Новости кронштадт во время блокады ленинграда

В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда. С 15 по 17 января в Кронштадте состоится XX Рождественский турнир по боксу, посвященный дню прорыва блокады Ленинграда.

Роль Кронштадта в снятии блокады Ленинграда

Для детей блокадного Кронштадта, отправившихся в первый класс в 1942 году Александра Ивановна стала первой учительницей. Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. От нее я впервые узнал реальную историю блокады Ленинграда. Конечно, невозможно себе представить, чтобы здесь не открывалась экспозиция, посвященная, пожалуй, главному событию этого года — это 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 81 год с прорыва блокады, который мы празднуем уже сегодня».

«900 дней подвига. Блокаде вопреки»

Для кронштадцев 8 сентября — это особая, трагическая дата. Известно, что был дан приказ Фюрера: «Сравнять Кронштадт с морем... С 14 сентября 1941 года начались планомерные бомбовые удары, артиллерийские обстрелы города. В дни блокады на Кронштадт было совершено 244 авиационных налета, выпущено 4444 бомб; объявлено 316 воздушных тревог, их продолжительность составила 2420 часов. Над островом Котлин и его гаванями разорвалось 35830 снарядов. Фашисты совершили 892 артиллерийских обстрела. Повреждено около 300 жилых домов из 580, находящихся в то время в Кронштадте.

Малая дорога жизни — это ледовая в зимнее время и водная трасса, действовавшая во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа и Горской через Кронштадт до Ораниенбаума с осени 1941 и до снятия блокады в 1944 г. Протяженность трассы составляла 37 километров. Ранее, в период ожесточённых боёв на Ораниенбаумском плацдарме и до наступления морозов, кораблями Краснознамённого Балтийского флота осуществлялась перевозка войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, на плацдарм и в Кронштадт, обратно проводилась эвакуация жителей и раненых.

С 17 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса. Для контроля за состоянием трассы и расчета нагрузок были привлечены соответствующие военные гидрографическая и гидрометеорологическая службы, а также привлечены учёные П. Кобеко, В. Шулейкин и другие. Для скрытности были предусмотрены меры маскировки, и также организована охрана трассы. Так в декабре 1941 — январе 1942 года на льду были установлены управляемые минные заграждения для взламывания льда. Затем шли минные поля с противопехотными минами. А за ними — проволочные заграждения длиной свыше 46 км. Далее на льду находилось боевое охранение, усиленное пулеметами и 45-мм противотанковыми пушками, установленными на санях.

Несмотря на принятые меры, Малая дорога жизни находилась под постоянным прицелом врага.

Участники смогут использовать квест-карту как обычный путеводитель или игровой элемент, собрав ключи и расшифровав послание из прошлого. Квест-карту можно будет получить бесплатно на всех площадках музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt.

В нем примут участие ветераны, сотрудники музея и учащиеся школ Кронштадта. Тема разговора — как сохранить память о тех суровых днях. Она расскажет об истории Малой дороги жизни — морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время — ледовых трасс, которые в сентябре 1941 года стали играть основную связующую роль между территориями, отрезанными от Большой земли.

Будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами Красной армии во время Великой Отечественной войны.

Утром 14 сентября был нанесен первый удар и освобождены Сосновка и Финское Койрово. Воронка от бомбы на Фонтанке.

Так как лесистая местность затрудняет обнаружение с наблюдательных пунктов, то вести прицельный огонь по дзотам невозможно. Но обещал выступить не позже 17 сентября. А в этот день немцы возобновили наступление и начали продвигаться вперед к южным окраинам Урицка и поселка Володарского.

Расход продовольствия сверх тех количеств, которые полагались выдавать по карточкам, был категорически запрещен. Выдача кому бы то ни было разовых талонов а их выдавалось до этого несколько тысяч была запрещена. Дмитрий Васильевич был выдающимся организатором, и предпринятые им меры спасли не одну жизнь в блокадном городе.

Павлов отобрал несколько сотен ленинградцев, проинструктировал их, и те прошли по городу, заглянули в каждый подвал, склад, вагон, где могло храниться съестное, и в итоге обнаружили: 8 тысяч тонн солода на пивоваренных заводах, 5 тысяч тонн овса в интендантстве, 4 тысячи тонн хлопкового жмыха в порту. Жмых этот раньше в пищу не применяли, считалось, что содержавшееся в нем ядовитое вещество госсипол опасно для здоровья. Павлов заставил провести несколько опытов, которые установили, что при высокой температуре госсипол разрушается.

Все это свезли на хлебозаводы и стали добавлять к имевшейся пока муке. Павлов обратил внимание на то, что на мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Ее тоже собирали, обрабатывали и добавляли в хлеб.

Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Подняли со дна Ладоги мешки с зерном с затонувших при бомбежке барж. Все это дало 31 тысячу тонн всевозможных суррогатов, что позволило кормить население города и войска в течение 25 дней.

Павлов переговорил с возглавлявшим хлебопечение в городе Николаем Смирновым, и тот придумал заменитель масла, которым смазывали формы при выпечке хлеба. Ежедневный расход масла, таким образом, удалось уменьшить на 2 тонны. В эту же ночь произошла гибель судна с большим количеством гражданских и военных людей.

Курсанты военно-морских училищ Ленинграда, успевшие повоевать, через Ладожское озеро должны были отправиться в тыл для формирования особого курсантского батальона. Но к этому времени баржа оказалась уже на треть загружена людьми из различных учреждений и другими пассажирами. В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1 200 до 1 500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога.

Баржа, ведомая буксиром «Орел», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма. Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода.

Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепежного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса. Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть.

Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью ведер и ручной помпы старались откачать воду из трюма. Но воды поступало больше, чем ее успевали откачивать. Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро.

В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде. Зенитчики ПВО на страже ленинградского неба. Ленинград, октябрь 1941 г.

Когда баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды, буксир «Орел» вынужден был отдать буксировочный трос и стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS. В это время вражеские самолеты обнаружили баржу и стали ее бомбить. Отбомбившись, самолеты врага улетели.

На палубе относительно безопасным местом была рубка, в которую стали собирать женщин, детей и подростков. Но накатившая волна смыла рубку в озеро. На рассвете командир буксира «Орел» с риском для буксира и его экипажа начал спасательные работы, не ожидая подхода других кораблей-спасателей.

Дворцовая площадь. Осень 1941 г. Пока баржа держалась на плаву, было решено сначала спасать людей с воды, несмотря на десятибалльный шторм.

Буксир маневрировал вокруг баржи, подбирая людей. Ударами больших волн часть палубы баржи с сотнями людей на ней была оторвана от корпуса и смыта в воду. Более пяти часов буксир подбирал тонущих, но сам уже недопустимо осел под тяжестью спасенных и не мог больше принимать на борт погибающих в воде людей.

Тогда контр-адмирал, находившийся на «Орле», потребовал от командира канонерской лодки «Селемджа» также приступить к оказанию немедленной помощи. Перегруженный буксир «Орел» с 216 спасенными людьми с баржи взял курс на Новую Ладогу. Еще 24 человека были спасены канонерской лодкой.

Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Географического управления погибло 685 человек. Кроме них, жертвами стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные — работники Артиллерийского и Технического управления ВМС и другие лица. Даже если на барже было 1200 человек, удалось спасти только 240 человек.

Ладожская катастрофа относится по числу жертв к одной из крупнейших в истории мореплавания. Высадка десанта на одном из островов, занятых врагом близ Ханко. Балтийский флот, 1941 г.

Противник вышел к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезал измотанные соединения 8-й армии от основных сил фронта. Так образовался приморский ораниенбаумский плацдарм, сыгравший большую роль в обороне Ленинграда. На этот день ситуация под Ленинградом выглядела так: с севера, востока и на юге оборону города держали 23-я, 42-я и 55-я армии; на западе на побережье Финского залива, части 8-й армии удерживали плацдарм от Долгово до Ораниенбаума.

Были произведены значительные разрушения; много человек погибло. В большое пятиэтажное здание эвакогоспиталя на Суворовском проспекте, в котором размещались раненые, попали три крупнокалиберные фугасные бомбы и много зажигательных бомб, в результате чего произошел обвал трех капитальных стен. Возникший пожар стал стремительно распространяться по обнаженным конструкциям и быстро охватил все этажи.

Обвалилось большинство лестничных клеток. Уже через 15 минут после взрыва бомб здание превратилось в огромный костер. Многие раненые и сотрудники госпиталя были застигнуты врасплох огнем и дымом.

Многие пытались спастись через окна, проломы в стенах и падали с высоты нескольких этажей. Варварский налет фашистской авиации на госпиталь явился причиной гибели 600 раненых бойцов. Погибло также много людей из медицинского и обслуживающего персонала.

Одновременно с бомбежкой артиллерия противника в течение 18 часов обстреливала город. Вы очень запоздали. Надо наверстать потерянное время.

Однако и на сей раз, Кулик ограничится местными боями. Выполнение этого задания было возложено на Московскую авиагруппу ГВФ особого назначения. Эти поставки не могли радикально изменить ситуацию в городе и на фронте — сколько груза могли перевезти несколько самолетов?

Задуманы они были для другого: для снабжения продовольствием и другими необходимыми товарами ленинградского руководства. Мы свои! Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожать в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов.

Блокадная карточка на мясопродукты. Но наша артиллерия и атаки истребителей не позволили нанести флоту существенный ущерб. В этом им неоценимую помощь оказали впервые использованные отечественные радиолокаторы РУС-2.

Локаторы, установленные вблизи Ораниенбаума на предельном удалении от РЛС 180—200 километров, засекли эшелоны бомбардировщиков противника. Три месяца войны… Что же происходит? Никто ничего толком из нас не знает.

Враг у ворот. Где-то близко. Но где?

Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией… в. Защитники Ленинграда на Дворцовой площади. Ленинграда 22 сентября 1941 г.

Берлин Секретно Будущее города Петербурга 1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил бьл поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города. Настоящим доводятся до сведения результаты.

Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ.

Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться.

В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу.

В Кронштадте открылась выставка «Флот для блокадного Ленинграда»

В результате подрыва из 905 человек удалось спасти 50. После гибели корабля "Эверита" из 1,5 тыс. Командующий Балтийским флотом отдал приказ застопорить ход и встать на якорь. К этому моменту противник потопил 26 советских кораблей, пять повредил, два судна были захвачены. Ранним утром 29 августа суда снялись с якоря и взяли курс на Кронштадт. В отряде главных сил исправными оставались только крейсер "Киров" и эсминец "Сметливый". На беду моряков, с наступлением рассвета установилась ясная погода, которая позволила противнику применять авиацию без ограничений. Немцы провели воздушную разведку и начали уничтожать корабли Балтийского флота. Пользуясь близостью аэродромов, нацистская авиация взлетала с максимальной бомбовой нагрузкой. Корабли, шедшие в составе конвоев, не могли себя защитить из-за слабых средств противовоздушной обороны.

За день люфтваффе уничтожило восемь кораблей, погибли несколько тысяч человек. Еще шесть судов получили повреждения и позже затонули. Среди людей, оказавшихся в воде, было много женщин и детей. Гитлеровские летчики, сбросив свой смертоносный груз, делали еще один боевой заход и расстреливали несчастных из пулеметов. Корабли главных сил начали прибывать в Кронштадт вечером 29 августа. В этот день Балтийский флот понес самые большие потери. Благодаря отважным действиям экипажей было спасено более 9 тыс. Еще 6 тыс.

Напомним, что проект подсветки памятников был запущен в Петербурге с 2020 года. Световое оформление уже получили свыше 140 мемориалов. Ранее мы сообщили о том, что Александр Дрозденко почтил память жертв блокады Ленинграда.

Для укрепления обороны в инженерном отношении дополнительно были мобилизованы силы местного населения на строительство тыловых оборонительных рубежей и подготовку города к обороне. По предложению Г. Жукова Ставка подчинила в оперативном отношении Ленинградскому фронту Балтийский флот, 2-й и 7-й истребительно-авиационный корпуса ПВО страны. Говоря об обороне Ленинграда, особо следует отметить оперативную роль Ораниенбаумского плацдарма. Отступившая из Прибалтики, понесшая огромные потери, но не побеждённая 8-я армия сумела при поддержке Балтфлота и береговых фортов организовать здесь оборону на небольшом прибрежном пятачке. Несмотря на полную блокаду с суши и трудности снабжения, советские войска держались здесь до начала наступательной операции в январе 1944 года. Автору настоящей статьи довелось воевать на Ленинградском фронте во всё время блокады. Я был бойцом 50-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты, которая занимала центральную часть 65-километровой линии фронта Ораниенбаумского плацдарма. Историю обороны этого плацдарма, я постарался изложить в книжке «Под Ленинградом в дни блокады». Как человек, работающий в печати Таджикистана с 1954 года, я не мог пройти мимо героических подвигов воинов-таджиков, защищавших Ленинград. Этот город для жителей Таджикистана был особенно близок, так как с 1929 года — образования Таджикской ССР, он был шефом республики, его посланцы помогали таджикскому народу в развитии экономики, культуры, науки, образования, подготовке кадров. Поэтому тревога за судьбу Ленинграда жила в душе каждого воина — посланца Таджикистана, которые составили немалую часть в многонациональном коллективе ленинградских фронтовиков. Не будет преувеличением сказать, что самым известным из воинов-таджиков на Ленинградском фронте был знаменитый снайпер Тешабой Одилов, который лично уничтожил более 120 гитлеровцев и обучил снайперскому делу десятки воинов. О нём писала фронтовая газета «На страже Родины», «Ленинградская правда» и другие издания. Одно время Тешабой Одилов находился в одной из самых горячих точек Ленинградского фронта — на Невской Дубровке, пятачке, земля которого была перемешана с металлом.

По предложению Г. Жукова Ставка подчинила в оперативном отношении Ленинградскому фронту Балтийский флот, 2-й и 7-й истребительно-авиационный корпуса ПВО страны. Говоря об обороне Ленинграда, особо следует отметить оперативную роль Ораниенбаумского плацдарма. Отступившая из Прибалтики, понесшая огромные потери, но не побеждённая 8-я армия сумела при поддержке Балтфлота и береговых фортов организовать здесь оборону на небольшом прибрежном пятачке. Несмотря на полную блокаду с суши и трудности снабжения, советские войска держались здесь до начала наступательной операции в январе 1944 года. Автору настоящей статьи довелось воевать на Ленинградском фронте во всё время блокады. Я был бойцом 50-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты, которая занимала центральную часть 65-километровой линии фронта Ораниенбаумского плацдарма. Историю обороны этого плацдарма, я постарался изложить в книжке «Под Ленинградом в дни блокады». Как человек, работающий в печати Таджикистана с 1954 года, я не мог пройти мимо героических подвигов воинов-таджиков, защищавших Ленинград. Этот город для жителей Таджикистана был особенно близок, так как с 1929 года — образования Таджикской ССР, он был шефом республики, его посланцы помогали таджикскому народу в развитии экономики, культуры, науки, образования, подготовке кадров. Поэтому тревога за судьбу Ленинграда жила в душе каждого воина — посланца Таджикистана, которые составили немалую часть в многонациональном коллективе ленинградских фронтовиков. Не будет преувеличением сказать, что самым известным из воинов-таджиков на Ленинградском фронте был знаменитый снайпер Тешабой Одилов, который лично уничтожил более 120 гитлеровцев и обучил снайперскому делу десятки воинов. О нём писала фронтовая газета «На страже Родины», «Ленинградская правда» и другие издания. Одно время Тешабой Одилов находился в одной из самых горячих точек Ленинградского фронта — на Невской Дубровке, пятачке, земля которого была перемешана с металлом. Он был трижды ранен, но всегда возвращался в строй.

Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя»

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Хочу всё знать Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда. Блокаде вопреки» расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. Кронштадтское Сражение в истории Великой Отечественной войны и частности в истории героической обороны Ленинграда является событием чрезвычайной значимости. 3 июня глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк вручил документы на квартиру ветерану, жительнице блокадного Ленинграда Галине Григорьевне Сидоренко. Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта!

Что посмотреть в Кронштадте за один день

По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк.

Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота.

Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий.

Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк. Увы, этим планам сбыться было не суждено. Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта. Из гражданских около 5 тыс. Это последствия того, что не смогли реализовать полностью план по эвакуации мирного населения, не задействованного в обороне города и в работе оборонных предприятий".

Уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов вспоминал: Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде Число умерших горожан с декабря 1941-го по февраль 1942-го составило более 252 тысяч человек. В обратном направлении везли станки и главным образом людей — детей, женщин, пожилых и больных. За зиму 1941-1942 годов на Большую землю эвакуировали более 514 тысяч человек. Со второй половины мая 1942 года, когда на Ладоге началась навигация, до ноября 1942-го из Ленинграда вывезли еще 448 тысяч жителей.

Несмотря на бесконечные обстрелы, бомбежки, голод и холод, защитники города не собирались капитулировать, отвлекая на себя большое количество боеспособных немецких соединений, необходимых на других направлениях. В ней он приказал войскам на юге осуществить прорыв в направлении Кавказа, а на севере «добиться падения Ленинграда и установить связь с финнами по суше». Таким образом, вновь реанимировалась идея штурма. Ее осуществление фюрер поручил фельдмаршалу Георгу фон Кюхлеру, сменившему Лееба на посту главкома группы армий «Север».

С 17 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса. Для контроля за состоянием трассы и расчета нагрузок были привлечены соответствующие военные гидрографическая и гидрометеорологическая службы, а также привлечены учёные П. Кобеко, В.

Шулейкин и другие. Для скрытности были предусмотрены меры маскировки, и также организована охрана трассы. Так в декабре 1941 — январе 1942 года на льду были установлены управляемые минные заграждения для взламывания льда. Затем шли минные поля с противопехотными минами. А за ними — проволочные заграждения длиной свыше 46 км. Далее на льду находилось боевое охранение, усиленное пулеметами и 45-мм противотанковыми пушками, установленными на санях. Несмотря на принятые меры, Малая дорога жизни находилась под постоянным прицелом врага.

Трасса работала днём и ночью. По ней осуществлялась эвакуация на Большую землю через Ленинград жителей, а также эвакуация раненых бойцов из Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма. В обратную сторону происходила перевозка войск на пополнение воинских частей, везли продовольствие для голодающих блокадной ораниенбаумской земли.

Место проведения: ул. Квест проходит через памятники и знаковые места, связанные с жизнью осажденного врагами Кронштадта. Квест-карта содержит не только маршрут перемещения по городу, но информацию о тех объектах, которые встретятся на остановках, поэтому участники сами смогут использовать квест-карту, как обычный путеводитель или игровой элемент, собрав ключи и расшифровав послание из прошлого. Квест-карту можно будет получить бесплатно на всех площадках Музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt. Предварительная регистрация не требуется. Справки по телефону: 311-95-90 Адрес музея: Якорная пл. Послевоенное детство».

В мероприятии примут участие ветераны, сотрудники Музея и учащиеся школ Кронштадта. Главный вопрос, который обсудят, участники круглого стола - как сохранить память о тех суровых днях. Ветераны поделятся своими воспоминаниями о блокадных днях, а также научат ребят варить блокадную «гороховую кашу». На уличных стендах будет представлена история Малой дороги жизни - морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время дополнявших и заменявших их — ледовых трасс, которые с началом вражеской блокады и осады Ленинграда в сентябре 1941 г. Малая Дорога жизни помогла выжить жителям Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка, островам в Финском заливе. В декабре 1943 г. Восстания, д. Посетителям выставки будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Один из стендов выставки будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Н. Петровой, которая проживала в Кронштадте.

Советская, д.

Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков

Как Балтфлот прорывался в Кронштадт Эсминец Балтийского флота «Ленин», взорванный в Либаве (Лиепае) во время отступления. В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. город-герой наравне с Ленинградом, выстоявший 900 дней блокады, не давший немецким захватчикам победить.

В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда

Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра.

Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него.

После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку.

Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя. В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям.

На шаланды устанавливали орудия, превращая их в канонерские лодки. На буксирах и катерах устанавливались зенитные установки, минное и тральное вооружение. Устанавливались дополнительные зенитные установки на эсминцах, крейсере, на канонерских лодках. Карта обстрела завода бомбами и снарядами В июле 1941 года, когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более трехсот человек были призваны в ряды Советской армии. Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой. В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Морской завод оказались на линии фронта. Разрушения на заводе. Сентябрь, 1941 год Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года.

Многие корабли получили тяжелые повреждения или затонули. Постоянно страдали от авианалетов и артобстрелов заводские доки, разрушались цеха. Станочное оборудование механического и моторного цехов Морского завода перевезли в северные казармы города. Для работ на оборонных объектах Кронштадта в городе оставили около 18 тыс. Ремонт боевых кораблей. Кроме ремонтных работ на кораблях рабочие Морского завода изготавливали 50-мм минометы для частей Ленинградского фронта, станки для станковых пулеметов, детали для автоматов ППД, колючую проволоку, ножи-финки, ручные гранаты РГД, штыки для винтовок, саперные лопатки. Для обеспечения зимней обороны острова Котлин и Кронштадта завод изготовил санные установки и плавучие доты для размещения в них 45-мм пушек, минометов и пулеметов. На территории завода были созданы 10 бронированных огневых точек, 114 блиндажей, 2 дота, в зданиях — 160 амбразур. Было протянуто 2000 м заграждений, вырыто 700 м щелей, 3 убежища, санпункт, склад боеприпасов, проведены маскировочные работы. Количество вражеских авианалетов к зиме снизилось, но артобстрелы не прекращались.

Люди стали умирать прямо на рабочих местах.

Никто ничего толком из нас не знает. Враг у ворот. Где-то близко. Но где? Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией… в. Защитники Ленинграда на Дворцовой площади. Ленинграда 22 сентября 1941 г. Берлин Секретно Будущее города Петербурга 1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил бьл поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города.

Настоящим доводятся до сведения результаты. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ. Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу. Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил».

В этот же день командующий Ленинградским фронтом Георгий Жуков отдал директиву военным советам армий и командирам соединений, из которой видно, что армия воевать все еще не умела и ей приходилось учиться этому на ходу. Плакат 1941 г. Пострадавшая от обстрела центральная часть обсерватории вся выгорела и обрушилась. Пламя распространилось на два боковых крыла, охватило чердачные помещения и верхние этажи. Пылавшее открытым огнем здание, расположенное вблизи от переднего края обороны, служило хорошим ориентиром для усиленного обстрела расположения наших войск. Тушение пожара осложнялось из-за недостатка воды. Попытка организовать подвоз воды автоцистернами из прудов, находившихся в соседнем селе, эффекта не дала: обстрел усилился. Пришлось использовать единственный водоисточник у тылового склона горы. Тушение пожара продолжалось несколько часов. Надежды на прорыв блокады в сентябре 1941 года силами 54-й армии под командованием Маршала Советского Союза Григория Кулика он был единственным маршалом во время войны, кого поставили командовать армией не оправдались: у советских войск было слишком мало сил и практически не было танков и авиации.

Обе стороны, не имевшие сил для широкомасштабных наступательных операций, зарылись в землю, прикрылись надолбами и минными полями. Бои осенью 1941-го и зимой 1941—42 годов тем не менее продолжались, но бои, типичные для позиционной войны: артиллерийская и минометная перестрелка, частные наступательные операции без перевеса сторон Работа по сохранению памятников в блокадном Ленинграде. Памятник Петру I «Медный всадник» на площади Декабристов. Автор — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе. Слева Исаакиевский собор. Зачинателем снайперского движения и инициатором создания отрядов снайперов в каждом воинском подразделении стал боец 13-й стрелковой дивизии 22-летний Феодосий Смолячков, с июля — боец народного ополчения Ленинграда. Смолячков погибнет в бою в 1942 году, когда на его счету будет 125 уничтоженных гитлеровцев. Впрочем, снайперы могут использоваться только в позиционной войне нужно время, чтобы занять позицию, замаскироваться, не спеша выбрать жертву , то становится понятным, что Сталин готовился только к наступательной войне. В нем участвовало 197 самолетов противника. Евстигнеева, П.

Курбаткина, М. Штаб создавал партизанские базы, снабжал партизан оружием, координировал действия отрядов. Немецкие бомбы, сбрасываемые на территорию СССР, 1941 г. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России… Предлагается подойти ближе к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского об стрела из орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак… Просьбы о капитуляции будут отклонены, ибо проблемы выживания населения и снабжения его продовольствием является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. Танки — фронту. Кировский завод Ленинграда. Здесь, в тылу врага, была восстановлена советская власть, сюда переместились из подполья многие партийные органы. Жуков доложил, что может прилететь только 7 октября. Сталин спросил, что происходит на Ленинградском фронте. Жуков ответил, что немцы ослабили натиск, а по данным разведки противник перебрасывает мотомеханизированные и танковые части из-под Ленинграда на юг, то есть на московское направление.

Немецкие солдаты осматривают подбитый советский танк. При внедрении агентов в Петербург необходимо соблюдать следующие требования: 1. Самая точная перепроверка агента при помощи допросов, по возможности отдавать предпочтение также и свидетельству о поведении. Агент должен иметь родственников в оккупированной области, по возможности в этом же пункте, которые при необходимости могли бы служить заложниками родители, жена, дети. Кроме мужчин необходимо попытаться посылать женщин, по возможности молодых, но после самой тщательной перепроверки. Агент должен хорошо знать местность. Нужно, чтобы агент не имел возможности проводить наблюдения за артиллерийскими укрепленными позициями, полевыми аэродромами, штабами и т. Необходимо менять места перехода. Необходимо устанавливать точный срок возвращения агента. Срок и место перехода туда и обратно должны быть сообщены соответствующему командиру вооруженных сил.

Необходимо договориться о знаке, по которому агент поставит о себе в известность немецкий пост при своем возвращении. Агента нужно снабдить точными практическими заданиями, которые он должен неоднократно повторить устно. Его нужно направить в определенную часть города, которую он хорошо знал еще раньше. Бронзовый всадник замаскированный во время блокады Ленинграда 11. Если агента можно считать заслуживающим доверия, то его по возможности нужно снабдить адресом одного из доверенных лиц в Петербурге, у которого он может остановиться на квартире смотря по обстоятельствам, снабдить его собственноручно написанным кратким приветом и рекомендацией от военнопленного — уроженца Петербурга — к его жене, родителям и т. Невский проспект возле кинотеатра «Художественный». Декабрь 1941 г. Агент должен позаботиться о том, чтобы найти в Петербурге человека, который бы и после его возвращения собирал разведывательный материал. И задал тот же вопрос, что и 5 октября: куда немцы бросят выведенные из-под Ленинграда танки и мотопехоту? Жуков опять сказал, что, очевидно, на московское направление.

Оставалось только рубить лес, какой еще сохранился на блокированной территории. Отряды состояли из неопытных женщин и подростков. В назначенные пункты они прибыли без инструментов, без спецодежды, общежитий там не имелось, не было и транспорта. К 24 октября план заготовки дров будет выполнен на 1 процент. Из одного района найдут всего 216 человек вместо 800, как было запланировано. Тогда на заготовку дров бросят 2 тысячи комсомольцев, преимущественно девушек, и тоже без спецодежды и обуви, часто в пальто и туфельках. Уже при 40-градусном морозе они построят бараки, оборудуют печи, проложат узкоколейку и доставят в Ленинград большое количество дров. Это составляло 8-дневную норму снабжения города. Кроме того, определенное количество людей каждый месяц утрачивали право на пользование карточками: кого призывали в армию, кого зачисляли на котловое довольствие, кто умирал. Каждый должен был документально доказать свои права на получение карточек.

В магазинах без таких штампов продукты не отпускались. Провести столь кропотливую работу в короткий срок оказалось делом довольно сложным, потребовалось отвлечь от основной работы около 3 тысяч человек… Итог проведенной работы оказался выше ожиданий. Трамваи и машины встречались редко, — вспоминал Павлов. Население знало, что продуктов нет и неоткуда им появиться… И все же ежедневно по утрам на рынках собиралось множество людей. Через несколько дней, когда запасы солодовой муки стали иссякать, начали применять другие заменители: обработанную целлюлозу, хлопковый жмых. Целлюлоза и заплесневелая мука придавали хлебу затхлый, горький вкус, но было уже не до вкуса. Плюс к этому, чтобы увеличить выход продукции, к муке добавляли в полтора-два раза больше воды, чем это положено, — хлеб был тяжелым и мокрым, как глина. Карточка на хлеб Одновременно в городе продолжались поиски хоть чего-нибудь съедобного. В ленинградском порту обнаружили 2 тысячи тонн бараньих кишок; из них стали варить отвратительный по виду и запаху студень. Этот студень выдавали по карточкам вместо мяса.

Закончилась оборона Моонзундских островов. После того, как был оставлен Таллин, даже временное удержание островов архипелага имело большое значение, так как это отвлекало часть сил противника, наступавших на Ленинград, препятствовало действиям его военно-морских сил в Рижском и Финском заливах. Советский гарнизон отошел на остров Хиума. Затем десант противника высадился на остров Муху и после упорных боев захватил его. Так один за другим были оккупированы Моонзундские острова. Последним пал 22 октября остров Осмуссар. Гарнизон архипелага был перевезен на полуостров Ханко, а затем вместе с его гарнизоном эвакуирован в Кронштадт и Ленинград. Противник при захвате архипелага потерял свыше 26 тысяч человек, более 20 судов и кораблей, 41 самолет. Судя по вашим медлительным действиям, можно прийти к выводу, что вы все еще не осознали критического положения, в котором находятся войска Ленфронта. Если вы в течение нескольких ближайших дней не прорвете фронта и не восстановите прочной связи с 54-й армией, которая вас связывает с тылом страны, все ваши войска будут взяты в плен.

Восстановление этой связи необходимо не только для того, чтобы снабжать войска Ленфронта, но и особенно для того, чтобы дать выход войскам Ленфронта для отхода на восток для из- 22 октября 1941 года бежания плена в случае, если необходимость заставит сдать Ленинград.

В течение 872 дней города были полностью отрезаны от всех поставок. Продовольствие, вода, электричество - все это стало дефицитом. Но жители, несмотря на холод и голод, продолжали бороться. Посетители смогут познакомиться с иллюстрированным дневником Фаины Прусовой - медицинской сестры, чей оптимизм и непревзойденное трудолюбие стали неотъемлемой частью блокадного быта. Ее история стала олицетворением надежды и выносливости в тяжелейшие времена. На выставке гости смогут увидеть работы Трескина и Маркеева - известных военных художников Кронштадта.

Их произведения являются живым отражением того времени и позволяют увидеть историю глазами тех, кто был тесно связан с этим периодом. Мероприятие предлагает задуматься, что может нам рассказать, как жил город в годы блокады? Документы, фотографии, письма, воспоминания, газеты и предметы — это те источники, которые могут поведать о военном времени. Но умеем ли мы с ними работать? Как научиться задавать фотографии вопросы, чтобы она «заговорила с нами»? Что можно прочитать в письмах военных лет? Какую малоизвестную информацию о жизни блокадного города реально найти на страницах газеты «Рабочий Кронштадт»?

Город воинской славы Кронштадт

Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П. Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой. Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук».

Воды Балтики стали могилой для сотен подводников. Бон перегородил залив на всю его глубину и ширину. Операция «Балрус» потребовала напрячь силы и средства всего рейха. В мае 1943 года из Кронштадта вышли на разведку три лодки. Что случилось с Краснознаменной «Щ-406» Е.

Осипова, неизвестно. Летчики потопили два вражеских сторожевика, остальных рассеяли, но совсем отогнать не смогли. Тогда «Щ-408» всплыла и два часа сражалась с 8 фашистскими катерами. Два из них загорелись, еще два получили повреждения. Но слишком не равны были силы.

Под градом снарядов и крупнокалиберных пуль, изрешеченная пробоинами, лодка медленно уходила на дно. Над ней трепетал не спущенный флаг. Этот сигнал, понятный всем морякам мира, способны поднять лишь самые сильные духом: «Погибаю, но не сдаюсь! Они несколько раз пересекала минные поля, запуталась в сетях, но все же освободилась из стальной паутины уклонилась от преследования кораблей и самолетов противника, сбросивших на нее сотни бомб. Экипаж лодки во главе с И.

Травкиным выполнил поставленную задачу. Данные разведки убедили командование флота и фронта в необходимости временно воз держаться от применения подводных лодок. В Германии торжествовали: операция «Балрус» удалась! Немецкие транспорты стали ходить с зажженными ходовыми и отличительными огнями, без конвоев и даже без зенитного вооружения. На море работали все маяки и световые буи, словно в мирное время.

Но с 28 мая вражеские суда снова стали гореть, взрываться и тонуть. Это вышли на морские коммуникации летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В 1943 году они потопили 55, повредили 6 транспортов и кораблей противника. Левченко , а в его составе - Островная военно-морская база командир - контр-адмирал Г. База объединила все части и подразделения на острове Лавенсари.

Гуськова, истребительный отряд охраны водного района Кронштадта во главе с капитаном 2-го ранга М. И, конечно, атаковали врага при первой возможности. Гуманенко и С. Осипова, капитан-лейтенантов И. Иванова и А.

Чернышева отправились в дозор. Они должны были обеспечить безопасность перехода больших конвоев между Лавенсари и Котлином. Позже к ним добавились еще три. Казалось бы, вступать в бой при таком соотношении сил бессмысленно, но советские моряки отважно атаковали врага. В этом неравном бою пули буквально изрешетили командира катера Н.

Лежа па палубе, истекая кровью, он продолжал руководить экипажем, Командир второго «охотника» В. Чернышев и многие моряки получили ранения и контузии. Они позорно бежали под защиту своих береговых батарей. Но моряки выполнили свой долг. Они потопили два и сильно повредили один катер противника, а главное - защитили фарватер, уберегли корабли.

Звериной жестокости фашистов советские воины противопоставили контрбатарейную борьбу. Ее вела артиллерия фронта и флота, но главную роль играла морская—более мощная, дальнобойная, и, благодаря особым приборам управления, более точная. Командующий артиллерией КБФ контр-адмирал И. Грен требовал научного учета вражеских батарей. На каждую из них заводилась особая карточка, ей давался номер, указывались калибр, обычное время «работы» и другие данные.

Сначала наносили ответные удары. Достигли такого совершенства, что открывали огонь через минуту после первого выстрела гитлеровцев, а некоторые корабли - через 40-50 секунд. Еще позднее противник стал вести обстрел города лишь в мглистую погоду короткими огневыми налетами. Только так фашистская артиллерия сохраняла шансы уцелеть. Одной из ответных мер артиллерии флота стала снайперская стрельба.

Представляли к этому званию поорудийно, командование придирчиво оценивало каждого претендента. И все равно вскоре десятки батарей получили звание снайперских. К концу года только в Ижорском секторе их стало 20. Чтобы облегчить муки Ленинграда, артиллеристы смогли найти лишь один метод: «огонь на себя». Гитлеровцы сразу же переносили огонь с города на орудия.

Начальник артиллерии крепости Кронштадт Н. Но расчеты не уходили в укрытия, и стрельба не прекращалась до тех нор, пока не умолкали батареи противника». Родилась новая мысль: сочетать мощь артиллерии и авиации. В третьем квартале таким способом удалось уничтожить 7 батарей и 5 орудий врага. В октябре обстрелы Ленинграда сократились в 3 раза.

С 5 ноября 1943 года заметно оживилось движение кораблей и судов между Ленинградом, Лисьем Носом, Кронштадтом и Ораниенбаумом. Впрочем, заметно это было только советским людям. Этот клочок суши не имел тыла, насквозь простреливался врагом. Десятки кораблей совершали рейсы по ночам, с полным соблюдением светомаскировки. Фашисты включали прожекторы, осматривали залив.

Но немедленно по ним открывали огонь орудия Кронштадта и кораблей, враги «слепли». Морская артиллерия и авиации подавляли любые попытки неприятельских батареи обстрелять обнаруженные ими суда и не дали потопить ни одного. В полной темноте их нужно было очень быстро разгрузить, чтобы до рассвета суда могли вернуться в Ленинград, Лисий Нос или хотя бы в Кронштадт. На этой работе отличились выгрузочные команды моряков из Кронштадта. Утром 14 января 1944 года ленинградцы услышали канонаду небывалой силы.

За время операции артиллерия Краснознаменного Балтийского флота выпустила по врагу более 23 тысяч снарядов. Они поднимались в воздух с полевых аэродромов в любую погоду. Одним словом, чистая работа — балтийская». Разгромленный враг бежал от стен Ленинграда. А «балтийская работа» продолжалась.

Во время подготовки наступления тральщики очищали от мин фарватеры на подходах к Выборгскому заливу, другие соединения флота и авиации КБФ ставили минные банки на путях вражеских кораблей. В 8 часов утра 9 июня 1944 года заговорили орудия фортов, линкора «Марат» и 2-го дивизиона эсминцев, стоявших в гаванях Кронштадта, канонерских лодок из района Толбухина маяка, с Восточного Кронштадтского рейда, линкора «Октябрьская революция» и крейсеров «Киров» и «Максим Горький» из устья Невы. На следующий день в то же время огонь возобновился с прежней силой, а через два часа фронт на Карельском перешейке был прорван. Во время прорыва неожиданно заговорила тяжелая финская батарея из района поселка Келомякки ныне Комарово. Это был последний артиллерийский удар крепости в Великой Отечественной войне.

Каждый нашел свое место в борьбе.

Об этом сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский. Президент России Владимир Путин поручил провести мероприятия в честь двух важных дат — прорыва блокады, которая отмечается 18 января, и 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Масштабный проект о подвиге моряков открывает череду памятных мероприятий, отметил Пиотровский в Telegram-канале.

Единственным обстоятельством, которое облегчало положение моряков-балтийцев, была погода. Низкая облачность и дожди не давали противнику применять авиацию. В ночь с 28 на 29 августа отряд главных сил зашел в минные заграждения. Первыми подорвались на минах тральщики "Краб" и "Барометр". Эстонцев и русских объединило место скорби и светлой памяти Тяжелые потери понесли и конвои. На пути транспорта "Элла" оказались морские мины.

В результате подрыва из 905 человек удалось спасти 50. После гибели корабля "Эверита" из 1,5 тыс. Командующий Балтийским флотом отдал приказ застопорить ход и встать на якорь. К этому моменту противник потопил 26 советских кораблей, пять повредил, два судна были захвачены. Ранним утром 29 августа суда снялись с якоря и взяли курс на Кронштадт. В отряде главных сил исправными оставались только крейсер "Киров" и эсминец "Сметливый".

На беду моряков, с наступлением рассвета установилась ясная погода, которая позволила противнику применять авиацию без ограничений. Немцы провели воздушную разведку и начали уничтожать корабли Балтийского флота. Пользуясь близостью аэродромов, нацистская авиация взлетала с максимальной бомбовой нагрузкой. Корабли, шедшие в составе конвоев, не могли себя защитить из-за слабых средств противовоздушной обороны. За день люфтваффе уничтожило восемь кораблей, погибли несколько тысяч человек. Еще шесть судов получили повреждения и позже затонули.

Один из стендов выставки посвящен Нине Павловне Петровой, снайперу, полному кавалеру ордена Славы, которая жила в Кронштадте. Посетители смогут ознакомиться с иллюстрированным дневником Фаины Прусовой — медицинской сестры, чей оптимизм и трудолюбие стали легендой. Как научиться задавать фотографии вопросы, чтобы она «заговорила с нами»?

Что можно прочитать в письмах военных лет? Какую малоизвестную информацию о жизни блокадного города можно найти на страницах газеты «Рабочий Кронштадт»? Программа свяжет несколько поколений в расшифровке посланий, которые повествуют об истории блокадного Кронштадта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий