Новости итоги соловецкое восстание

Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря.

Соловецкое восстание. причины, события, итоги, участники, таблица

Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки.

Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений.

Вышеперечисленные изменения не были приняты верующими. Уже во второй половине 50-х гг.

XVII века в стране образовался церковный раскол, который с течением времени всё больше углублялся. Тех, кто выступил против новых церковных порядков, прозвали старообрядцами. Они боролись за сохранение прежних порядков и сохраняли древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение. Старообрядцы испытывали гонения со стороны церковных властей. Их храмы разрушались, книги уничтожались, а самые ярые староверы сжигались на кострах.

В сложившейся обстановке религиозный бунт был вопросом времени и в 1668 г. Ход восстания В начале 1668 г. Стрельцы подошли к Соловецкому монастырю 22 июня, но монахи не пустили их, закрыв ворота. С этого момента и начался бунт. Возглавлял стрелецкий отряд стряпичий Игнатий Волохов.

Он распорядился взять монастырь в осаду, но этот план практически сразу провалился.

Они пришли к воеводе на аудиенцию и сообщили ему о слабостях в укреплениях монастыря. Мещеринов воодушевился и начал готовить все свои стрелецкие отряды для решительного удара. Финальный штурм начался в ночь с 1 на 2 февраля 1676 года и по его итогу Соловецкий монастырь был захвачен.

Итоги и последствия Суд над монахами был проведён прямо на территории Соловецкого монастыря. Лидеры восставших и главные организаторы обороны монастыря были казнены. Остальных восставшие были разосланы по разным тюрьмам. Жестокое подавление восстания произвело тяжелое впечатление на остальных старообрядцев и вынудило их рассредоточиться по всей территории Руси.

Церковное расслоение русского общества продолжалось, а многие из старообрядцев начали сами уходить за Волгу в сторону Сибири, спасаясь от возможных гонений. Не можете выполнить задание по Истории? Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки.

Опубликуйте свой заказ прямо сейчас!

Восстание Соловецкого монастыря картина. Восстание монахов Соловецкого монастыря. Осада Соловецкого монастыря 1668. Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Соловецкое сидение 1668-1676 кратко. Ход Соловецкого Восстания 1668-1676 гг. Восстание Соловецкого монастыря таблица.

Восстание Соловецкого монастыря. Осада Соловецкого монастыря. Штурм Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание 1668-1676 картины. Восстание старообрядцев. Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676. Соловецкое восстание 1668-1676 миниатюра. Руководитель Соловецкого Восстания 1668-1676. Восстание Соловецкого монастыря Милорадович.

Церковный раскол Соловецкое восстание. Соловецкий монастырь 17 век Соловецкое восстание.

Соловецкое восстание 1668—1676 гг.

Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
Соловецкое восстание 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.
Соловецкий бунт (1668-1676 гг.) Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.

«Соловецкое восстание»: зачем стрельцы устроили кровавую расправу над монахами

Тегигде произошло соловецкое восстание, итоги соловецкое восстание, соловецкое восстание книга, соловецкое восстание последствия, знаменитые узники соловков. Политические требования и итоги восстания Восстание старообрядцев в XVII веке было вызвано не только религиозными разногласиями, но и политическими требованиями. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание.

Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории

Они отвергли решения церковного собора 1666 г. Ход конфликта Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г. Только после нового отказа в 1667 г. Активные действия против крепости начались в 1672 г.

Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви.

Уже в 1657 г. В 1666 г.

Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре». На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность до 1 тыс. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления.

В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами.

Стал ответом на религиозные реформы патриарха Никона. Предпосылки Соловецкое восстание стало возможным из-за церковных реформ, которые пожелал провести патриарх Никон. Он считал, что русская церковь дезорганизована и для её дальнейшего существования необходимо было унифицировать её обряды, ритуалы и символы. В 1654 году патриарх Никон решился на внесение кардинальных изменений в религиозные правила.

Основными итогами никоновских преобразований стали: корректировка текста некоторых молитв; перевод всех церковных книг с греческих оригиналов и устранение множества опечаток; введение крёстного знамения тремя пальцами, которое было распространено во всех христианских странах. До введения реформы, верующие крестились двумя пальцами; внесены изменения в церковные ритуалы убрано многоголосье при молитве, изменён порядок Крёстного хода и т. Вышеперечисленные изменения не были приняты верующими. Уже во второй половине 50-х гг. XVII века в стране образовался церковный раскол, который с течением времени всё больше углублялся. Тех, кто выступил против новых церковных порядков, прозвали старообрядцами. Они боролись за сохранение прежних порядков и сохраняли древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение. Старообрядцы испытывали гонения со стороны церковных властей.

Их храмы разрушались, книги уничтожались, а самые ярые староверы сжигались на кострах.

Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум. К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения. Данных по потерям в царской армии нет. Этот штурм показал Мещеринову, что Соловки захватить невозможно - настолько хорошо укреплена крепость.

Решающую роль в дальнейших событиях сыграли перебежчики. Феоктист, которого изгнали из цитадели за желание продолжить молиться за царя-ирода, 18 января рассказал Мещеринову, что у Блой башни есть слабое место. В башне было окно сушилки, которое было заложено кирпичами. Если разбить кирпичную стену - можно легко проникнуть внутрь крепости. Штурм начался 1 февраля 1676 года. Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Главными зачинщиками восстания были признаны Никанор и Сашко, которых казнили.

Остальных восставших разослали по различным острогам. Главный же итог Соловецкого восстания заключается в том, что расслоение в церкви укоренилось, и с этого времени официально появились старообрядцы. Сегодня принято считать, что старообрядцы это едва ли не язычники. На самом же деле это люди, которые выступили против реформ Никона. Популярные материалы:.

Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)

Соловецкое восстание 1668—1676 — восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями.

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

Они атаковали и отступали, не давая врагу возможности нанести решающий удар. Таким образом, битва при Онего стала значимым примером сопротивления монахов-соловлян царским войскам. Соловки продолжали противостоять, несмотря на падение монастырских сидений и депортацию монахов. Историки считают Соловецкий бунт последним и крупным проявлением антифеодального движения и преждевременного монастырского раскола. Восстание и его последствия оказали значительное влияние на политическую и социальную обстановку в Российском государстве. Таким образом, битва при Онего занимает важное место в истории Соловецкого бунта, и она стала символом смелой и решительной борьбы монахов-соловлян за свои права и свободы. Соловецкий бунт 1668-1676 гг: образ жизни и организация повстанцев Соловецкий бунт, который продолжался с 1668 по 1676 год, оставил яркую историческую след в России. За время бунта монахи-соловцяны, возмущенные противостоянием власти и русской церкви, взяли в свои руки власть над островом и крепостью Соловки. Образ жизни повстанцев был организован и дисциплинирован, а их деятельность имела важное значение для истории русской церкви. Начало бунта связано с депортацией монаха Михайловича, который был сторонником Никонианства и критиковал Всея Руси своими узурпационными действиями. В 1668 году Михайлович был отправлен в Соловецкий монастырь в качестве монаха-соловляна, где он продолжал распространять свои идеи.

Однако, русские власти узнали о его деятельности и начали принимать меры по расправе с Михайловичем и его последователями. Битва при Онего стала важнейшей точкой в истории бунта, она произошла в 1669 году и означала начало осады Соловецкой крепости. Соловцы активно противостояли осаде и умело использовали свое знание местности и опыт обороны. Они превратили монастырь в настоящую крепость и отчаянно сражались против атак врага. Алексей Мещеринов, который был отправлен на Соловки с важным сообщением о значении бунта, воевал рядом со своими соратниками. После продолжительной осады и нескольких неудачных попыток атаки, русские войска нанесли смертельный удар по Соловцам. Монаха Михайловича и его последователей казнили на месте, а монастырь был полностью разрушен огнем. В результате бунта Соловецкие монахов-соловцяны были полностью разбиты и уничтожены. Однако, самое важное значение соловецкого бунта заключается в его последствиях для русской церкви и общества. Это восстание вызвало возмущение и осаду каждому русскому, который узнал о нем.

Соловки стали своеобразным символом борьбы за право на свободу и справедливость. Соловецкий бунт оставил огромный след в истории России. Его значимость до сих пор обсуждается и изучается историками. Бунт на Соловках показал, что русская церковь и общество способны противостоять тирании и угнетению.

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание В XVII веке Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецком острове в Белом море, был стратегически важным северным форпостом в борьбе со шведской экспансией. Во многом именно на его плечи ложилась оборона всего русского севера от внешней угрозы. Монастырская крепость была хорошо укреплен, а его монашеская братия с 1657 года имела в распоряжении оружие. Военная мощь Соловецкого монастыря подкреплялась и экономической. В собственности монахов были крупные земельные наделы на материке, рыбный и соляной промыслы, жемчужное и железоделательное производство, разработки слюды и прочие ремесла. Кроме того, братия занималась иконописанием и книгопечатанием.

Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря. Соответственно, он обладал припасами лет на 10 на случай неожиданного нападения шведов, и его еще и активно снабжали едой поморы. Соловецкий монастырь В 1651 году соловецкий игумен Илья получил чин архимандрита, что означало присвоение монастырю высокого ранга. Однако в это же время по приказу царя Алексея Михайловича право суда на Соловках получил новгородский митрополит по имени Никон. Он принимал активное участие в событиях Хлебного бунта в Пскове и Новгороде, о чем шла речь во второй части «бунташного цикла». Отношения между митрополитом и монашеской братией не заладились сразу же. После того, как Никон получил право суда над Соловецким монастырем, он стал неоднократно залезать в монастырскую казну и библиотеку. Монахи в ответ писали жалобы на митрополита царю, указывая на книги и ценности, которые он изымал. Однако найти управу на человека, в прошлом ездившего к царю каждую пятницу для бесед и советов по разным делам, было сложно. Особенно если его откровенно продвигали на патриарший престол.

В 1652 году Никон стал патриархом Московским и Всероссийским. И он сразу же взялся за свою церковную реформу, спровоцировавшую раскол Русской православной церкви. За реформой Никона стояло желание привести православные обряды и книги в соответствии с существующими греческими. А главной его инициативой можно назвать замену двуперстного крестного знамения трехперстным. Это распоряжение патриарх разослал по всем церквям московским перед Великим постом 1653 года. Но на этом Никон не остановился. Собор 1654 года начал унификацию московских церковных книг по греческим, которые были напечатаны на Западе в XVI веке. А поместный московский собор 1656 года объявил всех, кто крестился двумя перстами — еретиками, и предал их анафеме. Патриарх действовал вполне в духе Петра I, то есть дерзко, резко, поспешно и не считаясь с иными мнениями, доходя в желании протолкнуть свою волю до избиения несогласных. Все это в сочетании с укорененным мнением в обществе, что русское благочестие стоит выше греческого, которое появилось после Флорентийской унии греков с католиками и падения Константинополя, вызвало недовольство как значительной части духовенства, так и мирян.

Что, в свою очередь, и породило церковный раскол, в ходе которого общество разделилось на сторонников Никона «никониан» и приверженцев старой веры — старообрядцев, одним из лидеров которых стал протопоп Аввакум. Патриарх Московский и всея Руси Никон Однако реформа Никона продолжалась, пока ее поддерживала государственная власть. Но затем амбициозный патриарх посягнул на «святое»: придумал концепцию, согласно которой «священство выше царства», то есть духовная власть стоит выше светской. Этого даже Тишайший царь который был тихим в основном тогда, когда ему самому это было выгодно не стерпел. И Большой Московский собор, который проводился в 1666-1667 годах, предав анафеме всех противников церковной реформы, одновременно изверг из патриаршества и священства ее главного инициатора — Никона. Он потерял власть и стал простым монахом. Дальнейшая судьба некогда второго человека в Русском царстве была незавидна — ссылка в Ферапонтов Белозерский монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь, а затем смерть на пути в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который Никон сам же и основал в прошлом. Но от зарвавшегося патриарха вернемся к нашим монахам. Как вы понимаете, братия Соловецкого монастыря согласиться с реформой своего давнего недоброжелателя никак не могла. Народ на севере проживал суровый и своевольный, и указаний сверху особо не терпел, в особенности от таких, как Никон.

Поэтому в 1657 году монастырь отказался принять новопечатные богослужебные книги.

Предыстория и начало бунта Соловецкий монастырь был основан в XV веке и представлял собой важный экономический центр на островах посреди Белого моря. Он имел также и оборонительное значение на случай войны со Швецией. Патриарх Никон. У монастыря были сильные для своего времени укрепления. Его населяло менее 500 человек, но они были вооружены и были обучены обращению с различным оружием.

В монастыре были предусмотрены запасы продовольствия на случай длительной осады. Он имел сообщение с поморами, которые жили на берегам Белого моря и с городом Кемь. Причиной восстания стала церковная реформа патриарха Никона и отправка в монастырь новых богослужебных книг. Монастырские старцы запечатали эти книги в казенной палате и продолжали вести службу по старым книгам. В 1666-1667 годах они отправляли царю Алексею Михайловичу челобитные, в которых настаивали на своем, на необходимости вести богослужение по старым книгам. В 1667 году Большой Московский собор предал анафеме приверженцев старого обряда.

Причины восстания Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. Иосиф был приведен в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор.

Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт. События 3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня, однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.

Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря.

Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными.

Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батарями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери.

Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Занятие монастыря правительственными войсками Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX века 18-го января 8-го января старого стиля 1676 года один из перебежчиков - чернец предатель Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене.

Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.

Соловецкое восстание в старообрядческой литературе Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке.

Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша Сообщается о большом количество убитых несколько сотен. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке.

Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Соловецкое восстание в культуре В первой серии многосерийного фильма «Михайло Ломоносов» рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Примечания 1 2 3 Фруменков Г.

Ошибка в сносках? ISBN 978-5-8430-0127-8 т. Соловецкое восстание.

Борисов А. Фруменков Г. Узники Соловецкого монастыря.

Чумичёва О. Соловецкое восстание 1667-1676 годов.

Подавление соловецкого восстания

Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Причины восстания Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. Иосиф был приведен в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт. События 3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня, однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря.

Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными.

Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батарями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Занятие монастыря правительственными войсками Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX века 18-го января 8-го января старого стиля 1676 года один из перебежчиков - чернец предатель Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене.

Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке.

Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша Сообщается о большом количество убитых несколько сотен. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Соловецкое восстание в культуре В первой серии многосерийного фильма «Михайло Ломоносов» рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Примечания 1 2 3 Фруменков Г.

Ошибка в сносках? ISBN 978-5-8430-0127-8 т. Соловецкое восстание. Борисов А. Фруменков Г. Узники Соловецкого монастыря.

Чумичёва О.

Он получил разрешение проводить пушечный обстрел стен крепости. Тем не менее, царь обещал амнистию всем, кто раскается добровольно. Среди иноков произошел раскол. Одни твердо держались за свои убеждения, другие решили сдаться. В конце концов, желающих примириться с царем заточили в монастырскую тюрьму.

Соловецкое восстание продолжалось. К стенам монастыря подошел отряд стрельцов. Мятежники начали ответный обстрел. При этом игумен Никандр ходил возле пушек и кропил их святой водой. В октябре 1674 года Мещеринов, вопреки приказу царя, отошел в Сумской острог. Стоит отметить, что до этого времени в монастыре все еще проводились молебны за царя.

Но после описанных выше событий небольшая группа во главе с Никанором требовала прекратить молиться за Алексея Михайловича. По сути, на этом этапе от Соловецкого монастыря осталось только название. Здесь уже не исповедовались и не причащались, а священники были объявлены еретиками. Идеи защиты «старой веры» сменились призывами бороться с царской властью. Основной причиной стал приход в монастырь повстанцев. Впрочем, это же стало началом падения монастыря на Соловках.

Во второй раз Мещеринов прибыл под стены Соловецкого монастыря в мае 1675 года. К его отряду присоединилось еще 800 стрелков. Теперь он был твердо намерен побороть восстание, даже если придется зимовать возле крепости. Однако долгие пять месяцев осады не принесли результата. Мещеринов потерял 32 воина, еще 80 были ранены. Тогда начальник войска решился на новый план.

По его приказу начали рыть подкопы под тремя башнями: Белой, Никольской и Квасоваренной. Но это ни к чему не привело. В ответ Никанор приказал усилить обстрел противников. Возможно, восстание длилось бы еще очень долго, если бы не предательство монаха Феоктиста. Он показал воеводе слабое место в твердыне: окно, заложенное камнями. В ночь на 22 января монастырь был взят.

Изменник подвел стрельцов к окну, они разобрали камни и проникли в монастырь. Осажденные уже легли спать, и воины беспрепятственно открыли ворота отряду Мещеринова. Иноки спохватились слишком поздно. Многие защитники погибли в неравном бою. За последний год осады в старообрядческой обители находилось не менее 500 человек. В живых Мещеринов оставил только 60.

Предводители восстания Никанор и Самко были казнены. Эта же участь ждала и многих других ярых бунтарей. Остальных отправили в ссылку. Правда, некоторым удалось бежать в Поморье. Там они начали распространять свои мятежные идеи и прославлять участников Соловецкого восстания. А знаменитая твердыня перестала быть оплотом старообрядчества.

Долгие годы она страдала от жестоких репрессий. Основные строения были разрушены, казна разграблена, поля опустошены, скот уничтожен. В монастыре еще долго находился отряд стрелков.

Уничтожение монастыря и разрушение 400-летней Соловецкой обители коммунистами началось с грабежа 1920 года, массовых расстрелов и убийств монахов 1925-1938 и закончилось к 1939 году, когда среди населения Соловков не осталось ни одного монаха или верующего, храмы были разрушены, а святыни осквернены. Не менее драматичным был и первый период, связанный с Соловецким восстанием 1668-1676 годов. Этой теме посвящена настоящая страница. Константин Случевский: что же на самом деле произошло во время монашеского мятежа на Соловках? Явное возмущение раскольничествовавших монахов началось при настоятеле Варфоломее и длилось ровно десять лет.

Личное недовольство патриархом Никоном, множество братии и прилив ссыльных способствовали смутам. Много было тут военных и мирских людей... По Северу-Западу России. Изд-во: А. Выбирал-то наш государь-царь боярина большого, Из большия из породы, из породы Салтыковы, Монастырь разорити, старую веру порудити, Старые книги изодрати, Старые книги изодрати, во сине море потопити, И Зосима и Саватия соловейских чудотворцев монастырь разорити И всех старцев прирубити. Что спроговорит боярин да царев воевода: "Прикажи, сударь, слово молвить, хошь словечко едино, А нельзя, сударь, подумать — не токмо дело делать! Выбирал-то наш государь-царь да второго боярина; Что спроговорит боярин да царев воевода: "Ты давай мне силы много да стрельцов и солдатов! Они якори бросали, корабли все становили, Они учали стрелять во пиченой да во монастырь, Устрелили на престоле чуден образ.

Уже вси старцы испугалися, во одно место сбежалися. Они думали и говорили: "Нам хошь головы сложить, нам по-старому служить! Уже вся сила вступила да всех старцев прирубила. Василий Ключевский2: восстание в Соловках - часть всеобщей смуты в России "Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением...

Курс русской истории. Лекция 52. Восстание монахов в историческом очерке Данилы Мордовцева3: После такого вторичного неудачного приступа осада монастыря снова затянулась на неопределенное время. Воевода Мещеринов, опасаясь, что за этим проклятым "Соловецким сидением" его русая головушка успеет подернуться инеем седины, бил челом о подмоге ратными людьми , и к нему прислали в помощь около восьмисот свежих стрельцов, двинских и холмогорских.

Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота. Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою.

Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась. Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет. Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян. За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек. А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14. Мещеринов с проигравшими не церемонился: «Воевода, яростью раскипев, смерти и различные казни уготовил. Повелел иных повесить за шеи, иных за ноги, иным междуреберья острым железом прорезав, подвесил на крюки, иным же зверосердечный мучитель связал ноги, и, прицепив к коням, безмилостиво влачил по льду и каменью, покуда души не испустят».

Трупы казненных не зарыли, а просто забросали камнями. Среди убитых был и настоятель монастыря архимандрит Никанор. Однако варварские расправы Ивана Мещеринова не остались без внимания со стороны центральной власти. Воеводу арестовали, обвинили в причиненных им насилиях и краже монастырской казны, и судили. По иронии судьбы, воевода стал первым ссыльным в тюрьме Соловецкого монастыря, который он сам взял и разорил недавно. Так заканчивается эта история о старой вере, коррупции и мгновенной карме. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. Бунтарский дух сопротивления власти покинул его стены, и Соловки окончательно стали ассоциироваться с тюрьмой, ссылкой и неволей. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало последним крупным мятежом вплоть до стрелецкого бунта 1682 года 1-я часть цикла о стрельцах.

А это означает, что пришло время подвести итоги всего «бунташного» цикла, затянувшегося вместе с прологом на целых 7 частей. XVII век был крайне интересной и двоякой эпохой в истории России. Это был век укрепления самодержавной власти, когда царь стал не только воплощением государственной власти, но и наместником Бога на земле, единолично творящим суд и расправу, ежедневно решая судьбы тысяч своих подданных. Но в то же время это была эпоха свободолюбивых бунтарей, не согласных с таким положением дел. Возродившие прежнее самоуправление псковичи и новгородцы, казаки, решавшие вопросы на кругу, и соловецкие монахи, боровшиеся за старую веру, все они пытались показать, что можно жить и по-другому. Они проиграли, но эхо их сопротивления еще долго сотрясало всю страну, проникнув даже в следующий, XVIII век. Русский бунт — беспощадный, но не бессмысленный Список литературы: 1. Кудряшов К. Распил по-военному.

Как «люди государевы» осаждали Соловецкий монастырь. Фруменков Г. Узники Соловецкого монастыря. Чашев А. Соловецкое восстание и его плоды.

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ

Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица. Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам.

Соловецкое восстание и его плоды

Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках. Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы. Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы». Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет. Долгая осада Первые годы, осаждающие не предпринимали серьезных военных усилий, в надежде на мирное разрешение проблемы.

В 1673 г. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны.

Долгое время царь надеялся решить дело миром, и осада шла с перерывами, стрельцы уходили зимовать в Сумский острог, а весной снова появлялись на островах, отрезая монахов от моря и суши. Так продолжалось четыре года, пока осаду не возглавил воевода Иван Алексеевич Мещеринов. Впрочем, поначалу Мещеринов клялся: если кто решит сдаться — того ждет полное прощение. В 1675 году год количество осаждавших монастырь стрельцов достигло полутора тысяч человек, боевые действия активизировались. За лето стрельцы потеряли 35 убитыми и 80 — ранеными, озлобились.

Вокруг обители они понастроили земляных батарей и начали подкапываться под монастырские стены. Если до этого года насельники еще молились «за царя Алексея Михайловича», то с этого лета они поминали в молитвах только «царя-ирода». Осенью Мещеринов решил продолжить осаду. Прибыло и пополнение — восемь сотен стрельцов. Монахи держали осаду крепко, отстреливались, заваливали подкопы. Во время неудавшегося штурма обители 2 января 1676 года монахами было застрелено 36 стрельцов и ротмистр Потопов. Предательство Бог весть, сколько бы еще продолжалось противостояние, если бы к воеводе не явился бы сбежавший из обители монах по имени Феоктист, который поведал Мещеринову, что пробраться в обитель можно через заложенное кирпичом окно у Белой башни, и лучше делать это ранним утром, когда на башне и на монастырской стене остается по одному часовому.

Узнав о намечавшемся конфликте, на Соловки начали стекаться раскольники со всей России, а также беглые крестьяне и солдаты. После провала восстания Степана Разина к монахам присоединились и его уцелевшие участники. Соловки объединили всех противников царской власти. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались. Тогда государь запретил отправлять им хлеб. В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось. Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы».

Соловецкое восстание «Соловецкое сидение» в 1668-1676 гг.. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.. Требования Соловецкого Восстания 1668-1676. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 гг. Восстание Соловецкого монастыря картина. Восстание монахов Соловецкого монастыря. Осада Соловецкого монастыря 1668. Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Соловецкое сидение 1668-1676 кратко. Ход Соловецкого Восстания 1668-1676 гг. Восстание Соловецкого монастыря таблица. Восстание Соловецкого монастыря. Осада Соловецкого монастыря. Штурм Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание 1668-1676 картины. Восстание старообрядцев. Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий