Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам

Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Оживление экономики с начала 2000 года вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий.

Тема: Государственный кредит как экономическая категория

Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате. Виды государтсвенного долга. Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам. К основным методам управления государственным долгом относятся. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственный долг

совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит. Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга. Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

РФ как гарант

реферат Государственный кредит. Сущность, функции и формы вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
Управление государственным долгом - Финансы (Кушнир И.В., ) это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.
Финансовый Государственный кредит Формы государственного кредита имеют место тогда, когда заемщиком или кредитором в кредитном вопросе является государство.

Понятие и формы государственного кредита

Под управлением государственным внутренним долгомпонимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. По своей экономической природе государственный кредит не является доходом государства, но служит той же цели, что и доходы − покрытию расходов государства и прежде всего дефицита государственного бюджета. Государственный кредит – это одна из форм мобилизации денежных ресурсов, в которой одним из участников кредитных отношений выступает государство. В рамках государственного кредита государство может выступать в роли кредитора, заемщика, гаранта.

Страница не найдена

Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и другое. Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета. В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы.

Такое обращение осуществляется через покупку или оформлением следующих инструментов: Особых ценных бумаг в частности, казначейских сберегательных сертификатов. Рыночных ценных бумаг таких как облигаций, казначейских обязательств. Путем оформления безоблигационных займов путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.

Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере до 1995 г. Казначейские ссуды бюджетные кредиты как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости ссудного фонда. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов министерства финансов, местных органов власти. Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка.

В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства. В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Итак, государственный кредит -- это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Состав государственного долга Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг.

Государственный долг подразделяется на две части -- капитальный и текущий. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде году. Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем государственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ. Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ -- соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

В соответствии со ст. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными до одного года , среднесрочными свыше одного года до пяти лет и долгосрочными свыше пяти лет до 30 лет. Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией; объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ Рост государственного внутреннего долга РФ с начала 90-х гг.

Так, например, в 1993 г. Рост государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один -- бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой. В связи с этим требуется установление управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным долгом является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях.

Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства. Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. Цели управления внешним долгом: 1. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов; 2. В теории подобное явление называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое банкротство страны.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования. Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов: - финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга.

При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов; - бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих; - смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга. Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах.

Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись. Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию. Основным методом урегулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально выгодных для России условиях. Термин " реструктуризация " означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течении нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет. До сих пор РФ использовала инструмент реструктуризации долгов только в отношении старого долга СССР как его правопреемница. По обязательствам, принятым до 1.

Оно означало единоличное принятие на себя всех долгов СССР после того, как прежде был согласован иной порядок ответственности - с участием других бывших союзных республик. Этот порядок весьма не благоприятен для РФ: теперь она одна отвечает перед кредиторами по всему огромному долгу СССР15. С помощью реструктуризации необходимо добиться сокращения валютных трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие основные моменты: 1.

Финансы страховой компании обеспечивают следующие функции: 1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Из средств специализированного страхового фонда производятся страховые выплаты в случае наступления условий, определенных договором страхования. Через функцию формирования специализированного страхового фонда решаются проблемы инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда.

Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством правила страхования проверяются на соответствие действующему законодательству в процессе лицензирования страховой деятельности. Страховые выплаты производятся за счет средств, сформированных из уплаты застрахованными лицами страховых взносов. Предупреждение и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизация ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий. Предпринимательство— деятельность частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом. Предприниматели входят в особый слой общества — бизнес-слой. Бизнес-слой — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, осуществляющих свою деятельность на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

С экономической точки зрения, предприниматели — частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму. Финансы индивидуального предпринимателя участвуют в общественном производстве и способствуют получению финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Уплата вышеперечисленных налогов заменяется единым налогом; уплачивается с величины вмененного дохода, исчисляемого за налоговый период квартал. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов страховых премий. Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации страховщика. Как экономическая категория страхование является средством защиты бизнеса и благосостояния людей, с одной стороны, а также деятельностью, приносящий доход, с другой стороны. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции.

Таким образом, страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования определяются страховщиком самостоятельно в соответствии с новой редакцией Закона «Об организации страхового дела в РФ». Обязательным страхованием является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Обязательное страхование отличается от добровольного наличием у потенциального страхователя установленной законом обязанности страховать. Страхование как вид деятельности представляет собой систему деления страхования на отрасли, виды, разновидности, формы, системы страховых отношений. Отрасль страхования — характеризует страхование жизни и здоровья человека, материальных ценностей, обязательств страхователей перед третьими лицами. Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования: 1.

Личное страхование — это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью.

Федуловой государственному кредиту присуща перераспределительна функция, так как с его помощью перераспределяются доходы и накопления хозяйствующих субъектов и населения и государства, уже распределенные с помощью финансов. В свою очередь процессы распределения невозможны без осуществления финансового контроля, поэтому второй функцией государственного кредита является контрольная. Практическое назначение этой функции состоит в обеспечении полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного использования средств, привлеченных через систему государственного кредита. Нельзя не согласиться, что последняя точка зрения является более обоснованной, она более полно и точно отражает функции государственного кредита. Формы государственного кредита. Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета.

Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами векселями. Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными для покрытия бюджетного дефицита и целевыми под конкретные проекты.

Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу. Казначейские обязательства вексели , имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы иногда среднесрочные - казначейские ноты , облигациями - средне - и долгосрочные. В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов. По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления.

Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты. По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации казначейские обязательства рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать. В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами.

Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные срок погашения до одного года , среднесрочные от 1 до 5 лет , долгосрочные свыше 5 лет. По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные с нулевым купоном. По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально.

При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном. По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями.

Вопрос 23 (9, 51). Государственный кредит. Управление государственным долгом

погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению. Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами. Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша.

Методы и способы стабилизации государственного долга

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами векселями. Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша.

Они могут быть обезличенными для покрытия бюджетного дефицита и целевыми под конкретные проекты. Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу. Казначейские обязательства вексели , имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита.

Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы иногда среднесрочные - казначейские ноты , облигациями - средне - и долгосрочные. В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов. По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты. По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации казначейские обязательства рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать. В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности.

Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные срок погашения до одного года , среднесрочные от 1 до 5 лет , долгосрочные свыше 5 лет.

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные с нулевым купоном. По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе.

Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости.

Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном. По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.

Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке. Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка: в первом квартале 1997 г. Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия: национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг; Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг. Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы. Государственный кредит формирует часть государственного долга внутреннего. Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.

Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности. Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства. Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях. Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения. Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения — их национальный профит.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др. Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ. Государственный кредит на Украине государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов мин фина, местных муниципальных органов власти. Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из госбюджета.

Денежные средства, поступающие от эмиссии местных облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский займ что не всегда является выгодным либо использовать внебюджетные средства, полученные от денежной эмиссии местных облигаций. Такие облигации считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей налоговой мощи, а также выгодами существующих объектов либо недвижимым имуществом строящихся. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к процентным ставкам государственных облигации. Инвесторы, которые приобретают местные облигации, поставляют муниципальным органам необходимые для реализации проектов заемные средства.

Если бы не эти поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач: муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги ; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный профит, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами. Ввиду изложенного выше в большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность. Для заемщиков государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный профит. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам заемщикам ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность ; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др.

Виды государственного ссуды определяются: составом кредиторов и заемщиков; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения займа; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска заемщика и кредитора. В зависимости от характеристики кредитора государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве кредитора выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны министерство финансов , во втором - местные органы власти Совет депутатов. По месту получения ссуды, государственный кредит подразде-ляется на внутренние и внешние кредиты. В Украине казначейские обязательства являются краткосрочными, если они выпущены со сроком погашения до 1 года, среднесрочными - от 1 до 5 лет, долгосрочными - от 5 до 10 лет. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного займа.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные кредиты. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центробанком госбюджета если это разрешено законом; в ряде стран, например в Дании, закон вообще запрещает государству брать какие-либо займы в национальном банке - это примеры безоблигационных кредитов. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юрлица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента если иное не предусмотрено условиями эмиссии ценных бумаг. Преимущественно выпускаются облигации внутренних, государственных и местных ссуд. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными целевыми , выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физ.

Казначейские обязательства государства - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств бюджет и дающих право на получение фиксированного наживы в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физлиц. На вторичный рынок могут поступать: казначейские обязательства вексели , облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации или другой вид ценной бумаги , оформляющие внешний долг; а также обычно, облигации местных органов власти. Продажу ценных бумаг Кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Для заемщика юридических и физ.

Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента государства уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск возникает в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике в результате которых привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений инвестиций может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со уступкой в цене или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебаний рыночных ставок вверх и вниз. В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, то есть снижения риска серьезных потерь.

Украина как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и среднесрочные облигационные кредиты. Выпуск облигаций государственного внутреннего кредита ОГВЗ осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Кроме финансирования бюджетных потребностей, другой важной целью эмиссии ценных бумаг государственных облигации является увеличение притока иностранной валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, коль скоро мобилизованную таким образом иновалюту можно использовать в экспортно-импортных расчетах. Необходимо отметить, что государство не всегда должно выпускать в этих целях облигации внешнего ссуды или облигации в иностранной валюте. В развитых странах оно влияет на приток валюты путем установления определенного процента на свои облигации, деноминованные в национальной валюте.

Если процентная ставка гос облигаций выше ставки по аналогичным ценным бумагам других стран, то иностранные инвесторы могут отдать предпочтение первым, поскольку профит от них выше. Для приобретения таких облигаций иностранные инвесторы вынуждены приобретать национальную валюту страны, в которой выпускаются привлекательные облигации, и расплачиваться ею за эти облигации. Увеличение продажи национальной валюты означает, что спрос на эту валюту возрос и, следовательно, повышается цена на нее. В этом случае говорят, что курс данной национальной валюты повышается. Наконец, третьей важной целью эмиссии гос. В этом случае денежные средства, полученные от денежной эмиссии облигаций займа временно изымаются "из оборота", то есть, "придерживаются".

Если в обороте находится слишком большое количество денежных средств, то оно повышает возможности покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того чтобы, не давать покупательскому спросу расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранение денег и получение доходов от него было более выгодным, чем расходование их на приобретение товаров. Именно это и достигается в определенной мере при помощи эмиссий облигаций Федерального Займа. Указанные выше цели могут быть достигнуты при условии, что облигации займа способны удовлетворять ряду требований, в частности, требованиям надежности, определенности и ликвидности.

Облигации Федерального Займа, как правило, удовлетворяют указанным выше требованиям. Они считаются самым надежным видом бумаг, поскольку предполагается, что государство гарантирует выполнение своих обязанностей по выпущенным им облигациям "всей своей мощью". В развитых странах вложение средств в облигации Федерального Займа рассматривается как относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются. Ввиду надежности и определенности, гос облигации обладают также ликвидностью.

Их легко можно продать и купить в случае необходимости, они без каких-либо ограничений принимаются как средство расчета или обеспечения обязательств. Обладая такими характеристиками, гос. Указанные инвесторы распоряжаются большими денежными средствами и поэтому заинтересованы вкладывать их в надежные, определенные и ликвидные ценные бумаги. Вместе с тем, ввиду наличия снова-таки упомянутых выше характеристик, облигации займа являются наименее доходными. Процентные ставки по гос. Однако в определенном смысле и это обстоятельство имеет свое преимущество, коль скоро все остальные долговые ценные бумаги обладают большей степенью рискованности, меньшей мерой определенности и могут быть более или менее ликвидными, то установление процентов по ним осуществляется на основе сравнения различий по указанным выше критериям между институционными долговыми ценными бумагами и гос облигациями, выпускаемыми на этот же срок.

Таким образом, процентная ставка по облигациям займа выполняет кроме прочего, также функцию общерыночного показателя, на основе которого определяются процентные ставки других долговых ценных бумаг, кем бы они не выпускались в данной стране. Процентные ставки по облигациям других эмитентов находятся в прямой зависимости от процентных ставок по облигациям Федерального Займа. Облигации выпускаются по решению Кабинета Министров Украины мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев. Первичное размещение облигаций производится путем их продажи на конкурсе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе по стоимости ниже номинальной по предлагаемым на тендере ценам цена отсечения , но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона.

Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества например, не менее 10 процентов и т. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течение срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении ока их обращения. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения установленного числа передаточных подписей, облигации поступят в свободное обращение на рынок ценных бумаг и могут приобретаться юрлицами Украины и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять трансформацию гос облигаций в денежные средства и другие финансовые активы. Министерство финансов по истечении срока обращения облигаций выделяет необходимые средства национальному банку.

Развитие рынка государственных ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно-кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет эмиссии ценных бумаг высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних кредитов, которые связаны с развитием международного займа. Государственный кредит как система регулирования Бюджетный процесс предполагает балансирование выравнивание государственных доходов и затрат. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных издержек над выгодами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.

Причин тому множество, но важнейшее значение имеет перманентное возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных затрат, численности государственного аппарата и т. Возрастание бюджетных издержек отнюдь не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы.

Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы. Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства - на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они проверяются специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета.

На следующий день возобновляются операции по купле и продаже облигаций выигрышных займов. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно [4, c. Как показывает история Республики Беларусь, заемные средства не всегда использовались рационально. Поэтому, чтобы финансовая политика государства в области управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии государственных внешних и внутренних заимствований, эффективное использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран в осуществлении специальных приватизационных программ таких, как Испания, Пакистан и др. Принципами управления валовым внешним долгом Беларуси являются гласность, комплексный подход, разграничение сфер ответственности и полномочий госорганов в решении задач управления внешним долгом, а также оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации источников возникновения рисков. Регулирование валового внешнего долга осуществляется Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования и механизмов регулирования деятельности банков.

Косвенное регулирование уровня внешнего долга банков осуществляется через инструменты валютного контроля и регулирования ликвидности банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками.

Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам. Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные. Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам — участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе по цене ниже номинала по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества.

Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации погашения и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка. Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. Министерство финансов определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным главным государственным казначейством путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии национальном банке. Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков.

В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары работы, услуги , а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку. Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране. Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг. Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. Тогда же и начался процесс накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный рынок тогда не имел должного развития.

В 1995 г. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала.

В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Указом президента Республики Беларусь от 09. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь. Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка: в первом квартале 1997 г.

Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия: национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг; Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг. Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы. Государственный кредит формирует часть государственного долга внутреннего. Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды. Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности. Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства. Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях. Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения — их национальный профит. В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др. Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ. Государственный кредит на Украине государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов мин фина, местных муниципальных органов власти. Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из госбюджета. Денежные средства, поступающие от эмиссии местных облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский займ что не всегда является выгодным либо использовать внебюджетные средства, полученные от денежной эмиссии местных облигаций. Такие облигации считаются надежными и ликвидными ценными бумагами.

Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей налоговой мощи, а также выгодами существующих объектов либо недвижимым имуществом строящихся. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к процентным ставкам государственных облигации. Инвесторы, которые приобретают местные облигации, поставляют муниципальным органам необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач: муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги ; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный профит, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами. Ввиду изложенного выше в большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность. Для заемщиков государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный профит. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам заемщикам ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность ; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др. Виды государственного ссуды определяются: составом кредиторов и заемщиков; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения займа; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска заемщика и кредитора.

В зависимости от характеристики кредитора государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве кредитора выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны министерство финансов , во втором - местные органы власти Совет депутатов. По месту получения ссуды, государственный кредит подразде-ляется на внутренние и внешние кредиты. В Украине казначейские обязательства являются краткосрочными, если они выпущены со сроком погашения до 1 года, среднесрочными - от 1 до 5 лет, долгосрочными - от 5 до 10 лет. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного займа. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные кредиты. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центробанком госбюджета если это разрешено законом; в ряде стран, например в Дании, закон вообще запрещает государству брать какие-либо займы в национальном банке - это примеры безоблигационных кредитов. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юрлица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента если иное не предусмотрено условиями эмиссии ценных бумаг. Преимущественно выпускаются облигации внутренних, государственных и местных ссуд. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными целевыми , выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими.

Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физ. Казначейские обязательства государства - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств бюджет и дающих право на получение фиксированного наживы в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физлиц. На вторичный рынок могут поступать: казначейские обязательства вексели , облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации или другой вид ценной бумаги , оформляющие внешний долг; а также обычно, облигации местных органов власти. Продажу ценных бумаг Кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Для заемщика юридических и физ. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента государства уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск возникает в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике в результате которых привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений инвестиций может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со уступкой в цене или в известной мере в принудительном порядке.

Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебаний рыночных ставок вверх и вниз. В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, то есть снижения риска серьезных потерь. Украина как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и среднесрочные облигационные кредиты. Выпуск облигаций государственного внутреннего кредита ОГВЗ осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

Государственный кредит

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В данном случае упор делается на то, что государство может сознательно использовать государственный кредит как инструмент регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории. В свою очередь A.

Бабич и Л. Павлова выделяют три функции государственного кредита: Важнейшая функция - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономическ й деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами - резидентами и др.

Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе.

Функция учета, целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Контроль осуществляется по следующим направлениям: 1 За движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; 2 за соблюдением условий кредитного договора; 3 за целевым использованием заемщиком выделенных средств; 4 за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Лушин и В. Слепов в своем учебнике вообще не рассматривают функции государственного кредита. По мнению С.

Федуловой в основе дискуссий о функциях государственного кредита лежат спорные вопросы сущности и функций финансов. В основном в литературе рассматриваются схожие функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется правомерной, так как государственный кредит представляет собой часть финансовых отношений.

Вместе с тем он имеет и свои особенности. Федуловой государственному кредиту присуща перераспределительна функция, так как с его помощью перераспределяются доходы и накопления хозяйствующих субъектов и населения и государства, уже распределенные с помощью финансов. В свою очередь процессы распределения невозможны без осуществления финансового контроля, поэтому второй функцией государственного кредита является контрольная.

Практическое назначение этой функции состоит в обеспечении полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного использования средств, привлеченных через систему государственного кредита. Нельзя не согласиться, что последняя точка зрения является более обоснованной, она более полно и точно отражает функции государственного кредита. Формы государственного кредита.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы.

Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов.

С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами векселями. Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша.

Они могут быть обезличенными для покрытия бюджетного дефицита и целевыми под конкретные проекты. Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства вексели , имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы иногда среднесрочные - казначейские ноты , облигациями - средне - и долгосрочные.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов. По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления.

Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

К таким мероприятиям относятся финансирование, конверсия займа, консолидация, аннулирование и унифицирование займов. Под финансированием понимается выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа.

Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств. Функции государства по изменению сроков действия ранее выпущенных займов называются консолидацией. Мероприятия государства по унифицированию займов означают обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Система управления государственным долгом имеет 2 режима функционирования: - управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса - управление в условиях кризиса Цели управления государственным долгом: 1. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.

Характерная дефицитность государственного и местного бюджетов и высокий государственный долг для большинства промышленно развитых государств на современном этапе.

Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений, поэтому сокращение бюджетного дефицита и государственного долга расцениваются органами управления как одна из наиболее актуальных задач. Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий. В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: Минимизация стоимости долга для заемщика; Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги и их курс не совпадает с номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигации — это цена, обозначенная на ценные бумаги и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее покупателями. Эмитент — эта сумма включается в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателем в момент их погашения.

Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, то есть та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке под воздействием многочисленных факторов, курс отклоняется вверх и вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности курса и могут привести к его нарушению. Управление государственным долгом должно обеспечивать: Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выданных кредитов; Обеспечение своевременного возврата кредитов; Максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредитором и погашением займов, а так же порядок, условия выпуска выдачи и размещения долговых обязательств. Методы управления государственным долгом: Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов; Конверсия — это изменение размера доходности займов например, снижение или повышение процентной ставки доходов, выплачиваемых государством своим кредиторам ; Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов; Унификация — объединение нескольких займов в один; Отсрочка погашения займов — проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операции по выпуску новых займов не эффективно для государства; Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств; Реструктуризация долга — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований принятие за себя других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сокращением суммы основного долга.

Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении правительства РФ. Долговые обязательства могут быть выражены в трёх формах: В виде кредитов, получаемых государством в лице правительства РФ; В виде государственных займов осуществляемых по средствам выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; В виде других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ например, долговых обязательств субъектов РФ и органом местного самоуправления. ГВД РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникших задолженностей.

Она не несет ответственности по долговым обязательствам своих национально-государственных и административно-территориальных образований, если они не были гарантированы правительством РФ. Долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер до 1 года , среднесрочный от 1 года до 5 лет и долгосрочный от 5 до 30 лет. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Управление государственным внутренним долгом РФ, в том числе определение порядка, условий выпуска выдачи и размещения долговых обязательств осуществляется правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится центральным банком и его учреждениями, если иное не установлено правительством РФ. По средствам осуществлений операций по размещению долговых обязательств РФ, а так же их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.

Правительство РФ ежегодно не позднее мая текущего года должно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга РФ за предыдущий финансовый год. Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти. Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, которые существуют в форме эмиссионных ценных бумаг и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий