Жанр новости

Жанр журналистики – это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. это жанр периодической печати, предметом которого могут быть какие-либо события, явления, феномены. это жанр периодической печати, предметом которого могут быть какие-либо события, явления, феномены.

Новостной жанр

Его цель — сообщить о существенных подробностях события, которое он описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета — свой предмет отображения: событие, развертывающееся во времени, состоящее из ряда деталей. Большинство событий, получающих отображение в этом жанре, имеет специфическую устную форму выражения содержания, их можно слышать, — тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т. Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о спортивном матче или демонстрации.

В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них — прямой информационный отчет. В нем воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления участников события — встречи, конференции и т.

Авторская оценка выступлений выражается в отборе фактов, деталей и подробностей. Все, что журналист считает несущественным, он оставляет за рамками отчета. Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль.

Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.

Разновидность аналитического отчета — тематический отчет. Его посвящают самой актуальной теме, важнейшей проблеме, поднятой на собрании или встрече. В соответствии с этим группируется материал отчета, второстепенные детали и подробности опускаются. В таком отчете иногда сообщают лишь о нескольких выступлениях, тематически связанных между собой.

Или же посвящают его одному важнейшему выступлению, сообщая об остальном в кратком пересказе. Иногда сообщение о событии в отчете используют лишь как повод для постановки актуальных вопросов. Автор отказывается от подробного освещения события в целом, используя отдельные его элементы.

Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ. Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все также важен, так как по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует. Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела.

Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера совокупность всех блогов как сообщества , по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ. Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно. Web 2. Важным нюансом Web 2.

Но вышеназванная трактовка должна быть уточнена: «становятся лучше» нужно понимать как «становятся плотнее», так как имеется в виду наполнение систем сведениями, но вопросы их объективности и достоверности не поднимаются. По большому счету под Web 2. Для определения сути Web 2. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2. В настоящее время это целый конгломерат интернет-ресурсов, позиционирующихся, как правило, как справочники и энциклопедии. Этот проект — одна из самых крупных в Сети баз данных, предлагающих практически всем возможность редактировать информацию, размещенную на сайте.

Жанры отвечают на вопросы: «Что? Автор выделяет обычную и хроникальную заметку. Отчет — это рассказ об общественно-значимом мероприятии совещание, конференция, собрание.

Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова. Интервью — это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое опрос, анкета. Репортаж — это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный аналитический и познавательно-тематический репортаж.

Событие исследуется для выявления тенденций. Воссоздается панорама происшедших событий. Журналист выполняет задачу - открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации вызывают эффект "наглядности", что помогает читателям увидеть связь фактов и мнений.

В обозрении представлена реальная, современная социально-политическая, общественно-политическая и духовная жизнь общества, взятая в ее сущностных проявлениях. Органическая совокупность типичных социальных фактов, явлений, событий, ситуаций, процессов и составляет предмет обозрения. Журналист должен обладать эрудицией, интуицией, знаниями в области политики, экономики, культуры; иметь богатейший фактический материал [176]. Обозрение классифицируется на общее и тематическое. По форме выделяют информационно-публицистическое, публицистическое, художественно-публицистическое обозрение. В обозрении важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания; диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов. Обозрение включает идеологическую оценку, научный и экспертный комментарий. Статья - это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Статье присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления.

Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов. В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной проблемы. Комментарий - автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения. Комментарий преследует следующие цели: направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их; ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события; формулировать прогноз развития комментируемого события; обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач 10. Цель рейтинга заключается в осуществлении определенной "ранжировки" сходных явлений по какому-либо конкретному признаку [176]. Прогноз - чаще всего их составляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности [176]. Журнал "Эксперт" практически в каждом номере содержит несколько материалов данного жанра.

Жанры журналистики

Короткое сообщение о событии, факте Безличная форма В основе жанра информации лежит новость Отвечает на вопросы: кто? Подчиняется принципам прямого информирования: - мнение журналиста отсутствует; - допустимо мнение экспертов и официальных лиц; - «телеграфный стиль»; - эмоции в заметке излишни оценочные эпитеты тоже Помните: ссылка на источник информации обязательна! Слайд 4 Развернутое сообщение о событии, явлении, которое наблюдал и изучал корреспондент. Может включать в себя комментарии экспертов, официальных лиц и самого корреспондента. В основе - факт, событие, явление.

Здесь широко применяются литературные выразительные средства. Художественно-публицистические жанры — те, что глубоко осмысливают судьбы людей, общественное мнение и т. Основные художественно-публицистические жанры: заметка, очерк, эссе. Такие тексты обычно относят к «авторской журналистике», подчеркивая их особый характер.

Проявляется он в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. Существуют также сатирические жанры — фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма и т. Отличаются они тем, что содержат критику, выраженную средствами сатиры. Используются приемы: гротеск, ирония, сарказм, гипербола. Еще одна группа жанров, которую выделяют исследователи — эпистолярные.

Виды жанров журналистики Существует классический подход к выделению видов газетно-публицистических жанров, в нем выделяются информационные, аналитические и художественно-публицистические разновидности. Также существуют авторские классификации, в которых теоретики делают акценты на других характеристиках газетных текстов. Кройчик предлагает делить жанры на оперативно-новостные, которые создаются «по горячим следам» события, исследовательско-новостные, в которых событие подвергается анализу и журналист формулирует свое мнение и отношение к событию, оперативно-исследовательские, в которых авторы также проводят анализ факта, но делают это прямо в ходе освещения события, исследовательско-образные, где результаты размышлений и авторского анализа предстают в своеобразной художественной форме, и исследовательские тексты, в которых излагается мысль автора, размышления журналиста по поводу события. Гуревич предлагает совсем другой подход к выделению журналистских жанров. В его типологии есть новостно-информационные, диалогические, ситуативно-аналитические, эпистолярные и художественно-публицистические разновидности. Публицистический стиль Общественную сферу, деятельность СМИ обслуживает особый языковой стиль, именуемый публицистическим. Его основными признаками являются: - Использование разностилевой лексики литературной, общественно-политической, просторечной, научной, профессиональной. Задачами публицистического стиля является передача образа, эмоций, воздействие на аудиторию. Данный стиль находит свое выражение в системе журналистских жанров. В отечественной журналистике принято говорить об особой стилистике газетных жанров. Эта разновидность публицистического стиля применяется с целью воздействовать на широкие массы, передавать информацию разным слоям населения, и в связи с этим складывается язык с особым функционалом. Не напрасно исследователи отмечают, что работа в газете приводит к тому, что журналист начинает изъясняться штампами. Это значит, что на него оказал влияние газетный стиль изложения. Однако авторы, наряду с владением этой стилистикой, должны сохранять свой индивидуальный, узнаваемый стиль. Он проявляется в том числе в том, что журналисты чаще работают в тех или иных жанрах. Особенности газетных жанров Газета предназначена для того, чтобы оперативно информировать людей о происходящих событиях. Признаками газеты как средства массовой информации являются: - Актуальность. Газета должна освещать те события, которые интересны читателю, которые каким-то образом влияют на его жизнь. Газета должна выходить с заданной регулярностью, обычно это самое часто выпускаемое журналистское издание. Принято говорить о ежедневных и еженедельных газетах. Газета рассчитана на широкую, несегментированную аудиторию. Конечно, бывают газеты для относительно узких аудиторий - "Учительская" или "Литературная". Но их тоже часто читает широкая общественность. И газетно-журнальные жанры должны учитывать эту особенность в первую очередь. Газеты преподносят точку зрения своего учредителя, часто ими выступают административные и властные органы. Поэтому информация в газете носит официальный оттенок.

Интервью Интервью — это жанр журналистики, в котором журналист задает вопросы и получает ответы от интервьюируемого лица. Цель интервью — получить информацию, мнение или комментарий от эксперта, общественного деятеля, политика, знаменитости или другого интересного человека. Интервью может быть проведено в письменной форме, в виде аудио- или видеозаписи, или в прямом эфире. Журналист должен быть хорошо подготовлен и знать тему интервью, чтобы задавать релевантные вопросы и получить интересные ответы. Интервью может иметь различные форматы. Некоторые интервью могут быть структурированными, с заранее подготовленными вопросами и ответами. Другие могут быть неформальными и более свободными, позволяя интервьюируемому выразить свое мнение и мысли. Журналист должен быть внимателен и уметь слушать, чтобы задавать уточняющие вопросы и получить более полные ответы. Он также должен быть объективным и не вмешиваться в ответы интервьюируемого, давая ему возможность свободно высказаться. Интервью может быть опубликовано в печатных изданиях, на веб-сайтах, в блогах или использоваться в радио- или телепередачах. Оно может быть полезным для информирования общественности, предоставления разных точек зрения на актуальные темы или просто для развлечения и интереса читателей или зрителей. Жанры множественного авторства Жанры множественного авторства — это журналистские форматы, в которых участвуют несколько авторов. Эти жанры позволяют объединить разные точки зрения, опыт и экспертизу разных людей для создания более полного и объективного материала. Одним из примеров жанра множественного авторства является коллективная статья. В такой статье несколько журналистов совместно работают над одной темой, каждый вносит свой вклад и предоставляет свою точку зрения. Это позволяет представить разные аспекты проблемы и дать читателям более полное представление о теме. Другим примером жанра множественного авторства является совместное интервью. В таком интервью несколько журналистов задают вопросы одному или нескольким интервьюируемым. Каждый журналист может задать свои вопросы, основываясь на своих интересах и экспертизе. Это позволяет получить разные точки зрения и мнения на одну и ту же тему. Жанры множественного авторства могут быть использованы для создания более объективных и разнообразных материалов. Они позволяют объединить разные голоса и опыт, что может быть особенно полезно при рассмотрении сложных и спорных тем. Особенности онлайн-журналистики Онлайн-журналистика — это форма журналистики, которая осуществляется через интернет и использует цифровые технологии для создания, распространения и потребления новостей и информации. Она имеет свои особенности, которые отличают ее от традиционной печатной журналистики. Мгновенность и актуальность Онлайн-журналистика позволяет получать и распространять новости практически мгновенно.

Газетные жанры

Новостной жанр Репортаж – самый распространенный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере.
8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевы это жанр периодической печати, предметом которого могут быть какие-либо события, явления, феномены.
Журналистские жанры: классификация и типология глазами ведущих специалистов Разберем все основные виды, а также жанры журналистики с описанием и различными примерами.

Читайте также

  • Новостная журналистика: предмет, метод, функции, жанры. — КиберПедия
  • Жанры телевизионной журналистики | Студент-Сервис
  • Жанры новостей
  • Новостная журналистика: предмет, метод, функции, жанры. — КиберПедия
  • Речевой жанр «новости науки» в современном британском медиадискурсе
  • Жанры новостей

Мягкая и жесткая новость в журналистике кратко

Жанры журналистики это самая актуальная, самая свежая информация.
Виды и жанры в журналистике с описанием и примерами Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками.
Виды статей в интернет-журналистике В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна.
Вы точно человек? Информационные передачи, в частности новости, являются на отечественном телевидении одними из самых востребованных аудиторией программ.
Журналистские жанры: классификация и типология глазами ведущих специалистов | its-journalist Поэтому программа презентуется как «фальшивые новости».

Новость как жанр в журналистике кратко

Issue Date: 2016 Citation: Буй Т. Abstract: Выпускная квалификационная работа 98 с. Объектом исследования являются тексты жанровой отнесенности «Новости науки» в русскоязычных и англоязычных интернет-СМИ.

Определение жанра — важнейший компонент для создания журналистом настоящим или будущим текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать. Информационные Все жанры в этом виде объединены одной целью — рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы — объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.

Отчет — это рассказ об общественно-значимом мероприятии совещание, конференция, собрание. Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.

Оно может сопровождаться показом видеокадров, фотографий, других графических материалов, документов1.

К числу технических приемов исполнения произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов логическая пауза и логическое ударение. Все это касается текста выступления. Однако на телевидении мы не только слышим слова, но и видим говорящего.

Добавьте сюда мимику, жесты, весь внешний облик выступающего, стереотип восприятия, возникший в результате его предыдущих появлений в кадре, либо эффект первого появления на экране. Все это делает телевизионное выступление непростым делом, а жанровые разновидности, включаемые в это понятие, заслуживающими серьезного изучения и освоения в процессе практической деятельности на ТВ. Работа ведущего информационной программы - это почти полностью монолог, обращенный к зрителям.

Устное сообщение - монолог в кадре. Стандартный корреспондентский stand-up - монолог. Но, как известно, stand-up - относительная новинка отечественного ТВ.

Слово «репортаж» у всех на слуху, с ним связано бытовое представление людей о сообщении с места события. Однако репортаж как жанровая модель и репортаж как метод письма - не одно и то же. Как метод предъявления информации репортажное письмо может быть использовано в материалах любого жанра, когда есть потребность наглядно воспроизвести эпизоды действительности, наблюдавшиеся журналистом.

А как жанровая модель репортаж - особая разновидность журналистского произведения с устойчивыми характеристиками. И предмет отображения, и функциональная предназначенность текста здесь специфичны. Фактологический ряд элементарных выразительных средств можно назвать ранжированным: в нем различаются факты-детали, факты-действия, факты-акценты поворотные моменты , факты-результаты.

Образы и нормативы культурологического ряда передаются через экспрессивную лексику и ассоциации автора. Уяснить эти особенности для уверенной профессиональной работы в высшей степени важно. Любопытно развивается жанр репортажа в условиях аудиовизуальных коммуникаций.

Основными здесь являются два формата: прямой репортаж и сюжет его еще называют событийным репортажем. Прямой репортаж представляет собой трансляцию основных моментов освещаемого события, сопровождаемую пояснениями журналиста и комментариями экспертов.

Центр заметки - одномоментное воспроизведение ситуации. Таким образом, морфология жанра - это: а особенности структуры повествования; б место факта в повествовании; в образный строй повествования; г специфика разработки проблемы конфликта.

Жанр - категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Система ценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. Нередки случаи, когда один и тот же факт в прессе воспроизводится и воспринимается по-разному. Но поскольку факт по природе своей инвариантен то есть неизменен , то и ответственность журналиста за достоверность его подачи и за объективность оценок также неизменна.

Жанр - категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнее эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией.

Иными словами, эстетически организованная и запечатленная картина мира побуждает к сотворчеству аудиторию: публицистический текст выступает как одно из средств формирования личности. Чем разнообразнее комбинация образов и понятий в тексте, тем активнее идет процесс сотворчества, тем прочнее обратная связь в коммуникативном звене аудитория - автор. Итак, что же такое жанр? Публицистический жанр - это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.

Поэтому - в отличие от текста - он всегда жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра. Детерминизм обусловленность жанра связан: а с объективными свойствами анализируемого или описываемого факта; б с конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; в с мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Творчество публициста носит избирательный характер. Разрабатывая тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра, останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее подходящим.

Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанре предстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, интуитивно, противоречит существу творческого процесса. Интуиция как составная часть творчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себя необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора. Современные теоретики журналистики предпочитают оперировать терминами «журналистика новостей», «авторская журналистика», «аналитическая журналистика». Иногда тексты группируют по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образная публицистика», «комментирующая журналистика».

Между тем, какая бы классификация ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а сообщение о новости или возникшей проблеме; б фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в приемы эмоционального воздействия на аудиторию на логико-понятийном или понятийно-образном уровне. В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп: 1 оперативно-новостные - заметка во всех ее разновидностях; 2 оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты; 3 исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий колонка , рецензия; 4 исследовательские - статья, письмо, обозрение; 5 исследовательско-образные художественно-публицистические - очерк, эссе, фельетон, памфлет. Понятие новости 2. В чем смысл этой универсальности?

Каковы его возможности и ограничения? Новостные сообщения и новостные потоки - один из основных инструментов СМИ и в силу их высокой технологичности, и по причине их понятности и доступности максимально большому человеческому сообществу а требование максимальной масштабности и всеохватности восприятия, как уже было указано, является одним из основных.

8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.

Интерфакс Лондон, 3 апр — РИА Новости. ЛИД Первый абзац новости Что, Где, Когда, Кто, Как, Почему Отражает самые важные факты, связанные с новостью. 350-400 знаков. В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. это жанр периодической печати, предметом которого могут быть какие-либо события, явления, феномены. Информационные передачи, в частности новости, являются на отечественном телевидении одними из самых востребованных аудиторией программ.

Значение и применение жанров в журналистике

это журналистский и нелитературный жанр, который широко присутствует в повседневной жизни как в письменном, так и в устном (аудиовизуальном). включает в себя: новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Поэтому программа презентуется как «фальшивые новости». Еще один жанр, получивший распространение именно в сетевой журналистике – это подкасты. Подкастинг – это распространение звукового файла в виде радиопередачи. Основной жанр информационной журналистики — это, безусловно, новости. Они обеспечивают непосредственное и своевременное информирование об актуальных событиях. Новостная заметка является самым распространенным жанром современной журналистики.

Жанры телевизионной журналистики

Классическая концепция жанровой дифференциации терпит нападки, а сам жанр теснится новым понятием «текст». жанры новостей. В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. это, прежде всего, коммуникативно обусловленный класс текстов, в том числе и газетных, который обладает такими параметрами, как устойчивость и рекуррентность. Существует несколько приемов освещения новостей – короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы», фиче, мягкая новость, информационное интервью. это функция, т.е. какую цель преследует журналист, создавая свое произведение, какова функциональная обоснованность материала. Читать онлайн книгу «Жанры печатных и электронных СМИ» автора М. Н. Кима полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай.

Типология журналистики

  • Поймете разницу между новостями текстового жанра и репортажем
  • Жанры журналистики: их классификация и определение
  • Новость как жанр. Актуальные тенденции подачи информации.
  • Информационные жанры журналистики: заметка

Информационные новости

Данное понятие шире и объемнее. Целевая функция того или иного жанра во многом зависит от речевого намерения автора, самостоятельно задающего себе различные уровни осмысления отображаемого явления. Не жанр сам по себе задает такой уровень, а человек, обращающийся к тому или иному жанру. Поэтому здесь корректнее было бы говорить только о потенциальных возможностях жанра. Например, в одном случае с помощью заметки журналист может оповестить о новом событии, в другом — дать четкую ориентацию, в третьем — скорректировать те или иные действия читателей. Так что, говоря о «целевой функции» того или иного жанрового вида, мы прежде всего подразумеваем доминирующее предназначение жанра и для журналиста, и для читателя. Ценность предложенной Е. Прониным классификации видится нам, главным образом, в том, что он установил соответствия между жанрами, имеющими разный объем, название и целевую установку на уровень осмысления отображаемого явления социальной практики. Данный подход разительно отличается от произвольных и умозрительных жанровых классификаций, которые возникли в последнее десятилетие ХХ столетия. И все же в теоретических, да и в практических журналистских кругах подобная типологическая модель не получила широкого распространения.

Наверное, потому, что выделенные типы хотя и способствовали системному обзору существующих жанров, но в своей совокупности не могли дать реального представления о всем разнообразии существующих в газетной практике жанров. В 2000 г. Кройчик предложил свое видение типологической структуры жанров. В своем построении он исходил из тезиса, что публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а сообщение о новости или возникшей проблеме; б фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в приемы эмоционального воздействия на аудиторию на логико-понятийном или понятийно-образном уровне. При всей привлекательности данной классификации ее основным недостатком является то, что, с одной стороны, выделяются чистые типы текстов исследовательские , а с другой — гибридные оперативно-исследовательские или исследовательско-новостные. Было бы логичнее группировать гибридные типы текстов вокруг чистых жанровых видов, обладающих устойчивыми признаками. Чем была обусловлена такая разность подходов в классификации жанров журналистики? Прежде всего, поиском единого логического основания деления жанров по типам. Такая потребность существует и сегодня, потому что выделение жанров по типам позволяет, во-первых, объединить различные произведения в группы по доминантным признакам, а во-вторых, установить четкие взаимосвязи между этими группами.

В каждой из рассмотренной нами видов классификации есть свои достоинства и недостатки. С их учетом и на их базе мы предлагаем свою типологическую таблицу. За основу мы берем функциональное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические, а в качестве сопоставительных параметров используем следующие категории: предмет отображения, целевую функцию и методы работы с информацией табл. При составлении данной сводной таблицы мы, конечно, могли упустить из виду какие-то вновь зародившиеся жанры. Нужно признать, что сегодня в газетной периодике встречаются тексты, которые с трудом можно причислить к какому-либо жанру. И все же они со временем приобретают какие-то только им присущие признаки. Если же говорить о жанровых разновидностях, то мы считаем, что при всех модификациях они сохраняют основные признаки базового жанра. Анализируя различные жанры журналистики, нам важно показать, как они развивались, что приобрели в процессе своей эволюции и что могут еще приобрести. Типологическая структура жанров журналистики 1.

Взаимодействие метода и жанра В работе журналиста по созданию журналистского произведения большое значение имеет овладение методами профессиональной деятельности. Выбор того или иного метода познания действительности, анализа полученных эмпирических данных или предъявления фактических данных в конкретном журналистском материале зависит от многих факторов. Например, от сложности объекта и предмета познания, от задач, стоящих перед журналистом в ходе реализации творческого замысла, от целей познавательной деятельности, наконец, от методологической культуры самого журналиста. Отсюда и проистекают все проблемы, связанные и с выбором метода, и с формированием методов деятельности, и с успешным их применением на всех этапах создания журналистского произведения. Опытные журналисты знают, что без овладения в журналистском творчестве всем арсеналом методов и их использования результативность труда будет малоэффективной. Метод в журналистском творчестве играет роль своеобразного компаса, ориентирующего и направляющего всю деятельность в нужном направлении. Само понятие «метод» происходит от греческого слова и означает «способ познания», «путь к чему-либо». Журналист, включаясь в познавательную деятельность, должен, по крайней мере, четко представлять, какими приемами и средствами можно достичь той или иной цели. Основная функция метода в том и заключается, чтобы внутренне организовать и отрегулировать процесс познания или практического преобразования какого-либо объекта.

Следовательно, как справедливо отмечает В. Кохановский, «метод в той или иной своей форме сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем» [16]. На протяжении многих веков развития человеческой цивилизации люди вырабатывали различные методы познания природы и социального мира. И чем сложнее был объект познания, тем более адекватные методы требовались для его изучения. Таким образом, под методом сегодня понимается: «способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни диалектический метод; экспериментальный метод; сравнительный метод. Способ или образ действия» [17]. В каждой сфере человеческой деятельности люди вырабатывали специфические методы.

Так возникли и сформировались научные и художественные методы. Но если научные методы познания зародились в начале XVII в. Лишь в 70—80-е гг. XX столетия теоретики в области журналистики всерьез заговорили о выработке системы журналистских методов. Необходимость в постановке данного вопроса была обусловлена тем, что в теории журналистики не существовало единого подхода в определении основного метода публицистики. Например, В. Горохов в свое время отмечал, что «сложность определения метода публицистики объясняется тем, что сам этот термин до сих пор применяют синкретично. Оперируя им, одни исследователи имеют в виду всеобщий диалектико-материалистический метод познания, другие — методы воздействия на аудиторию, третьи — частные литературно-публицистические приемы и т. Было бы правильнее говорить о некоем качестве публицистического творчества, которое не только объединяет эти различные способы, но и синтезирует их во внутренне единое, непротиворечивое целое, в общий метод публициста» [18].

Попытка определения основного метода публициста в контексте публицистического творчества позволила В. Горохову, во-первых, сформулировать основные различия между научными, художественными и сугубо публицистическими методами познания, во-вторых, охарактеризовать метод как мировоззренческую категорию, в-третьих, определить его как субъективную, деятельностную категорию [19]. Выявляя специфику публицистического метода познания, В. Горохов отмечает, что «использование методов познания в журналистике подчинено иной, нежели достижение абстрактной истины, цели. В журналистике истина не завершающий этап творческого процесса, а необходимое условие эффективного воздействия на аудиторию, важнейший, принципиальный момент в отношениях между журналистикой и сознанием масс, их социально-преобразующей практикой» [20]. Действительно, в журналистике завершающим этапом творческого процесса является не отыскание истины, а создание отдельного произведения, ориентированного не только на удовлетворение информационных потребностей массовой аудитории, но и на информационное воздействие. Что же касается вопроса об отыскании истины, то здесь следовало бы отметить, что данный процесс больше связан не с творческой, а познавательной деятельностью человека. Поэтому, говоря об использовании методов познания в журналистике, целесообразнее было бы сказать о трансформации научных методов познания применительно к журналистике, а также о специфичном использовании в журналистском творчестве таких сугубо научных методов, как синтез, абстрагирование, обобщение и т. Но в таком случае открытым остается вопрос о том, что же подразумевать под методом журналистики?

Только ли методы «эффективного воздействия на массовую аудиторию»? В русле поиска ответа на данный вопрос разные исследователи высказали различные взгляды. Ученова во главу угла поставила вопрос о методе публицистического отображения действительности. В частности, она писала, что «взаимодействие документализма с научностью политических концепций составляет характерную особенность метода публицистики» [21]. При этом под методом публицистического отображения она подразумевает «документализм, взаимодействующий в творческом процессе с идейно-теоретическим мировоззрением публициста» [22]. Полностью принимая данную позицию, отметим, что и в таком случае исследователь рассматривает только один из важнейших элементов публицистического творчества — метод документального отображения действительности, оставляя за бортом все, что связано с методами журналистского познания социального мира. В свое время В. Здоровега правильно отмечал, что документализм в отражении действительности присущ как науке, так и некоторым видам художественного творчества. Именно в силу этого он не может претендовать на роль универсального метода журналистики.

Наиболее продуктивными оказались идеи Е. Прохорова, который разрабатывал проблему публицистического метода, исходя из особенностей предмета публицистического познания. По его мнению, «…познание предмета может протекать лишь с помощью соответствующего метода, который рассматривается в связи с функцией и предметом. Результатом применения метода при познании предмета является создание произведений, в которых специфическое содержание фиксируется в соответствующей форме подчеркнуто мной. При таком подходе становится ясным, что общие особенности формы носят закономерные черты и характер закономерности вытекает из особенностей содержания, предопределенного в свою очередь методом, предметом и назначением. Исходя из этого, Е. Прохоров выдвинул один из важнейших тезисов в разрешении вопроса о методе публицистического творчества: «метод любого типа познания прямо предопределяется предметом» [25]. Предметом публицистического познания выступают самые разнообразные объекты социального мира. Здесь важно отметить, что в публицистическом творчестве метод считается исходным пунктом и предпосылкой всей последующей деятельности журналиста по созданию определенного типа произведения.

Поэтому «в самом общем виде, — пишет Е. Прохоров, — метод можно определить как такую совокупность знаний общих и специально-журналистских , использование которых в качестве способов творческой деятельности приводит к созданию произведения в единстве его содержания и формы» [26]. Отсюда вполне естественно проистекают вопросы о том, что же нужно знать журналисту, чтобы с успехом решать различные познавательные задачи и анализировать исходные фактологические данные, и как в конечном счете создать произведение в единстве его содержания и формы. Ответы на эти вопросы могут составить методологическую основу творческо-познавательной деятельности журналиста, на них невозможно дать ответы без владения общей методологией познания, без выявления специфики научного и художественного познания. Таким образом, вопрос, связанный с определением метода журналистского творчества, мог быть решен только на методологическом уровне, который предполагает обобщение уже существующих форм и методов журналистского познания действительности со всеми другими формами человеческой деятельности. Понимание и перспективность данного направления подвигли теоретиков в области журналистики к дальнейшим рассуждениям о месте метода журналистского познания в системе других форм познания. В творчестве журналиста В. Выделение философского уровня в познании действительности вполне обоснованно, потому что именно философы первыми внесли существенный вклад в разработку методологии научного познания мира. Здесь современные теоретики отмечают диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф.

Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод И. Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. Поэтому методология по сей день тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами философскими дисциплинами , как гносеология теория познания и диалектика [28]. Между тем заметим, что философские методы способны задавать лишь общие направления исследования, ориентировать только на общий результат и выработку генеральной стратегии. Общенаучные методы познания, обозначаемые также как логические методы и приемы познания, используются во всех отраслях науки, и в том числе в журналистике.

К ним традиционно относят методы анализа и синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, дедукции и аналогии. Их применение в любой сфере научной и журналистской деятельности универсально. Что же касается применения специальных научных методов, используемых в журналистике, то оно обосновано тем, что сегодня ориентации только на традиционные журналистские методы беседу, наблюдение, работу с документами и т. По этому традиционный журналистский арсенал методов должен постоянно пополняться новыми. Именно на данной основе и возникли междисциплинарные методы исследования, синтезирующие различные подходы и способы изучения объекта. Методы, связанные с творческими приемами создания журналистского произведения, вырабатываются журналистами, как правило, на индивидуальном уровне. Изучение и обобщение подобного опыта представляется нам не только ценным, но и полезным для теории и практики журналистской деятельности. Привлекательность предложенной В. Гороховым классификации заключается в том, что в ней не только дается соотнесенность общенаучных и специальных методов с журналистскими, но уже более отчетливо выделяются характерные черты метода журналистики.

Но и на этом поиск универсального метода, свойственного разным потокам журналистской информации, не закончен. И причина такой непреодолимой методологической трудности заключается в том, что сама журналистская деятельность разворачивается на разноплановых уровнях: на практическом и духовном, на индивидуальном и коллективном, на уровне научного, художественного и обыденного «здравый смысл» познания и осмысления действительности и т. Как видим, сфера журналистской деятельности настолько обширна, что выделить какой-либо универсальный метод, с помощью которого можно было бы охарактеризовать особенность журналистского познания мира, на сегодня представляется очень проблематичным. Ясно только одно, что выработка данного универсального метода возможна на междисциплинарном уровне. Термином «метод» мы обозначаем те творческие принципы, на основе которых, с одной стороны, осваивается содержание реальной действительности, а с другой — созидается содержательная целостность журналистского произведения. Такое понимание метода устанавливает качественное отличие данного понятия от жанра и вместе с тем предусматривает их живое взаимодействие относительно общей целостности журналистского творчества. Для журналиста выбор метода предопределяется теми познавательными задачами, которые перед ним стоят. При этом различные способы отражения действительности в каждом жанре напрямую зависят не только от познавательных установок автора, но и от применяемых журналистом методов. Взаимодействие метода и жанра проявляется в том, что «для каждого жанра, помимо особого предмета и функции, характерен специфический метод отображения действительности и ее анализа.

Этот метод отображения включает своеобразный характер отобранных для анализа фактов, свою систему аргументации содержательный уровень жанра и выбранный автором способ ознакомления читателя с этими фактами, способ их сопоставления и представления читателю, то есть особенности повествования уровень формы » [29]. Считается, что каждому жанру журналистики соответствуют определенные методы работы с информацией и репрезентации фактологических данных в конкретном произведении. Подобное соответствие вырабатывалось многими поколениями журналистов, которые закрепляли за каждым конкретным жанром лучшие технологии работы с информацией, наиболее эффективные познавательные операции, а также различные способы и приемы предъявления выразительных средств.

Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о спортивном матче или демонстрации.

В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них — прямой информационный отчет. В нем воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления участников события — встречи, конференции и т.

Авторская оценка выступлений выражается в отборе фактов, деталей и подробностей. Все, что журналист считает несущественным, он оставляет за рамками отчета. Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль.

Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.

Разновидность аналитического отчета — тематический отчет. Его посвящают самой актуальной теме, важнейшей проблеме, поднятой на собрании или встрече. В соответствии с этим группируется материал отчета, второстепенные детали и подробности опускаются. В таком отчете иногда сообщают лишь о нескольких выступлениях, тематически связанных между собой.

Или же посвящают его одному важнейшему выступлению, сообщая об остальном в кратком пересказе. Иногда сообщение о событии в отчете используют лишь как повод для постановки актуальных вопросов. Автор отказывается от подробного освещения события в целом, используя отдельные его элементы. В таком — проблемном отчете анализ выходит далеко за рамки первоначального события, захватывая новые факты, необходимые для постановки важной проблемы.

Автор проблемного отчета не только дает оценку событию, но и раскрывает значение вопросов большого общественного звучания. Отчет приобретает черты, сближающие его с проблемной статьей. От прямого информационного отчета он отличается и своей более свободной композицией, и стилистикой.

Журналистика в цифровую эпоху отражает и приспосабливается к этим изменениям.

Процесс конвергенции журналистики нашел свое отражение в системе журналистских жанров и в характеристиках каждого из них. Жанры изменяются, чтобы удобнее и эффективнее доносить информацию до ее потребителя, тем самым сохраняя аудиторию. Эволюция журналистских жанров проявляется в трансформации и адаптации к новым запросам традиционных жанров и в появлении новых.

Материалы этих жанров менее оперативны, но зато масштаб событий в них значительно шире и места на газетной полосе они занимают больше. А различаются жанры этой группы масштабом анализа и его глубиной. К аналитическим жанрам относятся: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия, колонка. Художественно-публицистические жанры Отличаются от других тем, чти в них, кроме информации, присутствует художественность и публицистичность. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. При этом нельзя написать про человека выдуманную историю, ведь это реальная личность. Так что писать впрочем, как и во всех других жанрах нужно правду и только правду! Однако для художественно-публицистических жанров главная задача — на основе реальных фактов выстроить образ. Здесь широко применяются литературные выразительные средства.

Занятие второе: Текст новости

Новости занимают не только первополосное пространство, они решительно потеснили и другие жанры. В жанровой политике произошли достаточно серьезные изменения. Термин "жанры журналистики" относится к различным стилям журналистики, областям или отдельным жанрам при написании отчетов о событиях. Жанры новостей. Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:52, реферат. Краткое описание. В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. Репортаж – самый распространенный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере.

Что нового?

  • 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевы (Олеся Блокдва) / Проза.ру
  • Газетный жанр: виды и описание
  • Новости — Википедия
  • Информационные новости
  • Виды и жанры журналистики: информационные, аналитические
  • Новость как жанр. Актуальные тенденции подачи информации.

Жанры телевизионной журналистики

Классификация журналистских жанров глазами Тертычного, Цвика, Распоповой, Лазутиной, Кима, Черниковой и др. Определение и описание каждого жанра. репортаж (событийный, актуальный, тематический, проблемный, повседневный, постановочный). Горячие новости с места события: материал, подготовленный заранее. Несмотря на неопределенность, жанры интернет журналистики получают всё большее распространение и развитие, их можно условно разделить на три основных направления. репортаж (событийный, актуальный, тематический, проблемный, повседневный, постановочный). Горячие новости с места события: материал, подготовленный заранее.

Жанры журналистики с примерами

Аналитическая статья и новостная заметка понятие расплывчатое. В чистом виде - практически не встречается.
Виды и жанры журналистики: информационные, аналитические Новость относится к информационным жанрам, также как и заметка, интервью, беседа, репортаж, отчет. Вообще лов жанр «новость» выделяет как краткую форму.
Новость как жанр в журналистике кратко оперативность, краткость, компактность и точность.
Новостные жанры жанры новостей. В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров.

Презентация "Информационные жанры журналистики. Новость"

Корреспонденция — это текст, в котором на конкретном примере раскрывается значимое для общества явление или проблема. Статья — это исследование совокупности ситуации для выхода на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или даже для всего мира. По тематике выделяются общественно-политические статьи, теоретические популяризация теорий или положений , проблемные обсуждение значимых проблем, поиск выхода из кризисных ситуаций , полемические реакция на выступление оппонентов, развенчание их точки зрения и доказывание собственной. Рецензия — это аргументированная оценка и анализ произведения науки или искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания аудитории. Разновидности рецензии — теоретическая на научное произведение и художественная на художественное произведение. Художественно-публицистические жанры Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы.

От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы — более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки — публицистичность и художественность. Обозрение — это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности.

Пример заметки Заголовок может содержать главную мысль заметки. Лид — это подзаголовок. Он содержит краткое описание основного текста заметки. Отвечаем на вопросы: что, где и когда. При создании основного текста отвечаем на те же вопросы, но уже подробно. Информационная корреспонденция Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета что, где, когда. А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза. Информационная корреспонденция Ее целью является сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления. По сути корреспонденция близка к репортажу, но таковым никогда не является. Ведь автор никогда не присутствует на месте события.

Негрышев А. Сизонов Д. Речевые жанры в массмедиа: сб. Тырыгина В. Проблема жанра в массово-информационном дискурсе: автореф.

Это печатная журналистика, которая включает в себя такие виды изданий, как газеты и журналы. Здесь речь идет о специальном формате передач, который позволяет передавать новости на радио. К этому виду журналистики относятся новости, которые передаются по телевидению. Это новый формат журналистики, который использует все преимущества интернета. Она использует фотографии для передачи информации. Журналистика погружения. В данном случае, журналисты погружаются в ту или иную тему для того, чтобы понимать ее более глубоко и детально. Информационные и аналитические жанры. Эти жанры позволяют рассматривать ту или иную тему с разных точек зрения и анализировать ее. Что делает новости особенными Основное принципиальное отличие новостей от статей в том, что новости — это хронологическая лента, с безусловной сортировкой по дате и времени, а статьи — с произвольной сортировкой, задаваемой пользователем. Также отличительной особенностью новостей является их востребованность — люди хотят получать самую актуальную информацию о текущих событиях и изменениях в жизни окружающего мира.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий