Новости биография достоевского федора михайловича

28 января 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский скончался от эмфиземы, осложнившейся разрывом лёгочной артерии. Женитьба штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского (1788-1839) на Марии Федоровне Нечаевой (1800-1837), дочери московского купца Федора Тимофеевича Нечаева. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале

Достоевский Фёдор Михайлович

Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль. Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.

Хронология жизни и творчества Достоевского, даты и события, биография

В 1867 году Достоевский женился на своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. На следующий год после свадьбы, вместе с женой, в третий раз едет за границу и живёт там до 1871 года, главным образом, в Германии и Италии. И, наконец, снова возвращается в Россию. Денежные дела его к этому времени улучшились, и жизнь потекла по спокойному руслу.

Он весь отдаётся литературной работе. Спокойная семейная жизнь создала идеальные внешние условия для его творчества. Зиму с семьёй он жил в Петербурге, а на лето уезжал в Старую Руссу, где купил себе дом с громадным садом.

В 1873,1876 и 1877 гг. Достоевский издаёт «Дневник писателя», в 1875 в «Отечественных записках» печатает роман «Подросток» и, наконец, в 1879—80 годах — «Братья Карамазовы», величайшее произведение Достоевского, а может быть, и всей русской литературы. К этому времени Достоевский был признан великим писателем и властителем дум молодого поколения.

Вершины этого признания Достоевский достиг на пушкинском празднике в Москве, в 1880 году, когда произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Речь эта произвела впечатление пророческое. И слово «пророк» после тех дней стало часто соединяться с именем Достоевского.

После пушкинской речи Достоевский прожил недолго. II По возвращении Достоевского из ссылки «биография» его, собственно, кончилась, началось «житие». Если отбросить первые годы по возвращении, с их постоянной заботой о деньгах, — жизнь Достоевского текла тихо и мирно, «день за днём».

И в то же время ни один русский писатель не жил такой бурной, мятущейся внутренней жизнью, как Достоевский. Ни один не знал такой духовной голгофы и душевной борьбы, как он. Но борьба эта выражалась не во внешних фактах его «биографии», а в его гениальных произведениях.

Достоевского часто называют певцом «униженных и оскорблённых». Это правда, конечно. Но это лишь одна маленькая чёрточка в нём, за которую его можно по-особенному любить и преклоняться, но не в ней самой «сущность» творчества Достоевского.

Таинственная борьба Бога и дьявола и сердце человеческое как поле этой борьбы — вот что созерцал духовными очами своими Достоевский и вот что он раскрыл людям. Произведение каждого настоящего художника — исповедь. He в том смысле, что он «выводит себя» в действующих лицах своих произведений.

Но все переживания писателя, его сомнения, его упования облекаются в образы, «оживают», становятся «живыми людьми». И если вдуматься во всех героев Достоевского и представить себе душу писателя, который мог их создать, представить себе всё, что он должен был пережить, — словом, принять его произведения как исповедь, — невольно почувствуешь в своём сердце желание сделать то, что сделал старец Зосима, увидав Дмитрия Карамазова: Поклониться в ноги безмерному его страданию 16. В произведениях Достоевского отразился весь оглушительный, разрозненный, адский гул современной мировой жизни.

Все сомнения, все боли, весь ужас, все падения человеческие и в то же время разрозненные голоса эти звучат так, что, когда слышишь их крик, не врозь, а с высоты, объединённый в одно целое, из безумных разрозненных голосов слагается торжественный, победный гимн. He слова проклятия и отчаяния — а великое слово: Осанна! В своей записной книжке Достоевский писал: «Дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога...

Им и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в «Инквизиторе» и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман... В виду этих глав могли отнестись ко мне хотя и научно, но не столь высокомерно по части философии, хотя философия и не моя специальность. И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было.

Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, чорт» 17. И Достоевский глубоко прав. Действительно, большего сомнения, отрицания и «атеизма», чем Иван Карамазов, не было и нет и, может быть, никогда не будет дано в литературе.

И человек, который написал Ивана Карамазова, то есть в живом лице воплотил собственные свои сомнения и отрицания, действительно, прошёл такое «горнило» сомнений, которое даёт право исповедовать свою веру. Прав Достоевский и в том, что ответом на все сомнения Ивана Карамазова служит весь роман в целом. Точно так же, как можно было бы сказать, что чудовищный хаос жизни, выражающийся в отдельных героях Достоевского, — разрешается божественной гармонией, если взять все его произведения в целом.

Три героя Достоевского с особенной силой воплощают ужас души человеческой: автор «Записок из подполья», Раскольников из «Преступления и наказания» и Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых». Герой «Записок из подполья», от имени которого ведётся рассказ, рекомендует себя так: «Я человек больной... Я злой человек.

Непривлекательный я человек» 18. И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19. He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души.

Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия. У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы.

Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить. Им надо подчиняться.

Это ясно, как дважды два четыре. Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения». Отсюда и вся «злость» его.

О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит! Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение!

Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего... Какова философия — такова и жизнь.

И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость. Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни».

Человек «из подполья» приехал к проституткам. Пьяный, в угаре, после нелепой и дикой истории. Почти в беспамятстве.

Он очнулся на постели и увидал около себя «два открытые глаза, любопытно и упорно» его рассматривающие. Ему «ярко представилась нелепая, отвратительная, как паук, идея разврата, который без любви, грубо и бесстыже, начинает прямо с того, чем настоящая любовь венчается». И вот он начинает разговор с этой «Лизой».

Он расспрашивает её, кто она, откуда. И вдруг начинает рассказывать ей «истории»... Он видел, как хоронили проститутку, и подробно, точно не замечая впечатления, он мучает несчастную девушку, подробно и ярко рисуя ей будущность каждой «такой», как «она»...

И действительно, доводит её своими картинками до ужаса, а задушевным своим тоном трогает её сердце. Но это шалости злого паука. Лиза доверчиво приходит к нему на дом, как к человеку.

И он надевает личину человека, и когда видит, что девушка готова окончательно ему поверить, он грубо и грязно сходится с ней, как с проституткой. После дикой сцены Лиза, вся уничтоженная, окончательно сбитая с толку, уходит домой, а подпольный человек до того зол и подл, что, для окончательного и безобразного её унижения, всовывает в руки пятирублёвую бумажку. Я вдруг подбежал к ней, схватил её руку, разжал её, вложил...

Затем тотчас же отвернулся и отскочил поскорей в другой угол, чтоб не видеть, по крайней мере... Я хотел было сию минуту солгать — написать, что я сделал это нечаянно, не помня себя, потерявшись, сдуру. Но я не хочу лгать и потому говорю прямо, что я разжал ей руку и положил в неё...

А когда Лиза ушла и он нашёл на столе «смятую синюю пятирублёвую бумажку», которую она успела выбросить, он побежал за ней на улицу, чтобы «упасть перед ней, зарыдать от раскаяния, целовать её ноги, молить о прощении». Но вернулся назад. Он задал себе вопрос: «не лучше ль будет, если она навеки унесёт теперь с собой оскорбление?

Хотя «чуть не заболел тогда от тоски». Ещё более страшную бездну души человеческой показал Достоевский в образе Раскольникова. Если в «Записках из подполья» человек превратил себя в жалкого червя, а весь беспредельный мир Божий — в подполье: забился в душную, смрадную «подпольную» яму — и замер в ней в своей сладострастной озлобленности, — то в «Преступлении и наказании» пред нами человек, захотевший своё я, свою волю поставить высшим законом мира, захотевший личность свою возвести на степень божества: жизнь и её правила и принципы — всё зависит от его желания.

Он властелин её. Бог её. Раскольников — проповедник «человека-Бога».

Но этот человек-Бог — не всякий человек. Он ещё должен явиться. А для этого прежде всего надо захотеть.

Надо «посметь» свою волю поставить выше всего. И Раскольников действительно убивает человека. He потому убивает, что хочет её «ограбить», а для принципа, из идеи.

Чтобы «осмелиться». Учение Раскольникова о новом человеке, которому будет всё позволено, потому что он будет царь и Бог , имеет очень много общего с появившимся через несколько десятков лет после «Преступления и наказания» учением Ницше о «сверхчеловеке». Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными.

По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

И всё это надо для того, чтобы наконец явился человек-властелин. Только для этой высшей цели имеет смысл существование всех обыкновенных, маленьких людей. Идейное, «головное», «теоретическое» убийство Раскольникова — противоречит его сердцу.

И он страдает поистине голгофскими страданиями. И сердце, в конце концов, берёт верх. Он говорит о своём преступлении сначала любимой девушке, Соне, потом следователю и принимает наказание как искупление за свой грех.

В Раскольникове до последних пределов, до ужасающих крайностей доведено поклонение перед «человеческой личностью». Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались. И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего.

Ведёт к преступлению. К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим. He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове.

В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога. Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды.

Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием. Такое отрицание правды — во имя правды же, самое сильное, самое безнадёжное отрицание, какое можно только себе представить.

Это не наивный атеизм «недоучек», не признающих Бога потому, что его «не видно», это самая высшая точка отрицания, отрицающая не по «внешним» соображениям, a по внутренней сущности. Иван Карамазов готов признать Бога, готов допустить, что когда-нибудь наступит рай на земле и вся тварь восхвалит Господа, он даже «вечную гармонию» признаёт в конце мировой истории, — и всё-таки ни гармонии, ни мира не принимает.

Плещеевым, М. Достоевский начинает посещать пятницы М. Достоевский сближается с Н. Под руководством Спешнева организуется особое тайное общество, куда вошли наиболее решительные петрашевцы: Достоевский, Н. Мордвинов, Н. Момбелли, П.

Филиппов, Н. Григорьев, В. Достоевский предлагает А. Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н. Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского.

В семье Достоевских на свет появилось восемь детей. Маленький Федор стал вторым из них. Несмотря на скромный достаток, все дети получили прекрасное образование кроме самой последней девочки, умершей во младенчестве. Азы грамотности будущий великий писатель постигал под руководством матери. В те годы учить детей чтению было принято по «Библии».

Мальчик настолько проникся мудростью, заключенной на ее страницах, что пронес это преклонение перед ней через всю свою жизнь и отразил во многих произведениях. Начиная с 1831 года, когда отец писателя получил в собственность небольшое имение, семья стала проводить лето в деревне. Здесь мальчик впервые познакомился с жизнью крестьянства и простой красотой русской природы. Он жадно впитывал образы, которые впоследствии выплеснул на страницы своих книг. Юность Беззаботное детство писателя закончилось вместе со смертью его матери в 1837 году. Несмотря на то, что ему уже было 16 лет, он еще не сталкивался с разрушительными потрясениями. Здесь же на него обрушилась сразу целая глыба. Уход матери совпал с гибелью Пушкина, который был кумиром Федора и его старшего брата Михаила. Оба они зачитывали его стихи до дыр и мечтали пойти по стопам великого поэта.

Здесь Федор сближается с Николаем Спешневым, образ которого позднее станет прототипом персонажа Ставрогина из романа "Бесы". Также Федор Достоевский принял участие в создании тайной типографии, целью которой была печать запрещенных изданий. Конечно, эта деятельность не могла пройти бесследно. В 1849 году Достоевского арестовали вместе с другими членами кружка за участие в противозаконной деятельности. Их лишили чинов, состояния и даже приговорили к смертной казни. Но в самый последний момент, когда осужденные уже стояли на эшафоте, вышел указ, согласно которому казнь заменили четырьмя годами каторжных работ на рудниках. Достоевский отбывал наказание в Омском остроге "Мертвый дом", в 1854 году его зачислили рядовым в 7-й линейный батальон в Семипалатинске. Через год Федор был произведен в унтер-офицеры, а еще чуть позднее — в прапорщики. Благодаря этому он смог вернуть себе чин дворянина и возможность печатать свои произведения. В 1859 году, будучи в чине подпоручика, Федор пишет Александру II прошение об отставке. К тому моменту у Достоевского была официальная справка о тяжелой болезни — эпилепсии. Так он был уволен с военной службы по болезни. Таким образом, великому гению русской литературы пришлось пройти через 10 тяжелых лет, прежде чем вернуться в Петербург и продолжить писать. Карьерный взлет В биографии Достоевского вновь начинается рабочий этап. По возвращении в любимый город он увековечивает свои воспоминания о тяжелых каторжных годах в произведении "Записки из Мертвого дома". Для современников этот труд стал шокирующим откровением. Тургенев даже сравнил значимость этой книги с "Адом" Данте, а Герцен упомянул в сравнении картину "Страшный суд" авторства Микеланджело. Этот период был наполнен творческой деятельностью. Выходят такие произведения, как "Записки из подполья", "Скверный анекдот", "Дядюшкин сон" и роман "Униженные и оскорбленные". В 1860-х Федор Михайлович даже начинает издавать собственные журналы "Эпоха" и "Время", в которых пропагандировал идею "почвенничества", родственную течению славянофильства. В 1862 году Достоевский впервые отправляется за границу. Увлекается игрой в рулетку, благодаря чему в 1866 году появляется роман "Игрок". К слову, годом ранее, поправляя здоровье в Висбадене, Федор приступает к написанию "Преступления и наказания", в котором он отразит весь свой сложный путь и душевные терзания. За этим гениальным романом последуют остальные четыре величайших труда мыслителя: "Идиот", "Бесы", "Подросток" и наконец "Братья Карамазовы". Позднее эти произведения будут названы "великим пятикнижием". В 1873 году он становится редактором журнала "Гражданин", в котором стал публиковаться "Дневник писателя". В нем писатель воплотил свою давнишнюю идею общения автора с читателями в формате обсуждения различных актуальных тем. В 1877 году Федора Михайловича назначили членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Всего через пару лет он стал почетным членом Международной литературной ассоциации, а в 1880 году удостоился чести произнести ставшую легендарной речь на первом открытии памятника Пушкину в Москве.

Биография Достоевского

Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября н.с.) 1821 г. в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель, публицист, мыслитель и философ. Что объединяет Федора Достоевского, Курта Воннегута и "Российскую газету"? Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве.

Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя.

Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н.

Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г.

Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью.

Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке.

С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг.

Начинающий писатель с вдохновением взялся за перо. И первый же роман «Бедные люди», который вышел в свет в 1844 году, принес ему оглушительный успех. Виссарион Белинский и Николай Некрасов — ведущие литераторы того времени — оценили произведение невероятно высоко.

Как, впрочем, и все российское литературное сообщество. Читатели приняли книгу с большой теплотой, так как поднятые в ней темы были очень актуальны. Между собой молодого Достоевского назвали «новым Гоголем ».

Второй роман Достоевского Однако второй выпущенный роман «Двойник» не нашел такого же отклика. Его назвали растянутым и непонятным. И хотя сегодня сейчас роман оценен и с художественной, и с литературной точек зрения, но в те годы над писателем в открытую посмеивались.

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, 1847. Государственный музей истории российской литературы имени Владимира Даля Достоевский рассорился с Белинским, и тот выгнал его из своего кружка.

А также с Некрасовым , и тот перестал его публиковать в своем журнале «Современник». Правда молодого писателя тут же захотел печатать Андрей Краевский в своих «Отечественных записках». Да и в целом «Бедные люди» дали такой мощный старт Федору Михайловичу, что он, несмотря на неуспех «Двойника», все-таки сохранил широкий круг знакомств с самыми интересными и значимыми людьми того времени.

Петрашевцы и тайное общество Г од 1946 ознаменовался для Достоевского судьбоносной встречей с М. Михаил Васильевич каждую пятницу устраивал в своем доме встречи, где революционно настроенные люди обсуждали варианты преобразования России. Петрашевцы говорили о многих «крамольных» вещах: отмене крепостного права и освобождении крепостных крестяьн свободе книгопечатания прогрессивных изменениях в системе судопроизводства и прочих злободневных вопросах.

Помимо «пятниц» Петрашевского Достоевский посещал также кружок Николая Спешнева. Николай Александрович из восьми самых рьяных петрашевцев составил кружок, куда попал и Достоевский. Эта восьмерка составила самое настоящее тайное общество, члены которого ратовали за самые серьёзные действия вплоть до переворота.

На этих встречах Достоевский множество раз зачитывал вслух «Письмо Белинского Гоголю », которое носило явный революционный характер и было запрещено к печати и распространению. Достоевский: Роман «Белые ночи» В 1848 году вышел еще один роман Достоевского «Белые ночи», который снова был принят с восторгом. Но насладиться заслуженной славой писателю не пришлось: за петрашевцами уже давно наблюдала тайная полиция, и в апреле 49-го года молодого писателя арестовали.

Арест Достоевского О н провел 8 месяцев в Петропавловской крепости. Достоевский держался достойно, в камере много читал и даже написал рассказ «Маленький герой». На допросах вел себя сдержанно, не оговаривал своих товарищей, всеми силами защищал брата которого тоже арестовали, но через месяц отпустили , но вину свою не признавал.

Достоевский называл себя вольнодумцем и настаивал на том, что все петрашевцы желают добра своему Отечеству и действуют из любви к оному. Очевидно, что писатель верил в положительный исход всей этой истории. Приговор Однако в начале 1850 года был оглашен приговор — казнить петрашевцев.

Приговоренные не знали, что император Николай I задумал очень коварный эксперимент: расстрел был заменен каторгой, однако заключенным об этом не сказали заранее. Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади.

Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А.

Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В.

Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг.

Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг.

В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает при содействии А.

Кони колонии малолетних преступников 1875 и Воспитательный дом 1876. В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь , где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. Млодецкого, стрелявшего в М. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся...

История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа.

Однако всего через год он бросил ненавистную работу и твердо решил, что свяжет жизнь с литературным творчеством. Начало писательской деятельность К своим 20 с небольшим годам Достоевский Федор Михайлович был начитанным и хорошо образованным человеком.

Он увлекался творчеством зарубежных писателей. В плеяде выдающихся литераторов, неформальных учителей Достоевского нашлось место и для русских поэтов, прозаиков. Он зачитывался Пушкиным, с работами которого был знаком с ранних лет. Интересовался творчеством Лермонтова , Державина, Гоголя.

Современники признавали не только талант, но и кругозор, уровень знаний и образования писателя. Ставили его выше многих признанных сейчас классиков, таких как Некрасов, Панаев. Смерть Пушкина стала для начинающего прозаика не меньшим ударом, чем гибель любимой матушки. Творческая биография Федора Достоевского началась в ранние 40-е годы.

На этот период приходятся первые литературные опыты начинающего автора. Однако юношеские зарисовки к несчастью не сохранились. Ближе к середине десятилетия молодой писатель начинает работу над серьезным произведением. В 1845-м из-под пера Достоевского выходит роман «Бедные люди».

Первый же творческий опыт оказался более чем успешным. Книгу оценили куда более маститые коллеги по цеху. Высокого мнения о дебюте Достоевского был Виссарион Белинский. Молодого писателя приняли в литературный кружок.

Следом он начал работу над повестью «Двойник». Однако второе произведение разочаровало пишущую публику. Достоевского раскритиковали как Белинский, так и другие сподвижники. Совсем скоро Федор Михайлович поссорился с Тургеневым и перестал контактировать с кружком Белинского.

А затем поругался с руководителем «Современника» Николаем Некрасовым , который до тех пор был высокого мнения о его творческом дебюте. С того момента он начал сотрудничать с журналом Андрея Краевского, «Отечественные записки». Несмотря на неприятие его творчества некоторой частью просвещенной публики того времени, он не сходил с литературной дороги. Успешный дебют и быстро растущая популярность позволили Достоевскому завести немало полезных знакомств.

Как из числа литераторов, так и среди столичной творческой публики, интеллигенции вообще. В конце 1846 года Федор Михайлович познакомился с М. Видным мыслителем, идеологом масштабных государственных перемен. С этого момента писатель заинтересовался идеями социализма.

Петрашевский А уже в 1847 Достоевский стал завсегдатаем устраиваемых Петрашевским «пятниц» — неформальных собраний, где просвещенные люди обсуждали пороки государственного устройства Российской Империи. На повестке были вопросы отмены жесткой цензуры, либерализация судопроизводства, а также освобождение крестьян от позорного полурабского положения. Постепенно Федор Михайлович менял свою точку зрения на все более радикальную. Пока в 1848 не познакомился с Николаем Спешневым, который придерживался революционных идей.

В тот же период писатель вступил в тайное общество, которое включало в себя несколько наиболее радикально настроенных петрашевцев и в конечном итоге планировало свержение царской власти. Арест и ссылка В 1849 году Ф. Достоевский был арестован. На допросах он давал минимум информации.

О существовании тайного общества и других радикально настроенных членов, сторонников Спешнева следователи так и не узнали.

Достоевский Федор Михайлович: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни

Но вторая жена Федора Михайловича терпела все унижения и побои, которые иногда были очень жестокими. Российский телевизионный сериал, по роману Федора Михайловича Достоевского, «Идион» 12 мая 2003 года начал транслироваться на телеканале Россия-1. Достоевский Фёдор Михайлович. Достоевский Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва – 28.1(9.2).1881, Санкт-Петербург], русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). 28 января 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский скончался от эмфиземы, осложнившейся разрывом лёгочной артерии. русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Жизнь Федора Михайловича Достоевского была переполнена событиями.

Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)

Дом, в котором жил Достоевский в ссылке в Семипалатинске В 1844 году Достоевский завершил работу над первым переводом на русский язык романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Его опубликовали в журнале «Репертуар и пантеон». В 1845 году молодой писатель завершает свой первый роман «Бедные люди». После распространения этого произведения Достоевского признают как писателя и принимают в кружок Белинского. Но уже следующее его произведение «Двойник» жестоко раскритиковали. Федор Достоевский был не всегда понят и властями, что однажды закончилось для него ссылкой. В творчестве уже зрелого писателя доминирует критическое отношение к буржуазно-либеральным ценностям.

Главные произведения Над романом «Преступление и наказание» писатель работал с 1865 по 1866 год. Расширенный вариант произведения был опубликован в журнале «Русский вестник». Главная тема романа — теория героя о необыкновенных и обыкновенных людях. Дом в Петербурге, где жил и умер Достоевский. Это довольно сложный роман о превосходном человеке. Однако его благие цели никого не могут осчастливить в закостенелом буржуазном обществе.

Более того, он для всех становится объектом для насмешек. Автор планировал написать продолжение «Истории Великого грешника», но судьба решила иначе.

В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых.

Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк.

Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась.

У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так.

Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман.

Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены.

Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены.

Расширенный вариант произведения был опубликован в журнале «Русский вестник». Главная тема романа — теория героя о необыкновенных и обыкновенных людях. Дом в Петербурге, где жил и умер Достоевский. Это довольно сложный роман о превосходном человеке.

Однако его благие цели никого не могут осчастливить в закостенелом буржуазном обществе. Более того, он для всех становится объектом для насмешек. Автор планировал написать продолжение «Истории Великого грешника», но судьба решила иначе. Последние годы Памятник Достоевскому в Москве Роман «Братья Карамазовы» окончательно убедил критиков и читателей в необыкновенном таланте Достоевского. Его стали рассматривать как учителя. Даже император Александр II пригласил писателя, чтобы тот внес свой вклад в воспитание его сыновей. Но в последние годы Достоевского стали одолевать болезни. Он еще старался продолжать писать, но все его замыслы остались незавершенными.

Однако он еще смог всех удивить проникновенной речью в честь Пушкина в день открытия памятника. Хронологическая таблица.

Состояние Творчество Федора Достоевского известно по всему миру, он один из наиболее читаемых не только русских писателей, но и деятелей литературы XIX века в целом. Имя Достоевского в Петербурге носит улица, станция метро. Имя Достоевского должно было быть присвоено Петербургскому аэропорту «Пулково» как победителю соответствующего голосования, однако было решено этого не делать «во избежание поляризации общественных настроений».

Впечатления В Петербурге находится литературно-мемориальный музей Достоевского, недалеко от него Б. Московская, 2 установлен памятник писателю. Однако главное воплощение «Петербурга Достоевского» - в местах, где жили его герои. Прежде всего, Петербург Достоевского — это Петербург «Преступления и наказания». Атмосферу «Петербурга Достоевского» можно искать в районе, где расположен «дом Раскольникова» Гражданская улица, 19 , дом старухи-процентщицы канал Грибоедова, 104 , дом Сони Мармеладовой Канал Грибоедова, 73 , на Вознесенском и Кокушкином мостах через канал Грибоедова, на Сенной площади покаяние Раскольникова.

Краткая биография Фёдора Достоевского для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин". В 1874 году он отказался от редактирования журнала из-за разногласий с издателем и ухудшения здоровья, а в конце 1875 года возобновил работу над "Дневником писателя", начатым в 1873 году, который вел с перерывами до конца жизни. Писатель был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В том же году, к 150-летию со дня рождения писателя был открыт Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского в доме, где он жил в 1857-1859 годах во время службы в линейном батальоне. С 1974 года статус музея республиканского значения приобрела усадьба Достоевских Даровое Зарайского района Тульской области, в которой писатель отдыхал в 1830-х годах. В мае 1980 года в Новокузнецке в доме, который в 1855-1857 годах снимала первая жена писателя Мария Исаева, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф. В мае 1981 года был открыт Дом-музей писателя в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето.

В январе 1983 года принял первых посетителей Литературный музей им. Достоевского в Омске. Среди памятников писателю наиболее известны скульптура Достоевского у Государственной библиотеки имени В. Ленина на углу Моховой и Воздвиженки в Москве, памятник Достоевскому в сквере Мариинской больницы у мемориального музея писателя в столице, памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге на Большой Московской улице. Именем писателя в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других российских городах названы улицы. В декабре 1991 года была открыта станция метро "Достоевская" Петербурге, в 2010 году — в Москве. Вдова писателя Анна Достоевская 1846-1918 после его смерти посвятила себя переизданию книг своего мужа и увековечению его памяти.

Знакомые замечали его необычные привычки, связанные с алкоголем. Сотрудник типографии, где издавался редактируемый писателем журнал «Гражданин», опубликовал книгу «Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872—1881 гг. Он говорил мне, что это самое здоровое употребление водки». Пить водку залпом, больше одной рюмки и не закусывая, писатель считал неверным. Как мучился в изоляции: Достоевский в «Записках из мертвого дома» рассказывает о своем опыте заключения в остроге: «Свободный человек… живет, он действует; настоящая жизнь увлекает его своим круговоротом вполне.

Не то для заключенного. По Достоевскому, проведенное в изоляции время не остается в памяти. Оно словно бы отсутствует там, где нет активного действия и свободы воли. Спустя двадцать лет каторжник рассчитывает выйти из заключения точно таким же, каким вошел в острог. Это время небытия — оно не старит.

Достоевскому на каторге среди прочего причиняло страдание «вынужденное общее сожительство» — даже не негласные законы и правила тюремного сообщества, а просто постоянное присутствие других людей. Время, рутина и психика на самоизоляции глазами писателей Как мучился в поездах: В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Федор Михайлович еще не знает, чем себя занять в поезде как и в целом в поездке в Европу , и поэтому пишет в главе « В вагоне » : «…праздные мысли поневоле осаждали меня перед Европой в вагоне, отчасти, впрочем, от скуки и от нечего делать. Ведь надо же быть откровенным! До сих пор у нас о таких предметах только те, которым нечего делать, задумываются.

Вместе со Львом Толстым Достоевский считается классиком русской литературы и одним из лучших романистов мира. Тончайший знаток человеческой души, глубокий мыслитель и необыкновенно проникновенный писатель — он создал множество произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. В данном видео вы узнаете главные события биографии Достоевского, а также краткую историю его жизни.

Поездка в Гамбург, где провел неделю за игрой в рулетку. Начало печати "Записок из подполья". У Достоевского возникают серьезные финансовые проблемы в связи со смертью его брата Михаила. Игра в рулетку в Висбадене, Поездка в Копенгаген. Чтобы ускорить процесс, он диктует текст романа стенографистке А. Сниткиной своей будущей жене. Начало публикации "Дневника писателя", представляющего собой статьи Достоевского на различные темы. Писатель погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий