Функциональная грамотность в начальной школе выступление на педсовете

Навизинская Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ "Безыменская школа" администрации Новоазовского района. Марафон быстрых мастер-классов «10 талантов за час» "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе". Согласно официальной позиции министерства образования РФ, функциональная грамотность — главный планируемый результат обучения в начальной школе для каждого учащегося. Учитель начальных классов МАОУ Гимназии №96 Челябинска Елена Груздева считает, что одна из основ функциональной грамотности чтения— умение читать быстро, которое должно закладываться в начальной школе. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников""

Предлагаю вашему вниманию приемы в рамках актуальных педагогических технологий. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений. В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов: 1 прием «чтение с остановками»; 2 прием «работа с вопросником»; 3 прием «знаю, узнал, хочу узнать»; 4 прием «уголки»; 5 прием «написание творческих работ». Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления. Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций: 1 проблемные ситуации между двумя или более положениями: — одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения; — «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания; 2 проблемные ситуации между житейским представлением младших школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно- познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата — создание проекта. Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются: 1 написание сочинения-рассуждения на заданную тему; 2 выполнение творческой работы — иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям; 3 сочинение своего стихотворения, басни, сказки. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов: 1 «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает; 2 «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик».

После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков; 3 «древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву на доске. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.

Что однажды произошло?

Что случилось с собачкой через год? Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации. Чем заканчивается быль? Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор?

Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Песталоцци Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет — существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, — рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс. Учебника Ирина Савицкая. Функциональная грамотность — это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и — что очень важно — перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра — всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя — это уже неявная для читателя информация. Другой пример — туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию — например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее. Красноярска Любовь Рябинина. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса. Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов.

«10 талантов за час» "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе".

Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации. Чем заканчивается быль? Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте. Каково ваше впечатление от рассказа?

Осознанное чтение является основой саморазвития личности — грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Основные виды читательской функциональной грамотности: коммуникативная грамотность - свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; деятельностная грамотность - это проявление организационных умений регулятивные УУД и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. И основным средством её формирования являются уроки математики.

Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление. Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся: - распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; - формулировать эти проблемы на языке математики; - решать эти проблемы, используя математические факты и методы; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; - формулировать и записывать результаты решения.

Какие звери живут в африке - мамонты или динозавры? Приём "Шаг за шагом" Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е. Тимашева г. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.

Из изученного ранее материала. Давайте попоробуем по теме Существительное. Приём «Я возьму тебя с собой» Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы. Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений. Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

Приём «Хорошо - плохо» Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Решая эти задачи, педагог как в пазлах собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность. Я думаю, что в образовательном процессе они могут быть приобретены учениками, если соблюдены следующие условия: - обучение носит деятельностный характер: - учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности: - представляется возможность для приобретения опыта достижения цели: - правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса: - используются личностно-ориентированные технологии. На уроках используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Раздаточный и тестовый материал составляется по уровням. Начальная школа — это только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. Существуют логические приёмы формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе: 1. Уровень — знание.

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. Уровень — понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому. Уровень — использование. Применить, проиллюстрировать, решить. Уровень — анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. Уровень — синтез.

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план. Уровень — оценка.

Педагогический совет.

В данной публикации содержатся примеры формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе. Начальные классы, 4 класс, Формирование функциональной ление на педсовете. Цель педагогического совета – методического дня: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения. Задачи: ть и закрепить понятие «функциональная грамотность». 4. Введены курсы и разработаны рабочие программы внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для обучающихся 1-4 классов, «Финансовая грамотность» для обучающихся основной школы. Что такое «функциональная грамотность»?Это умение человека грамотно (квалифицированно) использовать приобретаемые в течение жизни знания во всех сферах человеческой деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач. (Текст выступления прилагается). Выступление Польской Е. В., учителя начальных классов. Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе. По первому вопросу слушали заместителя директора МБОУ «Школа № 79» Юрченко И.Е., которая ознакомила членов педагогического коллектива с организацией работы на уроке по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках обновленных ФГОС.

Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников""

Что же такое функциональная грамотность? Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогают задания, соответствующие уровню логических приемов. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Задачи педсовета: • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования.

ВПР в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников

года мы провели анкетирование среди педагогов школы. (знакомство с результатами анкетирования) Слайд 7-8 Что такое «функциональная грамотность»? Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность". Функциональная грамотность -способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе! Задачи педсовета: • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — презентация

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Слайд 4 Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Слайд 5 Для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира необходимы следующие условия: обучение должно носить деятельностный характер одна из целевых функций обучения — формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире ; учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; Слайд 6 Учебник «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» опирается на коммуникативные технологии Слайд 7 Цель - научить школьников: общаться с одноклассниками и взрослыми; обосновывать собственную точку зрения;.

Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности — грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Основные виды читательской функциональной грамотности: коммуникативная грамотность - свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; деятельностная грамотность - это проявление организационных умений регулятивные УУД и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. И основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Слайд 6 Заполняя «пирамидку», дети запоминают виды текстов. Параллельно на уроке работаем с упражнениями учебника, находя и определяя разные типы текстов. Так же записываем в карточку тексты определений.

Ваша задача, уважаемые коллеги — самостоятельно изучить представленные материалы. Выполнение небольших проверочных работ, которые будут публиковаться после каждой подтемы. Ваша задача: самостоятельно выполнить проверочные работы. Написать комментарий к представленному материалу, насколько он полезен, где и как будете использовать; оценить работу творческих групп. Стать постоянным читателем блога РМО подписаться в разделе "Постоянные читатели". Педагоги, принявшие активное участие во всех трёх этапах, получат подтверждающий документ, который пополнит методический блок вашего портфолио.

Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на международных оценочных исследованиях — «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA », которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов. Данные исследования дают ценную информацию об образовательных результатах в начальной школе, которая закладывает потенциал для развития достижений обучающихся на следующих ступенях обучения.

Вы можете поручить руководителю методобъединения учителей реализовать такой обучающий курс.

Законодатели и научные сотрудники непрерывно работают над вопросом реализации концепции «Функциональная грамотность». В 2019 году Минпросвещения совместно с Российской академией образования провело учебно-практические занятия по теме «Обновление школьной программы в рамках проекта «Образование»». На мероприятии рассматривали специфику обучения по новым стандартам с 1 по 9 классы.

Дискутировали по предварительным итогам реализации программы «Функциональная грамотность». Для этого раскроем смысл понятий «грамотность», «личность», «функционировать». Найдите слова близкие по значению к термину «грамотность».

Объясните это понятие так, как вы его понимаете. Например, элементарная грамотность — это умение человека читать текст, осознавать смысл прочитанного, составлять несложные, короткие сочинения, выполнять простые математические подсчёты. Разберём понятие «личность».

Приведите примеры человеческих качеств на каждую букву этого слова. Например, любопытство, искренность, честность, нравственность, осторожность, самоотверженность, трудолюбие. Подберите слова близкие по смыслу к определению «функционировать».

Например, совершать работу, взаимодействовать, внедрять, использовать. Например, это человек, который принимает обдуманные, взвешенные решения.

Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит: - А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий?

Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки прием «Яркое пятно». Какой может быть тема этого урока? Вариантов много.

Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся. Приём «Я возьму тебя с собой» Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак.

Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы. Различные ребусы по предметам.

Приёмы изучения нового и закрепления материала: кластер, ассоциации, хорошо-плохо. Имя существительное- морфологические признаки. Приём «Ассоциации».

Цветы - л е то. Снег — зима. Малыши — дети.

Петух — Петя. Ученик — учение. Приём «Хорошо - плохо».

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Дети должны не только прочитать текст, но и ответить на вопросы. Где лежит дровяной склад? Что свалено в кучу? Кто дрова на зиму запас? Как греет осинка в бобрином животе? Что вьется из бобровой хатки даже в стужу? Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.

При знакомстве со звуками, использую соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира.

Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника

Сборник педагогического опыта создан с целью обобщения и распространения опыта работы педагогов Смоленской области по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с 1 по11 класс. Тема педсовета звучит в унисон «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса», потому что одной из задач, которая стоит перед учителями, является формирование функционально грамотных людей. Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе. Дубовик Светлана Александровна, учитель начальных классов. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной. школе, где идет обучение различным видам речевой деятельности – письму и. чтению, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская. «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы с ОВЗ на уроках и коррекционных занятиях» Выступление на РМО учителей начальных классов 25.01.2023 Макеева Наталья Викторовна. Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает а. Кушнир. Это показ грамматического (орфографического) феномена.

Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах

Отвечая на данный вопрос, мы скажем все однозначно: конечно же через учебные предметы и внеурочную деятельность. Формируя и развивая функциональную грамотность в урочное и внеурочное время в начальной школе, мы исходим из предметных знаний, умений и навыков. Весь процесс обучения осуществляется на основе формирования навыков мышления. Перед детьми возникают разнообразные проблемные ситуации, которые им приходится решать, основываясь на полученных знаниях, умении пользоваться выборочной информацией из предложенных текстов и применять её в личном опыте. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, то есть в функциональную грамотность. Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия: обучение должно носить деятельностный характер; учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; применять такие образовательные технологии, как: проблемно-диалогическая технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др. Все основы закладываются в начальной школе, не исключением является и формирование функциональной грамотности, здесь идет интенсивное обучение различным видам деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию; формированию приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся с ОВЗ, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям.

Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема адаптации и модификации современных образовательных технологий с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ. На начальном этапе обучения главное — развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, полагаясь на принципы работы наглядно-образного мышления у детей с ОВЗ. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией читать, прежде всего становится обязательным условием успешности. Книга — вот лучшее учение, но правильная работа с книгой дает знания вдвойне. Очень важно уделять внимание развитию осознанности чтения.

На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя сначала более младшего ученика, затем и самого себя. Мотивационно-ценностная сфера личности школьника Школьник хочет учиться, в структуре мотивов преобладают интерес к содержанию учебной деятельности и ее процессу; зарождаются мотивы совершенствования способов учения, способов сотрудничества с другими в ходе учения, самосовершенствования. Духовно-художественная сфера развития Сфера общения, сотрудничества с другими людьми Школьник инициативен в организации сотрудничества с учителем, одноклассником, другими детьми.

Он проявляет готовность к диалогу как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, удержания цели диалога. Владеет нормами взаимодействия в учебном труде, поведения в обществе, природе, культурными способами решения конфликтных ситуаций и их предотвращения, чувствует и учитывает настроение, точку зрения других. Умеет ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, определять коммуникативные намерения свои и партнера , оценивать реакцию другого в общении, правильно строить высказывания, контролировать его понимание другим участником, в случае необходимости уточнять и корректировать высказывание. Умеет занимать различные позиции в работе группы организатор, исполнитель, критик, выступающий от группы, контролер и т.

Умеет формулировать вопросы на уточнение и понимание, внимательно слушать и понимать собеседника, проверять свое понимание. Осваивает умение критически относиться к авторскому тексту: выделить главное, идею, соотнести ее с другими, развить мысль, выявить противоречия, пробелы, несоответствия с имеющимися знаниями, опытом, текстом и т. Совместно с одноклассниками умеет проанализировать и оценить работу в малой группе.

То есть, они с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений , что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Функциональная грамотность — умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные математические знания для решения задач в разнообразных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из составляющей функциональной грамотности — это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Современный цифровой мир с одной стороны облегчил жизнь человека, а с другой стороны, наоборот, усложнил. Перед человеком открывается многообразие цифрового мира.

Теперь большая свобода выбора, и сделать правильный выбор часто означает сэкономить деньги или их не потерять, для этого надо иметь как минимум читательскую грамотность. Функциональная грамотность — это модное новое слово. Но на самом деле — это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы , чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Следует обратить серьезное внимание на повышение мотивации школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях. К сожалению, в учебниках математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Конечно, легче предложить ученику примеры по подстановке данных в формулу, но гораздо важнее научить ученика решать практические задачи. Задания экзаменационного материала подразделялись на алгебру и геометрию. Спустя некоторое время их начали делить на три группы- алгебра, геометрия, реальная математика. И на данный момент, перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.

Все задачи по развитию функциональной грамотности я разбиваю на разделы: читательская грамотность, логическая грамотность, прикидки и оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и финансы, геометрия.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

Он понимал, что - самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; - «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод; - умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей. Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников» Формирование функциональной грамотности в начальной школе: Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века? Человек должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий