Закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления это

В этом плане максимально важнакомпозиция текста– закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Домашний очаг

  • Сдаем тесты, экзамены. Примеры
  • Общее понятие о композиции
  • Вопрос № 85427 - Русский язык и культура речи
  • Общие места (топосы, источники изобретения)
  • Реферат Культура Ораторской Речи.doc

Композиция речи и её составляющие

В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расшйряется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характериой особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Изучение и анализ отобранного материала Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то, или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.

План - взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены.

Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными.

Слайд 9 3. Работа над планом публичного выступления Слайд 10 Слайд 12 Виды планов Простой 1.

Основная часть. Слайд 13 Правило 1. Пользуйтесь полным предложением для формулирования пунктов плана.

Правило 2. Разделите план на три части вступление, основную часть и заключение. Слайд 14 Правило 3.

Применяйте общепринятый способ обозначений. Пример: Слайд 15 Правило 4. Размещайте пункты плана в соответствии с их подлинным взаимоотношением.

Исправить неправильное размещение пунктов можно двумя способами: а простым изменением их роли и последовательности, б новой формулировкой одного или более пунктов, чтобы их соотношение стало правильным. Слайд 16 Правило 5. Пользуйтесь только одним обозначением перед каждым суждением и только одним суждением после каждого обозначения.

Неправильно: А. Рак кожи — наиболее легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предосторожности. Нужно относиться с осторожностью к родинкам и бородавкам.

Они могут перейти в рак. Большинство из них не опасно, но если они разрастаются или значительно видоизменяются, необходимо обратиться к врачу, который сможет успешно их удалить. Слайд 17 Правильно: А.

Родинки и бородавки не представляют угрозы, если проявить осторожность. Слайд 18 Правило 6. Следите за тем, чтобы тезис плана был бы достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним.

Пример: III. На Аляске много хороших земель, которые нетрудно получить. Для сельского хозяйства еще имеется пространство, равное территории Южной Каролины.

В процессе речи она обосновывается, обогащается, конкретизируется. Обрастает всё новыми и новыми фактами, идеями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. При параллельной композиции темы разграничены, каждой из них отводится своя область речи, своё пространство высказываний. Наблюдается редкое их размежевание, дифференциация, неожиданный переход от одной темы к другой. Возможно наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов.

Тем не менее все они объединены одной отчётливо просматривающейся идеей. В смешанной композиции построения речи наблюдаются все вышеупомянутые типы композиционного приёма. От их удачного сочетания зависит успешность выступления. В смешанном варианте несколько тем могут быть связаны последовательно, другие — параллельно и, переливаясь, они могут придать весьма контрастный вид речи, что конечно всегда возбуждало внимание слушателя. Приёмы привлечения внимания аудитории Публичное выступление имеет некоторые специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Как бы не интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестаёт слушать.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость говорит: "Конец венчает дело". Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Заключение Такова чудодейственная сила слова. Она особенно важна и действительна в сложных коммуникативных ситуациях.

Слово может быть сильнейшим оружием не только в руках бессовестных, своекорыстных демагогов. Оно может быть ещё более сильным оружием в руках борцов. И хотя они и используют его, но они далеко не всегда сознают силу слова как разрушительную, так и созидательную. Далеко не всегда они, особенно в сложных коммуникативных условиях, как можно нейтрализовать, разоблачить лживое и злобное "антислово" и как дать подлинную силу слову. И даже зная, не всегда они находят в себе смелость, ответственность и упорство, необходимые для решения такого рода задач. И даже находя, далеко не всегда владеют искусством такого тонкого и действенного слова.

Одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры речи является овладение умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения, прежде всего применительно к практически непосредственно актуальным сферам и ситуациям.

Выдвижение создает единство и упорядоченность структуры текста. Типы выдвижения «выносят» на первый план особенно важные сообщения. Основные типы выдвижения: 1 конвергенция , 2 сцепление, 3 «обманутое ожидание». Сцеплением называют появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающее целостность тексту. Сцепление помогает раскрытию структуры и смысла целого, направлено на удержание внимания.

При сцеплении образуются цепочки ключевых слов или ключевых высказываний. Предположим, что каждую часть своей речи вы заканчиваете анекдотом , тогда эти анекдоты образуют цепочку внутри вашей цепи. Если их содержание удачно интерпретирует каждый фрагмент вашего выступления, значит, вы правильно построили схему сцепления. Под «обманутым ожиданием» термин понимается предсказуемость и нарушение этой предсказуемости. Эффект «обманутого ожидания» возникает тогда, когда обязательное состояние адресата, воспринимающего текст, разрешается не так, как он прогнозировал. Стилистические фигуры являются средствами изобразительности, их совместное употребление делает речь выразительной.

Конвергенция — последовательное соединение сцепление экспрессивных средств с целью усиления выразительности речи, т. Дело Люторических крестьян. Сами типы выдвижения могут конвергировать друг с другом на протяжении текста, т. Текстовые фигуры и контаминация текстовых фигур — особенности композиционного устройства речи текстовая антитеза, градация, цепочка номинативов, антиципация , кольцо, анадиплозис и др. Текстовая фигура — это фигура, которая реализует свой прагматический заряд на уровне текста, она усиливает выразительность речи. Усилители изобразительности речи: тропы В рамках элокутивного раздела древними ораторами выделялся подраздел ornamenta украшение мыслей — «словесные цветы».

На уровне орнаментальных средств и рассматривались тропы и фигуры, которые являлись не только украшением, но и средством усиления подчеркивания значимой информации высказывания — элокутивные орнаментальные средства [Пекарская 2000,Ч. Риторическая фигура — способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста. Фигура — это форма речи, а не поэтического мышления. Если троп — это способность обогатить восприятие мира, показать предметы и явления с новой, неожиданной стороны, то фигура ничего нового в содержание не вносит, её назначение — усиливать впечатление чего-либо, сделать наглядным, выделить. Широкое понимание фигуры включает тропеические фигуры высказывание, в основе которого лежит преносное значение , а также нетропеические фигуры: семантические фигуры мысли и несемантическме фигуры слова : фонетические , лексические, грамматические морфологические и синтаксические , текстовые. Характерной чертой убеждающей речи является использование общих и специальных средств усиления изобразительности.

Изобразительная речь способна вызывать представление, а также обозначать единичный предмет. Риторика изучает необычную, максимально конкретную речь, т. Изобразительная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик. Усиление изобразительности начинается с осознанного или интуитивного отбора языковых средств. Общий способ отбора состоит в использовании языковых единиц, взятых в их основной функции. Специальный — в том, что отобранная единица получает добавочную функциональную нагрузку.

Общие средства усиления изобразительности речи могут быть сведены к трем основным схемам: 1 атрибутизации; 2 гипонимизация замена названия родового понятия видовым ; 3 синонимизация замена нейтрального слова его эмоционально или экспрессивно окрашенным синонимом. Специальными средствами усиления изобразительности речи являются тропы, фигуры, их контаминация. Они создают яркие, рельефные образы, задерживающие на себе внимание адресата речи. Тропы тропеические фигуры, тропеические средства определяются традиционно, как обороты речи, в основе которых лежат переносные значения. Неизменяющейся стилистической функцией любой тропеической фигуры является экспрессивная. Основные функции: образная, эмоциональная, стимулирующая.

В публичной речи широко используются такие тропы как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет, сравнение, перифраза, антономасия, аллегория и др. Например, метафора — одно из самых мощных, действенных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие Метафора — троп, основанный на переносе значений по сходству признаков, явлений, действий. Метафоры хорошо запоминается, откладываются в долгосрочной памяти и становятся теми «кирпичиками», которые используются для украшения: Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны… Академик. Метафоры волны молодежи приходят, ветер гонит…волны создают определенный эмоциональный настрой слушателей, заставляют прочувствовать значимость происходящего. Усилители изобразительности речи: фигуры Фигуры — это синтагматически горизонтально, линейно, на уровне структуры слова, словосочетания, предложения и парадигматически вертикально, столбично, на уровне смысловых преобразований образуемые средства изобразительности, которые возникают вследствие намеренного отклонения от нормы с целью воздействия на собеседника.

Основной функцией фигур является не создание образа, как у тропов, а усиление уже сказанного специфической «останавливающей внимание» формой у фигур слова или необычными смысловыми связями у фигур мысли — семантических О существующих типологиях стилистических фигур см. Семантические фигуры имеют нормативную грамматику и ненормативные смысловые отношения зевгма, оксюморон, градация, сдвиг и др. Семантико-несемантичексие фигуры — фигуры, имеющие отклонение от нормы как на уровне семантики, так и на уровне формы амплификация , антитеза, хиазм и др. Несемантические фигуры грамматические, фигуры слова — имеют нормативный смысл и экспрессивную форму отступление от нормы на уровне грамматики , которая подчеркивает, усиливает данными фигурами информацию, в том числе и экспрессивную эллипсис, парцелляция, цепочка номинативных предложений, фигуры повтора, усеченные высказывания, сегментация, полисиндетон, риторический вопрос и др. Например, хиазм — перекрестное в семантическом и грамматическом отношении построение фразы, передающее некую неизбежность слова переставляются, а смысл остается прежним : Если нельзя разлучить мужа и жену, то еще более не во власти человека разлучить пастыря и паству. Где я, там и вы, а где вы, там и я.

Мы одно тело. А тело от головы, как и голова от тела, не отделяются И. Эллипсис — пропуск необходимого члена предложения чаще всего — сказуемого. Пропущенный компонент восстанавливается из контекста: Проницательный помощник пристава усмотрел в смерти её самоубийство с горя по муже, и тело было предано земле, а дело Божьей воле. Сказуемое «предано» во втором предложении опущено «предано Божьей воле». Контаминация экспрессивных средств тропов и фигур — наложение или вставка одного средства на другое в другое с целью усиления изобразительности речи создания конкретности представления, восприятия его в деталях данной речевой ситуации : Надо было создать духовную, культурную и правовую родину для всего этого… — наложение метонимии на эпитет с целью усиления изобразительности высказывания.

Итак, в публичной речи в подавляющем большинстве случаев обнаруживается одновременное функционирование контаминации и конвергенции стилистических фигур, что объясняется самой спецификой публичной речи академической, судебной, политической, церковной и др. Это то, что привлекает и фиксирует внимание к нужным компонентам содержания речи, воздействует на аудиторию. Лекция 9. Типы и виды профессиональной памяти 9. Способы запоминания Что сказать мне о сокровищнице всех познаний — памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром.

Типы и виды профессиональной памяти Запоминание лат. Память — процесс запоминания, сохранения и воспоминания информации. Типы памяти:1 логическая; 2 эмоциональная; 3 моторная; 4 зрительная; 5 слуховая; 6 осязательная; 7 обонятельная; 8 вкусовая. Виды памяти: 1 по продолжительности сохранения материала: а долговременная, б ; кратковременная, в оперативная; 2 по характеру целей деятельности: а произвольная, б непроизвольная; 3 по способу запоминания: а рациональная, б механическая, в мнемотехническая.

22) Что такое композиция речи? Характеристика ее основных элементов.

Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это. В данном контексте, закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала и его расположение в определенной системе называется композицией речи. Что такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, система организации. Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется ____?

Лекция 9 Навыки оратора Построение речи Навыки

Композиция, или построение, структура– это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления целесообразное их соотношение в определенной системе. В этом плане максимально важнакомпозиция текста– закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

Ответы и объяснения Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется ____?
Анализ речи Композиция речи – это «закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе»[35].

Теория композиции: виды композиции, характер изложения материала

Сцеплением называют появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающее целостность тексту. Сцепление помогает раскрытию структуры и смысла целого, направлено на удержание внимания. При сцеплении образуются цепочки ключевых слов или ключевых высказываний. Предположим, что каждую часть своей речи вы заканчиваете анекдотом , тогда эти анекдоты образуют цепочку внутри вашей цепи. Если их содержание удачно интерпретирует каждый фрагмент вашего выступления, значит, вы правильно построили схему сцепления. Под «обманутым ожиданием» термин понимается предсказуемость и нарушение этой предсказуемости. Эффект «обманутого ожидания» возникает тогда, когда обязательное состояние адресата, воспринимающего текст, разрешается не так, как он прогнозировал. Стилистические фигуры являются средствами изобразительности, их совместное употребление делает речь выразительной.

Конвергенция — последовательное соединение сцепление экспрессивных средств с целью усиления выразительности речи, т. Дело Люторических крестьян. Сами типы выдвижения могут конвергировать друг с другом на протяжении текста, т. Текстовые фигуры и контаминация текстовых фигур — особенности композиционного устройства речи текстовая антитеза, градация, цепочка номинативов, антиципация , кольцо, анадиплозис и др. Текстовая фигура — это фигура, которая реализует свой прагматический заряд на уровне текста, она усиливает выразительность речи. Усилители изобразительности речи: тропы В рамках элокутивного раздела древними ораторами выделялся подраздел ornamenta украшение мыслей — «словесные цветы». На уровне орнаментальных средств и рассматривались тропы и фигуры, которые являлись не только украшением, но и средством усиления подчеркивания значимой информации высказывания — элокутивные орнаментальные средства [Пекарская 2000,Ч.

Риторическая фигура — способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста. Фигура — это форма речи, а не поэтического мышления. Если троп — это способность обогатить восприятие мира, показать предметы и явления с новой, неожиданной стороны, то фигура ничего нового в содержание не вносит, её назначение — усиливать впечатление чего-либо, сделать наглядным, выделить. Широкое понимание фигуры включает тропеические фигуры высказывание, в основе которого лежит преносное значение , а также нетропеические фигуры: семантические фигуры мысли и несемантическме фигуры слова : фонетические , лексические, грамматические морфологические и синтаксические , текстовые. Характерной чертой убеждающей речи является использование общих и специальных средств усиления изобразительности. Изобразительная речь способна вызывать представление, а также обозначать единичный предмет. Риторика изучает необычную, максимально конкретную речь, т.

Изобразительная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик. Усиление изобразительности начинается с осознанного или интуитивного отбора языковых средств. Общий способ отбора состоит в использовании языковых единиц, взятых в их основной функции. Специальный — в том, что отобранная единица получает добавочную функциональную нагрузку. Общие средства усиления изобразительности речи могут быть сведены к трем основным схемам: 1 атрибутизации; 2 гипонимизация замена названия родового понятия видовым ; 3 синонимизация замена нейтрального слова его эмоционально или экспрессивно окрашенным синонимом. Специальными средствами усиления изобразительности речи являются тропы, фигуры, их контаминация. Они создают яркие, рельефные образы, задерживающие на себе внимание адресата речи.

Тропы тропеические фигуры, тропеические средства определяются традиционно, как обороты речи, в основе которых лежат переносные значения. Неизменяющейся стилистической функцией любой тропеической фигуры является экспрессивная. Основные функции: образная, эмоциональная, стимулирующая. В публичной речи широко используются такие тропы как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет, сравнение, перифраза, антономасия, аллегория и др. Например, метафора — одно из самых мощных, действенных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие Метафора — троп, основанный на переносе значений по сходству признаков, явлений, действий. Метафоры хорошо запоминается, откладываются в долгосрочной памяти и становятся теми «кирпичиками», которые используются для украшения: Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны… Академик.

Метафоры волны молодежи приходят, ветер гонит…волны создают определенный эмоциональный настрой слушателей, заставляют прочувствовать значимость происходящего. Усилители изобразительности речи: фигуры Фигуры — это синтагматически горизонтально, линейно, на уровне структуры слова, словосочетания, предложения и парадигматически вертикально, столбично, на уровне смысловых преобразований образуемые средства изобразительности, которые возникают вследствие намеренного отклонения от нормы с целью воздействия на собеседника. Основной функцией фигур является не создание образа, как у тропов, а усиление уже сказанного специфической «останавливающей внимание» формой у фигур слова или необычными смысловыми связями у фигур мысли — семантических О существующих типологиях стилистических фигур см. Семантические фигуры имеют нормативную грамматику и ненормативные смысловые отношения зевгма, оксюморон, градация, сдвиг и др. Семантико-несемантичексие фигуры — фигуры, имеющие отклонение от нормы как на уровне семантики, так и на уровне формы амплификация , антитеза, хиазм и др. Несемантические фигуры грамматические, фигуры слова — имеют нормативный смысл и экспрессивную форму отступление от нормы на уровне грамматики , которая подчеркивает, усиливает данными фигурами информацию, в том числе и экспрессивную эллипсис, парцелляция, цепочка номинативных предложений, фигуры повтора, усеченные высказывания, сегментация, полисиндетон, риторический вопрос и др. Например, хиазм — перекрестное в семантическом и грамматическом отношении построение фразы, передающее некую неизбежность слова переставляются, а смысл остается прежним : Если нельзя разлучить мужа и жену, то еще более не во власти человека разлучить пастыря и паству.

Где я, там и вы, а где вы, там и я. Мы одно тело. А тело от головы, как и голова от тела, не отделяются И. Эллипсис — пропуск необходимого члена предложения чаще всего — сказуемого. Пропущенный компонент восстанавливается из контекста: Проницательный помощник пристава усмотрел в смерти её самоубийство с горя по муже, и тело было предано земле, а дело Божьей воле. Сказуемое «предано» во втором предложении опущено «предано Божьей воле». Контаминация экспрессивных средств тропов и фигур — наложение или вставка одного средства на другое в другое с целью усиления изобразительности речи создания конкретности представления, восприятия его в деталях данной речевой ситуации : Надо было создать духовную, культурную и правовую родину для всего этого… — наложение метонимии на эпитет с целью усиления изобразительности высказывания.

Итак, в публичной речи в подавляющем большинстве случаев обнаруживается одновременное функционирование контаминации и конвергенции стилистических фигур, что объясняется самой спецификой публичной речи академической, судебной, политической, церковной и др. Это то, что привлекает и фиксирует внимание к нужным компонентам содержания речи, воздействует на аудиторию. Лекция 9. Типы и виды профессиональной памяти 9. Способы запоминания Что сказать мне о сокровищнице всех познаний — памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром. Типы и виды профессиональной памяти Запоминание лат.

Память — процесс запоминания, сохранения и воспоминания информации. Типы памяти:1 логическая; 2 эмоциональная; 3 моторная; 4 зрительная; 5 слуховая; 6 осязательная; 7 обонятельная; 8 вкусовая. Виды памяти: 1 по продолжительности сохранения материала: а долговременная, б ; кратковременная, в оперативная; 2 по характеру целей деятельности: а произвольная, б непроизвольная; 3 по способу запоминания: а рациональная, б механическая, в мнемотехническая. Долговременная память — механизм формирования грамматических форм и хранения лексики, синтаксических структур в мозгу человека, который можно представить в виде трех зон: в первой зоне находятся слова, легко воспроизводимые — активный словарь, во второй — такие, которые находятся труднее, — пассивный словарь, и в третьей — забытые слова. Кратковременная память — работающий несколько секунд механизм отбора какой-либо синтаксической схемы и включения в неё отобранных из долговременной памяти слов. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.

Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной ведь без содержания нет и речи характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме.

Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным. Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала. Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, в сборе и организации материала. Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный чаще используется в агитационных речах , дедуктивный используется в пропаганде , метод аналогии в академическом красноречии , концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала - это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения.

Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания если ожидание обманывается, интерес к оратору растет. Отступление или экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки. Аргументация - это доводы в пользу тезиса, опровержение - это доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком и в дальнейшем будет рассмотрена более подробно. Сейчас же отметим, что нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер. Заканчивая выступление, принято делать выводы, обращенные к прошлому или к будущему. Окончание должно быть смелым и энергичным. Должен сработать "закон края" - обычно хорошо запоминается то, что в начале и то, что в конце. В заключении закрепляется достигнутый риторический эффект, положительный эмоциональный фон, подчеркивается позиция автора. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию.

Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края».

Слайд 3 Оратор — мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Слайд 4 1 доккоммуникативная подготовка выступления — тема и цель выступления ; 2 коммуникативная сам процесс выступления, взаимодействие с аудиторией ; 3 посткоммуникативная анализ выступления.

Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части аннотирование ; концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т.

Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно.

Композиция текста

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Композиция (лат. compositio – «составление, сочинение») – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Составление текста доклада на тему: «Устные выступления и требования, предъявляемые к ним». Закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления называется. 31. Грамматические варианты характеризуются прежде всего • тождеством грамматической функции.

Композиция речи, методы изложения материала, приемы ведения речи.

Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились и др. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации. С помощью вводных конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся. Можно использовать и конструкции с изъяснительными придаточными, имеющими императивную окраску: ясно, что. Они имеют добавочные оценочные оттенки. Контактность речи создают также побудительные предложения, например: согласитесь, прочитайте, подумайте, возьмите, считайте, отметьте, запомните, проанализируйте, возразите, решайте. Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям. Таким образом и возникает контакт между оратором и слушателями.

Установлению контакта с аудиторией и привлечению внимания к информации служит вопросоответное единство. Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер. Оратор задает вопрос и сам отвечает на него. Вопросы слушателей он может прогнозировать. В заключение вернемся к вопросу об этикетных речевых формулах, которые входят в зачин и концовку речи. Что же такое этикет ораторской речи? Это специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации.

Помимо основной функции - поддержания контакта - указанные речевые формулы выполняют функцию вежливости, регулирующую функцию, благодаря которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную. Итак, композицию речи составляют различные смысловые блоки, содержательно связанные между собой. Подготовка к выступлению Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой - 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На - тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, - один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация?

Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: "Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством". Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, "готовился всю жизнь". Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее "экспромтом". Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи.

Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух - трех вопросов вполне достаточно. Каковы же цели оратора? Основная цель - информировать слушателей, то есть научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря - сформировать стереотип поведения. Важный вопрос, который встает перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее.

Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие.

Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее возможно, значительнее, важнее и т. При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав рабочие, учителя, инженеры и т.

Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи.

В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения. Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже - чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом. Составление речи Следующий этап - работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-стилистическое оформление.

Текст речи может быть написан или "составлен в уме" на основе проработанных материалов, прошлых текстов или прошлого опыта. При подготовке выступления можно написать его полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Это зависит от привычки выступающего, его опыта, знаний и т. Вот мнение известного судебного деятеля П. Пороховщикова П. Сергеича из книги "Искусство речи на суде". Он утверждал: "Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи.

Характеристика связана с конкретным характером рассматриваемого предмета человека, явления , поэтому характеристика конкретна, выборочна, а применительно к человеку дает оценку его личности. Топос имя. Согласно теории именования, имя отражает свойства вещи, а называние вещи определенным именем предполагает дальнейшие удачные или неудачные в зависимости от того, как дано имя действия: «Ну-с, дорогие господа, друзья, товарищи — не знаю уж, как и назвать вас…» Г.

Эта неопределенность показала не просто неуверенность оратора в выборе слова, а неясность, неопределенность в оценке людей и общественной ситуации в целом. Важно знать, что топосы — это мысли, которые основаны на ценностях и предпочтениях, обращаются к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам, разделяемым аудиторией. Итак, изобретение идей является центром риторики, поскольку главным в убеждении является способность развернуть доказательство, найдя уместное содержание, нужные аргументы и стиль общения с адресатом речи.

Лекция 7. Композиция публичного выступления Вступление. Основная часть.

Заключение 7. Расположение содержания в описании, повествовании, рассуждении. Понятие о хрии.

Строгая и искусственная хрия Композиция публичного выступления Вступление. Заключение Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Искусное использование частей речи составляет основу композиции речи.

Слайд 2 План 1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления. Общие принципы выбора и расположения материала речи. Работа над планом публичного выступления. Структура публичного выступления: а вступление, б основная часть, в заключение. Переходы между элементами композиции. Возможные недостатки композиции публичного выступления. Особенности композиции публичного выступления в сфере делового общения. Слайд 3 1.

Композиция публичного выступления «Оратория — это особое изящное искусство, которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мысли, как все роды прозы, но требует еще произношения, или языка действий». Кошанский Оратория — это «наставление к сочинению речей в прозе». Ломоносов Слайд 4 Композиция , или построение, структура от лат. Слайд 5 Композиция речи — это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Слайд 6 А. Кони о композиции публичного выступления А. Кони 1844-1927 — русский юрист и общественный деятель, выдающийся судебный оратор Из статьи «Советы лекторам»: «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». Слайд 7 И. Павлов о композиции публичного выступления Способностью замечательно строить композицию речи в совершенстве владел известный русский ученый-физиолог И.

Павлов 1849-1936. Слайд 8 2. Общие принципы выбора и расположения материала речи Не старайтесь рассмотреть в вашем выступлении все многообразие вопросов, выберите один из них и проанализируйте его глубоко и всесторонне, а другие только назовите, связав с избранным. Все части речи подчините реализации одной конкретной цели. Обосновывайте и подчеркивайте важность каждой отдельной смысловой позиции положения вашей речи. Слайд 9 3.

Используя цитаты, оратор не должен забывать об их понятности и доступности.

Если в них есть иностранные слова, их следует перевести, объяснить. Приводя цитаты, полезно разнообразить форму введения их в речь, пользуясь разными синонимичными выражениями. Например, Платон сказал, говорил, заметил, упомянул, подчеркнул, высказался по вопросу, Аристотель считает, так рассуждает, полагает; послушаем Цицерона; Ломоносова не перескажешь, предоставим слово ему и т. Даже, если вы помните цитату наизусть, лучше брать листок и прочитывать ее по записи, тогда она приобретает необходимую весомость. Сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применять их в публичном выступлении, наиболее целесообразно и эффективно использовать в речи. Конечно, не всегда и не везде цитаты уместны. Кони отмечал, что «лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла.

При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…». Заготавливать следует значительно больше материала, чем требуется для конкретного выступления. Это связано с тем, что иногда у оратора оказывается дополнительное время и ему может понадобиться запасной материал. Бывают случаи, когда в процессе речи приходится исключать какой-то фрагмент речи и заменять его запасным. Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными цитатами, примерами, статистическими данными и т. Но именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления. Когда вы увидели, что собрали достаточное количество материала, переходите к следующему этапу работы — этапу отбора и оформления материалов.

Следует разложить на столе или на полу все выписки и провести их классификацию разложить по отдельным папкам. Затем вы берете каждую папку и просматриваете материал: достаточно его по тому или иному вопросу или нет. Если необходимо, то следует — добрать материал по тому или иному вопросу. Итак, материалы к выступлению собраны, отобраны. Возникает вопрос: писать или нет полный текст речи? Некоторые ораторы на этот вопрос отвечают однозначно — писать. Цицерон, например, утверждал, что нужно как можно больше писать: «Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя будет уступать прилежной и тщательной письменной работе.

Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писанному, а если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли». Пороховщиков П. Сергеич П. Знайте, читатель, что, не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руках. Он приводит такую аналогию: «…Вы идете в бой.

Заглянем с вами в Московскую окружную палату или в арсеналы Петербургского Эрмитажа: мечи, копья, ружья, пистолеты. К вам подошел кто-то и говорит: всё это в вашем распоряжении, выбирайте что хотите, сколько хотите; но времени у вас одна минута; противник уже вышел в поле… Как разобраться в бесчисленном множестве оружия? Все хорошо на вид, но ведь немало негодного, заржавленного, притупившегося… Ваше слово. Остерегайтесь импровизации. Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе. Импровизаторы, говорит Квинтиллиан, хотят казаться умными перед дураками, но вместо того оказываются дураками перед умными людьми.

Наконец, имейте в виду, что и крылатый конь может изменить». Кони в «Советах лекторам» писал: необходимо « составить сжатый, по возможности полный план и пройтись по нему несколько раз. Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух…Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи». Однако, как уже отмечалось, есть и другая точка зрения: писать речь не нужно, ибо это только трата времени, причем непроизводительная трата, так как во всех руководствах читать записанную речь не следует. Кони в рецензии на книгу Сергеича «Искусство речи на суде» дает следующий совет, вопреки более поздней рекомендации: «Не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ложившихся на бумагу, а изучайте внимательно материал, запоминайте его, вдумайтесь в него — и затем следуйте совету Фауста:»Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой»». А может быть, здесь нет противоречия? Может, он говорит здесь о несколько разных ораторах?

О разных проблемах? Подготовка письменного текста имеет ряд преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать товарищам, дать на просмотр специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если держать речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, делает речь более уверенной. Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения.

Писать следует на отдельных листах и на одной стороне листа. Альтернативой полному тексту речи являются конспекты, тезисы или план речи. При достаточном навыке выступлений и хорошем знании темы этого бывает достаточно для убедительного выступления. Лекция 10. Планы и композиции речи. Композиция и план речи. Вступление, основная часть, заключение и приемы возбуждения внимания.

Способы произнесения речи. Для успешного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные факты, цифры, примеры, то есть собрать необходимый материал. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь. При этом важно завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно «уходят» от основной темы, не укладываются в отведенное для выступления время. Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить все изгибы береговой линии, мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру».

Так и для оратора фарватером его выступления, основой речи должен быть план. План — модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. План предусматривает полноту и ясность содержания. Кони, - важно течение мысли лектора оратора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи.

Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предлагаете осветить в своей речи. Из перечисленных вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления. Предварительный план отражает личный подход оратора к данной проблеме. По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Легче таким образом определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала, какие вопросы следует включить, какие можно опустить как несущественные для плана и т. В процессе работы над темой рабочий план уточняется, сокращается или увеличивается. Рабочий план, как и предварительный, представляет ценность для самого оратора, его не сообщают слушателям.

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, убеждающих речах сообщение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, разбив пункты простого плана на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свое значение, свои задачи, которые необходимо учитывать при подготовке к ораторской речи. Основное требование, предъявляемое к плану: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует.

Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления. Планы могут быть построены в соответствии со следующими способами рассуждения: Дедуктивном, когда с самого начала дается основная идея, тезис речи, который потом раскрывается в ходе выступления; Индуктивный: от примеров, отдельных наблюдений идем к общему выводу, тезису речи; План на основе аналогии: сопоставление высказанных идей и как они могут быть реализованы, что при этом получиться; Часто практикуется смешанный образец, соединяющий выше приведенные; План может быть построен на основании сопоставления теории и практики если ваше предложение не проверено еще на практике, сравните его с известными, проверенными явлениями, покажите, что предлагаемое вами не противоречит традициям и практике ; План на основе выводов о причинной связи используется тогда, когда вы хотели бы показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения; В агитационных речах часто используются планы по схеме: зло потребности, проблемы и преодоление его. Такой план используется в тех случаях, когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им: следует доказать, что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтобы проблема была решена; такой план используется, когда к слушателям обращаются с просьбой принять участие в преодолении недостатков или в решение какого-либо вопроса; План может быть построен и по схеме: долг и выгода — используется обращение к чувству долга ответственности с одной стороны, и к соображениям личной выгоды чувствам гордости, преданности делу — с другой. Для информационных речей характерны следующие планы: по хронологическому порядку; развитие от частей к целому; на основе сопоставлений и противопоставлений двух предметов, явлений. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т.

Что такое композиция речи? Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление», «сочинение». В современном литературном языке это слово имеет несколько значений: сложное по своему составу произведение; теория сочинения музыкальных произведений; материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов и др. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом композиция используются и другие, близкие по смыслу слова: построение, структура. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Следует учитывать, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает каждая часть по отношению ко всему выступлению.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием его речи. Если соотношение частей рассуждения нарушается, то эффективность речи снижается, иногда даже сводится к нулю. В любом случае, нельзя основное время сообщения отдать вступлению, а основную часть речи только обозначить отдельными предложениями. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями речи оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, о которых мы расскажем позднее. По способам тематического развертывания основной части ораторской речи можно выделить несколько типов композиции: транзитивный, экстенсивный, параллельный, интегральный.

При транзитивном развертывании речи изложение идет последовательно, от одной микротемы к другой, одна микротема переходит в другую, ее развивающую. Каждая из них, будучи самостоятельной, служит исходным пунктом для разъяснения последующего, в итоге раскрывается основная идея, которая определяет цель данной речи. Способ расположения материала, таким образом, чаще всего связан с хронологическим планом или историческим описанием. Такова, например, речь, произнесенная А. Луначарским на открытии памятника Радищеву в Петрограде в 1918 году: детство Радищева, его юность и учеба, вольномыслие и служба, книга «Путешествие из Петербурга в Москву», арест, ссылка, возвращение , смерть и памятник вольнодумцу Радищеву. Речь развивается по восходящей линии, последующее связано с предыдущим, зависит от предыдущего. Экстенсивный тип развертывания речи основан на том, что основная идея речи формулируется в ее начале, но весьма приблизительно, в общей форме.

В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается, конкретизируется новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны. В конце речи оратор вновь возвращается к основной идее речи, но уже уточняя, конкретизируя обогащенную первичную идею. Именно такой была речь П.

Культура Ораторской Речи

Тезисы— краткое изложение одной конкретной идеи, мысли, позиции. Часто при этом принципиально важные положение сопровождаются необходимой аргументацией. Такая форма записи дисциплинирует мысль, приучает к точному и краткому ее выражению, логически правильному расположению материала. По форме тезисы могут представлять собой набор «базовых» слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке, и выписки из различных источников информации со ссылками на автора. Развернутый план выступления — это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Эта форма записи заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку. Ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать выступление более убедительным, наглядным, запоминающимся, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде рисунков, фотографий, схем.

Имя и вещь. Сравнительные топы: 21. Большее — меньшее. Транзитивность [Волков 2001: 90]. Например, топос определение раскрывает содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение — значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи: что есть что? Пример со словом «музыка»: Музыка — искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками С. Метафорические определения: 1 Музыка — источник радости мудрых людей… Сюнь-цзы ; 2 Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ Стендаль. Топос свойства — качества — характеристика.

Свойством называется неизменно присущий признак предмета или человека, оно отличается от качества, а качество от характеристики. Например, свойствами человека будет способность двигаться, думать, совершать обдуманные поступки и т. Качество предполагает включение в свойство определенной оценки. Характеристика связана с конкретным характером рассматриваемого предмета человека, явления , поэтому характеристика конкретна, выборочна, а применительно к человеку дает оценку его личности. Топос имя. Согласно теории именования, имя отражает свойства вещи, а называние вещи определенным именем предполагает дальнейшие удачные или неудачные в зависимости от того, как дано имя действия: «Ну-с, дорогие господа, друзья, товарищи — не знаю уж, как и назвать вас…» Г.

Причина доказательство тезиса 4. Противное 5. Подобие сравнение 6.

Пример 7. Свидетельство 4. Заключение 8.

Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу.

Методы изложения материала[38]: 1. И сторический метод экспликации информации, т. Часто этот метод называют хронологическим; 2. Д едуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам; 3.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу; 4. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный; 5. Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы. Говорящий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание. Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином " витке" развертывания структуры речи; 6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.

Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора.

Теория композиции: виды композиции, характер изложения материала

Композиция речи - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть содержание , заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной ведь без содержания нет и речи. Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов.

Эти реакции объясняются психологическим законом памяти — "фактором края", или "законом первого и последнего места", а именно: лучше всего откладывается в памяти то, что находится в начале либо в конце последовательности событий. Итак, в главной части необходимо соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Сперанский в "Правилах высшего красноречия". По способам тематического развёртывания речи можно выделить несколько типов композиции. При последовательной композиции изложение идёт по восходящей линии, от одного тематического блока к другому. Одна тема переходит в другую, которая развивает предыдущую. Каждая из них является исходной для разъяснения последующей мысли. В результате раскрывается основная идея, которая определяет цель выступления. Этот способ расположения материала связан, как правило, с хронологическим или историческим описанием. При концентрической композиции основная идея речи формулируется в её начале, хотя в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, конкретизируется. Обрастает всё новыми и новыми фактами, идеями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. При параллельной композиции темы разграничены, каждой из них отводится своя область речи, своё пространство высказываний. Наблюдается редкое их размежевание, дифференциация, неожиданный переход от одной темы к другой. Возможно наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов. Тем не менее все они объединены одной отчётливо просматривающейся идеей. В смешанной композиции построения речи наблюдаются все вышеупомянутые типы композиционного приёма. От их удачного сочетания зависит успешность выступления. В смешанном варианте несколько тем могут быть связаны последовательно, другие — параллельно и, переливаясь, они могут придать весьма контрастный вид речи, что конечно всегда возбуждало внимание слушателя. Приёмы привлечения внимания аудитории Публичное выступление имеет некоторые специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Как бы не интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестаёт слушать. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость говорит: "Конец венчает дело". Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расшйряется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характериой особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Изучение и анализ отобранного материала Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то, или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. План - взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Во вступлении определяется актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Основная задача вступления — сформировать из множества слушателей единую аудиторию, подготовить ее к восприятию речи, расположить к себе, организовать ее внимание. Поэтому особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. При этом могут быть использованы различные средства привлечения внимания: обращение к слушателям, апелляция к их интересам, вопросы к аудитории, интересные примеры, случаи из жизни, юмористические замечания, цитаты, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Наиболее ответственна главная часть ораторского выступления. Здесь излагается основной материал и решаются общая и конкретная задачи всего выступления, то есть сообщается определенная информация, обогащающая знания слушателей, оказывается воздействие на их сознание и волю путем убеждения, переубеждения и побуждения к действию. В главной части важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Оратор должен четко излагать основной вопрос, последовательно раскрывать его, что позволит слушателям постоянно наблюдать причинно-следственные связи рассматриваемых явлений.

Основы риторики. Аргументация в устной публичной убеждающей речи

В данном контексте, закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала и его расположение в определенной системе называется композицией речи. композиция. закономерное. мотивированное. Композиция (лат. compositio – «составление, сочинение») – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста.

Сдаем тесты, экзамены. Примеры

  • Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом... -
  • Разделы презентаций
  • Периодическая проверка работников юридических лиц с особыми уставными задачами
  • Композиция текста
  • Не тот ответ, который тебе нужен?

Презентация "Композиция публичного выступления" – проект, доклад

Общие места (топосы, источники изобретения) «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста.
Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом. 96. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это: • композиция текста.
Композиция речи: начало, развертывание и завершение — Мегаобучалка В этом плане максимально важнакомпозиция текста– закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и.
Ответы и объяснения Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется 3) КОМПОЗИЦИЕЙ речи.

Подарки и советы

Подготовка выступления и ораторской речи 117. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это: • композиция текста.
русский язык и литература: Как написать доклад 11 класс В этом плане максимально важнакомпозиция текста– закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и.

Общие места (топосы, источники изобретения)

В данном контексте, закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала и его расположение в определенной системе называется композицией речи. В ораторском искусстве композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе. Кохтев Н.Н. даёт следующее определение композиции: «Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположении его в определенной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий