Закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления это

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. 117. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это: • композиция текста. Что такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, система организации. Составление текста доклада на тему: «Устные выступления и требования, предъявляемые к ним». 96. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это: • композиция текста.

Композиция речи, методы изложения материала, приемы ведения речи.

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Теперь пришло время подумать, как лучше всего расположить части выступления, какие именно из отобранных доводов оставить, чтобы максимально воздействовать на аудиторию. О тех проблемах, которые возникают на этом этапе у оратора, хорошо сказал Квинтилиан: "Надо обдумать, нужно вступление или нет, следует ли излагать обстоятельства дела в непрерывной связи или отрывками; начать ли с начала, или с середины, как Гомер, или с конца; не лучше ли совсем обойтись без пересказа фактов; выдвигать ли вперед свои соображения или предварительно разобрать доводы противника; когда бывает выгоднее сразу показать свои лучшие доводы, когда лучше приберечь их к концу; к чему заранее расположены слушатели и что может быть внушено им лишь с осторожной постепенностью; опровергать ли доводы оппонента в их совокупности или каждый отдельно…, предпослать ли юридическую оценку нравственной или наоборот…" Цит. И еще одно слагаемое успеха. Речь только тогда оказывает сильное воздействие, когда она производит на слушателя положительное эстетическое впечатление, доставляет удовольствие стройностью, четкостью и соразмерностью построения. За эстетическое впечатление практически полностью «отвечает» форма речи.

Конспектирование может быть свободным передача содержания текста своими словами , оценочным критический анализ прочитанного или услышанного с выражением позиции оратора , творческим развитие и обобщение пишущим мысли автора , лекторским преобразование на бумаге письменной речи в устную — так, как она будет звучать в аудитории.

Тезисы— краткое изложение одной конкретной идеи, мысли, позиции. Часто при этом принципиально важные положение сопровождаются необходимой аргументацией. Такая форма записи дисциплинирует мысль, приучает к точному и краткому ее выражению, логически правильному расположению материала. По форме тезисы могут представлять собой набор «базовых» слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке, и выписки из различных источников информации со ссылками на автора. Развернутый план выступления — это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Эта форма записи заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку.

Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала. Примеры топов общих мест : род и вид риторика и академическое красноречие. Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный чаще используется в агитационных речах , дедуктивный используется в пропаганде , метод аналогии в академическом красноречии , концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала — это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения.

Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания если ожидание обманывается, интерес к оратору растет. Отступление или экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки. Аргументация — это доводы в пользу тезиса, опровержение — это доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком и в дальнейшем будет рассмотрена более подробно. Сейчас же отметим, что нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер3.

Основныен этапы подготовки публичной речи

Онлайн-тесты на : Культура речи - все вопросы (7/21) Составление текста доклада на тему: «Устные выступления и требования, предъявляемые к ним».
русский язык и литература: Как написать доклад 11 класс Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материалов.

Анализ речи

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. План – модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. В зависимости от того, о каком произведении идет речь, слово композиция может использоваться и как специальный термин. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется 3) КОМПОЗИЦИЕЙ речи. «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Наиболее распространенной классической структурой текста считается трехчастная, включающая в себя элементы.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

Вот какое определение композиции дает в своей книге "Основы ораторской речи" Н.Н. Кохтев: "Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _речи.1 аргументацией2 выразительностью3. композиция. Решение по вашему вопросу находиться у нас, заходи на Школьные это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, расположение его в определенной системе. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе.

Композиция речи, методы изложения материала, приемы ведения речи.

План — это логика изобретения содержания, т. План — это для автора, это результат приведения в порядок его мыслей относительно предмета речи например: я считаю, что в театр ходить надо, потому что 1 театр — это прекрасный отдых; 2 театр — это всегда новые впечатления; 3 театр — это приобщение к творчеству. Поэтому в плане нет слушателей: не отражены средства привлечения внимания; не продумано вступление тем более, не заготовлены его варианты для различных аудиторий ; не распределены средства удержания внимания например, яркие примеры на случай усталости слушателей ; не отражено то, как автор собирается реализовать целевую установку например, чтобы убедить данных слушателей в необходимости посещать театр, надо начать с мысли о прекрасном отдыхе и закончить указанием на приобщение к творчеству, а в другой аудитории поменять эти части местами. В композиции отражается образ аудитории, т. И здесь проблема психологическая не отделяется от логических — последовательность аргументации, сохранение тезиса, привязка к нему всего материала и т. Сначала создается план, потом из него рождается композиция.

Поэтому несколько речей, созданных на основе одного плана, могут различаться по композиции в зависимости от ситуации и аудитории. Следовательно, композиция - это содержательно-структурная основа речи, представляющая собой последовательное расположение распределенного по порциям содержательного материала в соответствии с логикой изложения, продиктованной, с одной стороны, замыслом оратора, с другой — определенной ситуацией и аудиторией, т. Одна из закономерностей восприятия речи состоит в том, что "наш разум ухватывает эту целостность определенными порциями, шагами и лишь потом соединяет все в единое целое".

Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь. Следующая часть композиции — вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части аннотирование ; концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Оратор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим.

Противное 5. Подобие сравнение 6. Пример 7.

Свидетельство 4. Заключение 8. Заключение - вывод 5.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

И последствия естественны и незамедлительны: слушатели не понимают, о чем идет речь, теряют нить рассуждения, отвлекаются, теряют интерес и, следовательно, не откликаются на запланированное автором воздействие. Попробуем определить сущность композиции для риторики. Вот какое определение композиции дает в своей книге "Основы ораторской речи" Н. Кохтев: "Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Как в архитектурном сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют единое целое.

Развитие мысли идет, как мы уже отмечали — последовательно, транзитивно. Следующие три части самостоятельны, параллельны и объединены также одной мыслью — сильная сторона Союза поэтов… Похвальные и надгробные слова имеют свободную композицию, также как приветственные и застольные речи, определяемые ситуацией и адресатом. Есть и другая классификация композиции речи: Хронологически-последовательный исторический тип композиции; Тематический тип — группируются идеи согласно основным подразделениям выступления, отвечая на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему; Концентрический тип — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, который при этом переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более углубленному его анализу; Системно-последовательная композиция ступенчатого типа — последовательное изложение одного вопроса за другим без повторения; Способ выделения решающей проблемы — определите природу проблемы, обозначьте ее причины и затем предложите ее решение. Удовольствие будет от речи, в которой все части гармонично соединены, все компоненты должны быть связаны между собой переходами. Содержание всей речи представляет систему отдельных частей, размещенных оратором в определенном отношении друг к другу. Переходы нужны между утверждениями главных тезисов и вспомогательными данными, между одним доводом и другим.

Они необходимы не только для связности, но и для того, чтобы создать впечатление движения, В значительной мере они заставляют слушателя как бы ощущать взаимоотношение мыслей оратора. Переходы отмечаются изменением тона, словами «следовательно», «ибо», «в конце концов», «а поэтому» и др. Работа над композицией — творческий процесс. Результат большой предварительной работы, отражающий особенности, интересы и склонности самого выступающего. Речь только тогда воздействует желаемым образом на слушателей, когда она эстетически ими воспринимается, доставляет удовольствие. Один из современных специалистов по риторике Н. Кохтев, анализируя ораторскую речь, выделяет пять частей в ее композиции: 1 зачин; 2 вступление; 3 главная часть содержание речи ; 4 заключение; 5 концовка. Зачин - это часть ораторской речи, которая имеет следующие функции: контактоустанавливающую установление контакта со слушателями ; проспективную создание первоначального представления о направлении и теме речи. В качестве зачина современные речи используют этикетные формулы приветствия: «Уважаемые коллеги… Дамы и господа… Дорогие друзья… Я рад вас приветствовать… Разрешите представиться… Я рад счастливой возможности выступить перед вами» и т. Кроме того, используются шутки; вопросы к аудитории; цитаты, связанные с темой выступления; приветствие; обращение; иронические замечания; ссылки на авторитеты.

Первый, самый ответственный момент в речи — привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет. Кони считает: «Внимание всех вообще ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого возбуждается простым, интересным интересующим и близким к тому, что, наверное, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова… должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны отвлечь, зацепить внимание ». Затем известный оратор приводит такой пример. Если…начнете с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Потому что в этих сведениях нет ничего необычного т интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал придется, но…только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих… ». Кони предлагает такое начало: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна пауза : сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел.

Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… Далее следуют переходные слова очень важные к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости. Далее Кони отмечает, что такое начало возможно, если вы будете говорить о жестокости Калигулы. Если нет — то надо будет взять другое для завоевания внимания. При этом следует знать свою аудиторию. Вышеприведенное начало не подходило бы к интеллигентной аудитории, с первых же слов се догадались бы о чем вы говорите и оригинальность превратилась бы в жалкую искусственность. После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи, учитывается и время выступления.

Вступление при подготовке к речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление. Всё, что говорится, должно быть прямо связано с речью. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Значение вступления трудно переоценить, поскольку оно имеет в речи огромную психологическую роль. Дело в том, что, по мнению психологов, основная мысль речи лучше и полнее воспринимается тогда, когда она четко сформулирована оратором в начале или в конце изложения. Это связано с психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места» : лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий. Мы уже отмечали, что первые слова оратора должны быть просты, понятны и интересны должны зацепить внимание. Чтобы открыть найти такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить какое… начало…может подходить и быть в тесной связи хоть с какой-нибудь стороной с речью». Вступление имеет несколько аспектов: психологический аспект — закрепление контакта, внимания и интерса, которые вызваны зачином, подготовка слушателей к восприятию речи, создание необходимого настроя; содержательный аспект — согласно второму закону риторики — описание целевой установки речи, сообщение темы, направлений ее развития, перечисление и краткое описание проблем. Рассматриваемых в основной части речи т.

Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов. Например, выдающийся естествоиспытатель, профессор МГУ К. Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе. Свое выступление перед английскими академиками ученый начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более 35-ти лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, запаянный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное — на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей». Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать. Это процесс творческий, требующий немалых усилий. Писатель Ю.

Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает о том, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений: « Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое. Пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка. А до первого вздоха — муки темноты, немоты. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Несколько рекомендаций по исполнению вступления: Не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не совсем хорошол представляете себе тему.

Вообще, не извиняйтесь! Обратитесь к важности темы для слушателей. Задайте хороший риторический вопрос — это привлекает внимание, активизирует мысль слушателей. Используйте цитату — остроумную, уместную; или пословицу — это помогает установить контакт с аудиторией. Можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету. Опытный оратор может позволить себе начать с анекдота или случая из своей жизни. Если они связаны с темой и уместны в данной аудитории, если вы уверены, что ваша шутка вызовет смех и что слушатели расположены к вам — попробуйте. Помните при этом, что это должно быть сказано кратко и в связи с темой! Нередко во вступлении для привлечения внимания слушателей используют т. Существует несколько приёмов вступления, с помощью которых можно вызвать интерес у аудитории, заставить ее слушать вас — прием парадоксального цитирования; прием сопереживания; прием парадоксальной ситуации; прием апелляции к непосредственным интересам аудитории; прием постановки проблемного вопроса; прием апелляции к авторитетам; источникам информации; к личности; апелляция к событиям; апелляция к географическим или погодным условиями; обращение и т.

Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Вместе с тем, яркое начало в значительной мере теряет свое значение и даже вредит , будучи самодовлеющим. Сперанский в своих «Правилах высшего красноречия» отмечает: « Вступление должно быть просто…оно не должно слишком далеко начинаться от сути темы и не должно слишком близко подходить к ней…» Интерес слушателей к речи должен расти, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике нередко приходится сталкиваться с обратным — ярким началом и «серым» продолжением. Ценность вступления не в нем самом, а в том, насколько удачно оно подводит к основной мысли, насколько удачна «завязка» речи. Итак, как уже отмечалось, вступление помогает перейти к основной части речи содержанию , в которой излагается основной материал. Задачи основной части : последовательно разъяснить выдвинутый тезис, доказать его правильность, подвести слушателей к необходимым выводам и опровергнуть мнение оппонента. Именно в основной части мы пользуемся доказательствами, представленными как развернутая цепочка рассуждений, и обосновывавшими конкретную идею. Доказательное рассуждение, как известно, включает в себя три взаимосвязанные элемента: тезис доказательства — главная идея речи; аргументы — исходные фактические и теоретические положения, опираясь на которые обосновывается тезис; демонстрация — логическая связь аргументов с тезисами. Основными формами аргументации являются: дедукция, индукция и аналогия, которые отличаются направленностью и характером следования.

Одна из важнейших задач оратора — сохранить устойчивое внимание аудитории на протяжении всей речи. Основная часть не должна включать более пяти основных положений, иначе трудно удержать внимание слушателей и сложно для запоминания текста самим оратором. Кроме того, позиции речи должны быть связаны и вытекать одна из другой. Федин, определяя сущность композиции. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таких важных принципах композиции, как принцип логической последовательности и стройности изложения, принцип экономии то есть материал должен быть расположен таким образом, чтобы он работал на главную идею речи и выполнять свою задачу оратор должен наиболее простым способом и принцип усиления то есть значимость, вес, убедительность аргументов постепенно должны нарастать. Более подробно о доказательстве и аргументации основной мысли речи мы расскажем в 12-ой лекции. Сейчас — о некоторых приемах привлечения внимания аудитории. Как бы ни интересна была тема, но внимание аудитории со временем притупляется и как результат — перестают слушать. Поэтому оратору следует заранее продумать важнейшую задачу борьбы с утомлением внимания, а для этого он должен знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и использовать их в своей речи.

Известный судебный деятель 19 века Пороховщиков Сергеич П. Интересным ораторским приемом является тайна занимательности: для того, чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется. Вот что пишет Сергеич об этом приеме: « Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой, - самый интересный. Пятый прием есть очень занимательный, но вместе с тем и… Впрочем, в настоящую минуту мне кажется удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из распространенных и чувственных слабостей человека; нет сомнения ,что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издали заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Не правда ли — интересный прием?! К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и рассмотренный еще Сократом вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает всевозможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Этот прием обостряет внимание слушателей, заставляет их вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Апелляция к речи предыдущего оратора. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводит элементы юмора. Об этом приеме рассказывает герой рассказа «Скучная история» А. Чехов: « Читаешь …полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбается своим мыслям… Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря… Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать».

Каждому оратору следует иметь представления и о возможных недостатках в композиции речи, чтобы их избежать при подготовке к выступлению: Основной недостаток — нарушение логической последовательности в изложении материалов. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений речи. Обилие затронутых вопросов и проблем. Выступление не должно содержать фактов, примеров, не относящихся к обсуждаемой теме. Шаблонное, трафаретное построение речи. Важной композиционной частью любого выступления является заключение.

Сохранилось предание о том, как однажды заказчик Лисия пришел к нему и сказал, что чем больше он читает написанную Лисием речь, тем меньше она ему нравится. Лисий ответил: «Но ты забываешь, что судья выслушает твою речь только один раз». Горгий был выдающимся оратором, а так же представителем софистского направления. Он прославился речью, произнесенной на празднике во время олимпийских игр. Он проповедовал объединение греческих городов для похода против врага греков — Персии. Каждое выступление Демосфена было строго обосновано, он обладал богатым, разнообразным слогом, высоко ценил краткость и ясность. Оратор пользовался разнообразными приемами: восклицаниями, обращением к слушателям, риторическими вопросами, приемами рассуждения и повествования. Он применял разнообразные методы доказательств. Заключения в речах отличались простотой и убедительностью. Обычно в заключении он давал или обобщение всего сказанного в немногих словах или обращался с призывом к слушателям. Так, например, четвертая «филиппика» заканчивалась обращением к слушателям: «Или измените свое поведение, или пеняйте на себя, когда все погибнет». Манера произнесения речей Демосфена была очень бурной, противники называли его диким зверем. Он всегда стремился к максимальной внешней выразительности в момент произнесения речи. Демосфен всегда тщательно готовился к выступлениям, писал речи, и противники недаром упрекали его в том, что речи «пахнут лампой» намек на то, что он по вечерам долго работает над речью. Оратор заранее заготавливал выступления. Когда он умер, выяснилось, что он не успел использовать более пятидесяти заготовленных выступлений. Классическая композиция речи. Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, расположение его в определенной системе. Возникает вопрос: сколько структурно-композиционных частей должно быть в публичной речи? Так, древнегреческий образец состоял из четырех частей: предисловия, изложения, доказательства, заключения по Аристотелю. Римские риторы развили греческую схему до пятичастной: за доказательством следовало еще и опровержение слов противника. Позже в древнеримской риторике выделялось уже 7 - 8 частей речи: обращение, название темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение по Квинтилиану. В традициях русской классической риторики считалось, что ораторская речь состоит из пяти частей: приступ и предложение, разделение и изложение обстоятельств предмета, доводы и опровержения, часть патетическая и заключение по К.

Здесь следует остановиться на отличии композиции от плана, т. Не проще ли ограничиться планом? Чтобы не вдаваться в пространные описания отличий плана от композиции, представим их схематически. Композиция — это и идеи, и подтверждающий их материал. План — это логика изобретения содержания, т. План — это для автора, это результат приведения в порядок его мыслей относительно предмета речи например: я считаю, что в театр ходить надо, потому что 1 театр — это прекрасный отдых; 2 театр — это всегда новые впечатления; 3 театр — это приобщение к творчеству. Поэтому в плане нет слушателей: не отражены средства привлечения внимания; не продумано вступление тем более, не заготовлены его варианты для различных аудиторий ; не распределены средства удержания внимания например, яркие примеры на случай усталости слушателей ; не отражено то, как автор собирается реализовать целевую установку например, чтобы убедить данных слушателей в необходимости посещать театр, надо начать с мысли о прекрасном отдыхе и закончить указанием на приобщение к творчеству, а в другой аудитории поменять эти части местами. В композиции отражается образ аудитории, т. И здесь проблема психологическая не отделяется от логических — последовательность аргументации, сохранение тезиса, привязка к нему всего материала и т.

Типология текстов. Часть 1

Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _речи. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе называется _ речи. В зависимости от того, о каком произведении идет речь, слово композиция может использоваться и как специальный термин. ораторской речи" Н.Н. Кохтев: "Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе.

Подготовка выступления и ораторской речи

Сначала создается план, потом из него рождается композиция. Поэтому несколько речей, созданных на основе одного плана, могут различаться по композиции в зависимости от ситуации и аудитории. Следовательно, композиция - это содержательно-структурная основа речи, представляющая собой последовательное расположение распределенного по порциям содержательного материала в соответствии с логикой изложения, продиктованной, с одной стороны, замыслом оратора, с другой — определенной ситуацией и аудиторией, т. Одна из закономерностей восприятия речи состоит в том, что "наш разум ухватывает эту целостность определенными порциями, шагами и лишь потом соединяет все в единое целое". Но с другой стороны, воздействующей силой обладает именно целое. Целостность речи, обеспечивающая воздействие, складывается из целостности содержательной и структурной. Содержательная, смысловая целостность речи, являясь основой для структурной целостности определенной последовательности соединения частей речи , обеспечивается тезисом. Кроме этого и классические, и новые риторики в качестве важнейших выделяют требования целесообразности и соразмерности частей речи, побуждающие автора к тщательнейшему отбору идей, логических и риторических аргументов "все излишнее несносно" — М.

Сперанский и рациональному их распределению по этапам речи.

При этом важно завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно «уходят» от основной темы, не укладываются в отведенное для выступления время. Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить все изгибы береговой линии, мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора фарватером его выступления, основой речи должен быть план. План — модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения.

План предусматривает полноту и ясность содержания. Кони, - важно течение мысли лектора оратора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предлагаете осветить в своей речи.

Из перечисленных вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления. Предварительный план отражает личный подход оратора к данной проблеме. По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Легче таким образом определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала, какие вопросы следует включить, какие можно опустить как несущественные для плана и т. В процессе работы над темой рабочий план уточняется, сокращается или увеличивается. Рабочий план, как и предварительный, представляет ценность для самого оратора, его не сообщают слушателям.

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, план помогает им следить за ходом изложения материала.

В приветственных, убеждающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, разбив пункты простого плана на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свое значение, свои задачи, которые необходимо учитывать при подготовке к ораторской речи.

Основное требование, предъявляемое к плану: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления. Планы могут быть построены в соответствии со следующими способами рассуждения: Дедуктивном, когда с самого начала дается основная идея, тезис речи, который потом раскрывается в ходе выступления; Индуктивный: от примеров, отдельных наблюдений идем к общему выводу, тезису речи; План на основе аналогии: сопоставление высказанных идей и как они могут быть реализованы, что при этом получиться; Часто практикуется смешанный образец, соединяющий выше приведенные; План может быть построен на основании сопоставления теории и практики если ваше предложение не проверено еще на практике, сравните его с известными, проверенными явлениями, покажите, что предлагаемое вами не противоречит традициям и практике ; План на основе выводов о причинной связи используется тогда, когда вы хотели бы показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения; В агитационных речах часто используются планы по схеме: зло потребности, проблемы и преодоление его. Такой план используется в тех случаях, когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им: следует доказать, что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтобы проблема была решена; такой план используется, когда к слушателям обращаются с просьбой принять участие в преодолении недостатков или в решение какого-либо вопроса; План может быть построен и по схеме: долг и выгода — используется обращение к чувству долга ответственности с одной стороны, и к соображениям личной выгоды чувствам гордости, преданности делу — с другой.

Для информационных речей характерны следующие планы: по хронологическому порядку; развитие от частей к целому; на основе сопоставлений и противопоставлений двух предметов, явлений. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т. Что такое композиция речи? Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление», «сочинение». В современном литературном языке это слово имеет несколько значений: сложное по своему составу произведение; теория сочинения музыкальных произведений; материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов и др.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом композиция используются и другие, близкие по смыслу слова: построение, структура. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Следует учитывать, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает каждая часть по отношению ко всему выступлению. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием его речи. Если соотношение частей рассуждения нарушается, то эффективность речи снижается, иногда даже сводится к нулю.

В любом случае, нельзя основное время сообщения отдать вступлению, а основную часть речи только обозначить отдельными предложениями. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями речи оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, о которых мы расскажем позднее. По способам тематического развертывания основной части ораторской речи можно выделить несколько типов композиции: транзитивный, экстенсивный, параллельный, интегральный. При транзитивном развертывании речи изложение идет последовательно, от одной микротемы к другой, одна микротема переходит в другую, ее развивающую.

Каждая из них, будучи самостоятельной, служит исходным пунктом для разъяснения последующего, в итоге раскрывается основная идея, которая определяет цель данной речи. Способ расположения материала, таким образом, чаще всего связан с хронологическим планом или историческим описанием. Такова, например, речь, произнесенная А. Луначарским на открытии памятника Радищеву в Петрограде в 1918 году: детство Радищева, его юность и учеба, вольномыслие и служба, книга «Путешествие из Петербурга в Москву», арест, ссылка, возвращение , смерть и памятник вольнодумцу Радищеву. Речь развивается по восходящей линии, последующее связано с предыдущим, зависит от предыдущего. Экстенсивный тип развертывания речи основан на том, что основная идея речи формулируется в ее начале, но весьма приблизительно, в общей форме.

В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается, конкретизируется новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны. В конце речи оратор вновь возвращается к основной идее речи, но уже уточняя, конкретизируя обогащенную первичную идею. Именно такой была речь П. Столыпина о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесенная им в Государственной думе 5 декабря 1908 года. В начале речи он сформулировал свою идею о необходимости наделения крестьян землей и выходе из общины, затем эта идея проходит через всю речь: закон должен учитывать различные ситуации в общинах; альтернативой общине является личная собственность на землю еще более широкое понимание вопроса ; государство дает землю не отдельным людям, а наделяет ею определенную большую социальную группу лиц с определенными правами и обязанностями; еще один блок — обширная критика взглядов на земельную проблему и личную собственность справа и слева. Все положения речи подробно аргументируются оратором.

В конце речи основная идея формулируется в уточненном виде: «Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния — земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия». При параллельном типе композиции темы разграничены, наблюдается резкое их размежевание, неожиданный переход от одной темы к другой, можно видеть наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов. При этом все темы объединены одной отчетливой идеей или общей темой ; переходы от одной темы к другой заранее не готовятся, просто — заканчивается одна тема и начинается другая. Такую композицию мы наблюдаем, например, в речи И. Тургенева на обеде в «Эрмитаже» в марте 1879 г.

Основное содержание речи делится на самостоятельные части, которые можно произвольно переставлять в любой последовательности: смысл приема, сочувствие аудитории, относящейся к оратору как к человеку, не изменившему своим убеждениям и либеральному направлению; значение понятия «либерал»; отношение молодого поколения к старым либералам; необходимо продумать, насколько серьезно молодежь относится к своим задачам. Эти отдельные части объединяет короткое вступление: «Я предпочитаю осветить значение и смысл приема, которым меня удостоила молодежь». Интегральный тип композиции объединяет различные типы композиции, образуя систему смешанного типа. К качестве примера можно рассмотреть речь В. Брюсова на собрании, посвященном 5-летию Всероссийского союза поэтов 20 ноября 1923 года. Основная часть речи четко делится на 5 частей первые две части объединены общей мыслью — развитие мыслей идет транзитивно, следующие три части отражают параллельное развитие мыслей : « Союз поэтов — это объединение, построенное не на общности той или иной общественно-политической платформы, как группируются партии или иные классовые объединения, а по признаку производства, т.

В этом — и слабая сторона Союза поэтов, но в этом — и его сила ». Первые две части 1 «В члены Союза входят лица из различных классов общества, примыкающие, сознательно или бессознательно, к самым различным политическим программам.. Вторая вытекает из первой — объединены общей мыслью — слабая сторона Союза поэтов. Развитие мысли идет, как мы уже отмечали — последовательно, транзитивно. Следующие три части самостоятельны, параллельны и объединены также одной мыслью — сильная сторона Союза поэтов… Похвальные и надгробные слова имеют свободную композицию, также как приветственные и застольные речи, определяемые ситуацией и адресатом. Есть и другая классификация композиции речи: Хронологически-последовательный исторический тип композиции; Тематический тип — группируются идеи согласно основным подразделениям выступления, отвечая на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему; Концентрический тип — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, который при этом переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более углубленному его анализу; Системно-последовательная композиция ступенчатого типа — последовательное изложение одного вопроса за другим без повторения; Способ выделения решающей проблемы — определите природу проблемы, обозначьте ее причины и затем предложите ее решение.

Удовольствие будет от речи, в которой все части гармонично соединены, все компоненты должны быть связаны между собой переходами. Содержание всей речи представляет систему отдельных частей, размещенных оратором в определенном отношении друг к другу. Переходы нужны между утверждениями главных тезисов и вспомогательными данными, между одним доводом и другим. Они необходимы не только для связности, но и для того, чтобы создать впечатление движения, В значительной мере они заставляют слушателя как бы ощущать взаимоотношение мыслей оратора. Переходы отмечаются изменением тона, словами «следовательно», «ибо», «в конце концов», «а поэтому» и др. Работа над композицией — творческий процесс.

Результат большой предварительной работы, отражающий особенности, интересы и склонности самого выступающего. Речь только тогда воздействует желаемым образом на слушателей, когда она эстетически ими воспринимается, доставляет удовольствие. Один из современных специалистов по риторике Н. Кохтев, анализируя ораторскую речь, выделяет пять частей в ее композиции: 1 зачин; 2 вступление; 3 главная часть содержание речи ; 4 заключение; 5 концовка. Зачин - это часть ораторской речи, которая имеет следующие функции: контактоустанавливающую установление контакта со слушателями ; проспективную создание первоначального представления о направлении и теме речи. В качестве зачина современные речи используют этикетные формулы приветствия: «Уважаемые коллеги… Дамы и господа… Дорогие друзья… Я рад вас приветствовать… Разрешите представиться… Я рад счастливой возможности выступить перед вами» и т.

Кроме того, используются шутки; вопросы к аудитории; цитаты, связанные с темой выступления; приветствие; обращение; иронические замечания; ссылки на авторитеты. Первый, самый ответственный момент в речи — привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет. Кони считает: «Внимание всех вообще ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого возбуждается простым, интересным интересующим и близким к тому, что, наверное, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова… должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны отвлечь, зацепить внимание ». Затем известный оратор приводит такой пример. Если…начнете с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено.

Потому что в этих сведениях нет ничего необычного т интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал придется, но…только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих… ». Кони предлагает такое начало: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна пауза : сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед.

Когда же я вырос и кое-что узнал, то… Далее следуют переходные слова очень важные к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости. Далее Кони отмечает, что такое начало возможно, если вы будете говорить о жестокости Калигулы. Если нет — то надо будет взять другое для завоевания внимания. При этом следует знать свою аудиторию.

Вышеприведенное начало не подходило бы к интеллигентной аудитории, с первых же слов се догадались бы о чем вы говорите и оригинальность превратилась бы в жалкую искусственность. После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи, учитывается и время выступления. Вступление при подготовке к речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление. Всё, что говорится, должно быть прямо связано с речью. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления.

Значение вступления трудно переоценить, поскольку оно имеет в речи огромную психологическую роль. Дело в том, что, по мнению психологов, основная мысль речи лучше и полнее воспринимается тогда, когда она четко сформулирована оратором в начале или в конце изложения. Это связано с психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места» : лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий. Мы уже отмечали, что первые слова оратора должны быть просты, понятны и интересны должны зацепить внимание.

Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О, времена! О, нравы! Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Писатель Ю. Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений. Поиски необычного начала он называет «мучительнейшим временем». По его словам, «начальные фразы должны дать жизнь вещи». Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого оратора. Главная часть речи, ее задачи, методы изложения материала, основные недостатки Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой». Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором, эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Задачами основной части являются: сообщение информации, обоснование определенной точки зрения, убеждение аудитории, побуждение аудитории к конкретным действиям. Современные речедеятели используют следующие методы изложения материала главной части, сформировавшиеся на базе многовековой практики: Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие- то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Метод контраста построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления.

Композиция публичного выступления

Важным этапом докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения, т.е. композиции. Композиция — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это. Закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления называется. 31. Грамматические варианты характеризуются прежде всего • тождеством грамматической функции. 1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления Композиция, или построение, структура (от лат. composition – «составление, сочинение») – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и.

История ораторского исскуства

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. композиция. закономерное. мотивированное. «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. В зависимости от того, о каком произведении идет речь, слово композиция может использоваться и как специальный термин. В ораторском искусстве композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе.

Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом.

Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления. Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I. Выдающимся военным оратором был и полководец А. К числу талантливых политических ораторов принадлежали М.

Бакунин, русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В. Среди известных политиков, выступавших в Государственной думе 1906-1917 , назовем уже упомянутого П. Столыпина, С. Выдающимся оратором был Г. Плеханов, который владел удивительной способностью привлекать к своим словам внимание аудитории.

В начале XIX в. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новые идеи о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, как Н. И: Бухарин, Г. Зиновьев, С.

Киров, А. Коллонтай, В. Ленин, А. Луначарский, Л. Троцкий, Г. Чичерин и другие.

Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи. Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

И еще одно слагаемое успеха. Речь только тогда оказывает сильное воздействие, когда она производит на слушателя положительное эстетическое впечатление, доставляет удовольствие стройностью, четкостью и соразмерностью построения. За эстетическое впечатление практически полностью «отвечает» форма речи. Рыхлое, несообразное, непоследовательное, запутанное, растянутое или, наоборот, скомканное изложение, перескакивание с вопроса на вопрос, повторы и неоправданные возвраты к уже сказанному, отсутствие связок между частями, разрушающее целостность восприятия, — вот наиболее часто встречающиеся недостатки построения устных выступлений. И последствия естественны и незамедлительны: слушатели не понимают, о чем идет речь, теряют нить рассуждения, отвлекаются, теряют интерес и, следовательно, не откликаются на запланированное автором воздействие.

Во вступлении определяется актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Основная задача вступления — сформировать из множества слушателей единую аудиторию, подготовить её к восприятию речи, расположить к себе, организовать её внимание. Для этого используется ряд приёмов: обращение к слушателям, аппеляция к их интересам, вопросы, интересные примеры, крылатые выражения, случаи из жизни. Наиболее ответственна главная часть ораторского выступления. Здесь излагается основной материал и решаются общая и конкретная задачи всего выступления, то есть сообщается определённая информация, обогащающая знания слушателей, оказывается воздействие на их сознание и волю путём убеждения, переубеждения и побуждения к действию. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установ-ки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о за-щите животного мира и т. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме. Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расшйряется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характериой особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Изучение и анализ отобранного материала Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то, или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий