Новости масленица что за праздник история

Масленичная неделя обычно начинается за 8 недель до Пасхи. Подробная история праздника «Масленица» на сайте PozdravOK — как появился, какого числа отмечают, традиции празднования по дням недели, сырная седмица, языческий праздник. Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи).

Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника

После принятия христианства Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними. В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу. Мясо же было под строгим запретом. Но сегодня — это самый веселый и сытный народный праздник. Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинали даже раньше. Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пеструю, или Мясопустную неделю. Называли ее так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались — получался такой «пестрый» период.

Жениться на этой неделе считалось недобрым знаком — свадьбы переставали играть вплоть до Пасхи. Конец Пестрой недели — время активной подготовки к Масленице. В субботу устраивали поминальные обеды, а в воскресенье все отправлялись друг к другу в гости, чтобы пригласить родственников, друзей и близких отпраздновать вместе. Традиции Масленицы По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. Каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом. У каждого из них свое название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять. Понедельник — встреча.

Официальная церковь обоснованно полагает, что «всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин». Именно поэтому для священников, монахов и истинных верующих неделя Масленицы — это не карнавальное обжорство и даже не самый веселый праздник в году праздником праздников у всех без исключения христиан считается Пасха : крепкие в вере считают Сырную седмицу преддверием Великого поста, временем для покаяния, стяжания добродетелей и тихого размышления. Впрочем, крохотную ложку дегтя православие всегда готово разбавить щедрой бочкой меда — к масленичным гуляниям оно относится с изрядной долей позитива, призывая лишь соблюдать умеренность и не предаваться слишком уж разгульному пьянству. Лучшей иллюстрацией позиции церкви можно назвать слова протоиерея Артемия Владимирова: «Не будем осуждать и тех, кто ныне, празднуя Масленицу, участвует в шумных дружеских застольях, оценивая по достоинству особенности русской кухни. В конце концов, в наш прагматичный, бездушный век не грешно воздать должное исконным качествам русского народа: хлебосольству, щедрости, гостеприимству». В 2024 году Масленица проходит с 11 по 17 марта. Чтобы встретить ее как полагается, от вас потребуется совсем немного: знание семи дней масленичной недели и умение печь блины — пусть и комом. Хотя официально Масленица начинается в понедельник он же «встреча» , до настоящего праздника пока еще далеко. В этот день решалось то, что на сухом языке офисных работников называется «организационными вопросами»: в понедельник родственники наносили друг другу визиты, определялись, кто, с кем и когда будет пить, и в общих чертах обрисовывали примерную программу будущих гуляний. Местные власти в это время торопливо обустраивали ярмарочные шатры, сооружали карусели, натягивали гирлянды из шаров и флажков и устанавливали киоски для торговли блинами и сбитнем. Первые масленичные забавы начинаются лишь во вторник он же «заигрыши». Если это название кажется вам немного фривольным, то вам не кажется: в дореволюционную эпоху «заигрыши» были чем-то вроде ни к чему не обязывающих смотрин, когда юноши и девушки ходили друг к другу в гости, объедались блинами и вместе катались на ледяных горках. Масленица считалась отличным временем для сватовства — как правило, свадьбы «масленичных» пар игрались уже на Красную горку, то есть сразу же после Великого поста. Любопытно, что приглашать семью жениха или невесты в гости напрямую считалось не слишком целомудренно, поэтому роль свах и одновременно гонцов выполняли особые люди, «позыватки». Чаще всего потенциальные родственники были настроены на союз, поэтому позыватков приглашали в дом, кормили блинами и поили вином. Впрочем, иногда гонцов встречали равнодушным: «У нас самих горы состроены и гости прошены», означавшим, что у невесты уже есть партия, а значит, женихам здесь надеяться не на что. В среду Масленица выходила на свой экватор. Собственно среда она же «лакомка» знаменовала окончание «узкой Масленицы», заключавшейся в подготовке к основным гуляниям и в неторопливых походах по гостям.

В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях. Источник: wikipedia. Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. В среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять? Также проводились конные бега и кулачные бои. Масленица в фильме «Сибирский цирюльник». Пятница — «Тещины вечерки» В этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами. Воскресенье — «Прощеное воскресенье» В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело.

Начинались массовые народные гуляния. В этот день устраивали катание на лошадях «по солнышку». Все, у кого была лошадь, запрягали сани и скакали по часовой стрелке вокруг деревни. В четверг устраивали любимую всеми игру — взятие снежной крепости, проводили кулачные бои. Пятница или «Тещины вечерки». В этот день к зятю на блины с ответным визитом шла теща. Причем она могла взять с собой подруг или родственниц. Суббота или «Золовкины посиделки». К молодой жене брата приходили его сестры, которых она должна была порадовать подарками. Также девушка могла пригласить в гости своих подруг. Воскресенье «Проводы» или «Прощеное воскресенье». День, когда необходимо просить прощения у живых и усопших, а также у животных. Это последний день народных гуляний и Масленицы. В воскресенье сжигали чучело и развеивали пепел над огородами. Источник: konkurs.

Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице

Масленица 2022: история, обряды и обычаи | Блог компании «Лина» В праздновании Масленицы тесно переплетены христианские и языческие традиции, и это не мешает ей оставаться по-настоящему народным любимым праздником.
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск В 2024 году масленичная неделя приходится на период с 11 по 17 марта.
История праздника Масленица я забытого ITSA-MASLENITSA.
Масленица: история, традиции и обычаи - Статьи Масленица это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю.

КОМОЕДИЦА-МАСЛЕНИЦА.История забытого праздникаKOMOEDITSA-MASLENITSA#славянские праздники#масленица#

Когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. Это нам наследство — Масленица: история праздника уходит во времена поклонения языческим богам. В наши дни праздник веселых проводов зимы и встречи долгожданной весны мы называем Масленицей. История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д. Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи).

Масленица: что за праздник и как его отмечать

Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена.

Как появилась Масленица: история и традиции праздника

Масленица: история праздника и его традиции В 2024 году народный праздник Масленица начинается 11 марта, а завершается — 17 марта.
Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ - Узнай Россию Когда проходит Масленица Как отмечать праздник в наши дни Почему Масленица так называется История торжества Масленичная неделя Традиции праздника.
Масленица: что за праздник и как его отмечать По популярности в области обрядов праздник Масленицы занимает у россиян второе место после украшения новогодней елки.
Когда, почему и как празднуют Масленицу Узнайте всю историю праздника Масленица в России и его традиции с картинками кратко, а также дни недели.

Русский праздник Масленица

Своими корнями он уходит в язычество и связан с днем весеннего равноденствия. На Масленицу люди устраивали проводы зимы и встречали весну. Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после.

Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка.

Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться.

Впрочем, деньги на Масленицу никто не считал — как гласит русская поговорка, «хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи». В этот же день женщины в праздничных платьях устраивали «девичьи съезды» катались на тройках без мужчин, но с веселыми песнями , а по вечерам семьи разыгрывали костюмированные сценки все про тех же довольных зятьев и заботливую тещу. Борис Михайлович Кустодиев. Вариант картины «Масленица», 1916 год. Именно в четверг начинались те самые лубочные гуляния, которые так любят изображать в своих фильмах голливудские режиссеры и Никита Михалков. Все эти кулачные бои, скоморохи с медведями, пудовые вязанки бубликов, горы черной икры , реки водки , гимназистки румяные и хруст французской булки — все это атрибуты именно масленичного четверга. В этот день блины пекли уже в промышленных масштабах, дети вязали из тряпок и соломы чучело Масленицы, а в трактирах начинали пировать купцы, о чьих завтраках и обедах так вкусно писал Гиляровский: «Нижний зал трактира "Низок" — с огромной печью. Здесь посетителям, прямо с шестка, подавались блины, которые у всех на виду беспрерывно пеклись с утра до вечера. Толстые, румяные, с разными начинками — "егоровские блины". В этом зале гости сидели в шубах и наскоро ели блины, холодную белужину или осетрину с хреном и красным уксусом. В зале второго этажа для "чистой" публики, с расписными стенами, с бассейном для стерлядей, объедались селянками и разными рыбными блюдами богачи — любители русского стола , — блины в счет не шли». Впрочем, блинами угощались не только в трактирах. В пятницу «тещины вечерки» и субботу «золовкины посиделки» русские люди начинали ходить по гостям с утроенной энергией, причем у каждого из этих визитов была своя церемония. Например, чтобы все выглядело максимально уважительно и «по правилам», в четверг вечером зять приглашал тещу лично, а в пятницу утром присылал за ней все тех же многострадальных позыватков. На золовкиных посиделках ситуация отзеркаливалась: теперь уже жены приглашали в гости родственниц со стороны мужа, дарили им подарки, а после окончания праздничного обеда развозили их по домам. Если шесть предыдущих дней являются сугубо народным «изобретением» и не имеют к православию никакого отношения, то название воскресенья пришло прямиком из церковного обихода. В Прощеное воскресенье служится особая служба, в ходе которой настоятель и все священники храма выходят из алтаря и просят прощения у прихожан; после этого прихожане просят прощения у клириков, а затем — друг у друга. То же самое происходит и в домах: люди просят прощения у родных и знакомых, дарят подарки, доедают остатки блинов и завершают праздник знаменитым сожжением чучела.

Поэтому если блины вышли невкусные, подгорели или не пропеклись, то считалось, что семью ждет трудный год и тяжелые времена. Блинов нужно было готовить как можно больше и обязательно угощать ими бедняков и всех нуждающихся. Чтобы новый год был счастливым, на Масленицу предписывалось обязательно веселиться и радоваться. Печь блины следовало в радостном настроении, думать о добрых делах, желать тем, кто будет есть угощение, здоровья, богатства и счастья. У всех хозяек имелся собственный рецепт блинов, который они передавали по наследству дочерям. Тесто для блинов заводили не только на молоке, но и на пахте, простокваше или воде. С принятием христианства порядок языческого праздника изменился, и в конце концов Масленая неделя стала представлять из себя вереницу дней, в каждый из которых было принято совершать определенные действия. Здесь смешались языческие и православные традиции. Сегодня Масленую неделю принято делить на две части: узкая Масленица — первые три дня недели, и широкая Масленица — с середины недели до ее окончания. С понедельника по среду хозяйки делали уборку в доме, готовили его к приходу весны. Деревенские старейшины сговаривались о том, где и когда будут проходить массовые гулянья, что требуется для этого приготовить и кто будет отвечать за те или иные дела. С четверга любой труд запрещался. Хозяйки могли только печь блины и принимать гостей или же отправляться в гости всей семьей. Завершающий день Масленицы — Прощеное воскресенье по церковному календарю. В понедельник начинают стряпать блины. Первый блин славяне выкладывали на порог дома, поскольку, по древним поверьям, под порогом дома хоронили основателей рода.

Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М.

Масленица: истории и традиции праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. это последняя неделя перед наступлением Великого поста.[2]. Славянский Праздник Масленица (Комоедица, Красная горка, Красногор) — день весеннего равноденствия. История, традиции, неизвестные факты о Масленице, а также простой рецепт вкусных блинов | «Hoff Вдохновение». Масленица это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю.

КОМОЕДИЦА-МАСЛЕНИЦА.История забытого праздникаKOMOEDITSA-MASLENITSA#славянские праздники#масленица#

Иначе придется грустить и плакать весь год. Чем больше гостей будет принято в доме за 7 дней, тем счастливее и богаче будет семья. Необходимо помогать нуждающимся. Отказывать никому нельзя. Считалось, что любое доброе дело обязательно вернется сторицей. Сквернословить, ругаться, плохо думать о ком-то в Масленицу — большой грех. Детей отправляли на улицу со свистульками. Им нужно было свистеть как можно громче, чтобы урожай в этом году был богатым.

Если на Масленичной неделе будут морозы, лето будет жарким. Если в пятницу или субботу пойдет дождь, будет богатый урожай грибов осенью. Отдельно стоит сказать о приметах-гаданиях по первым блинам: Если у незамужней девушки легко перевернется первый блин, быть в этом году свадьбе. Если прилипнет к сковороде, минимум 3 года придется провести в родительском доме. Ровные краешки блинчика — к счастливой семейной жизни, «рваные» — к ссорам и разладу в семье. По дырочкам в блине считали, сколько деток будет в семье. Если блин поджарен в серединке — муж будет верным, по краям — неверным.

Исконно русскими считаются не тонкие, а дрожжевые толстые блины. Часто их делали на гречневой и ржаной муке. Дрожжевые блины.

В некоторых регионах для неё использовали талый снег. Хозяйки замешивали опару ночью и с помощью заговоров просили у месяца, чтобы тесто получилось пышным. Интересно, что не во всех славянских странах на Масленицу пекут блины.

Например, в Беларуси и на Украине к праздничному столу лепят вареники. Зачем на Масленицу сжигают чучело Ещё один символ праздника — соломенная кукла, которую в конце недели сжигают на костре. Чучело Масленицы чаще всего делают в виде женщины, хотя в Витебской области на праздник мастерят и хоронят деда.

Куклу из соломы и подручных материалов украшают, наряжают в старую одежду и устанавливают на высокий шест. К концу масленичной недели чучело сжигают или закапывают. Горящее чучело.

По мнению некоторых учёных, чучело олицетворяет смерть и возрождение всей природы или конкретного божества — как правило, связанного с сельским хозяйством. Каждый год с наступлением весны старую, отжившую солому сжигали, возвращая её земле. А она взамен должна была возродиться и принести плоды.

Поэтому иногда остатки чучела разбрасывали по полям и клали в ясли для скота, чтобы урожай и приплод были лучше. Также есть теория, по которой кукла рассматривается как воплощение зимы, нечисти , смерти и болезней. Её сжигают, чтобы очиститься и избавиться от всех скопившихся бед.

Как принято проводить масленичную неделю Масленица делится на узкую и широкую. Первая длится три дня и посвящена подготовке к празднику, а вторую полностью занимают застольями и гуляниями. Работать на широкую Масленицу было не принято.

Для каждого дня есть определённые традиции и обряды.

В связи с началом сезона земледелия также задабривали «скотьего бога» Велеса. Велес, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом — медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение.

Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу «первый блин комом», указывая последнее слово как «комам», то есть «медведям». Однако, более правдоподобной выглядит иная версия происхождения данной пословицы — «первый блин кому», то есть покойнику. Это обусловлено тем, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших. Но стоит обратиться к источникам. Сохранилось всего одно достоверное письменное свидетельство о Комоедице в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал ее в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии.

Частичная перепечатка статьи Нечаева этнографом Шейном впоследствии сделала популярной версию о Комоедице как о предшественнице Масленицы. Обратимся к тексту оригинальной статьи. Первое, что обращает на себя внимание — дата празднования. Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю.

Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы».

Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских».

Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя.

Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль.

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти.

В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму.

Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей».

Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти.

Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника.

Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти.

Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше.

Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности.

Ассортимент начинки самый широкий: рыба, икра, грибы, яйца, картошка, мёд, творог, сметана и даже каши.

Единственная особенность — без мяса. Такие начинки церковный устав «не благословлял» как и всё мясное. Каждый день имеет своё значение и традиции. Понедельник — Встреча.

В этот день начинали печь блины. Самый первый предназначался предкам — его клали на окно, приносили на кладбище или отдавали нищим на помин души. Вторник — Заигрыш. Ребятня и молодёжь целый день веселилась, катались с горок и на качелях, ходили в гости.

Юноши присматривали себе невест. Среда — Лакомка. В этот день собирали в доме гостей, а тёщи кормили блинами своих зятьёв. Четверг — Разгуляй.

С него начиналась Широкая Масленица.

Когда, почему и как празднуют Масленицу

Согласно другому предположению, Масленица — праздник в честь бога земледелия и скотоводства Велеса. Достаточно интересны произошедшие изменения в истории праздника Масленицы. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. Когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. Масленица в России: история и традиции праздничной недели.

Масленица: история праздника и его традиции

Традиции Масленицы: история и обычаи праздника в России. На Масленицу блин дают в руки чучелу перед тем, как сжечь его, а сам праздник начинается с родительской субботы, которую в Калужской и Владимирской губерниях называли Малой Масленкой. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.

Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году

КОМОЕДИЦА-МАСЛЕНИЦА.История забытого праздникаKOMOEDITSA-MASLENITSA#славянские праздники#масленица# Один из древнейших славянских праздников – Масленица – в 2023 году будет отмечаться в России с 20 по 26 февраля.
Русский праздник Масленица: история и традиции — Щи.ру В течение долгого времени праздник Масленицы отмечали неделю до и неделю после дня Весеннего Равноденствия.
Масленица: что за праздник и как его отмечать – блог интернет-магазина Порядок.ру В наши дни праздник веселых проводов зимы и встречи долгожданной весны мы называем Масленицей.
Масленица в России: история и традиции праздничной недели Изначально Масленица – языческий праздник, однако с приходом христианства ее традиции изменились, но не исчезли совсем и живы до сих пор. Масленица 2023: дата, суть, история и традиции праздника. © РИА Новости.
Масленица - 11 марта. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024 я забытого ITSA-MASLENITSA.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий