Характеристика инструментального концерта

в быстром движении). В XVIII веке симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Концерты, как сценические действа появились в конце семнадцатого века, в восемнадцатом, девятнадцатом веках они играли ведущую роль в общественной жизни. это музыкальный жанр для солирующего инструмента в сопровождении оркестра. это одна из наиболее известных форм классической музыки, в которой указанный номер работает совместно с оркестром. Инструментальный концерт — это одна из форм музыкального исполнения, в которой главным героем выступает инструмент.

Особенности инструментального концерта

  • Что такое инструментальный концерт это?
  • Инструментальный концерт -
  • Феномен программности в жанре инструментального концерта статья
  • История инструментальных концертов: композиторы и их творения
  • Феномен программности в жанре инструментального концерта статья

Инструментальный концерт презентация

Послушайте фрагменты из знакомых вам инструментальных и хоровых концертов. Сравните образный строй прослушанных фрагментов. Каков герой каждого из них? Какими мыслями и чувствами наделяют свою музыку композиторы разных эпох? Запишите в «Творческую тетрадь», как вы понимаете слова композитора и музыковеда Б.

Асафьева о том, что в музыке концерта «есть что-то от театра, дискуссии».

Этот жанр был особенно популярен в эпоху классицизма, и знаменитые композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, внесли значительный вклад в его развитие. Концерт для самостоятельного инструмента и оркестра — это форма, при которой в центре внимания находится один конкретный инструмент, например, скрипка, флейта или саксофон.

Оркестр играет сопровождение, а инструмент солиста проявляет все свои возможности и технику. Вариации на тему — это очень увлекательный и интересный жанр в инструментальной музыке. Композиторы берут одну тему и меняют её, варьируя ритм, мелодию и гармонию.

Это позволяет создать разнообразные и оригинальные произведения. Какой жанр инструментального концерта вам нравится больше всего? Что вдохновляет вас в музыке?

Поделитесь своими мыслями в комментариях! Классический инструментальный концерт Когда мы говорим о классическом инструментальном концерте, мы погружаемся в мир великой музыки, наполненный гармонией и красотой. Это жанр, который объединяет музыкантов и слушателей в замечательное путешествие через звуки и эмоции.

Возможно, вы уже слушали классический инструментальный концерт и испытали восторг от звучания струнных, духовых или клавишных инструментов. Наверное, вы улыбались при сверкающих фортепиано, расслаблялись под звуки скрипки или погружались в сны слушая виолончель. Или, может быть, вам бывает интересно наблюдать за дирижером, который своими жестами направляет оркестр, создавая волшебные звучания.

Классический инструментальный концерт имеет свои особенности: он обычно состоит из трех частей быстрая-медленная-быстрая , в которых присутствуют сольные партии и обширная инструментальная группа, например, симфонический оркестр. Это дает возможность исполнителям показать свое мастерство и воплотить в жизнь идеи композитора. История классического инструментального концерта насчитывает множество великих композиторов, таких как Моцарт, Бетховен и Брамс.

Каждый из них внес свой вклад в развитие и совершенствование жанра, создавая неповторимые произведения, которые до сих пор являются популярными и восхищают слушателей. Так что, если вы еще не знакомы с классическим инструментальным концертом, я бы рекомендовал вам попробовать его на вкус. Откройте новый мир звуков, насладитесь изяществом музыки и погрузитесь в глубину эмоций, которые она передает.

Кто знает, возможно, это станет вашим новым увлечением или просто способом расслабиться и насладиться прекрасными моментами в жизни. Вопрос-ответ: Что такое классический инструментальный концерт? Классический инструментальный концерт — это музыкальное произведение, исполняемое оркестром или большим инструментальным ансамблем, в котором выдающийся солист выступает в роли исполнителя основной темы или мелодической партии.

Какова структура классического инструментального концерта? Структура классического инструментального концерта обычно состоит из трех частей: экспозиции, развития и рекапитуляции. В экспозиции представляются главные музыкальные идеи, в развитии их разрабатывают и преобразуют, а в рекапитуляции эти идеи повторяются, заключая композицию в общую форму.

В классическом инструментальном концерте часто используются фортепиано, скрипка, виолончель и флейта в качестве солистических инструментов.

Так возник concerto grosso — кончерто гроссо - большой концерт , где всему оркестру tutti противопоставлена группа из трёх инструментов — трио. В Италии подлинных высот в этом жанре достигли композиторы Антонио Вивальди его концертах утвердилось чередование частей: быстро, медленно, быстро , Арканджело Корелли, Алессандро Скарлатти, и др. В Германии концерт появился в творчестве И. Баха и Г. Первым концертом для солирующего инструмента был скрипичный концерт концерт для скрипки с оркестром Джузеппе Торелли конец XVII века.

В Италии в этом жанре работали многие композиторы.

Генделя название кончерто гроссо распространилось на всё произведение. Трёхчастную структуру сольного концерта с соотношением частей «быстро — медленно — быстро» установил А. На его скрипичные концерты во многом ориентировался в своих клавирных концертах И. Жанр органного концерта сформировался в творчестве Генделя. В развитии предклассического инструментального концерта большую роль сыграли сочинения сыновей Баха , а также композиторов берлинской , мангеймской и неаполитанской школ. Классический инструментальный концерт утвердился в творчестве композиторов венской классической школы концерты для разных инструментов Й. Гайдна , В. Моцарта , Л. Как правило, представляет собой трёхчастный цикл, строение и функции частей которого близки сонатно-симфоническому циклу, но без менуэта или скерцо.

Главный жанровый признак классического концерта — форма I части: сонатная форма с двойной экспозицией первую экспозицию играет только оркестр, вторую — солист с оркестром и каденцией солиста. Классический концерт обычно рассчитан на одного солиста, однако существуют и т. Брамса , Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Л. Листа и четырёхчастные концерты у Брамса. В процессе эволюции концерта наиболее существенным было его взаимодействие с симфонией.

С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного инструментального концерта

Инструментальный концерт – это форма музыкального произведения, в котором солист исполняет соло на музыкальном инструменте, а оркестр сопровождает его. светлая, радостная и нарядная. Должна вам сказать, что слово «концерт» переводится не только как «состязание», но и как «согласие». Педагогическая цель: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался. Исходя из цели урока ставятся следующие задачи. Инструментальный концерт — это музыкальное произведение, исполняемое на инструментах, в котором сольное исполнение сопровождается оркестром или камерным ансамблем.

Что такое инструментальный концерт это?

Особое место в истории развития инструментального концерта XVII – XVIII вв. принадлежит итальянскому композитору, скрипачу-виртуозу А. Вивальди. Слайд 2Антонио Вивальди – (скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов. XVII – XVIII вв.) Был создателем жанра – инструментального концерта. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ — концерт на одних только музыкальных инструментах, без пения. в быстром движении). В XVIII веке симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Инструментальный концерт Посетителям филармонии знакома та особая, приподнятая атмосфера, которая царит в зале, где исполняется инструментальный концерт.

Инструментальный концерт в музыке: понятие и особенности

Музыка. 6 класс В русской музыке был распространен жанр хорового духовного концерта («Не отвержи мене во время старости» М. Березовского). Широко известны инструментальные концерты русских.
Феномен программности в жанре инструментального концерта статья Живая связь времен наглядно проявляется и на примере инструментального концерта – одного из наиболее старинных жанров европейской музыки.
✅ Какую форму имеет инструментальный концерт Концерт (с лат. состязание, итал. concerto) музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партий солиста, нескольких солистов.

Что такое инструментальный концерт

Концерт всегда привлекал внимание Моцарта, который был не только величайшим композитором, но и талантливым пианистом, гастролирующим с раннего детства по странам Европы. Будучи ребёнком, он уже сочинял фортепианные концерты с оркестром для собственного выступления, и на протяжении всей жизни не охладевал к этому жанру. Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики.

Композиторы такие как Игорь Стравинский, Серж Рахманинов и Дмитрий Шостакович написали ряд знаменитых концертов для фортепиано, скрипки и других инструментов. С появлением электронных инструментов и новых технологий в музыке, жанр инструментального концерта продолжает совершенствоваться и привлекать внимание слушателей со всего мира.

История инструментальных концертов начинается в эпоху барокко Вивальди и Бах — первые композиторы, превратившие инструментальные концерты в самостоятельный жанр Классицизм — новые эксперименты с формой и структурой Великие виртуозы XIX века — Локателли, Паганини, Лист Жанр инструментального концерта продолжает развиваться в XX веке Композиторы и их вклад в инструментальные концерты История инструментальных концертов тесно связана с великими композиторами, чьи творения до сих пор радуют нас своей красотой и глубиной. Одним из первых композиторов, которые оставили свой неизгладимый след в истории инструментальных концертов, был Антонио Вивальди. Его концерты для скрипки и струнных оркестров считаются шедеврами барочной музыки. Известнейшим из них является цикл «Времена года».

Каждая из четырех частей этого цикла имеет свою уникальную музыкальную тему, которая точно передает особенности и настроение соответствующего времени года. Еще одним выдающимся композитором, чьи работы навсегда останутся в истории инструментальных концертов, был Людвиг ван Бетховен. Он открыл новые горизонты в развитии симфонической музыки и оставил наследие, которое до сих пор вдохновляет и волнует слушателей. Одним из наиболее известных его инструментальных концертов является «Пятый концерт для фортепиано с оркестром», который исполняется и любуется музыкантами по всему миру.

Необходимо отметить и композитора Иоганна Себастьяна Баха, который считается одним из величайших гении музыки.

Так, знакомый вам «Итальянский концерт» И. Баха — произведение, сочиненное для клавесина соло, предшественника современного фортепиано. Программные концерты А. Вивальди «Времена года» написаны для скрипки соло и струнного квинтета, органа и чембало разновидность клавесина. Именно Вивальди установил классическую трехчастную структуру концерта, чередование частей: быстро—медленно—быстро. Каждый из этих жанров представляет собой сонатно-снмфспшческий цикл.

Это можно расценивать как творческое соперничество, смысл которого заложен в самом слове «концерт», имеющем двойное происхождение. С латинского языка оно переводится как состязание, а с итальянского — согласие. Иначе говоря «инструментальный концерт» - это дружеский поединок, в котором участники соревнуются между собой в красочности и сочности звучания, а также выразительности и яркости тематического материала.

Инструментальный концерт: история, понятие, специфика. (Н

Характеристика особенности жанра программного концерта в академической и в народно-инструментальной культуре. Основные этапы формирования особого мышления в. Инструментальный концерт. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания. Все презентации. Ещё одно из замечательных произведений, написанных в жанре инструментального концерта – концерт для скрипки с оркестром ряна (1940). это музыкальное произведение для инструментального исполнения, состоящее из. 3. Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог.

Что такое инструментальный концерт это?

Вторая часть — это прекрасный образец светлой поэтической лирики. Пасторальный окрас музыки крайних частей раздела погружает в атмосферу спокойствия и безмятежности. Средний эпизод хоть и пролетает в игриво — скерцозном настроении, но общего идиллического характера музыки не нарушает. Третья часть произведения — ликующий финал, переносящий в жизнерадостный мир народного празднества.

Данное сочинение, входящее в число самых известных произведений композитора, заслуживает только восторженных эпитетов. В его выразительной и наполненной благородством эмоциональной музыке, воспета радость жизни и любовь к Отчизне. Первый раздел Moderato открывается напряжёнными аккордами солирующего инструмента, напоминающими грозные удары набата.

Далее вступает величественная тема, отображающая светлый образ Родины. Она развивается не торопясь, но затем предстаёт во всей своей могучей красоте. Вторая часть Adagio sostenuto — это лирический раздел.

Его спокойная мечтательная музыка символизирует гармонию не только в природе, но и согласие человека с самим собой. Третья часть Allegro scherzando. В финале концерта, окрашенном радостными перезвонами, автор вновь возвращается к образам первой части и со всей величавостью утверждает триумфальную победу светлых сил.

Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром». Произведение написано в традиционной трёхчастной классической форме. Первая часть Allegro con fermezza — искромётное сонатное аллегро, жизнеутверждающая тема которого пропитана национальным колоритом.

Вторая часть Andante sostenuto. Чарующая музыка данного раздела в воображении рисует красоту прекрасных горных пейзажей Армении, а лирическая мелодия солирующей скрипки напоминает задушевную песню армянского ашуга. Третья часть Allegro vivace — праздничный финал.

В данном разделе автор колоритно отображает картину, наполненного радостью народного праздника, с песнями, танцами и всеобщим весельем. История Начало истории инструментального концерта следует искать в стародавние времена, так как ещё в глубокой древности людей привлекало ансамблевое музицирование, в котором одному из инструментов поручалась солирующая функция. Время безостановочно шло вперёд и в процессе интенсивного развития в искусстве постоянно создавались новые формы и жанры.

Так в Италии в конце XVI века в церковной музыке появился новый термин - «духовный концерт». Этим словом стали называть сопровождающиеся органом либо инструментальным ансамблем полифонические вокальные композиции, в которых сопоставлялись партии двух или более исполнительских голосов. Вскоре термин «концерт» стал употребляться не только в церковной вокальной, но и в светской инструментальной музыке.

Так с середины XVII века появились произведения, в которых контрастно сопоставлялось звучание оркестровой группы — рипиено и партии солирующего инструмента или же группы солистов, именуемых концертино. Изначально такие сочинения назывались «Concerto da camera», то есть камерный концерт. Например, итальянский композитор Джузеппе Торелли сочинял подобные инструментальные концерты не только для различных струнных, но и духовых инструментов, причём количество солистов в его произведениях варьировалось от одного до четырёх.

Впоследствии произведения такой формы претерпели значительное преображение и получили название «Concerto grosso» - большой концерт. Неоценимый вклад в развитие этого нового жанра внёс итальянский композитор и скрипач Арканджело Корелли, создававший как церковные, так и светские концерты, которые друг от друга, безусловно, отличались по содержанию. Необходимо заметить, что ни в одном из его «Concerto grosso» не было установленного расположения и чётко обозначенного количества частей.

Вот некоторые из известных примеров: Иоганн Себастьян Бах — композитор из Германии, известен своими отличными инструментальными концертами. Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор, создавший ряд великолепных инструментальных концертов. Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, который также известен своими инструментальными концертами. Это только несколько примеров из огромного многообразия инструментальных концертов, которые существуют в мировой музыкальной культуре. Каждый из них отличается своей уникальной структурой, мелодичностью и инструментацией, что делает их особенными и запоминающимися для слушателя. Значение и роль Инструментальный концерт играет важную роль в развитии и совершенствовании музыки в целом. Он демонстрирует мастерство и технические возможности инструмента, а также способности исполнителя. Музыканты, исполняющие инструментальные концерты, часто являются выдающимися в своей области. Их исполнение часто производит глубокое впечатление на слушателей и привлекает внимание профессионалов. Инструментальный концерт позволяет композитору полностью раскрыть потенциал выбранного инструмента.

Он предоставляет музыканту возможность исполнять сложные музыкальные партии, демонстрируя свои навыки и техническое мастерство. Инструментальные концерты могут быть использованы как обучающий материал для молодых музыкантов. Исполнение таких произведений помогает развивать музыкальные навыки и технику игры на инструменте. Они также могут служить вдохновением для начинающих музыкантов, побуждая их к большему усердию и стремлению к совершенству в своем искусстве. Инструментальные концерты также представляют большую ценность для слушателей. Они дают возможность полностью погрузиться в музыку и насладиться красотой звучания инструментов. Концерты позволяют насладиться мелодиями и гармониями, испытать эмоциональные переживания и проникнуться созерцанием музыкального искусства. Инструментальные концерты известных композиторов стали настоящими шедеврами музыкального искусства. Они внесли огромный вклад в развитие классической музыки и остаются важной частью музыкального наследия человечества. Вопрос-ответ Что такое инструментальный концерт в музыке?

Инструментальный концерт в музыке — это музыкальное произведение, в котором солист-инструменталист выступает в качестве главного исполнителя перед оркестром или ансамблем. В инструментальном концерте часто присутствует форма сонаты, когда основная тема повторяется сольным инструментом и оркестром.

Беляева; Концерт-сюита "Причуды" Е. Подгайца 2008. Среди данных концертов большая часть произведений связана образами хаоса и дисгармонии. Возможно, это явилось своеобразным художественным откликом на события современной действительности. Одним из показательных в этом отношении сочинений последних лет является концерт М.

Броннера "Время прощать" для балалайки и камерного оркестра, посвященный Андрею Горбачеву, известному исполнителю-виртуозу на балалайке. В данном концерте можно выявить обобщенный тип программности: в сочинении композитор пытается осмыслить, дать нравственную оценку важнейшим жизненным моментам человека. Символичность обобщенной идеи проявляется в наличии темсимволов, в частности, в теме креста, пронизывающей все сочинение" [4, с. В Концерте для домры и оркестра русских народных инструментов А. Цыганкова все части носят программные подзаголовки: "Шабаш", "Молитва", "Волшебный замок", "Деревенский праздник". Драматургическая линия в концерте отражает противоречивый этап в истории России - 1990-е годы. Горбачев так объясняет название первой части: "Каждый композитор создает эмоциональный слепок той эпохи, в которой он живет.

То, что сейчас происходит у нас, можно назвать только шабашем и нечистью" [Цит. Другое направление в программных концертах связано с такой центральной идеей музыки конца XX века, как стремление к индивидуализации музыкального высказывания, и связанной с этим тенденцией к камерности. Например, Концерт А. Рогачева "Философия одиночества". Этот одночастный концерт-монолог носит автобиографический характер и повествует о внутренних переживаниях глубоко верующего человека. В качестве оригинального решения способов воплощения программности в концертах выступает отражение в музыке имени возможны отдельные инициалы конкретного лица, например, самого композитора или исполнителя. Так, в Концерте Т.

Сергеевой для альтовой домры, оркестра русских народных инструментов и фортепиано "Инициалы" программность проявляется в наличии монограммы g-e - это инициалы первого исполнителя и редактора солирующей партии сочинения Михаила Горобцова. Использование звуковой монограммы инициалы исполнителей можно обнаружить и в программных концертах Е. Подгайца: "Бахчиев-концерт" и "Липс-концерт". Программный инструментальный концерт является особым культурным феноменом музыкального творчества рубежа XX-XXI веков, сконцентрировавшим в себе основные тенденции искусства того времени. Авторы все реже обращаются к программам, связанным с другими видами искусства, как это было раньше; все чаще основой программы становятся различного рода культурные явления, впечатления, субъективные образы, порождаемые внутренним состоянием композитора. Авторы во второй половине XX века зачастую отказываются от жанрового обозначения "концерт", а вместо этого дают своим сочинениям метафорические названия: "Прикосновение" для скрипки и камерного оркестра 2000 Ю. Воронцова, "Над вечным покоем" для фагота и 14 исполнителей 1992 Ю.

Вы познакомитесь с зарождением и развитием жанра камерной музыки — инструментального концерта. Вспомните, как называется художественный стиль в культуре и искусстве европейских стран в период с 1600-1750 г. Дети должны дать определение этого слов из темы «Образы духовной музыки Западной Европы», назвать имя И. Баха, учебник стр. Вы верно назвали значение этого слова. Барокко— это один из самых красивых и изысканных стилей в искусстве. Предположительно происходит от португальского выражения pleurabarocco — жемчужина причудливой формы. И в самом деле, барокко — это жемчужина в цепи меняющихся художественных ценностей в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке Для мастера барокко было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Барокко как художественному стилю присущи выразительность, пышность, динамика.

Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей и слушателей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека. Именно с возникновением барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее место выдвинулись музыкально-театральные жанры, прежде всего опера, что определялось характерным для барокко стремлением к драматической экспрессии и сочетанию различных видов искусства. Это проявлялось и в сфере религиозной музыки, где ведущими жанрами были духовная оратория, кантата, пассионы. Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова — к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров. Корелли, А. Вивальди, И. Бах, Г. Эпоху барокко принято считать с 1600-1750 г.

За эти полтора столетия были изобретены такие музыкальные формы, которые, претерпев изменения, существуют в настоящее время. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с циклом концертов «Времена года», являющегося вершиной творчества А. Антонио Вивальди — итальянский скрипач, композитор и педагог. Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий. Среди них 19 опер. Но главным историческим значением его творчества стало создание сольного инструментального концерта. В этом жанре было написано около 500 произведений. Многие из его концертов были написаны для одной и более скрипок, два концерта — для двух мандолин и несколько — для необычных музыкальных, например, для двух скрипок и двух органов.

Сочиняя концерты для струнных инструментов, композитор один их первых обратился к сочинению музыки для духовых инструментов, считавшихся примитивными и неинтересными для композиторов. Гобой, валторна, флейта, труба в его концерте звучали полно и стройно. Концерт для двух труб А. Вивальди написал по заказу. Очевидно, исполнители хотели доказать, что на трубе можно играть красивую и виртуозную музыку. До сих пор исполнение этого концерта является доказательством высочайшего мастерства исполнителя. Много музыки написано композитором для фагота — более 30 концертов для фагота с оркестром. Особое предпочтение среди духовых инструментов Вивальди отдавал флейте с её нежным, мягким тембром. В партиях, поручаемых флейте, она звучит в полный голос, проявляя все свои достоинства.

В творчестве А. Корелли был сформирован concerto grosso сопоставление всего ансамбля с несколькими инструментами. Вивальди сделал шаг вперёд по сравнению со своим предшественником: сформировал жанр сольного концерта, который значительно отличался масштабами развития, динамичностью и экспрессивностью музыки. В композициях концертов чередовались сольные и оркестровые части, основанные на «хорошо организованном контрасте». Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта: 1-я часть — быстрая и энергичная; 2-я — лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть — финал, живой и блестящий. Сольный инструментальный концерт был рассчитан на широкую аудиторию, для которого были присущи элементы зрелищности, некоторой театральности, проявляющуюся в состязании солиста и оркестра — в беспрестанном чередовании tutti и solo. Именно в этом и был смысл концерта, музыки. Циклом концертов «Времена года» являются вершиной творчества А. Предлагаю вам послушать 1-ю часть концерта.

Звучит 1-я часть, учитель название не называет. Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты — подражание пению птиц, это весна. Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, мурлыканье кошки, треск горящих дров в камине, пение птиц… В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но сами по себе звуки — еще не музыка. И когда человек стал организовывать их, чтобы выразить свои чувства и мысли — возникала музыка. Как можно охарактеризовать мелодию? Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц.

Среди музыкантов всех времён было популярно подражание птичьими голосам. Пение птиц имитировалось в древности, и до сих пор такие имитации встречаются в музыкальном фольклоре разных народов. Мыслители, ученые, музыканты искали в пении птиц истоки музыки.

Музыка. 6 класс

Дятлова, Б. Гнилова; жанровые и исторические аспекты фортепианного концерта проанализированы в научных публикациях Д. Нагина, О. Подколозина, Ш. Палтаджанян и др. Несмотря на неугасаемый интерес учёных-музыковедов к концертному жанру, некоторые исторические, а также теоретические аспекты исследуемой проблемы требуют более глубокого изучения. Данное обстоятельство определило цель публикации: исследовать особенности зарождения и развития жанра фортепианного концерта.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи публикации: Исследовать генезис жанра инструментального концерта; Проанализировать истоки становления и развития жанра фортепианного концерта; Выявить жанровую специфику фортепианного концерта. Историческое движение музыки явственно отражается на судьбах музыкальных жанров. Живая связь времен наглядно проявляется и на примере инструментального концерта — одного из наиболее старинных жанров европейской музыки. Как свидетельствуют исследователи, этимология слова «концерт» связана с итальянским «concertare» «согласиться», « прийти к согласию» или с латинским «concertare» «оспаривать», «бороться» , потому как взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра содержат элементы «партнерства» и «соперничества». Традиционно, концерт определяют как одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра [6]. Одной из разновидностей инструментального концерта является фортепианный концерт.

Поскольку историю развития фортепианного концерта невозможно отделить от генезиса инструментального концерта в целом, исследуем особенности зарождения этого уникального музыкального жанра. Истоки фортепианного концерта уходят в далекое музыкальное прошлое. Акцентируем внимание на том, что до конца XVII в. Понятие «концерт» впервые было обнаружено в музыкальном обиходе XVI в. Данное определение использовали для обозначения вокально-инструментальных произведений. Концертами называли хоровые духовные сочинения с инструментальным сопровождением.

В качестве примера целесообразно назвать концерты Дж. Габриели, Л. Возникновение жанра инструментального концерта связано с зарождением гомофонного стиля в музыке. На данном этапе композиторы, как никогда ранее, стремились подчеркнуть ведущее значение мелодического начала, выраженного солирующим инструментом, в противовес сопровождающему оркестру. Соревнование между солирующим музыкальным инструментом и оркестром, актуализировало значимость виртуозного начала в концертном жанре. Большое влияние на развитие инструментального концерта оказала также практика инструментальных ансамблей и традиции совместной игры на музыкальных инструментах, восходящие к народному музицированию в европейской культуре средних веков.

Следует отметить, что в исследуемый период, оркестра в современном понимании не существовало. Популярными были ансамблевые объединения музыкантов, интересы и предпочтения которых определяли устойчивые формы сочетания инструментов. Особенностью концертных ансамблей XVII в. Данный инструмент выступал в роли руководителя ансамбля, его дирижера, тем самым цементировал общее звучание. Именно в это время в жанр инструментального концерта проникает главный принцип концертной игры — принцип состязания и соревнования. Форма соревнования предполагала органическую связь согласования и единоборства, сочетание ведущего и аккомпанирующего, взаимное согласование их усилий.

Клавесином поддерживался либо удваивался басовый голос и заполнялся так называемый «средний этаж» музыкального пространства [1, с. И все же главное заключалось не столько во внешних свойствах концертной музыки XVII века, сколько во внутренней природе, характерной для музыкального сознания европейцев исследуемого периода. Новый жанр инструментального концерта во многом перекликался с танцевальной сюитой. Мастером инструментального концерта XVII в. Корелли — автор первых классических образцов жанра Concerto Grosso большого концерта , основанного на сопоставлении солирующих ripieno и аккомпанирующих Grosso. Концерты А.

Корелли, как правило, многочастны. Композитор включал в концерты от четырёх до семи частей, а также небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Музыкальное единство Concerto Grosso А. Корелли проявлялось и в сохранении основной тональности на протяжении всех частей. Музыка практически всех концертов этого удивительного итальянского мастера патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с народными истоками. В концертах этого гениального композитора сложилась типичная структура инструментального концерта, которая предполагала трехчастность формы.

Если в Concerto Grosso А. Корелли, замкнутое целое образуют краткие сольные эпизоды, то у А. Вивальди партии солистов рождены неограниченным полетом фантазии и проходят в свободном импровизационном изложении. В концертах А. Вивальди возрастают масштабы оркестровых ритурнелей, и вся форма приобретает новый динамичный характер. Создатель сольного концерта стремился к ярким и необычным звучаниям, смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы.

Следует отметить, что концерты А. Вивальди предоставляли музыкантам широкие возможности блеснуть виртуозной игрой и показать свое совершенное владение инструментом. Между солистами и остальными участниками концертного действа возникают определенные концертные диалоги. Именно в концертах А. Вивальди чередование solo и tutti стало родовой приметой концертного Allegro. Так же определяющей характерной чертой данной формы является рондальность, которая становится следствием жизнеутверждающей природы инструментального концерта XVII — начала XVIII вв.

Ярким примером стиля инструментальных концертов А. Вивальди является цикл «Времена года». Новый этап эволюции инструментального концерта связан с творчеством представителей позднего барокко — И. Бахом и Г. Открытия этих мастеров музыкальной мысли в области инструментального концерта, стали прозрением в далекое будущее. Обилие тембровых контрастов, многообразие ритмических комбинаций, напряжённое взаимодействие солиста и ансамбля-оркестра — всё это работает на усложнение и более глубинное прочтение концерта.

Так, ярким примером концертного мастерства И. Баха являются «Бранденбургские концерты» для различных инструментальных составов, «Итальянский концерт», утвердивший самостоятельное значение клавира, как концертного инструмента. Акцентируем внимание на том, что именно клавирные концерты И. Баха, определили вектор развития будущего фортепианного концерта.

Прокофьева, Б. Бартока, преобладание симфонич.

Оказав значительное влияние на К. В конце 19 в. Штрауса "Дон Кихот" , Н. Римского-Корсакова "Испанское каприччо". Гаджибекова, эстонского композитора Я. Ряэтса и др.

Практически К. Глиэру принадлежит пользующийся большой популярностью К. Барчунова и др. Мирзоян , латвийского кокле Я. Мединь и т. В сов.

Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, Н. Мясковского, Т. Хренникова, С.

Цинцадзе и др. Литература: Орлов Г. Инструментальный концерт Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его значении. Но дело в том, что у этого слова есть и другое значение: так называется сочинение для какого-либо музыкального инструмента или голоса в сопровождении оркестра. А вот почему оно так называется? И почему участники конкурса должны были играть именно концерт?

Слово это можно перевести как «состязание»», таким образом, «Концерт для фортепиано с оркестром» - это состязание пианиста с симфоническим оркестром. Когда вам интересно смотреть спортивное состязание? Когда «противники» равны по силе, по мастерству, верно? Потому что если состязаются слабая и сильная команды или мастер спорта с новичком-любителем, то заранее уже ясно, кто победит. А это совсем не интересно. В концерте состязаются какой-нибудь музыкальный инструмент и...

Вот так-так! Да разве какой-нибудь крохотке флейте или хрупкой, изящной скрипке под силу победить или хотя бы, говоря спортивным языком, «сделать ничью» с этакой громадой? Что же это за состязание? Великолепное, друзья мои, замечательное состязание! Так как силе, мощи и блеску симфонического оркестра противопоставляются талант исполнителя-солиста, его мастерство, достигнутое годами и годами напряжённой работы. Скажу вам по секрету, что выигрывает почти, всегда тот, кто на первый взгляд кажется слабейшим.

Солист подчиняет себе оркестр. Конечно, только в том случае, если он настоящий музыкант , талантливый исполнитель, потому что для него это очень серьёзное испытание. И когда нет мастерства и таланта, побеждает оркестр. Но какая это грустная победа. Победа есть, а музыки нет. Музыка концерта.

Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы... Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев, силы удара, - словом, умения музыканта-исполнителя. И композитор, создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом произведении показать все своё мастерство. Однако если бы композитор думал только об этом, если бы концерт состоял только из одних задач и хитроумных головоломок, его нельзя было бы назвать настоящим произведением искусства. В таком произведении не было бы самого главного - мысли, содержания.

Вот что пишет о концерте Чайковский: «Тут есть две равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает при условии талантливости исполнителя маленький, невзрачный, но сильный духом соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна соблазнительных для композитора комбинаций». Если бы страницы книги могли зазвучать после этих слов, мы сразу же услышали бы яркие, полнозвучные аккорды оркестра — начало Первого фортепианного концерта. С первыми звуками этой музыки словно сама радость врывается в зал. Каким маленьким и слабым кажется сидящий за роялем пианист. Мощное звучание оркестра словно отгородило его от зала плотной стеной.

И в эту ликующую массу звуков могучим колоколом влился новый голос. Вы не можете не слышать меня». И мы слышим, прекрасно слышим звучный, сильный голос рояля. Широкой мелодией разлились скрипки и, смиряя своё безудержное ликование, постепенно затих оркестр. Теперь звучит один рояль... Сменяют друг друга виртуозные аккорды и пассажи, одевают мелодию в сверкающий, богатый наряд.

Принцип «состязания» а именно так переводится с латинского слово «концерт» постепенно проникал и в чисто инструментальную музыку. Сопоставление всего ансамбля тутти с несколькими инструментами соло стало основой концерто гроссо — жанра, получившего распространение в эпоху барокко. Вершинные образцы концерто гроссо принадлежат А.

Корелли, А. Вивальди, И. Баху, Г.

В эпоху барокко складывается также тип сольного концерта для клавира, скрипки и других инструментов в сопровождении оркестра. Основоположником жанра сольного концерта считают итальянского композитора Антонио Вивальди. Антонио Вивальди 1678-1741 — был блистательным скрипачом-виртуозом, дирижировал оркестром и руководил первой консерваторией в Венеции.

Создал 220 сольных скрипичных концертов, а также концерты для других инструментов для флейты, виолончели, фагота, гобоя, мандолины, виолы. Всего — 344 концерта. В творчестве Вивальди нередки программные концерты: «Буря на море», «Наслаждение», «Ночь», «Тревога» и самые известные — 4 концерта «Времена года».

Музыкальные темы концертов часто связаны с народно-жанровой мелодикой, напоминая итальянские песни и танцы, иногда подражают оперной мелодике особенно в медленных частях. Музыке Вивальди доступен и подлинный драматизм, и скорбь, и тревога, но они не способны одолеть её жизненной силы и оптимизма. Прекрасны мирные или бурные пейзажи в трактовке Вивальди.

Он также как и Вивальди писал произведения данного жанра в трёхчастной форме и с ладовым контрастом, только в отличие от своего итальянского коллеги отдавал предпочтение не скрипичным, а клавирным концертам, чем подготовил основу для развития фортепианного концерта. Популярность жанра инструментального концерта продолжала всё больше возрастать. К концу XVIII века получили распространение такие разновидности жанра, как концерт с оркестром для одного солирующего инструмента, двух — «двойной», трёх— «тройной» и даже четырёх, а также концерты без солистов, именуемые рипиено или концерты только для солирующего инструмента без оркестра. Когда на смену барокко пришла эпоха классицизма, инструментальный концерт в своём развитии уверенно шагнул вперёд. Именно в этот период в творчестве «венских классиков»: Гайдна, Моцарта и Бетховена, в полной мере утвердилась основная трёхчастная форма. Поначалу первая часть сочинялась в форме сонатного аллегро с двойной экспозицией, то есть главная и побочная партии сначала звучали в исполнении оркестра, а затем у солирующего инструмента. Однако со временем такая особенность утратилась.

Так же в заключение данного раздела стала предусматриваться каденция — виртуозный эпизод, в котором солист, импровизируя, демонстрировал своё техническое мастерство. Второй — медленный раздел писался на усмотрение автора произведения и какой-либо определённой формы не имел. В третьей, заключительной части концерта предпочтение вновь отдавалось оживлённому темпу, и потому она сочинялась в сонатной форме или форме рондо. Такая структура концерта, которая в нынешнее время называется классической, была заложена Гайдном и Моцартом , а затем переродилась и утвердилась в творчестве Бетховена. Именно Бетховен превратил концерт из галантного и развлекательного произведения в композицию, наполненную идейным содержанием, то есть приблизил его к симфонии. Помимо того Бетховен заметно технически усложнил партию солиста, а также первым из композиторов записал каденцию для солирующего инструмента и этим показал какое немаловажное значение она имеет в развитии произведения. В наступившей после классицизма эпохе романтизма симфонизация инструментального концерта, заложенная Бетховеном, была продолжена в творчестве многих композиторов, среди которых Никколо Паганини , Роберт Шуман, Фредерик Шопен , Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс , Эдвард Григ, Ференц Лист.

Вместе с тем эти выдающиеся музыкальные творцы привнесли в жанр много нового. Они, отдавая предпочтение принципу «сквозного развития», лейтмотивным связям и монотематизму, сочиняли произведения, с разделами тесно взаимосвязанными между собой. Для произведений романтиков характерно лирическое и лирико-драматическое настроение. Главенствующую роль в концерте они отдавали солирующему инструменту, а оркестру лишь выполнение скромной функции аккомпанемента. В это же период инструментальный концерт своё достойное место находит и в русской музыке. Его основоположником стал Пётр Ильич Чайковский , а последователями Сергей Рахманинов и Александр Глазунов , создавшие блестящие произведения, которые вошли в золотой фонд классической музыки. В XX веке инструментальный концерт продолжил своё интенсивное развитие.

В двадцатом столетии композиторами были созданы концерты практически для всех европейских классических музыкальных инструментов. Интересные факты Инструментальный концерт в обязательном порядке входит в программу участников музыкальных конкурсов, так как исполнение такого произведения даёт возможность по-настоящему продемонстрировать виртуозное мастерство и талант музыканта, а также технический и художественный потенциал избранного им инструмента. На Международном конкурсе им. Чайковского, который проводится в нашей стране с 1958 года, «Первый концерт для фортепиано с оркестром» композитора не только входит в число произведений обязательной программы, но и является символом данного музыкального состязания. Однако необходимо отметить, что это великое творение гениального маэстро около ста тридцати лет исполняется с существенными изменениями, которые были сделаны после его кончины знаменитым пианистом Александром Зилоти. На конкурсе не раз ставился вопрос об исполнении «Концерта» с авторским текстом, но, к сожалению, достать его для многих конкурсантов не представляется возможным. Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона пользуется такой любовью, что в Лейпциге городской канал назвали именем выдающегося композитора, а на набережной деревянные сидения на ступенях спуска к воде расставили так, что из них можно сложить знаменитую тему этого популярного произведения.

Сергей Рахманинов сочинил Второй фортепианный концерт в 1901 году, сразу после выхода из глубокой депрессии, возникшей из-за тяжёлого нервного расстройства после неудачной премьеры в 1897 году его Первой симфонии. Душевный кризис композитору помог преодолеть известный русский психотерапевт Николай Владимирович Даль и в благодарность ему Сергей Сергеевич посвятил данное выдающееся творение. Знаменитый актёр Чарли Чаплин в пожилом возрасте уединённо жил в Швейцарии в своём доме и практически никого не принимал, но узнав, что с ним хочет увидеться советский композитор Арам Хачатурян, сделал исключение и с радостью согласился.

Инструментальный концерт: история, понятие, специфика. (Н

Урок музыки "Инструментальный концерт". 7-й класс инструментальный концерт имеет какую форму Посетителям филармонии знакома та особая, приподнятая атмосфера, которая царит в зале, где исполняется инструментальный концерт.
Вы точно человек? спокойная, лирическая, окрашенная в пасторальные тона, обычно имеет форму трёхчастной арии.
Инструментальный концерт Особое место в истории развития инструментального концерта XVII – XVIII вв. принадлежит итальянскому композитору, скрипачу-виртуозу А. Вивальди.
Урок музыки "Инструментальный концерт". 7-й класс светлая, радостная и нарядная. Должна вам сказать, что слово «концерт» переводится не только как «состязание», но и как «согласие».
Концерт — Юнциклопедия Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto – согласие. В музыке концертом называют произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр.

Что такое инструментальный концерт

музыкальное произведение, в котором солист как бы соревнуется с оркестром. Так ядром инструментального концерта XVII века являлась струнная группа, гделидером была скрипка (представленная двумя музыкантами), альт, виолончель и контрабас. КОНЦЕРТ (итал. concerto), одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Инструментальный концерт – это произведение, включающее в себя несколько частей, количество которых может варьироваться от одной до четырёх.

Определение и особенности жанра

  • Слайды и текст этой презентации
  • Урок 19. Жанр концерта.. Урок 20. Камерные инструментальные ансамбли.
  • Инструментальный концерт определение. Инструментальный концерт: история, понятие, специфика
  • Инструментальный концерт | это... Что такое Инструментальный концерт?
  • Что такое инструментальный концерт, история инструментального концерта

С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного инструментального концерта

Композиторы, написавшие инструментальные концерты Инструментальный концерт — это музыкальная форма, в которой один или несколько солистов выступают перед оркестром, играя на инструментах.
Урок музыки "Инструментальный концерт". 7-й класс Инструментальный концерт: история, понятие, специфика Для каких инструментов сочиняли сольный инструментальный концерт. Содержание статьи.
Инструментальный концерт имеет какую форму Инструментальный концерт. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания. Все презентации.
Инструментальный концерт: определение, история, жанры Инструментальный концерт – это форма музыкального произведения, в котором солист исполняет соло на музыкальном инструменте, а оркестр сопровождает его.
Инструментальный концерт - это третья и последняя часть инструментального концерта. Она имеет быстрый и живой темп, и обычно является заключительной частью произведения.

Что такое сольный инструментальный концерт?

  • Определение и особенности инструментального концерта
  • Библиотека в соцсетях
  • Концерт (произведение) — Википедия
  • Слайды и текст этой онлайн презентации

Урок 21 -22. Жанр концерта.

Инструментальный концерт — это музыкальное произведение, исполняемое на инструментах, в котором сольное исполнение сопровождается оркестром или камерным ансамблем. Японская пианистка Мицуко Утида и Оркестр Камерата Зальцбург исполняют один из популярнейших концертов — Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, K.466. это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее составленной программе. В период средневековья концерт имел музыкально-инструментальный характер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий