Различия культуры русских и татар

В отличие от татар, русские обладают своими особыми чертами характера. Часто русские считаются более сдержанными и некрасноречивыми. Русская культура сконцентрирована на индивидуальности, самостоятельности и независимости. Изучение обозначенной проблемы осуществлялось в рамках кросс-культурной исследовательской парадигмы на материале трех народов (русские, мордва и татары), традиционно проживающих на территории Республики Мордовия (далее по тексту – РМ). Религиозные традиции татар и русских имеют свои сходства и различия. Татары, как и русские, исповедуют ислам, который стал главной религией среди татарского населения в XIV веке. русские делают вид,что верят в Бога. татары делают вид,что верят в Аллаха. больше ничем не отличаются.

Сходства между татарскими и русскими народами и отсутствие параллелей с башкирской культурой

Русская и татарская культуры имеют свои особенности, которые проявляются в языке, религии, традициях и обычаях. Одно из ключевых различий в культуре русских и татар является религиозная принадлежность. В итоге, различия в культуре и языке татар и башкиров являются причиной их некоторой отдаленности от русской культуры и языка. Это делает их похожими на русских только внешне. Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России. Русская и татарская культуры имеют свои особенности, которые проявляются в языке, религии, традициях и обычаях. Одно из ключевых различий в культуре русских и татар является религиозная принадлежность. Существует несколько теорий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской версии. Одним из важных моментов в истории отношений русских и татарами является завоевание Казанского ханства русскими войсками в 1552 году. Это событие привело к прекращению политической независимости татар и принесло влияние русской культуры и права.

Русские Татары

Татары — один из крупнейших тюркских народов, проживающих на территории России. Их история насчитывает более 1000 лет и богата событиями, повлиявшими на формирование татарской культуры, традиций и образа жизни. В КФУ предполагают, что термин «татары» ввели тюркские и монгольские народы Центральной Азии. Впервые он упоминается в шестом веке нашей эры и немного отличается от укороченной современной версии: «отуз-татар» или «токуз-татар». РЕЦЕНЗИИ и ОТЗЫВЫ кандидатов и докторов наук на статьи, авторефераты, диссертации, монографии, учебники, учебные пособия. Академия Естествознания готовит к изданию реестр новых научных направлений, разработанных российскими учеными. Библиотека рефератов и сочинений. Наименование работы: 'Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта'. Работа находится в категории: 'Социология'.

Почему татары похожи на русских а башкиры нет

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Россия — это удивительная страна с богатой историей и диверсифицированными культурами. Среди различных этнических групп, населяющих Россию, русские и татары являются самыми многочисленными.
Чем татарки физически и культурно отличаются от русских: сравнение народов В КФУ предполагают, что термин «татары» ввели тюркские и монгольские народы Центральной Азии. Впервые он упоминается в шестом веке нашей эры и немного отличается от укороченной современной версии: «отуз-татар» или «токуз-татар».
Татары в России: история, культура и традиции народа Национальный костюм татар — это не только цветастая красота, но и способ передать наследие и культуру предков. Религиозная традиция татар — это ислам, в отличие от православия, которое исповедуют русские.
Обрусевшие или же русскоязычные? Различия культур народов России в контексте их влияния на экономическое, трудовое поведение, социально-экономи-ческую адаптацию к меняющимся условиям анализируются историками, этносоциологами и антропологами.

Чем татары отличаются от русских: культура, традиции, язык

Изучение обозначенной проблемы осуществлялось в рамках кросс-культурной исследовательской парадигмы на материале трех народов (русские, мордва и татары), традиционно проживающих на территории Республики Мордовия (далее по тексту – РМ). «Татары уважают людей, старших и малых», «держат обряды», и «они более верующие, чем русские». Таким образом, можно отметить, в особенности у русских ребят, определенную долю негативизма в отношении к татарской национальности. Русская и татарская культуры имеют свои особенности, которые проявляются в языке, религии, традициях и обычаях. Одно из ключевых различий в культуре русских и татар является религиозная принадлежность.

Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта

У мужчин она выше колена и не отличается обилием украшений. Женщины носят длинное платье-кульмек, украшенное вышивкой, орнаментом или аппликацией. Тогда же появляются широкие шаравары. Получают распространение приталенные камзолы, распашные стеганные, длинной до колен бешметы и слегка приталенные чекмени с прямыми спинками. Головной убор —калфак На ногах сапоги-ичиги Основные цвета — салатный , голубой, зелёный , розовый. Основу русского костюма составляла тоже рубаха.

Русский народ считал, что красный цвет мил на весь свет. Для них он был цветом солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. Поэтому русская рубаха была красного цвета. Она была прямой и длинной, приталенной или собранной под широкий мягкий пояс. В русском костюме кроме рубахи присутствует понева - полотнище ткани, заменяющее юбку, а также сарафан.

Первые сарафаны были как с рукавами, так и без них. А рукава являлись съемными. К большой радости любительниц сарафанов, они и по сей день остаются в моде. Неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма, как у татарских , так и русских женщин был передник.

Обязательно посети его, чтобы насладиться потрясающим видом на Волгу и зафиксировать величие его красивых зданий на фото. Посети его спектакли - от традиционных до современных, каждый найдёт что-то для себя. Тогда заходи в этот торговый центр за великолепными татарскими изделиями, от ручной работы до сладостей! Загляни в этот музей-ресторан и пригуби ароматный чай, пробуй блюда, узнавай об их истории и культурном значении. Посети этот исторический остров, который когда-то был ключевой военной крепостью, а сейчас превращен в живописное место. Не забудь сфотографироваться с гигантской деревянной скульптурой Ивана Грозного. Неважно, сколько слов на татарском языке ты знаешь, главное - подходить к местному населению с уважением и интересом. Построение прочной дружбы: признание в культуре Урок 7: Построение прочных дружеских отношений: культурное признание Добро пожаловать на заключительный урок нашего курса «Как подружить русских с татарами»! Понимание культуры Чтобы по-настоящему ценить и общаться с кем-то из другой культуры, важно понимать их происхождение, убеждения и ценности. Найдите время, чтобы узнать об обычаях и традициях ваших татарских друзей. Вы также можете поделиться с ними своим культурным наследием и опытом. Это не только поможет вам лучше понимать и ценить друг друга, но и укрепит вашу дружескую связь. Уважение и терпимость Один из важнейших ключей к построению прочных дружеских отношений — это уважение и терпимость. Поймите, что могут быть разные образы мышления или поведения, которые могут показаться необычными или незнакомыми, но всегда подходите к ним непредвзято и без суждений. Культурный обмен Культурный обмен — отличный способ углубить свое понимание другой культуры. Попробуйте поучаствовать в местных татарских мероприятиях или пригласите своих татарских друзей на русские мероприятия и традиции. Это даст вам обоим возможность учиться друг у друга и ценить культуру друг друга. Вы также можете попробовать вместе принять участие в новых мероприятиях, например, посетить музеи, посетить концерты или попробовать себя в новом деле. Это создаст новые воспоминания и опыт, которыми вы сможете поделиться вместе.

Традиционная религия татар — ислам суннитского толка, за исключением небольшой по численности группы христиан - кряшен, обращенных в православие в 16-17 веках. И русские, и татары являются урбанизированными нациями. Башкиры башкирцы также являются тюркским народом, по своему языку очень близким к татарскому. Согласно башкирским народным преданиям, они поселились на своих нынешних землях примерно 1000 лет назад. О башкирах как о самостоятельном народе упоминают уже арабские и персидские путешественники 9 — 13 веков. Есть разногласия между учеными относительно происхождения башкир. Некоторые историки считают их финно-угорским народом, впоследствии принявшим монгольский тип, другие производят их от булгар. Существует мнение, что этот народ является родоначальником мадьяр. Флоринский приходит к выводу, что башкиры — племя тюркского происхождения, весьма близкое татарам. К психологическим характеристикам башкир можно отнести исполнительность, аккуратность, высокую психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях, неприхотливость, некоторую замкнутость в общении, высокое чувство ответственности, выражающееся в башкирской пословице «Умел дать клятву, умей и сдержать ее». Следует отметить, что русские, татары и башкиры имеют длительный опыт совместного проживания на территории Волжско-Уральского региона. Многочисленные повороты истории России в равной степени затронули судьбы всех трех народов, что не могло не сказаться на общности ряда их характеристик и ментальности. Так, Б. Алишев в своем исследовании ценностей татар и русских, говорит, что, несмотря на этнокультурные различия язык, культура, религия и т. Вам будет интересно - Контрольная работа: Стимулы учебного процесса, их эффективность Однако при всем сходстве образа жизни и политико-экономических условий, все же отмечаются различия в их ценностно-мотивационной сфере, системе отношений и других социально-психологических характеристиках. Согласно исследованиям Б. Алишева, о котором говорилось выше, в структуре ценностей молодых людей русской национальности заметен определенный уклон в сторону «романтических» ценностей природа, дружба, справедливость, свобода и др. Данное исследование еще раз подтверждает тезис о том, что даже при сходстве внешних условий существуют различия, обусловленные влиянием культурного своеобразия конкретного народа. Как отмечал Г. Шпет, каждый член группы в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида. Целью исследования был анализ специфики отношений между татарами, башкирами и русскими. Исследование проводилось в республиках Татарстан, Башкортостан и в Кировской области. В них приняли участие представители татарского, башкирского и русского этносов.

В социально-психологическом портрете татар выделяются такие черты, как лидерство и энергичность, самоуважение, а также склонность к соперничеству и критичность. Русские, по мнению представителей других этногрупп, также несколько авторитарны, склонны к соперничеству, прямолинейны и строги в оценках. То есть, как видим, профили всех трех этнических групп достаточно похожи по показателям авторитарности, эгоистичности, агрессивности и подозрительности. Показатели по доминированию у всех оказались выше, чем показатели дружелюбия. Это может свидетельствовать о том, что существует некоторое напряжение во взаимоотношениях, проявляющееся в борьбе за лидерство и желании защитить собственные интересы. Сопоставление результатов исследования по двум методикам позволяет предположить, что существует одинаковая тенденция в оценке межгрупповых взаимоотношений всеми опрошенными. С одной стороны, подчеркивается толерантность и доброжелательность по отношению к аут-группам, с другой — отмечается недостаток дружелюбия с их стороны. Другими словами, кажется, что «я отношусь к нему лучше, чем он ко мне». Это можно объяснить тем, что каждый из исследованных этносов достаточно консолидирован и в ситуации постоянного взаимодействия с другими сохраняет чувство «мы», которому соответственно противопоставлены «они». Ощущение своей этничности, этническая идентификация позволяет личности чувствовать свою кровную связь с большой группой людей, что усиливает ощущение защищенности и относительной безопасности в нестабильном обществе. Так этнос выполняет одну из основных своих функций — функцию психологической защиты. Этим, в частности, объясняется усиление этнических чувств в период социальных кризисов и изменений. Именно результатом психологических преломлений деления на «мы» и «они» и стало ощущение того, что «мы более дружелюбны и толерантны, чем они». С другой стороны, все три этноса, как отмечалось выше, обладают некими общими характеристиками, свойственными российской ментальности в целом. По мнению В. Ключевского [6], одной из таких характеристик является традиционное недоверие российских деловых партнеров друг другу. Он говорит в данном случае об особенностях российского бизнеса, однако бизнес является отражением определенных стереотипов, в данном случае, привычки не доверять. Ключевский отмечает, что для российского предпринимательства всегда было характерно весьма невысокое доверие партнеров друг другу. В силу этого изначального недоверия к партнерам российский бизнес, по В. Ключевскому, развивался как бизнес семейный, когда партнерство формировалось прежде всего на основе кровного родства, которое должно было выступать дополнительным гарантом деловых партнерских отношений. Развивая эту мысль, можно предположить, что при построении партнерских отношений с представителями других национальностей российский человек более склонен доверять тем, с кем его связывают узы крови. Этнос же является детерминантом кровного родства в широком смысле слова. При этом подчеркнем, что речь идет лишь о тенденциях, и ни по одному из показателей не было критических значений. Кроме того, анализируя высказывания респондентов, можно говорить о достаточно спокойной межэтнической ситуации на данный момент. Однако полученные результаты напоминают о том, что в любом полиэтническом обществе следует обращать особое внимание на национальные настроения. В этом вопросе необходима гибкая и продуманная в сфере межэтнических взаимоотношений политика. Не умаляя значимости каждого конкретного этноса в истории и культуре, все же необходимо сосредоточиться не на выявлении различий между представителями отдельных этнических групп, а на нахождении общих, объединяющих фактов истории, культуры, психологии. В этой связи особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения. Тем более, что многие ученые говорят о культурной близости народов, населяющих Волжско-Уральский регион, что является следствием долгого исторического пути, который эти этнические группы прошли вместе. Литература Алишев Б. Казань, 2003. Судьба России. Бромлей Ю. Народы мира: Историко-этнографический справочник. Галимова Э.

Обрусевшие или же русскоязычные?

Торговля, о которой мы уже говорили, является начальным средством перенесения материальной культуры татар на русскую почву. Достаточно сказать, что русское слово «таможня» ведет свое начало от татарской тамги, что значит пошлина, клеймо. Каждый народ имеет свою историю происхождения, традиции, культуры, язык, особенности быта и отличия присущие только ему. Однако несмотря на все различия в характере, татары и русские живут в мире и сосуществуют в России уже многие столетия. Это подтверждает, что у нас есть то, что объединяет нас — любовь к своей Родине, уважение к культуре и традициям друг друга. реферат по теме 'Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта'. Однако несмотря на все различия в характере, татары и русские живут в мире и сосуществуют в России уже многие столетия. Это подтверждает, что у нас есть то, что объединяет нас — любовь к своей Родине, уважение к культуре и традициям друг друга.

Межэтнические отношения русского, татарского и башкирского народов

В этих условиях проявлялись воинская доблесть, отвага и патриотизм. Даже враждебные славянам иноземцы признавали, что этот народ отважен до безумия, храбр и силен. Важные черты русских — человеколюбие и терпимость, высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, неприхотливость и др. Испокон веков русский народ славился хлебосольством и гостеприимством. Однако М. Рогов и С. Дырин [10] отмечают такую особенность ментальности народа, как стремление уйти от ответственности, ориентированность на подчинение сильной власти. По мнению авторов, эта специфика является одной из базовых характеристик менталитета среднего россиянина и не как простое следствие социалистического этапа российской истории, скорее наоборот, победа большевиков в России была обусловлена этим извечным поиском покровительства, свойственным русскому человеку. Данная мысль подтверждается высказыванием известных российских философов Н. Бердяева и В.

Розанова, которые отмечают некое «женское начало» российского менталитета, проявляющееся в стремлении избежать ответственности и подчиниться сильной власти. О подчинении русских власти говорил также Ф. Энгельс, сравнивая их с западноевропейцами. При этом он отмечал, что русские никогда не поддаются панике, хорошо сложены, обладают хорошим здоровьем, могут пить и есть почти все, но в то же время нетребовательны и удивительно послушны. С другой стороны, тот же Н. Бердяев [3] пишет, что при всей своей покорности и долготерпении Россия одновременно и самая анархическая страна в мире. Русский человек, возлагая на власть ответственность за решение собственных жизнеполагающих вопросов, в то же время не уважает власть, не испытывает к ней того пиетета, который свойственен, к примеру, восточным культурам. Татары как нация сформировались во второй половине 19 века, когда многие локальные этнонимы моселман, казанлы, болгар, мишэр и др. На сегодняшний день татары обычно делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар.

Как отмечалось выше, это крупный этнос, занимающий по численности в Российской Федерации второе место после русских. Татары — целостная и сплоченная в культурном отношении этническая общность. Всех их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, с высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства. Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Традиционная религия татар — ислам суннитского толка, за исключением небольшой по численности группы христиан - кряшен, обращенных в православие в 16-17 веках. И русские, и татары являются урбанизированными нациями. Башкиры башкирцы также являются тюркским народом, по своему языку очень близким к татарскому. Согласно башкирским народным преданиям, они поселились на своих нынешних землях примерно 1000 лет назад.

О башкирах как о самостоятельном народе упоминают уже арабские и персидские путешественники 9 — 13 веков. Есть разногласия между учеными относительно происхождения башкир. Некоторые историки считают их финно-угорским народом, впоследствии принявшим монгольский тип, другие производят их от булгар. Существует мнение, что этот народ является родоначальником мадьяр. Флоринский приходит к выводу, что башкиры — племя тюркского происхождения, весьма близкое татарам.

Татаарские девушки же носили вышитые калфаки. Наблюдая за современной модой, мы все больше и больше понимаем то, что время от времени мода возвращается к тенденциям прошлых лет. Поэтому мы решили разобраться, какие сходства прослеживаются между старинным костюмом и современной молодежной модой. Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие сходства. В древности у русских и татар основу костюма составляло платье из белой ткани.

Она носились с поясом. Рубаха по фасону принадлежали к древнему виду — туникообразному покрою. В наше время модно носить платья туникообразного покроя разных цветов и завязывать пояс. В платье рубашечного покроя из натуральных материалов современная девушка везде выглядит супер актуально: в театре, в офисе, на отдыхе. Как и прежде, удобно носить льняные платья-рубашки. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без платьев и юбок, отделенных кружевами. Прабабушками современных юбок были юбки-поневы, элемент русского костюма. Девушки любят носить меховые и трикотажные шапочки, по форме напоминающие калфак. Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.

Это является важной составляющей национального самосознания и способствует взаимопониманию и укреплению межнациональных отношений. Похожие традиции и обычаи Татарская и русская культуры имеют множество общих черт и сходств в традициях и обычаях. Долгое сосуществование на просторах России, обмен опытом и влияние друг на друга привели к появлению множества общих элементов в культурной сфере. Одной из общих черт является значимость семьи и родового быта. Татарская и русская культуры крепко связаны с семейными ценностями и традициями. Отношение к семье и родственникам является важной частью обоих культурных традиций. Семейные ценности, уважение к пожилым, забота о детях и традиции семейных праздников имеют одинаковую значимость как для татарского, так и для русского народа.

Важным аспектом традиций и обычаев татар и русских является религиозность. Татары чаще всего исламские верующие, в то время как русский народ преимущественно исповедует православие. Однако, в обоих культурах религия занимает важное место в жизни людей, влияет на повседневные обычаи и праздники. Общие черты в сфере религиозности позволяют найти общий язык и понимание между татарами и русскими. Татарская и русская кухня также имеют много общих черт. Оба народа любят использовать мясо, овощи и зерновые в своих блюдах. Культура гостеприимства и традиции угощения гостей также имеют большое значение для обоих культур.

Гостей встречают с хлебом-солью и проводят за стол в центре дома. Это обозначает теплоту и гостеприимство и является общей чертой для татарской и русской культур. Читайте также: Причины желтеющих нив и как справиться с ними Лингвистическое сходство и взаимопонимание Татарский язык и русский язык имеют некоторые общие черты, что облегчает взаимопонимание между татарскими и русскими говорящими. Оба языка относятся к индоевропейской языковой семье и используют алфавит на основе кириллицы. Это делает оба языка визуально похожими и позволяет говорящим одного языка легко ориентироваться в другом. Татарский язык и русский язык также имеют ряд общих слов и фраз, которые помогают взаимопониманию между говорящими. Например, многие основы слов в татарском языке и русском языке являются сходными или похожими, что облегчает установление общих значений слов и концепций.

То есть утверждает, что людей можно разделить по группам, исходя из их культурной общности. Такой метод был особенно популярен в СССР. Считалось, что человек уже рождается как представитель конкретной национальности. Поэтому и в паспортах у советских граждан обязательно была заполнена соответствующая строка. Научно-культурологический подход выделяет три территориальные группы татар: волго-уральская, астраханская и сибирская. При этом отдельно рассматриваются и крымские татары, которые к началу Советского Союза уже сформировались как единая самостоятельная нация. Развитие письменности и образования оказалось настолько высоким, что ученые стали их обособлять. Принцип разделения логичен — если татарин живет в Астрахани, значит он относится к астраханской группе татар, если неподалеку от Волги, то — к волго-уральской.

Но не все так просто — в каждой из групп есть еще разделение на субэтносы. Например, волго-уральские татары делятся на казанских, касимовских и татар-мишарей. И внутри них существует более мелкое деление. Среди татар-мишарей, к слову, выделяются северная, южная, лямбирская, приуральская группы и так далее. Различия в диалекте и схожесть с европейцами Татарский язык принадлежит к кыпчакской подгруппе западно-хуннской ветви тюркской группы алтайской семьи. К примеру, «соседями по подгруппе» являются казахский и башкирский языки. Татарский появился из синтеза языков волжско-камских булгар и кыпчакский половецких, куманских и тюркских племен. Его основу составляют именно кыпчакские компоненты.

Разговорный татарский язык делится на три диалекта: казанский, мишарский, восточный диалект сибирских татар. Кроме того, у татар из разных регионов — разный диалект. Но найти общий язык им всем будет не сложно: по грамматической структуре и лексическому составу все диалекты и говоры татарского языка имеют общие черты. Они отличаются лишь небольшими фонетическими особенностями и некоторой лексикой. В языке православных кряшен отсутствуют арабо-персидские слова, которые попали в татарский через мусульманские книги. Особенности внешности Внешность поволжских татар близка к европейской, но по сравнению с финно-угорскими народами, татары более монголоидны. Разделить их можно по нескольким типам.

Татары и русские один народ, или они просто похожи друг, на друга

Татарская культура богата и многообразна: татары считаются одним из народов с наиболее развитым понятием гостеприимства, имеют свою уникальную музыкальную традицию и узорчатую роспись, известную как орнаментика Золотой Орды. Русская культура также богата: она известна своими народными традициями, русской литературой и искусством. Важно отметить, что смешение культур и влияние исторических событий привело к формированию специфического характера, который можно наблюдать у татарских и русских народов. Некоторые общие черты — это гостеприимство и готовность помогать другим, но проявление этих черт может отличаться в зависимости от историко-культурного контекста. Также, татары и русские отличаются в своем отношении к времени: татары часто являются более гибкими и терпимыми к опазданиям и изменениям планов, в то время как русские обычно придерживаются более строгого расписания. Отношение к семье и традиции В татарской культуре особое значение придается семейным узам и отношениям. Семья считается основой общества, и поэтому татары обычно стремятся создать крепкую и гармоничную семью. Они уделяют большое внимание семейной жизни, взаимопониманию между членами семьи и воспитанию детей.

Традиции и обычаи также играют важную роль в культуре татар. Они отражают национальную историю, образ жизни и ценности народа. Татарские традиции включают в себя, например, праздники семьи, связанные с рождением, свадьбой и смертью. Эти праздники являются важными моментами в жизни татарской семьи и служат для поддержания семейных связей и укрепления родственных уз. Важным аспектом традиционной культуры татар является также гостеприимство. Татары обычно очень радушно принимают гостей и угощают их национальными блюдами. Это выражение уважения к гостям и признание их значимости в жизни хозяев.

Таким образом, отношение к семье и традициям является важным аспектом, отличающим татар от русских. Семья играет центральную роль в жизни татар, и они уделяют огромное внимание укреплению и сохранению семейных уз. Традиции и обычаи являются неотъемлемой частью татарской культуры и играют важную роль в формировании национальной идентичности. Социальная структура и общественные отношения Уральская душа татарского народа формировалась в условиях сложной социальной структуры и уникальных общественных отношений. В традиционном татарском обществе прослеживается иерархическая организация, основанная на родственных связях и принадлежности к определенной семье или племени. Центральным элементом социальной структуры татар была семья. Семья являлась основой общества и имела важное значение в формировании личности.

Субъективность восприятия приводит к искажению истолкования смысла действий представителей других народов. Основные особенности проявления гетеростереотипа: противоречивость, в зависимости от чувств симпатии или антипатии, которые испытывают носители гетеростереотипа к другому народу; проявление собственных психологических особенностей в значимых ситуациях; в ситуации сравнения, у этнофора может сложиться негативный автостереотип при довлеющем положительно стереотипе; гетеростереотип, как правило, отличает менее благоприятная оценка по сравнению с автостереотипом. Несмотря на то, что в Республике Татарстан исторически сложились доброжелательные взаимоотношения между представителями более чем десяти этносов, населяющих данную территорию, и происходит ассимиляция между ними, все же каждый этнос имеет этнический автостереотип.

Любой этнос имеет свои национально-психологические особенности, которые выражают главный смысл проявления национальной психики. Своеобразие психики представителей той или иной этнической общности является не следствием проявления каких-то неповторимых врожденных психологических черт, а результатом особого сочетания общераспространенных качеств, вызывающих специфическое реагирование на сходные воздействия окружающей среды и отличительное поведение [7]. Именно поэтому, несмотря на длительное совместное проживание и ведение примерно одинаковой хозяйственной деятельности, а так же урбанизацию и размытость этнокультурных границ, все же существует желание этносов сохранить свою самобытность [3].

Целью настоящей работы стало проведение эмпирического анализа этнических автостереотипов и гетеростереотипов у студентов Елабужского института Казанского Приволжского федерального университета различных национальностей. Задачами исследования были: с помощью контент-анализа изучить этнические стереотипы народов, проживающих на территории Поволжья и Прикамья; сравнить и сопоставить национально-психологические особенности исследуемых этносов; рассмотреть особенности автостереотипов и гетеростереотипов у различных этносов. Исследование этнических стереотипов у студентов проводилось в Елабужском институте Казанского Приволжского федерального университета.

В нем приняли участие студенты 1-4 курсов в возрасте 18-24 лет. Количество испытуемых составило 122 человека 25 мужчин и 97 женщин. Общую выборку испытуемых составили представители следующих наций: представители татарской национальности - 60 человек; русской национальности - 42 человека; удмуртской национальности - 20 человек.

Достоверность различий в автостереотипах и гетеростереотипах, выявленных исследованием, проверялась вычислениями в программе статистического анализа SPSS 11. Для сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей автостереотипов и гетеростереотипов у представителей народов Приволжья и Прикамья был применен опросник национального характера, с помощью которого выявили автостереотипы и гетеростереотипы у русских, татар и удмуртов. Данная методика состоит из 34-х заданий.

Каждый пункт - это оцениваемая черта национального характера. Испытуемые отвечали на вопросы, оценки которых относились к следующим этносам: русские, татары, удмурты [3]. Из 34-х черт национального характера по 22-м чертам автостереотип русских не отличается от автостереотипов татар и удмуртов.

Автостереотип удмуртов совпадает с автостереотипами татар и русских по 22-м чертам. Автостереотип татар имеет сходство с автостереотипами русских и удмуртов по 20- ти чертам. Таким образом, мы наблюдаем общие черты для представителей татарской, русской и удмуртской национальностей, такие как: непринуждённость, расслабленность; дружелюбие; практичность; доверчивость; компетентность; оптимистичность; эмоциональная чувствительность; доброта, отзывчивость; обязательность, старательность; активность, энергичность; любознательность; скромность; способность к самообладанию в трудных ситуациях; радость; предусмотрительность; противоречивость; склонность к самопожертвованию; ответственность за свою судьбу.

Такое большое совпадение черт между основами национальных характеров населения Поволжья и Прикамья объясняется тем, что нации, проживающие в едином территориальном пространстве, ассимилируются между собой, совместно празднуют национальные праздники, находятся в непосредственном контакте в роли друзей, коллег, соседей, что приводит к единению народов в формировании общности национальных черт.

Ключевскому, развивался как бизнес семейный, когда партнерство формировалось прежде всего на основе кровного родства, которое должно было выступать дополнительным гарантом деловых партнерских отношений. Развивая эту мысль, можно предположить, что при построении партнерских отношений с представителями других национальностей российский человек более склонен доверять тем, с кем его связывают узы крови. Этнос же является детерминантом кровного родства в широком смысле слова. При этом подчеркнем, что речь идет лишь о тенденциях, и ни по одному из показателей не было критических значений. Кроме того, анализируя высказывания респондентов, можно говорить о достаточно спокойной межэтнической ситуации на данный момент.

Однако полученные результаты напоминают о том, что в любом полиэтническом обществе следует обращать особое внимание на национальные настроения. В этом вопросе необходима гибкая и продуманная в сфере межэтнических взаимоотношений политика. Не умаляя значимости каждого конкретного этноса в истории и культуре, все же необходимо сосредоточиться не на выявлении различий между представителями отдельных этнических групп, а на нахождении общих, объединяющих фактов истории, культуры, психологии. В этой связи особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения. Тем более, что многие ученые говорят о культурной близости народов, населяющих Волжско-Уральский регион, что является следствием долгого исторического пути, который эти этнические группы прошли вместе. Литература 1.

Алишев Б. Казань, 2003. Баширова Т. Бердяев Н. Судьба России. Бромлей Ю.

Народы мира: Историко-этнографический справочник. Галимова Э. Этническое самосознание титульных народов Татарстана на примере молодежи г. Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций.

Крысько В. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М, 2002. Максутова Г. Рогов М.

Урланис Б. Народонаселение стран мира. Шпет Г.

Целью нашего исследования был анализ специфики отношений между татарами, башкирами и русскими.

Исследование проводилось в республиках Татарстан, Башкортостан и в Кировской области. В них приняли участие представители татарского, башкирского и русского этносов. Целью исследования было изучить эмоционально-оценочное отношение этих этнических групп друг к другу. Для этого нами были использованы методики «Семантический дифференциал» и тест диагностики межличностных отношений Т.

Согласно нашим исследованиям, представители татарского, русского и башкирского этноса в целом положительно относятся друг к другу. Другими словами, в целом напряженности и интолерантности между представителями этих народов не наблюдается, что, видимо, объясняется длительной историей их мирного сосуществования и отсутствии ценностно-культурного конфликта. Результаты исследования по тесту Т. Лири показали, что, по мнению представителей других этносов, башкиры являются достаточно энергичными людьми, стремящимися к лидерству.

При этом они могут быть строги в оценках, откровенны и прямолинейны в отношениях с окружающими. Они демонстрируют скрытность и замкнутость при вербальных контактах. Однако в ряде ситуаций могут уступить и не проявлять активности во взаимоотношениях. В социально-психологическом портрете татар выделяются такие черты, как лидерство и энергичность, самоуважение, а также склонность к соперничеству и критичность.

Русские, по мнению представителей других этногрупп, также несколько авторитарны, склонны к соперничеству, прямолинейны и строги в оценках. То есть, как видим, профили всех трех этнических групп достаточно похожи по показателям авторитарности, эгоистичности, агрессивности и подозрительности. Показатели по доминированию у всех оказались выше, чем показатели дружелюбия. Это может свидетельствовать о том, что существует некоторое напряжение во взаимоотношениях, проявляющееся в борьбе за лидерство и желании защитить собственные интересы.

Сопоставление результатов исследования по двум методикам позволяет предположить, что существует одинаковая тенденция в оценке межгрупповых взаимоотношений всеми опрошенными. С одной стороны, подчеркивается толерантность и доброжелательность по отношению к аут-группам, с другой — отмечается недостаток дружелюбия с их стороны. Другими словами, кажется, что «я отношусь к нему лучше, чем он ко мне». Это можно объяснить тем, что каждый из исследованных этносов достаточно консолидирован и в ситуации постоянного взаимодействия с другими сохраняет чувство «мы», которому соответственно противопоставлены «они».

Ощущение своей этничности, этническая идентификация позволяет личности чувствовать свою кровную связь с большой группой людей, что усиливает ощущение защищенности и относительной безопасности в нестабильном обществе. Так этнос выполняет одну из основных своих функций — функцию психологической защиты. Этим, в частности, объясняется усиление этнических чувств в период социальных кризисов и изменений. Именно результатом психологических преломлений деления на «мы» и «они» и стало ощущение того, что «мы более дружелюбны и толерантны, чем они».

С другой стороны, все три этноса, как отмечалось выше, обладают некими общими характеристиками, свойственными российской ментальности в целом. По мнению В. Ключевского [6], одной из таких характеристик является традиционное недоверие российских деловых партнеров друг другу. Он говорит в данном случае об особенностях российского бизнеса, однако бизнес является отражением определенных стереотипов, в данном случае, привычки не доверять.

Ключевский отмечает, что для российского предпринимательства всегда было характерно весьма невысокое доверие партнеров друг другу. В силу этого изначального недоверия к партнерам российский бизнес, по В. Ключевскому, развивался как бизнес семейный, когда партнерство формировалось прежде всего на основе кровного родства, которое должно было выступать дополнительным гарантом деловых партнерских отношений. Развивая эту мысль, можно предположить, что при построении партнерских отношений с представителями других национальностей российский человек более склонен доверять тем, с кем его связывают узы крови.

Этнос же является детерминантом кровного родства в широком смысле слова. При этом подчеркнем, что речь идет лишь о тенденциях, и ни по одному из показателей не было критических значений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий