Что такое композиция выступления

это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Наиболее распространенные жанры этикетных выступлений таковы: речь при встрече официальных гостей, официальное поздравление юбиляра, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, представление собравшимся.

Структура и композиция публичного выступления.

Что такое композиция и почему без нее не обойтись. Композиция – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и взаимосвязи между ними. Итак, повторим основные этапы подготовки выступления: 1. Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: "Что говорить?" 2. Составление окончательного плана с учетом композиции выступления. Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения.

Что такое композиция речи?

Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Классическая композиция состоит из трех частей: начало, середина, конец. Здесь необходимо помнить, что от начала выступления во многом зависит его успех. Композиция публичного выступления. Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории.

Композиция публичного выступления План 1 Понятие оратории

Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей речи нарушается, то её эффективность снижается, а иногда сводится к нулю. Элементарное понимание речи — это перевод следующих друг за другом и воспринимаемых слухом предложений на собственный мыслительный язык. Запутанное, сложное, бессистемное, непоследовательное изложение воспринимается с трудом, так как за ним трудно следить, и, как правило, оно не вызывает большого интереса.

При этом, из-за неправильности построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удаётся реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Способностью чётко строить композицию в совершенстве владел, например, И. Современники учёного вспоминают, что даже самые сложные теории он излагал просто и убедительно благодаря чёткому построению выступления.

Составные элементы композиции. Особенности зачина определяются, во-первых, самой темой выступления и аудиторией, во-вторых, необходимостью привлечения внимания слушателей. Зачин указывает также, в каком ключе будет произнесена речь.

Текст зачина должен мобилизовать слушателей к восприятию, вводя их в речь, и даёт концентрированную информацию о направлении речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул, например, эмоциональная речь может начинаться с приветствия, и таким образом оратор подчёркивает своё расположение к слушателям, а это в свою очередь не может не вызвать у них ответного дружеского чувства и внимания. Нужно подготовить слушателей к восприятию данной темы, привлечь их внимание.

А для этого первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Этих зацепляющих «крючков» — зачинов может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью. Оригинальное начало не только привлекает внимание, но и даёт интеллектуальный и эмоциональный ключ к пониманию последующего изложения.

Итак, зачин — это начальная часть ораторской речи, основные функции которой — контактоустанавливающая и проспективная, то есть установление контакта со слушателями и создание представления о теме и направлении речи. Второй элемент ораторской речи — вступление. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи. Опытные ораторы рекомендуют начать речь с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов.

Оригинальность вступления, его сила, действующая на слушателей, во многом зависит от того, какие приёмы в нём использованы оратором. Но для этого необходимо много работать, думать, искать. Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала.

При этом оратору необходимо учитывать и состав аудитории, и степень её подготовленности. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Хорошо продуманное вступление ещё не обеспечивает общего успеха речи оратора.

Нередко случается, что заинтересовав слушателей оригинальным началом, он теряет постепенно их внимание. Последнее может ослабеть, угаснуть и пропасть. В связи с этим перед оратором стоит ещё одна важная проблема — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной. Приёмы могут быть различны. Оратор пользуется логическими формами аргументации: дедукцией, индукцией и аналогией, которые отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства.

Дедукция— это логический переход от общего знания к частному, подведение частного случая под общее правило. При этом впоследствии из общего положения, под которое подведён какой-либо факт, выводится надлежащее заключение в отношении этого конкретного факта.

Но не следует баловать себя и пользоваться им часто, приучайте себя к более интенсивной работе над речью. Главное правило вступления - оно не должно быть длинным! Согласитесь, когда гости хотят есть - неправильно заставлять их долго ждать Точный хронометраж вступления зависит от того, какой приём для вступления вы выберите. Одно дело, если это цитата и краткое пояснение к ней, другое — пересказ небольшого события или история. Хронометраж зависит и от длительности самого выступления. Всем добрый день!

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Василий Кисточкин. Я руководитель такого-то отдела , эксперт в такой-то области уже более 15 лет такой-то опыт и занимаюсь такими-то вопросами в течение такого-то времени. И сегодня я расскажу Вам о… или: сегодня мы с вами поговорим про…, или: и сегодня я предлагаю вам рассмотреть… Мне очень приятно сегодня выступать защищать свой проект перед такими серьёзными людьми, предпринимателями. Ведь предприниматели — это те люди, которые, по сути, трансформируют наш мир и вдохновляют других на изменения… и тд. Видеопример вступления без представления спикера аудитории. Основная часть Главная цель этого блока — лаконичное изложение основного материала по теме. Задача спикера последовательно привести необходимые аргументы, дополнить их верными примерами и поддержкой Самое главное требование к этой части — логическая последовательность и стройность изложения материала.

Пункт Б должен вытекать из пункта А, а В — из пункта Б, и так далее. Ни в коем случае содержанием этого блока не должен быть набор несвязанных между собой тезисов по теме! Анастасия Галкина Эксперт курса Важные моменты, которые нужно запомнить: 1 Не следует освещать в речи слишком много вопросов. Это утомляет и путает слушателей. Достаточно рассмотреть 4-5 положений, подобрав к ним необходимые аргументы по системе аргументации ТАППТ. Для основной части тоже есть 3 приёма-техники удержания внимания. Их можно использовать совместно — в рамках одного выступления Структурные приемы удержания внимания слушателей для основной части Откройте каждую вкладку Переключение каналов восприятия слушателей Сторителлинг То есть спикер «проводит» слушателей по разным эмоциям, как бы «раскачивая» их. Например, сначала рассказывает что-то, что вызывает у них смех, затем — страх, потом — интерес, после этого — сопереживание, затем снова смех и тп.

Чем «контрастнее» переключение — тем лучше.

Далее он продолжает: «Иван Сергеевича многие из здесь присутствующих знают как примерного семьянина, верного товарища, который не раз выручал в трудную минуту. Мы знаем его как профессионального коллегу, который проявил себя в нашей компании как специалист экстра-класса». Это продолжение сбора внимания, обобщение и объединение гостей через знакомство с именинником. Это вступительная часть. Далее: «Однако мало кому известен тот факт об И. Это интрига. Тостующий вдруг вводит в свою речь резкий поворот.

Вступление закончилось. В этот момент гости откладывают вилку с котлетой, притихают и слушают, что же будет далее… «Однажды Иван Сергеевич отправился в далекую командировку. Это был сибирский город с типичным суровым климатом…» Начинается основная часть, где звучит история про И. Важно, что эта история рассказывается не просто так, а для того, чтобы показать какую-то сторону личности именинника, показать какое-то из его качеств. Эта история может быть рассказана как с юмором, так и с драмой, но важно, что она является центральной частью, главной мыслью, вокруг которой строится тост. Это и есть основа речи, в которой спикер раскрывает ключевые моменты, развивает свою мысль, приводит аргументы и т. В конце истории тостующий говорит: «И именно благодаря обостренному чувству справедливости, которым наделен наш Иван Сергеевич, все закончилось благополучно». Основная часть заканчивается, начинается переход к заключению, где дается резюме: «Хочу пожелать нам всем учиться у Иван Сергеевича этой справедливости и рассудительности, а ему желаю и впредь не терять остроты реакции и держать угол».

И призыв к действию как конечная точка: «Так выпьем же за нашего именинника! Аудитория следует за призывом к действию. То же самое может быть и у вас, когда вы: привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи вступление ; рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами основная часть ; резюмировали сказанное и побудили к действию заключение.

В современном литературном языке оно имеет несколько значений: - строение, соотношение и взаимное расположение частей; - произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное и неоднородное по своему составу; - теория сочинения музыкальных произведений; - материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов. В ораторском искусстве композиция — это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе. В теории наряду со словом "композиция" употребляются также близкие по смыслу слова "построение", "структура".

Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей речи нарушается, то её эффективность снижается, а иногда сводится к нулю. Элементарное понимание речи — это перевод следующих друг за другом и воспринимаемых слухом предложений на собственный мыслительный язык. Запутанное, сложное, бессистемное, непоследовательное изложение воспринимается с трудом, так как за ним трудно следить, и, как правило, оно не вызывает большого интереса. При этом, из-за неправильности построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удаётся реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Способностью чётко строить композицию в совершенстве владел, например, И.

Современники учёного вспоминают, что даже самые сложные теории он излагал просто и убедительно благодаря чёткому построению выступления. Особенности зачина определяются, во-первых, самой темой выступления и аудиторией, во-вторых, необходимостью привлечения внимания слушателей. Зачин указывает также, в каком ключе будет произнесена речь. Текст зачина должен мобилизовать слушателей к восприятию, вводя их в речь, и даёт концентрированную информацию о направлении речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул, например, эмоциональная речь может начинаться с приветствия, и таким образом оратор подчёркивает своё расположение к слушателям, а это в свою очередь не может не вызвать у них ответного дружеского чувства и внимания. Нужно подготовить слушателей к восприятию данной темы, привлечь их внимание.

А для этого первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Этих зацепляющих "крючков" - зачинов может быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью. Оригинальное начало не только привлекает внимание, но и даёт интеллектуальный и эмоциональный ключ к пониманию последующего изложения. Итак, зачин — это начальная часть ораторской речи, основные функции которой — контактоустанавливающая и проспективная, то есть установление контакта со слушателями и создание представления о теме и направлении речи. Второй элемент ораторской речи — вступление. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи. Опытные ораторы рекомендуют начать речь с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов. Оригинальность вступления, его сила, действующая на слушателей, во многом зависит от того, какие приёмы в нём использованы оратором.

Что означает композиция речи

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части (рассуждение). это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. это перевод мыслей. 11. Второй элемент речи – вступление.

Структура и композиция публичного выступления.

Логичная стройная композиция убедит вашу аудиторию, что вы уделили немало времени подготовке к выступлению и отнеслись к нему ответственно. Существует простая структура, которую можно использовать в любых выступлениях. 5. 1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей. Композиция публичного выступления. Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. это выступление, осуществляемое в присутствии публики, открытое».

Композиция публичного выступления План 1 Понятие оратории

6. Закон края (см. выше). Необходимо помнить, что содержательно и структурно композиция зависит от жанра речи. Составляющие композиции публичного выступления. Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит. Как правильно составить композицию. Правила составления композиции. Почему важно соблюдать композицию выступления. 1. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. 5. Какова композиция публичного выступления? 6. Каковы способы изложения и средства. выражения логических связей? 7. Что такое тезис, аргумент и демонстрация, какие виды аргументов существуют? 8. Как построить эффективную аргументацию? Что такое композиция и почему без нее не обойтись. Композиция – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и взаимосвязи между ними.

Композиция публичной речи

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Задачи, стоящие перед основной частью: Раскрыть суть проблемы идеи, подходы, решения и предложения, инициативы. Здесь чаще используются смысловые типы речи описание или повествование Аргументировать свое видение проблемы Побудить собеседников к обсуждению если в этом есть необходимость Поддерживать интерес и внимание аудитории, используя риторические приемы Управлять аудиторией, не давая отвлекаться от содержания, используя риторические приемы Вызвать удовлетворение у аудитории содержанием и стилем изложения, манерой поведения Заключение. Задачи, стоящие перед заключением: Подвести итог Что для нас важно в этой проблеме? Сформулировать свои выводы или предложения Призвать к обсуждению или конкретным действием по предложению. Помнить о законе «края» - вступление и заключение должны быть эмоциональны и кратки. Часто в заключении используется лозунг или цитата. Быть готовым к ответу на вопросы. Действие общих законов проверяется на частных случаях Индуктивный метод — от частных примеров к общему закону.

Мысль развивается от знания и анализа единичных фактов к обобщающим выводам. Данный способ обладает высокой доходчивостью и используется в менее подготовленной аудитории Метод аналогии — базируется на правиле, что если два явления сходны в одном и более явлениях, то они могут быть сходны и в других отношениях. Но, следует помнить, что всякая аналогия хромает Способы активизации мышления слушателей построение, подача материала Ступенчатый способ подачи материала — последовательное, обоснованное, логически связанное изложение, где логически подготавливается каждая новая «ступенька» Концентрический способ подачи материала — ступенчатый способ с повтором важных идей и выводов, углубление уже высказанных положений. На этом этапе продумываются места использования наглядных средств, которые не просто иллюстрируют сказанное, а выступают как дополнительная аргументация. Наглядные средства воздействуют не только на интеллект слушателей. Чаще они воздействуют на эмоционально-чувственную сферу, которая в аргументации играет порой решающую роль.

Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности», описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Возможно спрогнозировать как можно больше вопросов. С некоторой задержкой ответ можно дать, если нет подходящего материала, или если это поставит ответ под угрозу с психологической точки зрения. Допустимо игнорировать замечания, если мы видим психологическую уловку. Нужно с улыбкой и благодарностью отвечать на любой вопрос. Слайд 19 6. Особенности сопровождения выступления презентацией Презентация необходима, если нужно показать то, что нельзя рассказать. Это могут быть рисунки, фотографии, графики. Однако теперь презентация нужна, чтобы выводить текст, положения.

Что такое композиция речи?

Но «нет пророка в своем отечестве», на родине его имя замалчивается... Человек, переживший тюремное заключение в одиночной камере смертников, ГУЛАГ и ссылку, получивший реабилитацию лишь через 23 года и вновь преследуемый, находит в себе духовные силы не склонить голову перед репрессивными органами и работать для будущих поколений. Все, что он писал, он писал «в стол», без малейшей надежды увидеть это опубликованным при жизни; он знал, что не доживет до торжества своих идеалов, и на папке, завещанной новым поколениям, с горькой иронией написал: «Как умру, то почитайте»... Оратор сумел завладеть вниманием аудитории и, посвятив содержание своей речи судьбе писателя-борца и анализу его «Сибирских новелл», достиг цели: ознакомил слушателей с жизнью и творчеством Бориса Антоненко-Давидовича и пробудил интерес к его произведениям. Если бы речь была построена иначе если бы выступавший начал с упоминания даты и места рождения писателя, а потом последовательно стал бы рассказывать о его нелегкой биографии и в конце обратился бы к анализу его произведений , вряд ли выступление имело бы успех: оратор не смог бы удерживать внимание аудитории, его речь показалась бы «скучной». Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока. Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения. Завершая выступление, нужно четко выделить заключение.

Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом например: — Читайте неизвестных вам писателей, имена которых еще недавно замалчивались; Изучайте творчество авторов, у которых есть чему поучиться и которые писали для будущих поколений, для нас с вами!

Информация из опосредованных источников объективнее, так как многократно проверена практикой, признана всеми, применяется в общественной жизни. При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников.

Соотношение источников определяется жанром выступления. Например: личный дневник будет содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим потребует обращения к обоим источникам. Успеху сбора материала способствует создание предварительного плана, который в дальнейшем уточняется.

Обратите внимание на то, что: накапливаемый материал должен быть избыточен - лишнее отсекается позже, подготовка иллюстративного материала: таблиц, схем, диаграмм, звукозаписей украсит ваше выступление, накопление языковых средств: слов, оборотов речи, образов, сравнений, цитат, риторических вопросов, - разовьет вашу языковую способность. Мысленная основа речи: Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление. Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение.

Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным. Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте.

Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др. В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание.

Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной ведь без содержания нет и речи. Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только.

Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности...

Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть». Что же представляет собой язык? Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий