Славянская мифология январь

Иваниц реконструирует базовый календарь празднования славянских богов восточными славянами, основанный на исследованиях Бориса Рыбакова древних сельскохозяйственных. Иначе говоря, славяне совершали те же ритуалы, которые в наши дни православные верующие исполняют в день Крещения – 19 января.

Языческие праздники славян

В этой статье вы узнаете о самых интересных событиях, связанных со славянской мифологией, которые произошли или произойдут в январе 2024 года. Судя по всему, Василиск – аналог Змея Горыныча из русской мифологии и Эхидны – из греческой. Как славяне праздники праздновали, как встречали коляду C овсенем. Строже подошли к своим материалам ов в книге "Славянская и российская мифология" (1804) и "Краткое обозрение мифологии славян российских" (1815). богиня садовых плодов у северных и западных славян.

Славянский праздник Ярило, животворящей силы Солнца

  • Старый Новый год и св. Василий – языческие корни праздника
  • СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ НА ЯНВАРЬ: marena99 — LiveJournal
  • Читайте также
  • сообщества G+
  • Статьи Максима Сухарева

Славянские боги покровители родившихся в январе

Прямо посреди Святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные Святки, проходит Щедрец. Велесовы Святки, заканчиваются Турицами 6 января. Христианские священники не упустили из виду эту традицию – языческим верованиям восточных славян в январе соответствует праздник святого Сильвестра. Это были коренные славянские названия первого летнего месяца. Термины и определения славянской мифологии. Богиня Мара в культуре народов мира. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).

Славянские боги покровители родившихся в январе

Прямо посреди Святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные Святки, проходит Щедрец. Велесовы Святки, заканчиваются Турицами 6 января. 7 Января – День Солнца – Дажьбога – древнейший славянский праздник, в который величали и поклонялись Светлому Богу Даждьбогу. Сам день назвали Даждьбожьим. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла. Календарь славянских праздников представляет собой список основных важных, ключевых дат. В данном списке все даты разбиты по месяцам с указанием названия.

Славянские праздники

В дар «бабке» они несли преимущественно продукты и напитки — выпечку, фрукты, квас и медовуху. Из принесенных яств собиралось обильное застолье, на которое повитуха выставляла главное обрядовое блюдо — особую кашу «рожаницу», сваренную из гречихи либо проса, основательно сдобренную яйцами, сливками и коровьим маслом, и украшенную ягодами, орехами и маком. Эта каша дала название празднику, и она не только с удовольствием поглощалась женщинами, но также использовалась в ритуальных целях.

Вечерами под лучиной бабы, девки… Там холсты Будут прясть-сучить общиной, песни петь меж суеты. А наутро снег в оврагах, чистый, плотный, мужики Наберут колодцы с верхом, что вскопали у реки. Чтобы жарким летом влага сохранялась, красота — Будет свежая водица для людей и для скота! В баньке девки этой ночкой собираются гадать, Что Сварог сковал им в кузне, страсть как хочется узнать, Что за невод им связала Мати-Макошь с дочерьми, В этом им поможет Банник за закрытыми дверьми. В час рождения вселенной Матерь Дана в Явь вошла, Влагой землю напоила, и с водицей жизнь дала, В ледяной водице чистой полыхает жар огня, Знает тот, кто окунётся в Водокрес святого дня. Ставят яства всей общиной и напитки, а потом Собираясь под лучиной с приглашённым пастухом Разговоры о хозяйстве, ждущем солнышка лучи… Спит природа, слышно только, подо льдом водой журчит. Матери с детьми, запасшись подарками, шли поздравлять тех повитух, кто помогал им, а те встречали гостей кашей. Повитухи, были в то время не только заменой докторов, но и людьми, знающими традиции старины, теми, кто был как бы проводником ребенка и матери через весь непростой для них период рождения, а также некоторого времени до него и после.

Повивальными бабками их называли оттого, что новорожденного нужно было умеючи «свить» пеленками так, чтобы малыш не выбрался из них, но и не был стеснен. О повитухах в народе сложено немало пословиц. А о единстве и крепости семьи, особо отмечаемых в этот день, есть такая присказка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит». Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило. Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Даждьбога Бога лета и счастья его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Даждьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.

С хороводами по Дону водяница кружит, Рось — русалка синеока по судьбе не тужит. С ней Перун и дни и ночи пребывает в счастье, Положив жене законной на чело ненастье. А под сердцем у русалки птицей сердце бьётся — Тарх Даждьбог разгонит тучи, в небо вознесётся! Ну а я тобой страдаю, милая Додола, Бедным путником скитаясь по холмам и долам». Вдруг, исчез лукавый Велес, словно не бывало, Что задумал сей обманщик, не предполагала. Мягкой зеленью цветущей Мать земля укрылась, И Додола на поляну с Ирия спустилась. Аромат цветов весенних! Явь благоухает!.. На лесной опушке ландыш белый расцветает, После зимней канители, лютых стуж и вьюги Запах дивный источая по лесной округе. Наклонилась и вдохнула аромат Додола И очнулась на пороге Велесова дома.

Из могучих чародея вырваться объятий Не под силу, и осталась с ним надолго, кстати. Так у Велеса Додола в тереме гостила, Вышел юноша из чрева — огненный Ярило, Неуёмный, бесшабашный, бог кипящей страсти, Повелитель по природе, небу неподвластный. Только вот Перун проведал! Столько гневу было! Нервы молний и раскаты! Тучки громом смыло.

Славянство, по словам Государственного Гимна России — предками данная мудрость народная — достоинство славянских народов и великое наследие Руси. Традиция русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений предков.

Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции.

Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену. Повивальные бабки много знали о жизни, и Русы особо их почитали. В этот день принято чествовать повивальных бабок.

Им приносили подарки и угощения, пироги, блины и другие кушанья. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее христианская церковь стала отмечать в этот день праздник «иконы пресвятой Богородицы». Никто не обходился без повитухи. Бабка пособляла роженице.

И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи русской старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по Солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой безсмертником, бабка радела о лёгких родинах. А ещё, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечёру и учила их славить Рождество Коляды, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие.

Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь... И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей… «Подайте коровку, маслену головку, на поду печёну, коровку золочёну! И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай!

Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе! И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение.

Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время. Наблюдали и за приметами. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза.

А вот безпрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели. В этот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы по Древнерусской астрологии Близнецы — в современной астрологии Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.

Языческие праздники славян в 1-ой половине января

Славянские календари и праздники Велес (Волос). В древнерусской языческой мифологии бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна.
Славянская мифология праздники декабрь. В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ Славянская религия (славянское язычество, славянская мифология) — комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до введения в 988 году князем.
ЯНВАРЬ — «ПРОСИНЕЦ»[]. Славянская мифология Славянская мифология. Россия Поэтическая Эстафета. Рождение Бога Коляды.

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ.

Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов Календарь славянских праздников представляет собой список основных важных, ключевых дат. В данном списке все даты разбиты по месяцам с указанием названия.
Традиции и обряды: Мара Зимняя и Васильев вечер 13 января 7 Января – День Солнца – Дажьбога – древнейший славянский праздник, в который величали и поклонялись Светлому Богу Даждьбогу. Сам день назвали Даждьбожьим.

Славянский календарь Коляды Дар

Цикл славянских праздников Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость Земли-Кормилицы. Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года. Январь — Просинец.

Что же еще означает слово «Овсень»? Овсень — это также праздник, канун Нового года но это уже в более позднее время, когда новый год стали праздновать 31 декабря, а «по старому стилю» — 13 января. И здесь Овсенем называли хвалебную песню, которую исполняли во время хождения по домам фактически современные колядки , каждого участника этих песен и «дар», который давали за песню.

Сам обряд назывался иногда «овсеканьем». Коляда, Овсень… у древних славян было много богов и мифологических персонажей, которые так или иначе связывались со сменой времен года. Однако, к примеру, Владимир Иванович Даль на основе собранного им этнографического материала полагал, что Овсень — 1 марта по одному из календарных стилей Новый год в Древней Руси начинался именно с приходом марта. В связи с этим утверждением становится логичным тот факт, что в некоторых народных песнях Овсень — бог весны. Важно отметить, что относительно этимологии происхождения слово Овсень не имеет на данный момент единой теории, многие исследователи здесь расходятся во мнениях. Одни полагают, что Овсень примеры теорий даны не в хронологической последовательности происходит от «овес», что в некоторой степени логично, учитывая, что Коляда, Овсень — образы, явно связанные с урожаем.

Убита Велесом. По одной из версий, он же - Вакх, восточнославянское соответствие Диониса. По другой версии, не исключена также и связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит или с табуированными именами, производными от имени Перуна.

Существует версия, согласно которой Переплут является одной из ипостасей Хорса. В столь запутанных разночтениях могут скрываться различные представления людей из разных языческих племен, а также позднейшие по времени наложения функций одних богов на схожие функции других - по каким-либо параметрам близких - богов. Сын Сварога сварожич.

Супруг Дивы-Додолы и по одной из версий отец Дажьбога. Боролся с Скипер-зверем, Морским Царем и Велесом. После крещения Руси славяне многие свойства Перуна "передали" Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.

Перун так же сохранился и в славянском фольклоре - в образах Ильи Муромца и Егория Храброго. Также богу-громовнику Перуну, как рушителю облачных гор и лесов, в народном фольклоре были присвоены прозвания "Валигора" и "Вырвидуб". Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородой, вооруженным мечом и палицей, или также - луком и стрелами, и восседающим на пламенной колеснице.

Пущенная им стрела поражает тех, в кого бывает направлена, и производит пожары. По мифологическим представлениям славян, громовые стрелы Перуна, разя из туч, входят далеко в глубь земли, а через три или семь лет возвращаются на ее поверхность в виде черного или темно-серого продолговатого камушка: это или сосульки, образующиеся в песках от удара молнии, или белемниты, известные в народе под именем "громовых стрелок" и почитаемые за верное охраняющее средство против грозы и пожаров. Мифы представляют бога-громовника кузнецом и пахарем; раскаленное железо, сошник и камень - символические знамения его молний, заряженное ружье - позднейшая замена Перуновой стрелы или палицы, кипучая вода равносильна воде небесных источников, приготовляемой в грозовом пламени.

Во время грозовых дождей середины лета славяне-язычники отмечали "Перунов день", когда Перун являлся со своими молниями и орошал землю дождями. Молнии были его оружием - меч и стрелы; радуга - его лук; тучи - одежда или борода и кудри; гром - далеко звучащее слово, раздающееся свыше; ветры и бури - дыхание. Бог прекрасной погоды, представляемый молодым и румяным с добрым характером; также и бог плохой погоды, представляемый старым и хмурым со сварливым характером.

В правой руке у него рог изобилия, а в левой - посох. Брат-близнец Лели, второй сын богини любви Лады. Полель изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге.

Он благославлял людей на будничную жизнь в тернистом семейном пути. Также - охранительница полей, засеянных рожью; носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам. Он же - свирепый бог непогод и бурь: "там Посвист; бурями, как ризой, вкруг увитый".

В сказках Посвиста иногда заменяет Соловей-разбойник, воплощающий разрушительную силу ветра. Так же: богиня правды, честности, верности клятве. Дочь Суда и сестра Кривды.

ПРАВЬ - одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону совокупности законов и существует Вселенная.

Подробнее: Правь, Явь, Навь. РА - по одной из мифологических версий, река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку "Вашу" , отделяющую Явь от небесного царства.

РАМХА - санскр. Брамо, слав. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.

Славяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника гостя , явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местного очага, бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и также торговли вообще. Славянский Радогощ Радигость изображался с головою буйвола на груди.

РАРОГ - сокол. Огненная, солнечная птица. Воплощение инкарнация Сварожича-Семаргла.

Рарог, по народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Также представлялся и в виде огненного вихря. Известны по греческим, скифским и индийским мифам.

Вначале Род был заключен в "мировом яйце" в самом себе , потом разбил его "Big Bang". Именно Род породил Вселенную и Ею же является - бесчисленное множество звездных миров, а так же наш земной мир. Так как Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - мы зовем Природой.

Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нави. Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней.

Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля. Бог "растворился" в своем творении умер , прежде родив размножившись на Ладу и Сварога - Небесную Мать и Небесного Отца, который - Сварог - и закончил миротворение и стал хозяином земного Мира...

Род - безличное и поэтому никак не изображавшееся божество славян, "отец и мать всех богов" Сварог - мужская ипостась Рода, Лада - женская. Род - условно и "сатана" и "бог" в одном лице по теме см. Изображался в виде человека в размышлении, упершего в лоб указательный перст правой руки, в левой же руке - щит с копьем.

Рожаницы Матери-Родихи олицетворяют женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животному миру. Рожаницы - девы судьбы, присутствующие при рождении детей; вещие предсказательницы судьбы новорожденных и помощницы в родах. Они подходят к постели только что разрешившейся матери; каждая из них держит в руках по горящей свече - знамение того светоча, которым возжигается пламя жизни, почему и называют их кресницами возжигательницами, от "крес" - "огонь".

Состоят в таинственной связи со звездами. Всего рожаниц было три, позднее - семь. РОСЬ - дочь Днепра, русалка.

По одной из мифологических версий, прародительница русских людей "русские", то есть - "потомки Роси". По одной из версий, это вариация имени Яровита Ярилы. Статуя бога Ругевита стоял в городе Карензе на острове Рюгене, сделана была из огромного дуба, а храм представляли стены из красных ковров или красных тканей.

Богов, которых считали своими предками, покровителями и воинственными защитниками племени, изображали с ярко выраженными мужскими атрибутами, с оружием. По описанию Саксона Грамматика, кумир Ругевита был сделан из дуба и представлял бога с семью лицами, которые все были на шее и соединялись наверху в одной голове; на поясе у него висело семь мечей с ножнами, а восьмой, обнаженный, держал он в правой руке своей. Деревянные и бронзовые статуэтки этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на лодиях.

А большой деревянный кумир Руевита стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая от всякой напасти. Руевита чествовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних славян обозначала его неуязвимость.

САДКО - русский былинный герой, сохраняющий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу "золотые перья" в Ильмень-озере, с помощью Морского царя выигрывает заклад и становится "богатым гостем".

Садко снаряжает торговые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко играет для него, тот пускается в пляс, отчего волнуется море и гибнут мореплаватели.

Садко прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр выбирает, по совету Миколы, Чернаву. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается на берегу реки Чернава.

Одновременно возвращаются его корабли. В отличие от земного, небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разделяет небесная Ра-река. Сложно устройство этого Колеса: оно укреплено у Полярной звезды или Седава-звезды, на Стожаре-Стлязи - небесной оси.

Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное, ведомое только мудрецам вращение, длится около 27-ми тысяч лет - это "один космический год" астролог. И приводит это вращение к тому, что медленно "плывут" зодиакальные созвездия в частности, нынешняя Полярная звезда не всегда была именно "полярной" и не всегда ею будет оставаться.

Период в примерно 27 тысяч лет - это время именуют Сутками Сварога. Они делятся на двенадцать зодиакальных эпох, каждая из которых продолжается чуть более двух тысяч лет. Солнце движется по поясу солнопутья и переходит за одну зодиакальную эпоху из одного знака зодиака в другой.

Ныне мы живем в лютую эпоху Рыб, но вот уже скоро близится эпоха Водолея. Вычисляет продолжительность эпох и длительность Дней Сварога бог времени и звездочетов - Числобог. Медленно вращается Колесо Сварги.

Его движет сам Перун Сварожич. Числобог говорит ему числа, а Перун следит за вращением Звездных Колес. Переходят стрелки Космических Часов из одного знака зодиака к другому.

И в новом знаке, в новую зодиакальную эпоху, силы Космоса проявляют себя согласно Закону, данному Сварогом. Так же бог Творец. Супруг Лады и отец богов.

Он завершает творение Вселенной, устраивает "поднебесную"; утверждает двенадцать столпов, подпирающих небосвод; достает с помощью уточки Землю из первичного Океана. Верховный владыка Вселенной, родоначальник светлых богов или, как называли его славяне - великий, старый бог, прабог, в отношении к которому все другие представлялись его детьми. От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня, вод.

В хронике Гельмольда упоминается: "Между различными божествами, во власти которых состоят поля и леса, печали и наслаждения, славяне не отрицают и единого бога на небесах, повелевающего прочими. Он самый могущественный, заботится только о небесном; а прочие боги, исполняющие возложенные на них обязанности, происходят от его крови, и чем кто знатнее, тем ближе к этому богу богов". Отец Солнца и Огня, Сварог также - небесный кузнец.

Когда он ударил молотом по "бел-горюч камню", родился бог огня Семаргл сварожич , а так же все небесные Ратичи воины-сварожичи. Сварог населил Землю, создал первых людей, научил их кузнечному ремеслу, дал им законы. Статуя Свентовита также стояла и в святилище в городе Арконе на острове Руян Рюген.

По свидетельству Саксона Грамматика: "в богатом арконском храме стоял огромный кумир Святовита, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином". Четыре стороны Святовита обозначали четыре стороны света и поставленные с ними в связи четыре времени года восток и юг - царство дня, весны, лета; запад и север - царство ночи и зимы ; борода - символизировала облака, меч - молнию. Также, по сведениям Гельмольда и Саксона Грамматика, при Арконском храме содержался в большой холе и почете белый конь, посвященный Световиду, а возле статуи этого бога висели седло и удила.

Ездить на "Святовитовом Коне" было строго воспрещено, вырвать хоть один волосок из его хвоста или гривы признавалось за великое нечестие, только жрец мог выводить и кормить его. По мифологическим представлениям, Световид садился ночью на своего коня и выезжал поражать врагов. Вместе с тем Световид признается и богом плодородия - к нему также воссылались и мольбы об изобилии плодов земных, а по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем урожае.

Западные славяне чтили петуха как птицу Святовита: как представитель дневного рассвета, огня и молний, в мифических сказаниях петух изображается блестящею красною птицей, а аылающий огонь доныне называется "красный петух". У хорватов он прямо называется "Перуновым цветом", у хорутан - "солнечник", ибо, по их представлениям, он расцветает тогда, когда весеннее солнце победит Черного Волка покровителя зимы. О папоротнике рассказывают, что цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем; показывается этот цветок в то же время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками.

На смельчака, который решится овладеть этим цветком, духи могут навести непробудный сон или оковать его страхом. Но овладев им, "все узнаешь, что где есть или лежит, или делается, и как, куда и в коем месте; просто сказать - все будешь знать; сия трава самая наисильнейшая над кладами - царь над цветами". Подобен греческому Атланту.

Отождествляется с исполином необычайной силы, обитающим в святых горах то есть в тучах. Этот вселенский центр является и средоточием всех космических знаний, проекцией которых является Алатырь-камень. Звезда Седава и Алатырь-камень, проекция этой звезды, вместе составляют своеобразную ось, проходящую через центр Вселенной.

Достаточно начать вращение этой оси, и мы получим то самое пахтание, о котором говорится в песне вещей птицы Гамаюн. По песне, великий Род Алатырь-камнем используя вселенские знания «пахтает» молоко плазму , и из него рождается масло - Земля-матушка. Дый родил Чурилу.

Семаргл - сварожич сын Сварога. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную.

Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался черный выжженный след.

В первой битве светлых и темных сил он вместе со своим отцом Сварогом победил Черного Змея Чернобога. Его инкарнацией является птица Рарог так же: сокол, птица Солнца. СИТОВРАТ - один из художественных образов Велеса: изображался в виде старца с палкою в руках, которой он разгребает кости умерших; под правою его ногою были видны муравьи, а под левою сидели вороны и другие хищные птицы.

Сирин от головы до пояса - человек, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает; унаследовала от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Главный противник Перуна.

Вначале он победил Перуна и закопал его в землю.

Однако реконструкция уровня генеалогических героев допустима и для праславянской мифологии. Более древние истоки имеют персонажи, выступающие как противники этих героев, например в змееподобные чудовища, поздними вариантами которых считаются Соловей-разбойник и Рарог-Рарашек. Предположительно праславянским является мифологический сюжет о князе-оборотне, от рождения наделённом знаком волшебной власти — сербский эпос о Вуке Огненном Змее, восточнославянский эпос о Всеславе. Восточнославянская мифология Ранние сведения о восточнославянской мифологии известны из русских летописей. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич в 980 году попытался создать общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши: Мифология балтийских славян Наиболее подробными являются сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны.

Известны отдельные божества, связанные обычно с локальными культами. Возможно, боги балтийских славян не были объединены в пантеон, в отличие от восточных славян. Относительно много известно из западноевропейских хроник о культе богов. Имеются описания культовых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и др.

День Великого Покоя

Со всей деревни в доме повитухи собирались девицы, беременные молодухи и женщины, в ближайший год родившие ребенка, вместе со своими малышами. В дар «бабке» они несли преимущественно продукты и напитки — выпечку, фрукты, квас и медовуху. Из принесенных яств собиралось обильное застолье, на которое повитуха выставляла главное обрядовое блюдо — особую кашу «рожаницу», сваренную из гречихи либо проса, основательно сдобренную яйцами, сливками и коровьим маслом, и украшенную ягодами, орехами и маком.

Некоторые были переиначены, сдвинуты с даты и названы по другому. Смена календаря, где даты оказались сдвинуты вперед. Мы часто видим 2 даты, в том числе и при изучении истории.

Где одна указана по старому стилю, а другая по новому. Одни источники пользуются старым календарем, в указании праздников, другие новым и пойди разберись где какая, если автор не указал изначально. Для нас стары стиль — лишь упоминание в истории, родились и выросли при новом, поэтому дата указана по современному календарю. Перечисленные здесь причины не единственные, но основные. Мысль ясна, приступим к праздникам славян потерянным во времени.

Многие до сих пор сохранились в тех или иных формах. Существуют малые народности сохранившие традиции и по сей день. Январь Просинец 1 января — день морока. Издревле люди верили что в этот день по селениям ходит Морок, способный наслать морозы. Чтобы задобрить повелителя холодов люди оставляли за окном различные угощения.

В современном мире Карачун или Морок превратился в доброго дедушку мороза который является символом нового года и раздает подарки. Такое преображение произошло лишь в 19 веке. На 1 января девушки часто совершают различные обряды, гадают на будущее и создают обереги для дома. Издревле турицы были посвящены тотемному животному — туру в северных регионах оленю. Тур как олицетворение союза Велеса и Перуна.

Не обходился праздник без молодецкого разгула где было место и удаль молодецкую показать и песни попеть да поплясать. Где двушки пытались узнать свое будущее и гадали на суженного. Также в ночь с 6 на 7 января — малый водокрес. Праздник посвящен повивальным бабкам, помогающим появиться на свет новорожденным. В эту дату вспоминают о 2 событиях.

Как Велес обманом похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. От их связи позже родится Ярило — бог летнего солнца. Вторая легенда гласит о том, как кощей похитил Марену у Даждьбога. Часто связан образ Интры с змеями. Олицетворяя солнце навьего царства, он тем не менее бился с Волхвом и Перуном за силы света.

Также интра олицетворяет доблесть воинов и силу воли к победе. Праздник выпадает на середину зимы. Считается что с того дня морозы понемногу начинают терять свою силу. На праздник просинец вспоминают о огне, подаренном людям погибавшим в темные времена оледенения. Крышень принес людям огонь, позволивший выжить.

Кроме огня он подарил людям и волшебный напиток богов — сурью. Издревле морозом считали Велеса, его зимнюю ипостать. По легендам он был женат на дочке Марены и Кощея — снежной царицы. А снегурочка была их дочерью. По своему этот день считался днем условного завершения зимнего периода, когда годовой цикл уже начинал поворачивать в сторону радостной да теплой весны.

Февраль Лютень 2 февраля — громница. Именно в этот день возможно услышать раскаты грома и увидеть молнию. Считалось что в этот день Велес «сшибает рог с зимы». Этот день почитался как битва Велеса и Морены. Часто можно наблюдать метели и усиление морозов.

Также в Велесов день совершали обряд «изгнания коровьей смерти». День когда лютая зима с весной-красой встречается. После сретения солнце начинает набирать силу, а зима лютует морозами перед тем, как теплу сдастся. В этот день крестьяне начинали готовиться к началу полевых работ, чинили испортившуюся утварь, готовили инвентарь. Отсюда пошла поговорка «готовь сани летом, а телегу зимой».

Важно чтобы к наступлению весны все уже было готово к работе. Ведь времени приводить инвентарь по весне не будет. Второе название даты — «стрибожьи внуки». В этот день почитали богов Нави, последние дни холодов перед скорым наступлением весеннего тепла.

Мара: Тайны и секреты богини В древности славяне поклонялись множеству божеств, воплощавших различные аспекты природы, жизни и смерти. Среди этого разнообразия выделяется одна из самых загадочных и мистических богинь славянского пантеона — Мара. Ее образ пронизан тайной, символикой и глубоким уважением к силе жизни. Мара, иногда также известная как Марена или Морена, предстает перед нами как богиня судьбы, любви и смерти.

Ее имя имеет корни в древнеславянском языке и переводится как «смертельная» или «погибельная». Это связано с тем, что Мара играет важную роль в цикле жизни и смерти, воплощая в себе как благословение, так и испытание. Мара часто изображается как красивая женщина с густыми волосами, обычно в темных оттенках, что символизирует ее связь с тайной и загадкой. Она держит в руках птицу, символизирующую душу, и часто сопровождается змеей, представляющей цикл жизни и смерти. В ее образе сочетаются и красота, и страх, что подчеркивает ее многогранный характер. Мара несет на себе ответственность за управление судьбой и жизненным циклом. В ее власти решение о том, кто родится, кто умрет, и какие испытания ожидают человека на своем пути. Она также является богиней любви и страсти, внося свою долю в сложные отношения между людьми.

Славяне отмечали различные праздники в честь Мары, сосредотачиваясь на благоприятных аспектах ее сущности. Весенние и летние празднества часто сопровождались обрядами, посвященными Маре, в надежде на процветание и удачу. Славянская мифология и богатый пантеон, включая образ Мары, продолжают вдохновлять исследователей, художников и поклонников мистики в современном мире. Ее символика пронизывает литературу, искусство и даже видение современных религиозных движений. В заключение, Мара остается одним из наиболее увлекательных и загадочных персонажей славянской мифологии. Ее образ напоминает нам о том, что жизнь и смерть, любовь и потеря, неразрывно связаны, и в этом бесконечном цикле мы находим глубокие истины о человеческом существовании. Магия Зимней Мары: Традиции и Поверья Мара Зимняя — священный день, когда в полную силу проявляет себя, повелительница зимних холодов. Этот день считается «страшным» для людей и опасным для всего живого.

Фольклорные сведения об этом дне весьма скудны, поскольку он не является государственным праздником. Известно, что это один из самых «неблагоприятных» дней в году. Для современного россиянина этот день называется «старым Новым годом». Этот день не отмечается сегодня, и фольклорные данные о дне очень ограничены. Это считалось одним из самых «несчастных» дней года. Вероятно, те, кто будет праздновать Старый год, не согласятся с этим. Мара-Морена — богиня зимы, темный лик Великой Богини-Матери, властвующей над смертью. По приданьям в Белоруссии, старшая сестра-Трясовица, прикованная 12 цепями к подземному жилищу, выводит своих сестер на землю в явный мир , чтобы «спрятаться».

Чтобы спастись от «незваных гостей», люди утром омывают косяки дверей освященной или заговоренной водой, запирают двери, закрывают окна, занавешивают шторами и заговаривают их молитвой. Вечером в деревне жители ставят для домового кашу и молоко, хлеб и обещают ему все хорошее.

Авсень — мифологический персонаж, основное действующее лицо ритуала, связанного с празднованием Нового года или Рождества Христова.

Вероятно, его имя восходит к древнерусскому корню «усинь» — «синеватый», встречающемуся в названиях зимних месяцев например, просинец — январь. Другие исследователи считают, что слово «Авсень» происходит от слова «сень» свет. С приходом Авсеня прибавляется день и начинается светлая часть года.

Славянские праздники до крещения руси

Это были коренные славянские названия первого летнего месяца. Мифы — рассказы о предках — составляли духовное сокровище племени. Славянскую мифологию называют языческой. Что же такое язычество? Как славяне праздники праздновали, как встречали коляду C овсенем. В славянской мифологии Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Календарь славянских праздников представляет собой список основных важных, ключевых дат. В данном списке все даты разбиты по месяцам с указанием названия. Иначе говоря, славяне совершали те же ритуалы, которые в наши дни православные верующие исполняют в день Крещения – 19 января.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий