Когнатское родство

2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности. 2.2 Влияние когнатического родства на агнатическое родство.

Семейно-правовые отношения

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство.
Влияние агнатского и когнатского родства на принципы наследования По времени своего возникновения когнатическое родство в древнеримском семейном праве является более поздним явлением, чем агнатическое родство.
Укажите причину замены агнатского родства когнатским Родство определяется по линиям – прямым (parentes – родители и liberi – дети) и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников.
Таблица. Сравнительные характеристики Агнатское родство не имеет линий и степеней. Когнатское (кровное) родство (cognatio) – основано на общности происхождения от одного предка. Особенности этого вида родства.
Римское право. (Семья. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство) 2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности. 2.2 Влияние когнатического родства на агнатическое родство.

Когнатическое родство

Кроме того, смена агнатского родства на когнатское может быть обусловлена сменой взглядов на роль личности в семье и обществе. 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия. это кровное родство. Когнаты (cognatio) - сорожденные, рожденные вместе, кровные родственники, как по прямой, так и по боковой линии.

Конспекты юриста

Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Древнейший исторически известный общественный строй у римлян покоится на родовом принципе. Смена агнатского родства на когнатское является важным этапом в эволюции человеческого общества. Агнатское родство – это система родства, основанная на. Когнатское родство – это родство по крови, это узы, связывающие между собой всех кровных родственников, происходящих от одного родоначальника вне зависимости от того, являются. Агнатское и когнатское родство. Агнатство (agnatio), или родство гражданское, основанием которого служит отеческая власть (домовладыки). potestas (над детьми) и т.д. 3. Подчинением власти одного и того же paterfaniilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство.

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.

Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной. 3. Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. § 1. римская семья. Агнатское и когнатское родство.

римское право.docx

  • Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
  • римское право.docx
  • Контрольная работа: Римское право. (Семья. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство)
  • Римская семья. Агнатское, когнатское родство

Понятие, виды, линии и степени родства

Это позволяло учесть более широкие генеалогические и родовые связи и обеспечивало более гибкую систему передачи прав и обязанностей. Эволюция от агнатского рода к когнатскому родству В процессе эволюции от агнатского рода к когнатскому родству происходило постепенное расширение сферы родства. Это связано с изменениями в социальных и экономических структурах общества. В агнатском родстве наибольшее значение имело отцовское родство, в то время как в когнатском родстве родственные связи распространялись на всех членов одного рода, включая родственников по материнской линии. Изменения, происходящие в родительскую систему, отражают изменения в структуре общества. Переход от агнатского рода к когнатскому родству был связан с процессом усиления роли женщин в обществе, развитием раннего семейства и кооперативными формами совместного проживания. Кроме того, когнатское родство позволяло закрепить родовую солидарность и укрепить социальные узы в обществе. В результате эволюции от агнатского рода к когнатскому родству произошли важные социальные и культурные изменения. Когнатское родство способствовало расширению родства, укреплению совместного проживания и заботы о родственниках, а также было одним из факторов, определяющих социальные и экономические отношения в обществе. Важно отметить, что эволюция от агнатского рода к когнатскому родству продолжается и сегодня в рамках изменений в семейных структурах и ролей.

Причины развития когнатского родства Развитие когнатского родства было вызвано несколькими причинами: Первая причина — отсутствие жесткой правовой системы в ранних обществах. Вторая причина — повышение социальной безопасности за счет когнатского родства, так как члены рода оказывали друг другу поддержку и защиту. Третья причина — сохранение родовых традиций и привилегий внутри когнатского рода, так как дочери передавали свое имя и наследство своим потомкам внутри рода.

Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.

Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.

Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма. Основные черты семейного строя. Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством Гай, 3. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола: Гай, 1.

Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять.

Понятие и виды брака. Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана 1. Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" D. Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii.

Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования. Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом. Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом.

Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен. Сожительница конкубина не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права. Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям. Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей". Право заключения законного брака ius conubii первоначально принадлежало только римским гражданам и latini veteres. В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г.

Когнаты — это только кровные родственники. В настоящее время юридически значимым является только кровное — когнатское родство.

Но если взять эманципированных детей т. Для современного наследственного права да и в некоторых других случаях сохранили значение римские способы исчисления близости родства; это по линиям и степеням. Прямая линия — это ряд лиц, происходящих одно от другого.

Это — братья и сестры, дядя и племянник. Внутри линий близость родства определяется степенью.

Дайте определение терминам: 1. In iure — первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства — apud inducem. Lus utendi — право пользования. Legis actio — процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве — непосредственно или хотя бы производно. Exceptio — вынимать 1.

Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2. Dolus тайный, злой умысел , воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также 1. В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда. Capitis deminutio media — утрата гражданства. Aegutas — справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда. Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом правом. Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения.

Animus posessionis — animus — дух, душа, мысль , намерение, умысел, воля. Posessionis — сижу как господин, владение, фактическое господство над телесной вещью. Ius vindicandi — право отца семейства предъявлять иск против того, кто удерживает подвластного ему отцу лицо. Дикий олень, раненный клейменной стрелой, был уже почти схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать. Почти тотчас же его застрелили другой охотник. Вопрос: Кто собственник добычи? Установление фактического господства над вещью, по условиям задачи, дикого оленя — является завладение. К применению этого вида права — приобретение никому не принадлежащих вещей, относится и дикий олень.

Так, диким оленем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, т. Исходя из этого, собственником добычи является охотник, застреливший дикого оленя. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. Косарев А. Раннее римское право. Римское частное право: Учебник для вузов. Новицкий И.

Ломоносова, 1997.

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

Агнатическая семья Семья в Древнем Риме была моногамной под моногамией подразумевается наличие у главы семьи одной жены. Основой для такого типа семьи служила власть её главы. Соответственно, его власти должны были подчиняться абсолютно все её члены. В число людей, подвластных отцу семейства, входили также жены его сыновей, состоявшие с ними в браке cum manu, а также все их потомки. Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи. Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти. Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством.

Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе. В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью. Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер.

Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли.

Родство определялось — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и не полнородными: consanguinei и uterine единоутробными.

Римляне различали и свойства Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В составе агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке и подчиненные не власти мужей, которые сами были подвластны, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только отец семейства является вполне правоспособным лицом. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет.

Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические римские требования: например, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции этим запретом имелось в виду, с одной стороны, преду - предить возможное давление на волю вступающих в брак, а с другой стороны, препятствовать усилению влияния магистрата посредством семейных связей. Заключение брака. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине например, неспособность к половой жизни; желание поступить в монастырь, в чем сказалось влияние церкви.

Помимо этого, когнатское родство также отражает изменение взглядов на семейные ценности и роли мужчин и женщин в обществе. В современной культуре более признаются участие обоих родителей в воспитании детей и влияние обоих родственных кланов. Переход когнатского родства имел ряд последствий для самой структуры родства. Во-первых, появилась возможность для новых форм социальной организации, таких как патрилинии, матрилинии и двулинии. Это позволяет более гибко управлять родственными отношениями и наследством. Во-вторых, когнатское родство способствует укреплению и развитию социальных связей, так как оно учитывает не только кровные узы, но и связи через супругов, что способствует образованию более расширенной сети родственников. В заключение, когнатское родство представляет собой новую форму организации родства, которая заменила агнатское родство в современном обществе. Переход когнатского родства происходил под влиянием изменений в социально-экономических условиях и изменениях в восприятии семейных ценностей. Когнатское родство имело свои последствия для структуры родства, способствуя возникновению новых форм социальной организации и укреплению социальных связей.

Изменение формы родства: агнатское заменено когнатским Однако, со временем, на смену агнатскому родству пришло когнатское родство, где группы родственников определяются не только отцом, но и дальними родственниками по женской линии. Таким образом, когнатское родство учитывает связь между людьми через общих предков и включает в себя как мужчин, так и женщин. Основной причиной замены агнатского родства когнатским были социальные и экономические изменения, происходившие в обществе. Когнатское родство развивалось вместе с появлением городских цивилизаций, где увеличивался обмен товарами и землей, а также возникали новые формы общественной организации. Когнатское родство имело свои последствия для общества. Это позволяло укреплять связи между родственниками и создавать расширенные семьи, которые обеспечивали поддержку и защиту друг друга. Кроме того, когнатское родство смягчало строгое патриархальное право и предоставляло женщинам больше прав и возможностей.

Семья и родство в Древнем Риме. Агнатское и когнатское родство.

В когнатском родстве общество может быть менее жестко организовано и власть может быть более распределена между различными индивидуальными и семейными членами. Понимание этих ключевых отличий между агнатским и когнатским родством позволяет лучше понять эволюцию родственных систем и их влияние на социальную организацию и динамику в разных обществах. Влияние замены родственных уз на общество и семью Замена агнатского родства когнатским имела глубокие последствия для общества и семейных отношений. Смена этой системы родственных уз привела к изменениям в организации семейных структур и распределении власти внутри общества. В агнатской системе родственных уз, основанной на отцовской линии, власть и наследование передавались по мужской линии. Это означало, что женщины были исключены из процесса наследования и не могли участвовать в принятии важных решений. Смена на когнатскую систему родственных уз, основанную на общей крови, сделала родственные связи более гибкими и включила женщин в процесс наследования и принятия решений.

Это имело значительное влияние на общество, так как дала возможность для большей свободы и равенства в семейных отношениях. Женщины стали иметь больше прав и возможностей участвовать в принятии важных решений, в том числе внутри семьи и общества в целом. Это способствовало повышению статуса женщин и созданию более справедливого и равноправного общества. Замена агнатского родства когнатским также привела к изменениям внутри семейной структуры. Теперь важность родственных связей устанавливалась не только через отцовскую линию, но и через материнскую. Это означало, что семьи стали более широкими и разнообразными.

У центра семейной власти появилась возможность разделиться между несколькими родственниками, что привело к укреплению связей между различными родственными группами. Конечно, переход от агнатского родства к когнатскому также имел свои негативные последствия.

Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, то есть агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, то есть становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями например, она уже не могла стать наследницей после их смерти. Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки.

При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого - родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство сын - агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени. Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника.

Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил. Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что власть отца семейства при этой родственной связи ограничивалась, при этом оставаясь фундаментом римской семьи. Проявление когнатического родства в современном семейном праве Постепенное развитие семейного права Древнего Рима как целой отрасли заключалось в осуществлении весьма закономерного процесса - вытеснения агнатического родства когнатическим. Весь этот процесс был связан с умалением власти отца семейства над теми, кто был ему подвластен. Соответственно, агнатическая родственная связь теряла своё влияние в обществе - в связи с изменением политических и экономических условий жизни людей в Риме большую роль стала играть кровная принадлежность людей, вступающих в наследование, к тому семейству, в котором они становились наследниками. Таким образом, агнатическое родство полностью исчезло из семейного права Древнего Рима, заменившись на кровное родство. Именно когнатическое родство было заимствовано правовыми системами многих мировых государств, послужив, как и в древнеримском семейном праве, основанием для определения наследников по закону. Этим принципом все современные государства пользуются до сих пор. Так, именно кровные родственники умершего становятся наследователями его имущества при отсутствии завещания, составленного покойным , причем объём наследуемого ими имущества определяется степенью кровного родства с наследодателем. Заключение Прежде чем приступить к подведению итогов проведенной работы, хотелось бы сказать о том, что рассмотренная в данной работе тема оказалась намного шире, чем казалось в начале исследования. Для того чтобы подойти к определению агнатического родства как такового, мне пришлось дать определения базовым понятиям древнеримского семейного права в целом, что свидетельствует о достаточно тесной взаимосвязи рассматриваемого вопроса с остальными составляющими семейного права Древнего Рима. Итак, приступим к подведению итогов. Конечно, постепенное замещение агнатического родства когнатическим привело сначала к частичной потере власти домовладыкой, затем - к полному её исчезновению, однако данная смена привела к дальнейшему развитию норм семейного права в Древнем Риме, а еще позже - к появлению семейного права в том виде, в котором оно используется в большинстве современных государств. Список использованной литературы. Новицкий И. Римское частное право. Римское право. Черниловский З.

Теперь связующими звеньями между лицами, входившими в состав одной семьи, становятся предки как по мужской, так и по женской линии. Когнатское родство — родство по крови и свойству от общего предка. В когнатском родстве выделялись линии и степени: прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т. Степень прямого и бокового родства показывает количество рождений, устанавливающих связь с между двумя данными лицами поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья — боковым родством второй степени, дядя и племянник — боковым родством третьей степени и т. Агнатское и когнатское родство Таким образом, и агнаты, и когнаты — это кровные родственники, НО!

Римская семья. Агнатское, когнатское родство

Смена агнатского родства на когнатское является важным этапом в эволюции человеческого общества. Агнатское родство – это система родства, основанная на. 2. Агнатское и когнатское родство. 1. Основные черты семейного строя. Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. 1. Агнатское — древний вид родства, по которому родственниками являлись все подвластные pater familias. 2. С развитием права на смену агнатскому приходит когнатское родство — это.

Понятие брака. Условия вступления в брак. Условия, препятствующие заключению брака.

  • 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство.
  • Контрольная работа.doc
  • Семейно-правовые отношения. Римская семья. Агнатское и когнатское родство
  • Когнатское родство: определение и основные понятия
  • Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство. — МегаЛекции
  • Родство в рамках римской семьи

агнатическое и когнатическое родство в римском праве

Но юридическая связь между ними не порывается: бывшая над ними общая связь продолжает объединять их; они остаются по отношению друг к другу агнатами. Агнатическая связь будет продолжаться и далее, после их смерти, между их потомками до тех пор, пока вообще будет сохраняться память об общем происхождении. Родство имеет вообще большое значение в области гражданского права; на нем покоится, в частности, все наследование. Древнеримское цивильное право признавало в этом отношении только родство агнатическое; когнаты, напротив, совершенно игнорировались. Только преторский эдикт придал некоторое юридическое значение и родству по крови. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока, наконец, Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на основе родства кровного, когнатического. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов, полностью вытеснившее агнатское родство. Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого например, отец и дочь, внук и бабка , называются родственниками по прямой линии.

Родственники по прямой линии, происходящие от данного лица, называются его нисходящими сын, внук, правнук ; наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются восходящими отец, дед, прадед. Лица, происходящие не один от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии; например, братья, дядя и племянник и т. Степень родства определяется числом рождений, устанавливающих родство двух данных лиц; например, дед и внук — родственники второй степени, двоюродные братья — четвертой степени их общий корень — дед, от которого произошли, допустим, А и В, а от них — С и Д, всего четыре рождения.

Древнейший исторически известный общественный строй у римлян покоится на родовом принципе. В своем теоретически чистом виде родовой принцип заключается в том, что род, то есть естественно разросшийся союз семейств, происшедший в более или менее отдаленном прошлом от одного общего родоначальника, является ни от какой власти не зависящим, самодовлеющим и самоуправляющимся суверенным целым. Так, прежде всего, род сохраняет все свое значение как союз религиозный: члены рода — gentiles — связаны единством религиозного культа sacra gentilicia. В связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления decreta gentilicia , налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время, по-видимому, существовала родовая общность имуществ, по крайней мере недвижимых, общность землевладения. В историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим.

Она уже разложилась на собственность семейную собственность отдельных семейств , оставив лишь следы своего прежнего существования в праве родового наследования и праве родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, так называемых агнатов, то наследство и опека переходят в род, к gentiles, то есть к лицам, принадлежащим к одному роду с покойным и носящим общее с ним nomen gentilicium — родовое имя. С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи — familiae. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще отражает на себе черты первой, догосударственной формации — черты первобытно-общинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и на продукты производства. Древнеримская familia далеко не то, что наша нынешняя семья.

Теперь связующими звеньями между лицами, входившими в состав одной семьи, становятся предки как по мужской, так и по женской линии.

Когнатское родство — родство по крови и свойству от общего предка. В когнатском родстве выделялись линии и степени: прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т. Степень прямого и бокового родства показывает количество рождений, устанавливающих связь с между двумя данными лицами поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья — боковым родством второй степени, дядя и племянник — боковым родством третьей степени и т. Агнатское и когнатское родство Таким образом, и агнаты, и когнаты — это кровные родственники, НО!

В своем теоретически чистом виде родовой принцип заключается в том, что род, то есть естественно разросшийся союз семейств, происшедший в более или менее отдаленном прошлом от одного общего родоначальника, является ни от какой власти не зависящим, самодовлеющим и самоуправляющимся суверенным целым. Так, прежде всего, род сохраняет все свое значение как союз религиозный: члены рода — gentiles — связаны единством религиозного культа sacra gentilicia. В связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления decreta gentilicia , налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время, по-видимому, существовала родовая общность имуществ, по крайней мере недвижимых, общность землевладения. В историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность семейную собственность отдельных семейств , оставив лишь следы своего прежнего существования в праве родового наследования и праве родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, так называемых агнатов, то наследство и опека переходят в род, к gentiles, то есть к лицам, принадлежащим к одному роду с покойным и носящим общее с ним nomen gentilicium — родовое имя. С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи — familiae. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще отражает на себе черты первой, догосударственной формации — черты первобытно-общинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и на продукты производства. Древнеримская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т.

Таблица. Сравнительные характеристики Агнатское родство

Патриархальные общества Когнатское родство чаще всего проявляется в обществах, где отцовство и наследство определяются мужской линией. Права на землю и ресурсы Когнатское родство влияет на определение прав на землю, владение ресурсами и наследство в обществах с патриархальной структурой. Когнатское родство отличается от агнатского родства, где роль главы семьи и передача имени и наследства осуществляются через женскую линию. В агнатском родстве женщины и их потомки играют важную роль в наследовании и передаче имени. В целом, когнатское родство и агнатское родство представляют разные модели семейных отношений и ролей полов в обществе. Примеры когнатского родства в истории: 1.

Родство через отца: В древнеримской культуре, наследство и передача имени мужчины происходили по мужской линии. Отец передавал свое имя, свое состояние и свои права своему сыну, обеспечивая непрерывность рода в мужской линии.

Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Такое родство называлось агнатским, а родственники, состоявшие в такой связи, — агнатами. Поэтому дочь, вышедшая замуж и поступившая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев, и наоборот, лицо постороннее, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.

Выход из-под власти раtеrfаmiliаs прекращал все правовые связи соответствующего лица с его бывшей семьей, поскольку в древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического значения не имел, если не сочетался с нахождением под властью отца-домовладыки. По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство соgnаtiо — кровное родство, основанное на общности происхождения, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. Применительно к когнатскому родству выделяются линии и степени. Прямая линия родства связывает лиц, происходящих последовательно друг от друга, напр, отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник.

Прямая линия могла быть восходящей и нисходящей в зависимости от того, проводилась она от потомков к предку или от предка к потомкам. Степень родства определялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят друг от друга. Отсчет рождений велся от общего предка. В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные, то есть происходящие от общих родителей, и неполнородные, которые могли иметь общего отца единокровные или общую мать единоутробные. От родства отличали свойство как отношение между мужем и родственниками жены, между женой и родственниками мужа или же между родственниками обоих супругов.

Свойство, как и родство, дифференцировалось по степеням, соответствующим степени родства между супругом и его родственником, степень свойства с которым определялась. Степени родства имели значение при наследовании и вступлении в брак, поскольку заключение брака между близкими родственниками не допускалось. Этот запрет распространился и на близкие степени свойства. В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей — агнатское и когнатское родство. Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца семейства; это родство по мужской линии.

Когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т. Отец и мужчины прежней семьи утрачивали власть над ней, она принимала на себя власть мужа и мужчин — родственников мужа. Агнатское родство распространялось на детей: сыновья находились с отцом в этих отношениях, пока сами не становились агнатами, то есть домовладыками. Дочери — пока не переходили из-под власти отца под власть мужа. Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната, а также на рабов.

Наиболее бесправными в агнатских отношениях были рабы и женщины. Со временем власть домовладыки утратила ярко выраженные патриархальные черты и приобрела более очерченные границы; она перестала быть бесконтрольной и непререкаемой, а личность подвластных постепенно была введена в положения частного права. Это стало возможно с изменением экономических устоев общества — с развитием хозяйства, торговли, дроблением патриархальной семьи и ослаблением патриархальных устоев. На первое место начало выдвигаться родство по крови через женскую линию, когнатское родство, которое в конце концов полностью вытеснило агнатское родство. В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения.

В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Линии в когнатском родстве имели два вида: 1 прямая, связывающая людей, происходящих один от другого; линия могла быть восходящей или нисходящей в зависимости от точки отсчета — от потомства к предку или от предка к потомству; 2 боковая, объединяющая людей, имеющих общего предка братья-сестры, двоюродные братья-сестры, троюродные братья-сестры и т. Степень родства предполагала исчисление поколений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого; при выяснении степени родства отсчет рождений велся так: по прямой линии — непосредственно между этими лицами, по боковой линии — от общего предка. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес 24.

Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство 24. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. Агнатское и когнатское родство 13.

Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке paterfamilias определялось и родство. Агнатическое и когнатическое родство 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, 6.

Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство 6.

Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти sine manu. Религиозный обряд confarreatio имел место в богатых патрицианских семьях.

Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек хлеба , принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей. Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов. Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей.

Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. В юридическом смысле семья — основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль — семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли.

Многочисленные принципы и нормы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц. Брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью воспитания потомства и ведения общего хозяйства. Браки бывают: 1 моногамные — союз 1 мужчины и 1 женщины 2 полигамные — наличие 2-х и более жен 3 полиандрические — основанные на многомужестве. Римскому праву был известен только моногамный брак. Семья в древнейший период римской истории представляла патриархальную семью, объединявшую под властью главы семьи жену, детей и других родственников, а также рабов.

Термином «familia» первоначально обозначались только рабы в данном хозяйстве, а затем все относящиеся к составу домашнего хозяйства. Подчинением власти одного и того же домовладыки определялось и первоначальное родство и так называемое агнатское родство. В древнейшее время власть домовладыки была безгранична. Но постепенно эта власть стала приобретать более определенные границы. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений — разложение патриархальной семьи, развитие торговли, предполагавшее определенную самостоятельность взрослых членов семьи.

По мере развития хозяйства все большее значение приобретало родство по крови — когнатское родство, которое вскоре полностью вытеснило агнатское родство. В Риме признавались 3 типа супружеских отношений: 1 брак по цивильному праву, то есть законный брак — брак между римскими гражданами 2 брак по праву народов 3 конкубинат — дозволенное законом постоянное сожительство не случайное женщины с мужчиной, которые в силу закона не могли заключить законный брак. В республиканский период считалось допустимым, когда мужчина наряду с законным браком состоял в конкубинате с другой женщиной, в то же время сожительство женщины с другим мужчиной кроме мужа давало право мужу убить жену. Дети от конкубината не подлежали отцовской власти. До введения законодательства Юстиниана различались 2 вида законного брака: 1 брак с мужней властью, в силу которого жена поступала под власть мужа или его домовладыки, если муж сам был подвластным лицом 2 брак без мужней власти, при котором жена оставлялась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом.

Условия вступления в брак: 1 свободное согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то так же согласие домовладыки 2 достижение брачного совершеннолетия: девушка — 12 лет, мальчик — 14. Запрет кровосмешения означал недопустимость брака между родственниками и лицами, находящимися в близком свойстве Родство — кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении от группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства — такие качественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. Линии различают прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого, то есть сын от отца, отец от деда и т.

Отсчет по прямой линии может быть по восходящей внук, сын, отец, дед … , отсчет по противоположному направлению происходит по нисходящей дед, отец, сын, внук …. Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка, то есть браться, сестры, племянники, дяди, тети. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между 2 данными лицами, поэтому отец и сын связаны прямым нисходящим родством 1 степени, а браться — боковым родством 2 степени. Свойство — юридически значимые отношения родственников жены и мужа между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены с родственниками мужа. Брак в Риме заключался неформально, достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведение невесты в дом жениха.

Брачный союз прекращался: 1 в случае смерти одного из супругов 2 утраты свободы одним из супругов 3 разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко, но по Юстиниановскому кодексу развод был ограничен.

Когнатское родство распространялось на всех родственников, как по женской линии, так и по мужско Как приобреталось родство Можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства , а до того нет родства Возникает с момента рождения Как прекращалось родство При жизни например, эмансипация , При переходе в другую семью например, когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца , братьев Не могло быть утеряно при жизни, при переходе в другую семью.

Агнатское родство: прошлое и настоящее

  • Понятие, виды, линии и степени родства
  • Семейное право в римском праве
  • Как агнатское родство сменилось когнатским: основные причины и последствия
  • Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий