Отличительные признаки агнатского и когнатского родства в римском праве.

Агнатское и когнатское родство. 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также. Эти факты указывают на брачно-регулирующую функцию когнатского родства по материнской линии. Но те же функции присущи и когнатам по отцу. Это обстоятельство необходимо сопоставить с известным положением об экзогамии отцовского рода. Агнaтское родство (agnatio) – основано на общности подчинения власти одного домовладыки, т.е. родственники – это лица, которые находятся под властью одного pater familias (домовладыки), родственники – агнаты. Особенности этого вида родства.

Римское право. (Семья. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство)

59 § 1. Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство Подчинением власти главы. В римском праве существовало два вида родства: агнатское и когнатское. Что же это значит? Самой древней и наиболее влиятельной считалась агнатическая форма родства.

Римская семья. Агнатское и когнастское родство.

Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias—носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias—это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Первоначальное значение римского слова "фамилиа" familia —"домашнее хозяйство", совокупность данных имущественных ценностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, и в состав "фамилии" стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало каксовокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства.

Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние— жена, дети, внуки. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называтьсяагнатами, что значит "родственник по отцу". Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас живших своими семьями. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лицчужого права persona alieni juris. К первым относились домовладыки, ко вторым —остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью.

Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т. Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как, например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства.

Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого—родственниками по прямой линии.

В историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность семейную собственность отдельных семейств , оставив лишь следы своего прежнего существования в праве родового наследования и праве родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, так называемых агнатов, то наследство и опека переходят в род, к gentiles, то есть к лицам, принадлежащим к одному роду с покойным и носящим общее с ним nomen gentilicium — родовое имя. С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи — familiae. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще отражает на себе черты первой, догосударственной формации — черты первобытно-общинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и на продукты производства. Древнеримская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т. Римская семья этой эпохи, напротив, представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще не знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается; оно имеет дело только с главой семьи, paterfamilias, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка. С точки зрения наших современных представлений, римская семья являла собой маленькую монархию с тем только отличием, что могла не иметь территории, а была чисто личным союзом.

В древние времена для установления отцовской власти над детьми рожденными в семье требовалось соблюдение всех условий: 1. Ребенок вне брака как и ребенок не признанный м б отвергнут и обречен на гибель. З-ны 12 таблиц: самим фактом рожд-я без спец признания становились все здоровые мальчики и первородные дочери. По воле отца сем-ва в состав семьи м б включены лица рожденные вне состава семьи, усыновление или легитимация. Усыновление чужого ребенка чаще происходило в Др. Риме, рим бездетные гр-не усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Для усынов-я адопция мальчика требовалась тройная, а для удочерения одна фиктивная манципация, затем усыновитель и прежний отец д б явиться в магистратуру и в фиктивном процессе добиться реш-я о присоединении к семье. В клас и постклас периоды процедура урегулирована лучше: усыновитель д б старше усыновленного не меньше 18 лет, адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью составленным соотв гос органом. Возможна потеря всех связей с прежним сем-вом адрогация —ритуальная форма или не терял прав в прежнем, приобретая все права в новом. Прекращение: естественной или гражд-й смертью отца сем-ва или с эмансипацией детей, добившихся высокого положения на общ-ной службе, или же при недостойном поведении отца. Физ смерть отца погашает власть над лицами в первой степени родства, а отдален родственники меняли отца сем-ва. При утрате полной или средней или миним провосп-ти главы сем-ва. Наиб частым случаем — манципация, или освоб-е от отцовской власти по воле главы семьи. Форма манципации была тройная фиктивная прдажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины.

В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой. Свойство почти никакого юридического значения не имело. Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения. Согласно римскому праву брак определялся как "законосообразное полное соединение мужчины и женщины для взаимной общности жизни", то есть брак понимался как полная власть мужа над женой, влекущая "домашнее подчинение" и "домашнюю принадлежность жены". Условия вступления в брак: 1. Формы заключения брака: - религиозная форма заключения брака, существовавшая в обществе патрициев. Данная форма заключения брака состояла в даче клятвы Юпитеру брачующимися и группы римских граждан. Виды брака. Жена была полностью зависима от мужа в личных и имущественных отношениях. При заключении данного вида брака - все имущество жены переходило в собственность мужа. При разводе жена имела право забрать с собой только определенную долю имущества. Все приобретения жены во время брака поступали в собственность супруга. Вступив в такой вид брака, она продолжала находиться под властью своего отца или своих агнатических опекунов. Данный брак возник из простого сожительства. При его заключении имущество жены не переходило в собственность мужа, а принадлежало ей.

Агнатское родство

  • Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты - Римское право | ЮРКОМ 74
  • Родство в рамках римской семьи
  • Родство в рамках римской семьи
  • Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство
  • 26.Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства.
  • Римская семья

Агнатское и когнатское родство

Когнатская семья и когнатское родство пережили древ-неримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Стоит заметить, что оно также определяется по линиям и степеням. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. 4.1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам. Задание 1 Составить таблицу отличительных признаков агнатского и когнатского родства в римском праве.

Семья. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство

В противном случае это право утрачивается. Домовладыка 3. Матер фамилиас — жена в браке без власти мужа 4. Дочери Римская фамилия основана на римском браке. Брак Модестин — союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias.

В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Это - агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamilias, входили: его жена, in manu mariti, то есть подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет см.

Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям - loco sororis, и т. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата.

Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство??? Постепенно римляне отдают предпочтение кровномуродству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами. Когнатская семья и когнатское родство пережили древ-неримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Стоит заметить, что оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую.

Прямая делится на восходящую и нисходящую. В случае если родственники происходят последовательно один от другого отец, сын, внук, правнук и т. Родственники, от к???? Родственники, к???? Степень родства по крови определяется в?????????? Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению какого-либо другого конкретного лица. К примеру, Клавдий — двоюродный брат Антония. Поскольку оба они произошли от одного общего предка — деда, то будут родственниками по боковой линии.

Степень же родства определяется количеством рождений, образующих??? Между дедом и его внуком Клавдием имеется два рождения. Точно также деда и его второго внука Антония разделяют два рождения. Итого: четыре рождения образуют родство между двоюродными братьями Клавдием и Антонием.

Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как, например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки.

Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялось числом рождений образующих родство сын — агнат отца первой степени, внук — агнат отца второй степени. Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение. После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети попадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой. Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот.

Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Даже по рабскому пекулию господин принимал на себя обязанности по сделке, заключенной рабом. Подвластные же сами несли ответственность по сделкам, не обладая никаким имуществом. Их двойственное положение, мягко говоря, не способствовало развитию хозяйственного оборота. Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской кровной семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.

Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую. Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого отец, сын, внук, правнук и т. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.

Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию дети, внуки, правнуки. Родственники, которые произошли от одного общего предка, являются родственниками по боковой линии. Определение линии и степени родства имеет большое значение для установления права на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень.

Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, запускаются прорывные исследовательские проекты и совершаются открытия. Вы тоже можете стать частью истории.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатское и когнатское родство.: 1. В римском частном праве институт, регулирующий семейные отношения, имел ту особенность, что распространялся только на римских граждан. Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовлады-ке (pater familias) определялось и родство. Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. В доюстиниановом праве различали два вида брака. патерфамилец. Эта система получила название агнатского родства. Суть: кровная связь не имела принципиального значения. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Древнейший исторически известный общественный строй у римлян покоится на родовом принципе.

РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять , которое принципиального значения не имело.. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака. В Институциях Юстиниана закреплено, что "Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" D. Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак. Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом. Постоянное внебрачное сожительство мужчины и женщины, сопряженное с ведением общего хозяйства, но без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен. Сожительница конкубина не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права. Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения. Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям. Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" Ульпиан, Ер. В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. До Закона Августа 18 г. Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства. Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между проконсулом провинции и жительницей этой провинции; Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию.

Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи.

В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 термином familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Читайте также 1. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения 1. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам, 13. Древнеримская семья.

Агнатское и когнатское родство 13. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке paterfamilias определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Агнатическое и когнатическое родство 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, 4. Общий строй римской семьи 4.

Общий строй римской семьи Основные черты семейного строя. Основные черты семейного строя были 1. Понятие иска. Черты, характеризующие иск 1. Черты, характеризующие иск В гражданском процессуальном законодательстве нет единого определения иска. Среди ученых также нет единого определения, но имеется несколько точек зрения на понятие «иск»:1 с материально-правовой точки зрения иск — само 31. Агнатское и когнатское родство 31. Агнатское и когнатское родство В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей — агнатское и когнатское родство.

Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца 6.

Вы тоже можете стать частью истории. СПбГУ ждет новые таланты, чтобы помочь им раскрыться и добиться блестящих побед в науке и искусстве.

§ 1. РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения. Animus posessionis — animus — дух, душа, мысль , намерение, умысел, воля. Posessionis — сижу как господин, владение, фактическое господство над телесной вещью. Ius vindicandi — право отца семейства предъявлять иск против того, кто удерживает подвластного ему отцу лицо. Дикий олень, раненный клейменной стрелой, был уже почти схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать. Почти тотчас же его застрелили другой охотник. Вопрос: Кто собственник добычи?

Установление фактического господства над вещью, по условиям задачи, дикого оленя — является завладение. К применению этого вида права — приобретение никому не принадлежащих вещей, относится и дикий олень. Так, диким оленем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, т. Исходя из этого, собственником добычи является охотник, застреливший дикого оленя. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения.

Косарев А. Раннее римское право. Римское частное право: Учебник для вузов. Новицкий И. Римское право. Ломоносова, 1997.

Подопригора А. Основы римского гражданского права. Харитонов Е. Основы римского частного права. Хвостов В. Система римского права.

Хутыз М. Римское частное право. Черниловский З. Всеобщая история государства и права. Лекции по римскому частному праву.

Частным случаем дарения было обещание что-то предоставить, совершить известные действия и т. Договор дарения не признавался классическими римскими юри- стами типичным договором contractus , а относился к соглашениям, не подходящим ни под какой тип сделок pacta. Обязательства из контрактов obligationes ex contractu разделя- лись на четыре группы основанием для этого деления служит разли- чие в самом обязывающем моменте : 1 обязательства, юридическая сила которых вытекает уже из самого соглашения consensu , называются контрактами консенсуаль- ными; 2 обязательства, юридическая сила которых возникает не из просто соглашения, а из последовавшей на основании соглашения пе- редачи вещи res одним контрагентом другому, называются контрак- тами реальными; 3 обязательства, возникающие вследствие известной словесной формулы verbis , называются контрактами вербальными; и, наконец, 4 обязательства, заключаемые в определенной письменной форме litteris , называются контрактами литтеральными. Всякие другие договоры, как указано, суть уже не contractus, a pacta, и, как таковые, принципиально, исковой силы не имеют они могут быть только основанием для exceptio ; однако некоторые из pacta с течением времени получили также иск и поэтому, в противопо- ложность обыкновенным неисковым — «голым» обозначаются выра- жением pacta vestita. К их числу относилось и соглашение о дарении.

Виды исков Вещные, личные. Иски вырабатывались в Риме исторически, и их число всегда было ограниченным. Общее понятие иска дается в Ди- гестах: Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование. По личности ответчика иски делились на вещные иски и личные иски. Вещный иск направлен на признание права в отношении определенной вещи, ответчиком по такому иску может быть любое лицо, нарушающее право истца.

Лич- ный иск направлен на выполнение обязательства определенным долж- ником требование платежа долга. Иск actio — это требование по поводу зашиты своего права в определенной и завершенной по своему содержанию форме. Для восстановления своего права требовалось сформулировать точную претензию о признании ничтожными, или оспоримыми тех или иных действий со стороны ответчика либо о совершении в пользу истца конкретного действия. Всего существовало около 30 разных типов исковых требова- ний, признававшихся римским правом, в зависимости от направленно- сти, объема, способа исполнения заявленных требований и др. Предъ- явленный иск мог быть сразу признан ответчиком, тогда решение мог- ло быть принято уже на первой стадии процесса in iure , либо быть оспорен им.

Ответчик мог признать само требование, но не его размер.

Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации — первобытнообщинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens. С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть manus над женой, детьми, рабами, вещами; всех их—и жену, и детей и имущество — домовладыка мог истребовать с помощью одинакового так называемого виндикационного иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti над женой , patria potestas над детьми и т. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т. В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве.

Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. Виды брака. Заключение и расторжение брака.

Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи. Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежащими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia1. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот, и неодушевленные вещи.

При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий