Что такое межполушарный конфликт

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал.

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие, отвечаем на вопросы. Таким образом, результаты нейропсихологических исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия.
Ассиметричные сигналы к речевым мышцам Центр Татьяны Гогуадзе: Что такое рассогласованность полушарий мозга, как она проявляется и как влияет на работоспособность сотрудников.

Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга».

Вместо того, чтобы сказать, ребенок использует мимику, жестикуляцию, интонации и т. При патопсихологическом обследовании детей с алали-ей выявляются нарушения координации движений особенно — точной моторики кисти. Страдает слухоречевая память; зрительное запоминание — в пределах нормы. Отмечаются истощаемость и колебания внимания. У детей с алалией интеллект первично сохранен; они проявляют познавательный интерес, успешно справляются с невербальными пробами, способны к установлению связи и последовательности событий, аналогий, обобщений. Но за счет недостаточности общения, что приводит к исключению из детского коллектива, формируется вторичная задержка интеллектуального развития, а это приводит к недостаточности высших уровней обобщения, пробелам в осведомленности. Самооценка у детей с алалией занижена, отмечаются вторичные невротические реакции, эмоциональная лабильность. При своевременном лечении, логопедической и педагогической помощи к четырем годам возможно формирование связной и диалогической речи, развитие познавательной активности.

Важна ранняя дифференциация алалии от дебильности; основными критериями является наличие хорошего понимания обращенной речи, развитой игровой деятельности, выраженной реакции на оказание помощи и поощрение при алалии. Сенсорная алалия — нарушение понимания речи в результате поражения височной доли доминантного полушария. Слух у этих детей не нарушен, страдает анализ речевых звуков. В некоторых случаях это сопровождается повышенной реакцией на неречевые звуки: шорох бумаги, капание воды. Увеличение громкости речи ухудшает ее понимание у детей с алалией и улучшает у слабослышащих. В зависимости от тяжести поражения ребенок может вообще не дифференцировать речь от внеречевых шумов либо только затрудняться в понимании высказывания вне ситуации. При патопсихологическом обследовании отмечаются трудности концентрации и переключаемости внимания, истощаемость.

Может быть, избирательность в восприятии речи: ребенок понимает только мать и не понимает речь чужого взрослого. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, слушают музыку и различают мелодии. При наличии собственной речи у этих детей отмечается повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля над своей речью. Понимание речевых инструкций затруднено, но при показе возможно выполнение достаточно сложных вербальных заданий. Регулярные логопедические занятия приводят к значительному улучшению. Дети с алалией нуждаются в раннем выявлении, обучении в специализированных логопедических детских садах и школах. Дислексия — частичное специфическое нарушение усвоения процесса чтения, обусловленное несформированнос-тью или нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся стойких ошибках в письменной речи.

Причины этого состояния самые разнообразные: генетическая отягощенность, травмы черепа в раннем возрасте, минимальная мозговая дисфункция.

Я собрала дидактические пособия, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, игры и задания, в которых можно условно разделить на группы. Какие-то разработки заимствованы у других авторов, а какие-то разработаны мной, учитывая особенности детей нашего Центра. Пособие подбираются по возрасту или в зависимости от развития ребёнка. Некоторые пособия можно использовать для детей разного возраста, усложняя задания дополнительными движениями, добавляя звуковое сопровождение. Благодаря данным методикам можно выявить скрытые способности ребенка, расширить деятельность мозга и его возможности. В мой «Кейс дидактических пособий для развития межполушарного взаимодействия» входят следующие группы дидактических разработок: «Зеркальные дорожки»: Одновременно указательными пальчиками обоими рук провести по зеркально-симметричным дорожкам.

При выполнении этих упражнений нужно почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Собрано много экспериментальных и клинических данных о функциональной специфичности левого и правого полушарий в отношении разных психических функций, что выражается в уточнении особенностей полушарных нейропсихологических синдромов, а значит, и в содержательном наполнении понятия «полушарные факторы». Сегодня уже имеются сложившиеся представления относительно стратегий работы левого и правого полушарий мозга. Эти стратегии могут трактоваться как «полушарные факторы» Хомская, 1986. Основной теоретической концепцией отечественной нейропсихологической школы служит теория системной динамической мозговой локализации высших психических функций Выготский, 1960; Лурия, 1969 , в рамках которой важнейшими принципами работы мозга являются функциональная связь между полушариями и принцип доминантности в их совместной деятельности. Однако пока остаются малопонятными характер динамичности межполушарного взаимодействия и изменение роли каждого из полушарий в этом взаимодействии при выполнении разных видов психической деятельности. Неясно, как конкретно проявляется нарушение межполушарного взаимодействия, каких функций оно касается, какова зависимость его от латерализации и локализации поражения, каковы пути его изучения» Трауготт, 1986, с. Неясна и роль мозгового субстрата, обеспечивающего это взаимодействие, а также то, как оно нарушается при патологии комиссуральной системы1, и в первую очередь мозолистого тела МТ.

Раскрытие нейропсихологических механизмов функционирования комиссуральной системы мозга, ее вклада в реализацию любой психической функции — важная задача современной нейропсихологии. Хотя нейропсихологи давно говорят о существовании «фактора межполушарного взаимодействия» Хомская, 1987 , это понятие пока недостаточно наполнено конкретным содержанием. Остается открытым вопрос о качественной специфике нейропсихологических синдромов при различной патологии МТ. Будут ли они принципиально отличаться от полушарных синдромов? Или они окажутся отчасти сходными с полушарными синдромами и вместе с общими симптомами будут включать ряд специфических черт? Единственный известный синдром нарушения межполушарного взаимодействия — это синдром «расщепленного мозга» split-brain , описанный в исследованиях пациентов с хирургическим рассечением МТ для предотвращения генерализации эпилептических припадков Газзанига, 1999; Sperry, 1964. И хотя координирующая роль МТ была 1 2 1 Под комиссуральной системой мы понимаем комиссуральные структуры разного уровня, где каждый уровень интегрируется в более высокий, «. Главная мозговая комиссура системы — МТ.

Перерезка МТ приводит к возникновению специфических расстройств. Отличительной особенностью этих расстройств считается их латерализованный характер, который заключается в проявлении функциональной специализации полушарий мозга, выражающейся в утрате способности к выполнению функций, специфичных для другого полушария Симерницкая, 1989. В частности, такие больные не могут назвать предмет, информация о котором поступает в правое полушарие, и не имеют таких затруднений при поступлении информации в левое полушарие. В современных зарубежных и отечественных исследованиях изучение нарушений межполушарного взаимодействия проводится не только на модели «расщепленного мозга», но и на моделях различных патологий комиссур мозга, в первую очередь МТ. Авторы этих исследований сразу столкнулись с проблемой сравнения выявленных ими нарушений психических функций с синдромом «расщепленного мозга». Как правило, такие исследования проводятся в формате case-study и их результаты весьма противоречивы, что приводит к многочисленным дискуссиям о функциональной роли МТ и о специфике синдромов при его патологии. Специфика синдромов может быть связана, во-первых, с различными индивидуальными проявлениями компенсаторных механизмов, которые детерминируют выявляемые нарушения; во-вторых, с достаточным разнообразием исследуемых пациентов чаще всего испытуемые, описанные разными исследователями, различаются по возрасту, уровню развития и сопутствующим патологиям ; в-третьих, с тем фактом, что, как и любые другие нарушения психической деятельности, нарушения, наблюдаемые при патологии МТ, носят вероятностный характер. Однако именно эти исследования открывают дорогу более тщательному и внимательному лонгитюдному наблюдению таких испытуемых, поскольку, именно рассматривая ход развития психической деятельности при патологии МТ, можно обнаружить закономерности, недоступные для изучения посредством анализа групп испытуемых.

Большинство исследователей приходят к выводу, что синдромы патологии МТ должны отличаться от синдрома «расщепленного мозга» при комиссуротомиях, так как необходимо учитывать компенсаторные механизмы, действующие либо с рождения, либо на протяжении заболевания. Тем не менее результаты выполнения заданий, требующих межполушарного переноса, показывают, что, какие бы компенсаторные альтернативные пути межполушарного взаимодействия ни были доступны мозгу, испытуемые с патологиями МТ все-таки отличаются от здоровых испытуемых и имеют общие симптомы но разной степени выраженнсти с комиссуротомированными больными. Это доказывает, что у компенсации есть свой предел. Например, ряд авторов считают, что выполнение сложных заданий на бимануальную координацию осо- 18 бенно без зрительного контроля остается дефицитарным у больных как с комиссуротомией, так и с агенезией МТ Geffen et al. Описываемая этими исследователями диссоциация включает в себя симптомы, связанные с дисфункцией передних фронтальных отделов что проявляется в нарушении выполнения особых моторных проб, требующих координации рук , а также задних теменнозатылочных областей в этих исследованиях отчетливо выявляются конструктивно-пространственные трудности Lassonde, 1994. На сегодняшний день можно уже говорить не о латерализованном, а о диссоциативном характере симптомов, входящих в синдром «межполушарного невзаимодействия».

В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Такому подходу свойственны следующие положения: - функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т. В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков; - каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии; - функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций. Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является однородным органом, а представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия.

Рассогласованность полушарий мозга – это ещё не дислексия!

В зависимости от тяжести поражения ребенок может вообще не дифференцировать речь от внеречевых шумов либо только затрудняться в понимании высказывания вне ситуации. При патопсихологическом обследовании отмечаются трудности концентрации и переключаемости внимания, истощаемость. Может быть, избирательность в восприятии речи: ребенок понимает только мать и не понимает речь чужого взрослого. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, слушают музыку и различают мелодии. При наличии собственной речи у этих детей отмечается повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля над своей речью. Понимание речевых инструкций затруднено, но при показе возможно выполнение достаточно сложных вербальных заданий. Регулярные логопедические занятия приводят к значительному улучшению. Дети с алалией нуждаются в раннем выявлении, обучении в специализированных логопедических детских садах и школах. Дислексия — частичное специфическое нарушение усвоения процесса чтения, обусловленное несформированнос-тью или нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся стойких ошибках в письменной речи. Причины этого состояния самые разнообразные: генетическая отягощенность, травмы черепа в раннем возрасте, минимальная мозговая дисфункция.

В некоторых случаях дислексия может быть связана с функциональными расстройствами: длительными соматическими заболеваниями, двуязычием, нарушениями произношения у родителей и т. В соответствии с типом нарушений функции чтения выделяются следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая и оптическая. Обследование проводится в конце 1-го и начале 2-го года обучения. При дислексии встречаются такие группы ошибок: 1. Замены и смешения звуков при чтении б—п, с—ш , а также замены графически сходных букв х—ж, п—н, з—в. Побуквенное чтение. Пропуски гласных и согласных, перестановка слогов. Нарушение понимания прочитанного. Аграмматизмы при чтении.

Нарушение согласования слов. При легких формах дислексии возможна самостоятельная компенсация расстройств чтения, но у ребенка может закрепиться негативное отношение к чтению, что будет мешать получать удовольствие от книг. При переходе в средние классы остаточные явления дислексии мешают успешному усвоению других предметов: ребенок с трудом понимает тексты в учебниках, задачи. При более тяжелых формах дислексии необходимы специальные занятия с логопедом либо обучение в специализированной школе-интернате. Дисграфия— это частичное специфическое нарушение процесса письма. Причинами дисграфии может быть недоразвитие речи, нарушение ее грамматического строя, недоразвитие зрительного гнозиса, нарушение звукового анализа и синтеза.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Истоки данной науки можно найти: в работах Конфуция ок. Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, снижение утомляемости, повышение способностей. Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это когда все отделы мозга работают синхронно. Мы знаем, что наш мозг работает не в полную силу.

В идеале — проведение одного урока кинезиологии каждый день. Если нет такой возможности, можно проводить мини-занятие на каждом уроке, что только улучшит качество проводимого урока. Упражнения данного вида мы начинаем выполнять в классе после утренней гимнастики. Очень быстро все находят точку памяти и массируют ее. Затем находим уши и массируем каждую точку, так как все точки отвечают за работу какого-либо органа, и этим повышаем свою работоспособность. Особое внимание нужно обратить на такие упражнения, когда работают обе руки, но движения выполняются в разных направлениях: Правая рука достаёт левое ухо, а левая рука — нос, меняются положения рук. Можно выполнять как с открытыми глазами, так и с закрытыми; Правая рука отдает честь, а левая рука вытягивается вперед и поднимается большой палец, остальные же сжимаются.

Положение рук меняется; Правая рука достает левое колено согнутой ноги, а левая рука задевает правое плечо. Положение рук меняется; Перекрестные движения руками перед лицом; «Лягушка» — левая рука в кулаке лежит на столе, а правая касается стола всей ладонью, потом резко меняется положение рук; «Ребро, кулак, ладонь» — друг за другом выполняем движения. Весь материал, в котором предполагаются движения обеих рук, лучше давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Например: Мы играли в ладушки — Так пожарим, повернем И опять играть начнем. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы.

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. В школах Санкт-Петербурга уже давно практикуется синхронное зеркальное рисование. Об этом я узнала на курсах повышения квалификации и решила сначала проэкспериментировать на себе. Взяла лист бумаги, два карандаша и попробовала нарисовать два одинаковых предмета одновременно. Было сложно, но очень хотелось, чтобы хоть что-то получилось. Этой работе предшествовала работа в «Прописях», где левой рукой пыталась писать как буквы, слоги, слова, так и цифры. Этому же учила и детей 1 класса.

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария Симерницкая Э. При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область Будохоска В. Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи. В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности.

Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое». Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова.

Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Такому подходу свойственны следующие положения: — функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т.

В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков; — каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии; — функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный — это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций.

Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является однородным органом, а представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия. Кроме того, при частичной перерезке мозолистого тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций.

Работы под руководством Э. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно примерно к двадцати годам. Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций.

Значение межполушарного взаимодействия для мозговой активности

Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. 8.2.4. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах при органических повреждениях левого и правого полушарий. Изменение функциональной организации мозга в ходе онтогенеза проявляется и при анализе межполушарного взаимодействия. Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Что такое межполушарное взаимодействие?

  • Межполушарные взаимодействия физиология кратко
  • НАРУШЕНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • Функциональная межполушарная асимметрия головного мозга в практике врача-подиатра
  • Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга».
  • Telegram: Contact @vineuro_razvivashki
  • Популярные услуги по психологии

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия

1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. Что такое межполушарное взаимодействие, за что отвечает правое, левое полушарие, для чего нужна синергичная работа мозга, почему у ребенка не формируется синергия, признаки и последствия негармоничного развития, в каких случаях обращаться к нейропсихологу. Межполушарная дисфункция – нарушение развития одного из полушарий головного мозга либо недостаточность взаимодействия между ними. Неравномерность развития функций полушарий головного мозга также можно отнести к поврежденному психическому развитию. Приведённые примеры занимательных игр оказывают помощь в развитии межполушарных связей, стимулируют мозжечок и положительно влияют на физическое, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Приведённые примеры занимательных игр оказывают помощь в развитии межполушарных связей, стимулируют мозжечок и положительно влияют на физическое, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.

Когда полушария спорят

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия 17. Результаты работы опубликованы в журнале Cerebrovascular Diseases. Мозолистое тело представляет собой совокупность нервных волокон, соединяющих кору больших полушарий головного мозга у плацентарных млекопитающих и человека. В ходе экспериментов ученые пришли к выводу, что эта структура обеспечивает взаимодействие двух ассоциативных зон коры больших полушарий мозга — задней ассоциативной зоны правого полушария и передней ассоциативной зоны левого полушария.

Мозолистое тело представляет собой совокупность нервных волокон, соединяющих кору больших полушарий головного мозга у плацентарных млекопитающих и человека. В ходе экспериментов ученые пришли к выводу, что эта структура обеспечивает взаимодействие двух ассоциативных зон коры больших полушарий мозга — задней ассоциативной зоны правого полушария и передней ассоциативной зоны левого полушария.

Психологи доказали, что в нейропсихологических синдромах односторонних поражений мозга присутствуют симптомы нарушения межполушарного взаимодействия. Кроме того, благодаря исследованию удалось расширить представления о нейропсихологических синдромах нарушения межполушарного взаимодействия, вызванных патологией мозолистого тела.

Среди больных с односторонними поражениями головного мозга присутствовали больные с нарушениями мозгового кровообращения и больные с эпилепсией, у которых очаг эпилептической активности локализовался строго в одном полушарии. Авторы работы считают, что результаты будут полезны при разработке методик для выявления нарушений межполушарного взаимодействия при разнообразных патологиях мозга. Roger Harris] головной мозг человека полушария Поделиться: Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия".

Когда появляются такие мысли, можно попытаться их прогнать. Если они возвращаются, можно попытаться обмануть себя, придумать оправдания и таким образом заглушить чувства вины и разочарования. Профессор Колумбийского университета Эндрю Дельбанко в своей книге «Настоящая американская мечта: размышления о надежде» «The Real American Dream: A Meditation on Hope» пишет: «Парадокс процветания заключается в том, что за несколько последних десятилетий уровень жизни значительно вырос, в то время как ценность дружбы, семьи и поиска смысла жизни осталась неизменной. Поэтому все больше людей, получивших с помощью богатства желанную свободу, но не найдя в нем душевного спокойствия, пытаются разрешить противоречие и найти смысл жизни». Дельбанко также пишет: «Отличительной чертой современного общества является стремление к трансценденции, познанию самого себя». К примеру, я ушел с высокооплачиваемой работы и нисколько об этом не жалею. Да, мои доходы снизились, но зато теперь я могу посвятить время тому, что мне интересно, и заняться тем, что долгие годы откладывал на потом. Среди моих знакомых есть женщина, успешный банковский работник высшего звена, которая всю жизнь хотела быть адвокатом. Она понимает, что занимается не своим делом, но предпочитает скрывать разочарование. В свое оправдание она говорит, что в тридцать семь лет уже поздно переучиваться и менять профессию. Еще один мой знакомый мечтал быть журналистом. Но в молодости он почему-то решил, что хорошего журналиста из него не выйдет, да к тому же банкиры больше зарабатывают.

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия

Межполушарная асимметрия (др.-греч. α — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных.[1][2] Проявляется не только в морфологии мозга. Что такое межполушарное взаимодействие? Почему его нужно развивать? Таким образом, результаты нейропсихологических исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия. В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. Что такое межполушарное взаимодействие? Почему его нужно развивать? Но терминологическая путаница и эклектика схем анализа приводят подчас к необоснованным выводам и явным противоречиям между различными научно-исследовательскими школами. Итак, понятие «межполушарное взаимодействие» включает в себя представления.

О межполушарном взаимодействии. Реципрокная координация движений

Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), целостно, обрабатывает одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ РЕШАЮТ ВСЁ. Нарушение межполушарного взаимодействия напрямую влияет на нарушения развития речи, чтения, письма. Так что такое межполушарное взаимодействие и как его развить. логоневроз, логоклония, lalone. Представляется, однако, что такое. определение не исчерпывает природу. В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал.

Что такое межполушарное взаимодействие?

  • Межполушарное взаимодействие. Межполушарные связи. Синдром «расщепленного мозга»
  • Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка.
  • Межполушарная асимметрия: проблемы обучения в норме и патологии
  • Глава 1. Лингвистический взгляд на природу нарушений плавности речи
  • Что такое межполушарные связи | Mental School

Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка»

Известны такие общие черты и проявления, которые наблюдаются при разных вариантах дизонтогенеза. У многих маленьких пациентов наблюдаются сложности межполушарного взаимодействия. У детей нередки искажения сенсорики, моторики, отставание в становлении психики. Неправильное и недостаточное взаимодействие мозговых полушарий всегда негативно влияет на способность ребенка двигаться. Вам будет интересно: Интересные факты о здоровье человека Реклама Ученые признают одной из перспективных и исключительно интересных областей исследования проблемы межполушарного взаимодействия и их влияние на двигательную активность ребенка, отличающегося психическими нарушениями. Предположительно, еще предстоит узнать много нового об асимметричном развитии полушарий, их взаимодействии, онтогенезе явления. Для исследования этой проблемы привлекают детей, у которых выявлен синдром Дауна либо задержка формирования психики. Официальные подходы Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: жерло — это...

Посвященные межполушарным взаимодействиям мозга исследования, организованные в научной среде, проводились с привлечением более сотни участников, из числа которых половина была здоровой, у второй половины наблюдались задержки развития и становления психики. Каждый участник был комплексно проверен, особенное внимание уделено психоневрологическому состоянию. Также к работе привлекались 9-11-летние детишки, больные синдромом Дауна. Для официального исследования пригласили восьмерых. Реклама Чтобы оценить особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, исследователи прибегали к методикам Лурия, предложенным в начале нашего тысячелетия. Такое вариант предполагает анализ кинестетического, динамического, пространственного праксиса. Дополнительно обследуются способность рисовать и писать.

По итогам проб можно оценить рельеф взаимодействия мозговых частей применительно к способности ребенка двигаться. Особенно четкий результат наблюдается при анализе бимануальных проб. Классификация универсальных учебных действий Цели и задачи Как показали посвященные развитию межполушарного взаимодействия у детей исследования, определенные наблюдения помогают оценить, как устанавливается контроль того или иного полушария над некоторым движением. В пробах ребенок преимущественно пользуется конкретной рукой, и особенно выражен эффект влияния полушария при экспериментах, в ходе которых одинаковые движения приходится выполнять разными конечностями. Ученые, изучая обозначенную проблему, оценивали, насколько сильны у участников группы связи между мозговыми зонами, как это влияет на способность исполнить пространственную задачу, поставленную перед испытуемым. Врачи оценивали гибкость, зрелость взаимоотношений полушарий применительно к моторике и активности ребенка. Достоверные сведения, полученные при изучении возможностей развития межполушарного взаимодействия у детей, показывают, что при дизонтогенезе парное функционирование мозговых областей формируется несколько иначе, нежели у полностью здорового несовершеннолетнего.

Нормы и отклонения Обычно развитие межполушарного взаимодействия происходит гетерохронно. Различные функциональные аспекты формируются в разные временные промежутки. При психических отклонениях наблюдаются количественно измеряемые отклонения. Разнообразные формы праксиса и стабильность специализации на конкретной моторике проходит по аналогичным последовательным шагам, как и у здоровых детей, но медленнее и менее равномерно. При этом постепенно формируется та же иерархия отношений между мозговыми полушариями. Исследование детей с синдромом Дауна позволило выяснить, что латеральные факторы развиваются намного медленнее, причем полного развития так и не происходит — это связано с особенностями врожденного заболевания. Довольно существенно сбивается комиссуральное взаимное влияние полушарий.

Сбои затрагивают все аспекты парной работы мозговых структур. Изучение особенностей развития межполушарного взаимодействия у левшей показало, что таким детям свойственны некоторые особенности становления асимметрии, не присущие тем, у кого ведущая рука — правая. Как показал анализ исследований, во многом организация мозговых структур зависит от половой принадлежности ребенка. Реклама Вам будет интересно: Каково значение слова "сепаратизм" Исследования, в ходе которых выявлялись особенности межполушарного взаимодействия, показали, что такой нюанс мозгового функционирования можно смело назвать фундаментальной закономерностью.

В клинике проводят специальные исследования Больного с частичным рассечением передних, средних и задних отделов мозолистого тела. Результаты этих исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которые выполняют разную роль в механизмах межполушарного взаимодействия. Специальным направлением исследований являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе. Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также для работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования. Исследование комиссуротомированных Больных обнаружило у них целый комплекс нарушений ВПФ, получивший название синдром «расщепленного мозга». После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, Личности и общего интеллекта Больных. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерныные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга. Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения то есть проецируемые в правое полушарие Больные правши как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, то есть передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием у правшей. Речевые феномены проявляются в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения Больной может прочесть и написать правильно.

Мозолистое тело межполушарные связи находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется! Оба полушария начинают работать без связи! Многочисленные исследования показали, что у детей ведущим полушарием является правое, значит, левое блокируется. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью. Тесты Есть специальный тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев 1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов в произвольном порядке.

Позитивно влияет слушание музыки и отражение состояния музыки в рисунке. Существенные затруднения у детей этого типа наступают в подростковом возрасте, часто они предпочитают «общение» с компьютером, а не со сверстниками. Тренинги общения, эмпатии позволяют уменьшить проявления межполушарной дисфункции. Диагностика алалии, как правило, проводится в возрасте 3 лет. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном отделах доминантного полушария. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются фонетико-грамматическая сторона и лексико-грамматический строй речи. Выделяются моторная и сенсорная формы алалии. При моторной алалии затруднено произношение отдельных звуков и их слияние при проговаривании в слова. Это приводит к перестановкам звуков и слогов, упрощению и искажению структуры слов. У ребенка при хорошем слухе и достаточном понимании обращенной к нему речи не развивается самостоятельная речь. Его речь долго остается на уровне отдельных звуков и слов и не является полноценным средством общения, организации поведения. Вместо того, чтобы сказать, ребенок использует мимику, жестикуляцию, интонации и т. При патопсихологическом обследовании детей с алали-ей выявляются нарушения координации движений особенно — точной моторики кисти. Страдает слухоречевая память; зрительное запоминание — в пределах нормы. Отмечаются истощаемость и колебания внимания. У детей с алалией интеллект первично сохранен; они проявляют познавательный интерес, успешно справляются с невербальными пробами, способны к установлению связи и последовательности событий, аналогий, обобщений. Но за счет недостаточности общения, что приводит к исключению из детского коллектива, формируется вторичная задержка интеллектуального развития, а это приводит к недостаточности высших уровней обобщения, пробелам в осведомленности. Самооценка у детей с алалией занижена, отмечаются вторичные невротические реакции, эмоциональная лабильность. При своевременном лечении, логопедической и педагогической помощи к четырем годам возможно формирование связной и диалогической речи, развитие познавательной активности. Важна ранняя дифференциация алалии от дебильности; основными критериями является наличие хорошего понимания обращенной речи, развитой игровой деятельности, выраженной реакции на оказание помощи и поощрение при алалии. Сенсорная алалия — нарушение понимания речи в результате поражения височной доли доминантного полушария. Слух у этих детей не нарушен, страдает анализ речевых звуков. В некоторых случаях это сопровождается повышенной реакцией на неречевые звуки: шорох бумаги, капание воды. Увеличение громкости речи ухудшает ее понимание у детей с алалией и улучшает у слабослышащих. В зависимости от тяжести поражения ребенок может вообще не дифференцировать речь от внеречевых шумов либо только затрудняться в понимании высказывания вне ситуации.

Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка»

Межполушарные взаимоотношения. Взаимоотношение полушарий большого мозга определяется как функция, обеспечивающая специализацию полушарий, облегчение выполнения регуляторных процессов. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП (левого полушария) и ПП (правого полушария) в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. Межполушарные взаимоотношения. Взаимоотношение полушарий большого мозга определяется как функция, обеспечивающая специализацию полушарий, облегчение выполнения регуляторных процессов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий