Новости когда славяне праздновали новый год

Вообще ночь, когда праздновали Новый год древние славяне, считалась магической, полной волшебства и загадок. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. На самом деле традиция праздновать Новый год в сентябре — не столько общеславянская, сколько уже русская, и особой древностью не отличается.

Откуда на Руси повелось праздновать Новый год

— Отмечу, что самый первый Новый год наши предки отмечали весной. В сентябре новый год праздновала Византия, которая переняла этот обычай от Иудеев. Исследователи утверждают, что новый год у славян начинался примерно с 20-х чисел марта. В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна.

Как отмечали Новый год славянский народ

Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское Новолетие, как и Коляда – это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. 23-го декабря Славянский мир прощался с уходящим годом, и начинал праздновать Коляду, рождение «новой жизни». Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября).

Навигация по записям

  • Время работы
  • В каких еще странах отмечают этот праздник
  • История Нового года: как отмечали праздник наши предки
  • Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия
  • Овсень малый (славянский новый год) 2024: суть и традиции

Колядки и вареники с сюрпризом: как праздновали старый Новый год

Смотрите онлайн видео «КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД СЛАВЯНЕ» на канале «Искусство и Умение» в хорошем качестве, опубликованное 10 сентября 2023 г. 17:10 длительностью 00:04:54 на видеохостинге RUTUBE. Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Славянский Новый год и чем он был замечателен.

Дата празднования Славянского Нового года, традиции Новолетия, его история

Как появилась традиция праздновать Старый Новый год. Есть и сторонники празднования Новых лет на весеннее равноденствие – в это время Земля освобождается от снега, начинается весенний сев, возрождается природа. И сегодня староверы считают, что праздник Славянского Новолетия гораздо важнее Нового года.

Колядки и вареники с сюрпризом: как праздновали старый Новый год

И сегодня староверы считают, что праздник Славянского Новолетия гораздо важнее Нового года. В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. Новый год Древние славяне Новый год праздновали 1 марта — с наступлением тепла и началом полевых работ. символ Нового года. В видео рассмотрены четыре варианта Нового года славян с обоснованием и примерами праздников.

Новой год у древних славян, как отмечался

В дальнейшем священнослужители утвердили этот день как праздник, который олицетворял христианские свободы. Именно от этой даты идёт отсчёт периода постов и важных праздников церкви, дата которых не является строго установленной. Многое на Руси изменилось после крещения. Тогда славяне приняли и византийский вариант летоисчисления — от сотворения мира.

Несколько веков Новолетие считалось государственно-церковным праздником, причём отмечали его на Руси с большой пышностью. Итальянский путешественник Джованни Компани, бывавший в Москве XVI века, так описывал празднества: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни…» В Новолетие было принято водить хороводы, устраивать народные гуляния, веселиться Федоскинская лаковая миниатюра «Хоровод» Изначальный «Новый год» Лишь при Петре Первом в 1699 году в России было изменено летоисчисление.

Теперь принято было вести отсчёт, начиная с 1 января. Именно тогда появились современные традиции празднования Нового года. Но, как вы понимаете, они очень молоды и не являются исконно русскими — такими, как Новолетие.

Несмотря на то, что сегодня Новолетие не является всеобщим праздником, многие приверженцы старой веры не забывают о своём главном торжестве. Кроме того, 14 сентября также является и днём почитания святого Симеона Столпника. Согласно преданиям, этот святой прожил насыщенную столетнюю жизнь.

Он старался помогать всем нуждающимся, лечил от физических и душевных недугов, предсказывал будущее и давал людям веру в лучшее. Святой Симеон Столпник.

Вызывали образ суженого, и нечистая сила являлась.

Это было рискованным шагом, так как малейшее нарушение условий могло навлечь необычайный испуг или даже смерть гадавших. Ведьма придет просить огня. Но зачем нужно было видеть ведьму?

В греческой и особенно в римской античности, гадания представляли собой государственные мероприятия. Жрецы по различным признакам узнавали и сообщали волю богов. С этими гаданиями русские гадания не имеют ничего общего, но совершенно точно, что в у древних славян имелись кудесники, что гадания до некоторой степени были организованы и регламентированы.

В русском крестьянском обиходе XIX века, когда было записано большинство гаданий, в них верили только молодые девушки в деревнях и частично в городах. Гадания с пением, так называемых подблюдных песен может рассматриваться как игра, состоящая в том, что на стол ставилось блюдо с водой. Затем, каждая из присутствующих отдавала какую-нибудь, принадлежащую ей, часто обычное кольцо.

Эту вещь опускали в блюдо с водой, а сверху накрывали полотенцем, затем пели коротенькие песни, сулящие ту или иную судьбу, под песню вынималось кольцо. С девушкой, которой принадлежало кольцо, должно было сбыться то, о чем пелось в песне. Более десяти человек за один стол не садились.

Жребий вынимал кто-либо не участвующий в игре. V, ст. Типично святочным увеселением признается ряжение.

Часто это бесхитростное увеселение, состоящее в том, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемым и дурачить, веселить или пугать окружающих своим комическим видом. Чаще всего рядятся лицами не из круга деревенской молодежи это прежде всего старики и старухи, старики - с огромными бородами, и мохнатые или горбатые; это различный пришлый люд, непохожий на своих жителей - цыгане, солдаты или Петрушка.. Этим достигается комический эффект, усиливающийся необычным поведением или необычной одеждой.

Ряженые пляшут, кувыркаются, говорят писклявыми голосами. Надевали не только маски, но и костюмы. Ряженые целыми ватагами ходили из избы в избу, иногда из деревни в деревню.

Люди маскировались также и животными, иногда водили животных с собой. Из этих животных, прежде всего обращает внимание на себя коза. Маска козы чаще встречается у украинцев и белорусов.

Она принадлежит к наиболее архаичным типажам. Шествие с козой иногда сопровождалось процессией колядующих. Самого смышленого из хлопцев одевают в тулуп, вывороченный на изнанку, на ноги ему одевают другой тулуп, тоже вывороченный, оба тулупа скрепляют у пояса веревкой, отчего правда, выходит подобие скорее медведя, чем козы.

Лицо этой козы вымазывают сажей или надевается на него маска. На голову одевается особого устройства шапка, к которой прикреплены рога, сплетенные из лозы и соломы. К довершению наряда этому парню в руки дается упряжная дуга, на которую он садится верхом и коза готова.

В деда выбирают тоже молодого парня, способного играть эту роль. Кроме ветхой , изорванной одежды, покрывающей деда, ему одевают на лицо маску из березовой коры, на которой красуется огромный бурак, служащий вместо носа, и длинный клок льна или пеньки вместо бороды. Дед дурачится, занимает хозяина веселым разговором, угощает его золой вместо табака.

Дается представление, коза под песню поворачивается разными боками. В песне поется, что козу хотят бить. Тут она вдруг встает, кланяется хозяину в ноги и начинает плясать.

В это время начинают играть на скрипке уже с аккомпанементом бубна, а до этого момента играли только на скрипке. Плодовитость и силу животных стараются передать земле. Между плодовитостью животных и плодовитостью земли существенной разницы не делали.

Шествие с козой преобладало на Украине и в Белоруссии. Игра эта когда-то была очень распространена. Основание лошади составляют два парня.

Передний держит в руках двухконечные вилы, к которым прикрепляется соломенная голова с ушами. Все это обтягивается попоной. Другим животным, в которое рядились во время святок, был бык.

Быка обычно изображали не двое, а один человек. Парень, наряженный быком, держит под покрывалом глиняный горшок с настоящими бычьими рогами. Рядятся также в баранов, медведей, волков, обезьян, лисиц и журавлей.

Особое же негодование церковных и светских властей вызывало ряжение мужчин женщинами и женщин мужчинами. Собственно святочные игры были почти исключительно достоянием холостой молодежи. Маскирование способствовало различным вольностям.

Эротический характер этих игр имел обрядовый характер. И понималось это буквально. Но материнство, роды являются не сами собой, а обуславливаются совершенно определенными действиями.

Если нет стыда в материнстве, то нет стыда и в том, чем материнство обусловлено. Так же как пытались путем совершения обрядов передать земле плодовитость животных шествие с козой также пытались передать ее и через плодовитость человека: человеческая плодовитость и все, что с ней связано, стимулирует силы земли и заставит ее дать урожай. На святках подражали церковным похоронам.

Игра в похороны некогда входила в число святочных игрищ. Сущность ее состоит в том, что в дом вносили человека, одетого покойником, лежащего на доске или на санях, и под общий громкий смех оплакивали и отпевали его, пародируя церковный обряд, и изображая горе. Бывали случаи, что для этой игры приносили настоящих покойников.

Наиболее полное описание, сведенное из показаний нескольких корреспондентов дает С. Покойника изображает парень, одетый во все белое, лицо его натерто овсяной мукой, изо рта торчат длинные зубы, сделанные из брюквы. Рядом с попом идет дьячок и плакальщица и родственники, неся угощение для поминок.

Девок заставляют целовать покойника в губы. Часть парней уносит покойника хоронить, часть остается в избе. В какой степени этот обычай распространен?

Отгадка - хлебное зерно. Эта же загадка имеет другую разгадку - яровое и озимь. Первое, что бросается в глаза в похоронных святочных игрищах их яркая противоцерковная направленность.

Эти игры отражали ироническое отношение к церковной обрядности. Что же еще бросается в глаза -это постоянный смех, сопровождающий весь обряд. Сила смеха на могилах означает что мертвые не умерли.

Древние славяне и древние народы приписывали смеху особую магическую силу - способствовать поднятию и усилению производительных сил природы, тому же урожаю хлебов, трав, плодов, умножению животных и тд.

Эта традиция просуществовала довольно долго, но с утверждением в стране христианства и централизации государства новый год стал отмечаться 1 сентября — в соответствии с церковным календарем. Сохранились описания празднования нового года в России в XVI веке. В этот день в Москве на Красной площади устраивалось торжественное богослужение с участием царя, патриарха, знати, духовенства и народа. Люди испрашивали благословения на новый год и поздравляли друг друга с его наступлением.

Тем временем в Европе, после заката Западной Римской империи, римская традиция отмечать новолетие 1 января на долгое время прервалась и была восстановлена только в 1582 году в ходе календарной реформы, проведенной при папе Григории XIII. По прошествии чуть более ста лет она была принесена и в Россию. Императорским указом Петра I от 20 декабря 1699 года страна перешла на новое летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше , а празднование нового года было перенесено с 1 сентября на 1 января. К этому же времени относится введение в России обычая украшать дома и общественные места еловыми ветвями и устраивать веселые народные гуляния. А первая нарядно украшенная елка появилась в публичном пространстве при Николае I, после чего практика наряжать елки распространился повсеместно.

В народе данный праздник считали славянским новым годом, а само торжество объединило в себе православные и языческие традиции. Поскольку в этот день также почитали память преподобного Симеона, праздник имел негласное название «Сёмин день». Традиции Новолетия, или Славянского нового года Первой важной традицией этого праздника является разведение огня специальным способом, или «Осенины». Для ритуала брали сухое дерево и с помощью трения высекали в нем огонь.

Таким огнем топили бани и печи, предварительно очистив их от старой золы и старых углей. Также крестьяне благодарили уходящий год за собранный урожай, за его богатство, а также просили такого же в следующем году. Впервые у людей появлялась возможность отдохнуть, поскольку все полевые работы заканчивались.

Почему русские отмечали Новый год 1 сентября

Языческое новолетние. Kомоедица Празднование языческого Нового года, известного как Комоедица Березень , было связано с весенним равноденствием и имело особое значение для древних славян языческой Руси, поскольку означало начало нового этапа жизни. Зима, холодная и голодная, оставалась позади, и наступало время подготовки к полевым работам. Язычники искренне верили, что успех урожая зависит от того, насколько они смогут угодить идолам, поэтому празднование проходило с особым размахом.

Празднование начиналось за неделю до равноденствия и продолжалось еще неделю после. Чтобы не привлекать злых духов, которые могли помешать веселью, люди насыпали зерно вдали от святилищ. Когда птицы начинали его клювать, люди успокаивались, считая, что духи заняты и не причинят им вреда.

У капища накрывали столы, обязательным блюдом на которых были блины в форме солнца, олицетворением которого был бог Ярило, сюда же с песнями привозили чyчело Масленицы или злой Марены для ритyального сожжения — чтобы зима не вернyлась. Пятyю часть yгощения оставляли на капище — предкам, а перв ый блин обязательно «дарили» медведю, yнося блин в чащy и оставляя там «на съедение зверю».

По указу счет годам начал вестись не со дня сотворения мира, а со дня рождения Иисуса, и это был 1700 год, 1 января. Всем было велено в этот день быть на богослужении, а по выходе из церкви обмениваться приветствиями, дворянству и мещанам предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосновыми, еловыми, можжевеловыми в знак наступления нового года. А кроме того, "чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни". Петра не смутила разница между датой 7 января - датой рождения Иисуса по православному календарю у католиков она принята на 25 декабря и 1 января - указал праздновать и точка". Коляда - это бог пиршеств и мира, и одновременно один из главных языческих праздников года, который отмечается в морозные дни зимнего солнцестояния - Хорса Зимнего.

Разжигаются живые костры, ряженые ходят по домам, танцуют и поют особые песни — колядки. Люди радуются и верят, что долгому зимнему царствованию осталась всего половина из отведенного срока.

В Васильев день старались не давать денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка. А вот получить деньги в этот день предвещало скорую прибыль.

Если первым гостем в этот день оказывался мужчина, да к тому же из многодетной семьи, это сулило большую удачу, а женщина — беду. Столь же рискованными занятиями, как и принимать в качестве первой гостьи женщину, было считать мелочь к слезам , произносить слово «тринадцать» не к добру и выносить мусор с ним можно вынести и счастье. Погодные приметы предсказывали, каким будет год: если задует южный ветер, жди жаркого лета, если западный — будет много молока и рыбы. А чистое звездное небо сулило обилие ягод.

К примеру, первое встреченное на улице животное обещало девушке «похожего» на него суженого: встретила овцу — муж будет тихим и спокойным, попадется собака — агрессивным и крикливым. Мечтавшие увидеть суженого во сне клали под подушку гребешок со словами: «Суженый-ряженый, расчеши мне голову». Одно из гаданий появилось позже, уже в XX веке. На старый Новый год хозяева лепили вареники с сюрпризом.

Что кому из сидящих за столом попадется — то и суждено. Фасоль обещает пополнение в семействе, перец — острые ощущения.

То есть последним днем считалось шестое января. У наших предков число 12 было особенным, магическим.

С 26 декабря происходило увеличение продолжительности светового дня, что ассоциировалось у древних с «нарождением» нового солнца. На этот счет даже существовала легенда, что ночь с 25 на 26 декабря — это борьба молодого бога Коляды с Кощным богом. В результате этого день становился длиннее. Вообще ночь, когда праздновали Новый год древние славяне, считалась магической, полной волшебства и загадок.

Символом солнца на Новый год у древних славян было полено, называемое Бадняк. Искали его обычно в лесу. Его нужно было зажечь: в огне начинает рождаться новое солнце, которое дает жизнь и удачу. По крайней мере, так гласит предание.

Новый год у славян начинался так. Перед наступлением праздника люди наряжали ветви вечнозеленых деревьев сосны, ели.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий