Сопоставьте жанр и его звучание знаменный распев духовный концерт одноголосие многоголосие

Варианты ответов многоголосие одноголосие Вопрос 6 Основателем русского духовного концерта является. Варианты ответов ский ский вский Вопрос 7 Соотнесите жанры с услышанными на уроке произведениями. Постоянное многоголосие обычно представляет 4‑х голосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов. это унисонное, мелизматическое богослужебное пение, имеющее свою специфическую нотацию, называемую столповой нотацией. Символы, используемые в нотации столпа, называются крюками или знаменами. Объяснение: Жанры знаменного распева и духовного концерта являются чрезвычайно важными составляющими музыкального репертуара. Они имеют связь с звучанием и могут быть отнесены как к многоголосию, так и к одноголосию, в зависимости от специфики исполнения.

Знаменное пение — в чем особенность?

Ответы на вопрос Церковная музыка сопоставьте жанр и его звучание знаменный распев духовный концерт многоголосие одноголосие. В сопоставлении с традиционным знаменным распевом творчество та­ кого типа предстает как свидетельство освобождения от музыкальной эсте­ тики средневековья, т. е. представляет собой ренессансное по значению явление. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella[7]. Русский духовный концерт. Одним из начальных видов многоголосного хорового пения является строчный распев. Строчное пение возникло скорее на основе русского народного песенного многоголосия. Оно в основном имело трехголосное строение. В основе малого знаменного распева и родственного ему пения «на подобен» старого знаменного распева, сохранявшегося почти неизменным с XI века, лежит силлабический принцип: одному слогу соответствует один звук.

Церковная и светская хоровая музыка на Руси.

Сопоставьте жанр и ⚡ его звучание. Знаменный распев и духовный концерт Варианты - funisinfinity26 Знаменный распев и духовный концерт Варианты ответов многоголосие одноголосие, 42495099, Рок-н-ролл рокабилли сайкобилли готабилли барокко-поп скиффл инструментальный рок фламенко-рок сёрф-рок мерсибит фанк-рок.
Музыка Русской Церкви Перестройка знаменного пения и его модернизация – появление киноварных помет (дополнительные уточняющие знаки). Рождение храмового партесного многоголосия – четырехголосие гармонического склада, пение по партиям.
Этот одноголосный напев исполнялся хором в на языке Начало XX века Песнопения и молитвы Г. В. Свиридова. XVIII век Знаменный распев. 10. Что из перечисленного подходит традициям выполнения музыки в Православном храме? Звучание хора a capella Звучание хора в сопровождении органа Звучание органа.

Ответьте на вопросы и сделайте задания1. В храмовом синтезе искусств в русской

Это очень естественно и удобно для человеческого голоса, поэтому знаменный распев — просто педагогическая находка для начинающих певцов, чтобы у них устоялась певческая интонация, выровнялся голос, зазвучала «серединка» диапазона. Вот как можно связать каждый жанр с его описанием: Знаменный распев: Это форма духовной музыки, основанная на мелодических шаблонах и музыкальных символах. В основном используется в восточно-православных церковных службах. одноголосие духовный концерт - многоголосие.

Что такое знаменный распев значение, история, виды

-соблюдал несимметричный ритм и достигал ясности и прозрачности гармонизации, но использовал гармонич. минор, не свойственный знаменному распеву. Главным трудом его в области гармонизации уставных распевов является "Всенощное бдение" ор. В конце 18 – начале 19 вв. стиль партесного пения сходит на нет и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образцу западного мотета; собственно «концертом» в это время называлось развернутое хоровое произведение. Строчное пение – тип многоголосия, генетически связанный с монодией и имеющий в качестве основного голоса мелизматическое продолжение знаменного одноголосия – путевой распев. 1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета. 2. Определять особенности русской духовной музыкальной культуры. 3. Уметь использовать понятия: знаменный распев, партесное пение, a capella, духовный концерт, полифония. Варианты ответов многоголосие одноголосие Вопрос 6 Основателем русского духовного концерта является. Варианты ответов ский ский вский Вопрос 7 Соотнесите жанры с услышанными на уроке произведениями. Перестройка знаменного пения и его модернизация – появление киноварных помет (дополнительные уточняющие знаки). Рождение храмового партесного многоголосия – четырехголосие гармонического склада, пение по партиям.

Знаменный распев - основа Древнерусской музыкальной письменности

Но сложность этого жанра хоровой музыки, в котором одна мелодия полифонически соединялась с одной, двумя, а то и тремя другими и при этом каждый голос пел свой текст, затрудняла восприятие текста. В результате за пределами церкви мотет превратился в род «учёной» музыки, на которой композиторы оттачивали и демонстрировали своё мастерство. В церкви же мотет постепенно упростился — в XV—XVI веках Жоскен Депре , Орландо Лассо, Джованни Габриели и Палестрина уже писали однотекстовые мотеты, строго вокальные, без инструментального сопровождения, хоровые сочинения, официально одобренные католической церковью [5]. Месса Основные статьи: Месса музыкальное произведение , Реквием Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Самые ранние из известных нам авторских месс относятся к середине XIV века и принадлежат французу Гильому де Машо — многоголосные хоровые сочинения точнее, обработки ординария «Месса Нотр-Дам» и «Турнейская месса». Выдающимся образцом нидерландской школы XV века считается месса Mi-Mi Йоханнеса Окегема ; ему же принадлежит и самый ранний из дошедших до нас реквиемов [6]. В эпоху Возрождения исполнение католической мессы постепенно эволюционировало от хора исключительно a cappella к чередованию хора и органа в манере alternatum когда каждый стих сначала поёт хор, затем повторяет орган и, наконец, уже в XVII веке, а где-то и раньше — к хору в сопровождении струнных инструментов. Сонаты для различных составов инструментов в отдельных разделах службы могли заменять хоровые части. Так, известная Sonata sopra Sancta Maria Клаудио Монтеверди предназначалась для исполнения во время вечерней службы [4]. Однако распространившиеся к середине XVI века усложнённое полифоническое пение и сольные органные музицирования во время богослужения вызвали реакцию со стороны церковного руководства: тот же Тридентский собор постановил очистить григорианский хоральный репертуар от более поздних наслоений и потребовал от композиторов большего внимания к слову.

Образцом «посттридентской» католической культуры специалисты считают творчество Палестрины, писавшего строгие хоровые сочинения a cappella с прозрачной полифонией. Духовный концерт Вместе с тем в Венеции в середине XVI века родилось новое направление в церковной музыке — концертное , представлявшее собою «состязание» противопоставленных друг другу двух и более хоров. Зарождение этого направления связывают с именем Адриана Вилларта , писавшего многоголосные обработки псалмов и библейских песней особенно магнификатов. Позже появились многохорные мотеты К. Меруло, Андреа и Джованни Габриели, с богатым инструментальным сопровождением. Дуранте — и новым направлением, stile moderno ars nova, seconda prattica , стремившимся к усилению интрументального начала, с одной стороны, и, под влиянием нарождающегося оперного искусства одним из ранних представителей этого направления был Клаудио Монтеверди , к усложнению вокала — с другой. Представители этого направления включали в мессу чисто инструментальные, нередко светского происхождения, композиции для органа или струнных ансамблей, вводили сольное ариозно-речитативное пение и т. И в этой борьбе традиционному направлению в конце концов пришлось уступить.

Музыка в протестантском богослужении Значительно большая по сравнению с католической открытость протестантской церкви миру и менее строгое отношение к обрядовой стороне церковной жизни отразились и на её музыкальной культуре; взаимопроникновение и взаимовлияние церковной и светской культуры, так или иначе существовавшее во все времена, в протестантизме выражено намного сильнее; наконец, и сама церковь, отказавшись от принципиального противопоставления духовного мирскому, не только проводила богослужения, но и устраивала концерты для прихожан, что в практику католической церкви вошло лишь несколькими веками позже. Иоганн Себастьян Бах — кантор церкви Св. Фомы Вместе с латинским языком протестантская церковь отказалась и от многих обрядов церкви католической и, соответственно, от связанных с ними жанров церковной музыки. С другой стороны, и сам Мартин Лютер , и его последователи слагали для церковного обихода свои песни — на родном языке. Лютеране в Германии, а позже и пуритане в Англии изгнали из своего обихода орган, как атрибут папистской церкви; в Германии к тому же Тридцатилетняя война повлекла за собой обнищание страны и упадок музыкальной культуры [3] ; месса исполнялась исключительно a cappella. Но во второй половине XVII века орган в лютеранскую церковь вернулся, и с этого времени она значительно больше — по сравнению с католической — уделяла внимания собственно музыке, предоставляя больше прав сопровождающим инструментам, в первую очередь органу [3]. Забота об органном сопровождении мессы или хорала лежала на органисте или канторе, которые могли как сами писать музыку, так и использовать чужие сочинения, в том числе придворного композитора Михаэля Преториуса.

Чтобы закрепить фрагмент, нажмите на него и удерживайте. Незакрепленные объекты будут удалены через час. Знакомьтесь с клавиатурой Gboard!

Звуковой материал выстраивается на основании богослужебного чина и церковного календаря. Путевой распев — торжественное, праздничное пение, представляющее собой усложненный и преобразованный вид столпового распева. Путевому распеву присуща строгость, твердость, ритмическая виртуозность. Из названных стилевых разновидностей знаменного пения — демественный распев не входит в книгу Октоих «восьмигласник». Он отличается торжественным характером звучания, представляется праздничный стиль, им распевают важнейшие литургические тексты, песнопения архиерейского богослужения, венчания, освящения храмов. В конце XVI в. Протяженный и распевный, плавный, неспешный, снабженный обилием обширных мелизматических построений с богатыми внутрислоговыми распевами, «большой знаменный» звучал в самые значительные моменты богослужения. Автор — Алла Чайка.

Применимы ли понятия "музыка", "музыкальное искусство" к понятию "церковный распев"? Вопрос очень спорный. Если под "музыкой" мы будем разуметь вообще все то, что относится к области звука - то да. Но в этом случае к "музыке" мы должны будем отнести человеческую речь, все виды шумов природных и производимых посредством жизнедеятельности человека , звуки животного мира пение птиц, лай собак и мн. Если же принять во внимание, что "музыка", во-первых, есть определённый вид искусства, который живёт и развивается, по его законам, во-вторых, имеет, с точки зрения христианства, языческое происхождение, и, в-третьих, существует для создания посредством определенного сочетания звуков иллюзорного "мира" для удовлетворения "душевных" потребностей человека читай: для тонкой подмены "духовного" "душевным", то есть для отвлечения человека от Бога , то станет ясно, что "церковное пение" и "музыка" - вещи изначально противоположные и несовместимые. Поэтому-то христианская культура первоначально и отвергла все существовавшие до неё античные музыкальные системы, выработав свою собственную мелодическую форму, отвечающую задачам богослужения - РАСПЕВ, то есть распевание текстов, предназначенных для церковного богослужения. Простейшее чтение псалмов, молитвословий или гимнов посредством какой-либо нехитрой мелодической формулы интонации и есть уже распев, поэтому церковное пение в своем идеале - это не "музыка", сопровождающая или оформляющая "украшающая" богослужение, и даже не удачное музыкальное воплощение того или иного церковного текста, а именно СЛОВО, произнесённое нараспев: будь то возглас священнослужителя, простое чтение или пение. В этом и коренится принципиальное различие между РАСПЕВОМ, как способом прочтения богослужебных текстов и тем, что сейчас именуется "церковной музыкой", то есть современным пением, которое звучит ныне в наших храмах. Здесь уместно провести следующую параллель: принцип распева настолько удалён от церковной или духовной музыки, насколько удалена подлинная иконопись от "православной" живописи напр. В чем же сдесь проблема? Ведь и то и другое, казалось бы, может служить одной цели - проповеди Св. В широком смысле - да. Но дело в том, что всякое искусство, даже если оно призывается на служение самым высоким идеалам человечества, если существует вне рамок церковного канона - то есть святоотеческого учения и церковного предания, так или иначе будет подвержено влиянияю "духа мира сего" и, следовательно, будет взывать к нашим чувствам, а не созерцанию. Представим себе какую-нибудь гениальную картину, написанную, скажем, на библейский сюжет: глядя на неё мы будем получать именно чувственное "эстетическое" наслаждение. При этом количество компонентов этого наслаждения, таких, как получение эмоционального "заряда", удовлетворение от техники написания картины и др. Попробуйте теперь этими же глазами рассмотреть какую-либо древнерусскую или византийскую икону: получите ли вы такое же наслаждение? Скорее, если вы воспитаны на "классическом" изобразительном искусстве, у вас возникнут вопросы типа: почему лики изображенных на иконе "неправильной" формы, почему такая "наивная" техника письма, почему так много "непонятного" в композиции и др. Но, чтобы "понять" настоящую икону и распев, напротив, совершенно необязательно иметь хороший художественный вкус, развитое эстетическое чувство и высокий интеллектуальный уровень: здесь важно, насколько открыто наше сердце для принятия духовных даров, посылаемых нам свыше через "видимое" или "слышимое" - поскольку восприятие иконы и распева проходит не на чувственном уровне, а на духовном. Поэтому, и икона, и распев, служат нам не для удовлетворения наших эстетических потребностей то есть не служат человеческим страстям , но являются "окнами" или, можно сказать, проводниками в мир иной, причём в двухстороннем порядке: с одной стороны, мы возносим свой ум в "горний мир", с другой, получаем свыше духовные дары. Есть, правда, между ними и некоторая разница. Икона является "образом", возводящим нас умом к "первообразу" и не связана с понятием земного времени хотя, естественно, пребывает в нашем земном измерении , поскольку, во-первых, Те, к которым мы через "образ" молитвенно обращаемся, находятся вне рамок нашего "времени", а во-вторых, отдельно взятая икона пишется только один раз, поэтому и в данном случае "время" никак не влияет на сам "образ". Поэтому оно напрямую связано, во-первых, с людьми, его создающими и исполняющими, а во-вторых, с реальным временем совершения богослужения. Но дело обстоит ещё сложнее: ведь в рамках конкретного интервала земного времени, в течении которого совершается отдельно взятое богослужение, происходит непостижимое умом стирание границ нашего времени: участники земного богослужения таинственным образом вливаются в Богослужение Вечное, совершаемое непрестанно на Небесах, хотя и находятся в земных узах, в состоянии лишь "предображения" той полноты, которая ожидает праведников по "исполнении времен". Ещё одна важная проблема: если икона по своей сущности статична то есть земными средствами вводит нас в понятие "вечности" и отражает "святость", единственный раз на ней "зафиксированную" при условии, конечно, соблюдения иконописцем церковных канонов и наличии Богооткровенности, то есть сообщении иконе мистическим образом через её земного творца Божественной Истины и Благодати , то с распевом всё усложняется. Здесь есть как земной творец - "распевщик", который также, как и иконописец, должен стать "проводником" Божественной Истнины и Благодати, создавая то есть распевая церковное песнопение или церковный текст и пение вместе, но есть и исполнители этого песнопения в реальном времени земного богослужения, которые певчески воплощают то, что создал распевщик или гимнограф и, поэтому, "святость" церковного пения будет зависеть уже не только от его земного создателя, но и от духовного состояния и глубины молитвы самих церковных певцов: чем выше их духовная жизнь, тем разумнее они будут петь, тем полнее и осмысленнее станет богослужение.

Ответьте на вопросы и сделайте задания1. В храмовом синтезе искусств в русской

Визуально знамена иначе — крюки представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых. В каждом знамени заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения. Интонации знаменного распева усваивались певчими и прихожанами церкви по слуху от мастеров знаменного пения, поскольку точную высоту звука знамена не фиксировали. Лишь в XVII в.

Духовная составляющая знаменного распева Понять, что такое знаменный распев и оценить его красоты без обращения к духовной значимости распева в русской православной культуре, не представляется возможным. Образцы знаменных мелодий — это плоды высочайшего духовного созерцания их творцов. Смысл знаменного пения тот же, что и у иконы — освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира, поэтому старинный русский церковный унисон лишен хроматических интонаций, которые нужны при выражении человеческих страстей.

Пример песнопения, созданного на основе знаменного распева: С.

Баллада: В духовной музыке баллада может использоваться для повествования о библейских событиях, святых жизнях или других духовных историях. Тропарь: Это короткая духовная песня, обычно посвященная определенному празднику, святому или событию в христианской церковной традиции. Все эти жанры служат для выражения веры, почитания и духовности через музыку и могут быть частью разных религиозных культур и традиций.

Византийская музыка , на Руси см. Знаменное пение , в Армении см. В хомовом пении используется так называемое раздельноречие хомония , когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных гласных. Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Это понятие объединяет традиционную и популярную музыку, развивающихся в России под влиянием русской национальной и иностранной музыкальных культур. Греко-византийский исон — типологическая разновидность бурдона.

Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта от лат. Пение на подобен — универсальный принцип «музыкального оформления» православного богослужения, охватывающий многие жанры формы — кондаки, тропари, стихиры и т. Хотя проприальными могут быть песнопения и мессы и оффиция службы часов , на практике термин проприй чаще относят только к мессе лат. Глас греч. В профессиональном лексиконе гласы также используя транслитерацию с греческого языка именуют «ихосами». Gregorian chant, фр.

Domine miserere, ивр. Господи, помилуй — молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении как песнопение в исторических церквях. В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Строфы не имеют фиксированной стихотворной формы и варьируются в широком диапазоне от 8 до 12 строк. Мелодия стихиры, как правило, охватывает...

Староримский распев , староримское пение фр.

Первые произведения в стиле партес от слова «парта», то есть «партитура» — многоголосие под влиянием европейской музыки — записывали в XVII веке казанской нотацией, также происходящей от знаменной. После Раскола в середине XVII века знаменная нотация и одноголосное пение осталось в богослужении старообрядцев, а в господствующей церкви они заменились привычными нам многоголосым пением и нотолинейной формой записи. Карл Брюллов. Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа. Сельский клирос. Партия баса I.

Выберите жанры духовной музыки знаменный распев гимн молитва романс песнопениябаллада тропарь

Жизнь постоянно подсказывает новые темы, новые образы. Но в середине 60-х годов обнаружилось, что неблагополучие с танцевальным репертуаром становится вопиющим. Размах концертной деятельности внутри страны и за ее рубежами настолько увеличился, что сравнительно небольшой отряд эстрадных танцоров, хоть и напряженно работавший, не поспевал за требованиями времени: новые и интересные постановки возникали на эстраде не так уж часто. Безрадостная картина наблюдалась и на вечерах балета, в которых выступали академические танцоры. Почти о каждом из них можно было сказать, что большинство номеров программы «известны, стары» , что в их подборе чувствовалась случайность, спешка, что «ни в одном из танцев..

Составьте соответствие. Церковная музыка Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго Светская музыка Музыка, исполняемая на концерте, либо в театре. Духовная музыка Музыка, предназначенная для исполнения в Храме, и являющаяся частью обряда канонического, традиционного, строго узаконенного 9. Какому веку соответствует музыка?

Это — многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения. Наибольшего расцвета жанр духовного концерта достиг в творчестве композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского. Количество партий составляло от 3 до 12 голосов, а в некоторых случаях доходило до 16, 24 и даже 48.

Он старательно улучшал работы Амати, добиваясь певучести и гибкости голосов у своих инструментов; изменял их форму на более изогнутую; занимался украшением инструментов. Общепризнанно, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 годы а наилучшие в 1715 году , в том числе превышая по качеству инструменты, изготовленные впоследствии с 1725 по1730 годы. Кроме скрипок Страдивари также изготовлял гитары, альты, виолончели, и по крайней мере одну арфу — по текущим оценкам всего более 1100 единиц инструментов. Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены в период с 1698 по 1725 годы.

Основные виды духовного пения.

Природа, городской быт, сценки из жизни — весь мир словно открылся глазам и сознанию музыкантов. Об этом говорят сами названия полифонических песен или шансон — «Крики Парижа», «Болтовня женщин за стиркой», «Битва при Мареньяно». Здесь композитор воспроизводит перекличку птичьих голосов в прозрачной полифонической технике. В просвещённой среде художников, поэтов учёных, собиравшихся в домах меценатов, излюбленным жанром стали мадригалы. Содержанием мадригала стали любовные переживания, описанные в стихах Петрарки, Ариосто, Тассо на родном языке. Это была 2-3-х голосная песня из коротких куплетов с припевом, а позже - целая вокальная поэма с гибким, эмоциональным языком, чертами изобразительности. Например, мадригал «Томлюсь без конца». Кантата — слово однокоренное со словом «кантилена», что обозначает «пение». Название «кантата» музыка, которую поют возникло в начале 17 века, вместе с названием «соната» музыка, которую играют и «токката» музыка, предназначенная для исполнения на клавишных инструментах.

Сейчас смысл этих названий несколько изменился. С 18 века под кантатой подразумевают не любое произведение, которое поют. Исторические корни жанра следует искать в средневековье. В поэзии трубадуров практиковалось исполнение стихов речитативом под музыкальное сопровождение. Декламация должна была касаться серьезных тем — исторических событий, спиритуальных размышлений. Позже текст, исполняемый соло, стал ложиться на музыку. По сути, жанр выкристаллизовался в Италии, в конце XVI века. Даже название несет в себе романские корни: глагол «cantare» означает «петь».

Во времена Высокого Ренессанса это было, прежде всего, музыкальное произведение. Но что такое кантата и чем она отличается от простой песни? Во-первых, торжественной и серьезной тематикой стиха. Во-вторых, текст имел ранее второстепенное значение по сравнению с музыкой, по крайней мере, сначала. Но поскольку стихи все же были, кантату стали отличать от сонаты — простого инструментального сочинения. Как и всякое творение человеческого гения, кантата неуклонно развивалась. С первой половины XVII столетия на развитие жанра очень повлияла опера. Определение того, что такое кантата, стало более сложным.

В состав музыкального произведения начали включать несколько сольных номеров, а также арии, речитативы, дуэты, хор и оркестровое сопровождение.

Постепенно на смену знаменному распеву пришло многоголосное партесное пение. Это — многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения. Наибольшего расцвета жанр духовного концерта достиг в творчестве композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

Закономерно и то, что в последних тактах своего последнего сочинения — «Симфонических танцев» — Рахманинов цитирует свою «Всенощную» а именно окончание песнопения «Благословен еси Господи».

Из чего состоит «Всенощное бдение» Рахманинова? Это музыкальный портал, который вводит нас в мир всей дальнейшей композиции. Дальнейшая музыка этого номера — троичный воодушевляющий призыв к общей молитве. Это славословие Богу, в котором, в частности, повествуется о сотворении мира. Меццо-сопрано поет вместе с мужской частью хора, женским же голосам поручены антифонные «ответы», то есть возникает имитация переклички двух вокальных ансамблей.

В следующих трех номерах слышны отголоски народных колыбельных. Композитор сосредоточивает в этой части партитуры одну за другой три композиции на различные тексты, близкие друг другу по лирической интимности и тончайшей звукописи. Таким образом создаётся особый настрой вечернего молитвословия. Это благодарность молящихся за возможность лицезреть Христа, невечерний Свет и Солнце правды, в то время когда окружающий мир погружается в ночную тьму. В самом возвышенном фрагменте номера «поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога» эпизодически вступает солирующий тенор.

Симеону «было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня», и, узнав в младенце Иисусе обещанного Мессию , он спокойно может умереть. В этом номере солирует тенор. В финале «Ныне отпущаеши» у басов есть уникальный для всей мировой хоровой литературы спуск нескольких вокалистов к очень низкой ноте — соль контроктавы. Эта спокойная и ясная молитва завершает «Вечерню». Рахманинов постепенно наращивает звучность, чтобы сделать особый акцент на словах «благословен Плод чрева Твоего».

Если в «Вечерне» преобладают спокойно-созерцательные интонации, то песнопения «Утрени» обретают настоящую эпическую мощь, а порой и почти оперный драматизм. С этого песнопения начинается «Утреня» и входящие в нее шестопсалмие. Вообще церковное шестопсалмие состоит из шести читаемых друг за другом псалмов; время шестопсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя, и предваряется ангельским песнопением, которое слышали в Вифлеемскую ночь пастухи «Слава в вышних Богу», Евангелие от Луки. Так что рахманиновское шестопсалмие — это не собственно шестопсалмие, а его предварение. Этот рассказ о чуде Воскресения, в котором Рахманинов очень чутко — подчас довольно экспрессивно — следует за всеми изгибами и нюансами относительно длинного текста.

Повествование идет в речитативной манере; контрастом к речитативу служит неизменный хоровой рефрен главная музыкальная тема, постоянно повторяющаяся — Прим. Вновь появляются солирующие голоса: тенор в роли рассказчика, солирующее сопрано как голос ангела. Последние такты этого номера, как уже было сказано, потом появятся в финале рахманиновских «Симфонических танцев». После мощных возгласов хора Рахманинов внезапным спадом звучности выделяет заключительную фразу «смертию смерть разруши», подчеркивая смыслы, особенно важные в годы Первой мировой войны. Это масштабный номер на текст хвалебной речи Богородицы из Евангелия от Луки с добавлением припева «Честнейшую херувим» авторства Космы Маюмского.

В Католической Церкви аналогичное песнопение известно как «Магнификат». Слова Богородицы передано густыми, суровыми звуками мужских голосов; светлый припев отдан женским — по интонации он немного напоминает народные величальные песни. Интересно следить, как Рахманинов варьирует этот припев, каждый раз повторяя его чуть по-новому. Заметим, что великое славословие, в отличие от вседневного славословия, входит в состав только праздничной утрени. Текст славословия был составлен в раннехристианское время на основе ангельской песни, пропетой при благовести пастухам о рождении Христа.

Расцвет старообрядческого певческого дела пришёлся на начало 20 в. Манифест о веротерпимости, обнародованный в 1905 г. Резонанс в среде хоровых деятелей и композиторов вызвали концерты знаменитого Морозовского хора в Москве и Санкт-Петербурге. У старообрядцев, не приемлющих священства, сохраняется «наонное пение», или раздельноречие , которое было характерно для церковного пения 15 — середины 17 вв. В общинах, приемлющих священство, звучит «наречное пение» — истинноречная редакция словесного текста, утвердившаяся в середине 17 в. Композиторское творчество Авторская духовная музыка двойственна по функции: она существует и как часть богослужения, и как эстетически самостоятельная область, которую нельзя рассматривать только в контексте церковного пения. Партесные концерты Н. Дилецкого , В. Титова , Н. Калачникова, Ф.

Редрикова и других авторов написаны, как правило, на избранные строки из псалмов. Принцип концертирования выражается в сопоставлении полного хора и ансамблей, в ладовых и метрических контрастах разделов слитно-циклической формы, интонационно-жанровых связях со светской музыкой. Происходит становление большой музыкальной композиции, освоение разнообразных полифонических приёмов, оттачивание виртуозного хорового письма. Взаимодействие церковных и светских традиций проявляется в создании целостных музыкально-литургических циклов и духовных концертов, многоголосных обработок распевов. Ценность духовно-музыкальных композиций начиная с эпохи партесного пения — в подлинно религиозном этосе , глубоком философском обобщении средствами музыки. Их расцвет во 2-й половине 18 в. Березовского , Д. Бортнянского , А. Веделя , в начале 19 в. Дегтярёва , С.

На протяжении всего 19 в. Наиболее острой оставалась проблема органичного звучания древних напевов в новой интонационной среде. Поиск национального стиля церковного пения заметен в сочинениях и обработках М. Глинки , П. Чайковского , М. Балакирева , Н. Римского-Корсакова , А. Лядова , значительно обогативших стилевую палитру русской музыки. Интерес композиторов к музыкально-литургическим жанрам и циклам усилился в последней четверти 19 — начале 20 вв. Важной вехой в этом процессе стало создание Чайковским «Литургии святого Иоанна Златоуста» и связанное с её публикацией издательством П.

Юргенсона судебное решение 1879 г. Плодотворное взаимодействие канонического и авторского стилей проявляется в обработках церковных напевов и сочинениях композиторов т. Успех «нового направления» обусловлен как разносторонним расцветом философской, художественно-культурной, исторической мысли, так и активным развитием хорового дела, включая педагогику и исполнительство. Этому способствовала деятельность С. Смоленского в Синодальном хоре и московском Синодальном училище церковного пения : собирание древнерусских певческих рукописей, включение старинных напевов в богослужебное пение, обучение и концертное исполнение. Важным стимулом для духовно-музыкального творчества стало знакомство музыкантов со старообрядческой традицией, дающей представление о звучании знаменного распева, а также развитие исследований рукописно-певческого наследия Древней Руси труды священника Д. Разумовского , С. Смоленского, В.

Церковная и светская хоровая музыка на Руси.

Знаменный распев и духовный концерт. К этим распевам относятся: кондакарное, демественное пение, путевой распев, "большой" знаменный распев и строчное пение (фиксированное многоголосие). начала 17 века. Среди его создателей - Федор Крестьянин, Савва Рогов и его ученики. Знаменный распев является одноголосным исполнением, основан на использовании знаменной нотации. Знаменные ноты имеют названия «знамена» и выполняются в соответствии с определенными правилами ритмики и интонации. На Руси всенощное бдение появилось в ХI веке. Его музыкальное оформление соответствовало общецерковным традициям: сначала это были одноголосные (знаменные, демественные, путевые) распевы; с XVI века одноголосие сменилось многоголосием.

Церковная и светская хоровая музыка на Руси.

Центральное место в богослужении занимал собственно знаменный, или столповой, распев, который складывался из попевок; в песнопении различные попевки соединялись, образуя единую линию мелодического развития. На Руси всенощное бдение появилось в ХI веке. Его музыкальное оформление соответствовало общецерковным традициям: сначала это были одноголосные (знаменные, демественные, путевые) распевы; с XVI века одноголосие сменилось многоголосием. В партесном пении зарождается новый жанр ­ духовный концерт ­ это торжественный, праздничные композиции, отличающиеся пышностью и эффектностью звучания. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков (регентов) и т. д. Середина XVIIстолетия – расцвет, высшая точка развития русского многоголосия – строчного пения, построенного целиком на господстве мелодическом, то есть на принципах, продолжающих многовековую эпоху линеарного знаменного распева. В основе малого знаменного распева и родственного ему пения «на подобен» старого знаменного распева, сохранявшегося почти неизменным с XI века, лежит силлабический принцип: одному слогу соответствует один звук.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий