Новости пост в христианстве правила

Во время Великого Поста в соответствии с 52 правилом Лаодикийского Поместного Собора запрещено совершать браки. Петров пост — один из двух летних постов у православных.

Что нельзя делать в Великий пост 2024

Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения.

Рубрика: Вера и жизнь Для чего нужен пост? Всё о православном посте Православная Церковь заботится о духовной жизни христиан. И поэтому ею установлены периоды, призванные напомнить людям о вечном спасении души, о внутреннем самоочищении. Пост — это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков.

Это средство для выявления и ограничения страстей, для стяжания добродетелей. Длительность таких периодов воздержания разная — поститься предлагается много дней Великий, Петров, Рождественский, Успенский пост или один день. Что такое пост? Цель любого православного поста — подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю.

Христиане, придерживающиеся правильного поведения в периоды таких воздержаний, демонстрируют предпочтение духовного материальному, телесному.

Пост дает нам возможность, смиряя плоть, сосредоточиться на главном — на душе, ее внутренней работе. Отказываясь от молока, яиц и мясо, мы через встряску организма, пытаемся подтолкнуть себя к нравственному самосовершенствованию. Вегетарианство — это мирской образ жизни, который не сопровождается духовной работой. Пост — это наша малая жертва Богу, наше духовное упражнение и доказательство любви и веры, потому что как сказано в священном писании: «вера без дел мертва». Кстати, верующие люди часто спрашивают совета у священника и благословения на пост, некоторые также предварительно консультируются с врачом. Разрешенные продукты в пост. Все продукты растительного происхождения: крупы, овощи, фрукты, травы, орехи, ягоды, хлеб, макароны без яиц, грибы, водоросли, растительные масла, в отдельные дни — рыба, икра и вино.

Запрещенные продукты в пост. Все продукты животного происхождения: мясо, птица, яйца, молочные продукты, животные жиры. Как правильно поститься: духовное воздержание Духовная работа во время поста намного важнее, чем отказ от пищи животного происхождения. В идеале человек должен перестроить свою жизнь: ежедневно молиться, творить добрые дела, каяться и бороться с грехами. Надо ограничить такие мирские потребности, как просмотр телевизора, зависание в соцсетях, обсуждение ближних и сплетни, развлечения, походы в гости, игры и застолья. Телевизор и развлекательные шоу во время поста лучше заменить на чтение, — говорит Протоиерей Сергий Моздор. Почитайте, Лескова вместо вечернего времяпрепровождения у телевизора. Глаза — это ворота в нашу душу.

Целью Великого поста является не просто избавление от лишних килограммов, а отвлечение от посторонних мыслей о собственном удовольствие, в том числе и мыслей о еде, в пользу мыслей о Боге. Человек, согласно церковным учениям, состоит из тела и души. Священники говорят, что когда слабеет одно в период поста, это, конечно, тело , то укрепляется другое. Это интересно! Многие люди, которые придерживаются поста, подчеркивают, что этот период действительно действует на организм благотворно. Просветляется ум, появляется легкость в теле. Новичкам выдержать постное время будет сложно, особенно, когда они узнают, что нельзя делать во время поста. Но это возможно, выдержав пост, шаг за шагом, верующий человек будет двигаться в сторону добра.

Необходимо также помнить о том, что соблюдать пост не обязательно беременным и кормящим, старикам и больными людям, а также детям, которые еще не достигли четырнадцатилетнего возраста. Это мяса и рыба, все молочные продукты, яйца, сладости, сдобная выпечка и хлеб. Рыбу можно кушать лишь в великие церковные праздники, выпадающие на постный период: Благовещение и Вербное воскресенье 7 и 25 апреля соответственно.

В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине

В чём смысл Великого поста? Примеры включают Великий пост в христианстве и Йом Кипур, Тиша Бав, пост Эстер, пост Гедалии, Семнадцатый день Таммуза и десятый день Тевета в иудаизме.[1] Мусульмане постятся в течение месяца Рамадан каждый год.
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту? – Великий пост установлен для подготовки к Пасхе – главному христианскому празднику, в память о сорокадневном пребывании Господа Иисуса Христа в постном подвиге в пустыне.
Пост перед Причастием: что есть, сколько держать - правила трехдневного воздержания соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом.
О Великом посте Православие предусматривает послабление правил для некоторых категорий христиан.

У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь

Петров пост — один из двух летних постов у православных. Основы христианства Посты. Не рекомендуется следовать строгим правилам поста беременным и кормящим; детям и пожилым; людям с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, диабетом, онкологией и различными хроническими заболеваниями.

В чём смысл Великого поста?

Мы даём его в строгом варианте и в более упрощённом — для мирян. Строгий вариант поста 6 степеней используют монахи и глубоко воцерковленные люди, для мирян чаще всего допускаются некоторые послабления 3 степени. Православный пост в январе 2023 Год начинается с Рождественского поста, который продлится до 6 января 2023 года включительно. Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 4, 6 и 18 числа 2023 года можно только растительную пищу. Но можно рыбу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу в дни Рождественского поста: 1 января - можно употреблять рыбу и морепродукты 2 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 3 января - горячая пища без масла 4 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 5 января - горячая пища без масла 6 января - Рождественский Сочельник, строгий пост, рекомендовано сухоядение Крещенский Сочельник 18 января 2023 года Крещенский Сочельник. В этот день православные соблюдают строгий пост. До заката солнца рекомендуется только пить воду, после заката — «голодная кутья» на воде с сухофруктами.

Однодневные посты 20 января 2023 года, пятница 25 января 2023 года, среда 27 января 2023 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в феврале 2023 Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 28 февраля 2023 года можно употреблять только растительную пищу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу: С 20 по 26 февраля 2023 года запрещается употреблять только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу. Начинаются строгие ограничения. Полное воздержание от пищи — высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. Что можно в Великий Пост 27 февраля - первый день Великого Поста — строгий пост. Рекомендуется совсем воздержаться от трапезы, пить только воду 28 февраля - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» Однодневные посты 1 февраля 2023 года, среда 3 февраля 2023 года, пятница 15 февраля - Сретение Господне, среда 17 февраля 2023 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу.

Православный пост в марте 2023 Продолжает Великий Пост. Нас ждёт 3 Великих православных праздника в этом месяце — Благовещение 7 апреля, Лазарева суббота 8 апреля и Вербное Воскресенье 9-го.

В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники.

Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин.

Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души", — сказал протоирей.

Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст. Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел.

Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской!

Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены. Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста! Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов.

Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными.

Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание.

Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"...

Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство.

Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу.

А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь!

Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста.

Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг.

Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?

А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть?

Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т.

Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза?

При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу.

Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа.

Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева.

Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте.

Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать.

И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру.

Христианское понимание поста Следует помнить, что даже такое полезное начинание, как христианский пост может стать пищей для гордыни и тщеславия человека, а значит разрушить его благое духовное устроение. Господь в своей Нагорной проповеди предостерегает от попыток сделать пост просто средством приобретения славы и уважения среди благочестивого народа. Желающий получить духовную пользу от поста не должен выказывать себя постящимся перед другими людьми по возможности, скрывая свой духовные труды. Господь, видя тайное, воздаст явно.

Пост как средство духовной работы У поста есть важнейшая аскетическая составляющая. Подвижники всегда указывали на телесное воздержание как на средство борьбы со страстью чревоугодия. Основной смысл жизни человека не должен скатываться до желания поесть вкусно, много и часто. Христианскими аскетами указывается прямая связь чревоугодия с блудной страстью. Замечено также, что разумно постящийся молится более сосредоточено, хранит «благоустройство ума».

Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься

Поститься нужно для определённой цели В православии существует запрет на венчание во время поста, так как это считается неуместным и не соответствующим духу подготовки к Пасхе.
О Великом посте / Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой.
Правила Великого поста для начинающих мирян — с 27 февраля по 15 апреля 2024 году Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества.

Что такое пост и для чего он нужен

Воспримем как некую «подсказку» слова св. Тихона Задонского: «Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения, да постятся ноги твои от хождения на злое дело». Такой пост, как одно из средств очищения всего «сосуда» — человека и внутреннего, и внешнего см. Молитва должна быть обязательным спутником поста. Вспомним слова Господа, сказанные об изгнании злых духов: Сей род изгоняется только молитвою и постом Мф. Не сказал Он: или постом, или молитвой, поскольку необходимы и то и другое. Будем лечиться — Пост называют лекарством от греха… — Апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал: Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего 1 Ин. И ныне живущий без воздержания мир практически погружается в животное состояние: «ешь, пей, наслаждайся».

И вот, для того чтобы не утонуть в этом во зле лежащем мире, не утратить ориентиров на пути спасения, Церковь предлагает нам, своим чадам, на какое-то время как бы сугубо обособиться, оторваться от этого мира. Это время поста — время, когда, по возможности отстранившись от внешнего, можно разобраться в себе, понять, каков ты по отношению к самому себе, ближним, окружающему миру, Богу. Подвиг поста и молитвы помогает человеку увидеть себя в истинном свете, познать с помощью Божией свои слабости и немощи. В эти дни мы чаще ходим в храм, чаще каемся и причащаемся, стремимся исправиться; Господь же в ответ на наши усердные труды дарует нам Свою благодать, которая реально меняет нашу внутреннюю жизнь к лучшему. И если св. Не быть «людоедом» — Бывает и так, что мы «не едим мяса, но поедаем брата»… — Слова эти принадлежат св. Василию Великому.

Он писал: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешься от обид…» Св. Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «Многие христиане… считающие грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день чего-либо скоромное, без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают». Способов «поедания» много, каждый может определить свой — достаточно вспомнить заповеди Закона Божия ведь большинство из них связаны с отношением к ближним. Часто постовые искушения вызывают осложнения в отношениях между людьми.

В связи с этим хочется сказать несколько слов об отношении постящегося человека к близким в семье. К сожалению, не всегда так бывает. Если в семье существует разное отношение к посту или к вере в целом, это не должно стать причиной возникновения внутрисемейных конфликтов и разделений. Часто бывает, что, придя к пониманию необходимости поста, человек начинает видеть в лице невоцерковленных близких препятствие к исполнению постового подвига, и это приводит к недоразумениям. В этом случае верующий должен вспомнить слова Христа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга Ин. Всё Евангелие пронизано духом любви, не эгоистичной, но жертвенной, когда любящий душу свою полагает за любимых, по образу Христа, принявшего страдания и смерть за нас.

Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное. Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста. Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен. Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения.

Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи. Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой? Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя.

Читайте также: Теократия, христианская история и современные христиане Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься. Если кто-то утверждает подобное, то совершает доктринальную ошибку. Слова Иисуса о том, чтобы мы молились за хлеб наш насущный, являются плохим аргументом против поста. Этот именно тот случай, когда слова вырваны из контекста. Иисус говорит нам, что мы должны молиться о наших нуждах. Мы можем молиться за фрукты или мясо, за работу или эмоциональную поддержку и по-прежнему попадать под исполнение заповеди молиться за «хлеб наш насущный». Ни один ученый не согласится с тем, что эти слова доказывают тот факт, что Иисус Христос учил против поста, тем более мы знаем, что Он сам постился. Пост нигде не заповедуется в Новом Завете. Я думаю, что и я и вы согласны с этим. Вопрос тогда в следующем — надо понять цель поста. Вы можете поститься с целью быть ближе к Богу, а может за какие-то конкретные нужды. Я посоветовал вам попробовать эту духовную практику. Тем не менее если вы лично решите использовать другие духовные дисциплины ночные молитвы, пение, молитву на коленях, размышление над Писанием и т. Я надеюсь, что моя статья не дала вам чувств о том, что пост это заповедь, ведь это не так. Тема страданий в Библии Что касается страданий — если вашей целью является избежать страданий, тогда это не очень хорошая христианская цель.

Что нельзя делать в Великий пост 2024

Строгий вариант поста 6 степеней используют монахи и глубоко воцерковленные люди, для мирян чаще всего допускаются некоторые послабления 3 степени. Православный пост в январе 2023 Год начинается с Рождественского поста, который продлится до 6 января 2023 года включительно. Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 4, 6 и 18 числа 2023 года можно только растительную пищу. Но можно рыбу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу в дни Рождественского поста: 1 января - можно употреблять рыбу и морепродукты 2 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 3 января - горячая пища без масла 4 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 5 января - горячая пища без масла 6 января - Рождественский Сочельник, строгий пост, рекомендовано сухоядение Крещенский Сочельник 18 января 2023 года Крещенский Сочельник. В этот день православные соблюдают строгий пост. До заката солнца рекомендуется только пить воду, после заката — «голодная кутья» на воде с сухофруктами. Однодневные посты 20 января 2023 года, пятница 25 января 2023 года, среда 27 января 2023 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в феврале 2023 Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 28 февраля 2023 года можно употреблять только растительную пищу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу: С 20 по 26 февраля 2023 года запрещается употреблять только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу. Начинаются строгие ограничения.

Полное воздержание от пищи — высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. Что можно в Великий Пост 27 февраля - первый день Великого Поста — строгий пост. Рекомендуется совсем воздержаться от трапезы, пить только воду 28 февраля - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» Однодневные посты 1 февраля 2023 года, среда 3 февраля 2023 года, пятница 15 февраля - Сретение Господне, среда 17 февраля 2023 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в марте 2023 Продолжает Великий Пост. Нас ждёт 3 Великих православных праздника в этом месяце — Благовещение 7 апреля, Лазарева суббота 8 апреля и Вербное Воскресенье 9-го. В эти дни допускается послабление поста — разрешается вкушать рыбные блюда.

Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост.

Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения. Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению. Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:... Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов.

Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост. Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Жан Кальвин также ответил вопросом: А почему бы и нет? Ибо если он пост является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?... Почему и нам не следует делать того же? Для выражения заботы о деле Божьем Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребёнке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе. Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом. Для служения нуждам других людей Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Книге Исайи 58:6-7. Это место является самым лучшим местом в Писании о посте.

В нем говорится исключительно о посте, причем Бог подчеркивает связь поста с разделением нужд других людей. Люди, к которым адресуются этим слова, жаловались Господу на то, что они постились и смиряли себя перед Ним, но Он не ответил на их молитвы и посты. Но причина, по которой Бог не услышал их, заключалась в их непослушании. Их жизнь находилась в лицемерном контрасте и несоответствии с их молитвами и постами. И Господь сказал им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Исаия 58:3-4 Пост нельзя изолировать от всей остальной жизни.

Оно готовится специально ко дню памяти великомученика Феодора Тирона. В субботу первой недели Великого поста 23 марта в 2024 году верующие вспоминают связанное с ним чудо, произошедшее в IV веке в Константинополе. Гонители христиан в первую неделю поста тайно окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках, чтобы заставить христиан хотя бы по незнанию употребить ее. Но святой явился епископу во сне с предупреждением. Верующие не стали покупать продукты, а готовили еду из имевшихся у них запасов. Эта история напоминает, что, если мы стремимся воздерживаться именно во славу Божию, Господь поможет и посодействует в этом. Не только в церкви и за столом заметны перемены. Вся жизнь христианина в этот период должна становиться тише и размереннее, из нее должна уходить бессмысленная суета. Первые дни Великого поста — это привыкание к изменившемуся укладу, и они бывают непростыми. Но постепенно все войдет в колею, а мы и оглянуться не успеем, как наступят последние дни Великого поста. Родительские субботы Великого поста Родительских суббот Великого поста в 2024 году будет две, хотя обычно их три. Это субботы второй, третьей и четвертой седмиц. Выбраны именно они, потому что оставшиеся субботы посвящены святому мученику Феодору Тирону, Похвале Пресвятой Богородицы и воспоминанию о воскрешении Лазаря. Но в этом году один великопостный день заупокойной молитвы отменился, так как совпал с предпразднством так называется день или даже несколько дней накануне большого церковного праздника Благовещения. Читайте также: Родительские субботы Великого поста 2024 Родительская суббота второй седмицы Родительская суббота второй седмицы Великого поста в 2024 году приходится на 30 марта. Во время Четыредесятницы в будние дни записки за усопших не подаются, так как не совершается полная литургия. Именно поэтому были установлены дни специально для заупокойной молитвы. Родительская суббота четвертой седмицы Родительская суббота четвертой седмицы Великого поста приходится на 13 апреля. Важно в этот день побывать в храме, так как пост — время для добрых дел, и забота о покойных — один из таких. Святые отцы учат: «есть дело весьма богоугодное и полезное — при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере». День памяти 40 Севастийских мучеников Память Сорока Севастийских мучеников — 22 марта, но в 2024 году будет отмечаться 23-го, так как совпадает с кануном дня Феодора Тирона. Этот праздник всегда бывает в Великий пост, и на какой бы день недели он ни пришелся, совершается литургия. Обычно в будни служится литургия Преждеосвященных Даров, но в этом году служба, посвященная Севастийским мученикам, переносится на субботу, когда положена Литургия Иоанна Златоуста. Впрочем, помолиться древним мученикам, отдавшим свою жизни за Христа, можно в любой день. Существует народная традиция в день Сорока мучеников печь из постного теста жаворонков. Мучные птички стали не только символом встречи весны, но и символом движения души, которая, подобно жаворонку, то взмывает к небу, то в смирении падает вниз. Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы — один из главных христианских праздников. Он всегда отмечается 7 апреля и не всегда, но чаще всего выпадает на дни поста. Воздержание в этот день ослабляется: разрешается есть рыбу. Читайте также: Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике Четверток Великого канона Мариино стояние Четверток Великого канона в 2024 году — 18 апреля, а 17 апреля вечером в храмах будет Мариино стояние. Это удивительная служба, которая бывает лишь раз в году, на пятой неделе Великого поста. В среду вечером в храме целиком прочитывается весь Покаянный канон святого Андрея Критского, а вместе с ним житие древней святой, прославившейся своим подвигом покаяния. Длинная служба, на которой звучат проникновенные строки, полные сокрушения о своих грехах, и удивительная история о том, как величайшая блудница осознала свою нечистоту и, ища прощения Божьего, обрела святость, — это вершина великопостного покаянного пути. На следующий день после этой службы, в четверг, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Великий акафист «Похвала Богородице» — единственный из акафистов, вписанный в богослужебный устав, и единственный звучащий в храме в дни Великого поста. Традиция петь его в храме установилась в Константинополе, не раз спасаемом Богоматерью от беды, а позже распространилась повсеместно — ведь у каждого верующего наверняка найдется, за что поблагодарить Небесную Заступницу. Этот акафист всегда поется вечером накануне субботы пятой недели Великого поста, почему она и называется Субботой Акафиста. Акафисты — это радостные хвалебные тексты, и в дни покаяния их не принято читать в церкви, тем более и без них много особых великопостных богослужений. Но на пятой неделе Четыредесятницы, в пятницу вечером, в храме вдруг звучит «радуйся! Это удивительное богослужение дает огромную поддержку в момент, когда большая часть великопостного пути уже пройдена, и вот уже недалеко до Пасхи, но впереди самая трудная и ответственная часть пути — Страстная седмица. Лазарева суббота Лазарева суббота в 2024 году приходится на 27 апреля. В пятницу шестой недели заканчиваются 40 дней поста — собственно Четыредесятница. Лазарева суббота — это праздничный день, в который по уставу положено пищевое послабление, но не отмена поста. Этот и следующий день — небольшая передышка перед самым сложным этапом. Лазарь был другом Христа, и, когда он умер, Спаситель оплакал его, а потом воскресил. Это было не первое подобное чудо, но теперь Он забрал человека из самых глубин загробного мира, когда даже тело его уже стало разлагаться и, казалось, нет пути назад, показав тем самым, что смерть бесповоротно будет побеждена Богом. Примечателен разговор Иисуса с Марфой, сестрой Лазаря. Она говорит, что верит в воскресение, а когда Спаситель спрашивает, верит ли она, что «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», отвечает: «Да, Господи! Этот диалог напоминает нам, что Бог ждет от нас только одного — веры и открытости Его воле, а дальше Он управит все Сам. В один из главных церковных праздников верующие вспоминают, как радостно встречали Христа жители города, наслышанные о его чудесах. Но в то же время современные мы знаем, что совсем скоро из той же толпы зазвучали крики: «распни! Страстная седмица Страстная седмица в 2024 году продлится с 29 апреля по 4 мая. Святитель Феофан Затворник учит: пищевой пост, молитвенный труд, отказ от привычных занятий в пользу душеспасительных и «другое, сопряженное с выполнение говения, составляет первый шаг в следовании за Господом на распятие». Позади шесть недель поста, впереди — Страстная неделя, каждый день которой заставляет нас вспомнить в деталях путь Христа на Голгофу. И в эти последние перед Пасхой дни каждый христианин должен постараться быть максимально строг к себе и сосредоточен на молитве и желании быть рядом с Господом, страдающим за нас. Недели Великого поста Неделями Великого поста называются воскресные дни. Их от начала поста до Пасхи насчитывается шесть, каждый из них имеет свое особенное значение и задает настроение следующим за ним будням. Первой седмице Великого поста особый покаянный настрой задает Прощеное воскресенье. В 2024 году оно приходится на 24 марта. Верующие вспоминают, как было побеждено иконоборчество. Сейчас мы привыкли к тому, что и дома, и в храме видим иконы. Второе воскресенье Великого поста Второе воскресенье посвящено памяти святителя Григория Паламы. В 2024 году оно приходится на 31 марта.

Помимо традиционного чтения молитвы в храме, делать это нужно также дома, в спокойной умиротворенной обстановке. Нередко к этому приобщают также и детей, тем самым, подготавливая их к соблюдению правил Пасхального поста в будущем. А что нужно делать в пост перед Пасхой? В эти дни душа должна трудиться, так что не стоит тратить время попусту. Постарайтесь совершать как можно больше добрых дел. Чаще бывайте в храме, читайте Священное Писание, покаянный канон святителя Андрея Критского, включающий 250 тропарей, псалмы царя Давида. Чтение же акафиста в это время не желательно. Его припев — «радуйся», то есть это радостная и хвалебная песнь, и настроению поста она не соответствует. Кроме обычных утренних и вечерних молитв, в это время следует читать молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Земной поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. И еще раз прочесть всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце. Для чего люди постятся перед Пасхой? Нередко можно услышать вопрос: «Почему люди соблюдают пост перед Пасхой и для чего это нужно? Многие считают, что пост — это лишь соблюдение определенного рациона, своего рода диета, которая полезна для организма. Да, ограничение в питании в течение семи недель способствует физическому очищению, так как в это время организм избавляется от токсинов и шлаков. Воздержание в пище укрепляет организм и улучшает иммунитет, в результате человек становится сильнее и здоровее. Однако суть поста не только в отказе от различных продуктов. Прежде всего стоит сказать, что Великий пост — самый длинный и строгий из постов в году — состоит из двух частей — Четыредесятницы первых сорока дней и Страстной седмицы недели. Для верующих соблюдение поста — это возможность высказать почитание и уважение подвигу, который совершил Господь, который провел в пустыне без воды и пищи сорок дней.

В чём смысл Великого поста?

Но как научиться следовать букве и не превратить пост в формальность, чтобы он не стал самообманом? Какие задачи нужно перед собой ставить? На эти и многие другие вопросы просто и убедительно, со множеством ярких примеров, дает ответы книга «Вхождение в Церковь Первая ступень: Воцерковление». Пост — это очень древнее церковное установление, и обычаю поститься уже около четырех тысяч лет.

Ранее, в Ветхозаветные времена, верующие постились, когда им угрожали общественные бедствия или серьезная опасность. Посты соблюдались древними христианами с особой строгостью. Они воздерживались даже от воды до трех часов дня, пищу же принимали после девяти часов вечера, употребляя только хлеб и овощи.

Находились под запретом мясо, молоко, сыр и яйца этот пост схож с обязательным для мусульман Рамаданом, во время которого запрещается пить и есть до захода солнца. Сам же Господь уходил на 40 дней в пустыню и постился там, побеждая дьявола-искусителя. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий.

Нигде в службах Великого поста не говориться о посте как неядении мяса и прочее. А при строгом посте и от рыбы.

А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира.

Ведь "сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Старший сын, придя с поля, обиделся, что отец теленка не пожалел для распутного сына. Отец сказал ему: "Все мое — твое, ты рядом, а этот сын был будто "мертв", но ожил".

Притча напоминает христианам об их собственной немощи и о великом милосердии Божием, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Джеймс Тиссо Особенности богослужения В этот день активнее используется Постная триодь, на воскресной утрене впервые поется 136-й псалом "На реках Вавилонских", который напоминает человеку о том, что он — пленник греха, и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году.

Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо. Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению.

Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста.

Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать. Что можно есть Это еще одна сплошная седмица. Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы.

Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе.

Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи.

Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся. В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях. В этот период стоит избегать шумных застолий и других развлечений, не рекомендуется ссориться и выяснять отношения с близкими.

В Страстную пятницу запрещено делать уборку в доме: этим лучше заняться накануне, в Чистый четверг. Читайте также.

Четвертая — Сырная седмица, которую также именуют Масленицей. Верующим уже нельзя есть мясо, но разрешаются сырные продукты. И пока народ объедается блинами , священнослужители во время служб напоминают, что неделя предочистительная, и призывают к воздержанию. Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье. В этот день принято просить друг у друга прощения за вольные или невольные обиды.

Любопытно, что такой праздник существует только у православных. Как правильно соблюдать Великий пост Итак, главное значение Великого поста — очистить душу, стать ближе к Богу.

Испытайте силу молитвы и поста

Великий пост в 2024 году: календарь питания, правила и значение. Когда-то эти правила распространялись на всех православных христиан – как монашествующих, так и мирян, но сегодня даже сам Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что пост для монаха и пост для мирянина – это две разные вещи. Если же при этом нарушаются канонические правила поста, то в конце его следует принести в этом покаяние на исповеди.

Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься

Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. справка, религия, православие, великий пост. Каковы правила питания в Великий пост, как надо молиться, как ходить в храм, что нужно делать, чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты.

Православные посты в 2023 году

Что такое пост: описание и зачем нужен, как правильно держать, что можно и нельзя Правила для поста. В посте важно упражняться. Если вы поститесь в первый раз, то не нужно поститься долго. Возьмите пост на один день, или до трёх дней.
Навигатор Великого поста: не пропустите главное В Православии пост— это целенаправленное, осознанное воздержание от еды, питания животного происхождения с целью духовного и телесного очищения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий