Какие войска взяли константинополь в марте 1204 года

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах. В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход. Поэтому цифру будущего войска представители похода взяли «от балды» – 33 тысячи человек. Падение Константинополя 1453 год В 1451 году умирает победитель при Варне, султан Мурад II. Новым султаном становится 19-летний Мехмед II. Едва взойдя на престол, Мехмед дал клятву, во что бы то ни стало завоевать Константинополь.

Участники Четвертого крестового похода, цели, результат

Ересь Нестория и соответствующие соборы были в далеком прошлом. Люди идентифицируют себя, связывая себя с тем или иным вероисповеданием, слушая своих духовных учителей. Но когда они принимают решения сами, самоидентификация осуществляется все-таки на основе культурного единства, а никак не анализа догматики. Простой степняк про догматику не знал ничего.

Он толком и не знал, в чем его отличие от русского мужика или от армянского обитателя Киликии в Малой Азии. Строго говоря, армянин тоже не знал. Думаю, что не очень знал и наш рядовой приходской священник.

На уровне культурной идентификации все проходит легко и очень органично, а догматические споры в любую эпоху остаются уделом немногих десятков богословов. И вот, оказавшись в зоне контакта восточных христиан с христианами западными и мусульманами, несториане Великой степи — караиты, найманы монголы, как известно, христианами не были увлекают свой улус, увлекают хулагидов в то, что Гумилевым было удачно названо «Желтым крестовым походом». Он воспринимался как крестовый поход, хоть и недолго, и средневековыми авторами.

Несториане увлекли хулагидов новым ударом по исламу. Любимая жена Хулагу, который придерживался традиционного монгольского вероисповедания, к тому же была христианкой. И западноевропейские наблюдатели, кстати, крестоносцы, были так восхищены тем, что происходит, что сравнивали ее со святой Еленой.

Но так было в Европе, а на Ближнем Востоке было иначе. На Ближнем Востоке грозного приближения монгольских сил латиняне испугались настолько, что обеспечили тыл и снабжение египетским мамлюкам. А тем, мусульманам и воинам рабского происхождения, было из-за чего сражаться с монголами и их спутниками: они были тюркского происхождения и многие из них уже прошли через монгольский плен и обращение монголами в рабство.

Решающие столкновения произошли в южной Сирии и северной Палестине. Если бы не омерзительное предательство крестоносных баронов, владетелей на Ближнем Востоке, мамлюки, безусловно, не смогли бы победить не побежденную еще никем ордынскую конницу. Им это удалось по единственной причине.

У монголов после длительного перехода просто устали кони, а мамлюкам предоставили отдых, продовольствие, корм лошадям те же самые западноевропейцы, предатели общехристианского дела. И монгольский генерал, найман и христианин Китбуга-нойон проиграл. Он проиграл и был убит, заявив напоследок мамлюкскому бею, что он в отличие от бея а не раб, б не предавал своего государя и в , его, конечно, убьют, но монголы снова придут и вырежут всех мамлюков.

После того Китбуга, естественно, был убит. Если бы он не был несторианином, мы этого защитника христианства и христианских интересов должны были бы канонизовать как святого воина. По крайней мере добрая память должна связывать нас с именем нойона Китбуги.

И вот, что сделали тем самым западные, увидеть очень просто. За два десятилетия были утрачены все крестоносные владения последний город — Акра , а затем озверевшие профессиональные воины мамлюкского, рабского происхождения начали истребление восточных христиан. Вот этот страшный рубеж — XIII век.

Вот цена последнего предательства западных. Подробно об этом в популярной и весьма доступной работе Гумилева «Конец и вновь начало», а еще подробнее в специальной главе его же книги «Поиски вымышленного царства» с большим ближневосточным материалом. Теперь посмотрите.

Вы понимаете прекрасно, что если бы того не произошло, то сельджуки оставались бы реликтом, потому что никакая волна, никакой новый прилив османской энергии не мог бы изменить ситуацию в мире, где мусульман стало совсем мало. Уже не говорю о том, что если бы не состоялось крестоносное предательство 60-х годов XIII века, тюркский мир в Малой Азии просто был бы замкнут между христианами Ближнего Востока, христианами Кавказа и христианами империи. Вот этого тоже не следует забывать и упускать из вида.

Но, к сожалению, предательство произошло. Вернемся к ромеям. Когда я так называл эту лекцию, я имел определенные основания.

Действительно, и среди последних василевсов были достойные и выдающиеся деятели. Дальше вопрос стоял только об удержании границы по Пропонтиде. Появился удивительно продажный василевс Иоанн V годы правления 1341-1376 , эгоистичный до предела, уступавший западным во всем.

Генуэзцы сохранили свое положение, но венецианцы вернули свое. Именно при нем уже различные города и купцы различных торговых корпораций Запада получали бесконечные концессии и привилегии. Все меньше и меньше оставалось византийского.

При Иоанне V имперский флот стал чисто иностранным. Он почти полностью состоял из судов и, что еще хуже, из мореходов крупнейших торговых городов Италии. Однако и при нем натиск Римской церкви и натиск западного торгового капитала был сильно приостановлен выдающимся дядей его, который при поддержке последних православных патриотов был навязан племяннику в соправители с именем Иоанна VI.

Формально то была узурпация, но благодаря этому вымученному соправительству время жизни империи продлилось. Иоанн VI Кантакузин был близким другом и покровителем патриарха Филофея Коккина, тем самым человеком, близким к святителю Григорию Паламе. Он был исихаст.

И когда, не пожелав вступить в откровенную гражданскую войну, Иоанн VI уступил единодержавие властолюбивому племяннику, он удалился в монастырь и закончил дни свои как монах-молчальник, как монах-исихаст. Изначально исихазм было нормой и методом самосовершенствования монаха, и даже не любого, а особо одаренного монаха, склонного к уединенной, келейной молитве и богомыслию. Начиная с Кантакузина, движение исихастов переживало свой рассвет подробнее на следующей лекции.

За очень короткий срок оно прошло поразительный путь и стало путем самосовершенствования уже любого монаха, а затем и любого мирянина. Об этом можно прочитать, кстати, и в проповедях самого Паламы, когда он стал архиепископом Фессалоники. Более того, движение исихастов приобрело также политическую форму, попытавшись стать инструментом объединения православных христиан всего Балканского региона, и Руси тоже, но Русь была еще очень далеко.

То был поразительный момент истории — ученые монахи-исихасты, по сути дела сподвижники и ученики Паламы, попытались добиться объединения греков, болгар и сербов. И у них, как мне кажется, могло получиться. Еще довольно много энергии оставалось у болгар.

Но еще больше энергии было у сербов. Была и такая попытка, она занимает несколько десятилетий. В теле и без того сократившейся империи гвоздями сидят крестоносные феодальные княжества.

Эти княжества постоянно интригуют и тем самым постоянно стремятся стравить между собой балканских православных государей. То, что турки стремятся захватить Константинополь, не подлежит ни малейшему сомнению. О Мануиле II современником было написано: «Этот великий государь мог бы спасти империю, если бы ее можно было спасти».

Я позволю себе с хронистом поспорить. Этот великий государь мог бы спасти империю, если бы еще было, что спасать. Третий Рим уже начали выращивать.

Обычно я касался этого вопроса на лекциях Русского курса. Для тех, кто не слушал меня или не читал моей «Империи», обращу внимание на то, как усердно сохраняется единая митрополия, единый для всех церковный округ, для всех епархий Русской церкви, насколько, несмотря на все происки князей, особенно Литовских, это поддерживают один за другим и Константинопольские патриархи, и митрополиты Киевские и Владимирские, кто бы ни был митрополитом. Были греки, был болгарин, были галичане, был москвич Алексей.

Все они действуют одинаково. Ведь Русская митрополия в это время территориально больше, чем остальная часть Константинопольской патриархии. Строго говоря, митрополичий округ такого размера противоканоничен.

Конечно, на Русской земле могло быть и несколько митрополичьих округов с правом созывать окружные соборы. Но Вселенская церковь, ее иерархия идут на крайнее нарушение канонов только для того, чтобы сохранить церковное единство там, где еще нет единства политического. Они выращивают преемницу Царьграда, выращивают Третий Рим.

Есть еще два очень интересных исторических момента, чрезвычайно интересных. Первый связан с одной моей гипотезой. Позволю себе выдвинуть ее.

Иначе зачем бы я читал столь рискованный для меня курс, я все же не византинист. Был еще один маленький шанс спасения Константинополя и удержания турок. Шанс этот был не там, где его искали, не на латинском Западе.

Латинский Запад добился своего — он загнал Константинополь в тиски Ферраро-Флорентийской унии 1438-1439 годов и не помог через считаные годы своим теперь формально единоверцам. Этот шанс был не на Западе. Кстати, даже если бы Римские папы 50-х годов XV века и хотели отчаянно помочь Константинополю против турок, не допустить турецкого захвата и продвижения турок глубже в Европу, они все равно ничего не смогли бы сделать.

Время крестовых походов прошло. Ни один папа уже не мог организовать нового крестового похода. Могли сербы.

Надо сказать, что Сербская держава довольно молода. Славяне появляются в Иллирии напомню вам ранний материал этого курса в конце IV века, в самом начале Великого переселения народов. Однако сербы приходят туда позже.

Приходят они, конечно же, с севера и приходят именно при императоре Ираклии, в начале VII века. Никакого народа сербского тогда, разумеется, не было, ибо при Ираклии славяне были еще единым этносом: и предки русских, и предки болгар, и предки поляков были одним народом. Все они относились к одному народу, правда, разбросанному, расселенному, но одному.

Под приходом сербов следует понимать славянское племя, которое переселилось с германских земель, возможно, под давлением германцев, и в силу своей исключительной энергии и доблести составило элиту иллирийских славян. Они становятся федератами империи. Они совершенно самоуправляемы, но это не вполне государство.

Они управляют большею частью провинции Иллирия с позволения императора Ираклия, а потом и последующих императоров. И между прочим, ведут себя прилично. Мы знаем, что затем часть славянских, иллирийских земель подвергается вестернизации.

На это положили поколения, западные на это положили века, и сделали из хорватов близкородственного происхождения западных людей и антисербское орудие. В Риме умеют работать на века. После смерти Иоанна Асеня в 1241 году Валахо-Болгарская империя, включавшая также территорию нынешней Румынии, столь опасная, угрожавшая и византийцам, и Латинской империи, быстро ослабеет, к тому же в ней начинаются междоусобицы.

Ее вассалы сербы начинают резко подниматься. Они, кстати, тоже опасны Константинополю. Сербы тоже не избежали обычного соблазна захватить Константинополь.

Только русские того избежали. Точнее, из русских только князь язычник Святослав не избежал соблазна захватить Константинополь и стать василевсом, но он был язычник. Начиная же со святого Владимира, ни один русский правитель не посягал на Константинополь.

Сербы занимают значительную территорию, накладывают руку на Охрид, приобретают западную Македонию, еще недавно принадлежавшую Болгарии, занимают значительную часть Эпира, то есть Албании. В состав Сербской державы входит северная Албания. Единственное, чем блестяще, в лучшую и нам с вами небезразличную сторону отличаются сербы от болгар, — все их правители не якшаются с Западом и не образуют с западными союзов против империи.

Но для нас это отличие принципиально. Во второй четверти, во второй трети XIV века наступает время величайшего из сербских государей Стефана Душана. Правил он достаточно долго.

Его правление может считаться продолжительным: 1331-1355 годы.

Они должны были убедить людей в том, что события 9 апреля не были Божьим судом над греховным предприятием: кампания, как они утверждали, была праведной и при надлежащей вере она увенчалась успехом. Представление о Боге, испытывающем решимость крестоносцев через временные неудачи, было для духовенства привычным средством объяснения неудач в ходе кампании. Послание духовенства было призвано успокоить и ободрить крестоносцев. Их аргумент, что нападение на Константинополь было духовным, вращался вокруг двух тем. Во-первых, греки были предателями и убийцами, так как они убили своего законного господина Алексия IV. Церковники использовали подстрекательский язык и заявляли, что «греки были хуже евреев», и они призывали к действию авторитет Бога и папы. Хотя Иннокентий III снова потребовал, чтобы они не нападали, папское письмо было подавлено духовенством, и крестоносцы приготовились к собственному нападению, в то время как венецианцы атаковали с моря. Армия Алексиоса V осталась в городе сражаться вместе с имперскими телохранителями, варягами , но сам Алексиос V бежал ночью.

Была предпринята попытка найти нового императора на замену из числа византийской знати, но теперь ситуация стала слишком хаотичной для любого из двух кандидатов, которые вышли вперед, чтобы найти достаточную поддержку. Сильный северный ветер помог венецианским кораблям приблизиться к стенам, и после короткого сражения примерно семидесяти крестоносцам удалось войти в город. Некоторым удавалось пробивать дыры в стенах, достаточно большие, чтобы пролезть через них только несколько рыцарей; Венецианцам также удалось перелезть через стены со стороны моря, хотя и велись бои с варягами. Англосаксонские «носильщики топоров» были одними из самых эффективных защитников города, но теперь они пытались договориться о более высокой заработной плате со своими византийскими работодателями, прежде чем разойтись или сдаться. Крестоносцы захватили Влахерн часть города на северо-западе и использовали ее в качестве базы для нападения на остальную часть города. Однако, пытаясь защитить себя стеной огня, они сожгли еще большую часть города. В результате второго пожара без крова остались 15 000 человек. Крестоносцы полностью взяли город 13 апреля. Самым печально известным действием Четвертого крестового похода было разграбление православного христианского города Константинополь.

Крестоносцы разграбили Константинополь на три дня, в течение которых были украдены или уничтожены многие древние греко-римские и средневековые византийские произведения искусства. Многие мирные жители города были убиты, а их имущество разграблено. Несмотря на угрозу отлучения от церкви, крестоносцы разрушили, осквернили и разграбили церкви и монастыри города. Было сказано, что общая сумма, разграбленная из Константинополя, составила около 900 000 серебряных марок. Венецианцы получили причитающиеся им 150 000 серебряных марок, а крестоносцы - 50 000 серебряных марок. Еще 100 000 серебряных марок были равномерно разделены между крестоносцами и венецианцами. Остальные 500 000 серебряных марок тайно хранились у многих рыцарей-крестоносцев. Сперос Врионис в Византии и Европе дает яркое описание мешка: Латинские солдаты подвергли величайший город Европы неописуемому разграблению.. В течение трех дней они убивали, насиловали, грабили и разрушали в масштабах, которые даже древние вандалы и готы сочли бы невероятными.

Константинополь превратился в настоящий музей древнего и византийского искусства, торговую палату с таким невероятным богатством, что латиняне были поражены найденными богатствами. Хотя венецианцы ценили искусство, которое они открыли они сами были полувизантийцами и спасли большую его часть, французы и другие уничтожали без разбора, останавливаясь, чтобы подкрепиться вином, оскорбления монахинь и убийства православных священнослужителей. Крестоносцы выразили свою ненависть к грекам ярче всего, осквернив величайшую церковь христианского мира. Они разбили серебряный иконостас, иконы и священные книги Святой Софии и посадили на патриарший престол блудницу, которая пела грубые песни, пока пила вино из церковных святых сосудов. Отчуждение Востока и Запада, продолжавшееся веками, вылилось в ужасную резню, сопровождавшую завоевание Константинополя. Греки были убеждены, что даже турки, взяв город, не были бы такими жестокими, как латинские христиане. Поражение Византии, уже находившейся в состоянии упадка, ускорило политическое вырождение, так что византийцы в конечном итоге стали легкой добычей турок. Четвертый крестовый поход и движение крестовых походов в целом привели, в конечном итоге, к победе ислама, что, конечно, было прямо противоположным его первоначальному замыслу. Когда Иннокентий III услышал о поведении своих паломников, он был переполнен стыд и ярость, и он сильно упрекнул их.

Святая Земля Основная армия, которая плыла из Венеции в Константинополь, испытала несколько волн дезертирства, поскольку люди стремились выполнить свои клятвы независимо от руководства. Большинство из них плыли прямо из портов в Апулии южная Италия в Акко. Согласно Виллеардуэну, большинство из тех, кто отправился в Четвертый крестовый поход, отправились в Святую Землю, в то время как только меньшинство участвовало в нападении на Константинополь. Виллеардуэн, однако, считал тех, кто отправился на Святую Землю, дезертирами основной армии и ее руководства, и он, возможно, преувеличил их число, чтобы преувеличить достижения меньшинства, осаждавшего Константинополь. Современные историки считают были склонны игнорировать утверждения Виллеардуэна. Стивен Рансимен думал, что только «крошечная часть» и Джошуа Правер лишь некоторые «жалкие остатки» первоначальной армии прибыли в Святую Землю. Недавние исследования показывают, что это число было значительным, но не соответствовало большинству. Из 92 названных лиц, принявших обет крестоносца, по словам Виллеардуэна, от 23 до 26 отправились в Святую Землю. Уровень «дезертирства» кажется самым высоким среди французской фракции.

Лишь около десятой части рыцарей, взявших крест во Фландрии, прибыли, чтобы укрепить оставшиеся христианские государства на Святой Земле, но более половины рыцарей из Иль-де-Франс сделали это. Всего около 300 рыцарей остроумие Их свита из северной Франции добралась до Святой Земли. О контингентах из Бургундии, Окситании, Италии и Германии у нас меньше информации, но определенно были случаи дезертирства среди окситанского и немецкого контингентов. Большая сумма денег, собранная проповедником Фульком из Нейи, действительно достигла Святой церкви. Земельные участки. Перед своей смертью в мае 1202 года Фулк передал деньги аббатству Сито. Аббат Арно Амальрик отправил его в Акко двумя частями. Он использовался для ремонта стен, башен и других защитных сооружений, которые были повреждены землетрясением в мае 1202 года.

Это говорит о том, что город был просто разграблен. Но главное в другом: сверх творимого крестоносцами безобразия они поругались над церковью, из церкви они вывозили священные и редкие сосуды, утварь, реликвии, «даже из божественных изображений Христа и святых они делали сиденья и скамейки для ног». А когда им необходимо было вывести из церкви драгоценные сосуды, они вводили туда лошадей и мулов, закалывая иногда их там же. Что же это получается? Пилигримы, паломники, идущие освобождать Святую землю не доходят до нее и начинают насмехаться над христианскими святынями? Если верить тому же Никите Хониату, жители города «предавая себя в руки судьбы, вышли навстречу латинам с крестами и святыми изображениями Христа, как то делается в торжественных и праздничных случаях». Судя по описаниям грека крестоносцы совсем не похожи на пилигримов, недаром он называет их нечестивцами. Значит греки пришли в город затем, чтобы поживиться и, достигнув своей цели, крестовый поход был фактически окончен. Даже если в апреле 1204 года никто об этом еще не говорил, но каждый уже получил своё, а вернее то, что только смог награбить. Но помимо награбленного крестоносцы стали еще делить оставшуюся добычу. Здесь Робер де Клари указывает на своего брата — клирика, который потребовал себе долю рыцаря. Несмотря на угрозу отлучения крестоносцы не переставали грабить жителей Константинополя и растаскивать всё добро, которое только попадалось под руку, «ибо алчность, которая есть корень всех зол, не оставляла их». Я полагаю, что этих сведений достаточно, чтобы доказать материальную заинтересованность участников четвертого крестового похода. Совет крестоносцев зафиксирован в обеих хрониках. По заключенному договору между венецианцами и рыцарями установили правила выбора императора путем 12 избирателей, деления награбленной добычи, отчасти разделение земель и установление феодальной зависимости от императора Константинопольского всех, кроме дожа Венеции. Наиболее возможным императором Константинопольским мог быть Бонифаций Монферратский. Но избрали императором Бодуэна Фландрского. Все исследователи склоняются в данном случае к мнению, что Бонифаций был неугоден дожу Венеции, который опасался усиления его влияния. А это тоже является показателем того, какую значимость имел Энрико Дандоло в лагере крестоносцев. Мало того, Венеция получила наиболее важные стратегические пункты бывшей Византийской империи, весь путь из Византии в Константинополь был под ее покровительством. Хронисты указывают на мраморную колонну с разными изображениями, с которой скинули Морчуфля, таким образом казнив ее. Я пропущу конкретные упоминания имен и розданных земель, а уточню только, что земли завоевывались крестоносцами не с лёгкостью. В обоих источниках видно, что греки боролись за свои земли и даже часто уже после завоевания восставали против новых феодалов. Мало того, греки обратились за помощью в освобождении от завоевателей к болгарскому царю Калояну. Так крестоносцам, а точнее уже просто франкам, как их называют исследователи, пришлось вести войну не только с греками, но и с болгарами тоже. Однако это было уже позже, в 1206 году. Итогом разделения земель было образование на месте Византийской империи трёх самостоятельных государств: Латинская империя, образованная крестоносцами, Никейская империя с династией Ласкарей и Трапезундская империя с династией Комнинов. Причем в Никейской империи назло Латинской патриарха по-прежнему называли Константинопольским. Если читать Жоффруа де Виллардуэна, то можно утверждать, что венецианцы были хорошими союзниками французов. С другой стороны судя по количеству предложений «мудрого» дожа Венеции, он являлся не просто союзником, а фактическим организатором похода наравне со знатными французскими рыцарями. В учебниках он и представлен как один из участников и организаторов четвертого крестового похода. И только когда в 1861 году благодаря Мас-Латри появились предположения о том, что Жоффруа де Виллардуэн мог быть обманут Энрико Дондоло, поставили вопрос об измене венецианцев христианскому делу. Эта же теория была развита другим исследователем Гопфом. Он ссылался на договор венецианцев с египетским султаном, по которому якобы и изменил ход направления крестоносного движения. Однако, несмотря на авторитет Гопфа, эта теория была подвергнута сомнению и, при уточнении даты договора венецианцев, документ был датирован гораздо позже, чем проходил четвертый крестовый поход. А следовательно документального подтверждения сговора дожа Венеции Энрико Дандоло с египетским султаном нет. Скорее всего венецианский дож был в сговоре с наиболее значительными рыцарями крестового похода и об этом подозревали или даже знали все рыцари, просто никто не упомянул это в своих хрониках. Даже Робер де Клари пишет в том месте, где идет грабеж взятого Константинополя: «но венецианцы так или иначе получили свою половину», очевидно намекая на то, что у венецианцев всё давно уже было продумано и решено. Об этом может говорить и то, что, указывая на Задар или Константинополь, он всегда говорил о богатстве этих городов: «Город же Задар весьма хорош и весьма богат всяким добром! И его злость, как указывает Вилладруэн, на предложение отказаться от похода на Задар некоторых крестоносцев: "И когда дож это услышал, он сильно рассердился и разгневался, и сказал графам и баронам: «Сеньоры, я собирался заключить соглашение с этим городом, чтобы он сдался на мою милость, а ваши люди мне помешали; но вы же уговорились со мной, что поможете мне его завоевать, и я требую от вас сделать это». Эта именно требовательность является чертой торгового и расчетливого человека, верного своему слову и требующего держания обещанного от других. С другой стороны на страницах хроники Виллардуэна выступают и другие просители, совсем не освещенные так, как дож Венеции, но также указывающие на возможность обогащения. Примером может служить разговор с послами от короля Филиппа по поводу царевича Алексея: «что вы поизрасходовались и что вы обеднели; и он даст вам 200 тыс. Да и сам разговор с царевичем Алексеем и условия, на которых крестоносцы соглашаются ему помогать, совсем уж не бескорыстные. Отсюда возникают большие сомнения по поводу обозначения Энрико Дандоло как некоего плута или изменника. Скорее я бы сказала, что он, как истинный дож Венеции — а это почетное и пожизненное место — и как настоящий патриот своей страны блюдет ее интересы. Для Дондоло поход был выгоден в плане наема флота изначально, а уж коль выпала возможность отомстить столь ненавистным для венецианцев грекам, то стоит ли говорить о его решении на совете по поводу предложения царевича Алексея? Ответ мог быть только положительный. Дож Венеции защищал интересы своей страны в первую очередь. К тому же мы видим у Робера де Клари, что Дандоло совсем не обладает фанатичностью крестоносцев-французов. Когда из Задара привезли грамоту о том, что все нападающие крестоносцы на Задар будут отлучены от церкви, то некоторые французы дрогнули и отказались от осады, а дож Венеции тогда сказал, «что не откажется от намерения отомстить жителям города даже под угрозой отлучения апостоликом». Здесь я делаю вывод, что если у французов были религиозные мотивы идти в Египет, то у венецианцев преобладали материальные привилегии. Они надеялись обогатиться за счет этого похода, а потому совсем не удивительно, что они предложили компенсировать крестоносцам долг походом на Задар. Но из этого совсем не следует то, что дож Венеции настаивал на походе в Константинополь или специально уводил крестоносцев подальше от Египта. Виллардуэн скрывает причины раздора, указывая только, что «в войске случилась большая беда, ибо между венецианцами и французами началась распря весьма великая и весьма яростная». Отсюда можно сделать вывод, что Виллардуэн с симпатией относится к венецианцам. Автор говорит об этих боях как о жуткой ошибке, которую принялись устранять сторонние люди: «и с великим трудом и великими усилиями они все же разняли бившихся. И знайте, что это была самая большая беда, которая случалась когда-либо в войске». Робер де Клари также указывает на распрю, длившуюся от полутора суток до недели, но умалчивает о ее причинах. Очевиднее всего то, что мелкие рыцари об этом может говорить тот факт, что Виллардуэн, как представитель знати, не участвовал в боях начали винить венецианцев за то, что те направили их воевать против христиан. Поскольку венецианцев было большее число, вскоре их негодование переросло в вооруженную стачку. Другой возможной причиной исследователи считают неправомерное разделение добычи в Задаре между венецианцами и французами. Но эту причину я исключаю опираясь на хронику Робера де Клари, который говорит, что споры из-за дележа добычи начались только после повторного завоевания Константинополя, когда знатные люди начали выбирать себе лучшие дома в Константинополе: «и именно с тех пор они начали предавать меньшой люд, и выказывать свое вероломство, и быть дурными сотоварищами». Неудивительно, что крестоносцы решили восстановить на троне законного наследника, хотя этот повод пойти на Константинополь был и далек от причины, но для мелких рыцарей вполне годился. Робер де Клари даже презрительно и саркастично отзывается о греках в своих хрониках: «А ведь это были те самые люди, эти греки, которые взялись защищать берег и которые похвалялись перед императором, что пилигримы никогда не ступят сюда, пока они, греки, находятся здесь». И тут же можно вспомнить «великую измену», по мнению крестоносцев, когда греки ночью решили спалить их флот и направили к ним горящие корабли. А такие поступки греков, как оставление императором престола и позорное бегство из Константинополя, дважды произошедшее за время четвертого крестового похода Виллардуэн описывает как: «послушайте-ка о чудесах нашего Господа». И даже когда крестоносцы посадили на императорский престол царевича Алексея, он предложил им расположится неподалеку от Константинополя, но не в самом городе, «ибо если бы они расположились в городе, то могли бы опасаться распри с греками, в которой город ведь мог бы быть уничтожен». И впоследствии, когда крестоносцы свободно ходили по Константинополю и даже селились в нем, греки как утверждает Виллардуэн зажгли огонь между в городе между ними и крестоносцами, который занялся очень сильно и много строений в городе уничтожил. После этого многие крестоносцы, которые селились до этого в черте города собрали свои вещи, жен и детей и ушли из города, боясь ненависти со стороны греков. Всё это говорит об отношениях между греками и крестоносцами. И даже когда Анри, брат императора Бодуэна пошел завоевывать византийские земли, Виллардуэн отмечает, что «эрмены страны, которых там было много, начали переходить к нему, ибо сильно ненавидели греков». Трудно сказать насколько прав был в данном случае хронист, так как оба источника имеют свойственные французам выражения крайней восторженности например, самый богатый или самый укрепленный город в мире, самый храбрый рыцарь и другие , но можно однозначно определить отношение к грекам именно французов. Жоффруа де Виллардуэн пишет о недоверии к грекам и даже опасении: "не знаю, какие люди, опасавшиеся, как бы греки не напали на них, подложили огонь между ними и греками ". Это был пожар после второго взятия Константинополя, когда недалек был день избрания императором Бодуэна Фландрского. Этот момент избрания наиболее символичен в отношениях между греками и крестоносцами. Константинополь был, в первую очередь, символом богатства и христианства Византии со времен правления императора Константина. Какое же это было сенсационное событие, что древний императорский трон в столице мира Константинополе занял обычный французский граф! Короновав его императором по всем византийским обычаям и одев его в императорские одежды, крестоносцы просто оскорбили священный Константинополь. То, какое значение он имел для греков, может говорить тот факт в хронике Робера де Клари, что когда войска крестоносцев уже после взятия Константинополя подошли к городу Адрианополь и захотели взять его, показывая жену бывшего императора Кирсака и ее детей, предлагая признать одного из них своим сеньором, греки им отвечали: «ступайте в Константинополь и коронуйте его, а когда он воссядет на трон Константина, и мы узнаем об этом, вот тогда мы сделаем то, что должны будем сделать».

Началось массовое мародёрство. Около 2 тыс. В городе бушевали пожары. В огне были уничтожены многие памятники культуры и литературы, хранившиеся здесь с античных времён. Особенно сильно от огня пострадала знаменитая Константинопольская библиотека. Осенью 1204 г.

Причины Четвертого крестового похода

  • Политическое и военное событие
  • Цель - Константинополь: bykovvg_1952 — LiveJournal
  • Глава 1. Византия и крестоносцы
  • Читайте также
  • Перипетии IV крестового похода: ни сарацинов, ни Святой земли
  • Взятие Константинополя крестоносцами 1204 год. Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории

希少品! TENDERLOIN バンダナ HONAI インディゴ ブルー 青 紺 テンダーロイン 世界的に有名な

Лишние полвека агонии Константинополя дает битва при Ангоре (Анкаре сейчас). Когда войска уже готового взять Константинополь Османского султана Баязида Молниеносного в 1402 году были разбиты Тамерланом, сам Баязид попал в плен, и еще полвека турки собирались с силами. Константинополь пал 29 мая 1453 года. Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре. 13 апреля 1204 года Константинополь пал. Город-крепость, устоявший перед натиском многих могучих врагов, был впервые захвачен неприятелем. В очень простых словах изложить этот миф можно так: "В 1204 году, ослепленные жаждой наживы[1] и папской пропагандой, крестоносцы, вместо того, чтобы идти на Восток и оказать помощь тамошним христианам, напали на православный Константинополь, утопив его в крови. Падение Константинополя 1453 год В 1451 году умирает победитель при Варне, султан Мурад II. Новым султаном становится 19-летний Мехмед II. Едва взойдя на престол, Мехмед дал клятву, во что бы то ни стало завоевать Константинополь.

Взятие Константинополя крестоносцами 1204 год

Венецианцы, будучи жадными торговцами, какими они и были, настаивали на том, чтобы их 240 кораблей были оплачены, но крестоносцы не смогли удовлетворить запрашиваемую цену в 85 000 серебряных марок. Следовательно, была заключена сделка, что в обмен на проезд крестоносцы остановятся в Заре на побережье Далмации и отвоюют ее для итальянцев, город недавно перешел на сторону венгров. Венецианцы также предоставили бы 50 кораблей за свой счет и получили бы половину любой завоеванной территории. Папе не очень понравилось известие о том, что Кристиан Зара был уволен в ноябре 1202 года н.

Позже запрет был снят для первых, иначе от них было бы мало пользы в качестве крестоносцев, как можно предположить. Историки продолжают спорить о точной причине, по которой крестоносцы затем напали на Константинополь вместо Иерусалима, но одним из важнейших ингредиентов в неприятной смеси взаимных подозрений между западными державами и Византией была Венецианская Республика и один человек, в частности, дож Энрико Дандоло р. Стремясь завоевать венецианское господство в торговле на востоке, он хорошо помнил свое недостойное изгнание из Константинополя, когда он служил послом.

Это казалось такой же хорошей возможностью, как и всегда, окончательно выбить Константинополь из числа торговых конкурентов. Кроме того, Папа раз и навсегда добьется превосходства Западной Церкви, а рыцари-крестоносцы не только отомстят двуличным византийцам за их бесполезную поддержку предыдущих крестовых походов, но и наверняка получат некоторую славу и солидную добычу в процессе. Богатства Константинополя могли бы тогда оплатить оставшуюся часть Крестового похода, когда он двинулся на Иерусалим.

Возможно, это не было так цинично спланировано всеми сторонами, но, в конце концов, это именно то, что произошло, за исключением того, что Четвертый крестовый поход закончился падением византийской столицы, а Иерусалим был оставлен на более поздний срок. Нападение на Константинополь Крестоносцы прибыли за пределы Константинополя 24 июня 1203 года и разыграли свою козырную карту. Один крестоносец был особенно увлечен этим планом — Филипп Швабский, король Германии 1198-1208 гг.

Обладая такими полномочиями, как западная пешка в византийской политике, Исаак был должным образом восстановлен во дворце своих предков в 1203 году н. Константинополь пал на удивление легко, как только крестоносцы одолели гарнизон в Галате и опустили массивную цепь, которая блокировала гавань Золотого Рога. Приплыв со своим флотом и атаковав морские и сухопутные стены одновременно с осадными машинами и штурмовыми лестницами, даже элитная варяжская гвардия не смогла помешать нападавшим пробиться в город.

Действующий император и брат Исаака, Алексиос III Ангелос, застигнутый врасплох приходом крестоносцев, бежал из города. Старый режим пал. Однако новая пара императоров отказалась от согласованной сделки о помощи — хотя на самом деле у них было мало ресурсов, к которым можно было бы обратиться, — а также не смогла формально подчинить византийскую церковь Папе Римскому.

Алексий IV, возможно, не очень помог западным людям, но его народ все равно не доверял ему, учитывая то, как он взошел на трон, и присутствие армии крестоносцев все еще за стенами Константинополя.

С его участием произошло взятие Константинополя. Погиб в 1207 году Граф Людовик де Блуа Один из главных организаторов похода. Тоже принимал участие во взятии Константинополя. Погиб в 1205 году в битве при Андрианополе Активную поддержку крестоносцам оказал дож Венеции Энрико Дандоло.

Сам он участия в мероприятии не принимал, но под его влиянием произошла смена планов у крестоносцев. В итоге состоялся поход на Византию. Этапы похода Проходивший с 1202 по 1204 года Четвертый Крестовый поход, стартовал из Венеции. Состоял он из этапов: Взятие порта Задара. Захват Константинополя.

Организация Латинской империи. Постоянно меняющиеся планы крестоносцев вызывали недовольства некоторых его участников. В связи с этим часть воинов отказалась участвовать в походе и вернулись домой. Среди них были как богатые рыцари, так и бедные люди. Сам Римский Папа запрещал вести борьбу против христиан Востока.

Однако рассказы о сказочных богатствах Константинополя оказали решающее воздействие. Кроме того, постоянно распространялись слухи о том, что Византия поддерживает мусульманский мир и по этой причине Второй Крестовый поход закончился неудачно. Взятие порта Задара После назначения даты похода была составлена карта маршрута. Из Византии войскам требовалось перебраться в Египет. Энрико Дандоло дал согласие на предоставление своего флота, но назначил за такую услугу большую цену.

Ее величина составляла 85000 марок. К этому времени не все крестоносцы прибыли на место. Некоторые задержались в пути, другие самостоятельно пошли по выбранному маршруту. В итоге положенную сумму собрать не удалось. Положение выглядело критическим.

Но один французский проповедник, Фулько Нейльиский, возбудил такой энтузиазм, что из его рук приняло крест, по преданию, до 200 тысяч человек. Он явился на турнир, устроенный графами Шампанским и Блуаским, и убедил их принять крест 1199. Таким образом, на северо-востоке Франции образовалась армия для четвёртого крестового похода из сеньоров и рыцарей. Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот. Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената; в числе этих шести был и сир Жоффруа Виллардуэн, шампанский сеньор, который позже написал историю этого похода.

Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию в 4 тысячи 500 рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч слуг пехоты и присоединить к экспедиции 50 галер. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра 4 миллиона 200 тысяч франков ; все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы. Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты — за щедрость. Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик. Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя.

Крестоносцы собрались в Венеции. Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег 34 тысячи марок послужить Венеции своим оружием. Вожди четвёртого крестового похода согласились, и венецианцы повели их осаждать город Зару на далматинском берегу, сильно вредивший их торговле на Адриатическом море 1202. Папа запретил им под страхом отлучения нападать на христианский город, но когда они взяли Зару 1203 , он отлучил от церкви только венецианцев, а крестоносцев простил, не запретив им даже продолжать сношения с отлученными. Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода.

Картина Тинторетто, 1584 Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. В 1201 г. Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы. Союзник крестоносцев четвёртого похода, царевич Алексей позже — император Алексей IV Ангел Дандоло воспользовался этим случаем, чтобы увлечь крестоносцев к Константинополю. Это будет, говорил он, лишь началом крестового похода.

Папа ограничился лишь указанием на то, что хотя греки и провинились перед Богом и церковью, — не дело паломников наказывать их. Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников. Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи «Истории» Вильгардуэна, ок. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V. Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.

Осада Константинополя крестоносцами. Картина П. Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью. Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери.

Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом 1204. Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город. В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя. Когда произошел Четвёртый крестовый поход? Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годы.

После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат. Крестоносцы собрались на острове Лидо около Венеции. Венецианцы см. Константинополь пал. Была создана Латинская империя.

Первым её императором избрали Балдуина Фландрского. Бонифаций Монферрат стал королём Фессалоник.

Город не был готов к морским сражениям, поскольку после заключения союза с Венецией в 1187 году византийские императоры свели свои морские силы до минимума, надеясь, что в случае необходимости союзники придут на помощь. Уже 17 июля войска Алексея III практически сдали город.

Вскоре после этого брат Исаака II бежал из византийской столицы. Войско же латинян использовало поступавшее к нему таким образом золото и серебро, словно простой материал, на свои плоские потребности и беззаботно расточало его на рынках. И хотя они хорошо знали, откуда поступают выделенные им деньги, они уверяли себя в своей непогрешимости», — пишет византийский историк Никита Хониат. Картина Тинторетто.

Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода. Такой поворот событий не устраивал крестоносцев, поскольку они теряли огромную сумму денег, которую им должен был выплатить Алексей. Крестоносцы оказали давление, вследствие чего Алексей стал править совместно со своим отцом. Непомерные поборы новых властей и грабительские рейды крестоносцев, разместившихся в предместьях Константинополя, привели к бунту в Константинополе в январе 1204 года, в результате которого был избран новый император — Алексей Мурзуфл один из сановников Исаака II.

Крестоносцы, уже давно присматривающиеся к богатствам Константинополя, поняли, что настал удобный момент для штурма города. Весной 1204 года лидеры крестоносцев и представители Венеции подписали договор о разделе территории Византийской империи, предусматривающий захват столицы. В результате кровопролитных боев крестоносцы овладели Константинополем. После падения Константинополя в 1204 году на обломках Византийской империи крестоносцами будет основана Латинская империя.

Византийская империя будет восстановлена, однако, вернув земли, Михаил предаст ее дух, заставив византийское духовенство признать главенство папы Римского в обмен на его поддержку в борьбе с Западом, который стремился к реваншу за Латинскую империю. Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г.

Падение Константинополя обворожило Европу история в 1204 году

Уже в апреле 1204 года крестоносцы организовали второй штурм города. На этот раз город был частично разрушен и полностью разграблен. Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера «Осада Константинополя крестоносцами, 1204 год». Осада Константинополя в 1203 году была осадой крестоносцами столицы Византийской империи в поддержку свергнутого императора Исаака II Ангела и его сына Алексиоса IV стало главным итогом Четвертого крестового взять город силой. В очень простых словах изложить этот миф можно так: "В 1204 году, ослепленные жаждой наживы[1] и папской пропагандой, крестоносцы, вместо того, чтобы идти на Восток и оказать помощь тамошним христианам, напали на православный Константинополь, утопив его в крови. Константинополь пал 29 мая 1453 года. В результате Четвёртого крестового похода в 1204 году Константинополь был разорён, и на Запад были вывезены многие почитаемые православные святыни (см. ниже). В очень простых словах изложить этот миф можно так: "В 1204 году, ослепленные жаждой наживы[1] и папской пропагандой, крестоносцы, вместо того, чтобы идти на Восток и оказать помощь тамошним христианам, напали на православный Константинополь, утопив его в крови.

29. 4Й крестовый поход. Разгром Константинополя крестоносцами

Ставку, как в 1096-99 гг. Постепенно к ним присоединилось несколько крупных феодалов из Германии и Италии, в первую очередь, маркиз Бонифаций Монферратский, брат ветерана Третьего похода Конрада. Общим планом кампании было нападение на Египет, как того хотел Ричард Львиное Сердце. Прибыть к Египту намечалось на венецианских кораблях. Крестоносцы и Венеция Участники тех событий сохранили любопытные подробности договора 1201 г.

Так за 85 тыс. Деньги должны быть выплачены в четыре приема, а будущая добыча поделена пополам. Датой отправки экспедиции указывалось 28 июня 1202 г. Новым вождем стал Бонифаций Монферратский.

Он совершил вояж в Германию с целью привлечь новых крестоносцев, но большинство рыцарей были вовлечены в войну между Филиппом Гогенштауфеном и Оттоном Вельфом за германский престол. К июню 1202 г. Выяснилось, что вместо 33 тыс. Часть крестоносцев предпочли отправиться из Фландрии, Марселя и Генуи и, в любом случае, потенциальные силы армии были переоценены.

Кроме того, большинство рядовых участников похода с удивлением и неприязнью услышало о Египте, а не о Иерусалиме как цели похода. К тому же венецианцы ничего не хотели слышать о снижении цены контракта. Крестоносцы заплатили 50 тыс. Больше денег у них не было.

Венецианцы предложили «расплатиться» помощью в захвате крупного города на далматинском побережье Задара, прямого их морского соперника. Учитывая, что венецианцы тоже приняли крест, это было скандальное предложение, но у крестоносцев не было выбора. Штурм Задара 8 ноября 1202 г. Напрасно жители города вывешивали кресты на стенах и демонстрировали папские письма с угрозами отлучения за взятие христианского города.

Даже отказ Симона да Монфора и части крестоносцев участвовать в «святотатственном» штурме не изменила ничего. Современное состояние 24 ноября после 5-дневного приступа город был взят и разграблен. Но реакция папы была половинчатой: он отлучил венецианцев от церкви, но позволил крестоносной армии использовать венецианские суда для «благого дела». Венецианцы оправдывались прецедентами: в 1107-08 гг.

Боэмунд при поддержке папы Пасхалия II предпринял поход против греков, в 1191 г. Ричард захватил христианский Кипр. Но у них получалось плохо: Задар был городом католическим и его покровитель — венгерский герцог Андрей тоже принял крест. Туда в декабре 1202 г.

Предложение царевича было незамысловато, но заманчиво: помочь ему «во имя добра и справедливости» сесть на престол в Константинополе в обмен на выплату 200 тыс. Чтобы крестоносцы не считали, что их используют как наемников, царевич приводил убийственный аргумент: в случае успеха он обещал признание папской власти над православной церковью. Предложение было чрезвычайно соблазнительным, сразу решавшим все проблемы с деньгами, нехваткой войск и снабжения, но оно вновь означало нападение на христианский город и в корне меняло весь план похода. Среди крестоносцев шли бурные совещания.

Симон де Монфор отказался идти на Константинополь, также как и фламандская эскадра, зимовавшая в Марселе. Но в итоге победила земная выгода, прикрытая изощренной юридической аргументацией. Византия накануне падения Византийская империя к тому времени представляла жалкое зрелище. После военного блеска царствования Мануила Комнина страна переживала тяжелейший кризис.

Неразумная жестокость Андроника привела к падению династии. Новая династия Ангелов шла на поводу аристократических кланов. Император Исаак II, чей сын Алексей направил крестоносцев на Константинополь, «торговал должностями, как овощами на рынке», по словам одного историка. Рассматривая государство как источник личной выгоды государь вел его к краху.

Налоги росли вместе с запросами верхушки и злоупотреблениями местных властей. Окраины Сербия, Болгария отпали, войска, посланные на их усмирение терпели поражения. Взимались подати на постройку и оснастку кораблей, а флот, когда-то славный, распродавался по частям и гнил в гавани Константинополя. На островах расплодились пираты.

Переворот 8 апреля 1195 г.

Однако, вместо помощи Византийской империи, крестоносцы решили направить свои силы на завоевание Константинополя. Вторжение крестоносцев началось 9 апреля 1204 года. От моря к городу они подошли с севера, с запада и с юга. Византийская столица была оцеплена крепкими стенами и могла долго противостоять врагам.

Однако, 12 апреля крестоносцы смогли взять Константинополь штурмом. Захваченный Константинополь был после этого неконтролируем и разорен крестоносцами. Они вытворяли различные варварства: убивали граждан, грабили имущество, оскверняли храмы. Завоевание Константинополя значительно ослабило Византийскую империю и привело к уменьшению ее территории и влияния. Для христианской Европы этот конфликт стал разделяющим событием и сильно повлиял на отношения между восточной и западной христианскими церквями.

Политическое и военное событие В 1204 году в истории произошло значимое политическое и военное событие — Четвертый крестовый поход. Это был вооруженный конфликт между западными крестоносцами и Византийской империей. Во время Четвертого крестового похода, крестоносцы направились на Восток, чтобы освободить святые места от мусульманской власти. Однако, предназначение похода сменилось, когда боргиевская князь Святой Римской империи и венецианская республика используют крестовый поход в своих интересах. Византийская империя с трудом справлялась с внутренними проблемами и была ослаблена военными конфликтами.

Это позволило крестоносцам удерживать крупные города и замки и постепенно проникнуть в Константинополь. В конечном итоге, военные действия привели к захвату Константинополя крестоносцами.

Книжная миниатюра, XIV век Власть это конечно хорошо, но нужно было выполнять обещания. Новый император обнаружил пустую казну и практически никакой перспективы ее наполнения в короткие сроки, тогда как крестоносцы потребовали немедленную оплату. Войска крестоносцев оставались за стенами города, ожидая оплаты и выделения ресурсов для продолжения похода в Палестину.

Однако император все же не выполнил свои финансовые обязательства. Крестоносцы, венецианцы и греки теряли доверие друг к другу, что было вызвано столкновениями между крестоносцами и жителями города. В ноябре терпение крестоносцев закончилось. После очередного бурного обсуждения императору был предъявлен ультиматум с требованием немедленной оплаты и угрозой ограбления города. Алексиос IV отказался.

Эжен Делакруа «Взятие Константинополя крестоносцами» Вскоре в Константинополе сами византийцы подняли бунт против нового императора. Алексей IV был схвачен, а в феврале 1204 года умер возможно, был убит. Уже в апреле 1204 года крестоносцы организовали второй штурм города. На этот раз город был частично разрушен и полностью разграблен. Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера «Осада Константинополя крестоносцами, 1204 год» В результате Четвертого крестового похода началось падение могущественной державы Средневековья — Византии.

Мне же кажется, что несмотря на то, что в ней много подлости, она многому нас учит.

Было очевидным, что судьба Святой земли зависит от Египта, потому как завоевание или же лишь ослабление богатого, удобно расположенного и политически значимого Египта могло бы стабилизировать ситуацию на латинском Востоке. Начало Четвертого крестового похода Походы западноевропейских рыцарей в Палестину с целью освобождения Гроба Господня в Иерусалиме... К египетскому походу и призвал папа Иннокентий III.

Но у крестоносцев не было флота, необходимого для пересечения моря. Корабли — на условиях выплаты 85 тыс. Венецианский дож венецианский правитель Энрико Дандоло , 94-х летний слепой старик, предложил крестоносцам «отработать» недостающую сумму. Его целью был торговый соперник — город Задар в Далмации, который принадлежал венгерскому королю.

Папой Венеция и крестоносцы были отлучены от церкви, но вместе с тем он дал распоряжение легату снять отлучение в случае продолжения похода. Тем временем к предводителям рыцарей прибыли послы германского императора и византийского царевича Алексея. В ходе государственного переворота его отец Исаак II Ангел лишился престола и был ослеплен собственным братом. Просьба о помощи была встречена сочувствием венецианцев, конкурировавших с Византией в левантийской торговле и молчаливым согласием папы римского, который формально запретил крестоносцам наносить вред христианским землям, но втайне рассчитывал распространить влияние «апостольского престола» и на восточные церкви.

Добро пожаловать!

  • Какое значимое событие произошло в 1204 году в истории?
  • 1204 год: Захват Константинополя крестоносцами
  • Осада и падение Константинополя (1204) — Википедия
  • Хищники у стен Зары
  • Четвертый крестовый поход. Причины. Ход. Результаты

Перипетии IV крестового похода: ни сарацинов, ни Святой земли

13 апреля 1204 года во время IV крестового похода пал Константинополь — столица Византийской империи. В результате Четвёртого крестового похода в 1204 году Константинополь был разорён, и на Запад были вывезены многие почитаемые православные святыни (см. ниже). Наконец, настал роковой для Византийской империи день – 13 апреля 1204 года, когда крестоносцам удалось овладеть Константинополем. 1204: Разграбление Константинополя. В 1204 году н. э. произошло немыслимое, и Константинополь, после девяти столетий противостояния всем желающим, был жестоко разграблен. Падение Константинополя 1453 год В 1451 году умирает победитель при Варне, султан Мурад II. Новым султаном становится 19-летний Мехмед II. Едва взойдя на престол, Мехмед дал клятву, во что бы то ни стало завоевать Константинополь.

Падение Константинополя. 29 мая 1453 года

К июню 1202 г. Выяснилось, что вместо 33 тыс. Часть крестоносцев предпочли отправиться из Фландрии, Марселя и Генуи и, в любом случае, потенциальные силы армии были переоценены. Кроме того, большинство рядовых участников похода с удивлением и неприязнью услышало о Египте, а не о Иерусалиме как цели похода. К тому же венецианцы ничего не хотели слышать о снижении цены контракта. Крестоносцы заплатили 50 тыс. Больше денег у них не было. Венецианцы предложили «расплатиться» помощью в захвате крупного города на далматинском побережье Задара, прямого их морского соперника. Учитывая, что венецианцы тоже приняли крест, это было скандальное предложение, но у крестоносцев не было выбора. Штурм Задара 8 ноября 1202 г. Напрасно жители города вывешивали кресты на стенах и демонстрировали папские письма с угрозами отлучения за взятие христианского города.

Даже отказ Симона да Монфора и части крестоносцев участвовать в «святотатственном» штурме не изменила ничего. Современное состояние 24 ноября после 5-дневного приступа город был взят и разграблен. Но реакция папы была половинчатой: он отлучил венецианцев от церкви, но позволил крестоносной армии использовать венецианские суда для «благого дела». Венецианцы оправдывались прецедентами: в 1107-08 гг. Боэмунд при поддержке папы Пасхалия II предпринял поход против греков, в 1191 г. Ричард захватил христианский Кипр. Но у них получалось плохо: Задар был городом католическим и его покровитель — венгерский герцог Андрей тоже принял крест. Туда в декабре 1202 г. Предложение царевича было незамысловато, но заманчиво: помочь ему «во имя добра и справедливости» сесть на престол в Константинополе в обмен на выплату 200 тыс. Чтобы крестоносцы не считали, что их используют как наемников, царевич приводил убийственный аргумент: в случае успеха он обещал признание папской власти над православной церковью.

Предложение было чрезвычайно соблазнительным, сразу решавшим все проблемы с деньгами, нехваткой войск и снабжения, но оно вновь означало нападение на христианский город и в корне меняло весь план похода. Среди крестоносцев шли бурные совещания. Симон де Монфор отказался идти на Константинополь, также как и фламандская эскадра, зимовавшая в Марселе. Но в итоге победила земная выгода, прикрытая изощренной юридической аргументацией. Византия накануне падения Византийская империя к тому времени представляла жалкое зрелище. После военного блеска царствования Мануила Комнина страна переживала тяжелейший кризис. Неразумная жестокость Андроника привела к падению династии. Новая династия Ангелов шла на поводу аристократических кланов. Император Исаак II, чей сын Алексей направил крестоносцев на Константинополь, «торговал должностями, как овощами на рынке», по словам одного историка. Рассматривая государство как источник личной выгоды государь вел его к краху.

Налоги росли вместе с запросами верхушки и злоупотреблениями местных властей. Окраины Сербия, Болгария отпали, войска, посланные на их усмирение терпели поражения. Взимались подати на постройку и оснастку кораблей, а флот, когда-то славный, распродавался по частям и гнил в гавани Константинополя. На островах расплодились пираты. Переворот 8 апреля 1195 г. Новый властитель, брат предыдущего, Алексей III показал абсолютную беспомощность в своих отношениях с германским императором Генрихом VI, пытаясь того задобрить. Он согласился платить большую дань, для уплаты которой пришлось вводить особый налог и снимать украшения с саркофагов своих предшественников. В 1201 г. Подобное, конечно, не способствовало популярности правительства и государя. Внутреннее управление было ничуть не лучше.

Учитывая вышеизложенное, неудивительно, что к 1203 г. Алексея III презирали и ненавидели все, от немцев, болгар, сербов и франков, до самих греков. Крестоносцы у стен Константинополя На Корфу чудом удалось избежать раскола армии. Используя слезные мольбы, клятвенные уверения и призывы к единству вожди похода Бонифаций, Балдуин и Людовик Блуасский удержали ситуацию, обещая после Константинополя отправиться в Сирию. Только после этого флот смог покинуть Корфу и продолжить путь.

Папа римский прислал письмо, в котором прямо запрещал в этой авантюре участвовать, но кто его слушал? Десять тысяч воинов-паломников и десять тысяч венецианцев высадились в районе Константинополя 5 июля 1203 года. В ночь с 18 на 19 император-узурпатор Алексей III сбежал из города. Всё прекрасно.

Исаак II восстановлен на троне, принц Алексей объявлен соправителем, миссия выполнена. Только вот золотых гор у константинопольского императора не оказалось. Да и вообще, как-то сильно не хотелось платить крестоносцам за проделанную работу. Несмотря даже на то, что никакой поддержкой императоры у константинопольской знати не пользовались, разъезжали по стране под охраной французских рыцарей. Типа Алексей V. Объявил, значит, объявил. Но крестоносцам развязал руки. Несмотря на противоречия и недружественные отношения, они вряд ли могли бы решиться выступить с оружием против законных императоров. А против узурпатора — без проблем.

Вот и пипец пришел Константинополю.

Византийская знать по-прежнему предпочитала вкладывать свои сбережения в малодоходную, но высокостатусную недвижимость латифундии в Малой Азии , которую становилось всё труднее содержать и охранять, особенно в условиях тюркских нашествий. В самом Константинополе к концу XII века появился греческий торговый класс, но он был скорее следствием имитации итальянских купеческих традиций и, в какой-то мере, даже заинтересован в ещё более тесном сотрудничестве с итальянскими талассократиями , с помощью которых рассчитывал улучшить своё благосостояние. В условиях постепенно нарастающего западного присутствия, эта группа стала играть роль пятой колонны. Среди частных причин падения города в 1204 году немалую роль сыграл венецианско-византийский договор 1187 года , по условиям которого византийские императоры сократили свои военно-морские силы до минимума, полагаясь на флот своих итальянских «союзников».

Именно корабли венецианцев доставили более 30 тыс. Тем не менее, многолюдность столицы не пугала крестоносцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий