодарите публику за внимание.

Юмористическая окраска эпизодов, остроумные замечания в процессе содержательного выступления позволяют слушать такого оратора как угодно долго. Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Говорят, что юмор - как ходьба по канату. Никогда не знаешь, чем это закончится. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Например, характеризуя особенности фатического формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель сильно опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее". Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться". Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если же оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи - он и не заметит, что слушатели "отключились" и его выступлению грозит провал. Говорить и смотреть нетрудно. При условии, что вы свободно владеете материалом и хотите, чтобы этот, и этот, и вон тот человек поняли вас и вам поверили. Если контакт установлен с какой-то частью зала по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Поэтому из всех перечисленных компонентов хорошего выступления, пожалуй, именно этот больше всего "держит" аудиторию. Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов. При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза. Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю анекдот. Так называемые "освежающие отступления" звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть. Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей. Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит. Как завершать выступление Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок выросла борода, пока ты говорил. В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысившего регламент, "увозят" на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену. Если выступление подходит к концу, и слушатели проявляют признаки утомления, лучше не "взбадривать" их различными приемами, а подумать о завершении выступления. Пауза, слова: "итак", "заканчивая выступление" и т. Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Тут уж не до заключения, как бы удалиться поприличнее! Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: "У меня все". Звучит это банально и гасит впечатление от всего выступления. Ведь известно, что последнее впечатление самое сильное и если заключения нет или оно не связано с темой выступления - суть выступления ускользает от слушателей. Достаточно типично для информационных речей заключение, в котором подводится итог сказанному. А вот как закончила свое выступление на съезде предпринимателей директор одной крупной фирмы: "Я думаю, что приведенных мной примеров достаточно, и вы, уважаемые члены правительства, поняли, что я хочу сказать: "Для того, чтобы мы были законопослушными, законы должны быть предельно конкретны и не иметь обратной силы". Это пример заключения-вывода. Краткое повторение сказанного используется обычно в обучающих выступлениях. В агитационных речах заключение несет большую нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только осмыслили, но и эмоционально "пережили" сказанное, чтобы это воодушевило их, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеждающих речах в заключении может еще раз прозвучать основная идея выступления - то, в чем оратор убеждал аудиторию, - но в яркой форме. В речах, побуждающих к действию, заключение обычно представляет собой постановку конкретных задач, как в выступлении на Съезде народных депутатов СССР Д. Лихачева: "Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность... Оратор старается сформулировать главную идею своего выступления так кратко и выразительно, чтобы это надолго осталось в памяти, запало в душу, побудило к действиям. Концовкой обычно служит яркое афористичное высказывание, призыв или пожелание. Завершение лекции для первокурсников академика А. Ухтомского "О знаниях": "Итак, в добрый час! Огорчения и преграды пусть забываются ради радости знать, знать все больше и глубже! Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята.

Если вы заметите, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите к главной теме выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут вам добиться у них одобрения ваших слов. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, не теряйте все же самоконтроль. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провокационные выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

Риторика: Практикум

Полезно, если вопросов у аудитории больше, чем позволяет регламент те возможность задать их вам в частном порядке во время перерыва, так вы сможете увеличить количество желающих пообщаться после выступления! В данной статье мы рассмотрим контакты, которые необходимо установить оратору со слушателями во время публичных выступлений. Рекомендуется следующая последовательность действий при анализе содержания публичного выступления («алгоритм слышания»): 1. Определить цель речи. О цели своей речи может сказать сам оратор во вступлении.

Обеспечение контакта с аудиторией во время всего выступления

Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории. Что не так с «Здравствуйте, меня зовут» Большинство спикеров не любят вступления. Например, на своих выступлениях я говорю своей аудитории, что существует ряд простейших правил, которые нужно соблюдать до конца мероприятия. Правило № 1. На все время мероприятия необходимо выключить мобильные телефоны. Убедительная речь, как повлиять на аудиторию и преодолеть страх публичных выступлений перед людьми. Если в процессе публичного выступления требуется убедить или переубедить аудиторию в чем-то или вообще кардинально изменить ее мнение, оратор должен.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий