Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г и манифест

Манифест 19 февраля 1861 года.

Реформы 1861—1874 гг.: Падение крепостного права

Он также определял права и обязанности крестьян, а также порядок выкупа крестьян из крепостной зависимости. Все эти правовые документы играли важную роль в крестьянской реформе 1861 года, которая привела к ликвидации крепостного права и начала перехода России к капиталистическому развитию. Основные правовые документы, относящиеся к крестьянской реформе 1861 года, включали: Манифест 19 февраля 1861 года - это документ, подписанный императором Александром II, который объявлял об отмене крепостного права и освобождении крестьян от крепостной зависимости. Указ 3 марта 1861 года - это документ, который устанавливал порядок осуществления крестьянской реформы, включая процесс выкупа земли у помещиков крестьянами и установление прав и обязанностей между дворянством и крестьянством.

В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов фактически работала одна под руководством генерала Я. Подготовленный летом 1859 г. Подписанные императором 19 февраля 3 марта 1861 г. Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя. Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. Наделение крестьян землёй и порядок несения повинностей определялись по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами.

В должности волостного и сельского писаря не могут быть назначаемы лица, исключенные из службы, либо опороченные по суду, либо состоящие под судом и следствием и вообще заведомо развратного поведения. Если помещик усмотрит, что в должность писаря избрано лицо неблагонадежное, вопреки изложенному в статье правилу, то при самом назначении такого лица может о недопущении его к должности обратиться с требованием к мировому посреднику, который, удостоверясь в справедливости требования помещика, устраняет писаря от должности, предлагая сходу назначить на его место другого. Волостные старшины, сельские старосты и помощники старшины в случае неисправного отправления ими должностей или замеченных с их стороны злоупотреблений окончательно удаляются от должности не иначе как по постановлению уездного мирового съезда. Постановления съезда об окончательном отрешении от должности волостных старшин представляются на утверждение начальника губернии. По причинам особенно уважительным мировой посредник может, впредь до получения разрешения мирового съезда, временно удалять означенных лиц от должности. Он может также своею властию сменить старосту и назначить нового, если помещик будет требовать этого […] 127. Жалобы от обществ и от крестьян на сельских и волостных должностных лиц приносятся мировому посреднику. Жалобы на сельских должностных лиц он рассматривает и решит сам; а на волостных - передает для рассмотрения уездному мировому съезду. За преступления по должности все должностные лица волостного и сельского управлений судятся в уездном суде, а предаются суду мировым посредником или непосредственно, или по решению мирового съезда.

Помещику предоставляется… вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, на земле его поселенных, и с сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества. Помещик имеет право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения. Посему сельский староста исполняет безотлагательно все законные требования помещика по следующим предметам: 1 о прекращении всякого буйства или насилия в сельском обществе, а также всякого явного нарушения общественного порядка и законов; 2 об оказании помощи и защиты как самому владельцу, так и всем проживающим в имении лицам в случае зажигательства, разбоя, грабежа, воровства, насилия и т. Помещику предоставляется в тех случаях, когда он признает для крестьян полезным, ходатайство и заступничество за них по делам, касающимся целого общества или отдельных лиц. Он может также по просьбе крестьян входить в разбирательство их тяжб и споров между собою […] 158. Помещику в продолжение первых девяти лет по утверждении сего Положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и представлении его в распоряжение правительства [4]. В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такового приговора, доводит о сем до сведения мирового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика. Если требование помещика не будет посредником признано основательным, то мирской приговор вступает в силу.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными» Из «Манифеста об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года» При всей восторженности, с которой был встречен выход манифеста, было и множество недовольных. Большинство крестьян интересовали не столько гражданские свободы, подаренные им реформой, сколько земля, на которой можно работать, чтобы кормить свою семью. По Положениям, вышедшим одновременно с Манифестом, предполагалось, что крестьяне будут выкупать земельные наделы, так как вся земля оставалась в полной собственности помещиков. До выкупа же крестьяне оставались «временнообязанными», а это значило, что фактически столь же зависимыми. История в лицах Л. Толстой, письмо к А. Герцену: «Как вам понравился манифест? Я его читал нынче по-русски и не понимаю, для кого он написан.

Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим. Еще не нравится мне то, что тон манифеста есть великое благодеяние, делаемое народу, а сущность его даже ученому крепостнику ничего не представляет, кроме обещаний». Толстой Л. Линкольн становится 16-м президентом Соединенных Штатов.

Отмена крепостного права. 1861.

Оно составляло сельский сход, избиравшего старосту и ряд должностных лиц: сборщиков податей, смотрителей магазинов и др. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе. Следил за исполнением повинностей, мог наказывать за маловажные проступки. Несколько сельских обществ образовывали волость, которая строилась по территориальному принципу с числом жителей от 300 до 2 тысяч ревизских душ. Высшим крестьянским органом волости был волостной сход из представителей сельских обществ. Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты, только в объеме волости, сельские старосты ему подчинялись. Что же касается волостного суда, то он разбирал тяжбы крестьян на территории волости и судил виновных за проступки, более серьезные, чем те, за которые наказывал сельский староста. Создание сельского волостного самоуправления имело цель помочь вчерашним крепостным через сословность войти в неведомый для них мир всесословности постепенно, без революционной ломки. Вместе с тем все это с «самоуправлением» никакой самостоятельности не имело.

В целом, основные положения крестьянской реформы сводятся к следующему: 1. Крестьяне получали личную свободу без выкупа и установленный земельный надел за выкуп ; 2. Около четверти суммы общей стоимости земли - крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет; 3. До выкупа крестьянин считался «временно обязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину; 4. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику так называемые «отрезки». Давая оценку крестьянской реформе, следует помнить: Во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала компромиссом между двумя основными классами российского общества: дворянами и крестьянами. В результате реформы крестьяне получили гораздо больше того, что хотела им дать подавляющая масса крепостников-помещиков, но гораздо менее того, что они сами от нее ожидали после стольких лет разговоров.

Причем интересы помещиков были максимально учтены правительством, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было. Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали ни сами будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы. В-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Среди них — крестьянские волнения на Правобережной Украине, где была жива память о гайдамаках и сохранялась враждебность между православным украинским крестьянством и католической польской шляхтой. Самые значительные из них относятся к 1861 году - восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии. В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической системы выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления. Нельзя не признать, что закон 19 февраля 1861 года имел прогрессивное значение и был, по словам Ключевского, одним из важнейших актов русской истории.

Отмена крепостного права и освобождение 25 млн. Однако главное ее содержание - не личная свобода крестьянина, сама по себе не столь уж ценная для него, а попытка решения вопроса о земле. Без наделения крестьянина достаточным количеством земли нечего было и говорить о его свободе. Реформа повлекла за собой обезземеливание крестьян. Их права на землю были ограничены властью общины. Крестьянина фактически лишили права на свободу передвижения. Можно ли в таком случае всерьез говорить об освобождении крестьянства? Если сопоставить цели реформы превращение крестьян в свободных земельных собственников и ее результаты, то реформа 1861 года провалилась! Строго говоря, она и не вводила принципиально новых отношений между сословиями, а скорее видоизменяла старые.

Правовое положение крестьян после реформы не очень изменилось: по целому ряду важных вопросов они не подчинялись общегражданскому законодательству Российском империи и продолжали оставаться ее низшим сословием. Приоритет в решении именно государственных задач в ходе реформы был совершенно очевиден. Только государство получило от реформы безусловную и неоспоримую выгоду. Оно стало более сильным, получив колоссальный резерв дешевой рабочей силы из обнищавших крестьян, а значит, и возможность быстрого промышленного развития; мощную армию, а впоследствии - и стабильные финансы.

Крестьяне получали самоуправление — сельское общество , или общину. Земля оставалась в собственности помещиков, но они должны были выделить крестьянской общине земельные наделы. За пользование этими наделами нужно было нести повинности — барщину или оброк. Причём размер надела и повинностей определяли опять-таки помещики. Община распределяла выделенные земли и, соответственно, повинности, между крестьянами. Отказаться от земли можно было только с разрешения общины, которая в этом случае должна была взять на себя и повинности.

Крестьянин попадал в зависимость к общине. Можно было выкупить землю — сразу или постепенно.

Дать возможность крестьянам выкупать свои усадьбы.

Вскоре рескрипт появился в печати, что дало толчок ко всеобщему обсуждению вопроса крепостничества. Создание комитетов Еще в самом начале 1857 года император, следуя своему плану, создал секретный комитет по крестьянскому вопросу, который тайно занимался разработкой реформы по отмене крепостничества. Но лишь после того, как «рескрипт Назимову» стал достоянием общественности, учреждение заработало в полную силу.

В феврале 1958-го с него снимают всю секретность, переименовав в Главный комитет по крестьянскому делу, возглавил который князь А. При нем создавались Редакционные комиссии, которые рассматривали проекты, подаваемые губернскими комитетами, и уже на основе собранных данных создавался общероссийский вариант будущей реформы. Председателем этих комиссий был назначен член Госсовета генерал Я.

Ростовцев, который полностью поддерживал идею отмены крепостничества. Противоречия и проделанная работа В ходе работы над проектом между Главным комитетом и большинством губернских землевладельцев не обошлось без серьезных противоречий. Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа.

Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы.

В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю.

После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года Основные положения документа были следующими: Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне то есть с 19 февраля 1861 крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.

Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью.

Так, в статье 15 Общего положения указывается: «Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами». И лишь после заключения выкупной сделки они становились крестьянами-собственниками и прекращали выполнять барщину и оброк в пользу помещика. Однако в связи с тем, что сроки подготовки и заключения Выкупной сделки и соответственно перевода крестьян из одного разряда в другой не были четко обозначены в правовых актах, перевод многих крестьян из состояния временнообязанных растянулся на довольно продолжительный период. Так, в 1870 г. Поэтому в 1881 г. Наделение землей происходило следующим образом: земля в губерниях делилась на три категории — нечерноземная, черноземная и степная. Причем каждая категория делилась на несколько местностей, где учитывалось качество почвы, численность населения, уровень развития и т.

В соответствии с этим устанавливались высшие и низшие нормы земельных наделов. Кроме того, предусматривалось выделение так называемых «дарственных наделов» без выкупа, значительно меньших по размеру. Душевой надел могло получить только лицо мужского пола. Он включал усадьбу, пахотную землю, пастбище и пустоши. Однако нормы душевых наделов были меньше тех земельных участков, которые крестьяне обрабатывали до реформы. Это было обусловлено тем, что помещикам предоставлялось право уменьшать надел крестьянина, если он превышал установленную норму. Кроме того, помещикам предоставлялось также право переносить полевые наделы крестьян на другие места. В то же время если на еще невыкупленных крестьянами земельных участках открывали полезные ископаемые, то помещики имели право требовать обмена данных наделов на другие.

В том случае если возникали спорные вопросы между крестьянами и помещиком, то их разрешением занимались мировые посредники, среди которых были такие известные общественные деятели, как писатель Л. Толстой, физиолог И. Сеченов, биолог К. Тимирязев и другие. Вводились также некоторые ограничения на пользование земельной собственностью. Так, например, крестьянин-собственник в течение первых 9 лет не мог продавать свою землю. Кроме того, продолжала существовать общинная собственность на землю, переделы земельных наделов и круговая порука, которые существенно препятствовали внедрению в деревню капиталистических отношений. Те же Уставные грамоты заключались не с конкретными крестьянами, а с общиной, несшей ответственность на основе круговой поруки за выполнение крестьянами повинностей.

В то же время для крестьян был значительно затруднен порядок выхода из общины. В соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» вводились следующие органы крестьянского самоуправления: волостное общество, сельское общество, сходы и сельские должностные лица.

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России, по сути, рабство. В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных 19 февраля 1861 г. восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). 19 февраля 1861 – Александр II подписал основные документы по реформе – «Манифест, провозглашавший отмену крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». обязанного состояния крестьян не устанавливалось. alt 150 лет назад, 19 февраля (3 марта) 1861 года АЛЕКСАНДР II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Крепостное право. Как его вводили и отменяли

Закон об административной организации 1864 года - это документ, который определял новую административную организацию сельской местности, включая создание сельских общин и определение их прав и обязанностей. Эти правовые документы составляли основу крестьянской реформы 1861 года в Российской империи, которая освободила крестьян от крепостной зависимости и предоставила им определенные права и земельные наделы. Однако, реформа имела и свои ограничения и недостатки, и ее последствия и влияние на русское общество были сложными и многогранными. Похожие вопросы.

Твердо основать участь крестьян не можно было иначе, как, во-первых, устранением всякого к ним прикосновения со стороны владельцев с того времени, как сделались свободными; а во-вторых, доставлением им вместе с сим в полную собственность нужного количества земли". Главная мысль указа отражена в его первой статье, которая зафиксировала положение о праве помещиков отпускать крестьян на волю, наделив их землей и получив с них выкуп. Стороны могли договориться о том, что плата будет вноситься крестьянами в рассрочку. Как показала практика реализации указа, в ряде случаев в качестве условия освобождения бывшие крепостные обязывались доставлять помещикам различные хозяйственные припасы, вносить определенную сумму на благотворительные цели, платить помещику денежный оброк, исполнять барщину и т. Дробить землю на участки площадью менее 8 десятин было запрещено. Василий Ключевский назвал указ о "вольных хлебопашцах" "первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право". Так это поняли и многие дворяне-крепостники.

Российские просторы с отсутствием хороших дорог и средств связи не помешали им быстро войти в курс дела и выразить свою озабоченность. Всего через неделю, 27 февраля 1803 года, пытаясь успокоить помещиков, Министерство внутренних дел направило циркуляр гражданским губернаторам. В нем говорилось, что указом о "вольных хлебопашцах" не предполагается "ослабить порядок, ныне существующий между помещиками и крестьянами, и ни малейшей перемены не вводится в образе укрепления сих последних. Они должны остаться в той же самой зависимости и безмолвном повиновении к своим господам, в каковом доселе были... Дореволюционный историк Александр Корнилов подсчитал, что почти за четверть века "было заключено 160 сделок при общем числе освобожденных в 47 153 души мужского пола; при этом в 17 случаях сделки были безвозмездными всего безвозмездно было отпущено на волю 7415 душ, из которых 7 тысяч были освобождены в виде исключения без земли, по духовному завещанию одного помещика западного края ". Таким образом, если рассматривать указ о "вольных хлебопашцах" как тест на готовность помещиков расстаться с крестьянами полюбовно, то результат оказался плачевным. Подавляющее большинство помещиков к этому шагу было явно не готово. В свою очередь, подобное положение дел влияло и на Александра I. Вступив на престол, он хотел отменить крепостное право, по его указанию разрабатывались соответствующие проекты. Все они остались нереализованными.

Ответ на вопрос, почему Александр I так и не отменил крепостное право, дал один из лучших отечественных специалистов по истории XIX века Леонид Ляшенко. Во-первых, для проведения реформ Александр I не нашел ни достаточного количества сторонников, ни мощной социальной опоры. Во-вторых, ему "явно не повезло с моментом начала преобразований. Общеевропейский экономический подъем, в частности рост цен на русское зерно, явное оживление торговли и промышленности в стране создали видимость устойчивого благополучия империи. Победа в Отечественной войне 1812 года, освобождение Европы от наполеоновской экспансии убедительно подчеркивали мощь крепостнической системы и традиционного самодержавия". Тень восстания на Сенатской площади легла на все его 30-летнее царствование. Но если в вопросе о незыблемости самодержавия Николай I был непреклонен, то сторонником крепостного права он не был. Показательно, что уже 6 декабря 1826 года был образован секретный комитет по крестьянскому вопросу. Это свидетельствовало как о серьезности намерений власти, так и о ее неготовности поставить финальную точку в истории крепостничества. Как верно заметил историк Борис Литвак, это "очень напоминало танец кота вокруг котла с горячей кашей".

Основным направлением деятельности правительства Николая I в крестьянском вопросе стало постепенное ограничение власти помещиков над крепостными. В 1827 году было запрещено отдавать крестьян в работу на горные заводы, а в 1828 году ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 году было запрещено приобретать крестьян без земли помещикам, не владеющим населенными имениями. Появился указ о праве крестьян выкупаться на свободу при продаже деревенских имений с публичного торга. Дореволюционный историк Михаил Полиевктов, комментируя указ от 2 мая 1833 года, констатировал, что он запрещал "продажу людей с публичного торга и продажу семейств враздробь... По этому указу запрещалось обеспечивать и удовлетворять частные долги крепостными без земли". По-прежнему действовал и указ о "вольных хлебопашцах". Правда, большинство историков не склонно высоко оценивать его результативность. Так, Станислав Тютюкин интервью с ним см. В манифесте от 19 февраля 1861 года также признается, что этот указ был реализован "в весьма малых размерах".

С этим выводом сложно спорить, учитывая, что за 58 лет указом о "вольных хлебопашцах" смогли воспользоваться только 111 829 душ мужского пола. Характерно и то, что правом освободить крестьян не воспользовались даже принципиальные противники крепостничества, в числе которых были Михаил Сперанский и многие декабристы. Николай I, не испытывавший сомнений в своем праве на неограниченную власть, отменить крепостное право так и не решился. Впрочем, это не мешало ему негодовать против угнетения человеческой личности в Северо-Американских Штатах и обещать освобождение каждому негру, который вступит на русскую землю. Парадоксально, но на решение отменить крепостное право повлияло его увлечение... Позднее он говорил, что эта книга убедила его в необходимости освободить крепостных.

Крестьяне освобождались от повинностей, которые они несли в пользу помещика. Однако вместо выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень тяжелый для польского крестьянства. ИЛИ что больно : 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах. Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г. Правовое положение крестьян. Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу" ст. Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями ст. В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России. Общее положение наделяло крестьян довольно полной право способностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере. Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными ст. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли а это они могли сделать только с разрешения помещика они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности. По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел идругие права. VI Общего положения сохраняла за помещикамиправа вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественногопорядка и общественной безопасности". Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органамикрестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскимистаростами и волостными старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и другихлиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созывасельского схода и т. После выкупа земельных наделов либопосле заключения выкупной сделки крестьяне переходили в разрядкрестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не былиопределены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому длямногих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанныхзатянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. В 1881 г. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьянесобственники не имели права продавать свои земельные наделы. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а ссельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за всеплатежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленныхусловий выхода из мира. Органы крестьянского управления. Согласно Положениям, в селахдля бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянскогосамоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянскогоуправления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностныхлиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостнойсход во главе с волостным старшиной, волостиое управление и сословный крестьянский волостной суд.

Попыткой преодоления кризиса были буржуазные реформы, проведенные в правление Александра II. Особое место среди этих реформ занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. Проекты крестьянкой реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались специальными Редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попавшие в заклад. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем в России. Имущественная дифференциация крестьянства появлялась категория зажиточных крестьян - "кулаков" наталкивалась на правовые и социальные ограничения. Существующая система сдерживала рост буржуазии и капиталистического накопления. Необходимость проведения реформ становилась очевидной. Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права. В начале 1857 г. Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, который просуществовал около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858-1859 гг. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены по два в каждом комитете. В состав комитетов вошли представители разных политических убеждений. Стали образовываться фракции. В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предлагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского. При этом предполагалось избежать последствий "прусского варианта" - сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным казался "французский вариант" - создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер по образцу Пруссии : выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения. Исаев И. История государства и права России. Учебное пособие. Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян, проект предполагал два условия: 1 крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет; 2 в роли землепользования выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом. Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течении сорока девяти лет. Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожалась их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица. Эти органы стали основой для участия крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель. Давление оппонентов и «слева» и «справа» не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи. Император Александр II 19 февраля 1861 г. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов: - Положения об отмене крепостного права; - Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости; - Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; - Положение об устройстве дворовых людей; - Положение о выкупе; - Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; - четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; - Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах. Особые дополнительные правила были приняты в отношении устройств крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. Их главной идеей было то, что крестьяне получают личную свободу, а до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходит в пользование крестьян. В 1863 г. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. Коваленко В. Политическая история России. Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г. Таким образом, освобождение от крепостной зависимости на основании закона 19 февраля 1861 г. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2-3 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др. Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. Но в ряде губерний их было ещё много Курская 160 тыс. Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. Учебник для юридических ВУЗов. Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.

Россия в мире. 11 класс

Через пять лет после восшествия на трон, ровно день в день, то есть 19 февраля 1861 года, император Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Сложности проводимой реформы отмены крепостного права в России, сопровождавшиеся крестьянскими бунтами в связи с её уклоном в сторону интересов помещиков. На аверсе этой награды изображен профиль Александра II, над ним надпись «Благодарю», под ним число «19 февраля 1861 г.», на реверсе надпись «За труды по освобождению крестьян». 16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются "крестьянами-собственниками". 2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. alt 150 лет назад, 19 февраля (3 марта) 1861 года АЛЕКСАНДР II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Крестьянская реформа: как Александр II оказался между молотом и наковальней

19 февраля 1861 г. император подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». 16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются "крестьянами-собственниками". «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Мировой посредник зачитывает со ступеней господского дома княгини Трубецкой в усадьбе Никольское-Прозоровское Положение о крестьянах 19 февраля 1861 года. Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение. Ровно 160 лет назад, 19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий