Обыкновенная история гончаров композиция и конфликт

Какую проблему освещает роман Гончарова «Обыкновенная история»? Роман Гончарова «Обыкновенная история» освещает проблему бесцельной жизни и отсутствия смысла в ней, человеческой скуки и чувства безысходности. Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847) замысел всей трилогии получил оригинальное воплощение. Конфликт между дядей и племянником призван был отразить весьма характерные явления русской общественной жизни 1840‑х годов, нравы и быт той эпохи.

Анализ романа Гончарова: изучаем обыкновенную историю

Эта проблематика актуальна и сегодня, и может быть интерпретирована и перенесена на современный контекст. Вопрос-ответ Какова главная тема романа Гончарова «Обыкновенная история»? Главная тема романа — поиск жизненного пути главного героя, его стремление к личностному развитию, общественной значимости и счастью. Какие конфликты возникают в романе «Обыкновенная история» и как они решаются? Главный конфликт — противостояние между внутренним предназначением главного героя и общественными обязанностями, которые ему налагает его семья. Конфликт решается признанием главным героем своих истинных желаний и отказом от наложенных на него ограничений. Каким образом Гончаров изображает женскую роль в романе «Обыкновенная история»?

В романе женские персонажи представлены как малоозабоченные наблюдательницы жизненных событий, действующие скорее как их причина, чем их продолжение. Однако Гончаров также показывает, что женщины могут оказывать существенное влияние на жизнь мужчин, особенно на их личностный рост. Какой этический конфликт возникает в романе «Обыкновенная история» и как он разрешается? Этический конфликт возникает в связи с противостоянием между принципами личной свободы и обязанностей перед обществом. Конфликт разрешается через осознание главным героем того, что настоящая свобода не может существовать за пределами социальных норм и обязанностей.

Следует заметить, что это был первый роман Гончарова. Перед изданием он его читал в семействе Майковых. Затем внес правки, предложенные Валерианом Майковым. И лишь когда произведение восторженно одобрил Белинский, Иван Александрович свой роман издал.

Краткое содержание по главам, изложенное нами в данной статье, определено структурой романа, содержащей две части и эпилог. Замысел Свою новую книгу автор как бы решил начать еще в «мире Пушкина», т. Гончарову удалось описание этих двух социально-культурных систем, двух последовательных этапов развития русского общества. Заметим, что, реализовав свой замысел произведения, огромный вклад в отечественную литературу сделал Гончаров. Однако все критики сошлись в одном: роман своевременен, правдив, нужен. Кстати, в ходе работы над задуманным сочинением Иван Гончаров сформулировал интереснейшую мысль о том, что все русские реалистические романы XIX века корнями уходят в роман Пушкина. Из имения Грачи в Петербург Часть первую своего произведения с иронической сцены начинает повествовать Иван Гончаров. В поместье царит переполох: растерянная любящая мама собирает свое чадо… Сцена эта и трогательна, и иронична. Читатель вместе с тем имеет возможность заметить типичную картину нереформированной России: крепостное право превратило это помещичье землевладение говоря языком более позднего романа Гончарова в «сонное царство».

Даже время здесь имеет «свое измерение»: «до обеда» и «после обеда», а сезоны года определяются полевыми работами. Двадцатилетний Александр уезжает вместе с камердинером Евсеем, которого приставила прислуживать молодому барину Аграфена. В Грачах остались мать, сестра, влюбленная в него Сонечка. В день отъезда Александра за шестьдесят верст примчался друг Поспелов, чтоб на прощанье обнять друга. По стилю изложения непохожий на типичные книги своего времени пишет роман Гончаров. Содержание книги излагает как будто не автор, а созерцатель, соучастник, современник описанных событий. О мотивации Адуева В своем родовом имении Александр заведомо состоялся бы. Если бы он остался в Грачах, то дальнейшая жизнь его была бы, конечно, обустроенной. Благосостояние его, измеряемое собранным урожаем, не требовало усилий.

Молодому барину автоматически в этих краях было социально обеспечено безбедное существование. Впрочем, этому литературному образу - молодому помещику - явно симпатизирует автор Гончаров. Он, сочиняющий стихи и пробующий себя в прозе, грезит о славе. Им движут мечты. Чем-то он по своему складу напоминает лермонтовского Ленского: наивного, с завышенной самооценкой… Что подтолкнуло его на столь решительный шаг? Во-первых, прочитанные французские романы. Автор упоминает их в своем повествовании. То, что Александр Адуев действительно впитал в себя наивные и добрые взгляды на жизнь, взятые из романов, показывает Иван Гончаров. Друино , «Атар-Гюль» Э.

Сю … С легкой грустью писатель перечисляет все те книги, которыми «переболел» сам в молодости. Потом автор напишет об этом своем произведении, что показывал он в нем «себя и таких же, как он», приехавших в холодный, жесткий, конкурентный Петербург место, где «делаются карьеры» от «добрых мамочек». Идея романа: мировоззренческий конфликт Однако вернемся опять к роману…Во-вторых, Александра привел в город на Неве пример его дяди, Петра Адуева, семнадцать лет назад приехавшего из провинции в Петербург и «нашедшего себе дорогу». Именно о разрешившемся мировоззренческом конфликте вышеупомянутых персонажей и написал роман Гончаров. Краткое содержание этой книги, таким образом, состоит в противопоставлении двух миров. Одного — мечтательного, барского, избалованного ленью и другого — практического, наполненного осознанием необходимости труда, «реального».

Щукина, «изо всех сил старалось подчеркнуть свою враждебность к преодоленному ими в чём они постоянно убеждали самих себя и окружающих романтическому мироощущению»: для него «антиромантический реализм был в 1840-х гг. Жанр «Обыкновенная история» — типичный роман воспитания, изображающий коренные изменения в мировоззрении и характере главного героя — типичного молодого человека своего поколения — под влиянием перемен в обществе и житейских перипетий. Проблематика Проблема неизбежности перемен в человеке под влиянием перемен в обществе — главная в романе, но отношение к ней отнюдь не однозначно: в самом названии есть доля горькой иронии, сожаление о наивных, но чистых идеалах юности. И отсюда вторая немаловажная проблема, состоящая в том, что индивид, прекрасно адаптированный социально, отнюдь не способен гарантировать простых общечеловеческих ценностей физического здоровья, морального удовлетворения, семейного счастья ни самому себе, ни своим близким. Главные действующие лица Адуев-младший Александр — прекраснодушный юноша, с которым по ходу романа происходит «обыкновенная история» возмужания и очерствения. Адуев-старший Пётр Иваныч , дядя Александра, — «человек дела». Лизавета Александровна — молодая жена Петра Иваныча, она любит и уважает мужа, но искренне сочувствует и племяннику. Стиль, сюжет и композиция Роман Гончарова — исключительный случай стилистической зрелости, подлинного мастерства дебютного произведения. Ирония, которой пронизано авторское изложение, тонка, подчас неуловима и проявляется задним числом, когда простая, но изящная композиция романа заставляет читателя вернуться к некоторым сюжетным коллизиям. Подобно дирижёру, автор управляет темпом и ритмом чтения, заставляя вчитываться в ту или иную фразу, а то и возвращаться назад. В начале романа Саша, окончив курс наук, живёт в своей деревне. Мать и дворня молятся на него, соседка Софья в него влюблена, лучший друг Поспелов пишет длинные письма и получает такие же ответы. Саша твёрдо убеждён, что его с нетерпением ожидает столица, а в ней — блестящая карьера. В Петербурге Саша живёт в соседней с дядей квартире, забывает Сонечку и влюбляется в Наденьку, которой и посвящает романтические стихи. Надя, вскоре позабыв свои клятвы, увлекается более взрослым и интересным человеком. Так жизнь преподаёт Саше первый урок, отмахнуться от которого не так легко, как от неудач в поэзии, на службе. Однако «негативный» любовный опыт Александра ждал своего часа и был востребован, когда ему самому представился случай отбить молодую вдову Юлию Тафаеву у влюблённого в неё дядиного компаньона. Подсознательно Александр жаждал «мести»: Юлии, вскоре им оставленной, надлежало пострадать вместо Нади. И вот теперь, когда Саша понемногу начинает разбираться в жизни, она ему и опротивела. Работа — хоть на службе, хоть в литературе — требует труда, а не только «вдохновения». И любовь — труд, и у неё есть свои законы, будни, испытания. Саша исповедуется Лизе: «Я изведал всю пустоту и всю ничтожность жизни — и глубоко презираю её». И тут в разгар Сашиных «страданий» является подлинный страдалец: входит дядюшка, невыносимо страдающий от боли в пояснице. А безжалостный племянник его же ещё и обвиняет в том, что и его жизнь не задалась. У читателя возникает уже второй повод пожалеть Адуева-старшего — в виде подозрения, что у него не только с поясницей, но и с женой не сложилось. А ведь, казалось бы, он-то и достиг успеха: вскоре получит должность директора канцелярии, титул действительного статского советника; он богатый капиталист, «заводчик», в то время как Адуев-младший на самом дне житейской пропасти. Прошло 8 лет со дня его приезда в столицу. Осрамил род Адуевых! Прожив в деревне года полтора и похоронив мать, Саша пишет умные, ласковые письма дяде и тёте, сообщая им о своем желании вернуться в столицу и прося о дружбе, совете и покровительстве. Этими письмами заканчивается спор, да и сам сюжет романа. Вот вроде бы и вся «обыкновенная история»: дядя оказался прав, племянник взялся за ум… Однако эпилог романа оказывается неожиданным. В осанке же его дяди, уже «отпраздновавшего 50-летний юбилей», достоинства и самоуверенности поубавилось: больна, и быть может опасно, жена Лиза. Муж говорит ей, что решил бросить службу, продаёт завод и увозит её в Италию, чтобы посвятить ей «остатки жизни». Племянник является к дяде с радостной вестью: он присмотрел себе юную и богатую невесту, и отец её уже дал ему свое согласие: «Идите, говорит, только по следам вашего дядюшки! Почему Александр сознательно отказался от найденного соответствия жизни и собственного характера? Что заставило его цинично предпочесть карьеру ради карьеры и женитьбу ради богатства и без всякого интереса к чувствам не только богатой, но юной и, видимо, красивой невесты, которой ведь тоже, как и Лизе, «нужно и ещё чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла! Для ответа на все эти вопросы в эпилоге не остается места, и читатель должен просто поверить в такое перерождение поэта-романтика в скучного циника, а о причинах должен догадаться сам. Сочинение на тему «Организация времени» в романе И. Гончарова "Обыкновенная история" Герои романа Гончарова "Обыкновенная история" живут в конце первой половины девятнадцатого века, во время правления Николая 1. Начало царствования Николая 1, время страшной реакции после восстания декабристов. Действия, описанные в романе Гончарова "Обыкновенная история", происходят, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат. И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал его, и единственное, чему он учил своего племянника, - что надо делать дело. И всё так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретённую было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль Графа Новинского. После него Александр почувствовал, что не всё ещё потеряно, что он ещё комуто нужен.

Первую представляет романтик жизни — Александр Адуев, вторую — делец, практичный человек — Петр Адуев. Он порожден несходством жизненной философии. Для Гончарова важен поиск гармонии. Итак, юноша, полный высоких и благородных, душевных порывов. Кого напоминает этот литературный герой? Учитель : Эту идею поэта развивал В. Белинский, который был уверен, что Ленского, несомненно, ожидает последнее. Гончаров, как раз, и показал подобный вариант перерождения, намеченный еще Пушкиным. Давайте посмотрим, о чем спорят наши герои, и какими они представлены в начале романа: Инсценировка приезд А. Адуева к дяде, первая встреча На чьей вы стороне: дяди или племянника? Во что верит Александр, в чем он убежден? Каковы его ценности? Каким вам кажется поведение дяди? Быть деловым человеком —веление века? Какого: 19, 20, 21? Cопоставление героев, заполнение таблицы — Приложение 1 Сразу ли изменился Александр? Он принял правду Петербурга только после 10 лет жизни в нем. Герой проходит закономерные стадии взросления.

Направление и жанр

  • «Обыкновенная история», анализ романа Гончарова
  • Сочинение : Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение -
  • Обыкновенная история о чем роман. «Роман “Обыкновенная история”
  • Главные темы романа
  • Статьи по теме

Проблематика гончаровской «Обыкновенной истории»

Внешне сюжет "Обыкновенной истории" имеет ярко выраженный хронологический характер. Гончаров обстоятельно и неторопливо ведет рассказ о жизни Адуевых в Грачах, создавая в воображении читателя образ милой сердцу автора дворянской провинции. «Обыкновенная история» – это роман, который был опубликован в 1847 году, и как ни странно, он по-прежнему остается актуальным в наши дни. Роман рассказывает историю необычайно талантливого, но вполне обыкновенного молодого человека, Игоря Григоровича. Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. знаменитые до сих пор “Обломов” и “Обрыв”. Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”? Роман Гончарова «Обыкновенная история» является первым произведением писателя, которое увидело свет в 1847 году в одном из периодических изданий. По мотивам произведения было поставлено несколько спектаклей на сцене российских и даже югославских театров.

Иван Гончаров, "Обыкновенная история": краткое содержание, главные герои, история создания

Замысел и работа над романом датируются 1845 – 1846 гг. В это время Гончаров сближается с демократами. Обыкновенная история анализ романа Гончарова по плану. 1. История создания и критические отзывы. Над созданием «Обыкновенной истории» И. А. Гончаров работал три года (1844-1846 гг.). Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”? Как писалось произведение. История создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. – выявить и охарактеризовать элементы романа воспитания в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова. – разработать урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» сквозь призму жанровой специфики. Смысл названия романа И. А. Гончарова “Обыкновенная история” Роман “Обыкновенная история” был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение.

Авторская позиция в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история». Проблематика романа.

«Обыкновенная история» – первое произведение, с которым Гончаров решился выйти на публику. В стихах, приписанных Саше, литературоведы узнают подлинные стихи автора (оставшиеся в черновиках). Роман «Обыкновенная история» был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение. Затем этот роман принес молодому писателю И.А. Гончарову широкую известность. «Обыкновенная история» – типичный роман воспитания, изображающий коренные изменения в мировоззрении и характере главного героя – типичного молодого человека своего поколения – под влиянием перемен в обществе и житейских перипетий. Замысел и работа над романом датируются 1845 – 1846 гг. В это время Гончаров сближается с демократами. Обыкновенная история – роман Ивана Гончарова, опубликованный в 1847 году. Это произведение стало одним из культовых в русской литературе и занимает почетное место в ряду классических произведений XIX века.

Проблематика гончаровской «Обыкновенной истории»

Именно поэтому он достиг столь высокой оценки в статьях выдающихся критиков той эпохи. Добролюбов видел в романах Гончарова отражение русской жизни, отчеканенное «с беспощадной строгостью и правильностью... Гончаров был учителем его сыновей, Аполлона и Валериана, впоследствии ставших поэтами. Этот кружок посещали известные поэты, издатели, редакторы, а также такие писатели, как Д. Григорович, И. Тургенев, Ф.

Достоевский, Н. Пришедший Гончаров, переживший полосу увлечения романтизмом в период обучения в Московском университете, относился весьма критически к романному мировоззрению. Он стремился к следованию за образцами русской и европейской литературы, переводил прозу Гёте, Шиллера. Особым предметом для его изучения, высшим образцом стала для него проза А. В рассказах И.

Гончарова «Лихая болесть» 1838 и «Счастливая ошибка» 1839 ощущается сознательное стремление следовать традиции пушкинской прозы. В них можно отметить влияние «Повестей Белкина»: чёткие характеристики героев, авторская ирония, точность фраз. Писатель использует в повествовании устную речь, создаёт свободное, непосредственное обращение к читателю, пишет лирические и юмористические отступления. Гончаров не скрывал, какие литературные произведения захватывали в то время его воображение: но цитировал Пушкина и Гоголя, использовал в рассказе «Счастливая ошибка» эпиграфы из текстов Грибоедова и Гоголя [1]. Упрочили положение И.

Гончарова в русской и мировой литературе три романа: «Обыкновенная история» 1847 , «Обломов» 1859 и «Обрыв» 1869. Нередко исследователи называют их трилогией. Сам И. Гончаров говорил об этом: «Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой» [5].

После выхода романа «Обрыв» автор написал две литературно-критические статьи: «Мильон терзаний» и «Лучше поздно, чем никогда». Дальнейшая творческая деятельность была представлена публицистическими и театральными заметками, статьями, очерками и газетными фельетонами. В последние годы жизни писатель жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая своё положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег всё написанное в последние годы. В своих произведениях И.

Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности и передать внутреннюю напряжённость повседневной жизни. Писатель призывал к активной деятельности, выступал за независимость личности, одухотворённой нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости [1]. Роман «Обыкновенная история» «Обыкновенная история», появившаяся в печати в «Современнике» в 1847 году, была первым опубликованным произведением И. Над этим романом он работал в течение трёх лет. В статье автобиографического характера «Необыкновенная история» он писал: «Роман был задуман в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав» [1].

В рассказе «Счастливая ошибка» Гончаров создал набросок образа молодого романтика — Адуева, и этот образ получил развитие в «Обыкновенной истории». Роман был опубликован после горячего одобрения В. Они с писателем сошлись во взглядах на социальный уклад жизни. Оба сознавали с ясностью реальность развития капитализма в России. Гончаров был первым писателем, который посвятил своё произведение проблеме конкретных социально-исторических форм осуществления общественного прогресса.

Проницательность автора и новизна его взгляда на историческое развитие русского общества выразилась в соединении, органическом слиянии в его герое, воплощающем Петербург и прогресс, карьерного отношения к жизни и буржуазного предпринимательства с присущим ему денежным подходом к ценностям. Глава 2. Тема «утраченных иллюзий» в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» «Обыкновенная история» показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени писателем. В романе нашли отражение изменения, которые происходили в России в 30-40—е годы XIX века.

Призывая к труду на благо отечества, Гончаров искал вокруг себя тех людей, которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи. Темой романа стала история жизни приехавшего в Петербург провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им наивного романтического мировоззрения. Тему эту дала Гончарову современная ему действительность. Старый крепостнический уклад в тот период начинал распадаться под влиянием капиталистических отношений. Всё больше стали сталкиваться два экономических и социальных уклада.

Сущность романтического миросозерцания была присуща значительной части идеалистически настроенной, оторванной от жизни дворянской молодёжи тех лет. Почву, на которой выросло это явление, Гончаров видел в дворянском укладе жизни, барском помещичьем воспитании. Обыкновенная жизнь представлена в романе как закономерная сила взаимосвязанных этапов развития личности, обусловленного опытом отношений с различными людьми, естественным взрослением, а главное — опытом чувств. По мнению М. Отрадина, в Александре Адуеве романтизм является следствием молодости, то есть возрастной романтизм.

Гинзбург права, что он не идеолог, а обыкновенный молодой человек. Краснощекова пишет: «Идеализм в гончаровском варианте — не знак духовной или иной исключительности, это вечная психологическая примета человека как человека, и произрастает она почве обыкновенной натуры в период её созревания» [9]. Однако к возрастному романтизму не сводится смысл и масштаб конфликта. Адуев-младший принял «правду» Петербурга только по прошествии более чем десяти лет. А «нормальный» романтик, романтик по возрасту, совершает этот переход достаточно быстро и безболезненно.

Таким образом, «идеализм» героя Гончарова не может быть полностью сведенным ни к культурным влияниям эпохи, ни к естественным порывам, проявлениям молодости, ни к воздействию университетской или усадебной жизни. В отличие от Карамзина, Гончаровым характер понимается как результат сложных сочетаний природных данных и «влияний» [12] Выясним, что же повлияло на Адуева-младшего. В первых главах романа Александр Адуев предстаёт перед читателем добрым, наивным, простоватым провинциалом. Он удивляется городскому укладу жизни, верит в любовь и добро, отвергает меркантильность.

В этот город он приехал, сделал карьеру. Но уже кроме денег его ничего не волновало. Главные герои и характеристики Александр Адуев — дворянин, строящий идеалы, которые разбились о скудность ума дяди. Пётр — дядя Саши. Этот человек думал только о важности карьеры. Надежда Любецкая — кокетка, которая быстро меняет свою симпатию. Читайте по теме:.

Гончарова «Обыкновенная история» Анализ романа И. Гончарова «Обыкновенная история» Сюжет романа. Портрет Анны Павловны : «Обыкновенная история» — произведение небольшое, состоит из двух частей с эпилогом. С начальных строк, помимо «Анны Петровны да Александра Федорыча» Адуевых, их друзей и дворни, заявляет о себе еще одно лицо — автор. Читать далее... Характеристика Александра Адуева : В. Белинский в своей статье о романе назвал Александра «трижды романтиком — по натуре, воспитанию и обстоятельствам жизни». В понимании Гончарова последние два тезиса воспитание и обстоятельства неразрывно связаны. Александра можно назвать баловнем судьбы. Но человека с притязаниями на собственную исключительность рождает не высшая сила, формируют не горькие столкновения с жизнью как толковала романтическая литература. Его личность творит вся атмосфера дворянской усадьбы, в которой он — царь и бог, и десятки людей готовы исполнить любое его желание. Контрасты в романе: провинциальный город и Петербург, мечтатель-племянник и практический дядя : Деревня и Петербург. Два мира, два мировоззрения. Развитие действия построено на принципах контраста. Контраст распространяется и на персонажей. Не по возрасту только, а как личности разных взглядов на жизнь противопоставлены два главных героя — Александр и его петербургский дядюшка Петр Иваныч. Анализ споров между Александром и Петром Адуевыми : Значение полемических сцен романа первым понял Л. Не тот Толстой, каким мы привыкли его представлять — почтенным старцем-писателем с седою бородой.

Сам того не замечая, он влюбляется в опытную женщину и, как оказывается, взаимно. Молодые люди очень схожи. Они оба хотят нежности, бурных проявлений любви, всепоглощающей страсти. В своих чувствах они ищут уединения и желают принадлежать друг другу безраздельно. Но такое зависимое состояние, омраченное постоянной ревностью и неудержимостью возлюбленной, надоедают Александру. Он теряет к Юлии интерес, а та настаивает на женитьбе. Дядя помогает молодым людям объясниться и освобождает племянника от докучающих ему отношений. Депрессия главного героя Разрыв с Тафаевой не делает молодого мужчину счастливым. Он испытывает огромные сомнения — что-то не так пошло в его жизни. Он раскаивается, что приехал в Петербург, что бросил живописную деревенскую природу и милую Сонюшку. Однако такое переосмысливание жизни не побуждает главного героя к действиям. Он опускается все ниже и ниже, вяло работает, общается с неприглядной компанией, не посещает дядю. Петр Иванович старается расшевелить племянника, он взывает к его честолюбию и напоминает о карьере. Затем пытается пробудить в нем прежние романтические порывы, но тот оледенел душой и разочаровался во всем. В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом. Но это еще не конец Мать очень рада видеть сына, однако она обеспокоена его внешним видом и физическим состоянием. Со временем Александр свежеет и хорошеет. Природа и нежные воспоминания восстанавливают его силы. Он живет спокойной жизнью, но продолжает мечтать о Петербурге. Через полтора года мужчина пишет тете, что хочет вернуться в столицу и начать новую жизнь. Он понимает, что вел себя глупо, и хочет исправиться. Конец произведения Прошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди. Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это — была мишура, сейчас для него главное — здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости. Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа. Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя — стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его.

О чем произведение гончарова обыкновенная история. Анализ романа «Обыкновенная история» (И

Структура романа состоит из трех частей, каждая из которых описывает определенный период жизни Ивана. Первая часть рассказывает о детстве и юности героя, вторая — о его путешествии за границу, а третья — о возвращении в Россию и поиске своего места в жизни. Каждая часть романа имеет свою логическую завершенность и вместе они образуют целостный образ жизни Ивана Гончарова. Структура романа позволяет читателю понять эволюцию героя и его взглядов на жизнь, а также проследить его внутренний мир и переживания. Темы и мотивы, затронутые в романе В романе «Обыкновенная история» Гончаров затрагивает множество тем и мотивов, которые остаются актуальными и в наше время. Одной из главных тем является поиск смысла жизни и своего места в мире. Главный герой, Игорь, ищет свое призвание и пытается найти свое место в обществе, но сталкивается с препятствиями и неудачами. Еще одной важной темой является проблема социального неравенства и несправедливости. Гончаров показывает, как бедные люди вынуждены бороться за выживание и как богатые люди могут злоупотреблять своей властью и деньгами.

Также в романе затрагивается тема любви и отношений между людьми. Игорь влюбляется в Наташу, но их отношения оказываются сложными и противоречивыми. Гончаров показывает, как любовь может быть источником радости и счастья, но также и причиной страданий и разочарований. Наконец, в романе присутствует мотив путешествия и поиска новых впечатлений. Игорь отправляется в путешествие, чтобы найти свое место в жизни и понять смысл своего существования. Гончаров показывает, как путешествие может изменить человека и помочь ему найти свое истинное «я». В целом, роман «Обыкновенная история» является глубоким и многогранным произведением, которое затрагивает множество важных тем и мотивов. Он остается актуальным и в наше время, помогая читателям лучше понять себя и мир вокруг.

Исторический контекст романа Исторический контекст романа «Обыкновенная история» Гончарова включает в себя период русской истории, который называется «эпохой реформ». Этот период начался в 1860-х годах, когда Александр II стал императором России, и продолжался до конца 19 века. В этот период произошли значительные изменения в политической, экономической и социальной жизни России. Одним из главных изменений было отмена крепостного права в 1861 году. Это привело к освобождению миллионов крестьян, которые ранее были закреплены за землевладельцами. Однако, это не означало полной свободы для крестьян, так как они все еще оставались зависимыми от землевладельцев и не имели полных гражданских прав. Другим важным изменением было учреждение земской реформы в 1864 году. Это была попытка дать народу больше голоса в управлении своими делами.

Земские собрания были созданы на местах и включали в себя представителей различных слоев населения. Однако, эти собрания были ограничены в своих полномочиях и не имели реальной власти. В романе «Обыкновенная история» Гончаров изображает жизнь русской интеллигенции в этот период. Главный герой, Иван Осокин, является представителем молодого поколения, которое ищет свое место в новой России. Он сталкивается с проблемами, связанными с социальными изменениями, и пытается найти свое место в обществе. Роман является отражением того времени, когда Россия переживала значительные изменения, и показывает, как эти изменения влияли на жизнь обычных людей. Описание образов главных героев Главные герои романа «Обыкновенная история» — Иван Осипович Гончаров и Александра Павловна Лебедева — являются типичными представителями своего времени и социального слоя. Иван Осипович — молодой человек из дворянской семьи, который только что закончил университет и ищет свое место в жизни.

Он представляет собой образ интеллигента, который стремится к знаниям и самосовершенствованию, но при этом не всегда умеет применять свои знания на практике. Александра Павловна — дочь богатого купца, которая вышла замуж за Ивана Осиповича по расчету. Она является образом женщины, которая стремится к материальному благополучию и социальному статусу, но при этом не всегда умеет проявлять эмоциональную отзывчивость и сострадание к окружающим. Оба героя являются примерами того, как социальное окружение и образование влияют на формирование личности и поведения человека. Анализ отношений между героями В романе Гончарова «Обыкновенная история» отношения между героями играют важную роль в развитии сюжета. Главный герой, Игорь, влюбляется в свою кузину, Наташу, которая в свою очередь любит другого мужчину.

Адуев-старший — тип, прекрасно известный романисту, характерный для его петербургского окружения. Он — знамение времени, продукт «петербургского периода русской истории». Это уже не только преуспевающий столичный чиновник, но и новейший делец, предприниматель, извлекающий немалую выгоду из своих трудов на пользу промышленности и общему прогрессу. Он практик и вместе с тем философ в своей сфере, выработавший неопровержимую систему принципов и правил, которые гарантируют ему успех, благополучие, душевный комфорт.

Петр Иванович не сомневается, что до конца понял природу человека и законы его существования, что измерил все его потребности и возможности; он убежден, что все, выходящее за пределы измеренного, — беспочвенные мечтания, праздные и вредные фантазии, происходящие от бездеятельности, глупости и незнания действительности. Преисполненный такой уверенности, вооруженный опытом, здравым смыслом, едкой иронией, он беспощадно развенчивает и казнит в племяннике наивную веру в «высокое и прекрасное», в «вечную любовь», в «святость дружеских уз». Адуев-младший также был хорошо знаком Гончарову. Эти Адуевы — питомцы старых барских усадеб, в большинстве своем восторженные идеалисты, вынесшие из родного гнезда, из книг, из стен университета сколь возвышенные, столь и отвлеченные представления о чувствах человека, о добродетелях, о творчестве и общественном служении. Петербург становится тяжким испытанием для Александра. И оказывается, что молодому герою нечего противопоставить логике и прозе петербургской действительности. Его ресурсы незначительны, вдохновение бесформенно, энтузиазм недолговечен, его аргументы неубедительны в споре с современностью — и с дядей. Чем дальше развивает и дорисовывает Гончаров характер Александра неоднократно подчеркивая его родственность пушкинскому Ленскому , тем яснее становится, что этот романтик присвоил себе романтизм, но воплотить его в поступке, в судьбе, в творчестве не сумел, чем и отличается он от истинных романтиков. В финале романа он решает пустить в выгодный оборот свое умственное и душевное достояние — в тот оборот способностей и капиталов, которым и создается петербургская цивилизация,— и преуспевает в этом не меньше дяди. Гончаров не вершит суд и расправу над героями, он только тщательно собирает все подробности их жизни и составляет простую, стройную картину — без резких контуров, без слишком густых теней, без чересчур ярких пятен света.

Смысл картины выступает сам собою» хотя он не так уж и прост, как казалось то некоторым критикам. Ошибиться в нем невозможно: все данные достоверны, осязаемы, все живет и движется здесь свободно и естественно. В этом неотразимая сила гончаровского реализма, проявившаяся уже в первом романе «Обыкновенная история». Год написания: Отдельное издание: в Викитеке «Обыкновенная история» - первый роман русского писателя Ивана Александровича Гончарова , опубликованный в 1847 году в журнале «Современник ». Иногда его объединяют в неформальную трилогию с последующими романами «Обломов » и «Обрыв ». Сюжет Убедившись в том, что «Обыкновенная история» представляет собою замечательное произведение, Белинский предложил Гончарову отдать этот роман в альманах «Левиафан», который Белинский предполагал издать в 1846 г. Белинский писал жене: «Скажи Маслову, что Некрасов будет в Питере в половине июля, и попроси его вложенное здесь письмо доставить по адресу хоть через Майковых, если он не знает, где живет Гончаров». В феврале 1847 г. Гончаров, по свидетельству И. В 1848 г.

Анализ Адуев-младший и Адуев-старший воплощают для Гончарова две стороны России - полуазиатскую провинцию и европеизированную столицу. Примечания Цейтлин А. Wikimedia Foundation. Смотреть что такое "Обыкновенная история" в других словарях: 1. Об обычных, привычных, шаблонных житейских ситуациях. Гончарова 1847 г. БМС 1998, 236. Невыученный урок. Впервые выехав в командировку, Аня растерялась в незнакомомбольшом Киеве. Но когда ей на помощь пришли случайныезнакомые, все стало проще и радостней.

По роману И. В ролях: Олег Табаков см. Первое из напечатанных произведений Гончарова. Как и все последующие романы Гончарова, создавалось в течение долгих лет; еще в конце 30 х и начале 40 х г. Гончарова "Обыкновенная история": как время изменяет героев произведения Действия, описанные в романе Гончарова "Обыкновенная история", происходят в конце первой половины девятнадцатого века, во время правления Николая 1, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат. И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодёжи. В России было много людей, считавших себя русскими Наполеонами, людьми, рождёнными на свет, чтобы изменить судьбу России. И не зря Пётр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всём, что происходит с его племянником. Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в ещё неискушённой и неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днём, когда уже немолодой Адуев впервые трезво взглянул на прожитую им жизнь.

Общая же протяжённость романа от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы составляет полтора десятилетия. То есть, для того, чтобы испробовать все "прелести" жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, герою произведения потребовалось ровно пятнадцать лет. Посмотрим, как изменялся главный герой "Обыкновенной истории" на протяжении всего романа. Несмотря на то, что первая встреча с ним происходит в середине первой главы, первое мнение о нём складывается уже в самом начале: единственный сын своей матери, воспитан почти без отца, когда он спал, "люди ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина", - явно видно, что ребёнок избалован. И это правда, далее уже сам Гончаров пишет: "Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью". Но вот Александр приехал в Петербург, в город своей мечты, который так манил провинциалов того времени. Естественно, такой существенный переезд должен был повлиять на молодого человека. И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал своего племянника, и единственное, чему он учил своего племянника, - что надо делать дело. В душе у Александра появилось противоречие. Он ожидал от дяди поддержки и помощи в своих начинаниях, а тот сначала говорит, что Александру лучше вернуться в деревню, а затем безжалостно критикует его произведения.

Прошло два года. Наш "юноша превратился в мужчину". Он возмужал, стал более уверенным в себе, и, что самое главное, "стал понемногу допускать мысль, что в жизни видно не всё одни розы, а есть и шипы", дядюшка не мог нарадоваться на успехи своего племянника. Теперь он уже не бросался всем подряд на шею, остепенился, но основной причиной его перемены был не столько дядя, сколько опыт. Затем в душе у Александра появляется любовь, и ведёт он себя, как правильно заметил его дядя, словно в горячке. Адуев-младший не может разумно мыслить, все свои решения он принимает в спешке. И всё так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретённую было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль Графа Новинского.

Пушкиным в сентябре 1832 г. Гончаров вспоминает атмосферу спора, возникшего после лекции между Пушкиным и Каченовским о подлинности «Слова о полку Игореве». Гончаров создает образ «литературного антагонизма», который возник между участниками спора еще в 1818 году, когда Пушкиным была написана первая, но далеко не последняя эпиграмма на Каченовского. В студенческие годы проявляется интерес к профессиональным литературным занятиям : в журнале «Телескоп» в 1832 г. Сю «Атар-Гюль». Закончив в 1834 г. Чтобы «не заснуть самому, глядя на это затишье», осенью Гончаров переезжает в Петербург и начинает службу в министерстве финансов. Значительна в становлении литературного таланта Гончарова была и роль литературно-художественного кружка академика живописи Н. Майкова, сыновьям которого, Валериану и Аполлону, будущий писатель преподавал литературу. Появление в печати романа «Обыкновенная история» 1846 означало признание литературного таланта Гончарова. В 1853 г. Гончаров отправляется в кругосветное плавание на военном фрегате «Паллада», продолжавшееся два года. Итогом путешествия стали очерки «Фрегат «Паллада» — уникальное явление русской литературы середины XIX в. В 1859 г. Гончаров публикует роман «Обломов», а через десять лет — «Обрыв» 1869. В последние годы жизни Гончаров выступает как блестящий публицист в «Заметках о личности Белинского», литературный критик — в этюде «Мильон терзаний», мемуарист «Слуги старого века» , историк искусства, собравший большой материал для статей о творчестве А. Особое место в публицистике Гончарова принадлежит статьям «Лучше поздно, чем никогда», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв», в которых писатель дает обоснование принципов реализма. Художественный метод В 1879 г. Гончарова «Лучше поздно, чем никогда». Через 33 года после публикации своего первого романа «Обыкновенная история» Гончаров держал ответ перед читателями, пытаясь в статье «раз и навсегда объяснить свой собственный взгляд на авторские задачи». Этот критический анализ собственного творчества явился переработкой предисловия к отдельному изданию «Обрыва» в 1870 г. Гончаров вернулся к нему в 1875, но только теперь, говорит Гончаров, этот материал может служить предисловием к собранию всех его сочинений. Статья Гончарова имеет принципиальное значение для характеристики своеобразия творческого метода писателя. Формулировку собственных эстетических принципов Гончаров начинает с определения существа художественного творчества, которое есть «мышление в образах». По мнению Гончарова, существует два типа творчества — «бессознательный» и «сознательный». У таких художников умение передать силу впечатления преобладает над анализом жизни. У других писателей, считает Гончаров, «ум тонок, наблюдателен и превозмогает фантазию, сердце», и тогда идея высказывается помимо образа и нередко заслоняет его, являя тенденцию. Гончаров определяет свой тип творчества как «бессознательный». Одним из первых на эту особенность творчества Гончарова обратил внимание Белинский, определив ее как великолепную «способность рисовать». В основе его художественных образов всегда лежало впечатление от лица, события, явления, и он торопился запомнить его, нанося на клочки бумаги словесное изображение: «... У меня всегда есть один главный образ и вместе главный мотив: он-то и ведет меня вперед — и по дороге я нечаянно захватываю, что попадется под руку, то есть что близко относится к нему... Так произошло со «Сном Обломова», который, будучи опубликован в 1849 г. Объясняя читателю, как работает «механизм» бессознательного в художнике, Гончаров прибегает к метафорическому образу «зеркала», сравнивая их способность отражать жизнь. Зеркало творческого сознания может повторять сколько угодно изображений, но оно не может передать то, что еще не имеет определенной формы, особенно если речь идет о законах общественного развития. Так и надо мною и моими романами совершается этот простой физический закон — почти незаметным для меня самого путем». Гончаров — автор трех больших эпических произведений. Временной промежуток между появлением каждого из них в печати — около десяти лет: «Обыкновенная история» вышла в свет в 1846-м, «Обломов» — в 1857-м г. В этом временном пространстве осуществления замыслов — важная черта творческого метода Гончарова. Ему требовалось время, чтобы переработать впечатления бытия, уложить их в художественную систему одного, как на этом настаивал сам Гончаров, а не трех романов: читатель должен был «уловить одну общую нить, одну последовательную идею — перехода от одной эпохи русской жизни К другой». Таким образом, по замыслу Гончарова, каждая часть этого романного цикла являлась художественной картиной определенной эпохи русской действительности, а вместе они представляли собой ее биографию, рассказанную умным, вдумчивым писателем. Эти отмеченные Гончаровым принципы реализовались в художественной структуре романов, в их сюжетной организации, композиционной схеме, системе образов-персонажей. На страницах рукописного альманаха « Лунные ночи », издававшегося кружком Майковых, публикуются 4 его стихотворения впоследствии это стихи Сашеньки Адуева из «Обыкновенной истории» , повести «Лихая болесть» 1838 и «Счастливая ошибка» 1839. В этих ранних произведениях чувствуется влияние прозы Пушкина. Так, в «Счастливой ошибке», напоминающей по жанру светскую повесть, пылкие страсти романтических персонажей уже имеют психологическую мотивировку. Очерк «Иван Саввич Поджабрин» — единственное раннее произведение молодого писателя , опубликованное при жизни Гончарова в «Современнике» в 1848 г. Это типичный физиологический очерк, исследующий нравы, в котором заметны черты гоголевского стиля: повествование в нем ориентировано на сказовую манеру , достаточно большое место занимают лирические отступления , а Иван Саввич и его слуга Авдей созданы, несомненно, под влиянием «Ревизора». Уже к началу 40-х годов определяются творческие позиции Гончарова: его безусловный интерес к русской действительности: к тому, что «отстоялось», но не ушло в прошлое, и к тому новому, что пробивало себе дорогу в жизнь. Роман «Обыкновенная история» был первым русским произведением, в котором исследовались формы общественного прогресса в России. Новаторство Гончарова заключалось в том, что в судьбе отдельного человека он попытался увидеть проявление общественных закономерностей. В романе перед нами обыкновенная история превращения юного романтика Александра Адуева в представителя новой буржуазной формации. Уже в первом опыте романа происходит выработка определенных сюжетно-композиционных принципов строения конфликта, которые впоследствии будут использованы Гончаровым и в других его произведениях. Внешне сюжет «Обыкновенной истории» имеет ярко выраженный хронологический характер. Гончаров обстоятельно и неторопливо ведет рассказ о жизни Адуевых в Грачах, создавая в воображении читателя образ милой сердцу автора дворянской провинции. В начале романа Сашенька Адуев увлечен Пушкиным, сам пишет стихи, прислушиваясь к тому, что происходит в его сердце и душе. Он экзальтирован, умен, уверен, что он — существо исключительное, которому должно принадлежать не последнее место в жизни. Всем ходом романа Гончаров развенчивает романтические идеалы Адуева. Что касается социальных разоблачений романтизма, то они нигде в романе не декларируются прямо. К убеждению в том, что историческое время романтизма прошло, Гончаров приводит читателя всем ходом романных событий. Повествование в романе начинается с изложения истории Евсея и Аграфены — крепостных Адуевых, обыкновенной истории помещичьего произвола, рассказанной буднично-спокойным тоном. Отправляя сына в Петербург, Анна Павловна сосредоточена только на своих переживаниях, и ей дела нет до чувств Евсея и Аграфены, которых она разлучает надолго. Впрочем, говорит автор, обращаясь к читателю, она и сына своего «не приготовила на борьбу с тем, что ожидало его и ожидает всякого впереди». Гончаров раскрывает мир провинциального дворянства, живущего совершенно в другом измерении, в трех письмах, привезенных племянником дяде. С каждым из них связан один из мотивов движения сюжета, который будет реализован в романе. Так, в письме Заезжалова упоминается Костяков — « прекрасный человек — душа нараспашку и балагур такой», общение с которым составит одну из «эпох» развития младшего Адуева. Письмо тетки также представляет собой своеобразное предварение одного из сюжетных поворотов романа. Пылкая восторженность воспоминаний Марьи Горбатовой о желтом цветке и ленточке как символ воле нежных чувств к Петру Ивановичу сменяется вполне разумной просьбой об английской шерсти для вышивки. Это письмо — своеобразный «конспект» образа будущего Сашеньки, к которому герой придет в финале. В завершающей письмо матери фразе «Не оставьте его, любезный деверек, вашими советами и возьмите на свое попечение; передаю его вам с рук на руки» «запрограммирован» важнейший принцип построения системы образов произведения. Роль наставника Сашеньки переходит к дяде, однако его философия жизни так же мало воспринимается молодым Адуевым на веру, как и слова матери.

Однако автор смотрит глубже на проблему практицизма и смены феодального уклада буржуазным. Рисуя возвращение в деревню потрепанного и разочарованного петербургской жизнью Александра, Гончаров как бы иными глазами смотрит на патриархальное деревенское житье, чем в начале романа. Вместе со своим возмужавшим героем он замечает уже не идиллию, а неусыпную деятельность скопидомки-помещицы — матери Александра, труд крестьян. Петербуржец, «поселившийся в душе разочаровавшегося мечтателя Адуева, побуждает его заняться в деревне чтением трудов по агротехнике — науке, которую он прежде презирал, хотя и переводил для журналов с иностранных языков статьи подобного содержания для заработка. Практика традиционного сельского хозяйства, основанная на вековом опыте крестьян, дает ему материал для нового критического восприятия теорий ученых агрономов. Таким образом, деревенское житье не соответствует сентиментальным о нем представлениям. Создавая благоприятную почву для отвлеченного романтического «мечтания помещика, оно вместе с тем наводит на серьезные мысли человека, познавшего иные, буржуазные отношения. Именно из деревни Александр пишет петербургским Адуевым письма, в которых, по мнению Лизаветы Александровны, выражен момент наиболее гармоничного состояния его личности равновесия способности к критике и анализу и идеальных устремлений, на уровне которого ему впоследствии не удается удержаться. Возвратившись в Петербург, он погружается в поток практической деятельности, неовеянной никаким идеалом. История духовного перевооружения, перестройки Александра Адуева состоит из ряда разнородных эпизодов. Автор как бы вглядывается в «даль туманного романа» и видит новые и новые повороты судьбы своего героя, неожиданные проявления его личности. Жизнь Адуева-младшего открывается зрению не только читателя, но, как кажется, и автора не в виде прямого и логичного пути, а наподобие реки с многочисленными поворотами и коленами. Каждый отрезок течения этой «реки» представляется своего рода «заводью», эпилогом исканий героя, но поворот событий открывает новую перспективу его развития. Александр предстает сначала восторженно неопытным провинциалом, и автор сомневается в том, что юноше следует ехать в Петербург, что он способен пробить себе дорогу.

Основная композиция романа «Обыкновенная история» и его значение

Гончаров использует разные приемы и фигуры речи, чтобы создать особую атмосферу и погрузить читателя в мир своего произведения. Композиция романа «Обыкновенная история» является одним из ключевых элементов, определяющих его целостность и смысл. Создатель “Обыкновенной истории” — Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. В творческом наследии И.А. Гончарова романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них писатель видел своеобразную трилогию. На ваш взгляд, что объединяет все три романа Гончарова? Об автореСоздатель “Обыкновенной истории” — Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. «Обыкновенная история» – первое произведение, с которым Гончаров решился выйти на публику. В стихах, приписанных Саше, литературоведы узнают подлинные стихи автора (оставшиеся в черновиках).

Проблематика романа Гончарова «Обыкновенная история»

Таков сюжет произведения "Обыкновенная история", кратко описанный в данной статье. Надеемся, она поможет вам при изучении этого романа. Краткий анализ В этом произведении каждый человек на всех этапах жизни и развития найдет для себя нужный урок. В деловой атмосфере смешны сентиментальность и наивность Александра Адуева. Пафос его фальшив, а представления о жизни и возвышенность речей далеки от реальности.

Однако и дядюшку нельзя назвать идеалом: уважаемый человек, заводчик, он боится живого чувства и слишком далеко заходит в своем практицизме. Он оказывается неспособен проявить теплые чувства к жене, что приводит к ее нервному расстройству. В поучениях этого героя много иронии, а племянник, будучи простым, бесхитростным человеком, слишком прямо их принимает. Александр Адуев, лишившись былых фальшивых идеалов, не приобретает других, подлинных.

Он просто-напросто превращается в расчетливого пошляка. Гончаров иронизирует по поводу того, что подобный путь далеко не исключение. Исчезают юношеские идеалы - это обыкновенная история. Мало людей могут противостоять давлению на их душу и разум крупного города и буржуазного общества.

В конце произведения циничный дядюшка намного человечнее своего ученика-племянника. Александр стал деловым человеком, для которого имеют значение лишь деньги и карьера. А город поджидает новых жертв - неискушенных и наивных. Появлению в печати первого романа Гончарова предшествовало несколько небольших опытов в стихах и прозе.

На страницах рукописного альманаха " Лунные ночи ", издававшегося кружком Майковых, публикуются четыре его стихотворения впоследствии это стихи Сашеньки Адуева из "Обыкновенной истории" , повести "Лихая болесть" 1838 и "Счастливая ошибка" 1839. В этих ранних произведениях чувствуется влияние прозы Пушкина. Так, в "Счастливой ошибке", напоминающей по жанру светскую повесть , пылкие страсти романтических персонажей уже имеют психологическую мотивировку. Очерк "Иван Саввич Поджабрин" — единственное раннее произведение молодого писателя , опубликованное при жизни Гончарова в "Современнике" в 1848 г.

Это типичный исследующий нравы физиологический очерк, в котором заметны черты гоголевского стиля: повествование в нем ориентировано на сказовую манеру , достаточно большое место занимают лирические отступления , а Иван Саввич и его слуга Авдей созданы, несомненно, под влиянием "Ревизора". Уже к началу 1840-х гг. Роман "Обыкновенная история" был первым русским произведением, в котором исследовались формы общественного прогресса в России. Новаторство Гончарова заключалось в том, что в судьбе отдельного человека он попытался увидеть проявление общественных закономерностей.

В романе перед нами обыкновенная история превращения юного романтика Александра Адуева в представителя новой буржуазной формации. Уже в первом опыте романа происходит выработка определенных сюжетнокомпозиционных принципов строения конфликта, которые впоследствии будут использованы Гончаровым и в других его произведениях. Внешне сюжет "Обыкновенной истории" имеет ярко выраженный хронологический характер. Гончаров обстоятельно и неторопливо ведет рассказ о жизни Адуевых в Грачах, создавая в воображении читателя образ милой сердцу автора дворянской провинции.

В начале романа Сашенька Адуев увлечен Пушкиным, сам пишет стихи, прислушиваясь к тому, что происходит в его сердце и душе. Александр экзальтирован, умен, уверен, что он — существо исключительное, которому должно принадлежать не последнее место в жизни. Всем ходом романа Гончаров развенчивает романтические идеалы Адуева. Что касается социальных разоблачений романтизма, то они нигде в романе не декларируются прямо.

К убеждению в том, что историческое время романтизма прошло, Гончаров приводит читателя всем ходом романных событий. Повествование в романе начинается с изложения истории Евсея и Аграфены — крепостных Адуевых, обыкновенной истории помещичьего произвола, рассказанной буднично-спокойным тоном. Отправляя сына в Петербург, Анна Павловна сосредоточена только на своих переживаниях, и ей дела нет до чувств Евсея и Аграфены, которых она разлучает надолго. Впрочем, как говорит автор, обращаясь к читателю, она и сына своего "не приготовила на борьбу с тем, что ожидало его и ожидает всякого впереди".

Гончаров раскрывает мир провинциального дворянства, живущего совершенно в другом измерении, в трех письмах, привезенных племянником дяде. С каждым из них связан один из мотивов движения сюжета, который будет реализован в романе. Так, в письме Заезжалова упоминается Костяков — " прекрасный человек — душа нараспашку и балагур такой", общение с которым составит одну из "эпох" развития младшего Адуева. Письмо тетки также представляет собой своеобразное предварение одного из сюжетных поворотов романа.

Пылкая восторженность воспоминаний Марьи Горбатовой о желтом цветке и ленточке как символе нежных чувств к Петру Ивановичу сменяется вполне разумной просьбой об английской шерсти для вышивки. Это письмо — своеобразный "конспект" образа будущего Сашеньки, к которому герой придет в финале. В завершающей письмо матери фразе "Не оставьте его, любезный деверек, вашими советами и возьмите на свое попечение; передаю его вам с рук на руки" "запрограммирован" важнейший принцип построения системы образов произведения. Роль наставника Сашеньки переходит к дяде, однако его философия жизни так же мало воспринимается молодым Адуевым на веру, как и слова матери.

Одной из функций образа дяди в романе становится развенчание романтических идеалов племянника. Судьба Петра Ивановича — наглядный пример благотворности отказа от романтических иллюзий. Этот герой не отрицает действительность и не противопоставляет себя ей, он признает необходимость активного включения в жизнь, приобщения к суровым трудовым будням. Герой романа, появившегося в печати в 1846 г.

Суровую школу трудовых будней прошли многие современники писателя: и Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, и Салтыков, преодолевшие социальный романтизм, но не потерявшие веру в идеал. Что же касается образа старшего Адуева, то Гончаров показывает, какой страшной нравственной катастрофой может обернуться для человека стремление оценивать все окружающее с позиций практической пользы. Оценка романтического как важнейшего качества личности далеко не однозначна. Гончаров показывает, что "освобождение" человека от идеалов юности и связанных с ними воспоминаний о любви, дружбе, семейных привязанностях разрушает личность, происходит незаметно и имеет необратимый характер.

Постепенно читатель начинает понимать, что с Петром Ивановичем Адуевым уже произошла обыкновенная история приобщения к прозе жизни, когда под влиянием обстоятельств человек освобождается от романтических идеалов добра и становится таким, как все. Именно этот путь и проходит Александр Адуев, постепенно разочаровываясь в дружбе, любви, службе, родственных чувствах. Однако конец романа — выгодная женитьба Александра и заем денег у дяди — это еще не финал произведения. Финал — грустное размышление о судьбе Петра Ивановича, преуспевшего на почве реального практицизма.

Глубина нравственной катастрофы, которая уже постигла общество с утратой им веры в романтизм, раскрывается именно в этой жизненной истории. Роман заканчивается благополучно для младшего, но трагически для старшего: последний болен скукой и однообразием заполнившей его монотонной жизни-погони за место под солнцем, состоянием, чином. Это все вполне практические вещи, они приносят доход, дают положение в обществе — но ради чего? И только страшная догадка о том, что болезнь Елизаветы Александровны — это результат ее преданного служения ему, служения, убившего в ней живую душу , заставляет Петра Ивановича задуматься над смыслом прожитой жизни.

В исследованиях творчества Гончарова отмечалось, что своеобразие конфликта романа — в столкновении двух форм жизни, представленных в диалогах дяди и племянника, и что диалог является конструктивной основой романа. Но это не совсем так, поскольку характер Адуева младшего меняется вовсе не под влиянием убеждений дяди, а под влиянием обстоятельств, воплощенных в перипетиях романа писание стихов, увлечение Наденькой, разочарование в дружбе, встреча с Костиковым, отъезд в деревню и т. Перелом в герое происходит во время встречи его с Медным Всадником. Адуев обращается к этому символу власти "не с горьким упреком в душе, как бедный Евгений, а с восторженной думой".

Этот эпизод имеет ярко выраженный полемический характер: герой Гончарова "спорит" с пушкинским героем, будучи уверен в том, что сможет преодолеть обстоятельства и не подчиниться им. Диалог играет существенную функцию в прояснении авторской точки зрения, которая не тождественна ни позиции дяди, ни позиции племянника. Она проявляется в диалоге-споре, который идет, не прекращаясь, практически до конца романа. Это спор о творчестве как об особом состоянии духа.

Тема творчества впервые появляется в письме молодого Адуева к Поспелову, в котором герой характеризует дядюшку как человека "толпы", всегда и во всем одинаково спокойного, и завершает свой разбор нравственных качеств Петра Ивановича словами: "... Серьезный вывод о том, что прозябанье "без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви" может погубить человека, окажется пророческим: прибавивший к пушкинским строчкам прозаическое "И без волос" дядюшка, сам того не подозревая, выносит приговор себе. Романтические стихи Сашеньки, которые он уничтожил своей критикой, с позиций Петра Ивановича — выражение нежелания "тянуть лямку" ежедневного труда, а его реплику "писатели как другие" можно рассматривать как убеждение героя в том, что непрофессиональное занятие литературой — баловство и проявление барской лени. Сталкивая позиции своих героев, Гончаров сам ведет спор с невидимым противником, ведь стихи Адуева младшего — это стихи молодого Гончарова, которые он никогда не публиковал, видимо, чувствуя, что это не его род творчества.

Однако факт включения их в текст романа очень показателен. Конечно, они слабы в художественном отношении и могут показаться пародией на романтическую мечтательность, но лирический пафос стихов вызван не только желанием Гончарова разоблачить идеализм: романтизм Сашеньки направлен на критику обезличивания человека бюрократической действительностью Петербурга и па критику нравственного рабства женщины. Тема поэта и толпы — одна из сквозных тем романа — проявляется своеобразно. Ее развернутая интерпретация молодым Адуевым дается в главе IV, раскрывающей состояние героя, достигшего апогея счастья в любви.

Мечты о Наденьке и мечты о поэтической славе сливаются воедино, однако этот восторженный монолог автор сопровождает собственным комментарием. Из него читатель узнает о комедии, двух повестях, очерке, о "путешествии куда-то", созданных Сашенькой, но не принятых в журнал, знакомится с сюжетом повести из американской жизни , которая была с восторгом прослушана Наденькой, но не принята к печати. Неудачи воспринимаются Адуевым в духе романтического конфликта поэта и толпы, он осознает себя человеком, способным "творить особый мир" без труда, легко и свободно. И только в финале монолога обозначена позиция автора-повествователя, сомневающегося в успехе такого рода творчества.

Диалог как важнейший содержательный элемент жанровой формы романа Гончарова оказывается формой выражения авторской точки зрения и в других романах, где возрастет его диалектический характер. Задача писателя заключалась в стремлении обозначить свою позицию, не настаивая на ней как на единственно достоверной. Этим, по-видимому, можно объяснить "нелепости" художественной структуры, противоречивость характеров героев "Обломова" и "Обрыва", в которой упрекали автора и Дружинин, и Добролюбов, и многие другие. Гончаров в силу особенностей характера, темперамента, мировоззрения не мог и не хотел выписывать непродуманные и не выстраданные личным опытом рецепты исправления поврежденных нравов.

В них писатель видел своеобразную трилогию. На ваш взгляд, что объединяет все три романа Гончарова? Писатель показал представителей патриархального и буржуазного укладов обращение к схеме. Общая тема всех романов — Россия на переломе двух исторически эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной. Учитель : Л. Надеюсь, совет Толстого пригодится и нам.

А каково ваше мнение о романе? Автор дает объективное описание картины русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века. Диалоги дядюшки и племянника написаны с блеском. Дядя уверено разбивает племянника. Это история о том, как милый деревенский провинциальный юноша превращается в человека практического. Наивный, чистый провинциал — идеалист становится чудовищем.

Мне понравился образ Лизы. И, на мой взгляд, именно Лиза права, считаю, что норма — это сердце в ладу с рассудком. Я считаю, что сюжет и композиция очень просты. Состоит из 2 частей с эпилогом. Главный герой, молодой человек Александр Адуев, живший идиллистической жизнью под крылом своей матушки Анны Павловны, решает покинуть родное поместье Грачи. Я считаю, что главная тема произведения — это тема любви.

Например, Чичиков, хоть и является милым и обаятельным героем, тем не менее занимается покупкой «мертвых душ» и фактически обманывает людей. Это позволяет нам увидеть темные стороны высших слоев общества и их склонность к скрытым мотивам и скрыванию истинных намерений. Гончаров также показывает, как общество формировалось и менялось в этот период. Взгляды на жизнь, культура, мода и многие другие аспекты жизни общества меняются даже между героями одного класса. Это демонстрируется, например, в различных мнениях дворянских друзей героя Павла. Моральные дилеммы персонажей Роман «Обыкновенная история» Гончарова содержит множество моральных дилемм, которые ставят перед собой главные герои. Например, Игорь, один из центральных персонажей, вынужден выбирать между любовью и общественным признанием. Он любит Ольгу, которая не соответствует его общественному статусу, и должен решить, стоит ли ему сохранить свои чувства или жертвовать ими ради стабильности его карьеры и социального положения. Другой персонаж — Александра — стоит перед множеством моральных дилемм, когда она вынуждена выбрать между своей семьей и своими принципами.

Она также ощущает давление общества и традиций, но ей приходится решать, следовать ли ей своими убеждениями или пожертвовать ими, чтобы удовлетворить ожидания своей семьи. Еще одном примером моральной дилеммы может служить конфликт между Александром и Ольгой, которые любят одного и того же человека, Игоря. В этой ситуации Александра должна выбирать, стоит ли ей идти на компромисс, чтобы сохранить свою дружбу с Ольгой, или быть честной и открытой по отношению к ней и к себе.

История духовного перевооружения, перестройки Александра Адуева состоит из ряда разнородных эпизодов. Автор как бы вглядывается в «даль туманного романа» и видит новые и новые повороты судьбы своего героя, неожиданные проявления его личности. Жизнь Адуева-младшего открывается зрению не только читателя, но, как кажется, и автора не в виде прямого и логичного пути, а наподобие реки с многочисленными поворотами и коленами.

Каждый отрезок течения этой «реки» представляется своего рода «заводью», эпилогом исканий героя, но поворот событий открывает новую перспективу его развития. Александр предстает сначала восторженно неопытным провинциалом, и автор сомневается в том, что юноше следует ехать в Петербург, что он способен пробить себе дорогу. Александр смущен холодностью, с которой его встречает Петр Иванович, напуган непривычным бытом столицы, подавлен видом бюрократического учреждения и сознанием ничтожности места, которое ему предложено. Он ошибается, переписывая бумаги, и почерк его признан плохим. Читатель ожидает повести о неудачной карьере,. Однако через несколько страниц мы узнаем, что дядя оценил образованность Александра он знает языки , достал ему переводы для журнала и племянник оправдал его рекомендацию, что на службе он проявил способности и трудолюбие.

Новый поворот сюжета: герой увлекается Наденькой, забрасывает дела, хочет жениться; измена Наденьки, отчаяние Адуева, апатия, затем новый подъем служебных успехов и т. Разбитый, разочарованный Александр уезжает в деревню, ведет растительный образ жизни. Читатель думает, что «обыкновенная история» скитаний провинциала в столице приходит к своему завершению, что он откажется от борьбы и погрузится в бездействие. И вдруг новый поворот — внезапнов пробуждение энергии, занятия в деревне, возвращение героя в Петербург, новые настроения, новый взлет карьеры и брак по расчету. Ясная и свободная композиция романа, разнообразие ситуаций и убедительность каждого нового «превращения» героя придавали особенную непосредственность и жизненность повествованию Гончарова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий