1724 году марта в 1 день живоначальной троицы сергиева монастыря нашей вотчины

Первые три с половиной года маленький Пётр был баловнем царской четы, в то время как дети царя от Марии Ильиничны Милославской оказались «отодвинуты» на второй план. та, которая принадлежит Троице-Сергиеву монастырю. мощи преподобного Сергия Радонежского. Слышаще же в Троицком Сергиеве монастыре, яко князь. Образ живоначальной Троицы в облаке, какой явился преподобному Сергию Богородица с апостолами.

Новые письма и челобитные Cмутного времени из Троице-Сергиева монастыря и его вотчин

Одна — дворянство, военные, чиновники, купечество и промышленники стали, по сути, правящей верхушкой. Они обладали силой административной, силой оружия, силой капитала и собственности. Они почувствовали себя хозяевами жизни и опорой государства. Она примерили на себя новый уклад и иностранные традиции. Вторая часть общества — крестьянство и низшие слои посадского населения получили от реформ лишь обязанность своим трудом оплачивать эти самые реформы. Они видели лишь притеснения, платили возросшие налоги и исполняли новые повинности. В чем была главная разница между вотчиной и поместьем?

Главной разницей между вотчиной и поместьем была возможность передать владения по наследству. Поместье — это земельное владение, предоставлявшееся за воинскую или государственную службу с конца XV века. Владельцев поместий называли помещиками или дворянами. Поместье давалось только при условии службы дворянина государю, это владение было временным, обыкновенно пожизненным, и не передавалось по наследству. Вотчина же являлась наследственным владением и принадлежала боярам. Вотчину также можно было разделить между наследниками.

Существовало ли деление горожан на разные категории до Петра I? До Петра I одно время до принятия Соборного уложения 1649 года существовало деление посадских людей на две категории: Тяглые — категория населения, обязанная платить тягло — подати государству гости, торговые люди гостиной и суконной сотни, мелкие торговцы, ремесленники, городская беднота Беломестцы — жители «белых» посадов, принадлежавших отдельным землевладельцам, не платившие подати государству. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Объясните значение понятия «мелкопоместный дворянин». Мелкопоместный дворянин — это, как следует из самого названия, дворянин небогатый, владеющий небольшим участком земли, маленьким поместьем. Обычно это были обедневшие или разорившиеся дворяне, живущие в захолустье, по стилю своей жизни мало чем отличавшиеся от своих соседей-крестьян.

Мелкие помещики составляли большую часть имевшихся на тот момент в России дворян и были бедной и малообразованной частью дворянства, не имеющей возможности сколь-либо значительно влиять на жизнь в стране. Их обладание дворянским званием давало этим помещикам в повседневной жизни лишь слабое утешение в их причастности к могущественному дворянскому сословию. Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 году? Для чего, по вашему мнению, это было сделано? Как уже было сказано, вотчина и поместье отличались возможностью передать владения по наследству. Но такие различия меду поместьями и вотчинами не могли быть вечными.

Дети дворян обычно шли по стопам отцов и служили государству. Со временем это стало чуть ли не их обязанностью. А если сын дворянина служат государству, как и его отец, то и поместье, данное отцу целесообразнее оставить сыну дворянина. Получается, что появление у поместий признаков вотчин в части передачи их по наследству, было неизбежно. И Указ о единонаследии Петра I в 1714 году только юридически закрепил то, что уже фактически произошло. Таким образом дворянство и боярство были уравнены в правах.

Данным указом Пётр I не только узаконил передачу поместных владений по наследству, но и постановил, что поместье нельзя отчуждать или делить между наследниками. Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Следовательно, по данному указу, предусматривалось сохранение единых и богатых поместий и получение стабильных податей с них. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном не обязательно старшим или дочерью при отсутствии сыновей , вынуждало других его братьев исправно служить на государственной службе, а именно «искать чинов и рангов». Что означала на практике возможность «отчуждать» наследуемые имения?

В учебнике не совсем верно используется термин «отчуждение».

Те же сказали, что действительно гетманы их надеются крепость взять подкопами и упорными приступами. А подкопы уже повели под башни и под крепостную стену в двенадцатый день октября. А к какому месту ведут, того они не знают. А командующих панов — князь Константин Вышневецкий, да четыре брата Тышкевичи, пан Талипский, пан Велемовский, пан Козоновский, пан Костовский и других двадцать панов; а ротмистров: Сума, Будило, Стрела и других тридцать ротмистров; а людей воинского чина: с Сапегою — польские и литовские люди, жолнеры, подольские люди, гусары русские, прусские, жемоцкие, мазовецкие, а с Лисовским — дворяне и дети боярские из многих разных городов, татар много, и черкесы запорожские, казаки донские, волжские, северские, астраханские. И всего войска с Сапегою и с Лисовским — до тридцати тысяч, кроме черных людей и пленных.

Бог же попустил грехов ради наших, и потому расхрабрились на нас враги и побили и поранили многих вышедших из крепости людей, постаравшихся положить свои головы за святую православную веру и за обитель преподобного отца нашего чудотворца Сергия. И в том бою убили почтенного слугу Копоса Лодыгина из пушки, и дал ему Бог в иноческом чину преставиться. Тогда же на вылазке из-за грехов наших побили и поранили троицких всяких людей сто девяносто человек, да в плен взяли у подкопного рва старца священника Левкию, да трех служилых людей, да московского стрельца, да двух клементьевских крестьянских детей. Архимандрит же раненых повелел постричь, и, причастившись Тела и Крови Христа, Бога нашего, они преставились в вечные обители. И погребли их с честью, соборно отпев над ними надгробные песнопения. А живых раненых повелел лечить и содержать за счет монастырской казны.

Еретическое же исчадие и изменники русские страшней прежнего нападали на крепость. Тогда были в крепости у всех православных христиан скорбь великая, плач великий и ужас из-за подкопов, потому что слух в уши всех людей разошелся, что ведут литовские люди подкопы, а о том допытаться не могут, под которую стену или башню ведут. И тогда все смерть свою, каждый перед своими глазами, видели и, прибегая к церкви Живоначальной Троицы и к целебноносным мощам горячих заступников наших великих чудотворцев Сергия и Никона, все на покаяние к Богу обратились, исповедуясь Господу и отцам своим духовным. Некоторые же причастились Тела и Крови Господних, готовясь к смерти. Мужайтесь и крепитесь и не ослабевайте в трудах, не оставляйте надежды, да и нас помилует и прославит Всещедрый Господь Бог! Не унывайте в скорбях и бедах, нашедших на нас!

Но возложим упование на Бога и на молитвы великих наших заступников Сергия и Никона, и увидим славу Божию! Ибо Тот может избавить нас от рук всех врагов наших. Если же, братья, кто и пострадает ныне, в это время, будет он для своего Господа мучеником, потому что пострадал за превеликое его имя! И благодаря этому все больше расхрабрились, крепко сражаясь со своими врагами. Воеводы же повелели стрельцам и всем добровольцам тайно выходить ночью из крепости ради поимки языков по ямам и во рвах, которые те выкопали близ крепости. И милостью Божией много языков поймали они и привели в крепость.

Подкопного же места никак не могли у них дознаться: все говорили, что есть подкоп, а под которое место ведут, того не ведают. Бывшие же в крепости люди крепко с ними бились, не давая им приступить к крепости. Господь Всесильный по многой своей щедрости помиловал вас и подаст вам еще время, да в покаянии поживете». Архимандрит же Иоасаф, одержимый сильным страхом, поведал об этом явлении всей братии. Надменные же от гордости литовские люди тяжело и беспрестанно нападали на Троицкую крепость, прикатив к крепости много туров и турусов. Из крепости же ударили из многих пушек и пищалей по их щитам и турусам, которые были близ стен, и много литовских людей побили.

Когда же настал день, из крепости вышли конные и пешие люди и от крепости литовских людей отогнали. Те же побежали, гонимые Божиим гневом. Бывшие же в крепости люди их осадные приспособления все предали огню, а иные внесли в крепость. В четвертый день того же месяца ночью литовцы снова своим делом промышляли, но издалека, а ко рву и к стенам близко подходить не смели. Из крепости же вышли пешие люди к литовским людям к Нагорному пруду за надолбы близко к подкопному рву. Литовцы же и русские изменники, встав из рвов и из ям, как демоны, напали на вышедших из крепости людей и учинили великий бой.

В том бою убили троицкого слугу Бориса Рогачева и поранили многих слуг, стрельцов и казаков; тогда же взяли в плен раненого Дедиловского казака. На допросе под пыткой он сказал, что действительно подкопы заканчивают, а на Михайлов день хотят заложить под стены и под башни порох. Воеводы водили его по крепостной стене, и он в точности указал все места, под которую башню и городскую стену ведут подкопы. И, изнемогая от многих ран, он начал умирать. И возопил громким голосом со слезами и рыданием: «Сотворите мне, виновному и бедному человеку, великую милость, дайте мне, Бога ради, отца духовного, сподобьте меня быть причастником Святых Христовых Тайн! Воеводы же в крепости повелели против мест подкопов от Подольной стены до Святых ворот поставить острог, насыпать турусы и установить орудия.

И тот же казак Иван Рязанец рассказал такую историю: «Произошло, дескать, в прошлую ночь с субботы на воскресенье: было явление атаманам и казакам, а сказывал атаман наш Пантелеймон Матерый, также и из нас многие видели своими глазами, и иных станиц атаманы и казаки многие то же видение видели и слова старца слышали твердые с запрещением. Видели они ходивших вокруг крепости по стене двух старцев — бороды седые, светозарные образом, так что быть им по образу и по подобию великими чудотворцами Сергием и Никоном. Один в руке имел золотую кадильницу, а под кадильницей Животворящий Крест и, кадя обитель свою, ограждал стены крепости Честным Животворящим Крестом. Второй держал в правой своей руке кисть вроде кропила, а в другой руке чашу. Зачем вы сошлись разорить дом Пресвятой Троицы, осквернить в ней Божии церкви и погубить иночествующих и всех православных христиан? Не даст вам Господь жезла на свой жребий!

Той же ночью и во сне явился чудотворец Сергий атаманам и многим казакам. Тем же образом явился он гетману, начальствующим панам и ротмистрам, сурово предупреждая и так говоря: «Я сотворю на вас, злодеев, мольбу Вышнему Царю, и вы будете осуждены вовеки мучиться в геенских муках». И было, будто молния ударила и громы страшные загремели, и с востока потекла великая река , а с запада и с юга появились два великих озера, и сошлись все три воедино; и поднялась вода, как гора великая, и потопила все полки литовские, и все совершенно пропали. Наутро же Сапега и Лисовский, встретившись вкупе со всеми русскими изменниками, рассказывали друг другу свои сны и говорили: «Что такое должно произойти? Многие воды потопили наши полки! Это знамение являет преподобный Сергий чудотворец: то не водам повелевает он нас потопить, но множество православных христиан вооружит на нас.

И великое падение ждет наших людей». Литовские же люди, услышав это, были объяты великой кручиной и договаривались с казаками его убить, говоря, что «этот человек возмущает наши полки и пугает людей воинского чина». Стефан же и казаки, узнав об этом, собрались все пятьсот человек и той же ночью бежали, пообещав Святой Живоначальной Троице, Пречистой Матери Божией и великим чудотворцам Сергию и Никону больше такого зла не совершать, также и царствующему городу, а стоять заодно с православными христианами против иноверных; и призывали в помощь великих чудотворцев. Литовские же полки догнали их в Троицкой волости в Вохне на реке Клязьме. Но те помилованы были Богом по молитвам преподобных отцов Сергия и Никона и ушли от литовских людей все невредимыми. Также и через Оку-реку переправились они ниже Коломны и пришли на Дон к своему атаману все здравыми.

Об этом знамении и об атамане Стефане Епифанце принесли мне записку оставшиеся в обители чудотворца иноки, а кое-что поведали мне о том и словом. Я же повелел вписать здесь и это, раз и это есть истина, чтобы не оказаться мне перед Богом нерадивым рабом, презревшим чудеса преподобных отцов. Об этом до сих пор. Воеводы же советовались с архимандритом Иоасафом, со старцами и со всеми воинскими людьми, как очистить для неожиданной вылазки потайные ворота, ведущие из-под крепостной стены в ров. Каменотесы же, разыскав подле Сушильной башни старый лаз, очистили его и приделали к нему три железные двери. День тот был днем плача и сетования, потому что прошло уже тридцать дней и тридцать ночей, как беспрестанно со всех сторон били по крепости из-за всех туров из шестидесяти трех пищалей и из верховых орудий.

В тот же день шел в церковь Святой Троицы клирик Корнилий, и внезапно прилетело ядро пушечное и оторвало ему правую ногу по колено, и внесли его в притвор. И после Божественной литургии он причастился Животворящих Тайн Христовых и сказал архимандриту: «Вот, отец, Господь Бог рукою своего архистратига Михаила отомстит кровь православных христиан». И, это сказав, старец Корнилий преставился. Да в тот же день убило из пушки старицу, оторвало ей руку правую с плечом. Воеводы же и все осажденные в крепости люди, избрав добрых старцев и людей воинского чина, которым идти на вылазку и на подкопные рвы, разделили войско и расставили по порядку. В день же архистратига Михаила пели вечерню, и все бывшие в обители люди с воплем и рыданьем, бия себя в грудь, просили милости у Всещедрого Бога, и воздевали вверх руки, и на небо взирали, и взывали: «Господи, спаси нас, погибающих, скорей поспеши и избавь нас от этой погибели ради твоего святого имени.

И не предай достояния твоего в руки этим скверным кровопийцам». Враги же Святой Троицы деятельно и коварно добивались захвата крепости и беспрестанно стреляли из многих пушек и пищалей. Во время псалмопения внезапно ядро ударило в большой колокол, отскочив от него, влетело в алтарное окно Святой Троицы, пробило в деисусе доску подле правого крыла образа архистратига Михаила и, ударившись вскользь по столпу, а затем в стену, отскочило то ядро в насвечник пред образом Святой Живоначальной Троицы, ранило священника и, отлетев в левый клирос, развалилось. В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви Живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого чудотворца Николы выше левого плеча подле венца; за иконой же ядра не оказалось. И тогда в церкви Святой Троицы на всех находившихся там людей напал великий страх, и все заволновались. И полит был церковный пол слезами, и пение замедлялось от сильного плача.

И воздевали все руки свои вверх к Пребезначальной Троице, к Пречистой Богородице и великим чудотворцам Сергию и Никону, молясь о помощи и заступничестве от врагов. Во время же пения стихир архимандрит Иоасаф, будучи в великой печали и сетовании, погрузился в легкое забытье, и вот, видит он великого архистратига Михаила; лицо его, как свет, сияло, в руке своей он держал скипетр и говорил противникам: «О враги лютеране! Вот, беззаконники, ваша дерзость дошла и до моего образа. Всесильный Бог вскоре воздаст вам отмщение». И, сказав это, святой стал невидим. Архимандрит же поведал об этом видении всей братии.

И облеклись они в священные ризы, и пели молебны Всесильному Богу и архистратигу Михаилу. В Терентьевской роще была у осаждавших очень страшная пищаль, называемая Трещера. Воеводы повелели стрелять на Терентьевскую гору по литовским орудиям из башни Водяных ворот. Ударили по большой их пищали, по Трещере, и разбили у ней пороховницу. Также и от Святых ворот с Красной башни ударили по той же пищали и разбили у нее устье. И видевшие это с Троицкой крепости бывшие там люди благодарили Бога, что разрушил он то злое орудие.

Архимандрит же Иоасаф, правя келейное правило и взирая на образ Пресвятой Богородицы, со слезами прося помощи и заступничества, задремал. И видит он вошедшего в келью преподобного отца нашего Сергия, говорящего: «Встань, не скорби, но возноси молитвы в радости, ибо предстоит перед Богом и молится об обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодева Мария с ангельскими ликами и со всеми святыми». Также и иные старцы поведали о различных знамениях — священноинок Геннадий, священноинок Гурий, священноинок Киприан и иные многие черноризцы и миряне, — что видели святого Сергия чудотворца, ходившего по монастырю и будившего братию со словами: «Идите, иноки, немедленно в святую церковь и обретете благодать». И потом они видели, как вошел в церковь Святой Троицы Серапион, архиепископ Новгородский, и стал в святительской одежде в святом алтаре перед образом Святой Богородицы. И, обратившись к нему, святой чудотворец Сергий сказал: «Отец Серапион, почему ты медлишь принести моление ко Всесильному Богу и Пречистой Богородице? Нынешнее приношение приняв, от всякой напасти избавь всех и от грядущей изыми муки вопиющих: аллилуйя!

Старцы же, это увидев, рассказали архимандриту и воеводам. Эти старцы все отошли к Богу еще во время тогда бывшей осады. Принес же мне запись об этом дьякон Маркел ризничий. Я же, поправив ее, повелел вписать. И, придя к потайным воротам, они приказали выходить по нескольку человек и укрываться во рву. В то же время с Пивного двора вышли воеводами старшины туляне Иван Есипов, Сила Марин и Юрий Редриков, переяславец, со своими сотнями и даточными людьми на Луковый огород и на плотину Красного пруда.

Также и из Конюшенных ворот вышли со многими знаменами старшины-дворяне: Иван Ходырев, алексинец; Иван Болоховской, владимирец; переяславцы Борис Зубов, Афанасий Редриков и другие сотники с сотнями, а с ними и старцы троицкие во всех полках. И когда начали они выходить из города за три часа до рассвета, вдруг нашли темные облака, и небо страшно помрачнело, и настала такая тьма, что и человека не было видно. Такое Господь Бог устроил тогда время своими неизреченными судьбами. Люди же, выйдя из города, приготовились к бою. И вдруг поднялась великая буря и прогнала мрак и темные облака, и очистила воздух, и стало светло. И когда трижды ударили в осадные колокола, — ибо так было приказано им дать знак, — Иван Ходырев с товарищами, призвав на помощь Святую Троицу и выкрикнув многими голосами как боевой клич Сергиево имя, все вместе дерзко и мужественно напали на литовских людей.

А те, услышав этот боевой клич, тут же смешались и, гонимые Божиим гневом, побежали. В то же время от Святых ворот старшина Иван Внуков с товарищами и со всеми людьми пошел против подкопов на литовских людей, издав тот же боевой клич, и сбил литовцев и казаков под гору в Нижний монастырь и за мельницу. А Иван Есипов с товарищами своим полком бился с литовцами по Московской дороге по плотине Красного пруда до горы Волкуши. Старцы же Сергиева монастыря ходили с полками, бились с литовцами и укрепляли людей, чтобы те не ослабевали в делах. И от этого все расхрабрились и бились крепко, говоря друг другу: «Умрем, братья, за веру христианскую! Вскочили тогда в глубь подкопа ради совершения замысленного клементьевские крестьяне Никон, называемый Шилов, да Слота; и, зажегши в подкопе порох с кизяком и смолою, заткнули они устье подкопа и взорвали подкоп.

Слота и Никон тут же в подкопе сгорели. Люди из крепости подступали близко к горе Волкуше, к орудиям литовским; но те стреляли из-за туров. Тогда ранили старшину Ивана Есипова и троицких людей прогнали до Нижнего монастыря. Старшина же Иван Внуков, возвратившись со своими людьми от Нижнего монастыря по плотине и по пруду, прогнал литовцев и казаков в Терентьевскую рощу и до горы Волкуши, беспощадно их избивая. Троицкий же слуга Данило Селевин, которого поносили из-за бегства его брата Оськи Селевина, не желая носить на себе изменничьего имени, сказал перед всеми людьми: «Хочу за измену брата своего жизнь на смерть променять! Данило был сильным и ловким с саблей и посек многих литовских людей, а сверх того и трех вооруженных конников убил.

Один же литвин ударил Данилу копьем в грудь, но Данило устремился на того литвина и убил его мечом, однако сам от той раны начал сильно слабеть. И его, подхватив, отвели в монастырь, и он преставился во иноческом образе. Старшины же Иван Ходырев и Борис Зубов со своими сотнями прогнали литовцев и казаков за мельницу на луг. А Иван Внуков остался в Нижнем монастыре. Атаман же Чика убил Ивана Внукова из самопала. И его отнесли в монастырь.

И была среди троицких людей великая скорбь об убитых дворянах и слугах, потому что они были мужественны и в ратном деле искусны. Троицкое же воинство, снова оправясь, убило двух полковников, королевских дворян, Юрия Мозовецкого и Стефана Угорского, да четырех ротмистров из жолнеров и иных панов, да и всяких людей много побили и поранили. А живых пойманных языков ввели в город. Враги наши одолевают нас, но Святая Троица даровала нам, бедным, великую помощь в борьбе с врагами: подкопы их мы отняли и обрушили; а к тебе вот зачем пришли: дай нам совет, как отнять у литовских людей туры и доставить своему воинству помощь и радость». Старец же Нифонт, посоветовавшись с прочими старцами, взял с собою двести человек ратных и тридцать старцев и пошли они с Пивного двора на вылазку; и, перейдя через запруду, взошли на Красную гору к турам и к литовским орудиям. В монастыре распространилась весть, что троицкое воинство пошло на литовские орудия.

И осажденные люди, быстро придя к крепостным воротам, к Конюшенным, воеводу Алексея Голохвастова и привратных сторожей силой превозмогли, крепостные ворота сами отворили и, спешно устремившись к турам, взошли на Красную же гору. Литовцы же и русские изменники, из-за туров своих стреляя из многих пушек и пищалей и из мелкого оружия, отбили троицких людей под гору к Пивному двору. Множество же народа снова, во второй раз, устремилось напористо и, взойдя из подгорья в большой силе, подступили к турам, к орудиям литовским. Богоборцы же начали стрелять из многих пушек с горы Волкуши во фланг троицкого воинства и в тыл из Терентьевской рощи и большое смятение учинили и ужас в троицких людях. Увидев же, что испугалось троицкое воинство от их стрельбы, они тут же, полки свои литовские и всех русских изменников из-за своих туров быстро выведя, согнали всех монастырских людей под гору. Со стен же крепостных, стреляя по врагам, обратили их вспять.

Те же, возвратившись, заиграли во все трубы, что прогнали, мол, монастырских людей от своих орудий. Монастырские люди порешили отойти в овраги: в Благовещенский, в Косой и в Глиняный овраги, тогда как другие троицкие еще бились с литвою за Круглым прудом и за Капустным огородом близ Келарева пруда. И, оглянувшись и не увидев монастырских людей на горе и у Пивного двора ни единого человека, они ужаснулись, подумав, что те все побиты литовскими людьми, ибо только и видели они что у Святых ворот и на Нижнем монастыре первыми вышедших на вылазку людей, дерущихся с литовцами и с казаками. Монастырские же люди притаились в оврагах: в Благовещенском, в Косом и в Глиняном. Из них Иван Ходырев и троицкие слуги, Ананья Селевин с немногими людьми, сев на коней, устремились полем позади туров литовских орудий; и был их отряд очень мал, а перед тем троицким отрядиком, говорят, видели со стен многие люди вооруженного воина, лицо же его было, как солнце, а конь под ним, как молния, блистал. И тотчас же он вскочил с троицкими людьми в первые туры, затем во вторые, и в третьи, и в четвертые, и в пятые, и явственно видели, что этот Божий посланник помогал православным христианам, пока те не взяли орудия.

А потом, даровав им помощь и одоление врагов, он стал невидим. Троицкое же воинство, укрывшиеся конные и пешие люди, вскоре из оврагов выйдя, приступили к первым турам, к литовским орудиям. Литовцы и русские казаки побежали тогда к другим турам. Монастырские же люди, нещадно их избивая, выгнали их также и из-за других, и из-за третьих туров; а у четвертых и пятых туров литовцы и казаки закрепились у своих орудий и храбро бились. И тут под Борисом Зубовым убили коня. Из литовцев многие, выскочив, захотели взять Бориса живым.

Мужественный же троицкий слуга Анания Селевин с прочими воинскими людьми, устремившись на литовских людей, прогнал их за туры. Вскоре подоспели к ним многие люди, Иван Ходырев, а с ним дети боярские, слуги и все множество народа, и вошли в четвертые и пятые туры к литовским орудиям. Слуга Меркурий Айгустов раньше всех подоспел к турам. Пушкарь же литвин убил Меркурия из пищали. А тому пушкарю отсекли голову. Так с помощью Живоначальной Троицы многих литовских людей они побили, и в плен знатных панов живыми взяли, и с литаврами и с трубами и многими знаменами ввели их в крепость.

Да тут же захватили восемь пищалей полуторных и полковых и всякое оружие литовское: затинные и большие самопалы, и рушницы, копия и корды, палаши и сабли, бочки пороху и ядра, — и всяких запасов множество внесли в крепость. Остальное же все с турами и с турусами и с остатками пороха предали огню. Троицких же людей убитых и раненых подобрали и внесли в крепость. Когда пламя разливалось и поедало сооружения еретиков, гетман Сапега, увидев, что занимаются огнем самые прочные его станы, побежал в свой табор, также и злой еретик лютеранин Лисовский. Все же это произошло в один день — в среду, месяца ноября в девятый день, на память святых мучеников Анисифора и Порфирия. Ибо за три часа до света начали биться и до самого вечера кровь лилась.

В один и тот же день подкопы разрушили и орудия литовские взяли. И благодатью Пресвятой Троицы были в Троицком Сергиеве монастыре радость и веселье среди всего православного христианства о величии Божьем, по причине того, что сотворил Бог преславное в тот день. Боголюбивый же архимандрит Иоасаф с братиею повелел звонить вплоть до полуночи. Сам он со священным собором и со всей братией в храме Трисоставного Божества пел молебны, хвалу и благодарение воссылая Богу, Пречистой Богородице, великим чудотворцам Сергию и Никону и всем святым, с начала времен Богу угодившим. Насчитали же всего побитых за тот день троицких людей сто семьдесят четыре человека да раненых шестьдесят шесть человек. Убитых архимандрит с честью соборно погреб, а раненых повелел постричь.

Воеводы же и дворяне и все воинство Сергиева монастыря вышли за ограду посмотреть трупы мертвых литовцев и русских изменников, побитых на Красной горе у их орудий, во рву, и в ямах, и у прудов — у Клементьевского, у Келарева, у Конюшенного и у Круглого пруда, около церквей Нижнего монастыря, около мельницы, и против Красных ворот у подкопных рвов, и насчитали литовцев и изменников более полутора тысяч, да сказали пленные и перебежчики, что раненых у них до пятисот. Воеводы же и все христолюбивое воинство порешили с архимандритом и с братией послать к Москву к государю с доброй вестью и подарком сына боярского переяславца Ждана Скоробогатова. Ночью они завели множество конных рот в Сазанов и в Мишутин овраги и спрятали их у рыбных садков, чтобы те отрезали троицкое воинство от крепости. И, подъезжая к надолбам, начали они манить людей из крепости. Люди в крепости, не ведая о лукавой хитрости безбожников, вышли на вылазку конными и пешими. Литовцы же притворно обратились в бегство.

Вышедшие люди устремились за ними. Но наблюдатели, увидев с церкви засадных людей, стоящих в оврагах, начали бить в осадный колокол. Тогда те возвратились к крепостным стенам. Увидели лукавые, что не получили желаемого, и тогда из лесов и оврагов, как свирепые львы из пещер и дубрав, на православных христиан бросились и пригнали их к крепостным стенам. Монастырские же люди тогда со стен многих литовских людей побили и живыми взяли жолнеров четырех человек. Не понравились окаянным из крепости частые подарки, и не стали они больше пробовать близко к стенам подходить и изо рвов своих и ям, накопанных ими, разошлись по своим таборам.

Воеводы же снова устроили вылазку на заставы литовские, в Благовещенский овраг и на Нагорную заставу к Благовещенскому лесу, а иных людей послали к Нагорному пруду за сады на заставы русских изменников.

Дворянское сословие Слайд 19 Указ о единонаследии 1714 года. Российская знать получила равные права. Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе. Дворянское сословие Слайд 20 Какие различия между вотчиной и поместье были упразднены в 1714 г.? Для чего, по вашему мнению, это было сделано? Слайд 21 Что означала на практике возможность «отчуждать» наследуемые имения?

Возможность отчуждать наследуемые имения — это право их продавать, дарить, закладывать, сдавать в аренду. Слайд 22 Указ 1714 г.

Арсении говорил: у нас Дамаскина иподьякона книги нет и не знаем хто он. У нас есть книга Иванна Дамаскина, что был в Дамаску, и рука ему была отсечена и Богородицу тое руку ему исцелила в одну нощь; и о том ничего он не пишет. И гречаня сказали: не Иван то им писал, но Дамаскин некто именем, иподиакон и студит; а был он в недавнех летах, тому лет с 70, как умер. Арсении говорил: я тому вашему Дамаскину не верю, потому что был после седмаго собора спустя многое время; откуду он родом, и каково его житие было и в кое лето был он, того у вас про него не писано, и знамения и чюдес от него никакова не бывало; но был он некто — имянем Дамаскин, иподиакон и студит, рекше тщатель во учении. Но скажите ми от древних отец писания. И священник Макарии говорил: есть так; делом говорит Арсении. Книга Дамаскина иподиакона добра, а хто он, и где, и в кое время и каково его житие было, того мы не ведаем все и писания о том у нас нету. Арсеней говорил: добро есть, будет Иван Златоустыи писал.

Я рад слушать; покажите ми. И патриарх послал по Златоустову книгу. И как принесли книгу Ивана Златоустаго в десть греческую, печатана в Венецыи, и в Златоустове книге сыскали, писано глухо: повелевает крестообразно креститися, а как персты складать, - и того ничего не писано. Патриарх говорил: Арсение! Да как то толкуется, как ты складаешь свою руку? Арсении говорил: великии, и малыи, да третии, что подле малого, то мы исповедуем единого Бога в Троицы; а два перста вышнии и среднии великии, - то признаваем два естества Христова божество и человечество; а еже среднии великии перст мало наклонен, - то исповедуется, еже Сын Божии преклонь небеса, и сниде на землю и бысть человек нас ради. Також писал и древнии во святых отцех блаженныи Феодорит; тем же крестом и Мелетии патриарх Антиохийскии чюдо сотвори и еретиков посрами; потом же, последуючи им, и Максим грек пишет тако ж. И паки патриарх свою руку сложа три перста, и показал и рек: так мы крестимся; те де три перста знаменуют пресвятыя Троицы образ. И старец Арсении говорил: владыко святыи! И у нас есть три перста во образ пресвятыя Троицы, да не те, которыя ты складаеш; толко мы крест Христов воображаем теми персты, которыя значат два естества Христова — божество и человечество и снитие с небес на землю.

Понеж на кресте страдал един Сын Божии, а не Троица, то мы теми персты и крест Христов, сиречь страсти его, знаменуем, а не теми треми персты, которыя пресвятыя Троицы образ значат. Старец же Арсении говорил: как мы крестимся, так у вас и Спасов образ в церкви написан. И патриарх сказал: то де благословенная рука; так благословлять подобает, а не креститися. Арсении говорил: что есть и какое то различие Дамаскин вам учинил, что людем знамение крестное двемя персты, а себе тремя? У нас же крестное знамение едино святитель творит, - како на людех, тако и на себе; а прочие по тому ж. И патриарх говорил: Арсение! Да откуду же вы то взяли? Ведь вы крещение приняли от греков? Арсеней говорил: владыко святыи! Я вам и многажды говорил, как у нас писано, - и вы тому не верите; и топере я от вас хощу слышати: вы учинились християне преже нас, а мы после.

Скажите мне вы: откуду вы то приняли, и от кого, и в кое время и где писано у вас, чтоб по вашему тремя персты крестились? И патриарх и двожжи и трозжи то говорил: откуду вы то приняли? Арсении говорил: не стану я вам говорить. Скажите вы напредь про себя: от ково вы то приняли, потому что вы преж нас крестились. А архимарит Филимон сказал: нигде того у нас не писано, но мы сами так изначала прияли креститися. Арсеней говорил: добро ты так сказал, что вы сами так изначала приняли. И мы тако ж изначала сами приняли от святого апостола Андрея, також и блаженныи Феодорит пишет и прочии. Ты рек, что вы сами так изволили. Чем же вы лучши нас? Что ты сам, а мы ведь сами таковы ж, как и вы; також у нас Богу угодивших много, что и у вас было.

А се вы веру приняли от апостол, а мы також от апостола Андрея; а хотя б и от грек, но от тех, которыя непорочно сохраняли правила святых апостол и седми вселенских соборов, а не от нынешних, которыя не соблюдают правил святых апостол: в крещении обливаются вси и покропляются, а не погружаются в купели, и книг своих и науки у себя не имеют, но от немец приимают. Есть ли бы вы по святых отец преданию и по апостольскому благовестию ходили, то бы вы крестилися рукою по преданию блаженнаго Феодорита и Мелетия Антиохийскаго; а в крещении погружались бы, а не обливалися, якоже рымляне. А то вы своим упрямством претворяете, якоже Дамаскин зделал вам в одном кресте три креста. Архимарит же Филимон говорил: вы на Москве одне так креститесь; а в Польской земле Русь по нашему по греческу крестятся. Арсеней говорил: добро так говоришь. Хочешь ли тем своим словом прав и виноват быть? Архимарит крепился первым своим словом, говорил дважды и трижды тож слово. А старец Арсеней говорил: одно тебе говорю: хочеш ли тем словом прав и виноват быть? И он узнал, такова слова не дал. А Арсеней говорил: я хочю тем твоим словом и прав и виноват быть; зде у вас в Торговищи сыщу такову книгу Полские земли печатную, а в ней писано о крестном знамении слово в слово против нашего, а та книга у втораго логофета Удришта граматика словенская.

И на тех словах патриарх и все замолчали и, мало посидев, востав из-за трапезы, пошли кручиноваты, что хотели оправдатися святыми книгами, да нигде не сыскали, и то им стало за великии стыд. И вышед из-за стола на монастыре митрополит Мелетии, и поп Макарии, да Иоасаф старцу Арсению говорили: откуду ж вы веру приняли? Ведь от нас? И Арсеней говорил: мы веру приняли от Бога, а не от вас. Паки греки рекли: крещение вы приняли от нас греков? И Арсеней говорил: мы крещение изначала приняли от апостола Андрея, а не от вас. И паки Арсении говорил: скажите ми вы, греки, про себя: от ково вы крещение приняли? И архимарит Филимон говорил: мы крещение прияли от Христа, и от апостол и от Якова брата Божия. Арсении говорил: то вы неправду говорите. А Христос был во Иеросламие, также Ияков брат Божии; а вы, греки, во Иеросалиме в то время не были: были в то время во Иеросалиме жиды и арапы.

Да и ныне во Иеросалиме и около Еросалима все арапы и сирьяне, а греков нет, окроме вас старцов, приходящих немногих, которыя у патриарха живут; а еросалимския старцы все арапы по монастырем живут и у патриарха. А крещение вы прияли по Вознесении Христове от апостола Андрея и от прочих. И будучи в Цареграде апостол Андрей да и к нам пошел Черным морем; и мы крещение в тож время прияли от апостола, как и вы, а не от вас греков. И поп Макарии говорил: делом Арсении говорит: во Иеросалиме тогда греков не было, да и ныне нету. И видев даскола Лигоридия, призвали к себе и розсказали ему все, о чем за трапезою спор был — о крестном знамении. И даскол Лигоридии вопросил старца Арсения: како руку складать и что тому толкование? И старец Арсеней сложа персты руки своя по древнему преданию блаженнаго Феодорита и прочих и толкование сказал против того ж писма. И даскол Лигоридии сказал всем им: добро у них; так ещо и лучши нашего. И патриарх, призвав к себе даскола Лигоридия, и говорил ему, чтоб он приискал от писании святых о крестном знамении на оправдание им. И даскол говорил: не мочно сыскати такого оправдания.

И патриарх на него кручинился. И сказывал то сам даскол, сидя за столом у втораго логофета Удришта, за что на него патриарх кручинился; а старцу Арсению сказовал Удриштов студент Федор русин: при нем де даскол то говорил. И поп Иоасаф после старца Арсения патриарху докладывал и, сошед с верху, старцу Арсению сказал, что о том деле патриарх прикажет архимариту Анфиму или кому иному. Маия в 9 день сидели с патриархом в трапезе вся братья и после трапезы патриарх пошел к себе, а старцу Арсению велел за собою в верх идти: и, пришед в верх, учал говорить: Арсение! Вчера мне Иоасаф говорил твоим словом, чтоб мне велеть с тобою кому посидеть и поговорить о летописце. Для чево то тебе надобно? Арсении говорил: владыко святыи! Надобно для того, что неведомо для чего у нас с вами летописец от Рожества Христова не сходитца. И патриарх говорил: да как тебе мнится: у нас ли потеряно или у вас? Говори со мною.

С тобою мне о том говорить не уметь, любо речь в задор пойдет, чтоб тебя на гнев не привести. Вели со мною кому иному говорить; и что мы станем говорить, вели нам то записывать и к тем речам, кождому к своим, вели нам руки свои прикладывать, чтоб было бесповоротно. И так у нас сыщется вся правда: хто будет прав, хто виноват, и вы ль потеряли или мы. И патриарх говорил: скажи мне хто тебе надобен, с кем тебе говорить: даскол Лигоридии да даскол митрополит Власии? Дай мне кого из своих архимаритов, ково изволишь. А те люди науки высокой, говорить с ними не уметь о правде, понеже у них такова наука: тщатся оне не истину сыскать, но только бы перетягать и многословесием своим истинну замять; на то оне тщатся и наука у них такова езуитская. И патриарх говорил: для чево с ними не хошь говорить? Оне у нас дасколы и люди учоныя. И Арсении говорил: вем, владыко святыи, что они дасколы, толко дасколы оне зде, а не в Еросалиме; а с теми я говорить для того не хочю, понеже в латынской науке много лукавства бывает, а истинну лукавством сыскать не мочно. И патриарх говорил: коли так говоришь, з дасколами не хошь говорить, ино мне тебе нельзя о таком великом деле ответу дать одному, но писать о том ко всем четырем патриархом.

Арсеней говорил: скажешь, пожалуешь ты — ино добро, а не скажешь — в твоей воли. И мы станем и инде о том спрашивать, есть ли ты не изволиш сказать. Патриарх говорил: Арсеней! Не возможно четырем патриархом погрешить в таком деле, что ты говоришь о летописце, что будто у нас с вами не сходится; то у вас потеряно, а у нас у четырех патриархов у всех единосогласие. Арсении говорил: владыко святый! Мнится ми, что у вас погрешено, понеж, по взятии Царяграда от турка, латинницы книги греческия все выкупили и у себя переправя, печатали по гречески и вам роздавали. Арсении ж говорил: владыко святый! Высокую речь говоришь, что не возможно погрешить. Июда и апостол был и со Христом жил, и тот согрешил. Також и Петр апостол трижды отрекся Христа.

Також и четыре патриархи многи еретики были во Цареграде , и во Александрии, и в Риме и многи ереси заводили; и того ради и царство ваше разорилось. Да и до сех мест то у вас ведется в Цареграде: патриархов своих давите сами, а иных в воду сажаете; и ныне в Цареграде четыре патриархи. Источник и предложитель вере Христос Бог, Который за наше спасение умер плотию, и воскресе, и на небеса взыде и седе одесную Отца, Егож пришествия паки ждем судити всех нас. Патриарх говорил: Арсении!

решение вопроса

  • Найдено схем по теме — 1
  • Найдено схем по теме — 1
  • Связанных вопросов не найдено
  • Поясните фразу : Живоначальная Троицы Сергиева монастыря?
  • Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия 7 глава
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ

Учебник «История России», 8 класс. Параграф 7

«Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка троицких сидельцев». Литографии с картин неизвестного художника XVIII в. Избрание в качестве одного из сроков праздника Троицы Живоначальной можно рассматривать как признание особого государственного статуса Сергиева монастыря, храмовый праздник которого одновременно являлся и общерусским. "Здесь описаны 14 приписных Троицких монастырей, а это не только те, которые в Московской губернии здесь недалеко находились, а это поволжские монастыри – Казанский, Свияжский, Астраханский. ил. 1 Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Вознесенский Тутанский мужской монастырь

После донесения Пётр с небольшой свитой в тревоге поскакал в Троице-Сергиев монастырь. В Троице-Сергиевом и Соловецком монастырях в распоряжении будущего писателя находились крупнейшие монастырские библиотеки России. Приход под троицкий сергиев монастырь панов польских и литовских и русских изменников, гетмана Петра Сапеги.

Вы точно человек?

Государственный статус Троице-Сергиева монастыря 1724-го году марта в 1 день Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря нашей вотчины Костромского уезду села Фёдоровского деревни Молокова крестьянской сын Матвей Кузмин отпущен покормитца.
Поясните фразу : Живоначальная Троицы Сергиева монастыря? В Троице-Сергиевом и Соловецком монастырях в распоряжении будущего писателя находились крупнейшие монастырские библиотеки России.
->->ПРЕДИСЛОВИЕ начала XVII веков вошли в историю как Смутное время. Это период духовного и, как следствие, династического, политическ.

4. Опишите этапы закрепощения русских крестьян

  • Учебник «История России», 8 класс. Параграф 7
  • Страницы истории
  • Теги видео
  • Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
  • Ответы: Поясните фразу: Живоначальная Троицы Сергиева монастыря...
  • Вотчина Троице-Сергиева монастыря в 14 16 веках

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Поиск по сайту
  • Найдено научных статей по теме — 7
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Вам может быть интересно:

Монастырский приказ

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ это один из крупнейших монастырей, расположенный в городе Сергиев Посад. Основан был преподобным Сергием Радонежским (1337 год) в честь Живоначальной Троицы, поэтому называется Троице-Сергиевым.
Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря - YouTube Петра Алексеевича в Троицкой Сергиев монастырь богомольцем нашим архимандриту Евфимию, келарю старцу Мисаилу, казначею старцу Пахомию з братьею. В нынешнем 7206 году, февраля в 16-м, да апреля в 5-м числех, писали вы к нам, великому государю.
Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия 7 глава Троицкий монастырь — Троицкий (Свято Троицкий) монастырь монастырь, посвящённый Святой Живоначальной Троице.

Новые письма и челобитные Cмутного времени из Троице-Сергиева монастыря и его вотчин

До Петра I одно время до принятия Соборного уложения 1649 года существовало деление посадских людей на две категории: Тяглые — категория населения, обязанная платить тягло — подати государству гости, торговые люди гостиной и суконной сотни, мелкие торговцы, ремесленники, городская беднота Беломестцы — жители «белых» посадов, принадлежавших отдельным землевладельцам, не платившие подати государству. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Объясните значение понятия «мелкопоместный дворянин». Мелкопоместный дворянин — это, как следует из самого названия, дворянин небогатый, владеющий небольшим участком земли, маленьким поместьем. Обычно это были обедневшие или разорившиеся дворяне, живущие в захолустье, по стилю своей жизни мало чем отличавшиеся от своих соседей-крестьян. Мелкие помещики составляли большую часть имевшихся на тот момент в России дворян и были бедной и малообразованной частью дворянства, не имеющей возможности сколь-либо значительно влиять на жизнь в стране. Их обладание дворянским званием давало этим помещикам в повседневной жизни лишь слабое утешение в их причастности к могущественному дворянскому сословию. Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 году? Для чего, по вашему мнению, это было сделано?

Как уже было сказано, вотчина и поместье отличались возможностью передать владения по наследству. Но такие различия меду поместьями и вотчинами не могли быть вечными. Дети дворян обычно шли по стопам отцов и служили государству. Со временем это стало чуть ли не их обязанностью. А если сын дворянина служат государству, как и его отец, то и поместье, данное отцу целесообразнее оставить сыну дворянина. Получается, что появление у поместий признаков вотчин в части передачи их по наследству, было неизбежно. И Указ о единонаследии Петра I в 1714 году только юридически закрепил то, что уже фактически произошло. Таким образом дворянство и боярство были уравнены в правах.

Данным указом Пётр I не только узаконил передачу поместных владений по наследству, но и постановил, что поместье нельзя отчуждать или делить между наследниками. Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Следовательно, по данному указу, предусматривалось сохранение единых и богатых поместий и получение стабильных податей с них. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном не обязательно старшим или дочерью при отсутствии сыновей , вынуждало других его братьев исправно служить на государственной службе, а именно «искать чинов и рангов». Что означала на практике возможность «отчуждать» наследуемые имения? В учебнике не совсем верно используется термин «отчуждение». Отчуждением имущества считается передача прав на его владение в результате продажи, дарения, обмена и конфискации за долги.

Передача прав собственности в порядке наследования не является отчуждением. Итак, в указе Петра I сказано о запрете отчуждать недвижимое имущество поместий, «кроме случаев нужды». Запрет на отчуждение не позволял дворянину заложить, проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Единственный вид отчуждения, который дозволялся указом — продажа поместья «по нужде». То есть, как бы отчуждать нельзя, но если сильно нужно, то можно, и только за деньги. При этом не стоит забывать, что поместье могло быть изъято государством, если дворянин уклонялся от государственной службы или каким-либо образом пытался обойти закон о единонаследии, пытаясь без денежной оплаты передать поместье другому члену дворянской семьи, не являющемуся наследником. Таким образом, мы видим, насколько не проработан был указ с юридической точки зрения, поскольку мало чего объяснял толком и допускал неоднозначное понимание. Более того, как мы уже знаем, этот указ не принес ожидаемых выгод для государства, внес путаницу и усилил разногласия внутри дворянских семей.

Именно поэтому он был по просьбе дворянства отменен в 1730 году. Какие возможности для карьерного, имущественного и сословного роста давала военная служба при Петре I? При Петре I любой мог добиться сословного, карьерного и имущественного роста при несении военной службы. Создав табель о рангах, Пётр I фактически узаконил социальный «лифт» — получение дворянства при достижении определенных чинов гражданской и военной службы. Правда, сделать это было достаточно сложно.

Что такое живоначальныя Троицы Сергиева монастыря? Основан был преподобным Сергием Радонежским 1337 год в честь Живоначальной Троицы, поэтому называется Троице-Сергиевым. В Средние века и особенно в Смутное время играл значительную роль в политической жизни страны.

Самостоятельность «ряда» или «устава» предоставлявшегося церкви всегда ограждалась установителями от всякого вмешательства и от всякой «обиды» светской власти. Ряды и суды церковные, установленные первыми князьями, были неоспоримым основанием церковно-гражданского суда до Соборного уложения 1649 г. Кроме лиц, подлежащих по указанию уставов первых русских князей гражданскому суду церкви, особые юридические понятия и гражданские правовые отношения древней России отделили на долю судебно-гражданского ведомства церкви особый класс людей, который с течением времени увеличивался в быстрой прогрессии и достиг громадного количества. В древней Руси установилось юридическое положение: «судом и данью тянути по земле и по воде» , то есть, кто владеет землей населенной, тот и судит и исправляет государственные повинности и подати. Владелец населенных земель считался естественным господином и судьей для своих слуг и лиц, живших на его владениях. Это правовое положение получило всю свою силу в древней Руси для властей и учреждений церковных по отношению к их владениям. Оно-то и внесло в гражданско-правовую жизнь русского народа, государства и церкви характеристические особенности в истории русского права. Духовные власти и церковные учреждения монастыри в России, с самых первых времен Христианской Веры в ее пределах, приобрели в свою собственность или, по крайней мере, во владение населенные земли, «погосты» и целые «города», под именем «десятинных». Ha основании вышесказанного правового положения гражданско-судебная власть в десятинных селах, погостах и городах, находившихся во владении церковных властей и учреждений, предоставлена была им по самым юридическим понятиям времени. В уставной грамоте Ростислава Смоленского прямо говорится: «ажь будет или тяжа, или продажа епископля, да не надобе ни князю, ни посаднику, ни тивуну, ни иному никомуже от мала и до велика, и по всей волости смоленской». Как дальнейшее развитие десятин, десятой части доходов с известных имений или, вместо того, известных имений, отдаваемых во владение и полную собственность церковным властям и учреждением, очень рано в древней Руси является пожалование князьями епископиям, монастырям и церквам поземельных владений, населенных и ненаселенных. Пожалование юридически переносило судебно-гражданские права жалующих собственников в их владениях на те власти и учреждения, которым владения жаловались. Князья, так сказать, формально переводили на церковные власти и учреждения свои права в вечное владение. В следствие такого пожалования церковные учреждения и власти становились в пожалованных имениях отчинниками или, впоследствии, помещиками со всеми правами, какие принадлежали прежним владельцам, или даже с особенными разнообразными привилегиями против общих прав владельцев, привилегиями, которые предоставлялись представителями державной государственной власти. Пожалование населенных ненаселенных имений церковным учреждениям и властям закреплялось особыми жалованными или тарханными, данными вкладными и духовными грамотами, как юридическими официальными актами. Грамоты скреплялись подписью жалующих и лиц, приближенных служилых к князю, иногда и подписью тех, которым жаловались они, a иногда «ради крепости в будущие времена заносились в «головные книги» константинопольские патриархии «на вечное и непорушимое воспоминание». Нет сомнения, что с конца XI века церковные учреждения получали уже в пожалование населенные имения — «села и волости ». Об этом говорят летописи. От XII века сохранилось несколько и жалованных грамот, в которых ясно предоставлены судебно-гражданские права церковным учреждениям. В XIII и ХIV веках в период монгольского ига, в следствие несчастного политического состояния нашего отечества жалованные и вкладные грамоты на населенные земли раздавались духовным властям и учреждениям с особенною щедростию не только князями, но и частными владельцами — отчинниками. Судебно-гражданские права церкви в ее владениях подтверждались ханскими ярлыками , взаимными договорами князей между собою и духовенством. По «Росписи 170 года. Так установились судебно-гражданские права церковных учреждений на владельческих основаниях и сложился особый гражданский юридический быт в церковных владениях, отличный от быта в других владениях и землях, принадлежавших иным собственникам. И так в древней России были два основные начала судебно-гражданских прав церковных властей и учреждений: церковно-служебное и владельческое. Владельческое начало очерчивало круг судебно-гражданской власти их пределами владеемых ими земель. Круг же этой власти церкви по началу церковно-служебному обозначен был указанием лиц, подведомственных ей по особым званиям лица духовные, монашествующие и пр. Но ни начало церковно-служебное, ни начало владельческое, по духу самого законодательства и в практике, не разобщали церковно-гражданского суда от общего государственного суда в гражданских делах. Между тем и другим были точки соприкосновения. В соприкосновениях лиц, подведомственных суду церкви в гражданских делах, с лицами, подлежащими общим судам государства, установился со времени первых уставов церковно-гражданского русского законодательства «суд вопчий» или «суд сместный». Общий суд составлялся из лиц светских, как представителей государства, и церковных, представителей от церкви. Кроме того, владельческий суд церковных властей и учреждений в делах гражданских, как суд, стоявший в параллель с судом государственным, в отчинах и поместьях других владетелей, всегда признавал над собою высший суд князей, верховных судей государства. Апелляция к верховному суду удельного или великого князя всегда считалась правом в делах гражданских, решенных гражданскою судебною властию церкви. Мало того, владельческий суд церковных учреждений не исключал безусловно общего государственного суда чрез наместников или впоследствии чрез воевод. Нужны были для учреждений особые грамоты, которые бы ограждали их от областного государственного суда. За то церковные учреждения должны были еще стоять под су-дом епархиальной власти, которая признавала себя в праве иметь судебную власть в церковных учреждениях, Епархиальная власть таким образом являлась посредствующею, второю инстанциею между низшим судом учреждений и верховным судом князя. Но как епархиальные власти, так и церковные учреждения стремились удержать в своих владениях судебно-гражданскую власть, равную с областным государственным судом, под верховным судилищем князей своего удела. В таком виде сложились отношения и положение судебно-гражданской власти епархиальных властей и церковных учреждений в период удельный, когда каждый удельный князь в своем уделе был верховным судьею для всех своих подданных. В период собирания Руси около своего центра, Москвы, явились особого рода отношения судебно-гражданских прав церкви к государству, в следствие особой формации русского государства. Москва с XIV века начала заметно возвышаться между всеми удельными княжествами на Руси. Мало по малу уделы стали сливаться с московским княжеством, уменьшаться в количестве и исчезать. Число удельных князей становилось меньше и меньше. Русь собиралась. Московский князь стал царем и самодержцем всея России. Он не опускал ни одного средства стягивать Русь к общему центру. Сознательна или несознательна была его политика в этом отношении — это, пожалуй, еще вопрос; но что такова была политика Москвы, это — факт. Православная Вера, Церковь, митрополит всея России были могущественными союзниками в деле собирания Руси. Все монастыри крепко держались православия, единой Церкви; все признавали одного митрополита. Политика московских князей надеялась воспользоваться, между прочим, монастырями для собирания Руси и для скрепления собираемой. Эта политика имела целью сосредоточить около общего центра государственной власти и жизни России владения монастырей. Но самодержец всея России был государь благоверный, благочестивый и православный. Из благоговения; к Вере и Церкви он не мог употребить каких-либо насильственных мер для собирания церковных учреждений к Москве. Таким образом под влиянием политики московских государей и благоговейных отношений их к церкви в XIV веке начался и в следующие XV, XVI и ХVII века продолжался процесс перехождения гражданско-судебных прав в землях, принадлежащих церковным учреждениям, во власть и непосредственное ведение великих московских князей и царей-самодержцев, Судебно-гражданские права церковных властей и учреждений встретились здесь лицом к лицу с верховными, самодержавными правами государства в области суда. Здесь открывается исходный пункт развития в истории русского права особых отношений судебно-гражданской власти церкви и государства, в которых проявились характеристические особенности развития в России вопроса о подсудности духовенства и лиц, ему подвластных по владельческим отношениям. Здесь и возник в московском государстве этот вопрос, разрешавшийся в течение всей истории России до 1764 года. Завязка его в самых основных началах, историею положенных в жизнь русского государства, права и церкви. Церковные власти и учреждения получили судебно-гражданские права по началам — церковно-служебному и владельческому, усиленные с течением времени разными привилегиями, которые в иных местах принимали широкий размер. Между тем государство, с развитием сил и жизни, государство самодержавное, по мере сознания своих сил, устремилось к собиранию своих прав и своей власти. Оно, еще не организовавшееся по системе, встретилось с укоренившимися в жизни правами церкви, которые и в теории и практике получили крепость и силу. К тому же, государство олицетворяло свои права в государях, благочестивейших сынах церкви, благоверных и православных. Это могло ослаблять стремления государства в собирании своих прав, как действительно и было. Вы видите здесь разные элементы, из которых должно составиться историческое развитие вопроса о судебно-гражданских правах церковных властей и учреждений, элементы, частию выросшие из почвы народной, частию завещанные России историею предшествующего мира и получившие своеобразное развитие в нашей стране. В течение XVI и ХVII веков элементы эти, развиваясь, так тесно сливаются и переплетаются между собою, что трудно было их разделить, трудно было коснуться одного не затронувши другого, хотя они были совершенно противоположны. Истории предстояла задача дать перевес тому или другому элементу. Она присудила на долю верховной власти государя, как и следовало ожидать по существу самого дела, больше успеха, чем другим элементам. Иоанн III, тип московских князей, собиратель Руси 1462-1505 , с особенною ясностью выразил указанную нами политику московского княжества по отношению к церковным владениям. Он надеялся закрепить собираемую около Москвы Русь отчуждением монастырских земель из под власти церкви и присоединением их к княжеским владениям. В обществе явились тогда два мнения относительно отнятия монастырских земель. Преподобный Иосиф Волоцкой отстаивал право монастырей — владеть землями. Нил Сорский был представителем противоположного мнения, против владений монастырей. Тот и другой имели сторонников своих мнений. Собору поручено было рассудить о возможности передачи монастырских земель русскому самодержцу. Но отцы собора нашли не возможным передать церковные земли, святительские и монастырские, во власть князя на следующих основаниях: святители и монастыри имеют право владеть недвижимыми имениями: право это им предоставлено издавна от благочестивых царей и греческих и русских; право это ограждено против обидчиков «страшными клятвами»; монастырям и епископиям запрещено отчуждать свои земли, и они «не смеют отдавать или продавать стяжания Божии, нареченная и данная Богу»-, этих прав церкви не затрагивали даже неверные князья. Иоанн оставил свое намерение зараз отобрать церковные земли, в следствие представления собора, который выразил в своем докладе царю желание, чтобы они «по старине» оставались невредимыми «во святейшей митрополии российстей». Встретив противодействие своему намерению одним разом отобрать все церковные земли в пользу московского государства, Иоанн не оставил намерения сосредоточить их в непосредственном ведении московского государя. Он решился преследовать особенный план сосредоточения, подготовленный некоторыми явлениями в предшествующее ему время. Средства к осуществлению этого плана были многоразличны. Одни из них нашел он в предшествующих его царствованию явлениях, которые обратил в свою пользу, другие он сам ввел в жизнь. Но в тех и других проглядывала одна мысль и одна цель: те и другие были вполне согласны с современными понятиями и современным положением дел. В употреблении этих средств, которые постепенно и прочно вели дело к предположенной цели, Иоанн является покровителем церквей и монастырей. Политика Иоанна продолжалась в том же направлении по отношению к монастырям и при его преемниках с необыкновенным постоянством более столетия. Она состояла в том, что московские цари, оставляя за церковными учреждениями и властями их владения, даже дозволяя им увеличивать свои владения, сами жалуя их, при раздаче разных льгот и благодеяний отдельным монастырям, церквам и епископиям, приобретали в них верховные непосредственные судебно-гражданские права с изъятием их от зависимости областным или епархиальным судам, вообще устраняли всякую посредствующую инстанцию между непосредственным судом владетелей и верховным судом Государя. Укажем средства, употребленные царями для осуществления их политики. Московские князья начали сосредоточение судебно-гражданских прав церковных. Еще Василий Темный принял под свое покровительство от удельных князей монастыри Троицко-Сергиев, Каменский и Толгский. Весьма замечательно и объясняется только нашею мыслию то, что Иоанн III, по взятии Новгорода в 1477 году, требовал от Новгорода земель, отказался от предложенных ему новгородцами целых городов Великие Луки и Ржева Пустая и взял на себя «церковные земли владычни архиепископские и монастырские по благословению митрополита Симона. Конечно Иоанн с митрополитом надеялся скорее соединить новгородскую область с московским княжеством чрез прием в свое непосредственное ведение церковных земель, чем других новгородских областей. Поставляя церковные земли, приобретаемые от удельных областей, в непосредственную судебную зависимость от себя, московские государи пользовались при этом уже установившимся в уделах обычаем князей подчинять церковные вотчины своему непосредственному суду помимо наместников, волостелей и доводчиков. Столкновения тяготевших к Москве монастырей с их удельными князьями подавали московским государям повод являться патронами притесняемых и принимать их под свое покровительство. И это было не противно «земским обычаям» времени. Так, между прочим, монастырь Иосифа Волоколамского, притесняемый своим удельным князем, «бил челом царю православному, самодержцу, великому князю всея Руси», чтобы он пожаловал его и избавил от насилий его удельного князя Феодора Борисовича Волоколамского. И монастырь был принят под покровительство великого князя. В пределах своего княжества московские государи предоставляли митрополиту и монастырям особенные преимущества независимой от областных государственных судов судебной власти в таких вотчинах, в которые они перезывали поселенцев «из иных княжений»; но высшую судебную власть при этих случаях они оставляли за собою. Ясно, кажется, что московские государи этим средством стягивали Русь к Москве. Они жаловали то, что «к тем» вотчинам «потягло». В договорных грамотах московских государей с удельными князьями выговариваются такие условия, которые выражают прямо мысль, что государи пользовались непосредственною судебною властию, как средством для подчинения уделов московскому княжеству. Те же отношения и те же цели имели в виду московские князья, когда они подчиняли своему непосредственному суду и церковные вотчины, находящиеся в других уделах или и в их княжестве. Если удельные князья или их родственники и вотчинники жаловали вотчины в церковные учреждения, находившиеся в пределах московского княжества; то московские государи предоставляли пожалованным вотчинам, между прочими льготами, и привилегию высшего непосредственного своего суда, после суда владельческого, и притом с прямою целью привлечения в них народонаселения из других княжеств назначали для суда только определенные сроки, в которые могли являться в вотчины назначенные прямо от царя особые приставы. Московские Государи приписывали одни монастыри к другим таким монастырям, которые уже находились под непосредственною их подсудностию. Приписанные монастыри также поставлялись в непосредственную подсудность московских государей , в какой находились и те, к которым приписывались. В спорных делах между крестьянами церковных учреждений и дворцовыми грамотами предоставлялся непосредственный суд самому государю. И это служило дорогой к цели. Удельные князья, в ожидании смерти своей, завещевали свои уделы великому московскому князю. Но умирающие всегда желали «пристроить свою душу». Пристроение души состояло в завещании определенного количества деревень в пользу монастырей или церквей. По этому умирающие, предоставляя свои уделы великому князю, просили его распорядиться относительно «поминка их рода и души» по своей воле или отдать на помин души те деревни, которые, по своему положению, приходились к монастырским землям , или, если самому великому князю понадобятся эти земли, то он пожаловал бы внесть в монастыри определенное количество денег , или представляли одному великому князю право выкупа вотчин, завещанных в монастыри. С течением времени законом на соборе 1551 г. Закон указывает, что московские государи «исстари» стремились к такому ограничению монастырей и князей удельных. Московский государь, дозволяя монастырям принимать завещанные вотчины, оставлял за собою судебно-гражданские права над ними. Областные суды московского государства, и вообще все функции областного управления подавали бесчисленные поводы монастырям и церковным властям даже желать непосредственной подсудности государю, как особенной льготы, для избежания зависимости от областных властей. Московские государи отправляли в присоединенные к их княжеству уделы и города своих наместников, потом воевод, которые были областными управителями и судьями своих округов. В обыкновенном ходе государственного устройства все церковные вотчины должны были подлежать их суду, который был, разумеется, выше владельческого суда. Но, как известно, ведение наместников, волостелей и воевод в известной стране было слишком тяжело для обывателей, вследствие системы кормления. Потому церковные власти и учреждения и желали льготы, независимости их владельческого суда в своих вотчинах и самых вотчин от ведомства разных областных чиновников. Они обращались к московским государям с челобитьями о принятии их вотчин в свой непосредственный суд. Так было в удельных княжествах. Так стало и в московском государстве. Московские государи были весьма щедры и благосклонны на челобитья церковных учреждений. Они являлись при таких челобитьях покровителями церковных властей и учреждений, как по благоговейным чувствам к Вере и Церкви, так и в видах сосредоточения церковно-гражданской судебной власти в своем непосредственном ведении. Несудимые жалованные грамоты раздавались щедрою рукою. Ими предоставлялся владельческий суд церковным властям и учреждениям, независимый от областных судов, равносильный суду государственному, но суд, состоящий в непосредственном ведении самого государя. Грамот, жалующих такие льготы церковным вотчинам, чрезвычайное множество как отпечатанных доселе, так и не печатных, сохраняющихся в архивах. Несудимые грамоты давались всеми московскими государями. Весьма часто и, кажется, всегда данная одним царем грамота подтверждалась последующими без изменения или с ограничениями по законам, установленным после пожалования. Бесчисленное множество несудимых грамот и щедрая раздача их государями главным образом и оправдываются объясняемою нами политикою московских государей по отношению к церковным владениям и благоговейными чувствами их к церковным учреждениям. Невыгоды от привилегий, раздаваемых несудимыми грамотами, окупались вполне достижением государственной цели, для которой они выдавались, и финансовыми доходами в пользу учреждений и государства, помимо областных чиновников. Московские Государи жаловали иногда монастырями церквам дворцовые села, деревни и земли, в виде руги, или и на поминок по своему роду. Характеристически изображаются отношения таких пожалованных вотчин в судебной зависимости от государей в следующей грамоте от 1453 г. A дал есмь Живоначальной Троице неподвижно в дом те села и деревни, по своем отци великом князе Василье Дмитриевиче. По прекращении уделов прекратилась и передача в церкви и по монастырям земель из удельных княжеств. Явились в московском государстве поместья служилых людей государевых. Владетели этих поместьев, для поминовения своей души и своего рода, передавали и поместья в монастыри, как свою частную собственность. В поместьях служилых людей Государь был волен в суде и управлении. Монастыри, получившие поместья, устраивали так, чтобы получить несудимую грамоту относительно приобретенных имений и таким образом поставить себя в зависимость от непосредственного суда государя. Навстречу политике московских государей сосредоточить в непосредственном ведении судебно-гражданские права в церковных вотчинах дарованием особых льгот суда и особых привилегий церковным властям и учреждениям в их владельческих имениях шли многие явления в истории русской церкви с очень раннего времени. Известна история основания наших монастырей. В основании монастырей в древней России с ревностию участвовали все сословия, все классы народа. Весьма час-то подвижники благочестия уходили в непроходимые леса за пределы существовавших епархий, границы которых в древнее время не везде точно были определены, поселялись там и основывали монастыри. Такие монастыри сначала вполне зависели от своих основателей и в гражданских делах. С получением известности в государстве они, не зная епархиальной зависимости, в отношении гражданской подсудности по естественному ходу вещей становились в подсудность тем князьям, в уделах которых находились. С переходом удела во власть московского государя и они переходили в его судебное ведомство по отношениям гражданским, помимо епархиальной власти. Они имели взгляд, что они имеют право в своих монастырях на судебно-гражданскую власть. Даже вкладчики, люди, своими вкладами поддерживавшие монастырь, смотрели на монастырские имения, как на область, им принадлежавшую, в которой судебно-гражданская власть только им и принадлежит. Они признавали один высший суд над собою — суд государя; но ни областных государственных судов, ни епархиальных они не знали. Если частные люди, основатели монастырей и церквей считали себя в праве иметь судебно-гражданскую власть в кругу имений, принадлежащих их монастырям, то само собою разумеется, что сами государи имели непосредственный гражданский суд в монастырях, ими построенных или одаренных дворцовыми селами и деревнями. Многие монастыри, после монгольского ига, в следствие общих неустройств в государстве, подвергались разграблениям от окрестных жителей, удельных князей и разбойников. Некоторые из таких монастырей искали приписки к другим, имеющим возможность оберегать себя, свои вотчины и другие приписные монастыри с их вотчинами, и в тоже время пользующимися привилегиею непосредственной подсудности в делах гражданских московскому государю. Другие же прямо искали защиты от разных притеснений и грабежей у московского князя, потому что духовные власти не могли оказать им защиты. В царствование Василия Иоанновича игуменья, старицы, пять священников и два диакона Успенского во Владимире монастыря били челом Государю, чтобы он продал вотчины, принадлежащие этому монастырю, и давал ему проценты с полученного от продажи капитала на содержание живущим в нем. В этом факте выражается мысль сосредоточения монастырских вотчин около московского государя. Вероятно этот факт был не единственный. Систематическое же тяготение церковных владений к непосредственному суду московского государя, самодержца всея России, создалось вследствие внутренних административных, судебных и финансовых отношений между епархиальными властями и подчиненными им ведомствами. Подчиненные епархиальному архиерею во владельческом отношении монастыри и церкви обязаны были «тянуть» ему тягло точно также как обыватели деревень и городов — князю владетелю. Епархиальные архиереи переняли в значительной степени от князей и вотчинников формы, в которых выражались владельческие права. У них были дворы из бояр, боярских детей, окольничьих и т.

Не с тех ли детских лет они сроднились с Преподобным Сергием? Не «Григорьев Затвор» ли сблизил их? Там обучались будущий миссионерпросветитель Зырянского края и будущий составитель первого Жития Преподобного Сергия и Жития Святителя Стефана. Позднее епископ Ростовский Феодор, племянник Преподобного Сергия, прежде подвизавшийся в его Обители, еще более скрепил узы духовного родства Обители Живоначальной Троицы с родиной Преподобного Сергия — Ростовом Великим. Все лучшее, связанное с родным городом, нашло воплощение в творчестве Преподобного Сергия и его учеников. Особо следует сказать о монастыре Преподобного Афанасия Высоцкого. Именно туда Преподобный Сергий в 1374 году направил пришедшего к нему из Юрьева юношу, несмотря на слезные просьбы принять его в Троицкую Обитель. Преподобный поручил своему ученику воспитать юношу «на Высоком», ибо провидел в нем своего преемника, будущего строителя Дома Живоначальной Троицы. Преподобный Афанасий Высоцкий совершил постриг этого юноши и нарек его Никоном. Насколько безошибочно было умение Преподобного Сергия видеть талант своего ученика и развить его, можно судить по тому, сколь высоким был уровень культурной и духовной зрелости, которую проявил Преподобный Афанасий Высоцкий в те недолгие годы, когда создавалась его обитель. Об этом свидетельствуют «Пандекты Никона Черногорца», рукопись 1381 года возможно, с автографом строителя — л. ГИМ, Син. ГБЛ, ф. Вид Ростова Великого с озера Неро. XVIII в. Благословение Троицкой обители «Россикону». Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия Радонежского. Троицкие постриженики. Существуют они и поныне, связуя две обители — на Святой Горе Афон и в России, куда притекают паломники, видя истоки благодати, которую стяжали предшественники наши через подвиги на этих святых местах. В книгах Троице-сергиевой лавры мы находим ключ к пониманию многого в жизни, речах, действиях столь скупых на слова русских людей прошлого. Яснее становится, каков был путь, следуя по которому, люди того времени достигали в жизни и творчестве такой гармонии духа. От одного и того же 1412 года сохранились две рукописи «Лествицы». Более того, «Лествица» и «Поучения» Аввы Дорофея нередко списывались в одну книгу.

История Сергиева Посада. Николаевская Берлюковская пустынь.

Троицкая повесть о взятии казани. Авторы статьи анализируют и публикуют три неизвестных письма из Троице-Сергиева монастыря, написанных во время его осады наемным войском сапежинцев в 1608-1610 гг., и три челобитные из монастырских вотчин, захваченных сапежинцами. В 1718-1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий