Новости венчание на царство грозного

Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года.

Первый русский царь

Отсюда видно, что Петр Пешков был воин, имевший хорошее обмундирование. Он погиб в Ливонскую войну, в 1573 году, под Коловерью совр. Эстония , но его вдова и два сына продолжали владеть поместьем в Тервеничах. В XX веке это место прославилось явлением чудотворной иконы Божией Матери Тервенической, и теперь здесь расположен самый молодой монастырь России с 1991 года.

В 1571 году был казнен псковский наместник Новгородского архиепископа Неудача Цыплятев — родственник Ивана Елизарьевича Цыплятева, также упоминаемого в духовной Семена Дмитриевича Пешкова. Как мы видим, окольничий Семен Пешков был тесно связан с людьми, которые жили в Новгородской земле, — ведь его дед Семен Пешек Сабуров еще в 1477 году возглавил полк во время похода Ивана III на Новгород. Вероятно, служба Пешковых Новгородским архиереям также состоялась благодаря новгородским связям Пешковых.

Не забудем также, что Семен Дмитриевич был хорошо знаком с предстоятелем Русской Церкви митрополитом Макарием, который до 1542 года возглавлял Новгородскую кафедру. Александр Свирский - Ирина Годунова - 1582 г. Говоря о Петре Пешкове, нельзя не упомянуть о той особенности потомков Захарии Чета, о которой я уже упоминал в других статьях, — они столетиями роднились с одними и теми же родами.

Все мы знаем о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове — русском полководце. Род Кутузовых славен и другими значительными историческими лицами. А знаете ли вы о том, что в основе рода лежала кровь потомков Захарии Чета?

А только что упомянутый Петр Михайлович Пешков его отец — праправнук брата Шеи Ивана Красного спустя 100 с лишним лет женился на другой представительнице рода — Марфе Ивановне Кутузовой, от которой имел двух сыновей — Семена и Андрея. Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено.

Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил. Конечно, 4000 человек — это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей.

Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, — 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря. Никита Афанасьевич Фуников Курцов потомок знаменитого Ратши был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа.

Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене. Но ведь на 28 ноября память преподобномученика Стефана Нового приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! Поминати Димитрия Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии.

Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» [7]. Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу. Это был совершенно рациональный выбор царя.

А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова — одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой — князе Юрии Васильевиче [8]! Поистине — тесна история… То, что некоторые представители родов Сабуровых, Пешковых, Годуновых и Вельяминовых, были казнены, не только не повлияло на судьбу других членов этого рода, но напротив — царь Иван Грозный последовательно их возвышал. При этом нужно отметить характерную особенность: при самом царе Иване Васильевиче и его старшем сыне наследнике престола Иване Ивановиче служили в основном Сабуровы и старшие представители рода Годуновых, а при младшем сыне царя Федоре Ивановиче — младшие представители рода Годуновых, в том числе Борис Годунов.

Все было очень логично и закономерно. Василий Поленов. Река Оять.

Не владеющие историческим материалом критики Бориса Годунова иногда говорят о том, что он выдвинулся при царе Федоре Ивановиче и чуть ли не протащил в патриархи «свою кандидатуру» — Иова. Это ложь. Именно Грозный царь приблизил к престолу Бориса Годунова и сделал его в 30 лет!

Именно Грозный в 1569 году, будучи в Старице, заметил Иова и приблизил его к престолу к моменту смерти Грозного он уже был епископом Коломенским. Борису Годунову и его сестре Ирине будет посвящена отдельная статья. А в этой остановимся на том периоде их жизни, что приходится на правление Ивана Грозного.

Но прежде нам придется вспомнить о женах Ивана Грозного. Итого — семь. С первой женой царь прожил 13 лет, и она была, вероятно, отравлена.

У них было два сына, которые выжили, — Иван и Федор. По те временам — мало, так как часто дети не доживали до отроческого возраста. А выживание наследников — вопрос государственной важности, вспомним дело Соломонии Сабуровой.

Вторую законную жену, Марью, после 8 лет супружества тоже отравили, наследника не осталось. Третья законная, Марфа, умерла девственницей через две недели после свадьбы также отравлена [9]. После ее смерти царь обратился к отцам Освященного Собора, который был собран по случаю выбора нового митрополита: «В глубокой старости хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку.

И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи — царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи то есть как минимум полгода , во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий — уже с верными, но без Причастия. Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев.

Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи. Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было. Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса.

Выживших детей от них также не было. Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся.

Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной. В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер.

С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены. Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз?

Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике. Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном. Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой.

В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которая отказалась от крещения и причащения по православному. Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича впоследствии Петра I. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, а для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. Скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат. Кстати это было последним венчанием на престол царей. В последствии Петр I стал первым российским Императором.

Когда Россия была провозглашена Империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации.

После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г. С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В 1523 г.

Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий.

Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции. В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.

В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря 12 января. То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках.

На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий — «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников. На сиденье лежали подушки с овальными концами. После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка — ханской грамоты на право занятия «стола» — они должны были ездить в ставку золотоордынского хана.

Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом». Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий. Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г.

То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения.

Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках. На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий — «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников. На сиденье лежали подушки с овальными концами. После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими.

За получением ярлыка — ханской грамоты на право занятия «стола» — они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом». Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий. Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г. ХА» — одна из регалий великокняжеской и царской власти.

Согласно легенде, «шапка Мономаха» входила в состав даров византийского императора Константина Мономаха, присланных киевскому князю Владимиру Мономаху: император снял с шеи животворящий крест, с головы «венец царский» и, положив их на «золотое блюдо», отправил в Киев. Версию о византийском происхождении даров разделяют далеко не все историки. По мнению искусствоведов и историков, «шапка Мономаха» была изготовлена в кон. Ее тулья составлена из восьми золотых пластин отсюда и ее другое название «золотая» , покрытых тонким ажурным узором, и увенчана золотым крестом. Отороченная собольим мехом шапка позже была украшена драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и жемчугом. Позже была изготовлена еще одна шапка — «Казанская». В ее оформлении отчетливо прослеживаются восточные мотивы, сочетающиеся с традициями русского прикладного искусства. Как и «шапка Мономаха», «Казанская шапка» украшена камнями — жемчугом, голубой бирюзой, розовыми альмандинами и опушена соболем. Помимо «Мономаховой» и «Казанской» известны еще три более поздние шапки — «Астраханская», «Сибирская» и «шапка с пелепелами», т.

Еще одна шапка — копия «шапки Мономаха» была изготовлена в 1682 г. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага. В 16—17 вв. Георгий почитался как покровитель киевских затем владимирских и московских князей, поэтому московские князья иногда изображались на монетах в виде всадника без нимба, характерного для изображений святых , поражающего копьем змея. Чтобы уточнить, что всадник символизирует именно великого князя, изображение сопровождалось буквами «К», «К-Н». Уже в 16 в. В западноевропейских книгах рядом с портретом Василия III, сидящего на троне, помещался гербовый щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Новую печать ввел в 1561 г. С этого времени преобладающей стала печать с двуглавым орлом.

Новая эмблема — единорог древний символ силы и власти до этого времени на Руси почти не использовался. Предания о единороге попали в русские земли вместе со сборником христианской зоомифологии «Физиолог» ок. Но изображения единорога появились лишь в кон. Как символ верховной власти единорог не утвердился. На верительной грамоте 1578 г. Большая государственная печать Ивана IV: двуглавый орел со всадником, расположенным в центральном щитке на груди орла на обратной стороне — единорог , окружены 24 эмблемами земель Российского государства по 12 с каждой стороны. Вокруг эмблем расположены надписи: «Печать царства Казаньского, печать псковская, печать Великаго княжества Тверского, печать пермская, печать болгарская, печать черниговская, печать Новагорода Низовскимя земли, печать вяцкая, печать югорская, печать Великого княжества Смоленского, печать царства Остороханского, печать наместника Великого Новагорода»; на оборотной стороне: «печать полотцкая, печать ярославская, печать удорская, печать кондинская, печать арфибископа рижьского, печать города Кеси, печать маистра Лифлянския земли, печать сибирьская, печать обдорская, печать белоозерская, печать ростовьская, печать рязаньская». На печати Великого княжества Смоленского изображена эмблема — княжье место с лежащей на нем шапкой. На тверской печати изображен медведь, на ярославской — рыба, на рязанской — конь, на астраханской — пес, волк в короне, на ростовской — птица, на вятской — лук со стрелой, на нижегородской — олень, лось, на пермской — лиса, на сибирской — стрела, на казанской — дракон в короне.

Диаметр оттиска Большой государевой печати — 11,7 см. Большая государственная печать Ивана IV послужила образцом для печатей последующих государей: Федора Ивановича в 1585 и 1589 гг. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих.

Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)

Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими». Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон.

В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха». При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г.

Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г.

Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г. После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г. С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря.

В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды.

При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции. В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси.

Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини. В 1580 г. Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой. В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени. Хотя к тому моменту ребенка уже не было в живых, его убили в восьмилетнем возрасте.

Из восьмерых детей Ивана Грозного шестеро умерли в детстве. Старший наследник Иван Иванович погиб 19 ноября 1581 г. Версия убийства в ходе ссоры с отцом не имеет никаких реальных доказательств, но увековечена талантливой кистью Ильи Репина и по-прежнему популярна. Картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» 1581 г. Обстоятельства смерти Ивана Грозного В последние годы жизни Иван Грозный часто удалялся от светского общества. Ухудшилось его здоровье, он проводил много времени в уединении и молитвах, однако продолжал заниматься государственными делами. Царь часто жаловался на боли в спине и коленях. Со временем ему стало трудно передвигаться, и государя носили в кресле. Его тело распухло и покрылось гнойными нарывами.

Медики XVI века лечили сифилис малыми дозами ртути, отравляя организм пациента. В итоге к венерическому заболеванию добавились проблемы с нервной системой и костной тканью. Иван Васильевич страдал суеверными страхами и даже впадал в религиозный психоз. Он боялся расплаты за грехи в посмертии, подозревал всех окружающих в измене и заговоре. Его настроение менялось от вспышек ярости до смиренного покаяния. И психическое, и физическое здоровье царя находилось в шатком состоянии. В феврале 1584 года, за месяц до кончины Ивана Грозного в одно из зданий Александровской слободы ударила молния. Это событие так потрясло царя, что он счел его дурным знаком.

Ознакомимся ближе с жизнедеятельностью первого русского царя. Ранние годы и вступление Ивана IV на великокняжеский престол Родился будущий царь 25 августа 1530 года под Москвой в селе Коломенское. Родителями его были Василий III — князь владимирский, московский, государь всея Руси и Елена Глинская из угасшего литовского княжеского рода. Уже в три года Иван IV остался без отца и формально занял его место. Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед кончиной Предчувствовав скорую кончину, Василий Иванович создал так называемую «седьмочисленную» коллегию бояр для управления государством во время малолетства своего старшего сына. В созданный совет бояр предположительно вошли родственники: князь Андрей Старицкий и Михаил Глинский, а также приближенные братья Шуйские, Захарьин, Тучков и Воронцов. Многие историки оспаривают данный состав, а некоторые и само существование такого коллегиального органа, высказывая предположение о передаче полномочий в управление боярской думе. В последующие месяцы Елена Глинская фактически совершила переворот, отстранила от власти опекунов, заключила в тюрьму своего дядю Михаила Львовича и сделалась единоличной правительницей — регентшей при Иване IV. Реконструкция внешности Елены Глинской Впрочем, за юные годы Ивана Васильевича многие представители высшей знати пытались сосредоточить как можно больше власти на себе, из-за чего в дальнейшем поплатились жизнью. Главными претендентами на московский престол, помимо Ивана IV, были младшие братья умершего Василия III — князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий с ними расправились в 1534 и 1537 годах соответственно. Далее, в 1538 году умерла Елена Глинская вероятно, она была отравлена боярами. Так Иван IV оказался круглым сиротой. Место его главных опекунов заняли Шуйские, однако с ними расправился, похоже, уже сам юный великий князь: в 1543 году он обвинил Андрея Шуйского в измене и отдал его на растерзание собакам. В общем, все детство великого князя прошло в атмосфере кровавых интриг и заговоров, в которых он сам постепенно начал принимать участие. Главными событиями правления Ивана IV до достижения им совершеннолетия стали: денежная реформа 1535-1538 гг. Совершеннолетие и венчание на царство В 15 лет, то есть в 1545 году, Иван IV достиг совершеннолетия и начал править самостоятельно. Однако, по всей видимости, он нуждался в дополнительном подкреплении своей власти, демонстрации своей независимости, а потому решил венчаться на царство. Молодой правитель был помазан миром и получил благословение. Венчание Ивана Грозного на царство Существует версия, по которой титул великого князя московского соответствовал в европейском понимании принцам или герцогам, но не монархам. Это не совсем так. При этом в переписке с королями Венгрии и Польши, великим князем Литвы и священно-римским императором он именовался исключительно великим князем. То есть как минимум часть европейских монархов признавала великих князей московских равными себе, но единообразия в этом вопросе не было. Грамота константинопольского патриарха Иоасафа II о признании царского титула Ивана IV Исследователи также отмечают, что принятие Иваном IV царского титула в январе 1547 года никак не повлияло на объем его полномочий. И в праве сбора налогов, и в управления финансами, и в распоряжении земельными владениями, и в системе управления его прерогативы остались прежними. Можно сказать, что предшественники Ивана IV уже собрали в своих руках неограниченную власть, а он лишь упорядочил свою титулатуру и добился признания нового титула в других странах. Первыми царский титул Ивана Грозного признала Англия — в 1555 году. В 1576 году — Священная Римская империя.

Но в этот раз храм был специально богато украшен. Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом. Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением. Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни. Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью. Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV. Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов. По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия. Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки. Одновременно царь получил богатые дары как от своих, так и от иностранных подданных.

Венчание на царство Ивана IV Грозного

В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Это слова из молитвы святителя митрополита Макария Московского при венчании на Царство Великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного. Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости.

Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)

Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547) На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.
Ответы : В каком соборе произошло венчание Ивана 4 и какой год? Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство.
Венчание на царство первого русского Царя – Иоанна IV. Самодержавная Русь Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники.
Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича.

Венчание на царство Ивана 4

Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная.

Кто был первым русским царем

Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство.

1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр. Первые три тома повествуют о событиях священной и всемирной истории, включая текст Библии, Троянскую историю, историю древнего Востока, древнего Рима и историю Византии, доводя повествование до X века. В семи следующих томах излагаются события русской истории, начиная с 1114 года. Изложение истории подчинено идее прославления московской династии и укрепления самодержавной власти царя. Царственная книга содержит изложение событий времени правления царя Ивана Грозного с сентября 1533 по март 1553 года.

По те временам — мало, так как часто дети не доживали до отроческого возраста. А выживание наследников — вопрос государственной важности, вспомним дело Соломонии Сабуровой. Вторую законную жену, Марью, после 8 лет супружества тоже отравили, наследника не осталось. Третья законная, Марфа, умерла девственницей через две недели после свадьбы также отравлена [9]. После ее смерти царь обратился к отцам Освященного Собора, который был собран по случаю выбора нового митрополита: «В глубокой старости хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку.

И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи — царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи то есть как минимум полгода , во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий — уже с верными, но без Причастия. Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев. Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи. Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было.

Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса. Выживших детей от них также не было. Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной.

В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер. С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены. Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз?

Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике. Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном. Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Отец рано умер, и Бориса вместе со старшим братом Василием умер в моровое поветрие 1571 года и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов. Уже в 15 лет Борис попал на царский двор — он стал стряпчим в его ведении погреба, гардероб, приемы.

Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, но также и тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой то есть воспитателем царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного. Сравнение двух икон В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким. То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» то есть в бане. Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно.

При этом дружкой царя был родственник Бориса — Иван Сабуров. Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие — но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых — если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком.

Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком — известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом. Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак — она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода.

Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой — на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Заметим, что через полвека дочь царя Бориса Ксения Годунова вышила точно такой же покров, с тем же самым образом, были только добавлены припадающие Сергий и Никон Радонежские. То, что Новгородский архиепископ благословил молодых этим образом, свидетельствует: наследие потомков Захарии Чета вышло на общероссийский уровень — их родовые символы становились общенациональными [10]. Участники этой свадьбы 1571 года прекрасно помнили, что 64 года назад отец нынешнего царя женился на другой представительнице рода Сабуровых — Соломонии. Несомненно, тема ее судьбы обсуждалась, и именно тогда немец Гейденсталь услышал из уст одной боярской дочери подтверждение того, что у Соломонии все-таки родился сын — князь Юрий Васильевич.

На смотре невест и свадьбах Ивана Грозного и его сына Ивана присутствовало множество представителей Сабуровых и Годуновых; вероятно, они и были источником этой информации. Но брак царевича Ивана был несчастным — уже через год Евдокия Сабурова была пострижена в монастырь, затем царевич женился еще два раза, но умер в 1581 году, так и не оставив потомства. Что касается мифа об убийстве царевича Иваном Грозным, то его впервые озвучил иезуит Антоний Поссевино, который перед этим в пух и прах проиграл спор о вере Ивану Грозному. А художник Репин упрочил этот миф своей картиной, увенчав себя сомнительными «лаврами» другого любителя вешать ярлыки историческим деятелям — Пушкина. После смерти царевича в родовой монастырь его первой жены — Костромской Ипатьевский — были вложены Евангелие, сочинения святителя Иоанна Златоустого, образ святителя Николы Чудотворца с деяниями и складни — «Живоначальная Троица» и «Воплощение Богоматери».

Вернемся к Борису и Ирине Годуновым. С учреждением опричнины Борис вошел в состав опричного войска как и некоторые другие Годуновы и Сабуровы [11] , но про них неизвестно, чтобы они принимали какое-то участие в тех самых казнях, за которые опричников не любил народ. Его сестра Ирина Годунова родилась примерно в 1557 году и уже в 7 лет была принята на воспитание в Кремль, где росла вместе с Федором-царевичем — своим одногодком. Федор-царевич женился на Ирине примерно в возрасте 15 лет. Точная дата свадьбы Федора-царевича и Ирины Годуновой неизвестна, принято считать, что это произошло не позднее 1575 года.

Вполне вероятно, что она состоялась в 1572 году — вслед за свадьбой старшего сына Грозного. Именно в этом году братья Дмитрий Иванович и Борис Федорович Годуновы сделали первый земельный вклад в Ипатьевский монастырь — село Прискоково, что неподалеку от Плеса ныне — Ивановская область. Храм села Передки Бежецкой пятины - 1531 год. Напомню, что Ирина стала женой суздальского удельного князя, так как никто не знал, что после смерти Ивана Федор станет царем. Еще при жизни Грозного его невестка прославилась своими мастерскими.

В 1572—1582 годах она и ее помощницы вышили следующие пелены: «Положение во гроб» для Ипатьевского монастыря, «Преподобный Сергий Радонежский» для Троице-Сергиева, «Преподобный Варлаам Хутынский» для Хутынского, «Преподобный Александр Свирский» для Свирского монастыря. В 1575 году царь Иван Грозный женился на Анне Васильчиковой — и Борис Годунов вновь был дружкой — только уже самого царя — и вновь вместе с ним «в мыльне мылся». В 1577 году во время военного похода по пути из Новгорода в Псков царь изволил ехать на аргамаке, то есть на коне, Бориса Годунова. Это была большая честь. И в том же году Борис был пожалован чином кравчего.

Кравчие следили за тем, чтобы царь случайно не отравился и не был специально отравлен во время еды и питья. Это было не понижением чести, а данью родству, так как Нагие —родственники Годуновых — через Пешковых-Сабуровых.

У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году. Согласно действовавшей практике, если ты принимаешь титул от правителя, стоящего рангом выше, то тот, кто принимает, становится вассалом дающего титул. В Росархиве сохранилась грамота 1514 года Максимилиана I [8] к отцу Грозного Великому князю Василию III, в котором князь назывался титулом «kayser» — цезарь, император. Эту грамоту в 1718 году царь Петр распорядился напечатать на европейских языках для обоснования своего императорского титула.

Ближайшее окружение царя оказалось не радо возвышению царя. Они поддерживали претензии западных «партнеров» в их стремлении лишить Грозного этого важного титула. Фроянов приводит сведения: «Нельзя забывать, что к моменту приезда литовских послов в Москву прошло всего два года, как в русской столице произошло событие величайшего государственного значения — венчание Ивана IV на царство. И послы требуют от богоизбранного государя отказаться от царского титула. Требование послов отказаться от титула царя при составлении договора о перемирии ставило вообще под сомнение царское достоинство Ивана IV и тем поощряло московских противников самодержавия к дальнейшей крамоле. Вот почему государь долго говорил о Думе, убеждая бояр не отступать от недавно провозглашенного русского царства. Казалось, бояре поняли всю ответственность решения, которое им предстояло принять, и согласились с доводами царя, но затем перевернулись, поддержав «непризнание царского титула со стороны Сигизмунда II Августа», то есть став фактически на сторону иноземного властителя.

Это походило на коллективную измену бояр царю Ивану. Сильвестр же, извратив суть дела, подал все происходившее в Думе как тщеславную борьбу Ивана «за имя», а современные историки бездумно приняли поповскую версию. Сильвестр к этому времени обладал уже столь сильным влиянием и властью, что сумел переубедить Думу и склонить ее принять решение о необходимости писать в договоре о перемирии с Великим княжеством Литовским государево имя «несполна», опустив царский титул Ивана. Боярская Дума задевала не только честь государя, но также международный престиж Русского государства, достоинство митрополита, святость и непререкаемость православной веры и церкви, задевала потому, что игнорировала акт венчания Великого князя Ивана на царство, где концентрировались все названные моменты» [9]. В завершение баталий по поводу титула и подписания мирного договора приведем следующие сведения: «Польша не хотела признавать титул за московским государем, а Иван прямо отказывался величать Сигизмунда-Августа королем» [10], «не признавал за Сигизмундом II титулы «короля русского и прусского» [11]. Но со временем, а точнее в 1561 году перед женитьбой на Марии Темрюковне, «в Москву прибыли послы от константинопольского патриарха. Вселенский собор специальной грамотой подтверждал право московита на царский титул.

Глава вселенской православной церкви освятил своим авторитетом власть православного московского царя. Затеянные по этому поводу пышные богослужения призваны были поднять престиж монарха и его нового правительства» [13]. При этом, Грозный, «…получив от них искомый акт о признании царем, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту» [14]. Окончательно вопрос с титулом царя будет закрыт в 1575 году при помощи племянника Марии Темрюковны, известного как Симеон Бекбулатович. У них родился сын Саин-Булат. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида.

В Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, составленной уже после венчания на царство, по сравнению с Краткой, появляются существенные нововведения. В число царских регалий вошли скипетр, вручавшийся царю после возложения на него Шапки Мономаха, и цепь «злата аравийского золота», возлагавшаяся на царя у Царских врат во время литургии. Исключительными по своей важности нововведениями, включенными в Пространную редакцию, стали таинства миропомазания и причащения.

Миропомазание царя в России происходило во время литургии, которая завершалась таинством причащения. Впервые описание таинства причащения приведено в Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, из которой следует, что царь принимал причастие у Царских врат сразу же после того, как причащался ведущий службу архиерей. Зафиксированный в этом документе порядок приобщения царя Святым Тайнам символически сближал его, что чрезвычайно важно, со священнослужителями.

Злонравная: Мария Темрюковна

  • Венчание на царство Ивана IV Грозного
  • В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного
  • Иван Васильевич, ставший Грозным
  • Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! /
  • ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле - YouTube

Кто был первым русским царем

Народ, представители духовенства и власти задумывались о положении страны, о ее исторической роли. В письменных памятниках этой эпохи звучит мысль о преемстве Московского княжества по отношению к Византийской империи и Риму до его уклонения в ересь. В начале XVI века появилась теория «Москва — третий Рим» , выражающая понимание духовного назначения России как православной страны. В письменных памятниках встречается рассказ о венчании Владимира Мономаха в начале XII века знаками царского достоинства ефесским митрополитом.

Отношение к правителю в православной стране является особым. Он получает власть от Бога. После падения Константинополя больше не было стран с правителем с титулом православного царя.

Московское княжество воспринимало себя как преемник Византии. Первым венчался на царство Иван IV. Венчание на царство обозначило особую духовную связь народа с царем и преемство Москвы по отношению к Византии.

Согласно летописям, идею венчаться с принятием титула царя высказал сам молодой великий князь Иван Васильевич. Он сказал об этом митрополиту Макарию, другим представителям духовенства, приближенным ко двору боярам.

Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному. Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы. Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью. Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов.

После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее. Семейная жизнь Ивана Васильевича с бойкой вдовой продолжалась два года, пока он не застал ее в постели с другим мужчиной. Закопали Василису и ее любовника в одной яме, Мелентьеву — живой. Раскрашенная литография по эскизу В. Замуж за царя, которому уже исполнилось 50, идти не хотела, да только кто ее спрашивал. Свадьбу провели в «узком кругу»: посаженным был царевич Федор, «тысяцким» — наследник престола, Иван.

Те возмущались: где это видано, чтобы царевнами управляла «женище» — невенчанная супруга, обычная наложница? Иван, раздраженный женскими сварами, как-то пообещал скормить Марию псам, и после этого девушка присмирела. В 1582 году у Нагой родился сын Дмитрий, а спустя два года Иван Грозный скончался. Женщину с ребенком сослали в Углич, а когда Дмитрию исполнилось девять лет, он погиб. Историки до сих пор не смогли разобраться, что произошло: то ли мальчика убили, то ли он сам во время приступа эпилепсии ударил себя в горло сваей — тяжелым четырехгранным гвоздем для игры в тычку. Ты знала, что у Ивана Грозного было восемь жен? Да Фото: Getty images, Legion media Поделиться 4 комментария Лилия Гусева 29 Августа 2021, 14:02 статья конечно, по фактологии изрядно прихрамывает...

Но, скажите, даже в этом случае, автора или кто там иллюстрации подбирал в "портрете" Анны Васильчиковой не смутило платье 18 века и напудренная прическа? Ну ок, подумаешь, разные персонажи с разницей в 200 лет, обе же Анны Васильчиковы и пусть одна урожденная, а вторая по замужеству - главное ж картинку ляпнуть. Русофобия тут не скрывается даже.

На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV. Понравилась статья?

На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром.

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог".

Венчания на царство и последствия

  • ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле - YouTube
  • 16 января / 29 января ​ - Наследие Империи
  • Предыстория
  • Венчания на царство и последствия

Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного

Одни считают, что у Ивана Васильевича рано сформировалось стремление к власти, а другие предполагают, что идею ему мог подсказать митрополит Макарий. Россия при Иване IV. Венчания на царство и последствия Датой венчания на царство Ивана IV стало 16 января 1547 года. Церемония прошла в Успенском соборе Московского Кремля. Чин церемонии составил митрополит Макарий и он же возложил на Ивана Васильевича царские регалии: Бармы оплечье. Шапку Мономаха.

Крест Животворящего древа. Реакция в Европе на царский царский титул была разной. Больше всего он не понравился польскому королю Сигизмунду II, который увидел в этом стремление Ивана IV захватить территорию Великого княжества Литовского. Зато царский титул признали с 1555 года Англия, Дания и Флорентийская республика.

Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи. Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом.

Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой. После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях. В отличие от Анастасии Мария не пыталась укротить буйный нрав мужа — наоборот, только разжигала его жестокость и подозрительность. Единственный ребенок Марии, царевич Василий, умер в двухмесячном возрасте.

Сама царица скончалась в 1569 году. Бояре, дворяне и простой люд оплакали женщину, «показывая горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна». Грозный привычно объявил, что его жену сжили со свету, но в этот раз, по словам Карамзина, лишь для того, чтобы подготовить Россию к «ужаснейшим исступлениям своей ярости». Скульптурная реконструкция С. Никитина по черепу Марфу Собакину, которую вся страна запомнила благодаря легендарной фразе из фильма Гайдая: «Марфа Васильевна я», — Иван Грозный и женой-то не считал. Причины для этого у него действительно были: его супругой Собакина пробыла лишь 15 дней.

Всего собрали две тысячи девушек, из них выбрали 24, потом отсеяли половину, оставив 12 претенденток. Иван «долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину». Знай они, что их ожидает, то вряд ли радовались бы — скорее, бежали из столицы со всех ног. Марфа Собакина сразу после помолвки захворала: девушка «сохла» без видимых причин, у нее начались припадки. Это было крайне странно: ведь остальных претенденток она обошла не только красотой, но и здоровьем. Иван от невесты не отказался и сыграл свадьбу: «Положа на Бога упование, любо исцелеет».

Бог, увы, не помог: через 15 дней после венчания Марфа умерла. По традиции Иван объявил, что девушку извели ядом.

Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.

Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие... Сегодня, 26 апреля в истории: 1658.

Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства.

По одной версии — это венец творенья византийских ювелиров, по другой — родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей - она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного

25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»). Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь. Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам.

Самое читаемое

  • «Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного
  • «Государь-самодержец»
  • Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство - РОССИЯ — НОЕВ КОВЧЕГ
  • Иван IV и Фёдор Иванович: появление традиции и становление обряда

Кто был первым русским царем

16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий