18. принцип мирного сосуществования

Концепция «мирного сосуществования» и кризис в социалистическом содружестве: Каковы основные положения внешнеполитической программы «мирного сосуществования»? 2. Какие последствия имела десталинизация в «социалистическом содружестве»? МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ, принцип взаимоотношений между государствами с разл. социально-политич. строем, парадигма, лежавшая в основе сов. внешней политики в 1940–80-х гг. Как политич. понятие стало употребляться с нач.

Политика мирного сосуществования: смысл и значение

Мощная жизнеспособность пяти принципов мирного сосуществования проявляется не только во многих двусторонних договорах, но и подтверждаются в многочисленных многосторонних международных документах, в том числе и в разных декларациях Генеральной Ассамблеи ООН. Хрущёв также говорит: «Ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим и политическим устройством означает не просто отсутствие войны, не состояние временного неустойчивого перемирия. Мощная жизнеспособность пяти принципов мирного сосуществования проявляется не только во многих двусторонних договорах, но и подтверждаются в многочисленных многосторонних международных документах, в том числе и в разных декларациях Генеральной Ассамблеи ООН. В этом видеоуроке мы рассмотрим довольно противоречивую внешнюю политику СССР при Хрущеве в 1950 х — первой половине 1960 х ание:0:00 Новый курс с. Мирное сосуществование — идеологическая концепция, лежавшая в основе внешней политики КПСС и Советского Союза в 50-ых – 80-ых годах XX века, но получившая свое начало еще в 20-ых годах.

Что значит мирное сосуществование

принцип отношений между государствами о противоположным (социалистическим и капиталистическим) общественным строем, предполагающий отказ от войны как средства решения спорных вопросов. теория, разработанная и применяемая Советским Союзом в различные периоды холодной войны в контексте прежде всего. На эту тему Ленин произнес речь на собрании актива московской организации коммунистической партии (декабрь 1920 г.) Эту речь советские пропагандисты стремятся использовать для доказательства, будто Ленин был сторонником мирного сосуществования.

Политика мирного сосуществования: суть и принципы

От времен Генуи до наших дней пролегла огромная дистанция. Но принцип мирного сосуществования двух общественных систем не только не потерял своего значения — он приобрел еще большую силу, еще больший вес в международной жизни. Выдвинутый и теоретически разработанный В. И. Лениным принцип мирного сосуществования государств с антагонистическими социально-экономическими системами является основополагающим принципом советской внешней политики. Основные принципы политики мирного сосуществования. Политика мирного сосуществования основывается на ряде принципов, которые направлены на создание и поддержание мирной, устойчивой и безопасной среды для всех государств и народов. характеристики. Формулирование концепции мирного сосуществования началось с советских рядов. Ее лидеры пришли к выводу, что какое-то время сосуществование коммунистических и капиталистических стран было неизбежным. Как марксисты, мы утверждали, что мирное сосуществование между нациями не предполагает сосуществования эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетенных. Концепция «мирного сосуществования» казалась пропагандистским приемом, дипломатической хитростью, за которыми, как утверждали на Западе, крылись расчеты Москвы обеспечить теоретическое прикрытие «тайным планам коммунистической экспансии».

Основные принципы международного права

Источник: Краткий политический словарь. В идее М. С одной стороны, М. Противоречие, заключенное в этом лозунге, преодолевается большевиками диалектически: расширением понятия М. Лицемерный характер политики М.

Они откроют кредиты, которые послужат нам для поддержки коммунистической партии в их странах и, снабжая нас недостающими у нас материалами и техникой, восстановят нашу военную промышленность, необходимую для наших будущих победоносных атак против наших поставщиков. Иначе говоря, они будут трудиться по подготовке их собственного самоубийства», — писал Ленин. Действительно, политика детанта как на Западе называют М.

Один - западный капиталист во главе с США.

Второй - коммунист во главе с Советским Союзом. Несколько лет казалось неизбежным, что конфликт между двумя блоками разразится. Смерть Сталина в 1953 году изменила ситуацию. Его заменил Никита Хрущев, который вскоре продвигал новую внешнюю политику - мирное сосуществование.

В основе его лежало убеждение, что во избежание войны необходимо отказаться от применения оружия для навязывания себя. Мирное сосуществование, несмотря на возникновение нескольких крупных кризисов, которые чуть не привели к ядерной войне, сохраняло мир между двумя блоками. По мнению историков, конец этого этапа можно отметить в начале 1980-х годов. Причины Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года и был заменен Никитой Хрущевым после процесса преемственности, в котором ему пришлось избавиться от сторонников продолжения жесткой линии внешней и внутренней.

Вскоре новый советский лидер решил изменить политику своей страны. С одной стороны, он начал процесс десталинизации и значительно улучшил экономику. С другой стороны, он также выступил с предложением снизить напряженность в отношениях с западным блоком. Перемирие в Корейской войне и мир в Индокитае сделали возможной эту разрядку.

Более того, в США теряли влияние приверженцы самых агрессивных доктрин, предлагавшие «массовые репрессии» против любого советского движения. Нужен долгий период покоя После прихода к власти Хрущев задумал модернизировать часть структур Советского Союза. Таким образом, он планировал построить гигантские плотины на Волге или трубы, чтобы, например, доставлять воду на возделываемые поля Средней Азии. Все эти проекты требовали больших финансовых затрат, а также большого количества рабочей силы.

По этой причине необходимо, чтобы международная ситуация успокоилась и чтобы ни один военный конфликт или его угроза не мог монополизировать ресурсы, которые собирались выделить на строительство инфраструктуры. В 1949 году Советский Союз изготовил свои атомные бомбы, а в 1953 году - водородные бомбы. Кроме того, он построил подводные лодки и супербомбардировщики, чтобы иметь возможность запускать их на территорию противника. Это успокоило советские власти, так как они считали, что военная мощь уравновешена.

Взаимное гарантированное разрушение Другая причина советского предложения о мирном сосуществовании была связана с предыдущим пунктом.

В то же время лагерь капитализма стал слабее, его территория и человеческие ресурсы сузились, экономическое положение было неустойчивым, классовые противоречия росли. Усиление социализма и ослабление империализма вызвали новое обострение противоречия между социализмом и капитализмом. Правящие круги империалистических государств предпринимают лихорадочные попытки преодолеть или хотя бы сгладить разъединяющие их противоречия и объединить свои силы для совместной борьбы против социализма, за сохранение капитализма. При этом делается ставка на применение против стран социализма ядерного оружия. Он грозил сбросить на Россию бомбу, если русские будут слишком настойчивы... И именно ему принадлежит циничная фраза: "... А затем мы будем искать, куда же подевались эти русские"88.

Однако научно-технические успехи СССР вскоре ликвидировали американскую монополию на ядерное оружие, позиции сторонников мира упрочились, и Черчилль, изложивший в марте 1946 г. В июне 1954 г. Кардинальное изменение соотношения сил в пользу социализма заставило Черчилля заговорить о сосуществовании. Однако политика США и всего возглавляемого ими блока империалистических держав была направлена на осуществление не сосуществования, а "тенденции, которая в конечном итоге должна была привести либо к уничтожению, либо к постепенному исчезновению Советской власти"91. В этих условиях в основе внешней политики Советского Союза по-прежнему лежал принцип мирного сосуществования. Сотрудничество в политической области с капиталистическим миром было значительно более широким, чем в довоенный период. СССР активно участвовал в подготовке мирных договоров с бывшими военными союзниками Германии, вел энергичную борьбу за мир в Организации Объединенных Наций, выступал с развернутыми предложениями о разоружении и запрещении ядерного оружия, настаивал на демократическом, мирном урегулировании с Германией. Triumph in the West, 1943 - 1946.

The Tragedy of American Diplomacy. В ответ на создание империалистическими кругами агрессивного блока НАТО народы организовали мощное движение сторонников мира, являющееся характерной чертой мировой обстановки послевоенных лет. Это движение разделяет идею мирного сосуществования государств с различными социальными системами. Коммунистическая партия и Советское правительство выступали за широкое развитие экономического сотрудничества с буржуазными государствами. Однако, как и в политической области, эти усилия дали меньшие, чем объективно было возможно, результаты из-за стремления правительств США, Англии, Франции и ряда других стран ограничить торговлю с СССР с целью причинить ему этим путем ущерб. На этот раз империалистические круги в борьбе против социалистического государства шли на значительно больший экономический урон, чем в 30-х годах. Культурное сотрудничество с капиталистическими странами имело место, однако использование империалистическими кругами культурных связей в целях "холодной войны", а также условия культа личности Сталина не содействовали развертыванию этого вида сотрудничества. Отрицательное влияние культа личности Сталина на мирное сосуществование в этот период было значительно большим, чем в довоенные годы.

Сталин весьма ограничительно толковал мирное сосуществование и не уделял борьбе за его проведение в жизнь необходимого внимания. Вредное влияние культа личности сказывалось на всех сторонах жизни нашего общества, в частности и в области конкретной внешней политики. Примером могут служить действия, приведшие к значительному ухудшению советско-турецких отношений. В годы второй мировой войны Турция, официально придерживаясь нейтралитета, занимала враждебную в отношении СССР, позицию и содействовала определенным образом гитлеровской Германии. Справедливая озабоченность Советского Союза тем, чтобы в будущем черноморские проливы не были использованы в ущерб его безопасности, заставила Советское правительство предложить пересмотреть конвенцию о режиме черноморских проливов, заключенную в 1936 г. К сожалению, к обоснованным мотивам примешались ошибочные дипломатические действия, порожденные культом личности Сталина. В предложении, обращенном к Турции, не учитывалась позиция турецкого правительства в деле обеспечения безопасности проливов. К тому же в Грузии и Армении были выдвинуты и широко популяризировались в печати территориальные претензии к Турции.

Таким образом, с нашей стороны были допущены неуместные заявления, которые содействовали омрачению советско-турецких отношений. В мае 1953 г. Советское правительство исправило допущенную ошибку, заявив Турции, что оно считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на одинаково приемлемых для Советского Союза и Турции условиях и что в интересах мира и поддержания добрососедских отношений правительства Армении и Грузии отказались от территориальных претензии к Турции92. Следует, однако, отметить, что СССР не встретил со стороны Турции ответных шагов, направленных на восстановление дружественных связей. Советская внешняя политика послевоенного периода постоянно подвергается нападкам со стороны буржуазной историографии. Страсти, порожденные "холодной войной", делают эти нападки особенно злобными. Флеминг писал в июне 1960 г. Подозрительность, ненависть и страх господствовали в наших умах"93.

Это правильно и в отношении буржуазных историков и публицистов других стран. Фальсификация истории советской внешней политики этого периода и принципа мирного сосуществования идет по нескольким линиям. Предпринимаются настойчивые попытки доказать, что советская внешняя политика на втором этапе общего кризиса капитализма не знала принципа мирного сосуществования, что этот принцип выдвинут Советским Союзом позднее, во второй половине 50-х годов94. Одновременно прилагаются усилия, чтобы, используя события этого времени, доказать невозможность мирного сосуществования буржуазных государств со странами социализма. Большие силы тратятся на то, чтобы исказить конкретные внешнеполитические действия СССР и таким образом "фактами" "доказать", что Советский Союз не стремился к сосуществованию, а вел агрессивную в, отношении капиталистического мира политику. Кеннан, например, утверждает, что с 1945 по 1953 г. Если применительно к первым годам существования Советской власти буржуазные историки предпочитают искать корни "агрессивности" советской политики в концепции мировой революции, безосновательно приписываемой ими Коммунистической партии, то, когда речь заходит о периоде после второй мировой войны, они пытаются доказать существование ими же выдуманной преемственности между политикой царской России и политикой Советского Союза. И та и другая политика, утверждают эти фальсификаторы, агрессивная, империалистическая.

Одни это делают прямолинейно, грубо, другие, вроде Кеннана, подводят читателя к этой мысли осторожно. Кеннан, например, говоря о советской внешней политике, утверждает фактам вопреки, что "с русскими правительствами всегда было трудно иметь дело". Он предлагает читателю обратиться к любой эпохе и приводит подходящую для его замысла цитату из заявления Теодора Рузвельта английскому послу в Вашингтоне во время русско-японской войны96. Этим путем Кеннан перекидывает мостик от внешней политики царского правительства к политике Советского правительства. С середины 50-х годов, наступил новый этап в истории принципа мирного сосуществования, хронологически совпавший с третьим этапом общего кризиса капитализма. Последнее десятилетие, отметил Л. Важнейшей особенностью этого периода является то, что мировая социалистическая система уверенно движется к победе в экономическом соревновании с капитализмом, ее воздействие на ход мировой истории в интересах мира, демократии и социализма все более возрастает. В то же время капиталистический мир слабеет, от него откалываются все новые страны, продолжается распад колониальной системы 93 D.

Russia and the Soviet Union. Главным противоречием в этот период является противоречие между социализмом и империализмом. В январе 1963 г. Быстро теряющий свои силы и позиции империализм не желает уйти со сцены без отчаянной борьбы, любыми средствами он стремится продлить свое существование на земле. От исхода борьбы двух мировых систем в решающей степени зависят судьбы мира, демократии и социализма. Главный вопрос, поставленный второй мировой войной, состоит в следующем: какой из этих флагов будет спущен? Суждено ли будущему увидеть Pax Americana американский мир или Pax Tataria татарский мир? Противоречие между социализмом и империализмом не снимает глубоких противоречий, разъединяющих капиталистические страны.

Конец 50-х и начало 60-х годов отмечены дальнейшим обострением этих противоречий. Огромное значение для судеб человечества и для принципа мирного сосуществования имеет то обстоятельство, что во второй половине 50-х годов военная мощь социалистической системы сравнялась и даже несколько превзошла силы лагеря капитализма. Хрущев говорил в сентябре 1961 г. Я с ним согласился, хотя внутренне и думаю, что мы все же сильнее"100. Крайне важное признание со стороны правительства США вырвано у американских империалистов ходом современной истории. А история показывает, что в течение последних лет все главные агрессивные и контрреволюционные акции империализма закончились его поражением. Небольшие и временные успехи контрреволюции значительно реже сопутствуют политике империализма, чем крупные поражения. Мечты США и Англии об установлении своего мирового господства и ликвидации социализма средствами ядерного оружия должны быть оставлены навсегда.

Теперь обстоятельства и силы изменились, теперь, как пишет один из лидеров Английской компартии, Палм Датт, "диалог должен идти между равными"101. А это имеет огромное значение для дела мира, для обеспечения мирного сосуществования. Ныне социализм и другие силы, заинтересованные в мирном сосуществовании, в состоянии заставить агрессивные империалистические круги принять этот принцип. Никогда ранее в истории борьбы нашего государства за мирное сосуществование не было такого соотношения сил, мы всегда были слабее, а это серьезно ограничивало наши возможности. Хрущев в августе 1961 г. Он проводил такую политику в отношении всех государств, которые были не согласны с империалистическими притязаниями Соединен- 98 "Look", January 15, 1963. The Decisives Buttles of the Western World. Это был откровенный атомный шантаж, и с ним приходилось тогда считаться потому, что мы не обладали достаточными средствами отпора, а если и обладали, то не в таком количестве и не такой силы, которой располагали наши противники.

Однако сейчас положение в корне изменилось. И надо сделать конкретные выводы из признания того факта, что капиталистические страны не в состоянии навязать нам силой свое мировоззрение, свой образ жизни, заставить социалистические страны повернуть вспять"102. Теоретические выводы из сложившегося ко второй половине 50-х годов соотношения мировых сил применительно к проблеме мирного сосуществования были сделаны Коммунистической партией в решениях ее XX и XXII съездов, в новой Программе партии и выступлениях Н. Хрущева есть статья " О мирном сосуществовании", написанная для американского журнала "Foreign Affairs" статья была опубликована журналом в октябре 1959 г. Огромное значение имеет теоретическое положение современного марксизма, гласящее, что новая мировая война не является фатально неизбежной, что ее можно предотвратить совместными усилиями стран социалистического лагеря, несоциалистических стран, придерживающихся миролюбивой внешней политики, международного рабочего движения и других сил, борющихся за мир. Появление реальной возможности исключить мировую войну из жизни общества еще до полной победы социализма на земле означает, что создались весьма благоприятные условия для торжества принципа мирного сосуществования в отношениях между социалистическим лагерем и капиталистическим миром. Коммунистическая партия показала, что не только создались объективные возможности для торжества этого принципа, но и что мерное сосуществование стало объективной необходимостью развития человеческого общества. Человечество поставлено перед выбором: или мирное сосуществование, или катастрофическая война.

Программа КПСС дает четкую, развернутую формулировку элементов, входящих в комплексе в понятие мирного сосуществования. Это "отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путем переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды"104. Мирное сосуществование отвечает не только интересам стран социализма, создавая необходимые условия для социалистического и коммунистического строительства. Оно благоприятствует успеху борьбы рабочего класса в капиталистических странах, борьбы народов колониальных и зависимых стран за их освобождение, соответствует интересам той части буржуазии, которая обладает достаточно реалистическим мышлением, чтобы понять, что термоядерная война уничтожит господствующие классы капиталистического общества вместе с самим этим обществом. Буржуазные политики и идеологи ставят вопрос о том, что сосуществование несовместимо с классовой борьбой, и требуют, чтобы социалистические страны отказались от классовой борьбы, если они хотят сосуществовать с капиталистическим миром. В этом требова- 102 "Правда", 12 августа 1961 года. Мир без оружия, мир без войн. Действие главного противоречия нашей эпохи - противоречия между социализмом и капитализмом - обусловливает независимо от воли тех или других людей борьбу двух мировых систем.

Эта борьба и представляет собой концентрированное выражение классовой борьбы в мировой политике. Неослабная политическая и экономическая борьба между двумя мировыми системами, являющаяся классовой борьбой мировых сил, не только не отменяется, но предполагается принципом мирного сосуществования. Этот принцип предполагает и классовую борьбу трудящихся внутри стран капиталистической системы, борьбу, которая может принять наиболее острую форму - форму вооруженной борьбы, если народы соответствующих стран пожелают этого. Наше понимание сосуществования не отрицает гражданских войн, причем трудящиеся, поднявшиеся на борьбу за свое социальное освобождение, всегда могут рассчитывать на наше сочувствие и поддержку. Это повелевает нам интернациональный долг, принцип пролетарского интернационализма. Мы всегда выступали и выступаем против экспорта революции, но мы считаем своим долгом сделать все, что в наших силах, чтобы помешать экспорту контрреволюции. Эта позиция вытекает из того, что мы рассматриваем сосуществование как сосуществование между государствами. Результатом классовой борьбы может быть отпадение от капиталистического мира отдельных стран.

Социалистическая революция на Кубе, например, совершилась в обстановке мирного сосуществования государств с различным социальным строем. В условиях мирного сосуществования происходит неуклонное развитие национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советский Союз считает своим интернациональным долгом помогать народам, борющимся за уничтожение колониальной системы, поддерживать национально-освободительные войны, оказывать моральную, экономическую, военную и политическую поддержку национально-освободительному движению. В последние годы партия и правительство развернули широкую борьбу за воплощение в жизнь принципа мирного сосуществования. В этой борьбе партии пришлось преодолеть сопротивление со стороны антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и других, выступавшей, по существу, против того, чтобы наша внешняя политика основывалась на принципе сосуществования. XXII съезд КПСС также подверг обсуждению деятельность антипартийной группы, в ходе которого было установлено, что преуменьшение сил социализма и преувеличение сил империализма Молотовым объясняют его серьезные ошибки, касающиеся мирного сосуществова- 105 "Правда", 29 июня 1963 года. На съезде было показано, что Молотов вообще отвергал линию на мирное сосуществование, сводя это понятие лишь к отсутствию войны в данный момент107. Партия разбила антипартийную группу и твердо направляет советскую внешнюю политику по пути мирного сосуществования.

То, что разгром антипартийной группы и подтверждение партией курса на мирное сосуществование наилучшим образом отвечали интересам социализма, подтверждает реакция американских правительственных учреждений. Американская печать сообщала, что разгром антипартийной группы "официальные лица США восприняли как свидетельство того, что Россия теперь будет развивать искусно и решительно мягкую политику так американские газеты именовали принцип сосуществования. Флеминг замечает по этому поводу, что логика этих рассуждений следующая: "Коммунисты очень опасны, когда они враждебны, но максимально опасны тогда, когда держатся примирительно"108. Коммунистическая партия и Советское правительство предпринимали конкретные внешнеполитические акции, направленные на обеспечение мирного сосуществования. При активном содействии СССР была прекращена война в Корее и в Индокитае, урегулирован австрийский вопрос на основе постоянного нейтралитета Австрии, ликвидирован конфликт с Югославией. Все это содействовало определенному уменьшению международной напряженности. Советский Союз выдвинул идею обеспечения мира путем создания системы коллективной безопасности, предложив проект "общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе". Подписанный Советским Союзом и другими социалистическими странами в 1955 г.

Советский Союз упорно борется за заключение мирного договора с Германией и урегулирование этим путем германского вопроса. Всеобщее признание народов получила борьба СССР за разоружение. Западные державы неизменно саботируют все усилия Советского Союза, предпринимаемые в этом направлении. Известный лейбористский деятель, лауреат Нобелевской премии мира Филипп Ноэль-Бейкер писал в 1962 г. Вот уже в течение семи лет Н. Хрущев делает все, что в его силах, чтобы добиться заключения договора о разоружении. А мы, представители Запада, всячески препятствуем достижению серьезного успеха"109. В связи с выходом многих народов Азии и Африки на путь самостоятельного государственного существования Советский Союз последовательно устанавливал и расширял свои связи с новыми государствами, борющимися за свою независимость.

За последние годы ССОР много сделал для расширения экономических связей с капиталистическими странами. Во второй половине 50-х годов значительно возросли связи между народами СССР и буржуазных государств. Буржуазные историография и публицистика, рассматривающие проблему мирного сосуществования применительно к последнему десятилетию, претерпевают большие изменения. Поняв, что силы социализма и капитализма сравнялись, как констатировал Кеннеди, буржуазные историки и публицисты сделали из этого верный вывод, что силой оружия капиталистический мир не может сломить социализм, а может 107 "XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза". Чикагский институт американской стратегии в 1960 г. Английская газета "Times" в декабре 1961 г. Поэтому идеологи буржуазии лихорадочно ищут выход из создавшегося положения, переоценивают свои концепции современных международных отношений, свой подход к принципу мирного сосуществования. Наиболее реакционные авторы сместились еще более вправо и в своем беспредельном озлоблении на ход истории взяли на свое идейное вооружение человеконенавистническую теорию, выраженную в короткой фразе: "Better dead than red"112 , - что означает: "Лучше быть мертвым, чем стать красным", лучше погибнуть, защищая капитализм, чем жить в условиях социалистического общества.

Придерживающиеся этой философии добровольного самоубийства американские авторы Теллер и Браун, формулируя свое отношение к советской политике мира и мирного сосуществования, признают: "Для нас мир они пишут это слово по-русски латинскими буквами и берут его в кавычки. Подобные взгляды, в общем, естественны для умирающего капитализма, наиболее безрассудные представители которого готовы при исчезновении этой социальной системы с исторической сцены выжечь ядерным огнем все человечество. Более уравновешенные историки, хотя так же ненавидящие социализм, как и эти "смертники", эволюционировали в сторону более внимательного отношения к идее мирного сосуществования. Убедительным примером такой эволюции является Джордж Кеннан. В 1947 г. Тогда Кеннан начисто отвергал мирное сосуществование с Советским Союзом. В 1960 г. Кеннан опубликовал статью "Мирное сосуществование: точка зрения Запада"115 , представляющую собой ответ на работу Н.

Хрущева о мирном сосуществовании, помещенную в "Foreign Affairs". Кеннан претендует на то, что он формулирует по вопросу о сосуществовании не только свою, но и вообще "западную" позицию. Претензия, в общем, понятная, ибо в политике США тоже пытаются и решать за весь Запад и говорить от его имени. Нужно отметить, что Кеннан в своей статье не поднялся до уровня материала, с которым он пытался полемизировать. Он использовал примитивные и много раз опровергнутые тезисы буржуазной историографии и пропаганды о том, что Советский Союз якобы обратился 110 W. Hahn, J. American Strategy for the Nuclear Age. Teller and A.

The Legacy of Hiroshima. Критический разбор этой статьи Кеннана см. О мирном сосуществовании - критика "одной западной точки зрения". Не ставить преград мирному сосуществованию По поводу статьи Дж. Мирное сосуществование в кривом зеркале. Однако в статье Кеннана обращает на себя внимание то, что он в некотором смысле приемлет, хотя бы на словах, принцип мирного сосуществования: "Общая точка зрения повсюду как правительств, так и отдельных лиц на Западе, несомненно, заключается в том, что хотя социальная и политическая система, господствующая сейчас в России, такова, что она нас не прельщает, но ее существование и господство там нас не касается; не наше дело менять ее; сама по себе она не является причиной, почему бы отношения мирного сосуществования не могли одержать верх". В то же время Кеннан заявляет, что сосуществования с социалистическими странами Центральной и Восточной Европы быть не может, ибо режимы в этих странах "были навязаны извне... Москвой, при поддержке частей советских вооруженных сил, которые находились внутри этих стран или в непосредственной от них близости"117.

Таким образом, примитивная клевета на народы этих стран и затасканная ссылка на "руку Москвы" понадобились Кеннану для того, чтобы обосновать отказ жить в мире с этими странами и "право" США на борьбу за возвращение этих стран на путь капитализма. Отличительной чертой буржуазной историографии последнего десятилетия является появление многих книг, в которых добросовестные буржуазные историки пытаются осмыслить происшедшие в мире перемены и в ходе этого процесса приходят к мысли о безусловной необходимости мирного сосуществования между странами капитализма и социализма. В последние годы таких книг появляется все больше и больше118. Наиболее ярко эта новая тенденция представлена и объяснена Флемингом в его книге "Холодная война" и ее происхождение". Мы буквально не имеем другой альтернативы, кроме как жить на одной... Это для нас вопрос жизни и смерти... Флеминг предупреждает тех, кто надеется при помощи войны уничтожить коммунизм, что они глубоко заблуждаются и что война может дать лишь обратные результаты. Флеминг замечает, что при наличии современного оружия большую войну пережить не удастся и что "под нависшей тенью этой безграничной и постоянно увеличивающейся угрозы" он написал свою книгу.

Он не ограничивается признанием необходимости сосуществования, он призывает людей бороться за него. Буржуазные политические деятели, а вслед за ними и буржуазная историография в качестве условия на сосуществование выдвигают требование прекращения идеологической борьбы, утверждая, будто бы она 116 На этой же позиции стоит английский историк Ситон-Уотсон и многие другие буржуазные историки. Neither War, Nor Peace. From Jalta to Disarmament. Cold War Debate. May Man Prevail? Schuman, Op. Выдвижение этого требования свидетельствует о том, что капитализм крайне напуган распространением вширь и вглубь марксистской идеологии и не в состоянии вести с ней успешную борьбу; поэтому он и требует, чтобы мы сами отказались от своей идеологии, ибо отказ от идеологической борьбы на деле означал бы отказ от марксизма.

Политика мирного сосуществования не предусматривает и не может предусматривать такую цель, как примирение социалистической и буржуазной идеологий. Политика мирного сосуществования предполагает неослабную идеологическую борьбу между двумя социальными системами. Идеологическая борьба в последнее время крайне обострилась. У империалистов все меньше и меньше надежды на то, что они смогут одолеть социализм силой. Хрущев, - удерживает их от нападения на нас, на страны социализма... Империалисты уже лишены надежды на разгром нас путем прямого военного вторжения"121. В то же время капиталистический мир больше не рассчитывает одолеть социализм и в экономическом соревновании. У империалистов осталась лишь одна надежда - "попытаться воздействовать на нас в области идеологии"122.

Борьба между марксистской и буржуазной идеологиями, борьба за умы людей складывается в пользу марксизма.

Теория мирного сосуществования принадлежит советским деятелям периода НЭПа, который в 1920-е годы считался краткой мирной передышкой накануне мировой революции. Принципы мирного сосуществования сформулировал глава советского наркомата иностранных дел Георгий Чичерин в 1922 году. Также автором идей мирного сосуществования годов НЭПа иногда считают Ленина.

Политика мирного сосуществования: суть и основные принципы

Данный документ открыто декларирует принципы и правила, поддерживаемые группой (в том числе в одностороннем порядке), в целях мирного сосуществования и сотрудничества с другими группами и организациями. В-третьих, благодаря пяти принципам мирного сосуществования Китаю удалось создать очень позитивным образ на международной арене, что позволяет ему еще глубже интегрироваться в общемировое пространство. В качестве одного из условий экономического и иного прогресса принцип мирного сосуществования был обозначен в таком специализированном документе, как Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. (Резолюция №3281 ГА ООН). характеристики. Формулирование концепции мирного сосуществования началось с советских рядов. Ее лидеры пришли к выводу, что какое-то время сосуществование коммунистических и капиталистических стран было неизбежным. Характеристики мирного сосуществования. Мирное сосуществование было дипломатическим обязательством, взятым на себя между Советским Союзом и американцами, чтобы не нарушать стратегический баланс, установленный во время войны. Что же такое политика мирного сосуществования? В самом простейшем своем выражении она означает отказ от войны, как средства решения спорных вопросов. Однако этим отнюдь не исчерпывается понятие мирного сосуществования.

Политика мирного сосуществования в истории: принципы и примеры

Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности, Генеральную Ассамблею и Международный Суд. Источник Пять принципов мирного сосуществования — Five Principles of Peaceful Coexistence В пять принципов мирного сосуществования , известный как Договор Panchsheel: невмешательство в других внутренних дел и уважение друг к другу территориальной целостности и суверенитета единства с санскрита , Панч : пять, Шил : добродетели , представляют собой набор принципов, регулирующих отношения между государствами. Их первая официальная кодификация в форме договора была заключена в соглашении между Китаем и Индией в 1954 году — « Соглашение с обменом нотами о торговле и сношениях между Тибетским регионом Китая и Индией », которое было подписано в Пекине 28 апреля 1954 года. Впоследствии Панчшил был принят в ряде резолюций и заявлений по всему миру, включая преамбулу Конституции Китая. История Соглашение «Панчшил» стало одним из важнейших элементов взаимоотношений между Индией и Китаем, направленных на развитие сотрудничества в области экономики и безопасности. В основе пяти принципов лежало то, что новые независимые государства после деколонизации смогут разработать новый и более принципиальный подход к международным отношениям. По словам В.

Паранджпе , индийского дипломата и эксперта по Китаю, принципы Панчшила были впервые публично сформулированы Чжоу Эньлаем: «Принимая индийскую делегацию на тибетских торговых переговорах 31 декабря 1953 г. Затем в совместном заявлении, сделанном в Дели 18 июня 1954 года, эти принципы были подчеркнуты премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Чжоу Эньлай в выступлении, сделанном в то время. Неру зашел так далеко, что сказал: «Если эти принципы были признаны во взаимоотношениях всех стран, то на самом деле вряд ли будет какой-либо конфликт и уж точно не будет войны ». Было высказано предположение, что пять принципов частично возникли как пять принципов индонезийского государства. В июне 1945 года Сукарно , индонезийский националист Лидер провозгласил пять общих принципов, или панчашила , на которых должны были быть основаны будущие институты.

Важным аспектом мирного сосуществования была возможность дипломатического разрешения споров и согласования позиций между странами-участницами. Сотрудничество в рамках ООН служило платформой для обсуждения и решения международных вопросов и урегулирования конфликтов. Эти принципы мирного сосуществования в СССР способствовали смягчению напряженности в международных отношениях и созданию стабильности в мире.

В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В 1962 г. Албания вышла из ОВД. С 1962 г. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958 г. В значительной степени ориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи. Таким образом, в годы «оттепели» начинается нарушение единства стран социализма. Приложение 5 Под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре-октябре 1956 г. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и фактически оказалась вне закона.

Сама Организация Объединенных Наций была создана после Второй мировой войны с целью предотвращения бедствий и вероятности новых войн для будущих поколений. Работа Организации заключается в: налаживании международного сотрудничества; решении глобальных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера; поощрении и защите прав человека и основных свобод для всех, независимо от расы, пола, языка или религии. В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2000 год «Международным годом культуры мира», а затем объявила период с 2001 по 2010 годы "Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей мира". В октябре 1999 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию и Программу действий по культуре мира, которые являются универсальным мандатом для международного сообщества, особенно для системы ООН, в задачах поощрения культуры мира и ненасилия.

Политика "мирного сосуществования" ошибка СССР?

Одним из основных последствий этой политики было то, что КНР не будет поддерживать коммунистические мятежи в Юго-Восточной Азии, особенно в Индонезии и Малайзии , и будет дистанцироваться от зарубежных китайцев в этих странах. Однако маоистская доктрина продолжала подчеркивать выживаемость любого конфликта между империалистической и социалистической мировыми системами - китайцы продолжали отстаивать более сильную форму теории глобальной политики чем одобренный в СССР. После смерти Мао китайцы смягчили свою линию, но никогда не поддержали взгляды своих соперников. В конце 1970-х и 1980-х годах концепция мирного сосуществования была расширена до рамок для всех суверенных наций. В 1982 году Пять принципов были вписаны в Конституцию Китайской Народной Республики, которая утверждает, что обязана ими в своих международных отношениях. Пять принципов мирного сосуществования, продвигаемые Китаем: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности взаимное ненападение невмешательство во внутренние дела друг друга равенство и взаимная выгода мирное сосуществование Китайская концепция мирного сосуществования имеет три важных последствия. Прежде всего, в отличие от советских концепций середины 1970-х годов, китайские концепции включают поощрение глобальной свободной торговли. Во-вторых, китайская концепция мирного сосуществования делает большой упор на национальный суверенитет и территориальную целостность, и поэтому действия Соединенных Штатов по продвижению своих интересов рассматриваются в этих рамках как враждебные.

Гласность и открытость — принцип, который подразумевает прозрачность и активное участие государств в международной политике и принятии важных решений. Сотрудничество и диалог — стремление к поиску компромиссов, разрешение спорных вопросов путем переговоров и консультаций. Урегулирование конфликтов мирными средствами — отказ от угрозы или применения силы в решении международных конфликтов и стремление к их дипломатическому урегулированию. Межкультурный диалог и уважение к различиям — признание культурного и религиозного разнообразия и установление отношений на основе взаимопонимания и уважения. Мирное сосуществование на международной арене играет важную роль в обеспечении стабильности и безопасности в мире.

Оно помогает предотвратить крупномасштабные вооруженные конфликты, способствуя развитию политического и экономического сотрудничества. Мирное сосуществование на международной арене требует постоянных усилий со стороны государств и политических лидеров, а также развития доверия и взаимопонимания между народами и культурами. Этот принцип является неотъемлемой частью современной международной политической практики и способствует устойчивому развитию человечества. Определение и сущность мирного сосуществования Суть мирного сосуществования состоит в стремлении построить глобальные отношения на основе уважения к суверенитету, неприкосновенности границ и правам всех государств и народов. Это подразумевает отказ от использования вооруженной силы, агрессии или принуждения в международных отношениях, а также активную дипломатию, устные переговоры и межгосударственное сотрудничество как основные инструменты разрешения конфликтов и достижения взаимовыгодных решений.

Мирное сосуществование также включает в себя принципы справедливости, равенства, взаимовыгодного сотрудничества и уважения к различиям. В рамках этой концепции государства и народы стремятся решать свои проблемы и разногласия путем мирных переговоров и диалога, признания и учета интересов и потребностей друг друга, а также соблюдения международного права и заложенных в него норм и принципов. В современном мире мирное сосуществование является важной составляющей международного порядка и международной безопасности. Оно способствует сотрудничеству и согласию между государствами, предотвращению войн и конфликтов, а также обеспечению устойчивого развития и процветания всех стран и народов. Особенности и принципы мирного сосуществования Уважение к суверенитету и независимости: мирное сосуществование базируется на признании права каждого государства на свою территориальную целостность, политическую независимость и внутренние дела.

Соблюдение международного права: принципы мирного сосуществования основываются на уважении и соблюдении норм международного права, таких как нерушимость границ и запрещение применения силы при разрешении споров.

Разумеется, после 1991 года, с распадом СССР, всё это было успешно забыто. Каково же было моё удивление, когда я на днях натолкнулся на её основные принципы в статье, опубликованной в издании Responsible Statescraft, за авторством Александра Хилла, профессора военной истории в университете Калгари, специализирующегося на военной истории и развитии военного дела в России и СССР. Западной дискуссии о внешней политике сегодня чрезвычайно не хватает хотя бы попыток взглянуть на вещи с альтернативной точки зрения, — пишет автор статьи. А ведь именно советская концепция мирного сосуществования предполагала, что две разные, даже противоположные политические системы могут развиваться независимо друг от друга, не прибегая в решении возникающих между ними споров к военной силе. Тогда это были капитализм и социализм, теперь же на Западе это противостояние определяют как демократия против авторитаризма. Недавний инцидент с китайским воздушным шаром в США ясно указывает на резкое падение уровня адекватности по обе стороны американского политического спектра, которое вполне можно охарактеризовать словом «истерика». Ярость, которая обрушивается на эти государства в западных политических кругах и прессе, безусловно, даёт основания полагать, что Запад довёл себя до безумного крестоносного рвения», — отмечается в материале.

Аргументы, приводимые другими государственными субъектами в пользу своего поведения, часто указывающие на похожие действия со стороны самого Запада, просто отвергаются его лидерами, которые также готовы игнорировать тот факт, что Россия и Китай — крупные державы, обладающие не только значительными обычными военными возможностями и потенциалом, но и ядерным оружием. Более того идеи «священной войны» поддерживаются рядом видных общественных деятелей, которые находятся в авангарде нынешнего крестового похода Запада против России во имя того, что они называют либеральной демократией. По мнению автора, западному миру нужно немного больше реализма в его отношениях с Россией и другими странами, которых там условно объединяют в лигу «плохих парней». Но если мы продолжим игнорировать идею о том, что у других государственных деятелей могут быть законные опасения — подкреплённые значительной военной мощью — мы рискуем оказаться в ситуации глобального конфликта, который может закончиться исключительно плохо», — говорится в статье.

Эти принципы были подтверждены Чжоу на Бандунгской конференции стран Азии и Африки, где их включили в декларации конференции. Одним из главных условий этой политики было то, что КНР не будет поддерживать коммунистические мятежи в Юго-Восточной Азии, особенно в Индонезии и Малайзии. Однако маоистская доктрина продолжала подчеркивать стратегическую важность любого конфликта между империалистической и социалистической мировыми системами. Китайцы выступали за более агрессивную и при этом гибкую форму теории глобальной политики, чем та, что была утверждена в СССР. Со смертью Мао они смягчили свою линию, хотя и не стали переходить на капиталистические позиции. В конце 1970-х и 1980-х концепция мирного сосуществования была расширена и принята в качестве основы для существования всех суверенных наций. В 1982 году пять принципов были записаны в Конституции Китайской Народной Республики, которые определяют ее внешнюю политику. Последствия Есть три заметных последствия китайской концепции мирного сосуществования. Во-первых, в отличие от советской доктрины середины 1970-х годов, китайские принципы включают поощрение глобальной свободной торговли. Во-вторых, китайская концепция мирного сосуществования придает большое значение национальному суверенитету и территориальной целостности. Поэтому шаги Соединенных Штатов по продвижению демократии и прав человека рассматриваются в этих рамках, как враждебные. Наконец, поскольку КНР не считает Тайвань суверенным, концепция мирного сосуществования на него не распространяется. Договор Панчшилла Пять принципов мирного сосуществования более известны мировому сообществу под названием "Договор Панчшилла". Его суть: невмешательство в чужие внутренние дела и уважение целостности и суверенитета друг друга от санскрита, панч: пять, шил: добродетели. Их первая официальная кодификация в форме договора была заключена в соглашении между Китаем и Индией в 1954 году. Принципы были изложены в преамбуле к «Соглашению с обменом нотами о торговле и общении между Тибетским регионом Китая и Индией», которое было подписано в Пекине 28 апреля 1954 года. Вот эти принципы: Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета друг друга.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий