Юбилей гоголя в 2024 году

Юбилеи писателей в 2024 в апреле звучат сразу несколькими громкими именами. Первое из них Николай Васильевич Гоголь, родившийся 215 лет назад 1 апреля. Творчество Гоголя стоит в одном ряду с наследием Пушкина, Лермонтова и Достоевского. Названия произведений приведены в качестве примера. В разделе «В 2024 году исполняется» собраны имена юбиляров, дату рождения которых не удалось установить. Большой информационный материал содержит раздел «Произведения-юбиляры 2024 г.». 2024 год – третий год Десятилетия науки и технологий в России (2022 — 2031 гг.) 2024 год – год инженера 2024 год празднования 80-летия со дня окончания самой большой по продолжительности битвы за северную столицу нашей Родины, которая длилась с 1941 года.

«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя

Николай Гоголь любил подавать своим гостям напиток, в шутку прозванным им самим «гоголем-моголем» — в его состав входили козье молоко и ром. Готовя этот напиток, он часто, смеясь, приговаривал: «Гоголь любит гоголь-моголь». Писатели-юбиляры 2024. Январь. 1 января. Джером Дэвид Сэлинджер (1919-2010). 105 лет. Американский писатель, классик, оказавшийся на пике славы в середине ХХ века. Известен как автор романа «Над пропастью во ржи», вошедший в золотой фонд мировой литературы. Нас ждут 8 государственных праздников благодаря которым будет 6 длинных выходных и 3 переноса праздничных дней в 2024 году в России. Общее количество выходных и праздничных дней составит 118 дней, а работать в 2024 году будем 248 дней. Познакомиться лучше с ними и другими писателями-юбилярами можно на нашей виртуальной выставке «Детские писатели-юбиляры 2024 года». подробнее.

1 апреля исполняется 210 лет со дня рождения Николая Гоголя

Кукольник 1809-1868; 215 , «Азовское сидение», «Исторические заметки о Литве», «Русская романтическая новелла», «Сказка за сказкой», «Старые годы»; День 27 сентября подарил миру писательницу А. Цветаеву, сестру поэтессы Марины Цветаевой. В 2024-м отмечается ее 130-летие. К лучшим произведениям можно отнести «Московского звонаря», «Мою Сибирь» и повесть «Молодость и старость»; Революционный автор Н. Островский родился 29 сентября 1904 года. Четыре года он был занят написанием книги «Как закалялась сталь» в жанре социалистического реализма. Еще один роман о гражданской войне «Рожденные бурей» Островский завершить не успел.

Октябрь 90 лет исполнилось бы 7 октября Н. Творческая биография советской и российской поэтессы, прозаика, переводчицы, барда, драматурга и литературоведа весьма внушительна. Путь к всесоюзной славе начался с опубликованной в 1957-м пародии на песенку «Пять минут», прозвучавшую в кинофильме «Карнавальная ночь»; 11 октября появился на свет Б. Сурков, обладавший несомненным стихотворным даром 1899-1983; 125 , «Атака», «Бьется в тесной печурке огонь», «Исход», «Китайский пейзаж», «На вокзале»; 15 октября — тоже значимая юбилейная дата: 210-летие М. Лермонтова, еще одного гения русской классической литературы, прозаика и поэта. Его жизнь оказалась короткой, но очень насыщенной.

Помимо литературного творчества, он занимался изобразительным искусством; 15 октября родился и А. Кольцов 1809-1842; 215 лет со дня рождения , «Две жизни», «Дом лесника», «Первая любовь», «Песни старика», «Урожай»; 16 — английский прозаик, поэт и драматург Оскар Уайльд 1854-1900; 170 лет со дня рождения , «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», «Портрет Дориана Грея», «Саломея», «Соловей и роза»; 18 — писатель-литературовед Ю. Тынянов 1894-1943; 130 , «Восковая персона», «Ганнибалы», «Гражданин Очер», «Живая вода», «Подпоручик Киже»; 18 — Кир Булычёв, советский писатель-фантаст, драматург, сценарист, литературовед, историк, востоковед, фалерист 1934-2003; 90 , «Город без памяти», «Заповедник сказок», «Миллион приключений», «Путешествие Алисы», «Сто дней тому вперед»; 20 — Мустай Карим 1919-2005; 105 , «Деревенские адвокаты», «Долгое-долгое детство», «Каменный пояс», «Не бросай огонь, Прометей! Писахов 1879-1960; 145 , «Архангельские сказки», «Волшебное слово», «Как поп работницу нанимал», «Ледяна колокольня», «Палей и Люлех». Ноябрь 100 лет назад, 3 ноября, появился на свет прозаик Л. Зорин, также пробовавший свои силы в драматургии; 10 ноября 1894 года — дата появления на свет поэта Г.

Иванова; 16 ноября 1889-го — поэта А. Архангельского; 20 ноября — юбилеи поэтессы и прозаика З. Гиппиус, которая родилась в 1869-м, и прозаика Ю. Давыдова, родившегося в 1924 году; 4 ноября родился литературовед и поэт Н. Декабрь 1 декабря появилась на свет поэтесса Мирра Лохвицкая 1869-1905; 155 лет со дня рождения , «В час полуденный», «Душе очарованной снятся лазурные дали», «Забытое заклятье», «Мой возлюбленный», «Ревность»; 3 — Людвиг Хольберг 1684-1754; 340 , Дания, «Басни нравоучительные с изъяснениями господина барона Голберга», «Введение в историю европейских государств», «Всеобщая история церкви от возникновения христианства до Лютера», «Жестянщик-политик», «Путешествие Нильса Клима под землей»; 4 — Катарина Сусанна Причард 1884-1969; 140 , Австралия, «Девяностые годы», «Золотые мили», «Крылатые семена», «Охотник за Брэмби», «Погонщик волов»; 5 декабря — писатель Н. Полонский, чье литературное наследие состоит из поэм, многочисленных стихотворных сборников и рассказов с романами.

Выдающиеся русские композиторы положили на музыку часть стихов, превратившихся в популярные романсы; 20 декабря 1904 года родилась Е.

Тексты, рассказывающие о надеждах, заблуждениях и забавных ситуациях. Работы, в которых затрагивается проблема выбора как поступить и что делать. А также, философская и историческая публицистика о возможных продолжениях гоголевских сюжетов.

Посетителей ждут лекции, кинопоказы, выставки, мастер-классы и спектакли, посвященные классику русской литературы", - говорится в сообщении. Мероприятия стартуют в день рождения писателя, 1 апреля, и продлятся до осени, отмечается в сообщении. На некоторые из них потребуется регистрация", - уточняется в пресс-службе.

Соколова 1947 , В.

Серова 1952 , П. Боклевского 1952 , Б. Дехтерева 1953 , А. Герасимова 1955 и др. Омичи смогут увидеть редкие экземпляры 1919 года, которым в этом году исполняется 100 лет — это шанхайское издание Гоголя из коллекции «Русское Зарубежье» и томское издание из коллекции «Книжная память Сибири». Приглашаем всех желающих познакомиться с выставкой в часы работы библиотеки с 10:00 до 18:00, выходной — пятница. Вход свободный.

Календарь писатели - юбиляры 2024 года

Юбилейные даты 2024 года. 450 лет назад вышла в свет «Азбука» Ивана Фёдорова – печатная книга для обучения письму и чтению (1574) 300 лет со времени основания Российской Академии наук (1724) Празднование 225 – летия со дня рождения А.С. Пушкина (Указ Президента РФ от. Выставка будет состоять из картин, гравюр, рисунков, акварелей, коллажей, созданных Гоголем самим или другими художниками по его мотивам. Это лишь некоторые из множества событий и акций, которые будут посвящены 225-летию со дня рождения Гоголя в 2024 году. В 1835 году. Причиной стала рекомендация лечащего врача. Тот посоветовал Николаю Васильевичу пройти курс грязелечения в Саках. Коллеги, мы подготовили для вас «Календарь знаменательных дат на 2024 год». Поводов для оформления ярких выставок и организации незабываемых событий в следующем году будет много Среди юбиляров 2024 года Пушкин и Лермонтов, Шекспир и Гоголь. лая Гоголя, Владимира Набокова, Булата Окуджавы, Анны Ахматовой, Михаила Лермонтова и других писателей. В «Литературном календаре» расписаны юбилеи писателей в 2024 году по месяцам. Великий русский писатель родился 1 апреля 1809 года.

2024 год: год объявленный в России

А в январе 1852 года стало известно, что роман «совершенно окончен». Но публике так и не удалось увидеть второй том «Мёртвых душ», за несколько дней до смерти Гоголь сжег своё творение. Произведения Николая Васильевича Гоголя, одной из самых мистических фигур русской литературы, ставят его в один ряд с великими мировыми классиками. Об интересных и неожиданных фактах биографии и творчества писателя читайте в статье My-shop.

Апрель Сортировать по:.

Поделиться Ссылка скопирована Великий русский писатель родился 1 апреля 1809 года. Николай Васильевич вошел в историю мировой литературы благодаря своим произведениям - роману "Мертвые души", пьесам "Ревизор", "Женитьба", "Игроки", циклу рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки" и другим.

Имя Николая Васильевича Гоголя было присвоено нашему театру в 1959 году в честь 150-летия писателя.

Мать Н. Гоголя, Mapия Ивановна, еще до рождения его обещала, если у нее будет сын, дать ему имя Николай, и просила священника соседнего села молиться до тех пор, пока ему не дадут знать о счастливом событии рождения дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Еще в школе, в Нежинской гимназии, его называли смиренником, идеалом кротости и терпения.

Из этого кроткого и смиренного отрока вырос постепенно глубоко верующий истинный христианин, который и на себя и на все в мире смотрело с строго религиозной точки зрения. На его долю выпало в жизни множество страданий и внешних, физических, от слабого и болезненного состояния здоровья, и внутренних, нравственных; часто он буквально изнывал под бременем их, но глубокая вера в Бога, устраивающего жизнь человека к лучшему и благодающего нам в самых несчастиях, помогала Гоголю безропотно и с полною покорностью воле Божией переносить их. С ранних детских лет в Гоголе уже обнаруживались задатки его природного дара поэтического творчества, а также сознания необходимости приносить пользу своим ближним, обществу, государству. Убедившись в своем даровании, Гоголь никогда, даже и в самом начале его литературной карьеры, не увлекался дешевым успехом, а все предъявлял к себе с течением времени более и более строгие требования.

К великому своему разочарованию и огорчению. Не поняли великих замыслов Гоголя потому, что еще недостаточно ясно, сильно и полно они были им воплощены. И вот Гоголь сам осуждает свои работы, отрекается от них, он искренне желал бы уничтожить первый том «Мертвых душ» и сжигает уже готовый, но не напечатанный второй том для того, чтобы снова, в более совершенном виде написать его.

Справки по тел. При копировании материалов обязательно размещайте активную ссылку на omsklib. Омск, ул. Красный Путь, д. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и принимаете условия.

Как отметить 225-летие Николая Гоголя: события, акции, курьезы

Выставка будет состоять из картин, гравюр, рисунков, акварелей, коллажей, созданных Гоголем самим или другими художниками по его мотивам. Это лишь некоторые из множества событий и акций, которые будут посвящены 225-летию со дня рождения Гоголя в 2024 году. Великий русский писатель родился 1 апреля 1809 года. Главные в юбилейный день мероприятия начнутся в Москве с утра. На Новодевичьем кладбище состоится церемония возложения венков на могилу Гоголя деятелями культуры и искусства во главе с министром культуры РФ Александром Авдеевым.

К дню рождения Николая Васильевича Гоголя в библиотеках города и района проходят выставки

Уже в фойе зрители ощутят особый стиль гоголевского праздника, и не исключено, что их ждёт встреча с чем-то страшно смешным и веселым до жути.

В программу вечера включено выступление биографа Гоголя - литературоведа Игоря Золотусского и театральных коллективов, которые 200-летие со дня рождения Николая Гоголя отмечают сегодня во многих странах мира исполнят фрагменты из произведений писателя, а также показ третьего акта из комедии Гоголя "Ревизор". Сегодня же состоится премьера фильма "Тарас Бульба" режиссера Владимира Бортко. Юбилей Гоголя ознаменован множеством других культурных событий во всем мире - открытием выставок, изданием новых книг, посвященных его творчеству, показом документальных фильмов и ретроспектив картин по произведениям классика.

Исполнилось и заветное желание Гоголя: он совершил путешествие во Святую Землю. А между тем физические силы Гоголя, и прежде не крепкие, теперь, с усилением подвижничества и внутренней работы духовной, видимо таяли и слабели: Гоголь постепенно сгорал от внутренняя огня. В таком положении застала Гоголя масленица 1852 года. К этой поре он особенно ослабел: он даже почувствовал приближение смерти и совершенно сознательно и спокойно заявил своим друзьям: «Я готовлюсь к страшной минуте». Между прочим известному А.

Хомякову, который желал утешить умирающего, Гоголь совершенно спокойно и твердо сказал: «Я уже готов, и — умру». В написанном за несколько еще лет до смерти в завещании Гоголь обращается к ближним своим с такой просьбой: «Прошу покрепче помолиться о душе моей, а вместо всяких погребальных почестей, угостить от меня простым обедом нескольких неимущих насущного хлеба. Таков жизненный христианский путь Гоголя. Павел Александрович Дернов 1870—1918 — протоиерей Спасского собора и Рождественской церкви в городе Елабуге. Был убит большевистским карательным отрядом в ночь с 26 на 27 февраля 1918 года.

В 1834 году он был назначен на должность адъюнкта по кафедре истории. Интерес к его лекциям был велик, ведь в эти годы Николай Васильевич был известен как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В это время писатель планировал всерьез заняться историей, желая стать профессором кафедры всеобщей истории в Киеве. Однако художественные замыслы, их воплощение в 1835 году началась работа над «Мертвыми душами» , осознание себя более как писателя, нежели как историка, преподавателя укореняют Гоголя в сфере писательского творчества. Гоголь — великий русский драматург. Это вряд ли можно оспорить. Его пьеса «Ревизор» с момента написания никогда не сходила с российских театральных подмостков. Крылатые фразы из этой пьесы помнят многие из нас, например: Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Как публицист и духовный наставник предстает перед нами Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

В ней читатель видит совсем другого, неизвестного для себя писателя… Однако менее всего известны читателю те страницы биографии Николая Васильевича Гоголя, которые связаны с посещением им Оптиной пустыни, его перепиской с Оптинскими старцами, изучением святоотеческой литературы творений Отцов Церкви — выдающихся церковных писателей прошлого. Владимир Алексеевич Воропаев о влиянии на Гоголя святоотеческих трудов писал: «В один из приездов в Оптину он прочитал рукописную книгу — на церковнославянском языке — преподобного Исаака Сирина… ставшую для него откровением».

Юбилейные даты писателей, поэтов, ученых в 2023-2024 г.г.

Гоголь был не только писателем, но и острым социальным критиком своего времени. Его произведения отражали реалии русской жизни того времени, высмеивали недостатки общества и часто вызывали споры и разногласия. Он стоял на стыке двух эпох — эпохи классицизма и романтизма, и его работа оказала большое влияние на развитие русской литературы вплоть до сегодняшних дней. В 2024 году будет проведено множество памятных мероприятий, посвященных юбилею Гоголя. Это будут выставки, лекции, конкурсы, театральные постановки и многое другое, которые позволят читателям и поклонникам Гоголя более глубоко погрузиться в его творчество и узнать о писателе подробнее. Также в этом году ожидается выпуск монет и почтовых марок, посвященных Гоголю, которые станут ценным коллекционным материалом.

Юбилей Гоголя в 2024 году представляет собой важное событие для всех поклонников русской литературы и культуры. Он дает возможность оценить вклад Николая Гоголя в развитие литературы и отметить его значимость на протяжении уже двух веков. Это время для того, чтобы вспомнить и отметить талантливого писателя и его наследие, которое до сих пор остается актуальным и проникновенным для многих поколений читателей. Жизнь и творчество Николая Гоголя Николай Гоголь 1809-1852 — русский писатель, поэт и драматург, один из величайших представителей русской литературы. Его произведения оказали большое влияние на литературу и искусство XIX века.

Ранняя жизнь и карьера Николай Гоголь родился 31 марта 1809 года в семье малороссийского помещика. Он получил образование в Нежинской гимназии, где начал проявлять свой литературный талант. После окончания гимназии, Гоголь переехал в Петербург, где начал свою литературную карьеру. Гоголь известен своими ранними произведениями, такими как «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831 и «Мертвые души» 1842. Он был известен своими остросюжетными и сатирическими рассказами, которые отразили жизнь русской провинции и общие проблемы русского общества того времени.

Стиль и темы творчества Гоголь был одним из первых русских писателей, кто использовал реализм в своих произведениях. Он создавал яркие и реалистические образы, основанные на реальных людях и событиях. Его произведения характеризуются многослойностью и глубиной психологической характеристики персонажей. Тематика его произведений варьировалась от исторических сюжетов до сатирической критики социальной ситуации в России. Гоголь тесно связывал свое творчество с русскими народными преданиями и сказками, и часто использовал этот материал в своих произведениях.

Значимость и влияние Творчество Гоголя оказало глубокое влияние на последующие поколения русских писателей и художников. Он стал одним из основных представителей русского реализма, и его произведения стали образцом психологического и художественного анализа. Гоголь также оказал огромное влияние на зарождение русской драматургии.

Всего до войны он опублико- вал ещё шесть поэтических сборников. Самый значительный из них — «Берёзо- вый перелесок». В 1936 году поэт встал во главе смоленского писательского союза и 20 лет руководил его делами. С начала войны Н. Рыленков отправился добровольцем в армию, хотя по состоянию здоровья был освобождён от службы. Воевал коман- диром сапёрного взвода, позже стал военным корреспондентом. Осенью 1943 года после освобождения Смоленска от фашистов поэт возвратился в город. В 1947 году автор обратился к прозе и создал повесть «У разорённого гнезда». В 50-ые годы его произведения вышли в 18-и изданиях: 11 из них были подготовлены смоленским издательством, а 7 были выпущены в Москве. В твор- честве писателя середины 60-ых наряду со стихами большое место занимает проза, изданы: сборник рассказов «На озере Сапшо», автобиографическая по- весть «Дорога уходит за околицу», а также книга стихов «Снежница». Николай Иванович Рыленков ушёл из жизни 23 июня 1969 года. У него было тяжелое заболевание - рак лёгких. Похоронен в Смоленске не Братском кладбище. Аскольд Львович Шейкин — совет- ский писатель-фантаст, сценарист. Аскольд Львович родился 11 фев- раля 1924 года в деревне Алексеевка Ро- стовской области. В 1949 году окончил географиче- ский факультет Ленинградского Государ- ственного Университета. Позже, в 1967 году, его профессия отразится в научно-фантастической пове- сти «Солдатская дорога домой». Печа- таться Аскольд Шейкин начал в 1953 году. Первые публикации появились в журналах «Молодой Ленинград», «Ко- стёр», «Нева», «Звезда», а также во мно- гих сборниках. Начинал он с докумен- тальных произведений, писал также при- ключенческие книги. Первое опубликованное научно-фан- тастическое произведение — рассказ «Ангевозм» — относится к 1965 году. Од- ними из самых значительных его произведений считаются научно-фантастиче- ские повести «Тайна всех тайн» и «Солдатская дорога домой». Высокой оценки заслужили также другие произведения автора — I премию на Всесоюзном кон- курсе Детгиза получила научно-популярная книга «Повесть о карте», опублико- ванная в 1957 году. Один из таких симпозиумов — «Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества» — был организован Ленинградсими отделениями Союза писателей и Психологического общества и проходил в Ленинграде с 18 по 22 февраля 1963 года, там Аскольд Шейкин был ответственным секретарём. В симпозиуме участвовали писатели, литературо- веды, философы, психологи, физиологи, искусствоведы, кибернетики, матема- тики. Через два года появляется первый научно-фантастический рассказ А. В 1960 году началась плодотворная работа в научно- популярном кинематографе, где Шейкин написал сценарии к 23-м фильмам. В начале 90-х редактировал отдел прозы в журнале «Русский мир», принимал ак- тивное участие в создании газеты «Совесть» и потом поддерживал её работу. Аскольд Львович Шейкин умер 19 сентября 2015 года в Санкт-Петер- бурге. Тамара Витальевна родилась 26 фев- раля 1979 года в уральском городе Усть-Ка- таве. Отец после института приехал на ра- боту на Усть-Катавский вагоностроитель- ный завод инженером-конструктором. Мать режиссер народного театра во Дворце куль- туры. Тамара Михеева с детства любила чи- тать. Постепенно она поняла, что писать так же интересно, как и читать. Она помнит пер- вое свое сочинение. Во втором классе учи- тельница задала сочинение на тему "Поспе- шишь — людей насмешишь". Это была её первая сказка. В доме была хорошая библио- тека, но книг не хватало. Прочитала "Вол- шебник Изумрудного города", а продолже- ния не было. Захотелось самой досочинить сказку. Лет в 14 увлеклась верлибром — сво- бодными белыми стихами. Долгое время Тамара стеснялась своих творений, прятала свои рукописи. Знала только мама, что дочка пишет. Закончила Литературный институт им. В 2006-м году Тамара Михеева стала финалистом премии имени В. Кра- пивина, в 2007-м — лауреатом Национальной премии «Заветная мечта» за по- весть «Асино лето», в 2008-м - лауреатом литературной премии имени С. Ми- халкова за сборник «Юркины бумеранги». Кроме того, в 2010 г. Михеева пишет не только для подростков. Она известна книгами и для са- мых маленьких читателей: «Жили-были карандаши», «Бельчонок Тинки», «Тиг- раш». Михеева — автор сказочной трилогии о шумсах — маленьких существах, которые живут на деревьях и оберегают их, а деревья дают им дом, еду, одежду и силы. Помимо литературной деятельности Тамара Витальевна ведёт активную общественную работу. Крапи- вина. Михеева состоит в объединении детских писателей «Остров Ю» и является одним из создателей электронного профессионального журнала о детской лите- ратуре «Переплёт». Соломон Наумович родился 2 марта 1859 года в небогатой патриар- хальной еврейской семье в селе Воронь- кове под Киевом. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 13 лет. В воз- расте 15 лет, вдохновлённый Робин- зоном Крузо, он написал собственную, еврейскую версию повести и решил стать писателем. После оконча- ния школы в 1876 году три года обучал дочь богатого еврейского предпринима- теля Ольгу Лоеву. Шолом-Алейхем поменял множе- ство профессий, начиная от странствую- щего репетитора, заканчивая игроком на бирже. Именно увлечение биржевыми спекуляциями подвело начинающего фи- нансиста. Также Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печа- тали художественные произведения на идише. Таким образом, вскоре грандиоз- нное наследство было промотано окончательно и бесповоротно. Однако к этому времени начало XX века он приобретает известность как автор стихотворных произведений и прозаических текстов на идише. Шолом-Алейхем обожал публичные выступления, постоянно организовы- вал их, без преувеличения, по всему миру, поэтому уже в скором времени он стяжал себе славу оформившегося писателя с мировым именем. С 1883 года Шо- лом-Алейхем пишет почти исключительно на идише, за исключением несколь- ких рассказов и публикаций на русском и иврите. Шолом-Алейхем с симпатией относился к сионистскому движению хотя и не разделял в полной мере его иде- алов , в 1888 году он вступил в палестинофильскую организацию «Ховевей Цион», а в 1907 году был делегатом от США на VIII Сионистском конгрессе в Гааге. После 1891 года писатель живёт в Одессе. После погромов в 1905 года уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. В 1914 году, как русский под- данный, был выслан из Германии. Перебирается в Нью-Йорк, где прожил по- следние годы жизни. Шолом-Алейхем скончался от туберкулёза 13 мая 1916 года в Нью-Йорке. Юрий Карлович родился 3 марта 1899 года, в Елизаветграде ныне — Кри- вой Рог в семье обедневшего дворя- нина польского происхождения. В 1902 г. Здесь Юрий поступил в гимназию. Ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 году Юрий Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отрас- левой газете железнодорожников «Гудок». В 1924 г. Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», посвятив его своей жене, Ольге Густавовне Суок. В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской ли- тературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. В 1929 году ав- тор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств». В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой ле- жала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Пьеса о нищем не была завершена. В 1931 г. Ки- ноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934 г. В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В 1936 на публикацию произ- ведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 году. Книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» собрана из записей Юрия Олеши Виктором Шкловским и опубликована в 1965 году. В 1999 году вышло дополненное издание под назва- нием «Книга прощания». Юрий Карлович Олеша умер 10 мая 1960 года в Москве. Ирина Михайловна Пивоварова — русская детская писательница, сценарист, иллюстратор книг для детей, художник-де- коратор. Ирина Михайловна родилась 3 марта 1939 года в Москве. После школы Ирина поступила в Московский текстильный ин- ститут. Окончила вуз в 1963 году. После института Ирина Пивоварова несколько лет работала художником по костюмам на киностудии «Мосфильм». Когда Ирина неожиданно для себя начала писать стихи и рассказы для детей, Виктор Пивоваров поддержал её творче- ство своими рисунками. Иллюстрировал он и «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой. Первые короткие рассказы И. Пивоваро- вой публиковались в многотиражной газете киностудии «Мосфильм». С 1964 года она стала регулярно печататься в журналах «Семья и школа», «Весёлые картинки», «Мурзилка». В этом же году, 1964-м, в московском издательстве «Малыш», вы- шла первая книга И. Пивоваровой «Всех угостила», с рисунками Виктора Пи- воварова. В 2003 году московское «Новое литературное обозрение» выпустило сборник «Жила-была собака», в который включило практически все стихи и сказки Пивоваровой с иллюстрациями Виктора Пивоварова. Пивоварова, имевшая художественное образование, некоторые свои книги иллюстрировала сама. В разные годы И. Пивоварова сотрудничала с лучшими художниками советской детской книги. Она сочиняла весёлые, смешные и умные стихи, сказки, рассказы и повести для детей и про детей. Самые известные и любимые читателями произведения И. Пивоваровой — «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5"А"» и «Старичок в клетчатых брюках», цикл рассказов «Однажды Катя с Ма- нечкой». Пивоварова написала более пятнадцати книг для детей и один ро- ман для взрослых — «Круглое окно». Произведения И. Пивоваровой записы- вались на фирме «Мелодия». В 1975 году вышла грампластинка «Жила-была со- бака». В 1984 году была издана пластинка «Только для детей», на ней свои стихи читала Ирина Пивоварова. Ирина Михайловна Пивоварова умерла 10 августа 1986 года в возрасте 47 лет. Ирина Петровна Токмакова — дет- ский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юно- шества. Ирина Петровна родилась 3 марта 1929 года в Москве. Девочка росла во вполне благополучной и хорошо обеспе- ченной семье. Ее отец Петр Мануков был инженером-электротехником, а мать Ли- дия Дилигенская - детским врачом. Ирина Петровна имела непреодолимую тягу к знаниям. В 1953 году окончила филологи- ческий факультет МГУ, училась в аспи- рантуре по общему и сравнительному язы- кознанию. Свою литературную деятельность Ирина начала довольно-таки поздно. Да и вообще Токмакова не собиралась заниматься литературой. Все произошло очень спонтанно. Как-то раз в Россию прибыл шведский энергетик Боргквист, кото- рый, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела их для своего ребенка. Её супруг, художник- иллюстратор Лев Токмаков, отдал переводы в издательство. Так вышла её первая книжка. А потом свет увидела также и книга собственных стихов Ирины Токма- ковой, созданная вместе с супругом, — «Деревья». Позднее появились книжки сказок, рассказов и повестей: «Аля, Кляксич и буква «А», «Может, нуль не вино- ват? Ирина Токмакова переводила со многих европейских языков, а также во- сточных языков, в том числе, таджикского, узбекского, хинди. Основная аудитория Токмаковой - это дети. Писательница довольно активно выпускала небольшие детские рассказы в стихотворной форме. Именно эти произведения принесли ей наибольшую славу. Также Ирина прославилась в качестве драматурга. Пьесы Токмаковой были поставлены в луч- ших театрах России. К наиболее известным пьесам можно отнести "Кукареку", "Заколдованное копытце", "Звездные мастера", "Морозко" и т. Ирина Петровна Токмакова умерла 05 апреля 2018 года на 90-м году жизни в Москве. Алексей Иванович Фатьянов — русский советский поэт, участник Великой Отечествен- ной войны, автор многих популярных в 1940- 1970-х годах песен. Алексей Иванович родился 5 марта 1919 года в деревне Малое Петрино Вязниковского уезда. С лета 1929 г. Здесь Фатьянов окончил школу, занимался в вечернем драматическом классе музыкальной школы. После смерти ма- тери Фатьянов с больным отцом летом 1934 г. После окончания театральной школы оставлен в ЦТКА актером. В армии с 1940 г. Фатьянов на фронте работал корреспондентом ар- мейской газеты. Был ранен при танковой атаке под г. Оекешфехервар Венгрия , отмечен медалью «За отвагу». В апреле 1945 г. В 1942-1947 гг. Фатьянов в творческом содружестве с композитором В. Соловьевым-Седым создал ли- рические песни «На солнечной поляночке», «Звездочка», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Наш город» и др. Фатьянов был награжден орденом Красной Звезды. Фатьяновым написано около 30 песен для 16 кинофильмов. В 1946 г. В 1956 г. Мокроусовым создал песню «Когда весна придет... Обычно каждое лето Фатьянов проводил на родине. К нему приезжали по- гостить А. Твардовский, К. Симонов, Э. Под руководством Фатьянова во Владимире неоднократно проходили семинары с мо- лодыми писателями. Вместе с А. Твардовским и Э. Казакевичем добился издания литературно-художественного альманаха «Владимир» и образования Владимир- ского книжного издательства. Единственное прижизненное издание стихотворе- ний Фатьянова «Поет гармонь... К отмечав- шемуся в 1958 году 850-летию г. Владимира Фатьянов с композитором А. Нови- ковым написал песню «Расцветай, наш край владимирский». Алексей Иванович Фатьянов умер 13 ноября 1959 году в г. Похо- ронен на Ваганьковом кладбище. Кеннет Грэм — британский писатель, ми- ровую славу которому принесла книга «Ветер в ивах», написанная в 1908 году. Родился 8 марта 1859 года в Эдинбурге. В 1864 году умерла от скарлатины его мать, а спустя три года его отец уехал во Францию, оставив троих детей на по- печении родственников. Грэма взяла на воспи- тание его бабушка, жившая в Беркшире на бере- гах Темзы. Учась в школе Св. Эдварда в Оксфорде, он проявил определённые способности и плани- ровал поступить в Оксфордский университет, но его дядя, опекавший его, из-за высокой стои- мости обучения не позволил ему продолжать образование. Вместо этого в 1879 году Грэм по- ступил на службу в Банк Англии, в котором про- служил до 1907 года. Начиная с 1880 года начал писать эссе, некоторые из них в 1893 году были опубликованы в книге Pagan Papers. Также он публиковал свои рассказы в жур- нале National Observer, в основном это были воспоминания о детстве, которые затем легли в основу книг «Золотые годы» и «Дни грёз». В сборник «Дни грёз» вошла также повесть «Дракон-лежебока», по которой в 1941 году The Walt Disney Company выпустила одноимённый мультфильм. Большую роль в жизни писателя играл его единственный ребёнок — сын Алистер, родившийся раньше срока 12 мая 1900 года. Это был болезнен- ный, слабый и слепой на один глаз мальчик. Именно для своего сына Кеннет Грэм начал сочинять и записывать рассказы о мистере Тоуде Жабе. Рукопись «Ветра в ивах» была отвергнута американскими издательствами, но в 1908 году была издана в Англии и принесла автору широкую известность. В 1930 году эта повесть легла в основу пьесы Алана Милна «Мистер Жаб из Жаба-холла», весьма популярной до сих пор. Несмотря на литературный успех, Грэм практически полностью прекра- тил литературную деятельность. Огромным ударом для него стало самоубийство сына. Трагедия практически лишила смысла жизнь Грэма и его жены. Кеннет Грэм скончался 6 июля 1932 года. Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в городе Орске. Его отец Василий Васильевич воевал в Первую мировую, по- том был направлен в органы правопорядка в качестве народного следователя и адвоката. Семья много колесила по стране, жила на Урале, в Средней Азии. В 1931 году Бонда- ревы обосновались в Москве. Летом 1942 года окончил школу и с направлением на учёбу во 2-ом Бердичевском пехотном учи- лище отправился в Актюбинск. После крат- косрочных курсов в звании младшего лейте- нанта попал под Сталинград и стал командо- вать миномётным расчётом, получил конту- зию и ранение в боях под Котельниково. По- сле лечения в госпитале был назначен ко- мандиром орудия и служил на Воронежском фронте. В 1943 году за участие в боях на тер- ритории Сумской области и в 1944-ом — за бои под Каменец-Подольским Ю. Бондарев дважды награждался медалью «За от- вагу». Также получил медаль «За оборону Сталинграда». В 1945 году поступил в Литературный институт имени Горького и окончил его в 1951-ом. Началом его литературного творчества стали небольшие рассказы, которые с 1949 года печа- тались в журналах «Огонёк», «Смена», «Октябрь». В 1953 году он заявил о себе первым сборником — «На большой реке». Через десять лет, в 1962 году, писатель издал ещё одну книгу в жанре малой прозы — сборник рассказов «Поздним вече- ром». В 1956 году выпустил повесть «Юность командиров» — о бойцах, курсан- тах артиллерийского училища. В 1957 году был написан и опубликован в журнале «Молодая гвардия» первый роман — «Батальоны просят огня», который имел дальнейшую киноисто- рию. Повесть «Последние залпы» и роман «Тишина» объединяет пристальное внимание к поколению, которое пришло на войну из школы и потом пыталось найти себя в мирной жизни. Оба произведения получили одноименные киновер- сии. Юрию Бондареву в разное время были присуждены Литературные премии и награды. Среди них премия имени Льва Толстого 1993 г. Юрий Васильевич Бондарев умер 29 марта 2020 года в Москве. Похороны прошли 2 апреля на Троекуровском кладбище Москвы. Иван Ульянович Басаргин — советский писатель. Иван Ульянович родился 16 марта 1929 года в Чугуевском районе Приморского края в семье крестьянина-охотника. Дет- ство и юность его прошли в отрогах Сихотэ- Алиня. Басаргин рано начал трудовую жизнь. Он занимался охотничьим промыс- лом и поисками женьшеня, работал на золо- тых приисках, был разнорабочим, фрезе- ровщиком, шофером. В 1952 г. Затем стал литсотрудником газеты «Авангард» Кава- леровского района, корреспондентом га- зеты «Геолог Приморья». Его первый рас- сказ появился в печати в 1965 г. В 1969 г. Басар- гина получило доброжелательную оценку. После окончания в 1971 г. Высших литера- турных курсов при институте им. Горького в Москве И. Басаргин вернулся в Приморье и полностью отдался литературному творчеству. В этом же году в Москве, Владивостоке и Новосибирске вышли три сборника повестей и расска- зов молодого писателя: «Волчья ночь», «Сказ о Чёрном Дьяволе», «Чёрный Дья- вол». Все они включали первое крупное произведение Басаргина, героем кото- рого была охотничья собака-полуволк. Ведущей темой писателя стала связь всего живого на земле, дружба человека с животным, утверждение всего свет- лого и чистого в природе и в людях. В 1972 г. Повествуя о старом охотнике Акимыче, автор не просто описывает кра- соты дальневосточной природы, но и тревожится за судьбу богатств родной земли, поднимает проблему защиты ее от бесхозяйственности и браконьерства. Еще одной вехой в творчестве Ивана Басаргина стал роман «В горах Тигровых» 1975. В центре внимания автора — династия бунтарей-пермяков, русских зем- лепроходцев, представителей пёстрой крестьянской вольницы, которая поло- жила начало заселению диких таёжных земель. В последний год жизни писатель готовил к печати законченную повесть «Тревожные люди», тематически связан- ную с книгой «Акимыч — таёжный человек». Иван Ульянович Басаргин умер 14 ноября 1976 года. Александр Романович Беляев — русский и советский писатель-фантаст, репортёр, юрист. Один из основополож- ников советской научно-фантастиче- ской литературы. Александр Романович родился в Смоленске, в семье православного свя- щенника. Отец желал видеть в сыне про- должателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил ее, но свя- щенником не стал, напротив, вышел от- туда убежденным атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юри- дический лицей в Ярославле. В 1906 году по окончании Деми- довского лицея А. Беляев получил долж- ность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра. В воз- расте тридцати пяти лет А.

Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62]. В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65]. В 1844 году он так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой : «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [66]. Но из-за особенностей характера его творчества предпринимались неоднократные попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей малороссийской родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», а сатирическое отношение к русской жизни, предположительно, объясняется не только его национальными свойствами, но и характером его внутреннего развития [7]. Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты.

Диккенса «Приключения Оливера Твиста» 1839. Дюма «Три мушкетера» 1844. Андерсеном сказки «Снежная королева» 1844. Санд «Графиня Рудольштадт» 1844. Тургенева «Муму» 1854. Жуковского «Одиссеи» Гомера 1849. Гончарова «Обломов» 1859. Островского «Гроза» 1859 165 лет со времени выхода романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» 1859. Верном романа «Путешествие к центру Земли» 1864. Некрасова «Железная дорога» 1864. Толстого 1869. Гюго «Человек, который смеётся» 1869. Верном романа «Таинственный остров» 1874. Твена «Приключения Гекльберри Финна» 1884. Киплинга «Книга джунглей» 1894. Чехова 1904. Лондона «Морской волк» 1904. Толстого «Хаджи-Мурат» 1904. Чуковского «Крокодил» 1919. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше? Чуковского «Муха Цокотуха» в 1924г. Олеши «Три толстяка» 1924. Замятина «Мы» 1924. Федина «Города и годы» 1924. Чуковского «Айболит» 1929. Ремарком романа «На Западном фронте без перемен» 1929. Хемингуэя 1929. Паустовского «Колхида» 1934. Островского «Как закалялась сталь» 1934. Фраермана «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 1939. Волкова 1939. С 1909 года жизнь С.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий