Новости в москве храм василия блаженного

Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире.

В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века

Уникальную находку обнаружили в Храме Василия Блаженного российские историки. Смотрите видео онлайн «Сделано в Москве: Храм Василия Блаженного» на канале «Сделано в Москве» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 сентября 2023 года в 13:08, длительностью 00:26:09, на видеохостинге RUTUBE. это собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. 21 мая 2023 года исполняется 100 лет музею «Покровский собор» (Храм Василия Блаженного).

В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века

Икона довольно большого размера, 215 на 140 сантиметров, отличается особой выразительностью письма. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны. Эксперты предполагают, что она могла оказаться там в годы антирелигиозных кампаний.

Часовня находилась в ведении священников Покровского собора, которые ежедневно служили в ней молебны, заботились об украшении и поновлении святынь», — приводятся слова генерального директора Исторического музея Алексей Левыкина. Обстоятельства появления иконы в Покровском соборе до конца не ясны, как и других святынь, которые оказались в храме в годы антирелигиозных кампаний, возможно, это произошло после сноса часовни в 1925 году.

Благодаря обретению и реставрации иконы на Спасской башне появилась возможность провести сравнительный анализ надвратного образа и иконы из часовни, которая являлась его копией списком.

Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь — в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери — Вратарницы и Заступницы через Казанский собор — образ Церкви Воинствующей к Лобному месту — московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору — в Небесный Иерусалим. Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. Адриана и Наталии.

Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом. Храма сохранился по особому Промыслу Божиему — не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв. В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!.. Барановского — мученика и подвижника русской культуры.

На Красной площади у касс храма - огромная очередь. Посетители из самых разных уголков нашей страны, приезжая в столицу, спешат побывать в храме-музее.

Она рассказала, что сегодня храм празднует свой день рождения - ему исполняется 462 года, а Григорий отметил, что храм Василия Блаженного - народное название храма. Я думаю, за время, пока был закрыт Покровский собор, люди соскучились, поэтому и вчера, и сегодня у нас было много гостей. Мы для них подготовили сюрприз - приятный подарок в день рождения Покровского собора - 50 процентов от стоимости билета. Сарачева подчеркивает, что среди посетителей есть как верующие люди, которые идут в храм, чтобы приложиться к мощам известных московских блаженных - Василия и Иоанна, так и люди, которые интересуются культурой и искусством, настенными росписями. Продолжится он мастер-классами.

В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви

Причина, по которой Покровский собор закроют для посещения 14 декабря, не указана. Ранее сообщалось, что в столичных вузах могут изменить график работы из-за новогодних праздников. Депутаты предложили сделать 25 декабря последним днем в 2023 году, когда можно будет сдать зимнюю сессию.

До этого Государственная Третьяковская галерея опубликовала свой режим работы в новогодние праздники.

Так, 31 декабря и 1 января все музеи галереи будут закрыты. А 2, 3, 4, 5, 6 и 7 января с 10:00 до 21:00 москвичи смогут посетить постоянные экспозиции и выставки в основном здании галереи, Инженерном корпусе и в здании Новой Третьяковки.

Праздник завершится традиционными соборными звонами в исполнении звонаря Московского Кремля Игоря Коновалова.

Во все колокола мастер колокольного звона будет звонить полчаса. Как работает В летние месяцы с июня по август храм работает с 10 до 18 часов, территория собора открыта для посетителей с 9 утра до 19. Первая среда месяца - выходной.

В мае, сентябре и ноябре храм открыт с 11 до 18 часов, с ноября по апрель - с 11 до 17 часов. Цена билета для взрослых граждан РФ - 500 рублей, для детей-граждан РФ от 7 до 17 лет - 250 рублей. Кстати Впервые в истории Покровского собора сегодня проводится фотоконкурс "Один день из жизни храма Василия Блаженного".

На постоянной основе в музейном комплексе проводятся экскурсии для глухих и слабослышащих, незрячих и слабовидящих, людей с особенностями интеллектуального развития. ГИМ стремится к тому, чтобы сделать свое пространство максимально инклюзивным. Сегодня Покровский собор присоединился к проекту "ГИМ.

Доступно": теперь на его территории появились две тактильные модели. Уличная металлическая — это первая модель архитектурного сооружения в историческом центре Москвы. Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия.

Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус.

Историческая сенсация: в Храме Василия Блаженного обнаружили копию иконы со Спасской башни

Уточняется, что также будет недоступен для посетителей Покровский собор (Храм Василия Блаженного), расположенный на главной площади страны. Смотрите видео онлайн «Сделано в Москве: Храм Василия Блаженного» на канале «Сделано в Москве» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 сентября 2023 года в 13:08, длительностью 00:26:09, на видеохостинге RUTUBE. За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. Как мечеть сочетает татарские черты, что переняла от храма Василия Блаженного, Кремля и собора Святой Софии в Стамбуле, выяснил «БИЗНЕС Online».

Храм Василия Блаженного - Покровский собор

Ранее сообщалось, что в столичных вузах могут изменить график работы из-за новогодних праздников. Депутаты предложили сделать 25 декабря последним днем в 2023 году, когда можно будет сдать зимнюю сессию. До этого Государственная Третьяковская галерея опубликовала свой режим работы в новогодние праздники.

Снимок был подписан так: «Трудовой кодекс — не Уголовный, можно и нарушить». Фотосессия привлекла внимание правоохранительных органов, и нарушителей задержали. Суд назначил обоим административный арест на десять суток со штрафом в размере пяти тысяч рублей, а также постановил выдворить блогера за пределы России. Чистовой вменили неподчинение полиции, а Бобиеву — нарушение миграционного законодательства. Впоследствии Бобиев извинился за свой поступок.

Чистова тоже несколько раз публично высказалась по поводу инцидента.

Точная дата была установлена в середине прошлого века благодаря реставраторам, обнаружившим надпись с указанием дня освящения. Своё название храм получил из-за того, что был установлен рядом с кладбищем, на котором находилась могила юродивого святого Василия Блаженного. После взятия Казани в 1552 году Иван Грозный приказал построить на Красной площади деревянные храмы. Это историческое событие запечатлено в названиях восьми церквей собора, увековечивших дни основных сражений за Казань.

О человеке, в честь которого был назван храм Василий Блаженный на иконах. А был он таковым ещё и потому, что Василия чтил и даже побаивался сам царь Иван Грозный. Известно даже, что незадолго до смерти юродивого, когда он сильно захворал, царь лично посетил его вместе со своей супругой Анастасией. А уже после того, как Василий скончался в 1557 году согласно другой версии, это произошло 1552 году , Иван Грозный вместе с боярами нес его одр. Память о нём не забылась - в 1588 году его канонизировали, а мощи перенесли в тот самый Покровский собор, что на Рву. О судьбе собора в первые советские годы Храм в советские годы. Так, в 1928 году Советским Союзом была конфисковано церковь у русской православной общины, после чего власти решили превратить ее в филиал Государственного исторического музея, который расположен на другой стороне Красной площади. Впрочем, там он оказался не в одиночку, а с целой группой близлежащих памятников истории и архитектуры - вместе с Московским Кремлем и Красной площадью. Об этимологии официального названия собора Тот самый ров на миниатюре 16 века. Вот только всё дело в том, ранее он там был - в период с 1508 по 1814 года на территории Красной площади действительно располагался фортификационный Алевизов ров, который был создан по приказу царя Василия III. А история его закончилась в 1814-1815 годах - именно тогда в рамках реставрации Красной площади после Отечественной войны 1812 года ров за ненадобностью засыпали. Интересное видео с нашего канала:.

Символ России: Главархив о загадке двух названий храма Василия Блаженного

Уникальную находку обнаружили в Храме Василия Блаженного российские историки. Царские врата иконостаса в церкви Василия Блаженного Покровского собора. Главархив Москвы раскрыл содержание ряда документов с информацией из истории собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву более известного как храм Василия. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади будет закрыт для посетителей в четверг, 14 декабря.

7 интересных фактов о храме Василия Блаженного

Приказ о возведении храма отдал Иван Грозный - в память завоевания Казанского царства и присоединения Казани к Московскому государству. Это произошло на следующий день после важного православного праздника - Покрова Пресвятой Богородицы. Ему и посвятили храм. Он был единственным отапливаемым и службы в нем шли каждый день, поэтому название закрепилось за всем собором. Куполов у собора также 11: десять венчают приделы в том числе придел Василия Блаженного и еще один над колокольней.

Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м.

Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом.

Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку.

Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору.

В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял.

Напомним, так выглядит Храм Василия Блаженного. Ученые намерены создавать трехмерные копии памятников, экспонатов и храмов. Об этом сообщили в компании AIRI.

Последняя занимается технологиями компьютерного зрения.

Как напомнили в ведомстве, строить собор начали в 1555 году в честь покорения царем Иваном IV Грозным Казанского ханства. При этом начало штурма Казани пришлось как раз на Покров Пресвятой Богородицы, поэтому новый храм назвали в память об этом празднике. По самой известной версии, его архитекторами были Барма и Постник, сообщает сайт мэра Москвы. Собор заложили возле рва, служившего оборонительным укреплением и устроенного вдоль Кремлевской стены — это раскрывает вторую часть изначального названия храма. Название «храм Василия Блаженного», напомнили в ведомстве, было дано собору по приделу в нижней части собора, посвященного известному московскому юродивому, канонизированному в 1588 году.

Василий Блаженный помогает выйти замуж

Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным. Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский. Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название — собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему. Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима — Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова Апокалипсисе. В нем не только молились — он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» или «осьмое царство» , которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима.

Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории покрывале с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора — главного храма Третьего Рима.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень навес из слоновой кости и золота.

В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Также Главархив представил опись имущества придельной церкви во имя преподобного Александра Свирского собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву 1769 года и прошение протопопа собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Иоанна митрополиту Московскому и Калужскому Платону об окончании ремонта придельной церкви во имя преподобного Александра Свирского 1790 года. Придельная церковь была посвящена памяти почитаемого новгородского святого Александра, основавшего монастырь на реке Свири в конце XV века. Именно в его памятный день, 30 августа 1552 года, была разбита конница татарского царевича Япанчи на Арском поле, что позволило русской рати штурмовать Казань.

Также пользователям стала доступна ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву за 1915 год. Так, за тот год доходы храма составили более 80 тысяч рублей, которые в основном тратились на содержание духовных и епархиальных училищ, на нужды благочиния, к которому относился собор, выплаты причту служителям церкви. Описание строений и опись имущества собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Василия Блаженного на Красной площади за 1921 год, опубликованное Главархивом Москвы, демонстрирует состояние символа Москвы в первые годы после того, как «город чудный, город древний» вновь обрел статус столицы. После 1917 года над храмом неоднократно нависала угроза уничтожения.

Но каждый раз его оставляли невредимым.

По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного. Затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому. В завершение митрополит Феогност поздравил всех с праздником и обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Галереи и крыльца[ править править код ] По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой [93] [109]. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись , которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке сохранена масляная живопись XIX века — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом [113]. Украшение крыльца, 2007 год Роспись галереи, 2005 год В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами [114]. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство [109]. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. В настоящее время её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов [109] [113]. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114]. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114]. Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий