Новости татары и башкиры в чем разница

это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы.

БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

План Узбека: Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир. Их культура и обычаи отличаются от татар-мусульман, речь отличается диалектными особенностями, но всё это – социальные признаки. Несмотря на историческую общность, татары и башкиры резко выделяют своих соплеменников друг от друга.

Татароязычные башкиры. Кто они?

В Чувашии власти не решились распределить 112 тысяч «лиц без национальности» в пользу чувашей, в итоге потеряв 130 тысяч чувашей только по Чувашской Республике. Можно предположить, что в большинстве регионов часть переписываемых по паспортным данным людей со славянскими именами и фамилиями записывали русскими. Люди с неславянскими фамилиями попадали в основном в графу «лица без национальности». Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?

На первый взгляд, итоги переписи показывают огромную разницу состояния демографии у татар и у башкир: убыль татар на 596 тысяч, а башкир всего на 12 тысяч. В процентах: -11,24 против -0,79. Но если отдельно сравним итоги переписи татар в Татарстане и башкир в Башкортостане и отдельно итоги татар и башкир за пределами двух республик, картина сильно меняется.

Татары считают, что часть роста башкир достигнута за счет снижения числа татар. Мы оценили это количество в 15-20 тысяч татар. При этом, несомненно, рождаемость у башкир чуть выше, чем у татар.

Это отражается и в показателях прошлых переписей, и в среднем возрасте башкир: 40,4 года против 41,6 у татар. Но эта разница почти в 10 раз меньше разницы среднего возраста между татарами и чеченцами. Как мы видим, разница в первом случае заметна, но не принципиальна, во втором ее практически нет.

Демографические показатели башкир чуть лучше. Сколько процентов русских в РФ? Опираясь на данные переписи 2002 года, можно примерно оценить процентную долю русских.

Между переписями 2002 и 2021 годов население России в постоянных границах почти не изменилось. В 2003-2021 годах естественная убыль населения РФ, по данным Росстата, составила 7 млн человек. У ряда народов Кавказа и Сибири в сумме был прирост около 1,5 млн человек только в Дагестане и Чечне был прирост населения в 1 миллион.

Избы башкир-бедняков. Семья башкир. О народных способах лечения у башкир, опубликованная в альманахе "Деятель" за 1898 год автор — Н. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе.

Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские.

Ногайские и пр. Краткий экскурс в историю Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов.

Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар.

Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами. Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал.

Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи.

В истории башкир таких крупных битв не было. Древняя Казань Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар. Салават Юлаев В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы.

Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа: Светлые европеоидные. Татарин Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица.

Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый. Башкирская семья Семья М. Рахимова Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных: Южно-сибирский вид. А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Татарка Татары всегда любили очень яркие цвета одежды — красные, зелёные, синие. Татары Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски — жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама — скромности. Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

Башкирский алфавит Вывод Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия — это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный.

Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей. Башкиры и татары — два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие — мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть.

Итак, рассмотрим подробно — чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю. Историческое прошлое башкир и татар Тюркские народы точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи — от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников — ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья 14-15 вв.

В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» — как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу. Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира — «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше — примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников.

Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен. Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары — древний тюркский народ, государство у которого Волжская Булгария возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, — довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет — с 1220 по 1234 годы.

В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление. Сравнение Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом.

Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно.

Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир см. Таблица Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия.

Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей. Башкиры и татары — два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие — мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть. Итак, рассмотрим подробно — чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю. Историческое прошлое башкир и татар Тюркские народы точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи — от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников — ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья 14-15 вв. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» — как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу. Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира — «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше — примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен. Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары — древний тюркский народ, государство у которого Волжская Булгария возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, — довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет — с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление. Сравнение Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир см. Таблица Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова ; это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры — в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними. Результаты по 1076 представителям 30 групп, проживающих от Балтийского моря до Байкала. Издание BioMed Central BMC , специализирующееся на публикациях об исследованиях в области биологии, медицины, онкологии и других наук, обнародовало материал об исследовании ДНК этих народов, сделав особый акцент на регион Идель-Урал. Реалии" решили изучить материал и рассказать своим читателям об основных выводах ученых об этногенезе народов Поволжья. Ученые обнаружили необычно высокий уровень сходства на уровне генетики между представителями нескольких этнических групп Сибири, таких как ханты и кеты, с носителями большого количества различных языков на огромных географических просторах. Оказалось, что существует значительное генетическое родство между хантами и тюркоязычными жителями Урала, то есть башкирами. Такое открытие усиливает аргументы сторонников, выступающих в пользу "финно-угорского" происхождения башкир. Исследование также показало, что в башкирском генетическом ряде отсутствует главный "ядровой" ген какой-либо группы, и он представляет собой смесь тюркских, угорских, финнских и индоевропейских генов. Это указывает на многосложное переплетение генетического ряда тюркских и уральских групп населения. Сравнение с генетическими структурами народов Сибири и географией региона, который они населяют, показывает, что имело место "Великое переселение народов Сибири", приведшее к взаимному " генетическому обмену " в Сибири и части Азии. Восточные славяне на генетическом уровне оказались похожими друг на друга. Носители славянских языков Восточной Европы в целом имеют схожий генетический набор между собой. Украинцы, белорусы и русские имеют почти одинаковые "пропорции" генов народов Кавказа и Северной Европы, при этом практически не имеют азиатского влияния. Доминирующий ген у народов Западной и Центральной Сибири ханты, манси, кеты и селькупы представлен также в западной части Уральских гор. Восточно-сибирский компонент представлен у носителей тюркских и самодийских языков Центральной Сибирской равнины : у якутов, долган и нганасанов. Башкиры и татары являются представителями главных тюркоязычных этносов региона. Несмотря на то, что эти народы живут в одном регионе, имеют взаимопонимаемые языки, генетически они значительно отличаются. У татар много общего в генетике с соседними народами, тогда как у башкир - с проживающим в других регионах. Поэтому это дает основание говорить о том, что башкиры изначально не тюрки, а этническая группа, перешедшая на тюркский язык. Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская версия держится на предположении, что башкиры произошли от мадьяр венгров , а потом были ассимилированы тюрками. По иранской версии башкиры являются потомками сармат из Южного Урала. В целом исследование усиливает аргумент в пользу финно-угорского происхождения башкир. Много компонентов в генетическом ряду башкир совпадает с таковыми хантов, этнической группы родственной венграм. Интересно и то, что некоторые исследователи указывают на использование этнонима "башкиры" в отношении венгров XIII века. Известно, что мадьяры венгры формировались между Повольжем и Уральскими горами. В VI веке они переместились в степи Дон-Кубани, покинув прото-булгар, а затем переселились в места, где проживают и ныне. Башкиры, несмотря на свою тюркоязычность, были подвержены влиянию древних северных евро-азиатских народов. Таким образом, генетический ряд и культура башкир разные. В свою очередь народы Восточной Европы, говорящие на уральских языках, имеют генетическое родство с хантами и кеттами. Следует отметить, что геном близких по языку башкир и татар Поволжья имеет мало общего с их "предками" из Восточной Азии или Центральной Сибири. Татары Поволжья представляют собой в генетическом плане смесь булгар, имеющих значительный финно-угорский компонент, печенегов, куман, хазар, местных финно-угорских народов и алан. Таким образом, татары Поволжья в основном являются европейским народом с незначительным влиянием восточно-азиатского компонента. Генетическое родство татар с различными тюркскими и уральскими народами региона Идель-Урал очевидно. После завоевания региона тюркскими народами предки татар и чувашей испытали значительное влияние на язык, при этом сохранили свой оригинальный генетический ряд. Скорее всего эти события произошли в VIII веке нашей эры, после переселения булгар в низовьях Волги и Камы и экспансии тюркских племен. Однако финно-угорский субстрат не был однородным: у татар и чувашей финно-угорский субстрат состоит в основном из "финно-пермского" компонента, тогда как у башкир он "мадьярский" венгерский. Тюркский компонент у башкир без сомнения довольно значимый, и он отличается от тюркского компонента татар и чувашей. Башкирский тюркский компонент свидетельствует о влиянии на эту этническую группу со стороны Южной Сибири. Таким образом, тюркские гены башкир делают их ближе к алтайцам, киргизам, тувинцам и казахам. Анализ по принципу генетического родства недостаточен, чтобы категорично утверждать о финно-угорском происхождении башкир, однако он указывает на раздельность по периодам генетичских компонентов башкир. В своем исследовании ученые показали, что генотип башкир многогранен, разнокомпонентен, и у этой этнической группы отсутствует какой-то главенствующий генотип. Как отмечалось, башкирский генотип включает тюркские, угорские, финнские и индоевропейские гены. В этой мозаике нельзя точно сказать о каком-то главном компоненте. Башкиры - единственный народ в регионе Идель-Урал с таким разнообразным набором генов. Ранее "Idel. Реалии" писали о том, что российские СМИ в том числе, и татарстанские растиражировали новость о том, что крымские, казанские и сибирские татары являются генетически разными группами, и поэтому никак не могут быть частями единого татарского этноса, сформировавшегося в средние века. Если представление о землях марийцев, удмуртов и чувашей существовали, как минимум, с X в. Один из идеологов современного татаризма Д. Исхаков признает, что «этноним «татары» - плод деятельности многих татарских интеллектуалов». Поскольку этноним «татары» является плодом деятельности определенных лиц , то есть представляет собой продукт конструктивизма, возникает вопрос: как именовались предки казанских татар в прошлом? Этот вопрос волновал многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, татары не упоминаются. Например, в челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары». В последних обычно видят мишарей, а в тарханах - феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп - чувашей, мордвы и марийцев черемисов - до недавнего времени вопросов не возникало. Но где же здесь татары, коль документ написан самими казанцами? Их отсутствие породило предположения, что они зашифрованы под другим названием. Под каким же? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, где какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами. Как правило, для собственной атрибуции использовались племенные названия, например, Едигей-бек Мангыт, Тимур-бек Барлас, Мамай-бек Кият и т. Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай - чагатаи, хан Ногай - ногайцы, хан Шибан - шибанцы шибанлыг , хан Узбек - узбеки, но опять же никак не татары. Поэтому попытки некоторых авторов доказать использование данного термина в качестве самоназвания не имеют под собой доказательной базы. Население Золотой Орды именовалось татарами лишь со стороны внешних источников - русских, арабских, персидских, армянских, европейских. Сами себя ордынцы так не называли никогда. Таким образом, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира очень проста: на западе живут немцы, а на востоке - татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы - свейскими, испанцы - шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, когда Чингиз-хан истребил подлинных татар Монголии, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания автонима. Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» о Едигее или Чура-батыре или «татарский язык», не могут использоваться в качестве научных терминов. Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение лишь недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края после вхождения в состав Русского государства? Ныне считается общепринятым, что оно именовалось чувашами. Данное положение стало результатом исследований многих историков. Еще первый русский историк В. Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг. Современный автор Д. Таким образом, в приводившихся выше документах - челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного - предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши - весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары - культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Совершенно ясно, что здесь описываются не предки нынешних чувашей, а предки казанских татар. Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов - казанская промосковская и крымская антимосковская , чуваши на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? Понятно, что и здесь имеются не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны. К тому же определение «Арская Чаваша» указывает на Арскую дорогу, охватывавшую территорию северной части Казанского ханства, где предки современных чувашей никогда не проживали. Таким образом, население ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др. Причем, последние, подобно русским, арабам, персам, европейцам, презрительно именовали своих господ татарами. Казанский поэт первой половины XVI в. Мухаммедьяр писал: Эх, несчастный и тупой татарин, Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина: Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный, Глаз твой черный, ты собака преисподней. Понятно, что такую негативную характеристику ордынской аристократии Казани мог дать только представитель автохтонного населения края, люто ненавидевшего своих поработителей. Каково соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами? Как следует из отчета Ибн Фадлана, население Волжской Болгарии состояло из следующих племен: булгар, эсегел аскил , баранджар, сувар суваз. Последние разделились на две противоборствующие группировки. Одна из них, отказавшись принимать ислам, избрала своим предводителем некоего Вирага. Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности чувашей-язычников. Другая часть сувазов приняла ислам, осталась в Болгарском царстве и образовала в его составе особый Суварский Сувазский эмират. Арабский путешественник XII в. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине, пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии - булгары и сувары. В городе есть «еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна». По всей видимости, племена Волжской Болгарии так и не слились в единую народность, причем, сувазы были численно преобладающей этнической группой. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане. На каком языке они разговаривали? Как видим, сходство между языком мусульманского населения Казанского ханства и языком современных чувашей налицо. Не случайно, один из авторитетных исследователей Золотой Орды М. Сафаргалиев писал, что «по материалам позднейшей булгарской эпиграфики нельзя делать вывод о языковом родстве булгар VII-XII вв. В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте r-язык , ближайшим родственником которого является чувашский язык. Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный z-язык общетюркского типа? По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, что именно элита диктует простонародью свои идеалы, вкусы и ценности. Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее конца XV века. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей мещеряков. Таким образом, проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский булгаро-чувашский и мещерский финно-волжский языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт - у ногайцев, Кыпчак - в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков, а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения. Полное переформатирование мещеры, изменивших язык и религию, а также переход казанских чувашей на новую речь потребовали соответствующей регламентации со стороны Русской сословно-представительской монархии. Учитывая служилый характер Касимовского ханства, его население было зачислено в созданные для них сословия мишарей, мурз и служилых татар. Для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию и, возможно, был даже в какой-то степени престижным, о чем говорят данные ономастики. С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX - начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек». Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют». Этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. Соседние народы именовали их аналогично. Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не были чувашами в нынешнем значении данного этнонима, нет никакого сомнения. Поэтому этническая характеристика, данная им Кусяп-батыром, весьма симптоматична. Характерно, что марийцы до сих пор именуют казанских татар словом суас. В XIX в. Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени - узбеки, каракалпаки и башкиры. Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А. Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» в противовес христианам ». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи , «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Именно поэтому он не нашел поддержки у башкир, казахов и ногайцев. Риза ад-дин Фахр ад-дин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя». Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. Для сравнения: татар тогда было 107 025, тептярей - 14 875. В Вятской губернии Менделеевский и Агрызский районы РТ проживало 13 909 башкир, их которых 8 779 человек проживали в Елабужском уезде, а остальные в Сарапульском; в Бугульминском уезде Самарской губернии Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский, Альметьевский, Лениногорский, Бугульминский районы РТ было 29 647 башкир. По подворной переписи крестьянского хозяйства 1912-1913 гг. Из них: башкир - 154 324 чел. Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. Однако в дальнейшем произошло резкое сокращение удельного веса последних: если перепись 1920 г.

Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые - башкиры дружелюбный и гостеприимный народ, потому что еще с древних времен на территории проживания было много переселенцев. Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей - у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей - любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак - отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый - в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Фото: город Уфа, источник: puteved.

Историческое развитие татар и башкир

  • Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
  • Поволжье – это перекрёсток народов
  • О сходствах
  • "Зеленое дерби" ученых, политиков и общественников
  • Статья «Татары и башкиры. Сходства и различия»
  • Чем отличаются башкиры от татар — Отличаем

Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов

Поэтому татары в современном виде сформировались только в 15-м веке, не ранее. Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Мне башкиры говорили, что они вообще-то татары и неизвестно зачем их назвали башкирами.

Башкиры и татары: отличия во внешности и характере

А то и позднее, ведь для того, чтобы появился единый народ с общей культурой и ментальностью, нужно, чтобы несколько поколений людей долгое время варились в едином котле. С башкирами вышла противоположная ситуация. Как и многие другие кочевники Великой степи, которым было суждено пережить монгольское нашествие, они сильно смешались с другими племенами. Наука называет их одной из самых разнообразных в генетическом плане наций мира. Но в общем и целом, этот народ вполне сохранился с древних времен. Его культура, образ жизни и этнические особенности останутся такими же, какими были тысячелетия назад.

Даже в Золотой Орде башкиры займут достаточно привилегированное положение.

Полагаю, нет сомнений, что останься Шакиров тогда у руля — и политическая жизнь республики могла пойти по иному, более успешному пути. Возглавил ее Егор Лигачев — тогда одно из первых лиц партии. Он во всеуслышание указал, что в Башкирии осуществляются «перекосы в национальном вопросе», а именно «башкиризация».

Партия указала, что «башкиризацию» надлежит «исправлять» — по сути, была дана директива, выполнить которую возможно было только одним способом: как можно больше башкирского населения записывать в «татары». Перепись прошла под контролем экс-заместителя начальника объединения «Татнефть» Равмера Хабибуллина, занявшего пост первого секретаря Башкирского обкома КПСС и не засветившегося в истории ничем более заметным вплоть до своего бесславного снятия в 1990 году. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. А вот на то население, которое находится на северо-западе Башкирии и на востоке Татарии — население, которое все этнографы, начиная с Р.

Кузеева, признают как население с двойственной этноидентичностью, — там подобные пертурбации с учетом партийных установок из Москвы, озвученных Егором Лигачевым, были неизбежны. Аномальные результаты переписи 1989 года послужили для татаристов эталоном остальных переписей и основой целой идеологии, с помощью которой можно было превращать в Башкортостане в политическое шоу каждую обычную перепись. В самом Татарстане этого не происходит — и это для РТ наглядное конкурентное преимущество. Следующая перепись 2002 года происходила уже в постсоветских реалиях, когда советская дружба народов вытеснялась башкиро-татарской конкуренцией.

Впервые этот процесс вскрылся именно при переписи 1989 года, и ошеломленная ею башкирская общественность рассматривала перепись 2002 года как вызов и повод для реванша. Была проведена большая разъяснительная работа среди населения, этническая мобилизация проводилась на государственном уровне, примерно как сейчас в Татарстане. На широкую информационную экспансию татаристов Администрация РБ отвечала не менее жестко. В результате утраченные при «лигачевской переписи» 1989 года позиции в соотношении башкир и татар вернулись, и даже с избытком.

Разумеется, на ситуацию накладывался тот факт, что башкиры были наименее урбанизированными из трех наиболее многочисленных национальностей РБ, с наиболее высокой хоть и сопоставимой рождаемостью. Но наиболее значительный прирост, несомненно, как и у татар в 1989 и 2010 годах, дал резерв населения с двойственной идентичностью, преимущественно на северо-западе РБ. Самое интересное, что результаты переписей 1989 и 2002 годов в значительной степени послужили основой для укрепления и оформления самого «татаристского мифа». Тишкова создала миф о «бумажном геноциде татар в 2002 году».

Миф — это не есть нечто сказочное или целиком ложное, это по-своему самодостаточная система представлений. Никаких альтернатив противодействия по данным направлениям у РБ не было, да при Муртазе Рахимове их особо и не стремились искать. Перепись 2010 года прошла подобно переписи 1989 года, вновь в условиях фактически шоковых для башкирской национальной общественности, после номенклатурного переворота 2010 года, когда в обстановке тяжелых скандалов федерального уровня был смещен Муртаза Рахимов и власть перешла к малоизвестному широкой общественности РБ Рустэму Хамитову, воспринятому тогда элитами и общественностью как явный татарофил. Татаристы открыто праздновали приход Рустэма Хамитова как свою победу.

Башкирская общественность, напротив, в значительной своей части была деморализована. Неудивительно, что переписной маятник качнулся обратно, и число башкир вновь несколько уменьшилось по сравнению с 2002 годом. Но интересно, что даже в таких условиях никакого повторения демографических чудес 1989 года не произошло.

Но при этом татаристы начинают вещать, что их бьют, даже когда оппоненты отвечать еще толком не начали.

И апеллируют к Москве — одновременно многозначительно разъясняя своей аудитории, что проблема в неких сторонних силах, которые якобы и разжигают конфликт между РБ и РТ — очевидно, в той же самой Москве. Но все значительно проще — скорее, разжигают они его сами. Подобные дешевые, наивные манипуляции могли срабатывать в 1988-1989, в 1990-е, даже «нулевые». Но теперь-то общество намного опытнее.

То есть жители северо-западных районов Башкирии на самом деле говорят не на татарском, а на диалекте башкирского, считают ученые. Как вы относитесь к этой теории и считаете ли, что это повлияет на результаты переписи? Татары, скажем, того же Башкортостана, говорят на говорах татарского языка. Вопреки достаточно абсурдной пропаганде татаристов, ни присутствие татар, ни татарского языка, будь то на северо-востоке или юго-западе в РБ, никем серьезным в РБ никогда не отрицалось.

Весь кейс «башкиро-татарского переписного маятника» невозможно понять и объяснить без феномена башкиро-татарского «пограничья» и «плавающей», двойственной этноидентичности на востоке Татарстана и на северо-западе Башкортостана. На востоке Татарстана к концу ХХ века все уже было забетонировано и приведено к единому знаменателю: татары, хоть татарского, хоть башкирского происхождения, есть татары. А в Башкортостане, напротив, как была, так и оставалась достаточно большая татарская община. Соответственно, продолжалась реализация «татарского проекта».

Никто и не собирался отрицать его существование. Но в результате взаимодействия татарского и башкирского проектов существует эта группа населения с двойственной идентичностью, которая при определенном административном, идеологическом или прочем нажиме может записаться одной из своих идентичностей. Особенность двойственной идентичности в том, что от предков люди могли знать, что они башкиры, но в реальности язык их официально не признавался как башкирский, а считался именно татарским. Учитель, уважаемый в деревне человек, с детства утверждает, что все они татары.

И даже те, кто упорно продолжают считать себя башкирами, отдавали детей в татароязычные школы и нередко требовали работы именно таких школ, поскольку этот диалект его еще называют старобашкирский язык более близок именно к татарскому языку, чем к башкирской литературной норме притом, что башкирский и татарский вообще очень близки. И результаты известны: при санкции власти в 1989 году на бумаге произошел резкий, не обусловленный никакими демографическими предпосылками, скачок числа татар и падение числа башкир. Теперь о теории по северо-западному диалекту башкирского языка. Эта теория давно имеет статус научного факта и не оспаривается никем, кроме, разумеется, казанских ученых — как и во многих исторических вопросах.

Точка поставлена в фундаментальном диалектологическом многотомнике башкирского языка советского и российского языковеда Сарии Миржановой. Противников этого факта из профессиональных — подчеркиваю, профессиональных — филологов, кроме, повторюсь, современных татарских, я не знаю. Безусловно, это факт не только диалектологии, но и политологии. Это было осознано еще в 1920-х годах при дискуссиях во время утверждения новых, европейских норм литературного башкирского языка.

Несомненно, что именно эта проблема являлась и является важным фактором и «двойственной идентичности», и ассимиляции башкир в татарскую — и далее, часто — в русскую этнолингвистическую среду и идентичность.

Более того, Хабиров заставил извиниться художника Камиля Бузыкаева, который нарисовал карикатуру , оскорбившую некоторых казанцев карикатурист извинился другой картинкой. Конечно, когда дело касается спорта, на льду встречаются казанский ХК "Ак Барс" и уфимский "Салават Юлаев", такие "зеленые дерби" привлекают внимание далеко за пределами двух республик, и на эмоции просто никто не обращает внимания. Принципиальный характер теперь носят и матчи на газоне — между казанским футбольным клубом "Рубин" и ФК "Уфа".

Ученые в свою очередь любят сравнивать две братские республики и по социально-экономическим показателям, хотя о таком соперничестве говорят еще с советских времен. Казалось бы, дружите и вместе добивайтесь высот, а отношения выясняйте на спортивной площадке или на майдане Сабантуя. Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи. В частности, есть беспокойство, что в Башкирии татар и носителей татарского языка по результатам окажется меньше, чем в 2010-м или в 2002-м годах.

Нерешенным остается вопрос национальности и языка жителей северо-западных районов Башкортостана и населения, проживающего вдоль границы соседних республик. Так, в 2019 году в 50 регионах России и 11 странах мира прошла акция "Татарча диктант". Однако Ассамблея народов Башкортостана, возглавляемая депутатом Госдумы Зугурой Рахматуллиной, направила президенту Татарстана Рустаму Минниханову претензию, в которой пожаловалась, что проведение "Татарского диктанта" в республике не было согласовано с правительством РБ. По их мнению, подобные действия, которые "нарушают все нормы деловой этики", могут привести к "пересмотру существующих административных границ и конституционного порядка Российской Федерации".

Свои претензии Ассамблея народов РБ адресовала, в частности, к Всемирному конгрессу татар. В свою очередь Всемирный форум татарской молодежи направил свое письмо в адрес главы РБ Радия Хабирова. Общественники из Казани считают, что башкирские чиновники "вбивают клин между народами" между татарами и башкирами. В 2020 году организаторы из Уфы провели "Башкирский диктант", где предлагалось написать текст на северо-западном диалекте башкирского языка, что вызвало "аллергическую реакцию" в Татарстане.

В Казани утверждают, что язык татарский. А осенью в Уфе прошел фестиваль "Сердце Евразии", где группа "Хаят-Исмаил", основанная музыкантом Альбертом Исмаилом в прошлом татарский активист, обнаруживший в себе башкира , выступила с популярной башкирско-татарской песней "Ай, былбылым". Композицию представили как исполненную на диалекте, после чего "холивары" вновь усилились. Зачастую стороны, дабы обосновать свою позицию, прибегают к истории, и каждый интерпретирует факты уже по-своему.

Татары и Башкиры

Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия. Несмотря на фонетические различия, башкиры и татары понимают речь друг друга. «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно». — И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия.

Чем отличаются башкиры от татар

ТАТАРЫ И БАШКИРЫ: shakur32 — LiveJournal Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы.
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ Сейчас нам пора понять: если татары запишутся башкирами, их ведь не будут в школах обучать на этом “северо-западном диалекте”, то есть на татарском.
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: mumis34 — LiveJournal Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек.
Статья «Татары и башкиры. Сходства и различия» О различиях — татар больше, чем башкир, и проживают они по всей территории России.

Статья «Татары и башкиры. Сходства и различия»

Чем же отличаются башкиры от татар? Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия.
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий.
Почему в Уфе нет метро, а в Башкирии больше татар? Что часто «гуглят» о республике Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами.
Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир? Например, по данным переписи 1926 года, татароязычные башкиры в Башкирской республике составляли 45% от общей численности башкир.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий