Федеральный закон об электроэнергетике от 26 марта 2003 года n 35 фз

Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ. отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя. План деятельности Минэнерго России на период 2019-2024 годов. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации. Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация". Об электроэнергетике (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года) Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ.

Вступили в силу поправки к закону об электроэнергетике

В случае установления регулируемых цен тарифов на мощность должны выполняться требования, указанные в статье 23 настоящего Федерального закона. Сетевая организация обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима потребления:"; дополнить новыми абзацами пятым и шестым следующего содержания: "в отношении потребителей электрической энергии, обслуживаемых по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии этой сетевой организацией; в отношении потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены в установленном законодательством Российской Федерации порядке к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим этой сетевой организации на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании, и в интересах которых отношения по передаче электрической энергии урегулированы с этой сетевой организацией гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией или иной сетевой организацией, обслуживающей указанных потребителей. При возникновении дефицита электрической энергии и мощности для предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой энергетической системы России и выхода параметров электроэнергетического режима за допустимые пределы полное и или частичное ограничение режима потребления электрической энергии, включая ограничение, обусловленное использованием средств противоаварийной автоматики, применяется субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с порядком полного и или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии мощности и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статья 3 В пункте 19 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. Статья 4 Пункт 35 статьи 1 Федерального закона от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 45, ст. Статья 5 1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Абзац второй подпункта "г" пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Абзац третий подпункта "б", абзацы третий и четвертый подпункта "е" пункта 1, абзацы четвертый - седьмой, одиннадцатый - тридцать четвертый пункта 3, пункт 6, подпункт "а" пункта 7, абзацы первый и второй подпункта "а" пункта 9, абзацы седьмой - девятый, девятнадцатый и двадцатый подпункта "б" пункта 10, абзац пятый подпункта "а" пункта 12, абзацы второй, третий и одиннадцатый подпункта "а", абзацы второй, третий, десятый и одиннадцатый подпункта "б" и подпункт "в" пункта 17, подпункт "а" пункта 18, пункт 19, подпункт "а" пункта 20, абзац третий подпункта "б" пункта 23, абзац четвертый пункта 29 статьи 1, статьи 2 и 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года. Подпункт "в" пункта 8, абзац третий подпункта "а" пункта 9, подпункт "а", абзацы третий, десятый, тринадцатый и четырнадцатый подпункта "б", подпункты "в" и "г" пункта 10, абзацы второй, третий, седьмой и восьмой подпункта "а", абзац третий подпункта "б" пункта 12, пункты 13, 14, абзацы седьмой и девятый подпункта "а" пункта 17, пункт 22, абзац третий пункта 29, абзац второй подпункта "б" пункта 31 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2024 года. Положения пунктов 2, 5 - 9 статьи 61 и абзацев четвертого и пятого пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с разработкой документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемых на период начиная с 2023 года.

В период до 31 декабря 2023 года наряду с документами перспективного развития электроэнергетики, указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 2 статьи 61 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и утверждение схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации в отношении технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Разработка и утверждение схем и программ перспективного развития электроэнергетики, указанных в части 6 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации в отношении технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем до их утверждения подлежат согласованию с системным оператором в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов. Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав определяемых как доход, который эти собственники или иные законные владельцы получили бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии и уменьшенных на сумму текущих расходов на эксплуатацию указанных объектов в случае, если их эксплуатация осуществляется организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью. Указанные доходы должны предусматривать: возмещение экономически обоснованных расходов на оказание соответствующих услуг; прибыль, обеспечивающую доходность используемого капитала исходя из нормы доходности, определяемой в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом норма доходности капитала, устанавливаемая для организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и других собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, должна быть равной. При расчете уровня доходности капитала учитывается вся прибыль организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью независимо от источников ее формирования и целевого назначения.

Представители субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную общероссийскую электрическую сеть и не принадлежащие на праве собственности организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, принимают участие в процедуре утверждения инвестиционной программы указанной организации в федеральных органах исполнительной власти. Собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства при наличии намерения продать данный объект, входящий в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, обязан известить в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении организацию по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью о намерении продать данный объект с указанием цены и других условий продажи. Если организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью откажется от покупки или не сообщит о готовности приобрести данный объект в течение шести месяцев с даты поступления в ее адрес указанного извещения, собственник или иной законный владелец данного объекта вправе продать его по истечении этого срока любому лицу по цене не ниже цены, указанной в извещении. При этом в течение месяца с даты государственной регистрации прав на данный объект новый собственник или иной законный владелец данного объекта обязан заключить с организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью договор о порядке использования данного объекта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При продаже объекта электросетевого хозяйства, входящего в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, с нарушением преимущественного права покупки организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью имеет право требовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей покупателя данного объекта в течение шести месяцев с момента получения информации организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью о продаже данного объекта с нарушением преимущественного права покупки. Организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и ее аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности за исключением покупки электрической энергии мощности , осуществляемой для собственных хозяйственных нужд; покупки электрической энергии мощности , осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика. Договоры купли-продажи электрической энергии для целей технологического обеспечения совместной работы заключаются в соответствии с правилами оптового рынка и соглашениями о совместной работе с электроэнергетическими системами иностранных государств. С 1 января 2014 года не допускается передача в аренду организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и или их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи. Передача в аренду организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и или их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, может осуществляться при условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями.

Данные соглашения должны предусматривать согласие потребителей электрической энергии на заключение в последующем договоров оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями с использованием объектов электросетевого хозяйства и или их частей, принадлежащих организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и переданных в аренду. Без заключения соглашений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и или их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. При этом передаются в аренду только объекты электросетевого хозяйства и или их части, в отношении которых по состоянию на 1 сентября 2013 года действовали договоры аренды, заключенные между организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и территориальными сетевыми организациями. Без заключения соглашений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и или их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением объектов электросетевого хозяйства и или их частей, к которым энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии технологически присоединены после 1 января 2007 года. Передача в аренду объектов электросетевого хозяйства и или их частей в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи осуществляется: до 1 июля 2029 года на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области; до 1 июля 2017 года на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. Заключение в соответствии с требованиями пунктов 7 и 8 настоящей статьи с территориальными сетевыми организациями, которым объекты электросетевого хозяйства и или их части были переданы в аренду ранее, договоров аренды таких объектов и или их частей является обязательным для организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью. Сроки действия данных договоров не должны превышать сроки, указанные в пункте 9 настоящей статьи. Переданные в аренду в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи объекты электросетевого хозяйства и или их части используются территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к таким объектам и или их частям. Исполнение обязательств территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к переданным в аренду в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи объектам электросетевого хозяйства и или их частям, может обеспечиваться организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью посредством исполнения обязательств по эксплуатации соответствующего объекта электросетевого хозяйства в целом в соответствии с договором его аренды.

Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети 1. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной общероссийской электрической сети, услуги по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, оказания услуг по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территории Российской Федерации и или на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств, в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, осуществляет урегулирование отношений по использованию электрических сетей электроэнергетических систем иностранных государств и передаче электрической энергии по указанным сетям, а также оказывает связанные с этими отношениями услуги. Заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети является обязательным для организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью отказывает в заключении такого договора обратившемуся лицу, если объект электросетевого хозяйства и или его часть, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства обратившегося лица, переданы в аренду территориальной сетевой организации в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 статьи 8 настоящего Федерального закона. Утратил силу. Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной общероссийской электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Статья 10.

Развитие единой национальной общероссийской электрической сети 1. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Указанная деятельность включает в себя меры, направленные на устранение технологических ограничений перетока электрической энергии между регионами Российской Федерации и развитие пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощности электростанциями. Финансирование таких мер осуществляется за счет собственных и привлеченных средств организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, а также иных не запрещенных законом источников. Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. Регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, в том числе в форме согласования схем и программ развития единой национальной общероссийской электрической сети на долгосрочный период, планов капитальных вложений и контроля за их исполнением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью любые лица вправе осуществлять строительство линий электропередачи в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Лица, осуществляющие такое строительство, имеют право на технологическое присоединение построенных линий электропередачи к действующим электрическим сетям в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Глава 4.

Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике 1.

Федеральный закон "Об электроэнергетике" с изменениями, вступившими в силу 01. В пояснительной записке "К проектам Федеральных законов "Об электроэнергетике" и "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике" указано было на то, что "принятие проекта Федерального закона "Об электроэнергетике" необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики.

Установленные настоящим Федеральным законом ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, не могут применяться в целях изъятия у этих лиц доходов, получаемых в результате осуществления их прав.

Введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, не допускается. В случае нарушения организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью определяемых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 21 настоящего Федерального закона существенных условий договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, ограничения прав собственников или иных законных владельцев, предусмотренные настоящей статьей, в части ограничения права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, не применяются. При этом право заключения таких договоров предоставляется собственнику или иному законному владельцу указанных объектов. Разрешение разногласий о праве заключения таких договоров осуществляется во внесудебном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью обязана заключить с иными собственниками объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, договоры, предусматривающие право собственников указанных объектов самостоятельно заключать договоры оказания услуг по передаче электрической энергии. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, обеспечивают выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России. Статья 8. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью 1.

Ограниченные в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью является открытым акционерным обществом. Доля участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не может составлять менее 52 процентов. По завершении реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 75 процентов плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью.

Увеличение доли государства должно быть проведено всеми способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Особенности создания организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью определяются Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов. Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав определяемых как доход, который эти собственники или иные законные владельцы получили бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии и уменьшенных на сумму текущих расходов на эксплуатацию указанных объектов в случае, если их эксплуатация осуществляется организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью.

Указанные доходы должны предусматривать: возмещение экономически обоснованных расходов на оказание соответствующих услуг; прибыль, обеспечивающую доходность используемого капитала исходя из нормы доходности, определяемой в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом норма доходности капитала, устанавливаемая для организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и других собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, должна быть равной. При расчете уровня доходности капитала учитывается вся прибыль организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью независимо от источников ее формирования и целевого назначения. Представители субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную общероссийскую электрическую сеть и не принадлежащие на праве собственности организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, принимают участие в процедуре утверждения инвестиционной программы указанной организации в федеральных органах исполнительной власти.

Организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и ее аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии за исключением покупки электрической энергии, осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях в соответствии с нормативами таких потерь, определяемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении размера платы за соответствующие услуги по передаче электрической энергии, и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Договоры купли-продажи электрической энергии для целей технологического обеспечения совместной работы заключаются в соответствии с правилами оптового рынка и соглашениями о совместной работе с электроэнергетическими системами иностранных государств. Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети 1.

Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной общероссийской электрической сети. Заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети является обязательным для организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью. Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью вправе отказать в заключении такого договора при отсутствии у соответствующего лица заключенного с системным оператором договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. В состав платы за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети включаются: средства, компенсирующие собственные расходы организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью на оказание таких услуг экономически обоснованные затраты на их оказание, а также прибыль, обеспечивающая экономически обоснованную доходность капитала, используемого при оказании таких услуг ; сумма, которая обеспечивает возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав, и которая уменьшена на сумму текущих расходов организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью на эксплуатацию указанных объектов.

В состав платы за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской электрической сети в соответствии с договором между системным оператором и организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью могут включаться также средства на оплату услуг системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в том числе средства на уплату страховой премии в связи с осуществлением страхования риска ответственности системного оператора за причинение ущерба субъектам электроэнергетики. Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной общероссийской электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Статья 10. Развитие единой национальной общероссийской электрической сети 1.

Организация по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную общероссийскую электрическую сеть, в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Указанная деятельность включает в себя меры, направленные на устранение технологических ограничений перетока электрической энергии между регионами Российской Федерации и развитие пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощности электростанциями. Финансирование таких мер осуществляется за счет собственных и привлеченных средств организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, а также иных не запрещенных законом источников. Регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью, в том числе в форме согласования планов капитальных вложений и контроля за их исполнением, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Кроме организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью любые лица вправе осуществлять строительство линий электропередачи в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный)

На протяжении всей истории нашей страны энергетические рынки постоянно растут и совершенствуются, усложняются и развиваются договорные отношения их участников, изменяются форматы самих рынков, корректируются их функции. В то же время отчетливо прослеживается тенденция к интеграции таких рынков, как рынок электрической и рынок тепловой энергии, которые вследствие своей общей технологической направленности нуждаются в специфическом регулировании. Отношения, складывающиеся на рынках электрической и тепловой энергии, обладают рядом экономических особенностей, обусловленных технологической спецификой функционирования производственных объектов электро— и теплоэнергетики, что предопределяет общую правовую модель регулирования этих отношений. Существенной особенностью российского рынка электрической энергии является его тесная связь с рынком тепловой энергии. Анализируя ситуацию на этих рынках, можно констатировать, что общие особенности проистекают из технологической специфики функционирования производственных объектов энергетического хозяйства. На российском рынке определенная доля электрической и тепловой энергии вырабатывается в теплофикационном комбинированном цикле, и, как следствие, одни и те же объекты энергетики обеспечивают функционирование как рынка электрической, так и рынка тепловой энергии.

Кроме того, в целях снижения вредного воздействия на окружающую среду в 2007 г. Россия присоединилась к декларации лидеров стран G8 по расширению использования технологий по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии когенерации в национальных энергетических системах. В нашей стране рынок когенерации находится на этапе становления, но необходимо учитывать, что он является составной частью рынков электрической и тепловой энергии.

В нашей стране рынок когенерации находится на этапе становления, но необходимо учитывать, что он является составной частью рынков электрической и тепловой энергии. Одной из главных целей правового регулирования в сфере электроэнергетики является содействие в обеспечении беспрепятственного и бесперебойного энергоснабжения отечественных потребителей. Успех в достижении этих целей во многом зависит от решения ряда проблем, в том числе и правового характера. В последние годы принят целый блок нормативных правовых актов, которые упорядочивают отношения, складывающиеся на рынках электрической и тепловой энергии. Однако стройной системы в этой сфере еще не сложилось. Более того, многие из принятых нормативных правовых актов не лишены недостатков как юридико-технического, так и концептуального характера. Очевидным препятствием развития когенерации в России являются различия в подходе законодателей к регулированию отношений по электро— и теплоснабжению: в сфере электроэнергетики создана новая система организации торговли электроэнергией на конкурентной основе, а деятельность в сфере теплоснабжения является естественно-монопольной.

Комментарий носит научно-практический характер. Его основная цель — разъяснение норм Федерального закона «Об электроэнергетике» для их правильного толкования и применения на практике.

Для защиты своих имущественных интересов от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий бездействия субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии вправе осуществлять дополнительное добровольное страхование своих предпринимательских рисков. Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, перечень которых утверждается в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется функционирующими в пределах этих систем субъектами оперативно-диспетчерского управления без участия системного оператора. Перечень таких субъектов и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в указанных системах определяются Правительством Российской Федерации.

Глава 5. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике 1. Государственное регулирование цен тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение переходного периода реформирования электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, настоящим Федеральным законом, законодательством о естественных монополиях, иными федеральными законами. В переходный период реформирования электроэнергетики в целях государственного регулирования уровня цен тарифов на электрическую энергию Правительство Российской Федерации одновременно с разработкой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает на год предельные уровни цен тарифов на электрическую энергию для потребителей с выделением цен тарифов для населения. Указанные предельные уровни цен тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. В течение переходного периода реформирования электроэнергетики нормы настоящего Федерального закона применяются к отношениям по государственному регулированию цен тарифов на электрическую и тепловую энергию в той части, в которой они не урегулированы законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике 1. Правительство Российской Федерации распределяет между федеральными органами исполнительной власти полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике только в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных основами ценообразования в сфере регулируемых цен тарифов в электроэнергетике и правилами государственного регулирования пересмотра, применения цен тарифов в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование в электроэнергетике, осуществляется по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления вправе передавать органам местного самоуправления полномочия на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию за исключением производимой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии , отпускаемую от источника тепловой энергии, обеспечивающего снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования. Решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий, противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике или принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 22. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий в электроэнергетике 1. Осуществляемая в условиях естественной монополии деятельность по передаче электрической и тепловой энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике подлежит государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством о естественных монополиях и настоящим Федеральным законом.

Субъекты естественных монополий в электроэнергетике обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Статья 23. Государственное регулирование цен тарифов в электроэнергетике 1. При государственном регулировании цен тарифов в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен тарифов. Уровень доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен тарифов , должен быть сопоставим с уровнем доходности капитала, используемого в других отраслях промышленности со сравнимыми показателями предпринимательских рисков. Методика расчета и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен тарифов , определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При установлении для отдельных потребителей льготных цен тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей. Регулирование указанных цен тарифов , предельных минимального и или максимального уровней цен тарифов осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен тарифов и правилами государственного регулирования пересмотра, применения цен тарифов , утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Вносимые в указанные правила изменения и дополнения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев с даты их принятия. Срок действия утвержденных цен тарифов не может составлять менее чем двенадцать месяцев, за исключением цен тарифов на услуги по обеспечению системной надежности. Вопрос об изменении пересмотре регулируемых цен тарифов должен рассматриваться не чаще чем два раза в год с принятием соответствующего решения в случае отсутствия основания для пересмотра цен тарифов принимается решение о продлении их действия. Указанный в пункте 2 настоящей статьи перечень регулируемых цен тарифов является исчерпывающим.

Цены тарифы на иные виды продукции услуг в электроэнергетике определяются по соглашению сторон и государственному регулированию не подлежат. Проведение органами государственного регулирования цен тарифов проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляемой с применением регулируемых цен тарифов , в части обоснованности размера и правильности применения указанных цен тарифов может осуществляться не чаще чем один раз в два года. В случае нарушения установленного порядка применения государственных регулируемых цен тарифов субъекты электроэнергетики и иные допустившие такое нарушение лица возмещают в соответствии с гражданским законодательством убытки, причиненные таким нарушением другим лицам, и несут иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Решения органов государственного регулирования цен тарифов могут быть оспорены в судебном порядке. Статья 24. Органы государственного регулирования цен тарифов Государственное регулирование цен тарифов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках 1. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оптового рынка. Объектами указанного контроля являются: цены; уровень экономической концентрации на оптовом рынке доля товара, поставляемого соответствующим лицом или группой лиц на оптовый рынок или в границах ценовой зоны оптового рынка , в том числе приводящий к обусловленному технологическими причинами временному отсутствию конкуренции в отдельных ценовых зонах оптового рынка; перераспределение долей акций в уставных капиталах субъектов оптового рынка в том числе путем создания, реорганизации и ликвидации организаций - субъектов оптового рынка и имущества субъектов оптового рынка; согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков; суммарная величина установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний, исходя из требований ограничения рыночной концентрации; действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих исключительное положение на указанных рынках. Порядок контроля за указанными показателями и критерии оценки возникновения доминирующего и исключительного положения, в том числе временного, отдельных организаций или групп лиц и ограничения конкуренции на оптовом и розничных рынках устанавливаются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оптового рынка. Субъекты оптового и розничных рынков за исключением потребителей - физических лиц обязаны: обеспечивать регулярное представление в федеральный антимонопольный орган его территориальные управления информации о своей деятельности в соответствии со стандартами, устанавливаемыми указанным органом; предоставлять должностным лицам федерального антимонопольного органа его территориальных управлений беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.

Федеральный антимонопольный орган обеспечивает контроль за соблюдением администратором торговой системы оптового рынка порядка недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации, основными положениями функционирования оптового рынка и правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В отношении юридического лица - поставщика электрической энергии, одновременно владеющего генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка, или в отношении юридических лиц - поставщиков электрической энергии, которые одновременно владеют генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности такую же долю установленной электрической мощности в границах ценовой зоны оптового рынка, и осуществляют согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции, Правительством Российской Федерации могут быть применены следующие меры: введение государственного регулирования цен тарифов на срок до шести месяцев; принудительное разделение в случае, если одно лицо одновременно владеет генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка. Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии 1. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств энергетических установок юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств энергетических установок к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Критерии наличия отсутствия технической возможности и правила технологического присоединения к электрическим сетям определяются Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств энергетических установок юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется на основе договора. Договором об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств энергетических установок юридических и физических лиц к электрическим сетям не предусматривается оказание услуг по передаче электрической энергии.

За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно. Размер указанной платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Включение указанных затрат в состав платы за услуги по передаче электрической энергии не допускается. Условия договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, за исключением индивидуальных технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям, являются одинаковыми для всех юридических и физических лиц. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом. При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством. Сетевая организация в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в случае, если такой организации стало известно о неисполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии. Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии исключается в условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей возможность взимания дополнительной платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом. Статья 27. Государственное регулирование в условиях ограничения или отсутствия конкуренции 1.

К сферам купли-продажи электрической энергии, в которых ограничена или отсутствует конкуренция и может применяться государственное регулирование, помимо сфер деятельности субъектов естественных монополий относятся: сферы временного совокупного дефицита электрической энергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка и или на оптовом рынке в целом; сферы, функционирование которых происходит в постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу технологических причин. Государственное регулирование вводится также в случаях выявления злоупотреблений производителями и поставщиками электрической энергии своим монопольным положением и в чрезвычайных случаях, критерии и порядок установления которых определяются Правительством Российской Федерации. Наличие временного совокупного дефицита электрической энергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка и или на оптовом рынке в целом характеризуется превышением уровня потребления электрической энергии с учетом нормативной потребности в резерве энергетических мощностей над уровнем установленной мощности в течение определенного периода или в отдельных зонах суточного графика нагрузки. В этих условиях федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом может вводить предельные минимальный и или максимальный уровни цен тарифов на электрическую энергию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При прекращении временного совокупного дефицита электрической энергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка и или на оптовом рынке в целом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, обязан принять решение о прекращении действия ранее введенных предельных цен тарифов. В отношении отдельных сфер электроэнергетики, функционирование которых происходит в постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу технологических причин территориальной замкнутости, наличия одного или нескольких неконкурирующих источников энергии , в соответствии с законодательством о естественных монополиях применяется государственное регулирование.

К таким сферам относятся технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Регулирование сфер деятельности технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которые определяются Правительством Российской Федерации и которые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе передавать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы. В случае выхода территориальных энергетических систем из технологически изолированного состояния либо строительства объектов по производству или передаче электрической энергии, создающих условия для возникновения конкуренции, федеральные органы исполнительной власти обязаны принять решение о прекращении государственного регулирования соответствующих сфер деятельности, осуществляемого в соответствии с настоящей статьей. В технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в которых невозможно развитие конкуренции по технологическим причинам, допускается осуществление одним юридическим лицом всех видов деятельности в электроэнергетике. Статья 28.

В пределах указанных зон они вправе принимать решения в форме оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и обязательных для исполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой. Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения, если их исполнение создает угрозу жизни людей, сохранности оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций. Статья 15. Аварийные электроэнергетические режимы При возникновении аварийных электроэнергетических режимов режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за пределы требований технических регламентов, и ведут к угрозе повреждения оборудования и ограничению подачи электрической и тепловой энергии в значительном объеме действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Особенности оперативно-диспетчерского управления в аварийных электроэнергетических режимах и соответствующие обязанности субъектов электроэнергетики устанавливаются правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике 1. Системный оператор в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяемый Правительством Российской Федерации оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии. Правительство Российской Федерации устанавливает критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих такому обязательному обслуживанию, а также основы ценообразования и порядок оплаты указанных услуг, в число которых наряду с другими услугами входят следующие услуги: управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков; обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы, заключают с системным оператором в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - с иным субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия системного оператора или иного субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с указанными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора. Договор оказания данных услуг заключается субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии до заключения ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью. Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии несут ответственность за нарушение установленного порядка исполнения оперативно-диспетчерских команд и распоряжений субъектов оперативно-диспетчерского управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт утратил силу согласно Федеральному закону от 4 ноября 2007 г. Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях и со статьями 20 и 25 настоящего Федерального закона.

Статья 17. Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления 1. Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления, в том числе контроль за соблюдением субъектами оперативно-диспетчерского управления правил оптового рынка, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, который вправе обращаться в суд с требованием о лишении физических лиц - диспетчеров, нарушивших порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, права осуществлять профессиональную деятельность в сфере оперативно-диспетчерского управления. Пункт 2 утратил согласно Федеральному закону от 26 июля 2010 г. Должностные лица субъектов оперативно-диспетчерского управления несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность в случае нарушения порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Статья 18. Гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления 1. За убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления, действовавшие в пределах своих полномочий, не несут ответственность. Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями бездействием субъектов оперативно-диспетчерского управления, действовавших в пределах своих полномочий, возмещаются согласно договорам, заключаемым в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков. Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями бездействием субъектов оперативно-диспетчерского управления, действовавших с превышением своих полномочий, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусматривающем возмещение реального ущерба в полном объеме и упущенной выгоды в случае, если в судебном порядке будет доказано, что указанные действия бездействие совершены умышленно или по грубой неосторожности.

Предельный объем средств, предназначенных для указанного страхования, определяется в соответствии с федеральными законами и включается в состав платы за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Данные средства имеют строго целевое назначение и могут расходоваться только на уплату страховой премии в связи с осуществлением страхования риска ответственности за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии и риска ответственности за нарушение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России. Организация, осуществляющая страхование, определяется на основе открытого конкурса. Для защиты своих имущественных интересов от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий бездействия субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии вправе осуществлять дополнительное добровольное страхование своих предпринимательских рисков. Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, перечень которых утверждается в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется функционирующими в пределах этих систем субъектами оперативно-диспетчерского управления без участия системного оператора. Перечень таких субъектов и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в указанных системах определяются Правительством Российской Федерации. Глава 5. Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике 1.

Пункт 3 утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2010 г. Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике 1. Правительство Российской Федерации распределяет между федеральными органами исполнительной власти полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования и государственного контроля надзора в электроэнергетике только в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия: региональный государственный контроль надзор за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен тарифов на электрическую энергию и за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения; абзац 4 утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2010 г. Абзац 18 по нумерации согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. Абзац 19 по нумерации согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. Абзац 20 по нумерации согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 г.

Абзац 21 по нумерации согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. Абзац 22 по нумерации согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. Статья 22. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий в электроэнергетике Статья 22 утратила силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2010 г. Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен тарифов в электроэнергетике 1. Государственное регулирование цен тарифов осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике и правилами государственного регулирования пересмотра, применения цен тарифов в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены тарифы могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. При государственном регулировании цен тарифов в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен тарифов , в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и территориальных сетевых организаций, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики.

Государственное регулирование цен тарифов в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен тарифов , их предельных уровней в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен тарифов в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров услуг , соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров услуг , размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов. Цены тарифы на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью с 1 января 2010 года, на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми компаниями, созданными в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, с 1 января 2011 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала далее - метод доходности инвестированного капитала. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переход к регулированию цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2010 года. Сроки указанного перехода в течение 2010 года определяются Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.

Переход к регулированию цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2011 года. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень организаций, субъектов Российской Федерации, в которых применяются иные методы регулирования. Методика расчета и определения уровня доходности капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен тарифов , определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Выбор и применение методов государственного регулирования цен тарифов в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике и правилами государственного регулирования пересмотра, применения цен тарифов в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

ФЗ № 35 "Об электроэнергетике"

ФЗ Об электроэнергетике. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике. 26 марта 2003 года N 35-ФЗ. Российская федерация федеральный закон. Об электроэнергетике. Принят Государственной Думой. 21 февраля 2003 года Одобрен. Советом Федерации 12 марта 2003 года. Комментируемая статья включает в себя положения о предмете регулирования Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике, Закон). Федеральный закон "Об электроэнергетике" №35-ФЗ, принят 26.03.2003. Скачать текст закона бесплатно, без регистрации.

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об электроэнергетике"

В пояснительной записке "К проектам Федеральных законов "Об электроэнергетике" и "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике" указано было на то, что "принятие проекта Федерального закона "Об электроэнергетике" необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики. Предлагаемая в рамках законопроекта модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в отношении всех сфер хозяйственной деятельности: соблюдения гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования".

В пояснительной записке "К проектам Федеральных законов "Об электроэнергетике" и "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике" указано было на то, что "принятие проекта Федерального закона "Об электроэнергетике" необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики. Предлагаемая в рамках законопроекта модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в отношении всех сфер хозяйственной деятельности: соблюдения гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования".

Наверх Это произведение не охраняется авторским правом. В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное , а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества фольклор , не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное.

Правовые основы функционирования оптового рынка Статья 31.

Субъекты оптового рынка и его организация Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры Статья 34. Порядок использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка Статья 35. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке Статья 36.

Особенности функционирования отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии Глава 7. Основы организации розничных рынков Статья 38. Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией Статья 39. Регулирование деятельности по снабжению электрической энергией граждан Статья 40. Ценообразование на розничных рынках Статья 41. Функционирование технологической инфраструктуры розничных рынков Глава 8.

Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов Статья 43. Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации Статья 45.

ФЗ Об электроэнергетике

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ 2023 год. Последняя редакция #1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики. Российской Федерации и в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам); (абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ). Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ 2023 год. Последняя редакция #1. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об электроэнергетике". Скачать документ. Поделиться в соцсетях. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике.

ФЗ от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями). Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике. Статья 3. Определение основных понятий. Глава 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. 26 марта 2003 года. N 35-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. Об электроэнергетике. Принят Государственной Думой. 21 февраля 2003 года. Одобрен Советом Федерации. Согласно пункту 1 статьи 38 названного Федерального закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые. 26 марта 2003 года. N 35-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. Об электроэнергетике. Принят Государственной Думой. 21 февраля 2003 года. Одобрен Советом Федерации. Согласно пункту 1 статьи 38 названного Федерального закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий