Вопросы которые будут освещаться в выступлении отражает план

Выборка для тестируемого содержит 50 вопросов по темам, генерируемых случайным образом. Формы заданий: закрытые, открытые, на упорядочение, на соответствие. В заданиях вопросы по лексическим нормам современного русского языка. последовательное изложение основных положений выступления; Главная часть предполагает наличие основного плана выступления - подробное обозначение пунктов и подпунктов, содержащих вопросы, которые будут освещаться в презентации. Рабочий план: составляется после того, как изучена основная литература, обдумана тема, собран нужный материал. В этом плане вопросы, поставленные в выступлении оратора, разделяются на основные и второстепенные, в какой последовательности будут изложены.

Поиск материалов для выступления. Основные источники подбора материалов

В презентации нашли отражение вопросы построения публичного выступления. Рассматриваются виды аргуметов, особенности композиции публичной речи, рассказывается о плане речи, приёмах изложения материала. Рабочий план: составляется после того, как изучена основная литература, обдумана тема, собран нужный материал. В этом плане вопросы, поставленные в выступлении оратора, разделяются на основные и второстепенные, в какой последовательности будут изложены. Вопросы, которые будут освещаться в выступлении, отражает _ план. выступление без подготовки. 2. План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приведется цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать сгрук-туру выступления.

Русский язык и культура речи

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственный является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему.

Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Работа над планом, композицией речи — творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего.

Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения.

К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта. Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов. Обобщение — это объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики. Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Закон противоречия непротиворечия гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными». Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений. Аргументы делятся на два вида: 1. Аргументы к существу дела. Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов — воздействовать на слушателя эмоционально.

Конец речи, или заключение является важной композиционной частью любого выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Неудачное заключение губит порой неплохую речь. Вы, наверняка, были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

Задача начала выступления - вызвать у слушателей повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Задача вступления к речи - обосновать постановку вопроса, поддержать интерес слушателей. Задача главной части - разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность, подвести слушателей к выводу. Задача заключения - суммировать сказанное, повысить интерес к предмету речи, подчеркнуть значение сказанного.

Выступление можно иллюстрировать показом таблиц, схем, графиков, фотографий, чертежей. Синтез - мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления, полученных при анализе. Индукция - обобщение частных, единичных случаев для получения вывода.

Защитите себя теплыми взглядами людей, которых вы знаете или тех, кто невербально выражает свою поддержку. Говорите громко, чтобы разогнать тревогу. Это поможет вам освободиться от нервозности. Постарайтесь не допускать ошибок. Не пугайтесь, если допустите их, большинство слушателей вряд ли даже обратят на них внимание. А извинения только ослабят ваши позиции. Не держите себя слишком серьезно.

Естественно, что вы хотите произнести хорошую речь, но не преувеличивайте значение своего выступления. Если вы будете слишком заумным, то вряд ли ваша аудитория запомнит, что вы так долго говорили, как бы вам этого не хотелось. Подготовка к выступлениям включает в себя, во-первых, повседневную систематическую подготовку повышение своего мастерства - самообразование, повышение культуры устной и письменной речи, работа над техникой речи, критический анализ выступлений современных ораторов, выработка риторических навыков и умений: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы, контактировать с аудиторией и т. Перед каждым человеком, готовящимся выступить публично, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления что говорить, зачем и кому? Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать , требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется. В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов: 1 Инвенция - "нахождение и изобретение речи" подбор необходимого материала, содержания ; 2 диспозиция - "порядок" план, логическая последовательность, композиция, расположение материала ; 3 элокуция - "словесное выражение" составление текста, его литературная обработка ; 4 мемория - "память" запоминание, заучивание текста ; 5 Гипокризис - "разыгрывание" произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления. Выбор темы Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна например, серьезный доклад даже на очень важную тему не стоит произносить на банкете, поскольку его никто не воспримет должным образом. Важно, чтобы ваши знания и опыт в выбранной теме были выше, чем у слушателей. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа.

Формулировка темы не должна быть слишком длинной и сложной, должна содержась указание на тот круг вопросов, который будет рассмотрен, то есть простая, краткая, лаконичная, но в то же время броская формулировка темы выполняет функцию сигнальной информации, активизирует внимание слушателей. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т. Например, неудачны следующие названия речей: Деревья. Экология чересчур кратко и общо, ни о чем не говорит. Разумный семейный бюджет скучно, не вызывает интереса. Определение общей целевой установки и конкретной цели, которая обуславливается конкретной аудиторией речь не читается вообще и должна соответствовать сформулированной теме; причем конкретная цель выступления должна быть прямо и ясно заявлена в самом начале. Эффективность выступления определяется степенью реализации целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели. Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить. Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении. Например, развлекательная речь может содержать какую-то информацию, интересную для слушателей, а также элементы воздействия.

Любой вид речи может содержать шутки, метафоры, сравнения, которые, прежде всего, характерны для развлекательной речи. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. Например, перегруженность серьезного доклада остротами, юмором, личными примерами, может снизить эффект выступления, конкретная цель не будет достигнута. Об этом очень хорошо сказал Д. Писарев: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство... Для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего". Определение формы речи По своей форме речь бывает монологической лекция - системное изложение знаний с широкой аргументацией 45-90 минут ; доклад - выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т. Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них и риторические вопросы служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа.

Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: "Один на один", "Тема", "Герой дня", "Час пик" и др. Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи. Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах. Составление плана выступления В плане выступления развертывается логическая структура речи. Известный русский судебный деятель и оратор Л. Кони в "Советах лекторам" писал: "Для у спеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья - из второй и т. Составление плана выступления - это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал.

На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной.

Развернутый план выступления. Культура речи и деловое общение

Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. При составлении плана публичного выступления необходимо соблюдать основное требование, предъявляемое к нему.

Это нужно для того, чтобы быстро ответить на возможные вопросы присутствующих и успешно провести выступление, даже при проблемах с показом слайдов. План рекомендуется держать план под рукой в распечатанном виде либо на портативном электронном устройстве. Наличие плана придает уверенность на сцене, исключает заминки и неловкие паузы, помогает выдержать атаку тех, кто приходит с целью сорвать речь и выставить спикера в негативном свете. Для показа слайдов и плана лучше использовать разные устройства.

Так технические проблемы с одним устройством не смогут полностью испортить выступление. Author: editor Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории.

Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1 инвенция — изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств; 2 диспозиция — расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение; 3 элокуция — языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4 мемориа — запоминание будущей речи; 5 акцио — произнесение речи. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.

Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке.

Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление.

Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, то есть имеющий отношение к жизни слушателей.

Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес. Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Разработка плана выступления. В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время. Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь — одним словом, какую выбрать композицию речи.

Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала.

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод изложение материала от общего к частному : оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера. Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу.

Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период. Использование различных методов изложения материала, доказательность и убедительность речи позволяют сделать структуру главной части речи оригинальной, нестандартной.

Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием. Я говорила на семи площадках в четырех городах, записала онлайн-курс , 16 выпусков подкаста и провела 12 мероприятий в качестве куратора. Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время.

Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь. Типы выступлений и их особенности Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью.

У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа. По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн.

С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.

Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо. Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.

Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете.

Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников. Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно.

Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь. Выбор и подготовка темы Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.

Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует.

Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Подготовка к выступлениям включает в себя, во-первых, повседневную систематическую подготовку повышение своего мастерства - самообразование, повышение культуры устной и письменной речи , работа над техникой речи, критический анализ выступлений современных ораторов, выработка риторических навыков и умений: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы, контактировать с аудиторией и т. Перед каждым человеком, готовящимся выступить публично, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления что говорить, зачем и кому? Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать , требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется. В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов: 1 Инвенция - "нахождение и изобретение речи" подбор необходимого материала, содержания ; 2 диспозиция - "порядок" план, логическая последовательность, композиция, расположение материала ; 3 элокуция - "словесное выражение" составление текста, его литературная обработка ; 4 мемория - "память" запоминание, заучивание текста ; 5 Гипокризис - "разыгрывание" произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления. Выбор темы Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна например, серьезный доклад даже на очень важную тему не стоит произносить на банкете, поскольку его никто не воспримет должным образом. Важно, чтобы ваши знания и опыт в выбранной теме были выше, чем у слушателей. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Формулировка темы не должна быть слишком длинной и сложной, должна содержась указание на тот круг вопросов, который будет рассмотрен, то есть простая, краткая, лаконичная, но в то же время броская формулировка темы выполняет функцию сигнальной информации, активизирует внимание слушателей.

Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т. Например, неудачны следующие названия речей: Деревья. Экология чересчур кратко и общо, ни о чем не говорит. Разумный семейный бюджет скучно, не вызывает интереса. Определение общей целевой установки и конкретной цели, которая обуславливается конкретной аудиторией речь не читается вообще и должна соответствовать сформулированной теме; причем конкретная цель выступления должна быть прямо и ясно заявлена в самом начале.

Эффективность выступления определяется степенью реализации целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели. Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить. Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении. Например, развлекательная речь может содержать какую-то информацию, интересную для слушателей, а также элементы воздействия. Любой вид речи может содержать шутки, метафоры, сравнения, которые, прежде всего, характерны для развлекательной речи.

Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. Например, перегруженность серьезного доклада остротами, юмором, личными примерами , может снизить эффект выступления, конкретная цель не будет достигнута. Об этом очень хорошо сказал Д. Писарев: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство...

Для всех существует одно великое и общее правило : идея прежде всего". Определение формы речи По своей форме речь бывает монологической лекция - системное изложение знаний с широкой аргументацией 45-90 минут ; доклад - выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т. Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них и риторические вопросы служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа. Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: "Один на один", "Тема", "Герой дня", "Час пик" и др.

Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи. Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах. Составление плана выступления В плане выступления развертывается логическая структура речи. Известный русский судебный деятель и оратор Л.

Кони в "Советах лекторам" писал: "Для у спеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья - из второй и т. Составление плана выступления - это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной.

По своей структуре планы бывают простые и сложные развернутые или тезисные , содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления - логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления - трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение.

Речевой этикет изучает специальные речевые средства регулирования социальных и межличностных отношений: речевые этикетные формулы, этикетные тексты, правила речевого поведения в тех или иных условиях. Речевой этикет — это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе. Этикетные формулы часто представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова «лихо» и «жаловать» в современном русском языке уже не употребляются. С помощью словесных формул мы выражаем отношения при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала одним из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов. Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, — это принцип соответствия речевой ситуации. Общение начинается с установления расстояния между собеседниками. Дистанция зависит от взаимоотношении говорящих. Чем официальней отношения, тем дальше находятся люди друг от друга, в русском этикете официальная зона общения равна длине двух вытянутых для рукопожатия рук 90—110 см , дружеская зона — расстоянию двух согнутых в локте рук 50 см. Переход из одной зоны в другую, например уменьшение расстояния между общающимися, прочитывается как желание сменить официальный тон общения на дружеский. Такой прием используется руководителем для того, чтобы вызвать откровенность подчиненного, расположить к себе посетителя. Очень большое значение в общении имеет тональность. Общая тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Из чего же складывается тональность? Это стилистика речи, манера поведения говорящего взгляд, мимика, жесты, поза , но главное — тон. К сожалению, люди мало обращают внимания на то, каким тоном они говорят, иногда и просто не умеют модулировать голос, то есть варьировать тональность. Так, занимающий высокую должность человек и дома начинает говорить не замечая этого начальственно— приказным тоном. Возникает конфликтная ситуация: «Что ты все приказываешь? Императивность уступает место принципу сотрудничества. Поэтому основным тоном при строго официальных отношениях будет спокойный, ровный, сдержанный тон, при менее строгих официальных отношениях — спокойный, доброжелательный, приветливый. Каждый культурный человек должен уметь находить нужную тональность в любой речевой ситуации. Неумение выбрать правильный тон общения ведет к коммуникативной неудаче. Несоблюдение нужной тональности не только мешает общению, но и зачастую создает ложное представление о личности говорящего. Так, у иностранцев нередко складывается впечатление о русских прежде всего — о деловых людях как об агрессивных и фамильярных людях. Во-первых, потому, что в официально— деловых беседах не выдерживается соответствующая тональность: преобладает безапелляционный, напористый, повышенный тон. Во-вторых, используется недопустимая коммуникативная стратегия — стремление во что бы то ни стало доказать свою правоту. Одна из важнейших функций этикета — снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок.

Урок 2. План выступления

Можно просто начать с сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении. Можно идти от места и времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос. Можно начать с интересного факта, события. ·Рабочий план: составляется после того, как изучена основная литература, обдумана тема, собран нужный материал. В этом плане вопросы, поставленные в выступлении оратора, разделяются на основные и второстепенные, в какой последовательности будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Текст вопроса. Вопросы, которые будут освещаться в выступлении, отражает _ план.

Особенности ораторского искусства

Вы изложили свою точку зрения, но слушателям важно знать, почему они должны доверять вам. Необязательно использовать официальные подтверждения вроде вашей ученой степени или продолжительности исследования. Иногда вполне уместна история из жизни. Если у вас есть более личный интерес к теме, то вполне уместно сказать об этом. В побудительной речи личная связь с темой речи может помочь повысить доверие к вам. Например, вы произносите речь о жилищной политике в вашем районе, и вы заинтересовались этой темой, когда вашей семье грозило выселение. Часто личная связь оказывается для слушателей важнее обширного профессионального опыта в данной сфере. Слушатели должны знать, о чем вы будете говорить, с какой целью и почему они должны слушать вас. Кратко изложите основные пункты в начале выступления. Перечислите все части во введении в том порядке, в котором они будут представлены в речи.

Порядок обычно зависит от типа речи.

Это высший класс мастерства публичного выступления. Специалисты называют следующие «стадии» работы над выступлением, которые приводят к свободному изложению материала: 1. Полный текст не для чтения, а для пересказа своими словами. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т п. План с цитатами и т. Речь без опоры на текст. Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.

При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированные выступления, как правило, хорошо воспринимаются аудиторией. Устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки, возможны речевые ошибки.

Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Объем выступления. Помните: «Где мало слов, там вес они имеют» Шекспир. Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться с ним после доклада.

Последние обычно отнимают много времени. Обилие разделов обычно указывает на то, что автор досконально не продумал главную мысль. Всегда количество отдельных пунктов, охватываемых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если время выступления не ограничено, то это не означает, что можно не заботиться о продолжительности выступления. Приведем некоторые из них: Существуют воры, которых не наказывают, но которые крадут самое ценное - время.

У кого скудная мысль, тот раздувает ее словами. Невоздержанный язык - худшее из зол. Человек редко раскаивается, что мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается, что говорил слишком много. Многословие обычно порождает скуку. Много говорить и много сказать - не одно и то же.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Предварительный план На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. Рабочий план После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.

Когда написан подобный план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. Основной план На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Нужно составить его план. По плану Вы ориентируетесь, что говорить, где делать акценты, и как правильно донести свою мысль аудитории. План каждого публичного выступления имеет индивидуальные черты, и зависит от темы выступления, от интересов и осведомленности аудитории, от длительности выступления, и многих других факторов. Но есть и общие черты у каждого плана выступления, зная которые, Вы сможете использовать их в подготовке любой речи.

Артур Шопен писал: «Единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план, и продумал все до мельчайших деталей, большинство же наоборот». Если Вы желаете быть в числе этих единиц, и быть хорошим строителем и архитектором своих выступлений, составьте план. Конечно, первый этап подготовки выступления -. Не имея информации, невозможно представить себе, какова будет речь. И как только Вы начинаете собирать информацию, у Вас, скорее всего, уже появятся в голове первые наброски этого плана.

Если это происходит — значит, Вы двигаетесь в правильном направлении. Не забывайте про цель Вашего выступления. Определившись с целью, Вы можете постоянно совершенствовать план, в рамках этой цели.

Восприятие судебной речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутит, озадачит или обидит слушателей. Судебная речь отличается своей целевой установкой. Подбор материалов. Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т.

Эти рекомендации подходят ораторам, готовящимся к любому публичному выступлению, кроме судебного. Этап подготовки к судебному выступлениюдовольно специфичен. В данном случае мы имеем дело с материалами судебного дела. Например, защитительная речь адвоката, как правило, включает следующие составные части: 1. Изучение и анализ отобранного материала. Разработка плана выступления. Предварительный план. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов.

Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Основной план. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора.

В главной части ораторского выступления излагает основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить а ходом рассуждения оратора, запомнить прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Другое правило в расположении мыслей состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Задача оратора - умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Методы изложения материала Существует много способов изложения основной части речи: Сначала можно показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них. Материал может быть преподнесен в хронологическом порядке. Хорошо разбить речь на составные, логически последовательные части. Можно использовать изложение типа «причина» и «следствие» то есть когда показывается, к каким результатам приведет то, о чем было перед этим упомянуто , или для того, чтобы назвать проблему и затем показать пути ее разрешения. Можно интересно составить речь на основе доводов «за» и «против» по отношению к главной теме. Иногда можно успешно сочетать два и больше способов. Таким образом, структура выступление зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором.

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных методических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему.

Поиск материалов для выступления. Основные источники подбора материалов

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия. Скорее всего, после того как вы принялись собирать материал и поставили главную цель вашей речи, вы наверняка начали строить у себя в голове примерный план выступления. Если это так, значит вы на правильном пути. Рабочий план: составляется после того, как изучена основная литература, обдумана тема, собран нужный материал. В этом плане вопросы, поставленные в выступлении оратора, разделяются на основные и второстепенные, в какой последовательности будут изложены. Он отражает собственное решение оратором темы выступления. Рабочий план (включает формулировки отдельных положений, содержит примеры, факты, цифры, которые будут использованы в речи). Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления.

Оратор и его аудитория

Целевая установка отвечает на вопрос: "Для чего об этом буду говорить? Выступление можно готовить для того, чтобы получить отличную оценку на экзамене, можно- для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно- чтобы выиграть спор, например, в суде. Рабочий план. Третий шаг подготовки к выступлению- составление предварительного рабочего плана.

Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5-6 главных вопросов, которые мы хотели бы осветить в своем выступлении.

Сбор материала. Следующий, четвертый, шаг работы над речью- сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала- это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому не стоит оставлять сбор информации на последние один-два дня.

Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно отбирать материал. Записанные мысли, возникшие при чтении книги реферата, журнала, учебного пособия… , цитаты, примеры - все это материал для будущего выступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру.

Не случайно бытует изречение: "Хорошая память - великое благо, но лучшее благо - это бумага". Выписки могут быть в виде цитат обязательно с указанием источника , краткой записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок. Можно записи делать в виде тезисов сформулировать по-своему мысли автора , конспекта последовательное краткое изложение содержания.

На практике конспект получается комбинированным свои мысли перемежаются с мыслями автора. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это главное убедительно преподнести слушателям. На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке- где угодно.

При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Структура речи. После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи.

Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение. Этап словесного оформления выступления.

Второй этап подготовки- подготовка к непосредственному изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия - умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно. На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать изобразительные возможности, или богатство языка, а также явления, "засоряющие" речь.

Первые необходимо развивать, а вторых- избегать в своей речи. Богатство языка. Количество слов активный словарь.

Самый первый критерий богатства и бедности речи- это количество слов, которые использует оратор. Активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка.

В русском языке распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы.

Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, то есть сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками. Главное условие правильности речи- употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением.

Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов. Явления, засоряющие речь.

У косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с негативными явлениями, "засоряющими" речь. Названные явления недопустимы в речи оратора. Работа над формой речи.

Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал. Затем следует определить стиль будущей речи: информационный, научный, художественный или публицистический.

Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений. Композиция - это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему.

План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.

Можно составить и тезисы по плану. Тезисы - это сжатое изложение основных положений выступления.

Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

Для подтверждения своей точки зрения и опровержения мнения оппонента участники спора используют различные полемические приемы. Разновидностью такого «возвратного удара» является «подхват реплики». При обсуждении спорных вопросов полемисты нередко бросают различного рода реплики.

В данной ситуации будет полезно умение применить реплику на пользу собственной аргументации, для разоблачения взглядов оппонента и оказания психического воздействия на присутствующих. Многие риторы применяют такие средства, как юмор, ирония, сарказм. Юмор — это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.

Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Сарказм — язвительная насмешка, злая ирония. Шутливое, ироническое замечание может смутить оппонента в споре, поставить его в затруднительное положение, а иногда разрушить и тщательно построенное доказательство.

Это оказывает сильное психологическое воздействие. Как самостоятельное доказательство он считается логической ошибкой, состоящей в подмене самого тезиса ссылками на личные качества того, кто его выдвинул. Целью в этом случае становится сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться.

Это создает наиболее благоприятную почву для выступающего в споре.

Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик… Следует отметить, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость гласит: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Наоборот, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного и слушатели напрасно потратили время. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления.

Каким должно быть заключение? Кони писал: Конец — разрешение всей речи как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась ; конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Писатель К. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы». Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части выступления, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Задача оратора — умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. К основным методам ораторского выступления относятся: - индуктивный метод — изложение материала от частного к общему; - дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному; - метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов; - концентрический метод — расположение материала вокруг проблемы, поднимаемой оратором; - ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим; - исторический мето д — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, происшедших в течение времени. Существуют специфические приемы ораторского выступления, к числу которых относятся прием поддержания внимания, прием усиления, прием прямого требования внимания, прием обращения, прием прерывания речи, прием паузы, вопросно-ответный прием и др.

Лучше заранее продумать и записать первые предложения своей речи, чтобы гарантировать хорошее начало. Главная часть Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем пропадает. Перед выступающим стоит важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В главной части ораторского выступления излагает основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить а ходом рассуждения оратора, запомнить прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Другое правило в расположении мыслей состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Задача оратора - умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Методы изложения материала Существует много способов изложения основной части речи: Сначала можно показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них.

Материал может быть преподнесен в хронологическом порядке. Хорошо разбить речь на составные, логически последовательные части. Можно использовать изложение типа «причина» и «следствие» то есть когда показывается, к каким результатам приведет то, о чем было перед этим упомянуто , или для того, чтобы назвать проблему и затем показать пути ее разрешения. Можно интересно составить речь на основе доводов «за» и «против» по отношению к главной теме. Иногда можно успешно сочетать два и больше способов.

План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций

Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства. В примерах этого рода классифицируются типичные случаи, подмечаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения. Правила применения примера сводятся к следующему: пример должен быть целевым. Не следует навязывать смысла примера. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз. Статистические данные — это пример в цифровом выражении и соотношении. По сути, статистика — это факты в цифрах.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.

Конечно, в процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако его стержневая роль сохранится. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. Рабочий план. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план включают формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры, которые будут использованы в речи. Составление такого плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда он написан, легче определить, какие разделы оказались перегружены фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе подготовки выступления он уточняется, сокращается или расширяется. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Он сообщается слушателям после объявления темы или во введении при раскрытии цели выступления. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой и сложный план. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Его можно превратить в сложный, для чего необходимо пункты разбить на подпункты. Главное — он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Составные элементы композиции. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своего выступления. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого закона края.

Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения. При самостоятельном же выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации: Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутит, озадачит или обидит слушателей. Поэтому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, в которых будет произнесена речь. Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов, интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные и т. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными. Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Анализ состава аудитории Важно оценить состав будущей аудитории, получить необходимые сведения о тех, на кого рассчитана речь: образовательный уровень, направление образования гуманитарное, техническое … , познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному гомогенному составу дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы. В неоднородной гетерогенной аудитории например, избиратели произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут. Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно-белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого-то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей. Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление — в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон. Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20— 30 сантиметров между ртом и микрофоном. Надо выяснить также, после каких других ре— чей планируется ваше выступление.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий