Новости кому отдавали первый блин на масленицу

Также начинали печь блины, первый испеченный в понедельник блин отдавался малоимущим и на помин усопших. "Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне" Именно так звучит эта добрая славянская присказка.

«Надевали на голову и бежали гадать»: что делали с первыми блинами в Красноярском крае

Саму Масленицу отметят в воскресенье, 26 февраля, однако начинать печь блины можно уже сегодня. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. При этом первый блин не съедали, а отдавали неимущим для поминовения усопших.

Начинается Масленица: как и в какие дни ее отмечать и что нужно делать

Чем больше блинов на праздничном столе, тем лучше. Согласно примете, благодаря этому семья не будет ни в чем нуждаться. Запрещалось на Масленицу есть из посуды со сколами и трещинами, иначе весь год будут преследовать неприятности. В Масленичную неделю не только сватались, но и играли свадьбы. По поверью, брак, заключенный в это время, будет долгим и счастливым. Убираться в доме можно было только во время Узкой Масленицы, то есть с понедельника по среду, после в праздник работать считалось большим грехом. На Масленицу было принято избавляться от старых вещей. Считалось, что, если выбросить и сжечь старое, то жизнь изменится. Хорошей приметой было большое количество гостей в Масленичную неделю. Особенно ценились незваные гости и незнакомые люди. Верили, что они приносят счастье и радостные новости в дом.

Приметы на Масленицу о погоде По приметам в Масленичную неделю наши предки предсказывал погоду на весну и лето. Похолодало резко — жди теплую весну. Сосульки на крыше выросли — осенью богатый урожай соберешь. Дождь пошел — летом будет много грибов в лесах. Мороз сильный ударил — лето ожидается теплое.

Одни добавляли в привычное тесто яблоки, другие — картофель, третьи — творог, кукурузу или орехи.

Свои фирменные рецепты есть и у сотрудниц сетевого издания «Учительская газета». Таить их от читателей никто не собирается: вдруг кому-то пригодятся и доставят радость. Масленица это одобрит. Ингредиенты: 1 яйцо, 1 ст. Приготовление: Яйцо взбить с сахаром и солью, добавить кипяток, молоко и муку. Можно добавить растительное масло, а можно и не добавлять.

В процессе приготовления теста его нужно постоянно взбивать. Жарить блины на разогретой сковороде, смазанной маслом. Блины «Роскошные». Ингредиенты: 3 яйца, 1 ст. Приготовление: белки отделить от желтков. Молоко подогреть, добавить соль.

Сахар растереть с желтками, затем соединить с молоком. Белки взбить в пену. В молоко добавить кефир. Соду погасить ложкой кефира или теплого молока и добавить в тесто. Затем начать добавлять понемногу муку, доведя блинную смесь до консистенции сметаны. Ввести в смесь растительное масло, взбитые белки.

Выпекать на раскаленной сковороде, смазанной маслом. Светлана Лобова: Рецептов блинов у меня нет — готовлю их на глаз. Но есть рецепт очень вкусных оладушек. Ингредиенты: молоко — 1200 мл, мука —1450 г, дрожжи — 2 пакетика по 11 г, яйца — 7 шт, сахар — 10 ст. Из этого количества получится примерно 40—45 оладушек. Теста будет много, поэтому посуда для будущих оладушек должна быть большой.

Я использую 9-литровую кастрюлю, тесто поднимается почти до краев. Процесс приготовления: сначала поставим опару. Для этого надо подогреть молоко до состояния, когда оно станет чуть теплее температуры тела. В него всыпать часть сахара 8 ст. После того, как тщательно вымесим молочную смесь, в нее постепенно нужно ввести муку. Лучше сделать это хотя бы в 4—5 заходов, просеивая муку и хорошо перемешивая.

На последних этапах можно использовать миксер с насадками-крюками. Получившуюся массу накрыть полотенцем или не до конца — крышкой от кастрюли. Оставить ее «подходить» на 30-40 минут в теплом месте. После того, как опара поднимется, нужно сделать яичную смесь. Взбить яйца, добавить оставшийся сахар 2 ст. Поднявшееся тесто умять лопаткой, в 3-4 захода влить яичную смесь, тщательно вымешивая миксером после каждого захода.

Когда получится однородная масса, тесто снова накрыть и оставить еще раз подняться, на это уйдет 20-30 минут.

Ага, «брашен и страстей отложение творяще», конечно, разбежались! Всему свое время, «отложим», а теперь обычай — святое дело. Столы должны ломиться от яств и хмельного питья. Блины блинами, но и в остальном тоже все должно быть на уровне. Не успели смолкнуть торжественные предостережения церковных чтений, как «понеслась душа в рай» только в рай ли? Это ведь встреча нового года, а «как встретишь, так и проведешь»: хочешь быть сытым весь год, чтобы дом был «полная чаша»? Пусть на Масленицу будет в твоем доме изобилие и пресыщение, чего бы тебе это ни стоило! Всего должно быть много, в избытке… Такое вот вхождение в поприще Великого поста.

Впрочем, в понедельник и вторник еще более-менее, «масленичный устав» не так строг. В основном блины да катания с горки о магической подоплеке этой забавы все, конечно, забыли, ну да ладно. А вот в среду теща ждет зятя на блины или зятьев, если дочек много — ах, сущее разорение для тещи! Чтоб зятьям скучно не было, собираются гости, и веселье — полным ходом именно в среду, когда ради подготовки к приближающемуся посту даже литургию служить не положено! Но это лишь раскачка. Четверг не зря называется «широкой масленицей», «разгулом» и «переломом». О, когда разворачивалась народная стихия в старые добрые времена и начинались массовые, всенародные культурные мероприятия: кулачные бои, катанья на санях по улицам, конские бега, взятие снежного городка и прочие забавы! В пятницу опять же, литургии в тот день не положено по уставу зять ждал тещу на блины, так называемые «тещины вечера», а в субботу молодая невестка приглашала золовок, одаривала их, откуда и название «золовкины посиделки». В воскресенье — сожжение чучела Масленицы или Морены, на которую навязывали отслужившие обереги или всякое тряпье с наговором, чтобы сжечь в огне все отжившее и плохое.

И лишь вечером этого заключительного дня Масленицы, наконец, начиналась подготовка к Великому посту: когда так же всенародно люди шли в храм и просили друг у друга прощения за нанесенные обиды и сами прощали своих обидчиков. Вот почему говорить о том, что Масленица — православный праздник — отрицать очевидное. А что значит «народный», если при этом не христианский? Значит, языческий? Народный, вне Христа, вне Священного Предания — значит, языческий по духу. Если мы говорим о той или иной народной традиции, то отдаем себе отчет, что она возникла не на пустом месте, а на какой-то мировоззренческой почве. Нетрудно понять о какой почве речь, если эта традиция буквально кишмя кишит всевозможными приметами, заговорами, гаданиями, как Масленица. Мы можем не знать о происхождении тех или иных традиционных потех, но корни их все равно уходят в ту почву, в лоне которой они сформировались. И не надо недооценивать живучесть язычества в народной памяти: многие люди и по сей день соблюдают те или иные обычаи, следуют приметам и гадают, руководствуясь этими суевериями, что называется, на полном серьезе, тем не менее, было бы поспешно назвать Масленицу языческим праздником, но об этом чуть ниже.

И что, теперь ни на санках не покататься с детьми и друзьями, ни в снежки не сразиться, ни крепости из снега не строить?!.. Нет, что вы, я это не к тому, что давайте, отцы, братья и сестры, «отречемся от старого мира» и анафематствуем всенародно любимый праздник, откажемся от блинов и всего того культурного пласта, который накопился по этой теме.

Да-да, не комом, а комам. Комы — это медведи, так их называли наши предки. Тогда это животное считалось царем леса. Это теперь "первый блин — комом" означает, что что-то не получилось. А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. Ну а блины отдают, потому что это символ солнца, наступления весны.

Комоедица и Масленица — одно и то же? Масленица — это бывший праздник Комоедица, но с другими смыслами и обрядами. Масленицей "медвежий праздник" стал после крещения Руси.

Откуда пришла Масленица или почему первый блин комом

Было принято первый блин отдавать нищему для поминовения всех усопших. Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших. Первый блин по обычаю отдают птицам. Хороводы с ручейками не просто так – за играми и танцами в старину присматривали будущую невесту и выбирали родню.

Понедельник масленичной недели: первые блины отдавать нищим

Шестой день — Золовкины посиделки В субботу наступал звездный час девушек, которые недавно вышли замуж. Они приглашали в гости сестер и других родственниц мужа. Задача заключалась не только в том, чтобы удивить их своими кулинарными талантами, но и в том, чтобы посидеть дружной женской компанией, поболтать, отдохнуть. На посиделки могли также прийти подруги и родственницы молодой хозяйки, чтобы вместе погадать и посплетничать. Седьмой день — Проводы В народе день также известен как Прощеное воскресенье. Блинами в этот день опять, как и в понедельник, поминали усопших, раздавая их нищим и бросая в огромный праздничный костер. Туда же отправлялись ненужные вещи, избавляясь от которых, можно было прогнать из своей жизни все горести и несчастья. Пепел от костра развеивали над полем, чтобы получить хороший урожай. Подводя итоги — на Масленицу нужно не только печь блины, но и щедро делиться ими с окружающими, ходить в гости и принимать гостей, веселиться и радоваться приходу весны.

Тогда весь год до следующего праздника будет удачным и безбедным. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

Я благословляю вашу духовную жизнь. Я благословляю все ваши проекты и цели. Пусть так будет всегда.

Сегодня день благословения», - говорится в молитве древних славян. Раздавать благословения можно до середины следующей недели. Поедание блинов начиналось после взаимного благословления.

Среда — Лакомка. На лакомку в гости звали друзей, родных, соседей. Гостей угощали медовыми пряниками, пирогами и блинами.

Также в среду тёщи кормили блинами своих зятьёв. Четверг — Разгуляй. С четверга начинается широкая Масленица. Хозяйственные работы прекращались, начинались гулянья, игры, катания на санках, весёлые хороводы и песни. Пятница — Тёщины вечёрки. В этот день зять лично приглашал тёщу в гости.

Приглашения бывали почётные к обеду, со всей роднёй, или только на ужин. Суббота — Золовкины посиделки. Невестки приглашали в свой дом сестёр мужа, угощали их блинами и одаривали подарками. Если золовки были ещё в девушках, то невестка созывала своих подруг-девиц; если были замужними, то она приглашала родственниц-молодух — то есть недавно вступивших в брак. Прощёное воскресенье. Последний день праздничной седмицы.

В этот день прощались с зимой и Масленицей. Сжигали чучело под весёлые песни и частушки, а пепел развеивали по полям, чтобы год выдался плодородным. В Прощёное воскресенье также просили прощения у родных и знакомых за все обиды, которые могли нанести друг другу за год.

Оказывается, что раньше оно имело немного другое написание: первый блин комАм. Здесь последнее слово отвечает на вопрос не КАК? Кто же такие комы и зачем им полагалось отдавать блины? Комами на Руси называли почитаемых всеми славянскими народами животных - медведей. И их полагалось кормить первыми блинами, когда они просыпались после зимней спячки.

Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния

Начинается Сырная седмица – Масленичная неделя, в конце которой мы будем праздновать широкую Масленицу. Первый блин комом: туляки поделились масленичными традициями и историями. Так как первый блин отдавали кому-то, то второй блин был за главой семьи.

Кому по одной из версии которая существует посвящался первый

Опубликовано 11. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. По одной из версий в основе возникновения слова "Масленица" лежит русский обычай выпекания блинов. Эта традиция связана с желанием людей расположить к себе солнышко, уговорить его при помощи блинов согреть замерзшую землю. Именно круглый блин был жертвенным хлебом — даром языческим богам. С древних времен Масленичная неделя славится сытной и обильной пищей.

Главное блюдо праздника — блины, которые на Масленицу, говорят, получаются особенно вкусными. В преддверии длительного поста люди стараются полакомиться вкусными и разнообразными блюдами, и ни в чем себе не отказывать. Но блины не единственное угощение на праздники. Как правило, на Масленицу накрывают богатый стол — подают и оладьи, и пирожки с разнообразными начинками грибной, творожной, капустной и так далее. Масленица славилась не только богатым угощением — в это время проводят массовые катания с горок, танцы, народные пения, разводят костры. Но основной традицией считается сжигание масленичного чучела на костре.

Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну. До принятия христианства Масленицу праздновали 14 дней, а сегодня она длится неделю. Блины Блины на Руси появились более тысячи лет назад. За это время рецепты их приготовления претерпели множество изменений. По традиции каждая хозяйка располагала своим собственным рецептом приготовления блинов.

Они пеклись из разных видов муки с добавлением разнообразных ингредиентов, но всегда оставались любимым угощением в каждом доме. По сей день блины считаются русским традиционным блюдом. Кушали блины с маслом, сметаной, медом, икрой, рыбой и овощной начинкой. С чем вкуснее трудно сказать — у каждого свое мнение на этот счет. Кто-то ест блины только со сметаной, другие — признают только сладкие начинки, а третьи — обожают с селедкой или красной рыбой.

Пятый день — Тещины вечерки В пятницу наступал черед тещи пожинать плоды своего доброго отношения к зятю — она отправлялась в дом замужней дочери, где зять должен был встретить ее со всеми почестями, всячески угождать и вкусно накормить. Правда, блины полагалось печь его супруге, то есть, дочери тещи. Та могла захватить с собой еще и подруг, чтобы похвалиться перед ними зятем и дочерью-мастерицей. Шестой день — Золовкины посиделки В субботу наступал звездный час девушек, которые недавно вышли замуж. Они приглашали в гости сестер и других родственниц мужа. Задача заключалась не только в том, чтобы удивить их своими кулинарными талантами, но и в том, чтобы посидеть дружной женской компанией, поболтать, отдохнуть. На посиделки могли также прийти подруги и родственницы молодой хозяйки, чтобы вместе погадать и посплетничать. Седьмой день — Проводы В народе день также известен как Прощеное воскресенье. Блинами в этот день опять, как и в понедельник, поминали усопших, раздавая их нищим и бросая в огромный праздничный костер. Туда же отправлялись ненужные вещи, избавляясь от которых, можно было прогнать из своей жизни все горести и несчастья. Пепел от костра развеивали над полем, чтобы получить хороший урожай. Подводя итоги — на Масленицу нужно не только печь блины, но и щедро делиться ими с окружающими, ходить в гости и принимать гостей, веселиться и радоваться приходу весны.

И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины? В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших. Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце. Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным. Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек.

Главный символ праздника — блин — имел особое, ритуальное значение: круглый, горячий, он был маленьким солнцем и помогал Яриле продлевать световой день. Первый блин отдавали душам умерших: оставляли нетронутым, а потом скармливали птицам. Также пекли много пирогов, варили кисели да квас, потчевали гостей медом, крутили обрядовое печенье в виде птичек и зверей: они-то и должны были позвать весну. Название свое — Комоедица — праздник получил от блюда, напоминающего комок. Что это было: блинчик или колобок - теперь сказать трудно. И поскольку славяне верили, что день встречи Нового года повлияет на весь год в целом, все старались устроить на Комоедицу обильное застолье и безудержное веселье. Поэтому и прозвали ее «широкой», «обжорной», «честной», «объедухой». Из принятых на празднике забав основным считалось взятие снежного городка. Группа ряженых укрывала в нем Марену, а другая группа должна была отвоевать ее: не оставлять же лютую зиму навсегда! Мужчины обязательно участвовали в кулачных боях, которые делились на три вида: «один на один», «стенка на стенку» и «свалка». Здесь были не важны ни возраст мужчины, ни социальный статус - бились всерьёз, до крови, и кровь эта считалась достойной жертвой и потому предвещала урожайный год. Кульминационным моментом праздника становилось сожжение чучела Марены. Все холодное время года она властвовала, а с приходом весны стала дряхлой старухой и должна была уступить место молодому Яриле. Чучело вязали из соломы, привязывали к нему старое тряпье, на которое наговаривали то плохое, что Марена должна была забрать с собой. Пепел от ритуального костра предавали реке и разбрасывали по полю — в знак уважения к силам природы и с мольбой об урожае. На Комоедицу можно было и погадать. Для этого при большом скоплении народа подкидывали в небо блин, и кто его поймает, тому особое будет счастье в Новом году. А вот работать в праздничные дни было нельзя в знак почитания богов и из уважения к предкам.

Масленница. История праздника и традиции.

Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.

Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный.

Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города.

Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу.

Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.

В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г.

Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней.

Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется.

Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы.

Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям.

Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня.

В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы.

После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный.

Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом.

Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут.

Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни.

Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.

В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела.

Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках.

Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла.

Posted 27 февраля 2023,, 09:18 Published 27 февраля 2023,, 09:18 Modified 27 февраля 2023,, 09:39 Updated 27 февраля 2023,, 09:39 Озверевшие блины. Очередной сетевой скандал развернулся вокруг невинной традиции 27 февраля 2023, 09:18 Фото: Блог Ирины Якутенко Патриотические блогеры настаивали на том, что есть блины на Масленицу это чисто русская традиция, оппозиционные в знак протеста призывали вообще не есть блинов Сюжет Еда Иван Зубов У православных России начался Великий пост. Ему предшествовала Масленичная неделя, на которой, как известно, принято печь блины. Кто бы мог подумать, что такая банальная вещь станет поводом для очередного сетевого скандала?! Впрочем, в нынешней ситуации, скандалом может обернуться все что угодно, и еда не исключение. Совсем недавно, в Сети на чем свет стоит ругали известного персонажа светской тусовки Алену Долецкую за то, что она в это суровое для страны время от души делилась своими впечатлениями от ассортимента рублевских ресторанов. Теперь же под раздачу попали блины. Попали, как это водится, по привычной причине — банальной глупости: кто-то из патриотически настроенных блогеров заявил, что печь блины на Масленицу — это чисто русская народная традиция, иными словами «скрепа». Ну сморозил глупость, бывает.

Однако не тут-то было! Из оппозиционного лагеря сразу же последовало гневное опровержение. Известная радиожурналистка, живущая сегодня за границей тут же откликнулась: «Хочу сказать, что нет у меня никакой тяги к блинам. Раньше в иные годы, для меня Масленица была любовью и традицией. Мы пекли блины, мы встречались с друзьями. Даже когда мы уехали - я пекла блины во время карнавала тут все совпадает.

По другой версии масленичные гуляния возникли благодаря празднованиям в честь славянского бога земледелия и скотоводства Велеса. Они как раз приходились на конец февраля. В эти дни было принято готовить выпечку, молиться о богатом урожае, сохранности скота и семейном благополучии.

Есть и более мрачная теория, согласно которой Масленица — это своеобразный поминальный обряд. Об этом говорят праздничные обычаи, характерные для тризны: посещение кладбищ, обильные застолья и кулачные бои. Перед началом весны нужно было вспоминать умерших и просить их о хорошем урожае. Согласно верованиям славян, они находились в другом мире и могли повлиять на плодородность почвы. Семирадский «Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году», 1884. Изображение: Wikimedia Commons Вне зависимости от теории очевидно, что этот праздник с древними корнями был очень любим в народе и отмечали его всегда широко. Пословица «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи» довольно точно отражала отношение людей к торжеству. Как Масленица связана с христианством Ритуальное сжигание чучела, хороводы и обильные застолья остаются для многих главными атрибутами праздника. И всё это не имеет ничего общего с христианством.

Участие православных в любых языческих гуляниях порицалось, а священников за такой проступок могли лишить сана. Неделя перед Великим постом у православных называется Сырной седмицей. Связана она не с праздником и весельем, а с покаянием и воздержанием. В это время верующим следует готовиться к говению: читать молитвы, посещать богослужения и отказаться от мяса. Основой рациона и главным источником белка для них всю неделю были молочные продукты — отсюда и её название. Народная же любовь к Масленице была настолько крепка, что праздник не исчез, а как бы наложился на Сырную седмицу даже после повсеместного распространения христианства на Руси. Почему на Масленицу принято готовить блины С детства нам известно, что круглый и румяный блин символизирует солнце, возвращающееся после зимы. Но учёные считают, что эта распространённая трактовка безосновательна. И с уверенностью ответить, почему блюдо стало главным на праздничном столе, нельзя.

Фольклористы предполагают, что блины попросту были популярной и лёгкой выпечкой для торжеств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий