Какие виды жестов целесообразно использовать в публичном выступлении и с какой целью

следующим этажам или ступеням здания, называемого устной речью, то своеобразным его завершением нужно считать публичное выступление, издавна называемое ораторским искусством. То есть, если вы хотите сделать кому-то приглашающий жест рукой, нужно сделать это, двинув рукой не на 10 сантиметров, как при обычном разговоре, а взмахнуть, вытянув руку на полную вперед. Чтобы осознать до конца размеры жестов, вспомните клоунов в цирке и их жесты. Иллюстраторы — жесты, подкрепляющие сообщения. Они сопровождают речь и помогают в объяснении или указании. Записывайтесь на Базовый курс по ораторскому искусству!Я Дмитрий Малиночка, тренер по ораторскому иску.

Язык жестов и поз

Вы знаете, на самом деле, это очень сложно. Я как профессионал, это знаю точно. Ведь прежде всего надо преодолеть страх публичных выступлений. Не у каждого человека хватает духу вот так взять и выйти на аудиторию. Потом, конечно-же, необходимо запомнить текст выступления и следить за презентацией.

Ещё и тайминг. Вот столько факторов надо учесть при выступлении. И честь и хвала каждому спикеру, который преодолевая все это выступает для нас и доносит нам важную и интересную информацию. Однако, сегодня я хочу поговорить вот ещё о чем.

Начну издалека. Надо сказать, что в обычной жизни мы, к сожалению, редко задумываемся о том, какие сигналы подаёт наше собственное тело. Если о закрытых и открытых позах у нас мало-мальски люди слышали и имеют об этом хоть какую-то информацию. То о том, как использовать сигналы собственного тела, мимику, позы представление имеют очень не многие.

В основном, все происходит на интуитивном уровне или в зависимости от культурности человека. Да-да, не удивляйтесь, именно культура и культурность привносит в наш язык тела особую интонацию. Обратите внимание, как двигаются люди королевской крови и привыкшие к дворцовому этикету. Или вспомните, как в кафе пользуются приборами люди разных социальных принадлежностей.

Так вот, поведенческие ошибки больше всего заметны именно в публичных выступлениях. Особенно у людей, кто не изучал специально невербальное поведение для публичных выступлений. От этого иногда даже самое интересное выступление самого грамотного и значимого спикера может проигрывать. И хотя в последнее время очень популярным трендом в публичных выступлениях стала концепция "я такой, проходил мимо, думаю, дай заскачу и выступлю", даже такое выступление требует подготовки и соответствующего сопровождения мимикой, позами и жестами.

Перво-наперво поговорим о выходе. Конечно, волнение. Его никто не отменял. Но на некоторых конференциях принят такой ход, когда выход спикера сопровождается какой нибудь мелодией, которую выбирает сам спикер.

Слово «жест» в русском языке обозначает телодвижение только семантического, иллюстративного и эмоционального типов. Мы никогда не говорим: «каким верным жестом он обтачивает гайки», «каким неверным жестом она ходит». Но мы скажем: «каким приятным жестом она показала нам на эти цветы» пример иллюстративного жеста или «когда он сердится, то противно машет руками» пример эмоционального жеста. Жестами человек досказывает то, чего в данном случае не может или не хочет объяснить словами. По своей природе жест всегда действен, всегда имеет конкретную цель и выражает эмоциональное состояние человека. Следует отметить также, что жесты делают не только руками, так как можно показать направление кивком или поворотом головы, выразить порицание или одобрение жестом головы и туловища, можно многое сказать если таковы обстоятельства соответствующим движением ноги.

Однако все же наиболее активно люди жестикулируют руками. Следует отметить, что значительная часть движений руками — семантических, иллюстративных и главным образом эмоциональных несет еще и национальную определенность. Так, народы южные — итальянцы, французы, испанцы, кавказцы, африканцы, евреи и др. Северяне — скандинавы, финны, англосаксы, славяне, наоборот, в подобных же обстоятельствах крайне сдержанны в жестах. Более того, широкие жесты руками, быстро и резко выполненные, считаются у этих народов признаком плохого воспитания. Нужно отметить, что южане, выросшие среди северян, мало жестикулируют, и обратное — северяне, получившие воспитание среди южан, активно жестикулируют в беседе.

Из этого следует, что жесты — продукт определенного воспитания и не являются чем-то прирожденным. Все эти особенности актеры и режиссеры должны изучать, работая над ролью или заранее , и уметь ими пользоваться, создавая пластические характеристики своих героев. Жест на сцене только тогда оправдан, когда он возникает изнутри, вызывается внутренней потребностью, когда он перестает быть жестом ради жеста и превращается в подлинное, продуктивное и целесообразное действие. Станиславский справедливо отвергал-всякую жестикуляцию, если она не оправдывается психологической потребностью. Иногда на сцене можно видеть ничего не выражающие движения; происходит это от дилетантского представления о том, что игра на сцене требует дополнительной жестикуляции. Когда спрашивают о причине, вызвавшей такие бессмысленные движения, актер, как правило, не может дать сколько-нибудь логичного ответа, — Ничем не оправданная жестикуляция является самой грубой ошибкой в движении на сцене.

Особенно ею грешат начинающие актеры. У них она появляется от страха перед зрителем и естественного желания показать «свободу» и спрятаться хотя бы за формальное движение.

С появлением «системы» различные попытки создать заранее отработанный набор выразительных жестов вступили в явное открытое противоречие с самой идеей «искусства переживания». Станиславского опрокинула систему «выразительного движения», в свое время рекомендованную Ф. Дельсартом, предлагавшим передавать чувства установленными движениями, вне зависимости от внутреннего темпо-ритма, в котором находится актер.

Таким образом, богатство выразительного жеста следует искать не в готовых рецептах, а в верном по мысли действии и эмоциональном состоянии действующего в роли актера. Это не готовые изученные образцы движений, а всегда рождение новых. Анализ наблюдений над лучшими образцами советского и зарубежного театрального искусства показывает, что красивая форма рук у актеров и актрис, их гибкость и подвижность абстрактная пластичность еще не создают выразительного движения и жеста. У целого ряда выдающихся актеров некрасивые руки, с толстыми ладонями, короткими пальцами, и, однако, эти руки прекрасно передают зрителю не только логику сценической жизни героя, но и всю совокупность его эмоций. Это действительно выразительные руки.

Они разговаривают, работают, указывают, просят, определяют, угрожают и т. Первым недостатком выразительных возможностей рук актера в понимании Станиславского является плохое их развитие, применительно к тем функциям, которые они должны выполнять. Имеется в виду не только отсутствие свободы движений, недостаточная подвижность в суставах и излишне высокий естественный тонус мускулатуры, но и отставание в развитии одной руки от другой. Общеизвестно, что у большинства людей более развита правая рука, что многие движения неудобно и трудно выполнять левой. Заметим, что иногда актер — левша — вынужден выполнять сложнейшие движения правой рукой.

Вторым недостатком является неумение действовать руками экономично и точно. Большинство бытовых и профессиональных действий в жизни требует движений кистью и пальцами. Бывает, что человек неловко выполняет движение, так как включает в работу не ту мускулатуру, какую надо. Например: должны работать только кисти и пальцы, а человек двигает предплечьем и плечом; там, где надо действовать одним или двумя пальцами, включает движения всеми пальцами и кистью. В некоторых профессиях точность отбора необходимых движений крайне велика.

Это работа машинисток, музыкантов, хирургов, фокусников и др. Люди этих профессий действуют, применяя только те движения, которые нужны, и полностью убирают ненужные.

Символические жесты Безусловно, вы бывали в театре, на концерте, смотрели выступления актеров на телевидении. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с аудиторией. Наиболее употребляемый жест — поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты.

Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку руки прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует чистосердечное отношение, любовь актера к зрителям. Другой пример. Передача КВН.

Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда его называют, встает, поворачивается лицом к залу, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками, третий кланяется, четвертый приветливо машет рукой. Каждый жест, который человек использует при невербальном общении, имеет свою интерпретацию. Открытые жесты В этой группе жестов можно выделить следующие: — Раскрытие рук ладонями вверх — жест искренности и открытости. Он может сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч.

Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину; — Пиджак, который расстегивают, — так делают люди открытые и дружественные к вам. Например, отмечено, что когда деловые переговоры успешны, наблюдается такая жестовая группа: сидящие участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от собеседника. Жесты защиты К этой группе относим жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации: — Руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения. Жесты оценки Эти жесты имеют отношение к задушевности и мечтательности: — Жест «рука на щеке» означает, что человек погружен в размышления; — Жест критической оценки рука возведена в лицо, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные — ниже рта означает, что человек слегка скептически относится к тому, что происходит в данный момент позиция «подождем-посмотрим» ; — Наклонена голова указывает на заинтересованность, внимание.

Поэтому можно оценивать, насколько хорошо воспринимается то, что вы говорите; — Почесывание подбородка выражает занятость процессом принятия решения позиция типа «хорошо, давайте подумаем» ; — Манипулирование очками протирает стекло, берет в рот дужку очков и проч. Имеет место в случаях, когда собеседнику нужно время для обдумывания перед тем, как сделать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос «пауза для размышления» ; — Хождение сигнализирует о процессе решении сложной проблемы. С тем, кто ходит, не стоит начинать разговор: это может нарушить ход его мыслей и помешать сделке; — Пощипывание переносицы обычно сочетается с закрытием глаз говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлений. Жесты подозрения и скрытности — Жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания — человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу; — Взгляд в сторону означает недоверие; — Ноги или все тело , направлены к выходу, — свидетельство желания закончить встречу, беседу или происходящее. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают такую позу — это сигнал о необходимости завершить мероприятие; — Потягивание или легкое потирание носа обычно указательным пальцем — знак сомнения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ: «ЖЕСТЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

Основные её языковые характеристики определяются фактором устности. Спонтанность У. Ей свойственна необратимость во времени. Требования закона объёма непосредственной памяти ведут к возникновению семантически и синтаксически недискретных единиц «синтаксическая структура высказывания не задана с самого начала или задана лишь частично и достраивается только в процессе генерации высказывания» - А.

В ней используются и разговорно-экспрессивные средства, но лишь в той мере, которая отвечает её назначению освещать общественно значимые темы. Основные жанры У. Во многих современных литературных языках английском, французском, немецком наблюдается сложное варьирование устной литературной нормы в связи с действием многих дифференцирующих факторов - территориальных, социальных, профессиональных, возрастных.

Преобладание функции общения способствует усилению диалогичности речи, преобладание функции сообщения - монологичности. Поскольку обычно совместное проявление функций сообщения, общения и воздействия, монологическая форма У. Краткие отрезки монолога приближаются по своей структуре к диалогу, пространный монолог, особенно на интеллектуализированные темы, создаёт условия для действия противоположно направленных тенденций: проникновения в речь книжно-письменных средств и осуществления ведущих характеристик устной речи.

В таком монологе структурная схема предложения не получает полного воплощения: она может быть изменённой, прерванной, незавершенной. Официально-деловой стиль отличает наличие общекнижных слов, например работник, контроль, а также профессионализмов: арендная плата, тарифная сетка и т. Официально-деловой стиль - функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления.

Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.

Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала, а это, несомненно, облегчает и упрощает пользование ими. Не случайно в тех или иных случаях деловой практики используются готовые бланки, которые нужно только заполнять. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке различном в разных странах, но твердо установленном в каждой из них , и это имеет свое преимущество и для пишущих, и для почтовых работников.

Поэтому все те речевые клише, которые упрощают и ускоряют деловую коммуникацию, вполне в ней уместны. Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся: 1 сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2 стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль. В свою очередь, в первом можно выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями.

В обиходно-деловом стиле различаются по содержанию, жанрам и по характеру используемых языковых средств служебная переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги - с другой. Так для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы». Кони в статье «Советы лектора», - важно течение мысли лектора.

Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». Как поясняет Кузин Ф. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Он приводит основные из них. Принцип последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления - значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения. Принцип органического единства - распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора. Принцип экономии - умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Культура делового общения: практ. Форма всегда поддерживается содержанием, вследствие чего лингвистические правила публичного выступления также нашли отражение в трудах Вишняковой Н. Так, например Максимов В.

И в своей монографии «Русский язык. Культура речи» выделяет синтаксические и лексические особенности публичного выступления. Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями.

Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего, следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными.

Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5-7 слов. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные , неполные, неосложненные.

Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Для того чтобы получить текст такого типа, при его написании или произношении следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем.

Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий такой, как в разговорной речи синтаксический строй текста. Длинные предложения, то есть значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога.

Их естественная сфера функционирования - официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие. Иванова С. Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления. Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений в диаметрально противоположную сторону. Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений.

Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации. Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания.

Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления: «Необходимо разрешение региональных конфликтов на основе компромисса, восстановление стабильности всюду в мире, где она нарушена; прекращение поддержки дестабилизирующих и экстремистских сил, всех террористических группировок, не должно быть попыток расширения зоны влияния одной стороны за счет другой; необходима совместная работа всех стран для решения экономических, социальных и экологических проблем». К недостаткам данного предложения, затрудняющим его восприятие, следует отнести, во-первых, значительную распространенность и усложнённость предложения; во-вторых, большое количество отглагольных существительных: разрешение, восстановление, прекращение, расширение, влияние, решение. Можно предложить следующий вариант текста, более приспособленный для устного восприятия: «Необходимо разрешить региональные конфликты на основе компромисса и восстановить стабильность всюду, где она нарушена.

Нужно нe допускать попыток расширить зоны влияния одной стороны за счет другой. Следует прекратить поддерживать дестабилизирующие и экстремистские силы, террористические группировки. Все страны должны совместно решать общие экономические, социальные и экономические проблемы».

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не стоит перегружать текст терминологией и использовать узкоспециальные термины. Красноречие Кроме того публичное выступление, как вид ораторского искусства, характеризуется красноречием, что означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно.

На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать 1 изобразительные возможности, или богатство языка, а также 2 явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых - избегать в своей речи. Самый первый критерий богатства и бедности речи - это количество слов, которые использует оратор.

А это значит, что руководитель становится обладателем методики, которая дает ему возможность сознательно управлять арсеналом своих эмоций. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы Арсенал основных человеческих эмоций, которые отражаются на лице, включает удивление, страх, негодование злость , отвращение, радость и печаль. Появляется она внезапно. Если есть время подумать о том, что может удивить, то удивление на лице не фиксируется.

Стимулы удивления: вид человека, звук, запах, прикосновение, вопрос, идея. Основные проявления: 2 — на лбу широкие морщины; 3 — глаза широко раскрыты, над радужной оболочкой видна белая склера; 4 — рот открыт, мышцы ослаблены. Говорящий должен знать, что если он и не желает реагировать на какую-либо информацию или ситуацию, то непроизвольное удивление может подвести его. Слушающие неосознанно делают выводы о том, что говорящий что-то скрывает, что он не совсем искренен. Эта эмоция возникает как предвосхищение чего-то очень пагубного для организма и личности. Основные проявления: 1 — брови подняты, растянуты, сведены; 2 — появление коротких морщин на лбу; 3 — глаза раскрыты, сверху радужных оболочек видна белая склера, нижнее веко сильно наряжено; 4 — губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад. В процессе деятельности говорение — слушание эмоция страха не очень частый гость, она проявляется лишь в исключительных случаях. Но сведения о проявлении страха на лице все же необходимы.

Основные проявления: 2 — отсутствие морщин на лбу; 3 — глаза сужены, почти закрыты; 4 — уголки губ опущены. Иногда, как при тошноте, открыт рот; 5 — на носу морщины, чем интенсивнее отвращение, тех их больше. Спектр отвращения очень широк: от едва уловимого наморщивания носа до искажения всего лица в гримасе тошноты. Отвращение к людям в поведении говорящего проявляется в виде презрения. Подобного рода экспрессии возникают как реакция на вопрос или неприятную критику. Говорящие должны быть бдительны по отношению к тому, чтобы не допустить такую экспрессию. Слушающие улавливают ее мгновенно. Результат ясен: неверие к тому, что докладывается.

Экспрессия злости нарастает, когда слушающий как бы отворачивается от говорящего. Основные проявления: 1 — брови сужаются, между ними появляются две вертикальные складки. Внешние концы бровей поднимаются; 2 — лоб без морщин; 3 — глаза суживаются; 4 — губы напряженно сжаты. Иногда в гримасе обнажаются зубы. Злость нередко проявляется на лицах людей, когда они слушают очень длинное, изобилующее повторениями сообщение. Нередко такая реакция формируется у людей, если они чувствуют, что оратор неискренен, то есть когда имеют место расхождения между тем, что он говорит и что думает. Тут срабатывает механизм внутренней речи говорящего. Радость переживается как ощущение приятного.

У лиц с эгоистической направленностью эта эмоция проявляется в момент осознания своей значимости, то есть после того, как, например, кто-нибудь с подобострастием скажет: «Ах, как своевременно Ваше сообщение! От этого лицо приобретает шарообразность, «расплывается» в стороны. Радость формирует на лице улыбку, и это положительно воздействует на собеседника аудиторию. Однако следует помнить, что улыбка бывает искренняя и деланная. Люди всегда распознают деланную улыбку. Чтобы избежать такого рода улыбок, говорящий должен искренне порадоваться вместе со слушающими.

Для монахов, давших обет молчания, жестовая речь — основное средство межличностного общения. Пользуются они, конечно, и письменной формой словесного языка. Дактильная и жестовая речь глухих. Дактильная речь — это особая кинетическая система. Движения рук жесты в данном случае обозначают не сами явления окружающего мира как в искусстве, у индейцев и т. Дактильная речь — это речь при помощи жестовых обозначений букв, обозначения обозначений. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка русского, английского и т. Таким образом, дактильная речь — своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации. Функции дактильной речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих учителей, родителей и др. Жестовая речь глухих - две разновидности: русскую, калькирующую. Русская жестовая речь РЖР — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т. Калькирующая жестовая речь КЖР — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Соотношение вербальных и невербальных средств в передаче смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить "двойной план" структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию. Не случайно самостоятельным направлением американских ученых по выявлению лжи с помощью технических средств стала разработка, так называемого, "определителя стресса по голосу", в основе действия которого лежат измерения физиологических параметров речевой волны. К ним относятся: пульсация голоса, связанная с кроветоком; изменения основного тона голоса; анализ вибраций мышц голосового аппарата.

Жесты - это сильнейший инструмент в арсенале оратора. Виртуозное владение этим инструментом требует серьезной, вдумчивой подготовки. Краткая теория про жесты: на что полезно обращать внимание Симметрия Если человек жестикулирует только одной рукой, это часто смотрится неестественно. Такая асимметрия бросается в глаза и особенно заметна, если выступающий жестикулирует только так, совсем не подключая вторую руку. Оратор становится похожим на человека, который только что перенес инфаркт и у которого парализовало половину тела. Рекомендуем для жестикуляции использовать обе руки, создавая ощущение симметричности движений. Это не означает, что вата правая и левая рука должны, как в синхронном плавании, повторять друг друга. Иногда может работать только правая рука, иногда только левая, иногда обе одновременно. Главное, чтобы в целом складывалось впечатление, что оратор в равной мере использует обе половины своего тела. Широта Говоря с единственным собеседником, находящимся прямо перед вами на расстоянии вытянутой руки, активно и размашисто жестикулировать не стоит. Но в зале, где перед вами 20-30-100 человек, мелкие жесты будут видны разве что только тем, кто сидит на первом ряду. Не бойтесь делать широкие жесты! Широкие жесты демонстрируют вашу уверенность в себе, так же как мелкие и зажатые - вашу робость перед аудиторией. Неуверенные люди, заходя к кому-то в кабинет, аккуратно садятся на краешек стула и замирают, боясь пошевелиться. Уверенный и опытный руководитель, заходя в помещение, может сначала подойти к окну, посмотреть, что там за окном. Потом к одной стене: «А что тут за грамоты? И эта широта в движениях во многом создает исходящее от него ощущение уверенности. Руки от локтей до плеч - не работают. И движения получаются скованными, несвободными. Даже небольшие жесты на уровне груди смотрятся по-разному в зависимости от того, прижаты ли локти к бо кам или отведены от тела на 10-15 см.

Язык жестов и поз

• публичное – от 400 до 750 см – именно на этом расстоянии происходят выступления перед аудиторией. Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. То есть, если вы хотите сделать кому-то приглашающий жест рукой, нужно сделать это, двинув рукой не на 10 сантиметров, как при обычном разговоре, а взмахнуть, вытянув руку на полную вперед. Чтобы осознать до конца размеры жестов, вспомните клоунов в цирке и их жесты. Даже если в выступлении нет жестов, которые можно воспринять двояко, проследите за тем, чтобы не слишком часто использовать одни и те же движения во время выступления. Иначе можно утомить публику. Этот жест используется, чтоб делиться с аудиторией фактами или вариантами. Кисти должны быть обращены ладонями наверх. 1. Жесты удерживают внимание аудитории. Благодаря жестам можно расставлять акценты в речи и выделять важные смысловые куски. В процессе выступления, когда оратор говорит, у аудитории активно включается слуховое восприятие.

Как использовать мимику и жесты во время выступления

Ритмические жесты. Этот вид жестов связан с тактом публичного выступления. Они вступают в речь с паузами, ускорением или замедлением интонации. Когда нужно поставить логическое ударение. Такие жесты мы можем видеть у выступающих по телевизору. Жесты как средство передачи мысли являются одним из важных инструментов человеческого общения. С помощью жеста можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного предложения. Жесты используются при описании. Указывающие жесты наиболее просты и обычно указывают на тот или иной предмет. Передающие жесты делятся, в свою очередь, на изображающие и эмоциональные. Изображающие жесты передают вид, форму объектов речи.

Жесты оратора

Какие жесты применять? Для каждой цели существуют конкретные жесты и нет установленных правил по их применению. Есть только ряд советов, как сделать их более эффектными. В каждом выступлении пробуйте применить новое стартовое положение рук, а по окончании «консилиума» спросите слушателей, какая база для рук смотрится лучше всего. • Для той же цели можно использовать зеркало или видеокамеру. • Грамотно излагай свои мысли. Первое впечатление во многом зависит от стиля и манеры разговора. По тому, какая у тебя речь, люди судят о твоем интеллекте и воспитании. Речь, мимика, жесты. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. – Небольшие начинаются от запястья. – Широкие жесты – это те, в которых задействованы руки от самого плеча. конспект жесты которые нельзя использовать при публичном выступлении. Валерий Карпин жестикулирует у кромки футбольного поля. С помощью жестов можно задавать ритм выступления: подчеркивать ударение на слове, замедление и ускорение речи, указывать на паузу в выступлении. Ритмические жесты это невербальная интонация.

Особенности невербального общения публичного выступления. Правила пользования жестами

На тренинге "Актерское мастерство в публичных выступлениях" я часто использую жестовую разминку, активизирующую руки участников. Проверено: после разминки палитра жестов увеличивается. появляется выразительность жестов. Как жесты способствуют успешным публичным выступлениям. Во-первых, жесты в публичных выступлениях обеспечивают оратору состояние уверенности. Свободное интервьюирование с целью выявления отношения к использования жестов в самопрезентации (свободное интервью (беседа) проводиться без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы).

Жесты как способ показа

Для разговорного стиля характерна устная форма высказывания, большую роль играют интонация, а также мимика и жесты. Наиболее часто и широко употребляемыми являются нейтральные слова: зеленый, улица, трава, не используются книжные слова, например: альтруизм, эгоизм, тиран. Возможно употребление стилистически окрашенных, эмоциональных, оценочных слов: раздевалка, лапочка, шумиха, солнышко. Устная публичная речь У. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях - разговорной и публичной - и противопоставляется её письменной форме.

Некоторыми исследователями устная форма литературного языка называется его устно-разговорной разновидностью. В основе выделения разговорной и публичной речи лежат различия в коммуникативной функции, в теме и ситуации речи. Для осуществления речевого акта в условиях У. Важны качественные степень информированности и количественные единичный, коллективный или массовый характеристики адресата.

Важны и социальные отношения между адресантом и адресатом. Основные её языковые характеристики определяются фактором устности. Спонтанность У. Ей свойственна необратимость во времени.

Требования закона объёма непосредственной памяти ведут к возникновению семантически и синтаксически недискретных единиц «синтаксическая структура высказывания не задана с самого начала или задана лишь частично и достраивается только в процессе генерации высказывания» - А. В ней используются и разговорно-экспрессивные средства, но лишь в той мере, которая отвечает её назначению освещать общественно значимые темы. Основные жанры У. Во многих современных литературных языках английском, французском, немецком наблюдается сложное варьирование устной литературной нормы в связи с действием многих дифференцирующих факторов - территориальных, социальных, профессиональных, возрастных.

Преобладание функции общения способствует усилению диалогичности речи, преобладание функции сообщения - монологичности. Поскольку обычно совместное проявление функций сообщения, общения и воздействия, монологическая форма У. Краткие отрезки монолога приближаются по своей структуре к диалогу, пространный монолог, особенно на интеллектуализированные темы, создаёт условия для действия противоположно направленных тенденций: проникновения в речь книжно-письменных средств и осуществления ведущих характеристик устной речи. В таком монологе структурная схема предложения не получает полного воплощения: она может быть изменённой, прерванной, незавершенной.

Официально-деловой стиль отличает наличие общекнижных слов, например работник, контроль, а также профессионализмов: арендная плата, тарифная сетка и т. Официально-деловой стиль - функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью.

С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер. Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала, а это, несомненно, облегчает и упрощает пользование ими. Не случайно в тех или иных случаях деловой практики используются готовые бланки, которые нужно только заполнять. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке различном в разных странах, но твердо установленном в каждой из них , и это имеет свое преимущество и для пишущих, и для почтовых работников.

Поэтому все те речевые клише, которые упрощают и ускоряют деловую коммуникацию, вполне в ней уместны. Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся: 1 сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2 стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т.

Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль. В свою очередь, в первом можно выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями. В обиходно-деловом стиле различаются по содержанию, жанрам и по характеру используемых языковых средств служебная переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги - с другой. Так для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры.

Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы». Кони в статье «Советы лектора», - важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». Как поясняет Кузин Ф.

Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Он приводит основные из них. Принцип последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления - значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения. Принцип органического единства - распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора. Принцип экономии - умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Культура делового общения: практ.

Форма всегда поддерживается содержанием, вследствие чего лингвистические правила публичного выступления также нашли отражение в трудах Вишняковой Н. Так, например Максимов В. И в своей монографии «Русский язык. Культура речи» выделяет синтаксические и лексические особенности публичного выступления.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего, следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными.

Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5-7 слов. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные , неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.

Для того чтобы получить текст такого типа, при его написании или произношении следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий такой, как в разговорной речи синтаксический строй текста. Длинные предложения, то есть значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования - официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие. Иванова С. Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления. Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений в диаметрально противоположную сторону.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления: «Необходимо разрешение региональных конфликтов на основе компромисса, восстановление стабильности всюду в мире, где она нарушена; прекращение поддержки дестабилизирующих и экстремистских сил, всех террористических группировок, не должно быть попыток расширения зоны влияния одной стороны за счет другой; необходима совместная работа всех стран для решения экономических, социальных и экологических проблем». К недостаткам данного предложения, затрудняющим его восприятие, следует отнести, во-первых, значительную распространенность и усложнённость предложения; во-вторых, большое количество отглагольных существительных: разрешение, восстановление, прекращение, расширение, влияние, решение.

Уверенная поза придаст вам вес в глазах аудитории. Расправьте плечи, не скрещивайте руки, подайте грудь вперед. Кроме всего прочего, прямая спина и расправленные плечи облегчат дыхание и улучшат ваше самочувствие. Настроить общение на позитивный лад очень просто — достаточно улыбнуться публике, и она ответит тем же. Улыбка — самое мощное оружие коммуникации.

Чтобы завоевать доверие аудитории, используйте естественную жестикуляцию кистями рук, а еще смотрите людям в глаза. Человеку свойственно чувствовать доверие к собеседнику, если тот не прячет взгляд. Чтобы продемонстрировать власть, оставайтесь абсолютно спокойным, одновременно используйте маленькие, но жесткие движения. Это покажет публике, что вы — уверенный в себе человек, которому можно доверять.

Женщины в разговоре поддерживают зрительный контакт чаще, чем мужчины, независимо от пола человека, с которым они разговаривают. Женщины, как правило, улыбаются чаще, чем мужчины, но их улыбку труднее интерпретировать Мужские улыбки обычно обозначают позитивные чувства, а женские часто отражают признательность и дружелюбие Посмотрите на изображения людей на картинках. Как вы думаете, о чем нам говорят их позы и жесты? Используемая литература. Абрамова, Г.

Андреева, Г. Виноградова, С. Виноградова, Г. Ильин Е. Психология общения и межличностных отношений. Майерс, Д. Столяренко, Л. Столяренко, С. УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы — 2013г.

Чалдини, Р.

Следует отметить, что значительная часть движений руками — семантических, иллюстративных и главным образом эмоциональных несет еще и национальную определенность. Так, народы южные — итальянцы, французы, испанцы, кавказцы, африканцы, евреи и др. Северяне — скандинавы, финны, англосаксы, славяне, наоборот, в подобных же обстоятельствах крайне сдержанны в жестах. Более того, широкие жесты руками, быстро и резко выполненные, считаются у этих народов признаком плохого воспитания. Нужно отметить, что южане, выросшие среди северян, мало жестикулируют, и обратное — северяне, получившие воспитание среди южан, активно жестикулируют в беседе.

Из этого следует, что жесты — продукт определенного воспитания и не являются чем-то прирожденным. Все эти особенности актеры и режиссеры должны изучать, работая над ролью или заранее , и уметь ими пользоваться, создавая пластические характеристики своих героев. Жест на сцене только тогда оправдан, когда он возникает изнутри, вызывается внутренней потребностью, когда он перестает быть жестом ради жеста и превращается в подлинное, продуктивное и целесообразное действие. Станиславский справедливо отвергал-всякую жестикуляцию, если она не оправдывается психологической потребностью. Иногда на сцене можно видеть ничего не выражающие движения; происходит это от дилетантского представления о том, что игра на сцене требует дополнительной жестикуляции. Когда спрашивают о причине, вызвавшей такие бессмысленные движения, актер, как правило, не может дать сколько-нибудь логичного ответа, — Ничем не оправданная жестикуляция является самой грубой ошибкой в движении на сцене.

Особенно ею грешат начинающие актеры. У них она появляется от страха перед зрителем и естественного желания показать «свободу» и спрятаться хотя бы за формальное движение. Другой случай: актер с невыразительной речью, для того чтобы усилить впечатление, прибегает к жесту. Наиболее активно выражают жизнь актера его руки. Они, главным образом, несут зрителю совокупность чувств и эмоций, обуревающих артиста во время высшего проявления сценических переживаний. Шаляпин сказал, что «жест есть не движение тела, а движение души».

В период, когда в театрах наряду с искусством представления процветало и ремесленничество, были изобретены и рекомендовались определенные жесты, которые должны были помогать актеру выражать «чувства». Казалось бы, что подобный набор действительно должен увеличить ассортимент «выразительных движений»: однако еще до появления «системы» Станиславского подобного рода схематизация в выражении человеческих чувств не могла не вызвать осуждения со стороны прогрессивных представителей театрального искусства. С появлением «системы» различные попытки создать заранее отработанный набор выразительных жестов вступили в явное открытое противоречие с самой идеей «искусства переживания».

Язык жестов и поз

Ритмические жесты подчеркивают ударение на слове, замедление и ускорение речи, указывают на паузу в выступлении. Ритмические жесты это невербальная интонация. Ручей растекался вдоль долины (плавное движение руки в правую сторону). Через невербальный канал (жесты, мимика, положение в пространстве) передается до 80% информации. Даже не изучая специальные разделы психологии, мы можем определить насколько комфортно или дискомфортно нашему собеседнику. Лучше всего воспользоваться невербальными средствами. Ваша жестикуляция должна напоминать жестикуляцию актера на большой сцене. Для выступлений на массовых мероприятиях обычно используют следующие жесты. Ритмические жесты подчеркивают ударение на слове, замедление и ускорение речи, указывают на паузу в выступлении. Ритмические жесты это невербальная интонация. Ручей растекался вдоль долины (плавное движение руки в правую сторону).

Поза, жесты, мимика оратора

Он неразрывно связан с движением мыслей и чувств. Интенсивность жеста зависит от темперамента и во многом определяет особенности индивидуального стиля оратора. Эти средства способны в значительной мере повысить эффективность устного выступления, подключая к речи мощную звукозрительную информацию. К наглядным средствам относятся: графические средства плакаты, таблицы, диаграммы, схемы, в том числе изображения на классной доске ; географические карты и реальные предметы.

Технические средства включают средства массовой информации кинофильмы, радиопередачи, телепередачи , диапозитивы, диафильмы, грампластинки, фонозаписи, видеозаписи и соответствующую проекционную и звукотехническую аппаратуру, компьютерную технику. Наглядные средства должны быть по устройству просты, понятны, видны аудитории.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие, тогда служитель видит перед собой не мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение.

Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «что делать со своими руками? Вопрос целесообразнее сформировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?

С помощью рук можно показать размеры предмета и указать на, какие либо предметы, подчеркнуть важность сказанного.

Другой показатель недоверия — несогласованность жестов и мимики «искусственная улыбка». Жесты защиты являются знаками того, что коммуникант чувствует опасность. Наиболее распространенный жест этой группы — скрещенные руки. Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы «рука у щеки», «пощипывание» переносицы, почесывание подбородка и прищуривание глаз.

Жесты сомнения и неуверенности — прикосновение к носу или его легкое потирание. Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими — закладывание рук за голову или за спину с захватом запястья. Жесты несогласия. Наиболее популярным среди них является собирание несуществующих ворсинок с костюма. Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать — прикосновение к уху, опускание век, передвижение, поворот всем корпусом в сторону двери.

Жесты лжи. Когда человек лжет, он закрывает рот, глаза, уши руками, прикасается к носу, потирает веко, опускает глаза, «закрывает» ладони. Жесты и мимика лжеца не согласуются между собой. Хорошим способом взаимодействия является копирование жестов и позы собеседника. Если вы видите, что говорящий лжет, попросите его повторить или уточнить сказанное.

Это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры. Жестикуляция собеседника говорит о многом. Жест уточняет мысль, оживляет ее, способствует лучшему восприятию речи.

При выступлении на большую аудиторию используйте широкие внешние жесты.

Это придаёт вес словам и создаёт ощущение обращение ко всем и к каждому в отдельности. Что тоже будет плюсом в вашу карму спикера. Но избегайте таких жестов, как указывание пальцем, размахивание руками около гениталий, скрещивание рук и ладоней. По возможности, не используйте пирамиду из пальцев.

Если вы ощущаете неловкость, вам хочется все-таки прикрыться от агрессивных высказываний группы. Используйте планшет под предлогом сверится с планом выступления. И не стоит прикасаться к лицу и волосам. Разумеется, если эти жесты не призваны продемонстрировать ваши слова.

Избегайте любого перекрещивания ног и перенос веса на одну ногу. Ваши ноги должны плотно стоять на поверхности. Возможно слегка расставлены, носки обуви параллельно и смотрят в зал или слегка разведены. Есть свои правила и для спикеров, выступающих сидя.

Кстати и для тех, кто сидит перед аудиторией во время выступления других. Очень большая просьба к мужчинам — не разваливайтесь и не разводите широко ноги, демонстрируя всему залу ваши… нереально раздутое хрустальное эго. Это по меньшей мере, не вежливо. И конечно, для каждого представителя мужеского пола этот жест демонстрация своей уверенности и мужественности.

Однако вопрос. Вы демонстрируете соперничество или превосходство над аудиторией? Для чего вам это? По крайней мере, это просто не вежливо.

Во-вторых, раз вы уже выступаете перед аудиторией, значит вы уже чего-то достигли, поэтому не следует демонстрировать ещё что-то сверх. Для демонстрации вашего превосходства достаточно прямой спины, лёгкого поворота корпуса и плотно стоящих на поверхности ступней ног. Для женщин в такой ситуации не следует использовать позу нога на ногу. Неизвестно, что могут увидит в такой позе ваши слушатели.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий