Новости операция искра 1943

Подвиг января 1943-го вспоминают там, где проходила тяжелейшая операция «Искра» — на берегу Невы, у музея-диорамы рядом с Синявинскими высотами. Операция «Искра» в официальной российской историографии имеет точные временные рамки (12 — 30 января 1943 года). Итак, 18 января 1943 года, в ходе операции Искра Красная Армия (войска Ленинградского и Волховского фронтов) прорвали кольцо блокады. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского.

«Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда

Кроме того, в результате операции «Искра» окончательно были сорваны планы германского командования соединиться с финскими войсками. Новороссийско-Таманская стратегическая наступательная операция 1943. В конце 1942 года советское командование готовит операцию по прорыву блокады. Главная» Новости» Операции искра в январе 1943 года. Операция "Искра". Кто руководил сражением, зачем в небе кружили аэростаты и сработал ли секретный план генерала Симоняка?

Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. После мощного артиллерийского огня пошли в атаку ударные отряды Волховского и Ленинградского фронтов, 2-я, 67-я армии. К 18 января блокада Ленинграда была прорвана, что стало переломным моментом в большом сражении за город. Но сегодня всё чаще звучит мнение, что цена этой победы оказалась слишком велика. Пока держится Ленинград - держится весь фронт Советские разведчики в первый день «Искры». Ленинградский фронт и Балтийский флот оставались изолированными от других красноармейских сил. В 1942 году совершались попытки разблокировать город посредством наступательных Любанской и Синявинской операций.

Но никаких успехов эти действия не принесли. Территории между Волховским и Ленинградским фронтами занимали гитлеровские части. На улицах второй советской столицы по-прежнему рвались снаряды и бомбы, погибали люди, разрушались здания. Городу постоянно угрожали авианалёты и артиллерийские обстрелы. В результате высочайшей смертности, эвакуаций и армейских призывов население Ленинграда за год уменьшилось на 2 млн человек и составляло лишь 650 тысяч. Отсутствие сухопутного сообщения с подконтрольной СССР территорией вызывало серьезнейшие трудности с подвозом топлива, сырья для предприятий, продуктов питания и предметов первой необходимости для гражданских.

Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению.

Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург.

Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу. Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город. Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим.

Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать. Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони.

Из-за морозных зим замерзали водопроводные трубы и дома оставались без воды. Топлива катастрофически не хватало. Людей не успевали хоронить — и трупы лежали прямо на улице. В самом начале блокады сгорели Бадаевские склады, где хранились запасы продовольствия города. Жители Ленинграда, отрезанные от всего мира немецкими войсками, могли рассчитывать лишь на скромный паек, состоявший практически из одного хлеба, который выдавали по карточкам. За 872 дня блокады умерло более миллиона человек, главным образом от голода. Попытки прорвать блокаду совершались несколько раз. Осенью 1941 года были проведены 1-я и 2-я Синявинские операции, однако обе они закончились провалом и большими потерями. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не увенчались успехом. В конце 1942 года военный совет Ленинградского фронта подготовил планы двух наступательных операций — Шлиссельбургской и Урицкой. Первую планировалось провести в начале декабря, среди ее задач было снятие блокады и постройка железной дороги. Шлиссельбургско-Синявинский выступ, превращенный противником в мощный укрепленный район, замыкал кольцо блокады с суши и разделял 15-километровым коридором два советских фронта. Во время Урицкой операции предполагалось восстановить сухопутную связь с Ораниенбаумским плацдармом, областью на южном побережье Финского залива.

Более высокая, 50-метровая, была оставлена противником без боя в январе 1944 года, после того как советские войска, учтя печальный опыт предыдущих сражений, начали наступление на других направлениях, угрожая немцам окружением. Финны активно помогали немцам Парад финских войск в захваченном Выборге Недавнее открытие памятной доски Густаву Маннергейму в Петербурге которая, правда, вскоре была демонтирована вызвала в обществе бурную дискуссию о личности финского маршала и его роли в Великой Отечественной войне. Сторонники установления доски утверждали, что финская армия под его руководством лишь отвоевала то, что СССР захватил в ходе Зимней войны 1939-40 годов, после чего, мол, благородно отказалась принимать участие в совместном с вермахтом штурме Ленинграда. На самом же деле руководство Финляндии не скрывало своих агрессивных планов. Президент страны Ристо Рюти заявил представителям Третьего рейха, что "Ленинград надо ликвидировать как крупный город". В своей речи, заготовленной для празднования падения северной столицы СССР, Рюти собирался сообщить согражданам, что "это известие, как и ожидалось, подняло дух каждого финна". Летом-осенью 1941 года финская армия под командованием Маннергейма не только отвоевала то, что потеряла в 1940 году, но и перешла старую границу между Ладожским и Онежским озерами, захватив часть Карелии, включая Петрозаводск. Однако ударить с севера по Ленинграду финнам помешали мощные укрепления Карельского укрепрайона и активное сопротивление его гарнизона. А крест на попытках финской армии соединиться с немцами поставила успешная Тихвинская наступательная операция Красной Армии, проведенная в ноябре-декабре 1941 года. Кроме того в результате этой победы РККА немцы не смогли зимой перерезать "Дорогу жизни", по льду Ладожского озера связавшую осажденный Ленинград с большой землей. Капитуляцию Ленинграда нацисты не приняли бы в любом случае Разрушенный немцами Екатерининский дворец в Царском Селе Несколько лет назад телекомпания "Дождь" провела интернет-опрос "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней? Но остался вопрос: что было бы? Ведь объявили же французы летом 1940 года Париж «открытым городом», отказавшись его защищать, и ничего, обошлись без кровопролития. Но с Ленинградом всё обстояло иначе - его участь была предрешена. Что касается попыток жителей и гарнизона сдаться в плен, то в документе четко пояснялось: "Они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться.

Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации

  • Пока держится Ленинград - держится весь фронт
  • «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
  • РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!
  • Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.
  • Пятая попытка
  • Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады

Операция «Искра»: как это было

О том, как проходила операция «Искра» мы расскажем в следующих публикациях. Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. Фото: Всеволод Тарасевич / РИА Новости. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. От Урицкой операции в итоге было решено отказаться, а Шлиссельбургская была переименована Сталиным в операцию «Искра» — она была назначена на начало января 1943 года.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Наибольшим доверием Верховного главнокомандующего пользовался в то время именно Жуков, сразу доложивший в Москву о многих недочетах в подготовке и обеспечении операции. Немцы соорудили там несколько линий обороны. Наступление готовили в строжайшей секретности. Сначала его наметили на 1 января 1943 года, но в планы полководцев вмешалась оттепель. Дороги размыло, морозец ударил только через неделю. Вскоре и началась операция «Искра». В ночь на 12-е по немецким позициям ударила артиллерия и начала работать авиация РККА.

Русская артиллерия била великолепно: я никогда не слышал, чтобы немецкая артиллерия стреляла так здорово», — вспоминал один из немецких пленных. Удивили врага и бомбардировщики: геббельсовская пропаганда утверждала, что советская авиация совершенно обескровлена. Обращение военного совета Ленинградского фронта к бойцам и командирам вышло на редкость эмоциональным: «Дерзайте в бою, равняйтесь только по передним, проявляйте инициативу, хитрость, сноровку! Слава храбрым и отважным воинам, не знающим страха в борьбе! Смело идите в бой, товарищи! Помните: вам вверены жизнь и свобода Ленинграда!

Пусть победа над врагом овеет неувядаемой славой ваши боевые знамена! В бой, в беспощадный бой с врагом, мужественные воины! Неделю шли упорные кровопролитные бои. В сражениях отличилась 136-я дивизия генерал-майора Николая Симоняка. Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и багров, закрепляли там лестницы. В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танк «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения.

А сколько подвигов совершили в те дни защитники Ленинграда! Вспомним лишь несколько эпизодов из многих. Герои прорыва Штурмовая группа, в которую входил красноармеец-стрелок Дмитрий Молодцов, 13 января должна была обойти тяжелую артиллерийскую батарею немцев с фланга и захватить ее. Бойцы ползли по глубокому снегу. Путь им преградил пулеметный огонь с высоты, которую красноармейцы называли Подснежником. Молодцов не растерялся, с тыла подполз к немецкой огневой точке и попытался забросать дзот гранатами.

Тщетно: немцы продолжали обстрел. Тогда Молодцов бросился своим телом на вражеский пулемет, приняв огонь на себя.

Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать.

Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони. Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный. Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке. Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться.

Давайте остановимся на этом чуть подробнее? И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. А если мы затронем более ранний период — 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью. Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать — Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа? Было принято решение о движении исключительно по ночам. Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую — из города.

Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь.

На данном участке против советских войск действовала 18-я армия командующий — генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север». На шлиссельбургско-синявинском выступе было сосредоточено до 5 дивизий ещё 4 — в оперативном резерве , около 700 орудий и миномётов, до 50 танков и штурмовых орудий. Авиационную поддержку немецким войскам оказывали части 1-го воздушного флота командующий — генерал-полковник А. За почти полтора года пребывания в этих местах части вермахта превратили выступ в укреплённый район, насчитывающий множество опорных пунктов и узлов обороны, линий противотанковых и противопехотных заграждений, минных полей. Командование группы армий «Север» использовало для обороны болотистую и холмистую местность, а также применяло захваченную во время предыдущих неудачных операций Красной Армии боевую технику и вооружение. Всё пространство перед линией фронта простреливалось с нескольких точек.

В совокупности эти факторы делали оборону вермахта исключительно трудно преодолимой. Общая численность немецких войск на начало операции составляла на данном участке около 60 тысяч человек, 700 орудий и миномётов, 50 танков и самоходок, 200 самолётов. Подготовка к операции Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 — начала января 1943 года. Все задействованные части были пополнены личным составом, боевой техникой, вооружением, боеприпасами. Привлечённые части инженерных войск построили большое количество колонных путей и мостов для переброски подкреплений. Большое внимание было уделено обучению военнослужащих, проводились командно-штабные игры. Активно производилась воздушная разведка с аэрофотосъёмкой, что позволило максимально уточнить карты. Чтобы противник не обнаружил приготовления советских войск, был разработан целый комплекс мер секретности.

Передислокация и перегруппировка частей производилась лишь в тёмное время суток или при плохих погодных условиях, что обезопасило их от обнаружения вражеской авиацией. Велась активная разведка во всей прифронтовой полосе, чтобы враг не мог разгадать замысел советского командования. План операции разрабатывал строго ограниченный круг штабных работников. Лишь в январе 1943 года, незадолго до операции, противник узнал о подготовке советских войск к наступлению, но когда и на каком участке оно будет — гитлеровскому командованию было неизвестно до самого последнего момента.

Из всех ленинградских памятных дат эта особенная. Ее отмечают не в городе, а в Ленобласти, на месте событий, где начиналась операция «Искра».

На левом берегу Невы укрепились немецкие войска, а на правом незаметно для противника были сконцентрированы ударные силы советской армии. Они по льду перешли Неву, прорвали оборону немцев и двинулись вглубь на встречу с частями Волховского фронта. Теперь на этом берегу реки располагается мемориал и музей, посвященный обороне Ленинграда и прорыву блокады. Все танки, установленные на площади рядом с музеем, участвовали в боях и подняты со дна Невы.

Пятая попытка

18 января 1943 года в ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. О том, как советским войскам в ходе операции "Искра" удалось перекусить стальной ошейник гитлеровских дивизий, душивший город с сентября 1941-го, — в материале РИА Новости. Операция «Искра» в историографии Операция «Искра» в официальной российской историографии имеет точные временные рамки 12 — 30 января 1943 года. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. 75 лет назад, 18 января 1943 года, в ходе операции "Искра" была прорвана блокада Ленинграда.

Как прорывали блокаду Ленинграда

И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена. Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником. В таких условиях начинать наступление было рискованно.

Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года. ТАСС вспоминала, что когда приехала к деду как раз в момент подготовки операции, то спросила его: Леня, а что будет, если операция… ну, не удастся? Ведь уже столько попыток было… А он говорит: Лида, тогда мне остается только одно — головой в прорубь", — рассказал Алексей Говоров. По его мнению, генерал здесь не имел в виду страх перед Сталиным или что-то подобное — он просто понимал, что права на ошибку у него нет, Говоров очень любил Ленинград и очень глубоко и лично воспринимал трагедию людей, трагедию города.

Музей блокады Ленинграда представил новые экспонаты об операции "Искра" Прорвать блокаду планировалось на мгинско-шлиссельбургском выступе, в районе Шлиссельбург — Синявино на южном берегу Ладожского озера. Этот участок немецкой обороны шириной 15 км называли бутылочным горлышком. В районе прорыва на каждый километр фронта 18-я армия немецкой группы армий "Север" под командованием генерал-полковника Линдемана имела свыше 20 прочных огневых точек, каждый участок оборонялся большими силами пехоты, на каждом квадратном метре было сосредоточено 12 станковых и 20 ручных пулеметов. Нанести решающие удары было приказано усиленным 67-й армии Ленфронта и 2-й ударной армии Волховского фронта.

Для обеспечения их действий были выделены силы 13-й и 14-й воздушных армий, часть артиллерии Балтфлота и Ладожской военной флотилии. Наступление началось утром 12 января. Температура воздуха в тот день опустилась до 23 градусов ниже нуля. Погодные условия вынудили отказаться от массированного использования авиации, однако боевые вылеты совершали небольшие группы штурмовиков.

Плотность артиллерии на участке прорыва войск Ленинградского фронта составляла около 144 орудий и минометов на 1 км фронта, на участке наступления Волховского фронта — 180 орудий и минометов на 1 км. Всего огонь по немецким позициям вели более 4,5 тыс. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и минометов обоих фронтов.

Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Со стороны Вермахта оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ.

Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС.

Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H.

Прорыв положил конец мучительным 872 блокадным дням. Где произошел прорыв блокады Ленинграда? И кто смог его совершить? Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и ночи.

Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, а Ленинград оказался без связи. Прорывную операцию назвали "Искра", знаменуя крылатую фразу: "Из искры возгорится пламя... За 872 дня блокады, по разным данным, погибло до 1,5 миллиона человек. В начале декабря Ставка разработала новую операцию. Верховный главнокомандующий Сталин предложил назвать ее "Искра", объяснив, что "из этой искры должно возгореться пламя". На первом этапе силами Ленинградского и Волховского фронтов предполагалось ударить навстречу друг другу по частям фашистской армии, занимавшей участок между южным побережьем Ладоги и поселком Мга — так называемому "бутылочному горлышку", — и деблокировать Ленинград. Расстояние между советскими фронтами здесь было кратчайшим, 12-16 км.

На втором этапе — двинуться на юг и разгромить врага в районе Мги. Подготовка к операции и ее задачи Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции. В результате было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная.

Немецкая артиллерия простреливала этот плацдарм, но захватить его вермахт больше не мог. Освободить станцию Мга и восстановить железнодорожное сообщение по линии Ленинград — Волховстрой не удалось.

Значит, нужно было срочно строить новую ветку. Саперы Волховского фронта во время боя у проволочных заграждений Фото: waralbum. На несколько минут они забыли об усталости, о ранениях. Все понимали: это — прорыв, победа! Обнялись командиры — два майора: от «ленинградцев» — Айк Мелконян, от «волховцев» — Павел Мельников. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга.

Это была воистину выстраданная радость! Брошенный немецкий танк в населенном пункте в районе прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий. Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами.

Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях. Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны. Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток.

Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести. Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами. Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке.

Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение.

Комментарии

  • Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда
  • В Петербурге опубликовали архивные фото времен прорыва блокады
  • Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
  • 12 января 1943 года началась операция «Искра»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий