Новости субъекты кии

Методические рекомендации по категорированию объектов КИИ Порядок принятия решения о признании организации субъектом КИИ. Согласно документу, к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) теперь будут отнесены лица, которым на праве собственности, аренды или на ином законном. О порядке перехода субъектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ (ПП РФ 1912).

Субъекты КИИ перейдут на российский софт к 2030 году

Самый важный этап для успешного завершения проекта — это качественное проведение категорирования и аудита объектов КИИ. нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). Переход субъектов КИИ на российское ПО и оборудование имеет под собой основания, по мнению представителя АРПП. Переход субъектов КИИ на российское ПО и оборудование имеет под собой основания, по мнению представителя АРПП. Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. К субъектам КИИ относятся органы власти, ИП и российские организации, которые владеют объектами критической информационной инфраструктуры или обеспечивают взаимодействие.

ФСТЭК сообщила об увеличении категории значимости для более чем 40 объектов КИИ в 2023 году

Рекомендованный состав больше относится к крупным операторам связи и лишь подсказывает кандидатов и затрагиваемые аспекты оценки процессов. Для небольших компаний этот перечень лучше сократить. Комиссия формирует положение о комиссии по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры, где прописывает все принципы работы комиссии. После чего утверждается план работы и формируется перечень объектов критической информационной инфраструктуры на своем предприятии. Важно, что в перечень включаются все объекты КИИ, как значимые, так и не значимые. Нужно сформировать перечень всех объектов КИИ, после чего у организации будет еще год для проведения категорирования и установления степени значимости. Общаясь с сотрудниками ФСТЭК, мы осознаем, что в службе только формируются подходы, регламентирующих документов много, они содержат обобщенный характер требований, а в ближайшие годы предстоит большая работа по трактовке и совместному их пониманию с регулятором. С целью выработки единых подходов ассоциация "Ростелесеть" формирует для своих участников рекомендованные документы. По мере корректировки видения этот пакет документов будет меняться и расширяться. Сроки исполнения Большинство государственных органов и учреждений уже прошли этап создания комиссии, утверждения перечня объектов КИИ и их категорирования.

Процесс активно проходит с 2017 года. Для коммерческих компаний эти даты можно рассматривать как рекомендованные, ФСТЭК уже начал рассылать запросы участникам ассоциации, а привлечение прокуратуры в качестве дополнительного контроля подсказывает, что операторам уже сейчас необходимо запускать процедуры и быть готовыми к проверкам. Помимо регуляторной нагрузки, операторы, которые реально запустили процедуры изучения процессов и безопасности своих информационных систем и телекоммуникационных сетей, говорят, что данный процесс не получится быстро закрыть.

Генеральный директор холдинга Т1 Игорь Калганов также поддержал необходимость создания общего стратегического документа в сфере КИИ и единого глоссария: Когда мы придем к единому пониманию и найдем методы, при которых заказчики будут хотеть признавать себя КИИ, нам всем станет гораздо проще взаимодействовать и договариваться.

Начальник Департамента информатизации РЖД Кирилл Семион высказал предложение разделить понятие безопасности и требований, которые предъявляются к КИИ: Отсутствие импортозависимых компонентов в КИИ не всегда является достаточным, чтобы обеспечить их безопасность. Также спикер обратил внимание на необходимость введения конкретных требований к понятию безопасная разработка. И ответственность подрядчиков за соблюдение данных требований по безопасности, чтобы крупнейшие потребители не несли дополнительных затрат для исправления ситуации. Директор по информационным технологиям Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов рассказал про критерии доверенности ПАК, которые видятся важными для крупнейших заказчиков: Нам важно знать, кто является производителем решения, как выстроены процессы их разработки.

Иногда бывают ситуации, когда часть приложений наших партнеров разрабатываются за границей. Этот вопрос мы должны контролировать в том числе. Среди требований к производителю и разработчику: собственная сеть сервисных центров на территории РФ; наличие прав на документацию, технологию, патентов и исключительных прав на ПО; поддержка продукта на протяжении всего жизненного цикла. Также отдельно Евгений Абакумов остановился на требованиях к аппаратному и программному обеспечению ПАК.

Старший вице-президент по информационным технологиям Ростелекома Кирилл Меньшов акцентировал внимание на предназначении ПАКов: Мне кажется, что решить вопрос ПАКов без понимания того, что они из себя представляют — невозможно. Они появились для специализированных задач, которые нельзя решить с помощью универсальных серверов. Поэтому ПАКи между собой различаются радикально.

Директор дирекции информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти» Антон Думин поднял вопрос неоднозначного толкования понятийного аппарата в нормативной базе: «Не всегда однозначно трактуются термины, которые применяются, например, такие как «программно-аппаратные комплексы» или что означает понятие «импортозаместить» внутри КИИ». Эти циклы всегда более длинные и мы должны понимать, как будем двигаться, в том числе по таким направлениям, как восполнение кадрового потенциала или производство и эксплуатация радиоэлектроники», — добавил Антон Думин. Генеральный директор холдинга Т1 Игорь Калганов также поддержал необходимость создания общего стратегического документа в сфере КИИ и единого глоссария: «Когда мы придем к единому пониманию и найдем методы, при которых заказчики будут хотеть признавать себя КИИ, нам всем станет гораздо проще взаимодействовать и договариваться». Начальник Департамента информатизации РЖД Кирилл Семион высказал предложение разделить понятие безопасности и требований, которые предъявляются к КИИ: «Отсутствие импортозависимых компонентов в КИИ не всегда является достаточным, чтобы обеспечить их безопасность». Также спикер обратил внимание на необходимость введения конкретных требований к понятию безопасная разработка. И ответственность подрядчиков за соблюдение данных требований по безопасности, чтобы крупнейшие потребители не несли дополнительных затрат для исправления ситуации. Директор по информационным технологиям Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов рассказал про критерии доверенности ПАК, которые видятся важными для крупнейших заказчиков: «Нам важно знать, кто является производителем решения, как выстроены процессы их разработки.

Иногда бывают ситуации, когда часть приложений наших партнеров разрабатываются за границей. Этот вопрос мы должны контролировать в том числе». Среди требований к производителю и разработчику: собственная сеть сервисных центров на территории РФ; наличие прав на документацию, технологию, патентов и исключительных прав на ПО; поддержка продукта на протяжении всего жизненного цикла.

Компании считают требования труднореализуемыми, а затраты — слишком высокими. IT-бизнес не согласен с расчетами и просит не откладывать принятие директивы. В чем суть готовящихся требований? Речь о том, чтобы предприятия, управляющие КИИ, при выборе софта или оборудования отдавали предпочтение российским продуктам, если таковые имеются.

Сегодня доля отечественного ПО и оборудования на таких предприятиях меньше, чем доля импортного. Госкомпании начнут согласовывать приобретение зарубежного софта с Минцифры В требованиях Минцифры не указана доля российского ПО и оборудования, которая должна использоваться на предприятиях. На запрос ТАСС в пресс-службе ведомства уточнили: "При обосновании, в котором могут быть описаны все риски для бесперебойной, безопасной и эффективной работы объектов КИИ, субъект КИИ вправе продолжить использовать иностранное ПО, телекоммуникационное оборудование и радиоэлектронную продукцию. Преимущественное использование означает, что при наличии выбора между аналогичным российским и иностранным ПО и или оборудованием приоритет должен отдаваться российским продуктам.

Как и кому необходимо подключаться к ГосСОПКА

ФСТЭК России проводит проверки субъектов КИИ Переход субъектов КИИ на российское ПО и оборудование имеет под собой основания, по мнению представителя АРПП.
ФСТЭК России проводит проверки субъектов КИИ Понять, что такое объекты критической инфраструктуры, предельно просто — это элементы ИТ-инфраструктуры компаний, попадающих под определение субъектов КИИ.

Обновление подборки законодательства о КИИ на сентябрь 2023

Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. Согласно документу, к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) теперь будут отнесены лица, которым на праве собственности, аренды или на ином законном. Мониторинг перехода субъектов КИИ на преимущественное применение российского ПО предлагается закрепить за Минцифры. Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. Марченко также напомнил о законодательстве в сфере КИИ – на слайдах более десятка различных нормативных документов, в том числе о проверках субъектов КИИ. Переход субъектов КИИ на российское ПО и оборудование имеет под собой основания, по мнению представителя АРПП.

Кабмин будет определять типы информсистем для их отнесения к важным объектам КИИ

Можно ли для защиты КИИ использовать несертифицированные средства? Согласно п. Сертифицированные средства применяются в случаях, установленных законодательством РФ, а также в случае принятия решения субъектом КИИ. В иных случаях могут применяться несертифицированные средства защиты, прошедшие оценку соответствия в форме испытаний или приемки, которые проводятся субъектами КИИ самостоятельно или с привлечением организаций, имеющих соответствующие лицензии на деятельность в области защиты информации.

В целях организации перехода субъектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им ЗОКИИ Уполномоченными органами могут привлекаться отраслевые центры компетенций, в том числе созданные на базе организаций, подведомственных Уполномоченным органам, или иные организации в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Краткое резюме ПАК, не являющиеся доверенными в контексте данного нормативного правового акта НПА , в том числе средства защиты информации СЗИ , можно приобрести до 01. Приобретение ПАК, не являющихся доверенными, с 01.

Функции защиты на уровне идентификации, аутентификации пользователей, управления доступом реализованы во множестве ПАК, не являющихся сертифицированными СЗИ например, коммутатор, программируемый логический контроллер — это как раз те самые встроенные средства защиты, приоритетное использование которых предписывает Приказ ФСТЭК России от 25. Акцент на соблюдение законодательства о государственной тайне тоже оставляет вопросы. Тут можно порекомендовать субъектам КИИ ориентироваться на отраслевые планы перехода от Уполномоченных органов, с каким грифом или пометкой они придут, с такими же отправлять собственные разработанные планы и отчеты о ходе их реализации.

Поэтому выводы о том, наблюдаем ли мы вектор на снижение внимания к задаче защиты данных, будет правильнее делать в следующем году», — комментирует Алексей Парфентьев. Как изменился бюджет на ИБ в вашей организации Общая картина выделения бюджетов заметно отличалась только в 2020-м пандемийном году, когда компании были вынуждены экстренно переориентироваться под удаленный формат работы и вопросы безопасности откладывали.

По данным нашего прошлогоднего исследования меньше половины компаний в России внедряют в свою работу серьезные средства защиты от кибератак , а большинство обходится только антивирусом. Как меняется бюджет на закупку защитного ПО «Мы прогнозируем, что ситуация начнет меняться, начиная со следующего года. Это глобальный тренд — Gartner сообщает, что в 2023 г. У этого глобального тренда в России свое развитие. В этом году проблема защиты информации стала очевидна.

Помимо традиционных рисков утечек информации и атак вирусами-шифровальщиками, с которыми и раньше сталкивалось большинство, многие компании стали жертвами т. Кроме того, мы прогнозируем, что начнет работать отложенный спрос.

Согласно указанным документам выполнены следующие работы: 1. Идентификация и аутентификация. Формальная модель управления доступом. Часть 3. Часть 4. Руководство по управлению рисками информационной безопасности.

Защита информации от утечки из программной среды информационных и автоматизированных систем. Общие положения». Система управления информационной безопасностью. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества». Системы автоматизированного управления учетными записями и правами доступа. Классификация средств защиты информации от несанкционированного доступа и номенклатура показателей качества». Разосланы на рассмотрение в организации-члены ТК 362 проект Рекомендаций по стандартизации «Информационная технология.

Криптографическая защита информации. Защищенный протокол взаимодействия квантово-криптографической аппаратуры выработки и распределения ключей и средства криптографической защиты информации». Плановый срок рассмотрения - апрель 2023 года. Представлены председателю ТК 362 для принятия решения об организации их публичного обсуждения проекты национальных стандартов: ГОСТ Р «Защита информации. Система менеджмента информационной безопасности.

Субъектов телевещания могут признать объектами критической информационной инфраструктуры

Согласно документу, к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) теперь будут отнесены лица, которым на праве собственности, аренды или на ином законном. Категорирование объектов КИИ проведение работ всех категорий от здравоохранения до МО. Субъектам КИИ, выполняющим гособоронзаказ, теперь следует рассчитывать увеличение времени изготовления для единицы продукции. Для подключения субъекта КИИ к ГосСОПКА необходимо направить письменный запрос в ФСБ России по адресу: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка д. 1/3.

Список субъектов КИИ расширен сферой госрегистрации недвижимости

Сформировать Комиссию по категорированию Комиссия по категорированию создается приказом руководителя субъекта КИИ. Требования к составу комиссии приведены в п. Определите перечень объектов КИИ Выявить все управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и иные процессы в рамках выполнения функций полномочий или осуществления видов деятельности организации. Провести категорирование объектов КИИ Для всех объектов КИИ, включенных в утвержденный перечень, необходимо провести категорирование в срок, не превышающий одного года с даты утверждения перечня объектов КИИ.

Следующий этап — сделать так, чтобы критическая информационная инфраструктура функционировала без сбоев, а также была в достаточной степени защищена от внешних и внутренних угроз безопасности. Весь спектр работ можно разделить на: Выделение категорий объектов по степени значимости. Процедура включает формирование комиссии, составление и согласование точного списка исследуемых объектов с последующей отправкой его в ФСТЭК, сбор исходных сведений и изучение угроз ИБ. На основании полученных сведений осуществляется непосредственно категорирование, после чего данные направляются в контролирующий орган. Дополнительно требуется провести независимую экспертизу проведенных мероприятий. Создание проекта и интеграцию системы обеспечения ИБ, в которую включается совокупность мер технического и организационного характера, направленных на поддержание оптимального уровня информационной защиты. Кроме проектирования и внедрения СОИБ КИИ нужно будет подготовить ОРД, и для этого целесообразнее привлечь специалистов, чтобы не терять время и выполнить многочисленные нормативно-правовые требования.

При грамотном подходе к обеспечению безопасности объектов КИИ защита информации будет на высоком уровне, что является залогом поддержания хорошей репутации, отсутствия штрафных санкций и постоянных проблем с утечкой данных.

В качестве примера можно привести сообщения на сайтах крупных разработчиков средств защиты информации. Там публикуются сообщения, в которых дается ссылка на источник скачивания обновлений, указываются идентификаторы уязвимостей, а также даются ссылки на инструкции по устранению уязвимостей и проведению дополнительных мероприятий.

Оповещение конечного пользователя об окончании жизненного цикла ПО. К примеру, в специальном разделе сайта разработчика могут быть организованы специальные «фильтры» по продуктам, которые ведут на страницы с планами по поддержке ПО в ходе жизненного цикла. На рис.

Рекомендуем закладывать процессы таким образом, чтобы в дальнейшем расширять их до охвата всех необходимых этапов жизненного цикла. Далее мы рассмотрим проект по внедрению процесса БРПО в соответствии с требованиями регулятора. Когда прикладное ПО разрабатывается силами собственных разработчиков, необходимо внедрить наиболее полный состав процессов безопасности.

В случае заказной разработки или использования вендорского ПО необходимо обеспечить наличие всех необходимых свидетельств по процессам безопасности, выстроенным на стороне вендора — производителя ПО, и приобщить их в проектную документацию на ЗО КИИ. Как правило, типовой проект внедрения процессов безопасной разработки ПО разделяется на пять основных этапов. На первом этапе готовится технико-экономическое обоснование для руководства с верхнеуровневыми финансовыми параметрами проекта, основными этапами работ, основными результатами, которые достигаются в ходе проекта, а также персоналом, который требуется привлечь.

На втором этапе проводится аудит текущих бизнес-процессов разработки, формируется целевое состояние процессов разработки, исходя из требований регулятора либо бизнес-потребностей, далее выявляются несоответствия и формируются рекомендации по внедрению организационных и технических мероприятий. На третьем этапе рекомендации ранжируются по степени их реализуемости и сводятся в дорожную карту. Настоятельно рекомендуем разрабатывать детальный план перехода и пояснительную записку с обоснованием принятых решений, чтобы всегда можно было поднять историю и причины принятых решений.

Четвертый этап — это уже непосредственно работа проектной команды, которая движется по дорожной карте. Исходя из практики, оптимальным вариантом является тот, в котором техническое лидерство в проекте остается за разработчиками, а организационное лидерство, то есть руководство проектом, возложено на специалиста по информационной безопасности.

Всплеск компьютерных атак объясняется тем, что растет число высококвалифицированных кибергруппировок, появляются новые технологии взлома, в том числе, основанные на применении искусственного интеллекта. В основном атакам подвергаются системы промышленных предприятий и государственных учреждений. Ее основное назначение — обеспечить защиту информационных ресурсов страны от атак и штатное функционирование таких ресурсов в условиях возникновения компьютерных инцидентов.

В рамках исполнения Указа, ФСБ России разрабатывает методики обнаружения атак, рекомендации по организации защиты, определяет порядок обмена информацией об инцидентах. Для того, чтобы обеспечить это взаимодействие, создаются центры, где будут сосредоточены силы и средства для обнаружения, предупреждения атак, ликвидации их последствий и реагирования на инциденты. Упомянутые выше центры создаются для развития ГосСОПКА и реализации задач по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в том числе на объекты КИИ. Для их выполнения центры применяют технические, программные, программно-аппаратные и иные средства ГосСОПКА, которые должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов ФСБ России.

Субъект КИИ: два подхода к определению статуса

Кто должен защищать КИИ? Защиту объектов КИИ и сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов КИИ, обеспечивают субъекты КИИ в соответствии с действующим законодательством в области информационной безопасности посредством принятия правовых, организационных и технических мер. Субъектами КИИ выступают: 1 государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и или индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат объекты КИИ, а также 2 российские юридические лица и или индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие объектов КИИ ст. Помимо субъектов в процессе обеспечения безопасности объектов КИИ принимают участие: 1 ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, при этом: осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры; ведет реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры; проверяет правильность соблюдения порядка осуществления категорирования и определения категории значимости объекта КИИ, и другое. Постановление Правительства РФ от 08.

На запрос ТАСС в пресс-службе ведомства уточнили: "При обосновании, в котором могут быть описаны все риски для бесперебойной, безопасной и эффективной работы объектов КИИ, субъект КИИ вправе продолжить использовать иностранное ПО, телекоммуникационное оборудование и радиоэлектронную продукцию. Преимущественное использование означает, что при наличии выбора между аналогичным российским и иностранным ПО и или оборудованием приоритет должен отдаваться российским продуктам. Проект постановления правительства предусматривает ряд исключений, учитывающих специфику всех отраслей, а также отсутствие на сегодняшний день отдельных российских аналогов используемых на объектах КИИ оборудования, продукции и ПО.

При переходе на преимущественное использование российского ПО и или оборудования должны учитываться в том числе текущие сроки амортизации используемого субъектом КИИ оборудования и сроки действия прав на использование ПО в отношении используемого ПО и или оборудования, сведения о которых не включены в реестры". Что такое объекты КИИ? При этом объекты КИИ подразделяются на категории — первую, вторую, третью — по важности для информационной безопасности, также есть объекты КИИ, которым не присвоена категория.

Этот момент вызывает отдельные споры: одна из главных просьб бизнеса — не налагать обязательства по импортозамещению на КИИ третьей категории. Какие аргументы против у российского бизнеса?

N 1085, ФСТЭК России осуществляет рассмотрение представляемых субъектами критической информационной инфраструктуры далее — КИИ перечней объектов КИИ, подлежащих категорированию далее — перечень , а также сведений о присвоении объектам КИИ одной из категорий значимости либо неприсвоения им одной из таких категорий далее — сведения. В части субъектов КИИ, осуществляющих деятельность в сфере cвязи, являющихся федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями, а также организациями, осуществляющими деятельность в сфере cвязи в двух и более субъектах Российской Федерации, рассмотрение перечней и сведений осуществляется центральным аппаратом ФСТЭК России.

Алгоритм категорирования объектов КИИ.

Порядок согласования перечня объектов КИИ с отраслевым регулятором. Рекомендации эксперта. Обзор требований ПП-127. Аутсорсинг функций Центра ГосСОПКА Обеспечения безопасности объектов КИИ на примерах компьютерных атак на промышленные объекты Разъяснения по составу сфер деятельности, в которых компьютерные атаки могут провоцировать техногенные аварии, экологические катастрофы, социальные потрясения и наносить серьезный ущерб Система безопасности значимых объектов КИИ: основы построения систем обеспечения безопасности информации Требования к системе безопасности значимых объектов КИИ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий