Новости гетман мазепа биография

Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за государственную измену, будет впервые проведена в Киево-Печерской лавре. И в 1687 году гетман Самойлович был арестован, причина – донос Мазепы Голицыну, который рассказал, что, якобы, Самойлович вынашивал планы о создании отдельного владения Малороссии. Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера. В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику. После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство (между прочим, вместе со значительной частью богатств) и бесславная смерть на чужбине.

Биография Мазепы for Dummies

Служил Мазепа гетману Левобережной Украины Самойловичу, вовремя предав благодетеля и приняв участие в его свержении. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Большинство читателей помнят об этом историческом деятеле Малороссии лишь то, что во время войны Петра Первого с Карлом XII гетман запорожских казаков Мазепа перешёл на сторону шведского монарха.

В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе

Он активно вел переговоры с Польшей, Швецией и Османской империей, стремясь получить поддержку в борьбе за независимость Украины. Благодаря его дипломатическим усилиям Украина была признана самостоятельным государством многими европейскими странами. Мазепа также оказал значительное влияние на культурное развитие Украины. Он поддерживал украинских поэтов, писателей и художников, способствуя развитию украинской литературы и искусства. Он основал Киевскую академию, первое высшее учебное заведение на территории Украины. Правление Ивана Мазепы оставило яркий след в истории Украины. Его усилия по укреплению государства, созданию условий для развития культуры и науки, а также содействию общеевропейской интеграции важны и до сих пор оцениваются и признаются. Читайте также: Почему у кошки возникает слишком жирная шерсть причины и способы борьбы Политические и экономические достижения Политические и экономические достижения Ивана Мазепы оставили значительный след в истории Украины. Во время своего правления Мазепа активно развивал внешнюю политику страны, укреплял дипломатические связи и брал участие в международных переговорах. Одним из главных достижений Мазепы было установление дипломатических отношений с Западными странами, включая Стамбульскую Португальскую Конфедерацию, Австрийскую Империю и Великое княжество Литовское.

Благодаря этому Украина смогла получить помощь и поддержку в борьбе за свою независимость. Экономические достижения Мазепы также не могут быть недооценены. Он осуществлял активную политику по развитию торговли и промышленности в Украине. Благодаря его усилиям, были развиты новые производства и открыты рынки сбыта для украинских товаров. Мазепа также проявил заботу о благосостоянии и образовании своих подданных. Он основал множество школ, где дети могли получить образование, и финансировал научные исследования и культурные проекты. Многие ученые и художники из разных стран приехали в Украину благодаря его приглашению. Иван Мазепа также активно участвовал в переговорах и международных конференциях, где защищал интересы Украины и боролся за ее независимость. Его лидерские качества и дипломатические навыки помогли создать благоприятные условия для развития страны и сохранения ее культурного и исторического наследия.

Мазепа и культурная сфера Украины Иван Мазепа, помимо своих политических занятий, также оказал значительное влияние на культурную сферу Украины. Во время своего правления, Мазепа стал активным покровителем и финансовым поддерживателем различных культурных проектов и инициатив. Он осознавал важность развития культуры для украинского народа и стремился внести свой вклад в эту сферу. Во-первых, Мазепа активно поддерживал проекты построения и реставрации церквей и монастырей. Он финансировал строительство таких значимых объектов, как Киево-Печерскую лавру и Кирилловский монастырь в Глухове. Благодаря его поддержке были восстановлены многие древние храмы, которые были разрушены во время войн и конфликтов.

Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы". По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась.

Правда, формально украинская автономия просуществовала ещё несколько десятилетий, однако её гетманы окончательно и бесповоротно превратились в послушных слуг русских царей. Личность Мазепы вот уже много десятилетий если не столетий вызывает ожесточённые споры: для одних гетман — вор, трижды клятву преступивший, хитрый лицемер и льстец лукавый; для других, напротив, честный патриот, пожертвовавший личным благополучием ради блага родного края. Как это нередко бывает, правы в данном случае и те и другие, поскольку, несмотря на многолетнее плодотворное сотрудничество, Пётр и изменивший ему гетман жили в разной системе координат. Пётр I мыслил категориями империи и считал Украину её неотъемлемой частью пусть и с местным колоритом , интересами которой можно и нужно жертвовать ради «общего блага». У Мазепы же интересы гетманщины, безусловно, стояли на первом месте. По мнению исследователей, среди факторов, подтолкнувших гетмана к измене, было решение Петра вернуть Польше Правобережную Украину, к тому времени в ходе Северной войны занятую казаками Мазепы, а также тактика выжженной земли, которую царь использовал против шведов. С точки зрения империи оба этих шага были разумны и необходимы: возвращение Правобережья было нужно для возможного возобновления союза с Польшей, тактика выжженной земли позволила измотать и утомить шведскую армию накануне решающей баталии. Украине, однако, оба этих решения не несли ничего, кроме разорения и национального унижения. Бежав к Карлу, Мазепа, безусловно, нарушил присягу, данную Петру, однако и русский царь тоже далеко не всегда выполнял обязательства, взятые Москвой перед гетманщиной. Так, в 1707 году, когда впервые возникла угроза шведского вторжения на Украину, Пётр отказался дать Мазепе хотя бы десять русских солдат.

Пленника отослали в Москву, в Малороссийский приказ. Придворные манеры пригодились и там: Мазепа подружился с боярином Артамоном Матвеевым, был принят царём и вернулся уже на Левобережье, где воспитывал детей Самойловича и получил от него чин генерального есаула, второй по важности после гетманского. Из генерального есаула в гетманы Матвеев погиб в Стрелецком бунте, и Мазепа нашёл другого московского покровителя — князя Василия Голицына. Неудачный поход Голицына в Крым принёс Самойловичу ссылку в Сибирь, а его заместителю — пост гетмана. О степени участия Мазепы в отрешении Самойловича спорят до сих пор, но, когда Голицын потерял власть, Мазепа оставил письменные жалобы о том, что тот вымогал у него взятки деньгами и конями. Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа – сподвижник самого Богдана Хмельницкого. В возрасте семидесяти лет здесь скончался бывший гетман, а ныне преданный анафеме беглец Иван Степанович Мазепа – последний украинский политик, пытавшийся сохранить гетманщину в качестве самостоятельной политической силы. Минкультуры и информационной политики Украины сообщило о том, что в Киево-Печерской лавре будет впервые проведена панихида по гетману Ивану Мазепе, который был предан анафеме за госизмену Русской православной церковью. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. В 1669 году Иван Мазепа поступил на службу к гетману правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря.

Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских

Кем был гетман Мазепа» на канале «ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2009 года в 23:02, длительностью 00:00:59, на видеохостинге RUTUBE. Иван Мазепа стал гетманом Левобережной Украины в 1687 году и правил до своего отстранения в 1708 году. Гетман Мазепа стал одним из самых противоречивых политиков не только в XVII–XVIII веках, а за всю историю страны. В 1669 году Иван Мазепа поступил на службу к гетману правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Большинство читателей помнят об этом историческом деятеле Малороссии лишь то, что во время войны Петра Первого с Карлом XII гетман запорожских казаков Мазепа перешёл на сторону шведского монарха.

Код Мазепы

С казацкой вольницей и всякими поползновениями к самостийности Мазепа разбирался круто. Например, в 1704 г. И там, уже по собственному почину, вяжет руки легендарному фастовскому полковнику Семену Палию — победителю татар и поляков, батьке независимого казацкого улуса. Мазепа профессионально стряпает на него дело с наветами про антимосковские «заколоты» и передает Петру сермяжного полковника. После чего тот загремел в ссылку в Енисейск. В 1707 г. Мазепа активно участвует в подавлении восстания Кондратия Булавина — ватажка донских казаков. Заслуги Мазепы в строительстве империи безусловны и неоспоримы.

Гетман стал вторым человеком после Федора Головина — президента Посольских дел, генерал-фельдмаршала, удостоенным в 1700 г. Мазепа по делам обласкан был монаршей милостью. Он гетман — фактический хозяин Малороссии. В своем батуринском дворце ведет роскошную жизнь. От талантов, Богом данных, Иван Степанович на досуге марает очередную поэтическую думу. Не отказывает себе в удовольствии волочиться за молодухами. В 63 года а может, и в 68, если верить Орлику соблазнил свою крестницу 16-летнюю Матрену Кочубей.

Разнообразит досуг профессиональным коллекционированием книг и оружия. И это не литературная гипербола. Малороссийские атаманы были самыми крупными землевладельцами России. Если у генерального судьи «поля необозримы», то что тогда говорить о гетмане, тем более таком домовитом, как Иван Степанович?! Владеет Мазепа сотней тысяч душ в Украине и двумя десятками тысяч в пограничных с Малороссией российских губерниях, которых отписал ему московский царь. Строго взыскивает с полковников за бегство холопов из гетманского неоглядного хозяйства. А те всех уходящих «на свободы» ловят и «вязанием мордуют, киями бьют», а часто просто вешают.

Заслуги Ивана Степановича пред государством российским исключительно замечательны.

Знаете, как он всей душой мучился? Аж заболел весь. Но страна — превыше всего. Платон мне друг, но…» В любом случае эти объяснения в целом связаны со смещением конкретного поступка в сакральную плоскость. И тогда эмоции перекрывают реальную политику. Слова и чувства, касающиеся исключительно их обладателя, становятся ценнее конкретных действий, напрямую затронувших или сломавших судьбы тысяч и тысяч людей. Второй вариант объяснения измены связан с культом прав и свобод. Хватит пресмыкаться и подстраиваться под крепостнические нравы России. Пора жить свободно, своим умом, ни от кого не завися.

И Мазепа попытался сделать это. Только время выбрал неудачное». В этом случае акцент переносится с любви на свободу: «Мазепа — свободный человек и вправе был поступать так, как считал нужным, по совести, никого не спрашивая. Не зря говорят: делай, что должно, и будь, что будет. Иными словами, он сделал это, т. Ну а если еще учесть патриотические чувства «мазепинцев», то надо сказать, что изменить Петру I и России — это самое малое, что мог сделать настоящий украинский патриот. Понятно, что логика данного объяснения исходит из того, что «Украина — не Россия» и никакого отношения к ней не имеет. Как известно, украинские профессиональные патриоты пытаются всячески доказать эту очевидную для них мысль последние 150 лет. И если это так, утверждают они, то «решение Мазепы касалось только Украины. При чем здесь Россия?

Это — не ее дело». Грубо говоря, у Украины — своя планета. Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине подавляющее большинство населения тоже было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» все время открещивались. Но это, как говорится, другой вопрос: еще не хватало, чтобы настоящие патриоты считались со своим народом… Ну а тем, кто заявляет, что это неправильно и нелогично, можно напомнить об особой логике «мазепинцев»: «Вам не понять мотивов великой и свободной украинской души, и объяснять это мы вам не будем». Особую группу аргументации составляет обоснование измены «исторической необходимостью», т. В рамках этой версии появляются и такие суждения «мазепинцев»: — «имперское» коварство России, с которым можно было еще мириться во время мира, но оно становилось совершенно нестерпимым во время войны; — феноменальные победы шведов на полях сражений и слабость русских; — козни коварного царя Петра, «по слухам», пытавшегося убрать Мазепу с поста гетмана и лишить автономии Украину. Иными словами, Петр I своей политикой не оставил Мазепе выбора, вынудив его предать, спровоцировав на подлость своей слабостью и коварством. Обращаем внимание на то, что исходным тезисом этой версии является мысль, что в предательстве в первую очередь виновен не сам предатель, а тот, кого предали.

Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу. Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился. Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу — кучка из 30 сребреников. Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Церковь предала имя Мазепы анафеме. На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях. Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» выражение Тараса Григорьевича Шевченко. Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре. После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга! По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена? И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда — вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук. Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии около 1100 боевых самолётов и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину? Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству. А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов ОУН и подвигов Украинской повстанческой армии УПА : «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины. Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет». Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди — бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна. Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство — это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное». А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила! Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении. Она — не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине. Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников. Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения знакомы мы были с 1970 года позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу? Чем подлее герой, тем его интереснее играть». Он — всегда вне идеологических рамок.

В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, что Мазепа подкупил Голицына. Известна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Он доносил царю, что Леонтий Неплюев угрозами вынудил у него дать князю Голицыну отчасти из пожитков отрешённого гетмана Самойловича, а отчасти из собственного своего имения 11 000 рублей червонцами и ефимками, более трёх пудов серебряной посуды, на 5000 рублей драгоценных вещей и три турецких коня с убором. Николай Костомаров указывал: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Пётр доносам верить не хотел — доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало. В 1700 году Мазепа получил из рук Петра высший орден России — Андрея Первозванного, став вторым в истории кавалером этого ордена. В ближайшие годы Мазепа точно исполнял все царские предписания. В июле 1704 года Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Палий был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Тобольск. Существуют сведения, что в конце 1705 года Мазепа обсуждал с вдовой княгиней Дольской по первому мужу Вишневецкой замысел перехода на сторону Швеции и образования из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля. Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Шереметева и генерала Рена, что Меншиков намеревается стать гетманом или князем Черниговским и «роет яму» Мазепе». Носил титул князя Священной Римской империи, предоставленный Ивану Мазепе 1 сентября 1707 австрийским императором Иосифом I, о присвоении титула сделана запись в регистрационной книге «Райхсадельсамт» , том XII, князем Шемборна. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года, Россия осталась в войне со Швецией в одиночестве. В этих обстоятельствах Мазепа вступил в тайные переговоры с новым польским королём Станиславом Лещинским, ставленником Карла XII, через иезуита Заленского. Точная дата начала переговоров Мазепы с Лещинским неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся Орлику, своему генеральному писарю. В своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой. Он сказал, что будет оставаться верен царскому величеству, пока не увидит, с какой силой Станислав к границам придет и какие будут успехи шведских войск в Московском государстве. Было очевидно, что речь шла о заранее продуманном плане. В конце августа 1707 года генеральный судья Василий Кочубей послал с севским иеромонахом Никанором донос на Мазепу. Никанор прибыл в Москву 17 сентября 1707 года, но его донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной, которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь опять счёл донос ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Головкину и Петру Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник Иван Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года, были обезглавлены под Киевом ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями.

Мазепа Иван Степанович

Елена Новоселова Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. Около 1655 года в 16 лет он первый раз изменил Украине и России, когда те вели борьбу с поляками и посвятил себя служению королю-католику Яну II Казимиру. С 1666-го по 1674 год служил Османской империи, потом левобережному гетману Самойловичу - и не без его помощи того свергли в 1687 году. Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами.

В 1700 году государь даже сделал гетмана кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. Щедро одаривали его и землями, в том числе за пределами Гетманщины. Так Петр подарил ему Крупицкую волость в Севском уезде, а в современном Рыльском районе Курской области есть села Ивановское, Степановское и Мазеповка — по имени хозяина. В каждом из них были построены каменные усадьбы, в которых гетман останавливался по дороге в Москву.

А в целом он стал богатейшим человеком, ведь все налоги и сборы края шли через него. За время своей русской службы только в Малороссии Мазепа собрал в своей мошне 19 654 двора и еще 4117 дворов в России, вместе это составляло больше 100 тысяч душ. Историки говорят, что чистый годовой доход успешного руководителя составлял более 200 тыс. Естественно, при таких доходах олигарх, говоря современным языком, жертвовал на церкви, на образование, издание богослужебных книг, на искусство, которое понимал и любил как человек высокообразованный. Расцвело «украинское барокко», а вокруг Киево-Печерской лавры была возведена каменная ограда. Сама лавра, меценатом которой являлся Мазепа, стала частью цитадели Киевской крепости, заложенной Петром против шведской угрозы. Крепость превратилась в самое мощное русское укрепление на юге, усиливая, как сказали бы сейчас в Киеве, «колонизацию». И в её строительстве принимали участие «черкасы», то есть реестровые казаки.

Была ли это забота о «простом народе» и какое-то государственное строительство во имя «будущей Украины»? Да нет, конечно. Наверное, ближайшим аналогом такого олигарха является бывший президент Петр Порошенко, точно так же успешно ведший дела с американцами и одновременно звонивший в Москву с легендарным «жму руку, обнимаю». Обещал мир, но устроил войну, поскольку ему так было выгоднее. Отправлял людей на смерть, а сам отдыхал на Мальдивах с семьей на полмиллиона долларов. Проклинал Россию и держал там конфетную фабрику. Мазепе страшно не понравились реформы, превращающие его личную автономию в провинцию Российской империи.

За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России [24]. До наших времён дошла фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года : «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству» [10]. Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции».

Был он в тяжёлой обиде на Петра после военного совета в Жолкве в марте 1707 года , на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана, но строить планы измены он начал, по разным данным, ещё в 1703—1705 годах, однако всё ещё был готов ждать до «крайней, последней нужды» — пока не станет очевидно, что Пётр проигрывает войну. К сожалению для него, им овладела иллюзия непобедимости армии Карла XII. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года , Россия осталась в войне со Швецией в одиночестве. Тогда же, предположительно, Мазепа замыслил возможный переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля. Как сообщает в главе 13 своей книги Таирова-Яковлева [25] , точная дата начала переговоров неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся своему генеральному писарю Орлику. Было очевидно, «что речь шла о заранее продуманном плане» [25]. В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой». Таким образом, уже за год до перехода на сторону Карла Мазепа подготовил почву для того, чтобы перейти на сторону противника, если тот будет побеждать. Существуют сведения, что первый замысел перехода на сторону Швеции обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года известны письма Дольской. Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского [10].

Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Незадолго перед тем Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Палий был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Тобольск. С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы , говорившие о его измене. Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало [12] [25]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи Василия Кочубея , посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября 1707 года. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной , которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь опять счёл донос ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Головкину и Петру Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И.

Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года , были обезглавлены под Киевом [12] ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине , обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя. Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями.

Но это, как говорится, другой вопрос: еще не хватало, чтобы настоящие патриоты считались со своим народом… Ну а тем, кто заявляет, что это неправильно и нелогично, можно напомнить об особой логике «мазепинцев»: «Вам не понять мотивов великой и свободной украинской души, и объяснять это мы вам не будем». Особую группу аргументации составляет обоснование измены «исторической необходимостью», т. В рамках этой версии появляются и такие суждения «мазепинцев»: — «имперское» коварство России, с которым можно было еще мириться во время мира, но оно становилось совершенно нестерпимым во время войны; — феноменальные победы шведов на полях сражений и слабость русских; — козни коварного царя Петра, «по слухам», пытавшегося убрать Мазепу с поста гетмана и лишить автономии Украину. Иными словами, Петр I своей политикой не оставил Мазепе выбора, вынудив его предать, спровоцировав на подлость своей слабостью и коварством. Обращаем внимание на то, что исходным тезисом этой версии является мысль, что в предательстве в первую очередь виновен не сам предатель, а тот, кого предали. Ну что ж, в этом случае нельзя отказать «мазепинцам» в логике. Только в логике предателей. Еще один вариант объяснений включает в себя две совершенно разные, более того, противоположные версии, где измена гетмана объясняется желанием Мазепы спасти либо Украину, либо Россию. В первом случае он, дабы не допустить поругания Украины, решил сам отдаться шведам. В более драматичной форме это обоснование подчеркивает: заранее понимая, что ему грозит, Мазепа тем не менее делает свой исторический выбор и сознательно жертвует собой, дабы если и не спасти страну, то хотя бы показать украинцам пример самопожертвования во имя светлого украинского будущего. Во втором случае измена была лишь видимостью, т. Мазепа на деле не предавал Петра I. Его поступок был вызван необходимостью спасти Россию. И он перешел на сторону Карла XII, чтобы: — заманить шведскую армию на Украину и здесь ее прикончить; — войдя в доверие к Карлу XII, выкрасть шведского короля при удобном случае и тем самым покончить с войной раз и навсегда; — своим открытым и показательным предательством консолидировать противников шведов вокруг Петра I и оправдать его жесткие действия по искоренению внутренней измены. Жаль только, Петр этого самопожертвования гетмана не оценил. Точнее, оценил, но… не понял, приказав наградить изменника 5-килограммовым серебряным Орденом Иуды: «Треклят сын погибельный Иуда, ежели за сребролюбие давится». Однако следует сказать, что сторонников этого совсем парадоксального варианта обоснования измены среди «мазепинцев» совсем немного, т. Впрочем, как и другая имеющая место версия, объясняющая измену исторически сложившейся ментальностью украинцев: «На Украине все так делают. Ничего особенного. Так было до Мазепы, так будет и после. Разве был такой украинский гетман, чтобы никого не предавал? Не стоило Петру I эту проблему вообще брать в голову и принимать слишком близко к сердцу. Ишь, обидчивый какой. Будто раньше предателей никогда не видел. Не понял, что политическая линия у гетманов была такая, гибкая. И если кто кого у нас не предал, так вроде как и не жил». От этого систематизированного изложения версий обоснования измены гетмана перейдем к другому вопросу: кого он предал?

Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке

Если бы Пётр хотел заманить Карла в полтавскую ловушку вряд ли у него получилось бы лучше. Другое дело, что Пётр, над которым довлел опыт Нарвы, заманивать вовсе не хотел и сам был в шоке от лёгкости одержанной победы. Так что мы имеем в итоге? Мы имеем сферический в вакууме пример польского вельможи, который всю жизнь оставался польским вельможей и отдал "жизнь за царя" точнее — за короля.

При этом украинцы его не поддержали. Случай с Мазепой вполне можно приводить как пример верности украинцев дружбе с Россией. Или, точнее, как то, что украинцы тоже имперский народ, чьи лучшие представители видят себя в служении великой цели Мазепа просто на столетие опоздал — Речь Посполитая ужа теряла статус империи.

Инструкция по организации измены А посмотрим с другой стороны — из Москвы и Санкт-Петербурга. Увидим мы немногое, но оно тоже будет интересным. Допустим, в Москве проигнорировали всю предысторию Мазепы, включая службу у Петра Дорошенко — далеко не самого лояльного к Москве гетмана.

После описанной выше перемоги в Москве он делал в своих краях что хотел. Стал самым богатым олигархом Украины. Когда на него стучали, то доносы с извинениями возвращали назад.

Трагедию Кочубея и Искры замечательно описал Александр Сергеевич, присовокупив в комментариях к "Полтаве", что под "вельможами" в тексте имеются в виду "тайный секретарь Шафиров и гр. Головкин, друзья и покровители Мазепы; на них, по справедливости, должен лежать ужас суда и казни доносителей". Согласно общепринятому мнению, Кочубей раскрыл замысел гетмана перебежать к шведам и пытался предупредить об этом Петра Но ведь они не сами так решили!

Они действовали по указанию Петра и Меншикова, которые Мазепе полностью доверяли! Пушкин не мог этого написать по цензурным соображениям… Так что ситуация с Мазепой — вполне достойный образец малороссийской политики московских царей тут и Петр, и Софья действовали в традиции, заложенной ещё при Алексее Михайловиче. Сводилась она к тому, что Москва принципиально отказывалась вникать в скучные подробности украинской политики; работала только с высшим руководством или особо предприимчивыми старшинами, умевшими влезть без мыла; мнением народа и даже старшины не интересовалась; олицетворяла собой тупую и бездумную карающую силу см.

В результате идейные союзники и относительно надежные партнёры отправлялись в те далеко не травоядные времена не в Ростов, а прямиком в Сибирь, а то и на плаху. Гетманами же становились мазепы. Мазепа же просто хотел вернуться в Польшу.

Мазепа не связывал своё будущее с Украиной. В перехваченной переписке он упрашивает польского короля дать ему владения в Белоруссии.

Байрона «Мазепа», 1818 , В. Гюго «Мазепа», 1829 , Ф.

Булгарина «Мазепа», ч. Словацкого «Мазепа», 1839 , Й. Фрича «Иван Мазепа», 1865 и др. Пушкин сделал М.

Чайковским была написана опера «Мазепа» 1883. Симфоническую поэму «Мазепа» в 1854 г. Буланже, Э. Делакруа, Т.

Жерико, Т. Шассерио и др. В честь М. Памятники М.

Мазепинцы 1994; скульптор Е. Горбань , Чернигове 2009; скульптор Г. Ершов , Киеве 2009; скульптор Ф. Майслер , Бендерах 2009; скульптор П.

Герман , Полтаве 2016; скульптор Н. Билык и др. Источники для истории запорожских казаков. Владимир, 1903.

Бутич; 2006. Бутич, В. Гетман Мазепа. Варшава, 1934.

Англiйський текст Зборiвського договору з 1649 року та iншi вибранi статтi. Гетьман Iван Мазепа та його доба. Iван Мазепа. Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г.

Осуществив успешные Азовские походы. Кто это может мотивировать борьбой с турецко-татарской угрозой вновь усилилась в конце XVII. Однако, я считаю, что данный шаг осуществлялся преимущественно в интересах Российской империи. Роль Мазепы в этих процессах трудно переоценить, поскольку как мы помним Прутский поход непобедимой русской армии завершился ее сокрушительным поражением. Заслуги гетмана не остались незамеченными Петром И. Мазепа становится вторым кавалером ордена Андрея Первозванного после канцлера Федора Головина. Гетман осыпается многочисленными привилегиями, которые доходят даже до дарения городов: Новобогородицкая города-крепость. Особенно активно гетман сотрудничал с Русским государством в сфере внешнеполитической, о чем свидетельствуют многочисленные документы Батуринского архива и Посольского приказа. Мазепа, будучи осведомлен в делах Речи Посполитой, Крымского ханства, Османской империи и пода навский государств часто консультировал представителей российского внешнеполитического ведомства по ключевым вопросам внешней политики. Зато гетман Мазепа щедро делился с российским внешнеполитическим ведомством разведывательной информации, которую получала его широкая агентурная сеть.

Поэтому, утверждать, что Мазепа в это время активно готовил свою «коварную» измену не приходится. Только предвзятый может видеть в действиях Ивана Степановича в это время некий подвох. В исследовании петербургской исследовательницы Татьяны Таировой-Яковлевой особое внимание также выделяется церковной политике.

Его тесть помог ему выдвинуться в кругу гетмана Петра Дорофеевича Дорошенко. При нем Мазепа дослужился до генерального писаря и в 1674 году был отправлен посланником к турецкому султану. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко. Запорожские казаки намеревались казнить Мазепу, но перенаправили его левобережному гетману Ивану Самойловичу. Будучи тонким политиком, он сделался доверенным лицом левобережного гетмана. В 1682 году он был поставлен генеральным есаулом. После Первого Крымского похода в 1687 году, окончившегося неудачей, гетман Даниил Самойлович пал жертвой интриги и был сослан в Сибирь. В этом же году при поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицына Ивана Мазепу избрали гетманом левобережной Украины. В делах Государственного архива сохранилась записка Мазепы, из которой ясно, что после своего избрания в гетманы он заплатил князю Голицыну взятку за содействие. Мазепа сумел заслужить расположение и молодого царя Петра , когда тот взошел на трон. Продолжительное время Иван Мазепа был одним из ближайших соратников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа вторым в империи был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. В течение 21 года своего гетманства безукоризненно осуществлял все указания и распоряжения царя Петра I. Но народной массе он был чужд, не все любили его на Украине, что выражалось в подавляющих волнениях. Софийский собор, перестроенный при Мазепе.

Мазепа: гетман, меценат, изменник

Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции. После поражения Карла XII его подвергли анафеме отлучению от церкви. В России его считают изменником, на Украине он почитается, как народный герой.

Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы". По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась.

Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве. Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма. Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин. Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах. В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей. Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою. Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках. Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского. Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным. В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа. Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды. После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки. Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника. Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков. Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо.

Сам Иван Мазепа попадает в плен и чудом избегает смертного приговора. Из пленника в гетманы Мазепа остался в живых лишь благодаря своей образованности. Будучи на допросе у левобережного гетмана Ивана Самойловича, он демонстрирует необычайный интеллект и знания. Впечатленный такой эрудицией, лидер казаков возлагает на пленника воспитание собственных детей. Впоследствии Иван Мазепа не только зарабатывает свободу, но и переходит на сторону бывших врагов в качестве есаула. Будучи в служебных разъездах, он знакомится с князем Василием Голицыным. Вскоре мимолетная встреча перерастает в дружбу. И именно благодаря влиянию своего товарища в 1687 году Иван Мазепа добивается поста гетмана на раде под Коломаком. Следует заметить, что мнение историков по поводу взаимоотношений Мазепы и Голицына сильно расходятся: одни считают, что князь помог казаку из добрых соображений, вторые же утверждают, что причиной всему - солидная взятка из рук есаула. На благо Российской империи Правление гетмана Ивана Мазепы было направлено на, чтобы укрепить дружбу с Россией. К тому же украинский воевода рассчитывал на то, что приход к власти Петра I в 1689 году станет благоприятным для Малороссии. Для этого он всеми силами старался заполучить благосклонность нового императора. И у Мазепы это довольно хорошо получалось. В мирные часы гетман давал добрые советы Петру I, а в лихие выступал в качестве его карающей длани. Так, именно войско левобережных казаков придушило восстание Петрика, бушевавшее более пяти лет на территории Украины. Помимо этого, Иван Мазепа принимал участие в военных походах на Азов, предпринятых Петром I в 1695 году. В конечном счете такая самоотдача привела к тому, что российский царь стал воспринимать украинского гетмана как своего лучшего друга. Он даже наградил казака почетным титулом второго кавалера ордена Андрея Первозванного. Более того, указом правителя Российской империи Иван Мазепа стал гетманом обеих сторон Днепра. Начало Северной войны Северная война началась в 1700 году. Главной целью шведов был захват прибалтийских земель, что никак не входило в планы России. В этом нелегком сражении Иван Мазепа принял сторону Петра I. Он поклялся ему в том, что не пустит врага на земли Малороссии.

Мазепа, гетман Украины

И лишь только представился случай (господарь молдавский воевал с Валахией и попросил гетмана о помощи), Мазепа ухватился за него обеими руками. Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. Отношение к гетману Ивану Мазепе в украинской историографии всегда было глубоко восторженное.

Иван Мазепа: к портрету идеального предателя

Лит.: Уманец Ф. Гетман Мазепа. Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа – сподвижник самого Богдана Хмельницкого. 4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий