Принципы нацизма

В частности, для сериалов Star Trek хорошим тоном является изредка организовать столкновение героев с нацистами, хотя бы голографическими. Основные принципы фашизма кратко. Фашизм − праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Наци́зм, сокращённо от национа́л-социали́зм — немецкая тоталитарная, экстремистская, ультраправая, расистская и антисемитская идеология и движение в 1919—1945 годах. Вошли в идеологию нацизма и оккультные теории – о «высших неизвестных», о «полой луне», теория «четырёх лун», «Льда и пламени». Наци́зм, сокращённо от национа́л-социали́зм — немецкая тоталитарная, экстремистская, ультраправая, расистская и антисемитская идеология и движение в 1919—1945 годах.

Что такое нацизм? Суть и отличительные черты нацизма. Преступления нацизма

Ответы : в чем заключается суть национал-социализма? это мировоззрение, которое основано на исключительности, (иногда избранности), превосходстве своей национальности одного народа над другим.
Чем отличается нацизм от фашизма: объяснение разницы простыми словами Определение и принципы нацизма варьируются в зависимости от конкретной страны и периода, поэтому точное определение нацизма может быть сложным заданием.
«Суть нацистского режима»: как Гитлер планировал создать «расу господ» Содержание: Идеология нацизма включала в себя три основных «закона»: 1) Закон биологической гравитации Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий.
Национал-социализм. Большая российская энциклопедия Научитесь понимать, что такое нацизм и какие принципы идеологии лежат в его основе.
Нацизм в истории: происхождение и последствия Что такое фашизм? Это собирательное название идеологий, крайне правых политических течений и взаимосоответствующий им принцип правления диктаторского типа.

Этимология

  • Национал-социализм — Википедия. Что такое Национал-социализм
  • В чём суть нацизма. Причины и истоки нацизма.
  • Чем отличается нацизм от фашизма: объяснение разницы простыми словами
  • Психология нацизма

Как отличить национал-социализм от фашизма

это идеология, которая является формой экстремистского национализма, возникшего в Германии во время межвоенного периода. Основные принципы нацизма включают расизм, правление сильного авторитарного лидера, отрицание гражданских прав и свобод, агрессивную внешнюю политику. это идеология, которая возникла в Германии в 1930-х годах и стала основой для. В частности, для сериалов Star Trek хорошим тоном является изредка организовать столкновение героев с нацистами, хотя бы голографическими. Что было в Германии во время правления Гитлера – фашизм или нацизм? Различия между нацизмом и национализмом. это идеология, которая является формой экстремистского национализма, возникшего в Германии во время межвоенного периода.

Принципы расистской идеологии нацистов:

Принципы и механизмы функционирования нацизма. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечь миллионы к национал-социализму). Воспитание юношества в военном духе любыми средствами. Что такое нацизм и национализм. Национализм – политическое течение, важнейшим принципом которого является защита нации и первостепенное соблюдение её интересов. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечь миллионы к национал-социализму). Воспитание юношества в военном духе любыми средствами. Нацисты – краткое название национал-социалистов, которые правили в Германии в 1933-1945 годах. Их правление закончилось оккупацией страны Антигитлеровской коалицией.

Особенности нацизма

  • Национал-социализм: идеология и суть. Германский и русский национал-социализм ::
  • Чем отличается нацизм от фашизма: объяснение разницы простыми словами
  • Что такое нацизм - определение (простыми словами) ~ Проза (Статья)
  • Происхождение нацизма

Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы

Поэтому в практической борьбе против фашизма идеологический фактор использовали недостаточно. Это было обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Немалую роль сыграло своеобразие нацистской идеологии, которая носила иррациональный и ненаучный характер, была непоследовательной и противоречивой, когда одни лозунги беспринципно сменялись другими. Но ненаучность идеологии явилась причиной её слабости в стратегическом отношении, и в то же время она оказалась эффективной в тактическом плане. Неясность положений позволила нацистам выступить одновременно в антикапиталистическом и в антипролетарском облачении, провозглашать себя националистами и в то же время социалистами, изображать себя в качестве консервативной и одновременно революционной силы.

Познание — это неустойчивая платформа для масс. Стабильное чувство — ненависть. Основным идеологическим принципом нацистов являлся антимарксизм, направленный против организованного рабочего движения, что устраивало германскую крупную буржуазию. В 1933 г.

Гитлер говорил, что свою историческую задачу он видит в том, чтобы уничтожить в Германии разъединяющий её марксизм и создать новую идеологию, могущую занять его место в массах. По их мнению, интернационализм приводит индивидуума к отказу от своей исконной привязанности к родной земле, разрушает чувство принадлежности к определённому сообществу. Классовая борьба, противопоставляя одни социальные группы другим, разрушает самые устойчивые иерархические связи, низводит лучших до худших, отсюда делался вывод, что принцип борьбы классов способствует распаду общества. На основе антимарксизма отбирались основные элементы и строилась вся пирамида нацистских теорий.

Антимарксизм нацистской идеологии позволял создавать видимость её целостности. Нацистские идеологи рассматривали предвестником марксизма либерализм, пораженный политическим и идеологическим бесплодием. Либерализм объявлялся коренной причиной слабости государства, заведомо враждебной немецкому народу, навязанной извне идеологией. Нацисты заявляли, что либерализму не должно быть места в ХХ веке.

Веймарскую республику они рассматривали не столько как государственный организм, сколько как совокупность игры политических сил, плохо функционировавший парламентский строй, слабые правительства, безответственное поведение партий. Политические партии объявлялись виновниками распада единства нации. ХХ вв. Расовая теория в виде вполне законченного и систематизированного учения, получившего политическую окраску, была создана французским философом, писателем и дипломатом А.

В нем Гобино сформулировал идею о том, что неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас, являются движущей силой развития народов. Труд Х. Под влиянием расовой теории в исторических условиях Германии к. Необычайно популярными были работы П.

Представители левых партий. И виноватыми оказались именно они. А поскольку наиболее активными их представителями были не немцы, а инородцы, — их стали ненавидеть и вернувшиеся фронтовики, и остававшиеся в тылу», — рассказал в беседе с RT Кормилицын.

Также по теме «Гитлер допустил массу ошибок»: как фюрер привёл Третий рейх к краху 24 марта 1933 года в Германии вступил в силу Закон о защите народа и государства, де-факто прекративший существование Веймарской... Сразу после прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году все евреи, за исключением участников Первой мировой войны, были уволены с государственной службы, а в церквях, чтобы выяснить происхождение каждого жителя страны, началось массовое копирование метрических записей, начиная с тех, что были сделаны в XVIII—XIX веках. В 1934 году Рудольф Гесс, один из ближайших соратников Гитлера, создал при Национал-социалистической немецкой рабочей партии специальное ведомство по изучению родства.

Позже оно получило статус имперского и вошло в подчинение к СС и Министерству юстиции Третьего рейха. Ещё год спустя были приняты так называемые Нюрнбергские расовые законы, регулирующие вопросы гражданства, личных прав и семейной жизни в гитлеровской Германии, — Закон о гражданине рейха и Закон об охране германской крови и германской чести. Борьба за «чистоту крови» «Нацистское государство было изначально построено на основе расовой теории.

Раса провозглашалась основой его существования. Население Германии по расовому признаку было разделено на различные категории», — рассказал в интервью RT писатель и историк Константин Залесский. Также по теме «Их дух не был сломлен»: как сражались и погибали восставшие в Варшавском гетто 19 апреля 1943 года началось восстание в Варшавском гетто.

Нацисты подавили его с крайней жестокостью, за месяц боёв с гитлеровцами... По словам эксперта, все расы в представлении нацистов были выстроены в зависимости от близости по крови к арийцам, к которым, помимо немцев, были отнесены некоторые западноевропейские народы. По мнению нацистов, славяне стояли на низшей ступени развития и не имели способности к творчеству, поэтому они должны были подчиняться арийцам.

Что касается евреев и цыган, то они, по словам историка, в представлении гитлеровцев и вовсе должны были исчезнуть из общественной жизни. Исходя из этих соображений и были приняты вышеупомянутые Нюрнбергские законы, представлявшие собой суть нацистского режима и предназначенные для сохранения «чистоты» арийской крови. Законы 1935 года полностью запрещали браки и личные связи немцев с евреями.

Специальные государственные органы следили за происхождением жениха и невесты и не давали разрешения на создание неугодных нацистам семейных союзов. Ранее существовавшие «нежелательные» браки поначалу не расторгались, а к евреям, состоявшим в родстве с немцами, нацисты относились более лояльно, чем к другим представителям этой расы. Последствия Хрустальной ночи, Германия, 10 ноября 1938 г.

Жителям Германии, нарушившим законы 1935 года, грозило тюремное заключение и принудительные работы сроком на один год.

Он не хотел своего публичного показа в русском музее. Идеология Третьего рейха Около ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком.

Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле. После окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России.

В 1922 г. Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 г. В 1934 г.

Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. В Германии была провозглашена новая политика возрождения и выхода из экономического кризиса, а сама страна получила название «Третьего рейха» нем. Drittes Reich — третья империя, третье царство.

Этот термин был заимствован из средневековых мистических учений о трех царствах: в мифе о «третьем», или «тысячелетнем», рейхе историческим воплощением первых двух считались средневековые «Священная Римская империя» и Германская империя 1871-1918 гг. Хотя Третий рейх и рассчитывался на тысячелетнее существование, царство «нового порядка» было заметно «укорочено»: гитлеровская империя прожила всего лишь 12 лет 1933-1945 гг. Но даже несмотря на это, она сумела оставить после себя незабываемый кровавый след, главной причиной которого многие историки считают государственную идеологию нацизма, которую развил Гитлер и его соратники.

Идеология Гитлера Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна: Пусть весь мир в развалинах ляжет, К черту, нам на это наплевать. Сегодня нам принадлежит Германия, А завтра — весь мир… Идеология разрушения как целостная система взглядов на окружающий мир возникла не на пустом месте, а стала итогом эволюции прусского мировидения — ценностного мировосприятия нескольких поколений германских милитаристов, результатом сложного взаимодействия исторических причин и следствий, а также различных преобразований в немецком обществе конца XIX — начала XX в.

Ценностная система нацизма представляет собой смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и идей таких авторов, как геополитик К. Хаусхофер с его обоснованием «исторической закономерности территориальной экспансии Германии»; Ф. Мюллер с его теорией «арийской филологии»; А.

Гобино — с размышлением «о неравенстве человеческих рас» и британец Х. Чемберлен — с идеей «человека и сверхчеловека»; Г. Гербигер с доктриной «вечного льда» и многие другие.

Но все же важнейшими компонентами этой идеологии стала интерпретация рассуждений Ницше о «сильных и слабых нациях» и расистские взгляды Р. Дарре, ставшего одним из руководителей Главного управления СС по вопросам расы и поселений. Они идеализировали нордическую расу, к которой относили немцев.

На другом плюсе находились евреи, цыгане и почти все славяне. Ряд народов, по мнению нацистов, подлежали германизации. Милитаризм, что означает решение внешнеполитических задач военными средствами.

Антимарксизм, а также антикоммунизм. Нацисты отрицали идеи парламентской демократии. Отличительной чертой нацистов являлся антисемитизм.

Например, у итальянских фашистов до конца 1930-ых отношение к евреям было спокойным. Они даже министрами работали. Даже язык эсперанто они рассматривали как часть еврейского заговора.

Идеологи Третьего рейха Среди главных идеологов нацизма следует указать следующие личности: Адольф Гитлер Начало идеологии положил сам фюрер. В 1925 г. Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки Третьего Рейха и основой идеологии национал-социализма.

Альфред Розенберг Заместитель Гитлера по вопросам «духовной и идеологической подготовки» членов нацистской партии, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий, философ «расизма», он написал такие нашумевшие книги, как «Будущий путь германской внешней политики» 1927 и «Миф XX века» 1929. Йозеф Геббельс На министра пропаганды и главного редактора газеты «Дер Ангрифф» был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой Третьего рейха.

Фашизм - это массовое движение, впитавшее в себя страх перед неожиданными и бурными переменами значительно более многочисленных групп населения: ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей, крестьян, чиновного люда, ветеранов войны. Именно выходцы из этих слоев образовали фашистскую правящую элиту. Ни Гитлер, ни Муссолини, ни их сподвижники не были выходцами из аристократии, их родители не были состоятельными людьми. На насилии они хотели построить будущий миропорядок, через него они шли к власти, создавая вооруженные отряды штурмовые, СА и охранные, СС - в Германии, "чернорубашечники" - в Италии для борьбы со своими политическими противниками. Понимание насилия как неотъемлемого и естественного признака политической борьбы роднило фашистов не с консерваторами а, скорее, с ортодоксальными социалистами и коммунистами, которые выступали за насильственное преобразование общества. Подобно последним фашист выступали и против капитализма с той лишь разницей, что они видели в свободной конкуренции силу, подрывающую единство нации. Позаимствовав у социалистов часть идей, и включив слово "социалистическая" в название своей партии, нацисты, однако рассматривали традиционное социалистическое рабочее движение коммунистов и социал-демократов как своего основного политического противника.

Первых - за их приверженность идее классовой борьбы, подрывающей все тоже национальное единство, вторых - за их роль в Германской революции, которая, по их мнению, была "ударом в спину" воюющей нации. И тех, и других они рассматривали в качестве главных конкурентов в борьбе за массы. Впитав в себя многие идеи, как правых, так и левых, фашизм, тем не менее, пытался играть роль "третьей" силы в политической жизни. Варианты и этапы эволюции фашизма. По мнению многих историков и политологов, существуют варианты и этапы эволюции фашизма. Отсюда — два главных критерия различения, которые выделяет П. Милза: 1 пространственный критерий, предполагающий, что нет одного фашизма, существуют фашизмы подчеркнуто нами. Зарождаются политические движения нового типа, которые родственны друг по другу по социальной базе, программам и методам действия, но в то же время обладают спецификой, связанной с историческим прошлым и традициями. Интересным представляется тот факт, что политолог Пьер Милза раскрывает содержание каждого из перечисленных этапов.

На II этапе, по мнению исследователя, фашизму оказывают поддержку представители крупных частных интересов. Очевидно, продолжает рассуждать ученый, что если бы фашизм опирался только на свои силы, то он имел бы крайне небольшие шансы не то чтобы придти к власти, но и просто выжить. Вождь дуче, фюрер является ключом системы; в фашистский режим отличает стремление интегрировать массы в новую систему. Таким образом, по справедливому замечанию Ш. Желева, тоталитаризм — это та существенная черта фашистской диктатуры и фашистского государства, полно и всеохватывающе выражающая их политическую природу, которая обязательно должна присутствовать в характеристике фашизма. Вторая мировая война, развязанная фашистскими государствами — Германией, Италией и другими, принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. Фашизм итал.

Основными отличительными чертами фашизма в Германии являются: национализм, ксенофобия, неприятие коммунизма и либерализма, стремление государства подчинить все сферы жизни людей, милитаризм, иногда расизм и геноцид. Суть идеологии фашизма В современной политической теории фашизм характеризуют и как идеологию, и как особый тип политического режима. В основе фашизма, как совокупности идейных представлений, лежит национализм. Именно установление фашистских режимов дискредитировало само понятие национализма, которое развивалось в политической мысли, прежде всего, как стремление к защите интересов своей нации и признанию самой нации высшей ценностью. Такова суть фашизма. Первостепенной задачей строительства так называемых национальных государств было именно создание высшей формы народного единства. Под этим подразумевалось единство всех народов и этносов на территории суверена. Национализм должен был объединять и препятствовать этническим конфликтам, а не порождать их. Но фашистская идеология радикализирует и извращает суть национализма.

Идея единства становится объектом политической манипуляции будущих диктаторов, поскольку на фоне затянувшегося кризиса она обеспечивает народную поддержку. Массы в условиях кризиса уже не ценят свою свободу, поскольку, пребывая в бедности и нужде, не могут воспользоваться теми благами, которые она приносит.

Третий рейх: идеология и государственно-политическая практика национал-социализма

Нацизм имел серьезные последствия для Германии и всего мира. Прежде всего, это привело к Второй мировой войне, в которой погибли миллионы людей. Также нацизм вызвал геноцид евреев, известный как Холокост, в ходе которого шесть миллионов евреев были уничтожены немецкими нацистами. Оккупация и аннексия территорий, обесценение человеческой жизни и потеря миллионов людей — эти последствия нацизма остаются навсегда отмеченными в истории. Хотя нацизм был неудачной идеологией, его история и последствия служат напоминанием о опасности экстремистской политической идеологии и необходимости борьбы против фашизма и расизма. Расистские убеждения Арийцы, по мнению нацистов, обладали врожденными качествами героев и воинов.

С другой стороны, представители других рас, особенно евреи, ромы и люди цвета, были считаемыми нацистами «низшими расами» и объявлены врагами нации. Расистские убеждения нацистов привели к насилию и геноциду. Во время войны и оккупации нацисты проводили политику выселения, тюрем, концентрационных лагерей и эксекуций, чтобы уничтожить «ненужные» и «инфериорные» расы. Расизм нацизма оказал глубокое влияние на последующие поколения и имеет огромные последствия до сегодняшнего дня. Борьба с расизмом и предубеждением до сих пор остается актуальной и важной задачей для современного общества и международного сообщества.

История нацизма Нацизм возник в Германии в начале 20 века и стал одной из самых опасных и разрушительных идеологий в истории человечества. Идеология нацизма была разработана Адольфом Гитлером и его сторонниками и основывалась на принципах национальной превосходности, расизма и авторитаризма. Нацизм придерживался идеи о превосходстве арийской расы и провозглашал антисемитизм, считая евреев врагами и предателями нации. Под руководством Гитлера, нацисты преследовали и уничтожали миллионы людей по всей Европе, в результате чего произошла Вторая мировая война и Холокост. Наиболее яркими примерами реализации нацистской идеологии были создание Концлагерей и систематическое уничтожение евреев, политических оппонентов и других «нежелательных» групп населения.

Система пропаганды нацистского режима подавляла критические голоса и манипулировала массами для поддержания власти. Однако, после поражения нацистской Германии в Второй мировой войне, идеология нацизма была осуждена мировым сообществом и признана одной из самых катастрофических страниц в истории человечества. История нацизма напоминает о важности борьбы за толерантность, равенство и универсальные права человека, а также об опасностях расизма, национализма и авторитаризма. Возникновение нацизма в Германии В Германии после окончания Первой мировой войны национальное настроение среди населения было сильно подорвано. В стране были ощущены последствия военных поражений, экономического кризиса и требований долгов за войну.

Безработица и инфляция росли, достаточно сильное социальное неравенство возникло между различными слоями населения. В таких условиях возникла неудовлетворенность и ненависть к установившемуся политическому и экономическому строю. Это стало благодатной почвой для распространения идеологии нацизма. Основными причинами возникновения нацизма в Германии можно назвать: Экономический кризис — высокая безработица, инфляция и долги после Первой мировой войны сделали экономическую ситуацию в Германии крайне напряженной. Нацизм обещал решение этих проблем и восстановление экономического благополучия.

Националистическое настроение — после войны многие германцы ощущали себя обиженными и униженными. Нацизм предлагал восстановление немецкой мощи и величия, превращая страну в сильнейшую нацию мира. Пропаганда и лидерство — пламенные речи Адольфа Гитлера и других лидеров нацизма, грамотно организованная пропаганда и использование массовой психологии, позволили этой идеологии получить широкую поддержку среди населения Германии. Слабость политических институтов — после первой мировой войны политическая система в Германии была нестабильной.

В 1938 году журнал «Нью-Йорк Тайм» назвал фашистского лидера человеком года. Это было единственный раз в истории, когда на обложке не было фотографии номинанта. А в 1936 году Гитлеру разрешили провести в Берлине Олимпийские игры. На них он хотел доказать превосходство белой расы. Но и тут разочарование: темнокожий спортсмен из США выиграл 4 золотые медали.

Фюрер принципиально отказывался пожимать руку победителям из других стран, кроме Германии. Но после Олимпиады он всем медалистам отправил памятные письма со своей фотографией. Придя к власти, Гитлер создал тайную полицию — гестапо, концлагеря. Отныне суды и армия присягу давали не стране и конституции, а лично фюреру. В 1932 году при Гитлере появились первые в мире скоростные дороги — автобаны. Они были очень удобны для быстрой переброски войск. А также могли служить, как временные взлетные полосы для самолетов. Последние дни жизни Гитлера Ева Браун была любовницей Гитлера, с которой он встречался 12 лет. Он был старше ее больше, чем в два раза.

Когда пара начала встречаться, Еве было 17 лет, а Адольфу — 40. Он никогда не показывался с ней на публике, так как боялся, что это повредит его политической карьере. В мае 1945 года Гитлер позволил приехать Еве в бункер под Берлином, где они были вместе. Спустя 36 часов они оба умерли: Ева приняла цианид, а Адольф застрелился. Адольф Гитлер был вегетарианцем. Он также не пил кофе и чай, предпочитал отвары из трав. Гитлер не пил и не курил, он даже запретил курить в его присутствии. Американцы пытались подсыпать в еду Гитлера женские гормоны, чтобы снизить его агрессивность. А вот яд добавить было невозможно: у фюрера были дегустаторы еды.

А в последний апрельский день победного для СССР года великий диктатор застрелился, приказав сжечь впоследствии тело. Он не хотел своего публичного показа в русском музее. Идеология Третьего рейха Около ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком. Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле. После окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России. В 1922 г. Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 г. В 1934 г.

Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. В Германии была провозглашена новая политика возрождения и выхода из экономического кризиса, а сама страна получила название «Третьего рейха» нем. Drittes Reich — третья империя, третье царство. Этот термин был заимствован из средневековых мистических учений о трех царствах: в мифе о «третьем», или «тысячелетнем», рейхе историческим воплощением первых двух считались средневековые «Священная Римская империя» и Германская империя 1871-1918 гг. Хотя Третий рейх и рассчитывался на тысячелетнее существование, царство «нового порядка» было заметно «укорочено»: гитлеровская империя прожила всего лишь 12 лет 1933-1945 гг. Но даже несмотря на это, она сумела оставить после себя незабываемый кровавый след, главной причиной которого многие историки считают государственную идеологию нацизма, которую развил Гитлер и его соратники. Идеология Гитлера Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна: Пусть весь мир в развалинах ляжет, К черту, нам на это наплевать.

Путём националистической и социальной демагогии фашизм способен мобилизовать и политически активизировать часть населения в интересах эксплуататорского строя. Массовая база фашизма — по преимуществу средние слои капиталистического общества. Для практического осуществления перманентного и тотального террора потребовалось создать специфический аппарат насилия. Им явилась неограниченная диктатура, стремившаяся поставить под контроль всё гражданское общество. Подобный характер фашистских режимов усиливал относительную самостоятельность государственной власти. В отличие от парламентарных порядков она не зависит от колебаний избирательной конъюнктуры. В то же время мобилизованный фашистами массовый базис обеспечивал государству значительную свободу рук во взаимоотношениях с представителями господствующих классов. У него не было необходимости постоянно балансировать между различными их фракциями, чтобы учесть самые разнообразные интересы. Поэтому фашистская система могла последовательнее проводить политический курс в соответствии с притязаниями наиболее могущественных и реакционных группировок монополистического капитала. Именно от них в первую очередь зависели пределы, в которых могла проявляться «свобода воли» фашистских главарей. Из этого вытекала также специфика фашистских методов государственно-монополистического регулирования, отличавшаяся значительным разнообразием в зависимости от уровня экономического развития отдельных стран, мощи и организованности монополий, масштабов империалистических притязаний государств. Государственное вмешательство осуществлялось прежде всего в интересах тех монополистических группировок, которые теснее всего срослись с режимом. Общность черт, присущих фашизму как политическому течению, не исключает существования различных его форм. Так, преобладание милитаристских сил характерно для военных фашистских режимов. Идеология фашизма В борьбе за создание массовой социальной базы фашизм выдвинул систему взглядов т. В центре фашистской идеологии — идеи военной экспансии, расового неравенства, «классовой гармонии» теории «народного сообщества» и «корпоративности» , вождизма «принцип фюрерства» , всевластия государственной машины теория «тотального государства». В наиболее концентрированном виде эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Моя борьба» «Mein Kampf», 1925. Весьма существенная черта фашистской идеологии — крикливая демагогия с целью маскировки её истинного содержания. Этой цели служило, в частности, спекулятивное использование фашизмом популярности идей социализма в массах. Возникнув как реакция на революционный подъём, наступление которого возвестила Великая Октябрьская социалистическая революция в России, фашизм превратился в ожесточённого и опасного противника всего прогрессивного человечества и прежде всего международного революционного рабочего движения. Фашизм и его идеология — типичный продукт империализма XX века. Он нуждался прежде всего в идеологии «стадного» типа и конструировал её из подручного исторического материала. Составными частями идеологии фашизма являются доктрины тоталитарного государства и агрессивного этноцентризма. Её важным звеном обычно выступает квази-религиозный политический культ. Иррационализм Используя и подогревая исторически сложившиеся предрассудки масс, фашизм навязывает массовому сознанию свои идеологические стереотипы расизм, шовинизм, милитаризм, культ силы и т. Фашизм нарочито отказывается от претензий на «научность» своей идейной опоры, резко разграничивая не только в пропаганде, но и на практике систему «полезных» для государства, нации знаний и убеждений от «разлагающего объективизма» научного мышления, пригодного лишь для служебных целей. Мировоззрение — это специфический взгляд на мир, предпосылкой его является подход к событиям под одним и тем же углом зрения». По такому же образцу строились рассуждения идеологов итальянского фашизма Дж. Джентиле или А. Рокко о вреде «интеллектуализма» для фашизма, который опирается на «действие и чувство»; аналогичными суждениями обосновывал своё недоверие к «интеллигентам и интеллигентности» и Гитлер «человек может умирать лишь за ту идею, которой он не понимает». Один из стандартных тезисов фашистских теоретиков состоял в том, что фашизм «не нуждается в доказательствах», поскольку он подтверждается лишь собственной практикой и тем противостоит либеральным или социалистическим учениям, ищущим своего обоснования в теоретических подходах к обществу. Претендуя на «историческое» обоснование своих взглядов, идеологи фашизма ссылались на теорию сильной власти Макиавелли, концепцию общества-государства Гоббса, сакрализацию государственной идеи у Гегеля; для идеологов немецкого фашизма наиболее характерны ссылки на органицизм в социологии XIX в. Трейчке, «социализм» Шпенглера и т. На деле из теоретического наследия фашизм отобрал лишь то, что оказалось пригодным для воздействия на массовое сознание в соответствующих условиях; реакционные системы прошлого он взял лишь в их «практически-массовом» значении. Так, аристократический миф Ницше о «белокурой бестии», «сверхчеловеке», направленный против «толпы», превратился в идеологии фашизма в оправдание тотального подчинения личности «массе», а на деле — фашистской партийно-государственной машине. Тоталитарность Тоталитарное государство изображается в фашистской идеологии высшей и универсальной формой общественной жизни. Подчиняя себе или включая в себя все прочие формы социальной организации, фашистское государство отождествляет себя с «обществом», «народом», «нацией»; социальные институты, группы, личности имеют право существовать лишь как органы и элементы этого универсального целого. По словам Муссолини, «для фашиста всё в государстве и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придаёт силы всей жизни народа». Лидеры немецкого фашизма, ориентировавшиеся на захват территорий чужих государств, усиленно подчёркивали «приоритет» нации или народа по отношению к государству. На деле от имени «нации» и «народа» выступал фашистский режим, для которого ссылки на «мистический» характер национального единства служили оправданием тотальной государственной системы, где высшим источником власти выступал вождь, якобы воплощавший волю и дух народа. В строжайше централизованной государственной машине фашизма, в которой каждый орган отвечал лишь перед вышестоящим, отсутствовало традиционное для буржуазного общества разделение властей, а законодательство и исполнение «законов», судебный и внесудебный террор, административное и идейное принуждение сосредоточивались в одних руках. Доктрина тоталитарного государства исключала автономность каких-либо сфер или ценностей общественной жизни — религии, морали, искусства, семьи и т. В этой доктрине не было места для личности вне государственной организации; человек существует лишь как «государственный человек», как принадлежность наличной, т. Выношенные — и опошленные — буржуазным развитием идеи неотъемлемых прав личности, свободы и борьбы мнений и т. Шовинизм Волна агрессивного шовинизма, возведённого фашизмом в ранг государственной политики и захлестнувшая сравнительно широкие слои населения, — одно из наиболее важных и трудно объяснимых явлений идеологического климата фашизма. В фашистской идеологии ущербные моменты национального самосознания — этническая ограниченность, предубеждения, так называемый комплекс неполноценности и т. Социально-психологические структуры, связанные с низшими уровнями общественного сознания, сформировавшиеся в условиях этнической разобщённости, фашизм выводит на поверхность идеологии, оформляет при помощи расистских и «органических» теорий. Лозунг нации «народа — нации», тотально организованного политически выполнял по меньшей мере три функции: 1 обосновывал «классовый мир» и интеграцию общества, противостоящего «зримому врагу», 2 обеспечивал психологическое самоутверждение того среднего слоя, который фашизм превратил в главную массовую опору режима, 3 оправдывал попытку порабощения, а в определённых случаях и поголовного истребления других народов. В этой политике нашли свое логическое завершение установки фашизма, по которым «польза» государства или достойного управлять народа «арийцев» является единственным источником моральной оценки и правопорядка. Свобода и существование отдельных личностей, этнических групп, других государств не представляют ценности и рассматриваются лишь под углом зрения их «пользы» для этого государства и его идеологии. Эти установки объясняли, в частности, обыденную для нацизма практику скрупулёзного холодного расчёта эффективности уничтожения людей; расходы на патроны и печи аккуратно сопоставлялись с доходами от труда обречённых, реализации ценных вещей, золы и т. Чудовищные преступления фашизма против человечества — развязывание мировой войны, истребление целых народов, невероятно расчётливая жестокость в отношении пленных и мирного населения и т. Милитаризация Милитаризация всех общественных, в том числе идеологических, отношений — характерная черта фашистского режима. Фашизм рождается в обстановке напряжённости, нуждается в ней и создаёт эту обстановку, поскольку она содействует поддержанию казарменной дисциплины и военно-командных методов управления, оправдывает тотальную мобилизацию, требует отказа от классовых и индивидуальных интересов, самоотречения во имя фикции национальной интеграции. Установка на постоянную «борьбу», притом борьбу со «зримым», т. Наиболее широко употребляемой формой идеологического оправдания фашизма служила «историческая» мифология, превращавшая опыт прошлого в обоснование права на господство «избранной» расы, нации, государственной системы. Откровенно формулировавшаяся цель фашистской историографии состояла в том, чтобы «заново пересмотреть и переписать историю человечества» Розенберг ; этот пересмотр сводился к тому, что «избранной» нации и расе приписывалась ведущая роль в государственном строительстве, военном деле, культуре и т. Другой момент «переписывания» истории состоял в изображении фашистского режима «завершающей» стадией социального развития «тысячелетний рейх». Псевдореволюционность Выступая душителем революционных и демократических движений и прежде всего — коммунистического движения, фашизм в то же время широко рекламировал свою идеологию как «революционную» и «социалистическую». Ближайшая цель лозунгов такого типа состояла в том, чтобы воспользоваться антикапиталистическими настроениями масс, в частности созданными обстановкой экономического кризиса, для ликвидации парламентаризма, конституционных свобод и прав личности во имя возвышения фашистского государства. Провозглашая себя «революционным», фашизм стремился использовать определённые лозунги, тактические приёмы и организационные формы, связанные по своему происхождению с рабочим и освободительным движением. Фашистский «социализм» противопоставлял формальной, парламентской, юридической системе буржуазного государства некий неформальный, бесструктурный, опирающийся не на закон, а на «волю масс, нации, народа», тоталитарный механизм «народного» государства, суда, «фюрера». Культ вождя Венцом всей системы идеологических и политических отношений, характерных для фашизма, является культ вождя, носителя абсолютной верховной власти, облечённого сверхъестественными полномочиями, стоящего над обществом, над обыденным сознанием, над правом, непосредственно воплощающего в своей персоне «дух нации», «историческую судьбу» и т. По утверждению Дж. Джентиле, «вождь выражает словами то, что остаётся невыраженным в глубине сердца народа». Этим «доказывалась» абсолютная правота вождя и требование абсолютного доверия к нему. Одна из «заповедей» итальянского солдата, разработанных фашистской пропагандой, гласила: «10. Муссолини всегда прав». По словам Геринга, нацисты должны верить, что вождь непогрешим в делах нации, подобно тому, как католики верят в непогрешимость папы. Миф о вожде персонифицировал доктрину тотальной идеологии и тотального государства, способствуя её доведению до массового сознания, в котором стремление возложить ответственность за свои судьбы на высочайший личный авторитет фюрера служило закономерным следствием разрушения существовавшей ранее системы идеологических отношений и ценностей. Эти «запросы» фашистского режима обусловили отбор и выдвижение на ведущие роли деятелей определённого психологического типа параноидальный склад психики, уверенность в собственной непогрешимости, мания преследования, авторитарность личности и т. Неизбежные продукты такой ситуации — личный произвол «вождя», который терпит и считает полезным правящая клика; вождь отвечает надеждам находящихся под его влиянием масс, жаждущих авторитета.

Нацисты подавили его с крайней жестокостью, за месяц боёв с гитлеровцами... По словам эксперта, все расы в представлении нацистов были выстроены в зависимости от близости по крови к арийцам, к которым, помимо немцев, были отнесены некоторые западноевропейские народы. По мнению нацистов, славяне стояли на низшей ступени развития и не имели способности к творчеству, поэтому они должны были подчиняться арийцам. Что касается евреев и цыган, то они, по словам историка, в представлении гитлеровцев и вовсе должны были исчезнуть из общественной жизни. Исходя из этих соображений и были приняты вышеупомянутые Нюрнбергские законы, представлявшие собой суть нацистского режима и предназначенные для сохранения «чистоты» арийской крови. Законы 1935 года полностью запрещали браки и личные связи немцев с евреями. Специальные государственные органы следили за происхождением жениха и невесты и не давали разрешения на создание неугодных нацистам семейных союзов. Ранее существовавшие «нежелательные» браки поначалу не расторгались, а к евреям, состоявшим в родстве с немцами, нацисты относились более лояльно, чем к другим представителям этой расы. Последствия Хрустальной ночи, Германия, 10 ноября 1938 г. Жителям Германии, нарушившим законы 1935 года, грозило тюремное заключение и принудительные работы сроком на один год. Отдельно в законах оговаривался вопрос гражданства: еврей гражданином рейха не мог быть в принципе. Соратник, шофёр и телохранитель Гитлера Эмиль Морис, например, был обладателем удостоверения «почётного арийца», а фраза Геринга «В моём министерстве я сам решаю, кто еврей, а кто нет» вообще вошла в анекдоты», — отметил Кормилицын. Историк добавил, что в целом Нюрнбергские законы исполнялись неукоснительно. Это считалось личной проблемой каждого. Правда, следует отметить, что среди населения Германии, не входившего в нацистскую партию, уровень антисемитизма был изначально даже ниже, чем в некоторых других европейских государствах. Рядовые жители той же Австрии участвовали в еврейских погромах в ходе Хрустальной ночи значительно активнее, чем немцы», — подчеркнул Константин Залесский. Вскоре немецких женщин, имевших близкие отношения с евреями, начали отправлять в концлагеря. А представителей этой «высшей расы» должно быть много», — отметил в беседе с RT Залесский. Адольф Гитлер globallookpress. Рассчитывалось, что благодаря этому арийцы займут своё жизненное пространство, на котором не должно было остаться ни одного еврея, максимально быстро. Славянам же отводилась лишь роль прислуги и чернорабочих. Гитлер считал, что во всех восточноевропейских народах есть капля арийской крови.

Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма

В первую мировую войну Гитлер выжил, хотя и потерял при этом одно яичко: после тяжелого ранения его ампутировали. Так Гитлер превратился в жестокого солдата. Вступив в партию национал-социалистов, он часто выступал против власти в Германии. За это Гитлер получил 5 лет тюрьмы, но отсидел всего 1 год. За решеткой Адольф написал книгу «Моя борьба». Она разошлась миллионным тиражом, и сделала Гитлера богатым человеком. Политическая карьера Гитлера В 1933 году партия Гитлера пришла к власти.

Адольф Гитлер присвоил себе звание «фюрер», что переводится, как «вождь». В 1938 году журнал «Нью-Йорк Тайм» назвал фашистского лидера человеком года. Это было единственный раз в истории, когда на обложке не было фотографии номинанта. А в 1936 году Гитлеру разрешили провести в Берлине Олимпийские игры. На них он хотел доказать превосходство белой расы. Но и тут разочарование: темнокожий спортсмен из США выиграл 4 золотые медали.

Фюрер принципиально отказывался пожимать руку победителям из других стран, кроме Германии. Но после Олимпиады он всем медалистам отправил памятные письма со своей фотографией. Придя к власти, Гитлер создал тайную полицию — гестапо, концлагеря. Отныне суды и армия присягу давали не стране и конституции, а лично фюреру. В 1932 году при Гитлере появились первые в мире скоростные дороги — автобаны. Они были очень удобны для быстрой переброски войск.

А также могли служить, как временные взлетные полосы для самолетов. Последние дни жизни Гитлера Ева Браун была любовницей Гитлера, с которой он встречался 12 лет. Он был старше ее больше, чем в два раза. Когда пара начала встречаться, Еве было 17 лет, а Адольфу — 40. Он никогда не показывался с ней на публике, так как боялся, что это повредит его политической карьере. В мае 1945 года Гитлер позволил приехать Еве в бункер под Берлином, где они были вместе.

Спустя 36 часов они оба умерли: Ева приняла цианид, а Адольф застрелился. Адольф Гитлер был вегетарианцем. Он также не пил кофе и чай, предпочитал отвары из трав. Гитлер не пил и не курил, он даже запретил курить в его присутствии. Американцы пытались подсыпать в еду Гитлера женские гормоны, чтобы снизить его агрессивность. А вот яд добавить было невозможно: у фюрера были дегустаторы еды.

А в последний апрельский день победного для СССР года великий диктатор застрелился, приказав сжечь впоследствии тело. Он не хотел своего публичного показа в русском музее. Идеология Третьего рейха Около ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком. Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле. После окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России.

В 1922 г. Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 г. В 1934 г.

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство — это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества. Второй камень преткновения между двумя системами — национальный и расовый вопрос.

Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос — краеугольный камень нацизма. Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы.

В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас.

По своему консерватизму, во многом имевшему корни в романтизме и консервативных эстетических предпочтениях, по своему мировоззрению Гитлер был радикальным выразителем негодования деревни по отношению к городу. После прихода к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия НСДАП вобрала в себя целый ряд правых партий, в том числе «Стальной шлем» — националистическую организацию бывших фронтовиков Первой мировой войны, и Немецкую национальную народную партию Deutschnationale Volkspartei, DNVP. В отличие от Муссолини первых лет фашистского режима в Италии, много говорившего о национальном самосознании и чувстве общности исторической судьбы и определённо отрицавшего биологический подход к определению национальной общности, Гитлер был последователен в расовом понимании нации. В этом смысле теорию и практику его режима сложно обвинить в непостоянстве, зыбкости, изменчивости или неоформленности.

Всё было предельно ясно. За тринадцать лет до того, как Гитлер добился поста канцлера, Готфрид Федер, на которого Гитлер полагался в экономических вопросах, набросал двадцать пять пунктов нацистской повестки дня. Однако они были объявлены программой Национал-социалистической рабочей партии Германии на партийном собрании в парадном зале мюнхенской пивной Хоф-бройхаус в феврале 1920 г. Четвёртый принцип звучал следующим образом: «Никто, кроме членов нации, не может быть граж- данином государства. Никто, кроме тех, у кого немецкая кровь, вне зависимости от их вероисповедания, не могут быть членами нации»3.

А пятый пункт предполагал фактическое изгнание из Германии всех немцев: «Любой, кто не является гражданином государства, может жить в Германии только как гость и должен быть признан субъектом законов для иностранцев». Так расизм и антисемитизм заявлялись совершенно открыто и недвусмысленно. Программа партии была во многом революционна — прежде всего с точки зрения международных отношений, так как первым же пунктом утверждала пангерманистские стремления по объединению всех немцев в едином государстве, то есть в первую очередь объединение Австрии и Германии в единое государство. В программе НСДАП не было ничего откровенно нового и оригинального, кроме той степени демагогической силы, с которой проповедовались изложенные в ней принципы, и тех последствий, которые повлекла эта программа. Однако в середине 1920-х годов пункты национал-социалистической программы не вызывали впечатления чего-то большего, чем простой демагогии.

Эта программа была создана для всех классов и слоёв общества, была результатом баланса самых разнообразных и противоречивших друг другу интересов: «Для всех немцев — Великая Германия. Для шовинистов — антисемитизм. Для баронов — чистота германской расы. В круговороте фашистской свастики. Энциклопедия символов Третьего Рейха.

Для крестьян — принудительное безвозмездное отчуждение земель общего пользования, отмена арендной платы и т. Для рабочих — национализация трестов и разделение прибылей. Для всех трудящихся — уничтожение нетрудового дохода и задолженности... Для имущих классов — борьба с марксизмом и, в частности, коммунизмом. Наконец, всем женщинам Гитлер в речах своих обещает "вместо равноправия — мужей"»4.

Так охарактеризовал пёструю национал-социалистическую программу в 1933 г. Как и Муссолини в Италии, Гитлер балансировал на грани противоречивых интересов и сумел использовать их таким образом, чтобы прийти к власти. Причём и в итальянском, и в немецком случае прихода к власти фашистов решающим фактором была «коммунистическая угроза», противоядие против которой судорожно искали представители привилегированных классов. Примечательно, что промышленники и буржуазия обнаруживали тенденцию не доверять радикальной риторике вождей обеих фашистских революций, так как видели в ней только популистские уловки, необходимые для того, чтобы завладеть душами масс. За будоражащими толпу выступлениями Гитлера представители крупного капитала не увидели свойственной ему веры в своё признание, посчитав его только хорошим артистом, оратором, готовым на компромисс политиканом без убеждений.

На практике же оказалось, что имущие классы недооценили реальной подоплёки этой риторики, не поняли, что за ней скрываются не только демагогия и популизм, но и вера в свой мессианизм преобразователя общества и 4 Устрялов Н. Представители имущих классов Италии и Германии просто не могли представить образ мыслей поддерживаемых ими народных вождей, каждый из которых имел богатый жизненный опыт полуголодных блужданий по городским улицам. Однако у Гитлера мессианизм был истинно фанатичным, бешеным и непримиримым. Этой непримиримостью и фанатизмом он заметно отличался от Муссолини. Ведь это факт, что никто, пожалуй, не пользуется таким доверием немецкого народа, как я.

В будущем, верно, никогда не будет другого такого человека, который имел бы авторитет больший, чем имею я. Следовательно, моё существование есть фактор огромного значения. Но я могу быть в любой момент уничтожен каким-нибудь преступником, каким-нибудь идиотом... Никто не знает, как долго я ещё проживу. Поэтому пусть лучше столкновение произойдёт сегодня.

В сущности — только три великих государственных деятелей во всём мире: Сталин, я и Муссолини. Муссолини — слабейший. Сталин и я — единственные, кто видит будущее»5. Показательно, как откровенно, холодно, цинично и в то же время подробно останавливался Гитлер на вопросах управления сознанием масс. Гитлер выразил взгляды Густава Ле-бона языком практика, уличного агитатора, пропагандиста митингов и пивных.

Если бы Гитлер не был осуждён 204 5 Цит. До горького конца. Записки заговорщика. Смоленск: Русич, 2002. Примечание на с.

Подход Гитлера к управлению массами можно суммировать следующим образом. Масса не состоит из профессоров и дипломатов, она не видит нюансов и полутонов, она инстинктивна, косна и бездумна, а значит, нуждается в страсти, чувстве, фанатизме, вере, а не разуме, во впечатлении, а не в знании. Массы не нуждаются в объяснениях, но жаждут утверждений. Именно в силу этого свойства речи на митингах национал-социалистов сейчас кажутся такими плоскими и банальными, наполненными общими фразами и восклицаниями, без глубоких мыслей и сложных конструкций. Эти речи не ставили целью тронуть разум, а должны были пробудить эмоции, для чего и сопровождались факельными шествиями, соответствующей атрибутикой и особым стилем самого их произнесения.

Вождь национал-социализма презирал массы, которым нужно было дать лучших вождей. Массовость партии по мысли Гитлера сама по себе давала право на власть. Парламент рассматривался идеологами национал-социализма как безответственный и аморальный институт, в силу чего национал-социалистическая партия не воспринималась своими членами как парламентская партия, и парламент был ей нужен только на первых порах. Как и итальянский фашизм, национал-социализм Германии был вызван к жизни реакцией на коммунистическую опасность со стороны буржуазных классов и стал одним из результатов Первой мировой войны. Победители итальянцы выиграли эту войну, но чувствовали себя обманутыми и проигравшими, немцы войну проиграли, но чувствовали, что могли победить.

Крах империи Гогенцоллернов объяснялся в этих условиях не слабостью войск, не военным поражением, а революцией в тылу. Являясь представителем мелкобуржуазной среды, Гитлер умело сочетал эксплуатацию патриотических чувств с социалистической риторикой. Патриотическое чувство побеждённой и оскорблённой Германии было синтезировано с насущными потребностями масс. Как и Муссолини, Гитлер оказался правым политическим деятелем нового типа. Прежние юнкерские элиты не имели его мелкобуржуазного чутья и не умели так эксплуатировать социальные темы, как это удавалось ему6.

Именно Гитлеру удалось соединить великодержавную риторику потомственного высшего чиновничества Пруссии с чаяниями народных масс, выходцем из которых он был. Средний класс: социальная база фашизма и реальная экономическая подоплёка победы нацизма Несмотря на мелкобуржуазную социальную базу, привели Гитлера к власти прежде всего промышленные круги — крупнейший военно-химический концерн «И. Фарбениндустри» и крупнейшая металлургическая монополия Германии «Стальной трест» «Ферайнигтештальверке» , возникшая в Германии в 1926 г. Консолидация «Стального треста» проходила с помощью американских банкиров, предоставивших организации долгосрочные займы более чем на 100 млн долларов. На момент прихода Гитлера к власти в 1933 г.

Психология масс и фашизм. В годы Второй мировой войны «Стальной трест» был одной из наиболее мощных монополий нацистской Германии, тесно связанной с концернами «И. Фарбениндустри», «Сименс» и др. Интеллектуалы — Карл Хаусхофер, Готфрид Фе-дер и другие — были представителями тонкого слоя носителей идеологии, завесой идеологических смыслов поверх примитивного движения, скрывающими мощные рычаги грубой экономической силы и экономического интереса монополий. Причём далеко не всегда интеллектуалы, связываемые с нацизмом, ему симпатизировали или разделяли все идеологические установки гитлеризма, хоть он и пытался апеллировать к их авторитету.

Потребности промышленного капитала и поддержанная массами идеология нацизма привели Гитлера к власти. Две эти мощные силы — промышленные магнаты и социальная база нацистов в лице представителей мелкой буржуазии — объединились, стали работать на Гитлера. Причём средние классы общества, массы электората не знали об этой второй силе, выдвигавшей Гитлера вперёд. Опираясь на эти силы, Гитлер стал канцлером, а затем и президентом, сосредоточив в своих руках беспрецедентную власть. Он пришёл к власти демократическим путём, но укреплял её, изменяя законы и прибегая к террору.

Он не был общенациональным лидером в демократическом, неавторитарном понимании, как, например, Махатма Ганди. Его власть покоилась на штыках СС, концентрационных лагерях и поддержке со стороны отдельных, 205 пестуемых государством групп населения — членов партии, околопартийных организаций, чиновников, силового блока. Гитлера активно поддерживала консервативная, крайне правая и радикальная интеллигенция. Либеральная немецкая интеллигенция пассивно стояла в стороне и наблюдала за происходившим. Во многом это объяснялось тем обстоятельством, что последователей Гитлера, как и его самого, недооценили и считали меньшим злом, чем торжество коммунистов.

Особенностью союза нацистов с промышленниками было то, что его стороны плохо понимали друг друга, у них были разные мотивы и разные цели. Промышленники и банкиры, так же как и аристократические круги, полагали, что Гитлер куплен, считали, что он обычный и при том недалёкий экспрессивный демагог. Если они и читали его книгу, то не придавали ей значения, что не удивительно, так как подобная дикость не могла восприниматься образованными людьми всерьёз. И именно здесь они просчитались. Привыкнув всё измерять деньгами, они не смогли понять, что всё написанное Гитлером говорилось всерьёз.

Шелленберг, — тысячи людей с самым разным прошлым и по совершенно различным причинам поспешно примкнули к национал-социалистическому движению. Как и большинство этих людей, я был уверен, что Гитлер — реалист в политике и что, добившись власти, он откажется от наиболее экстремистских и неразумных аспектов своей программы, таких, как меры против евреев. Эти средства, возможно, были хороши для того, чтобы вербовать сторонников в прошлом, но, разумеется, они не могли служить принципиальной основой управления современным государством»7. Точно 206 7 Шелленберг В. Мемуары гитлеровского разведчика.

В 1933-1934 гг. Он, как и большинство, рассматривал Гитлера с точки зрения обычного «здравого смысла» и экономической подоплёки внутриполитической борьбы в Германии. В целом их ожидания оправдались, хотя они и ошиблись в некоторых деталях. Гитлер и его бюрократия не стали таким орудием, которым круппы и тиссены могли бы командовать как хотели; им пришлось разделить свою власть с нацистской бюрократией, а в ряде случаев и подчиниться ей. Однако нацизм, принёсший экономический ущерб всем остальным классам, заботливо опекал интересы наиболее мощных групп германской промышленности»9.

В высшей степени показательна судьба Фрица Тиссена, человека, которого в первые годы правления Гитлера называли истинным королём Германии. Сразу после прихода нацистов в 1933 г. О расовой картине мира Гитлера и её значении для принимаемых решений см. Гитлер над Европой? Гитлер против СССР.

Бегство от свободы. Человек для себя. Позднее гауляйтеры Эссена, Дюссельдорфа и Северной Вестфа-лии признали право Тиссена налагать вето на любые решения, принятые в сфере экономики. Однако уже в 1939 году Тиссен покинул Германию, что не спасло его от нацистских концлагерей — заксенхаузена, Бухенвальда и Дахау10. Процесс сращивания государства и партии, партии и бизнеса проходил по нацистским правилам государственного капитализма, а бывшим спонсорам партии, благодаря которым фюрер пришёл к власти, пришлось либо смириться со своей судьбой, либо уйти с государственной сцены.

Между тем ответы на многие вопросы лежали в книге самого фюрера. Его мотивы были не в плоскости экономики. Социальной базой НСДАП между мировыми войнами выступали нижние слои среднего класса11, мелкая буржуазия — то есть преимущественно те люди, которых Владимир Ильич Ленин едко и уничижительно именовал «хозяйчиками»12. При этом Гитлер пытался заигрывать и с рабочими, и с высшими классами. Его политическая программа и агитация были в высшей степени эклектичным балансированием на острие интересов самых разных социальных групп и их оттенков.

Само название партии — Национал-социалистическая рабочая партия Гер-мании13 — было продиктовано желани- 10 Тиссен Ф. Я заплатил Гитлеру. Исповедь немецкого магната, 1939-1945. Германский национал-социализм. Полное собрание сочинений: в 58 т.

Если выбросить из книги Адольфа Гитлера все человеконенавистнические размышления о евреях, призвании арийского человечества и прочую иррациональную, пронизанную эмоциональным накалом патетику в стилистике жёлтой прессы и теорий кон-спирологических заговоров и мировой закулисы, то получится практическое пособие по политическому пиару, политической рекламе и политической психологии. Самое интересное, что вдохновляли Гитлера.

При этом, акцент делается не на разум, а на «базовые инстинкты» и сильные негативные чувства, прежде всего — на ненависть к чужим, другим, непохожим. И действительно, как утверждал Жак Лакан, французский психоаналитик, философ и психиатр, «ненависть, как и сама любовь, — безграничное поприще» [18]. Оставалось привить, точнее развить, «правильные» инстинкты у германского народа. Осуществлять данную метаморфозу следовало, прежде всего, через систему образования. Потому-то в числе первых шагов фашистской власти в Германии значились массовые чистки учителей и преподавателей. Третьему Рейху нужны были не подлинные личности, а дивиды — люди с фрагментарными представлениями о действительности.

Такими проще манипулировать, навязывая им свою волю, в том числе звериную ненависть к выдуманным врагам-«недочеловекам», как внутренним евреи, цыгане , так и внешним славяне. Поэтому система образования любого фашистского государства направлена не на самостоятельное развитие личности, а на её формирование в жёстко определённых рамках. Типового оуновца описал участник ликвидации бандеровского подполья, ветеран органов госбезопасности Г. Санников: «Карпо был страшным человеком. В крови по локоть — не один десяток людей собственноручно повесил… дальше села, потом леса нигде не был, города не видал» [11]. Такие малограмотные, наивные и жестокие люди идеально подходили бандеровским бандам. От них требовали лишь фанатичной веры и покорности главарям, а также готовности пойти на любые злодеяния. Думать было не надо.

Шухевич повторял: «Холоп не смеет политиковать, он должен слушать и безоглядно выполнять приказы провода бандеровских главарей — авт. Дать холопу политическое образование — это значит предоставить ему возможность критиковать провод, думать над тем, правильную или неправильную политику ведёт провод, — этого допустить нельзя» [13]. Доживи Шухевич до наших дней, он был бы в восторге от бандеризации и разрушения системы образования Украины. Его дух… переродился в чудовище национал-социализма и был уничтожен в итоге только Красной армией в 1945 году… Нынешний украинский радикал тоже вырос за ученической скамьёй, — написал заместитель председателя Совета Безопасности России Д. Медведев в своём Telegram-канале. Пассионарная часть украинцев последние 30 лет молилась на Третий рейх... Не стоит удивляться, что преобразившуюся ментально в Третий рейх, записавшую в учебники по истории имена иуд и нацистских прихвостней Украину, его же судьба и постигнет» [10]. Кравцов сообщил, что более 50 экспертов, педагогов и историков провели анализ учебников, методических пособий, по которым работали учителя, учились дети на территории Украины.

Оказалось, что в них целенаправленно фальсифицировались целые главы истории. Приведу лишь одну оценку министра: «В учебниках истории Бандера и Шухевич названы героями, которые культивируются. В ней впрямую нацизм возводился в абсолют» [19]. И всё это «творчество» финансировалось иностранными государствами. К этому добавим, что осуществлялась эта информационно-идеологическая кампания ещё с конца 1980-х годов. Напомним, что в январе 1989 г. Как наставлял своих эсэсовских «прихожан» Г. Гиммлер, «недочеловек — духовно гораздо ниже, чем зверь — следовательно расизм может принять форму геноцида в отношении советского народа».

А Гитлер так ориентировал своего румынского визави Антонеску: «моя миссия — уничтожить славян». Безусловно, нормальный человек, с образованием и воспитанием, в здравом уме никогда не воспримет столь бредовые идеи как правду, и тем более не станет участвовать в их реализации. Лестницей, ведущей человека вниз к такому звериному состоянию, является путь постепенного отказа от принятых в обществе правил и морали. Соблазн облегчения постоянно действующих ограничительно-сдерживающих установок — фактор относительной лёгкости восприятия «безумных» содержаний идей , преобладающих в этих содержаниях деструктивных и автодеструктивных тенденций, средним «нормальным» человеком. Вот, почему коллективный Запад так настойчиво разрушал Советский Союз изнутри, разлагая мораль и нравственность советского человека начиная с партийной и государственной «элиты». Вот, почему ЦРУ США в холодной войне делало главную ставку в политическом противостоянии с СССР на разрушение его образования, науки и культуры щедро поощряя «лучших» «печеньками», вплоть до Нобелевской премии. Ими стали Россия, Украина, Беларусь и другие государства Русского мира. Владислав Дутчак — главный идеолог и вербовщик запрещённого в РФ «Азова» по прозвищу «доцент», начал свою трудовую деятельность в 1992 г.

Будучи пленён в ходе спецоперации, этот профессиональный историк-этнограф, кандидат философских наук, доцент, с 2017 г. Поэтому для коллективного Запада так важен глобальный хаос, нравственное падение и фрагментарное мышление современного человека. В этой связи справедливо замечено, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [20, c. Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой». А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории.

Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М. Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности. В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных. История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др.

Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? Собственно сказанное относится ко всему советскому периоду отечественной истории. История есть единый, неразрывный процесс. Наше дальнейшее движение вперёд невозможно без адекватного освоения опыта прошлого, что включает как знание ошибок, так и опору на достижения, среди которых важнейшее место занимает выстраданное понимание того, что общественный интерес выше личного, а все люди равны в главном — в своём праве на достойную и счастливую жизнь. Без этого нам не защитить себя и других от фашистской заразы, без этого невозможно победить фашизм. Примечания В данном контексте фашизм рассматривается как идеология, общественное движение и форма политического режима. Подробнее см. Антироссийская Украина: от марионетки Германии и Австро-Венгрии до американской оккупации и войны против России.

Украинский фронт войны против России. Интересно, что термин «тоталитаризм» от позднелатинского totalitas — целостный , причем в позитивном ключе — как характеристика сильного государства, был впервые использован Б. Муссолини вскоре после его прихода к власти в Италии, в середине 1920-х годов. Однако уже через несколько лет это понятие взяли на вооружение антифашисты, которые стали применять его в выраженном негативном контексте, резко критикуя порядки, установленные в гитлеровской Германии. Например: «Фашизм — социально-политические движения, идеологии и политические режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии, так называемый новый порядок и предельно жёсткие средства его утверждения. Опирается на массовую тоталитарную партию и непререкаемый авторитет вождя» Современная энциклопедия. Минск, 1999 ; «Фашизм — крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой диаметрально противоположные демократии и либерализму» Политология.

Толковый словарь. Аналогичные и близкие определения даны в Большом юридическом словаре М.

Происхождение нацизма

Предлагаем вниманию читателей материал Леонидаса Афисидиса из города Салоник, об исследовании нацизма, опубликованная в еженедельнике Афинский Курьер. на уровне человека, считающего, что только ОДНА нация может быть в фашистском государстве. Итальянский писатель. НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (сокращенно — нацизм), идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в Германии, придавшие при диктатуре А. Гитлера. перед вами фашисты. это мировоззрение, которое основано на исключительности, (иногда избранности), превосходстве своей национальности одного народа над другим. Давайте разберемся, в чем же разница между «фашизмом» и «нацизмом», кто из них действительно развязал самую страшную войну в истории и почему «немецко-фашистских.

Что такое нацизм: определение и основные признаки

перед вами фашисты. это идеология, созданная Национал-социалистической немецкой рабочей партией в начале 1920-х годов. Что такое фашизм, нацизм и неонацизм? Генезис Фашизма, механизмы его влияния на массы, Взаимосвязи с нацизмом и тоталитаризмом. Идеология и принципы фашизма. Фашизм (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение) — праворадикальное политическое и идеологическое течение.

В чем заключались основные положения идеологии нацизма

Нацизм — что это такое и кто такие нацисты 15 Тема 3 ИДЕОЛОГИЯ ГЕРМАНСКОГО НАЦИЗМА 3.1 Методологические основы нацистской идеологии.
Что такое нацизм - определение (простыми словами) это мировоззрение, которое основано на исключительности, (иногда избранности), превосходстве своей национальности одного народа над другим.
История Третьего Рейха Что такое фашизм, нацизм и неонацизм? Генезис Фашизма, механизмы его влияния на массы, Взаимосвязи с нацизмом и тоталитаризмом.
Что такое нацизм Идеология и принципы фашизма. Фашизм (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение) — праворадикальное политическое и идеологическое течение.
Что такое нацизм кратко Национал-социализм, экстремистское немецкое националистическое движение в Германии в 1919–1945 гг. Возглавлялось с 1920 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий