Отечественная система планирования развития вооружения

В наибольшей степени отвечала указанным выше задачам система программно-целевого планирования вооружения и военной техники (ВиВТ). Сущность системы система программно-целевого планирования ВиВТ зиждилась на трех основополагающих принципах. Методологический базис межвидового программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных Сил в современных условиях подробно показан на рис. 4.11. Единая система исходных данных для программно-целевого планирования развития ВВСТ. Как же усовершенствовать государственную систему управления развитием вооружения? Во-первых, представляется необходимым увеличить горизонт предвидения в военно-техническом планировании. В отличие от упомянутых выше систем, развитие КР наземного старта ранее сдерживала двоякая система факторов: во-первых, режим ДРСМД, а во-вторых, специфический для стран НАТО акцент на разработке авиационных высокоточных вооружений. Концептуально порядок разработки комплекса мероприятий развития системы вооружения включает в себя анализ ее текущего состояния, обоснование требований на программный период и определение существующих возможностей государства по развитию ВВСТ.

Оборонный заказ и военно-техническая политика государства

35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий развития военной организации, а также строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения. Перспективы развития бронетанкового вооружения и техники и военной автомобильной техники для Вооружённых Сил Российской Федерации. Отечественное бронетанковое вооружение XXI века. Конечной целью реализации новой госпрограммы вооружений является увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80% с 10%, имевших место в 2010 году. • координация внешнеэкономических связей оборонных отраслей промышленности по военно-техническому сотрудничеству. К периоду 1960-х годов относится становление системы программно-целевого планирования развития систем вооружения. Исчезла сквозная, межотраслевая, вертикально интегрированная система управления планированием и развитием вооружений, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) и изделий двойного назначения.

Государственные программы вооружения России. Досье

Новости Юрий Борисов назвал приоритеты ГПВ 2024-2033 Высокоточное оружие, робототехнические комплексы, оружие на новых физических принципах и системы управления на основе искусственного интеллекта станут основными приоритетами государственной программы вооружений ГПВ на 2024-2033 годы. Об этом рассказал вице-премьер Юрий Борисов в интервью изданию «Интерфакс». Следите за новостями «Новый оборонный заказ.

Гора и В.

Гевелинг, а также представители Генерального штаба С. Ахромеев, В. Аболинс, А.

Данилевский и М. Смыслов, С. Гучмазов, Р.

Строев, А. Шукин и Б. К «первопроходцам и пионерам» программно-целевого планирования по праву можно отнести, прежде всего, ведущих сотрудников 13-го управления НВ МО, внесших большой творческий вклад в разработку ключевых разделов «Основных направлений» и «Программы вооружения».

Работали они, как правило, по 12—14 часов, нередко в выходные дни и праздники. Большую работу провел первый отдел управления. Эффективной работе во многом способствовал помощник заместителя министра обороны по вооружению, полковник Владимир Вячеславович Бакаев, сумевший организовать постоянную поддержку руководящего аппарата управления при согласовании программных материалов с высшими инстанциями.

Заметный научно-методический вклад в замысел и структуру программного материала внесли крупнейшие военные ученые — генералы Андриан Александрович Данилевич и Махмуд Ахметович Гареев. Следует отметить организационную помощь в согласовании программных материалов со стороны работников Госкомиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам. По существу, без их участия не мог быть решен ни один вопрос, поскольку каждый из них требовал конкретных ресурсов.

Стоит подчеркнуть большие заслуги в развитии механизмов программно-целевого планирования первого заместителя председателя Госплана СССР Валентина Ивановича Смыслова и его сослуживцев: генерала Сослана Григорьевича Гучмазова и особенно генерала Ремира Федоровича Степанова. Неоценимый организационный и творческий вклад в разработку «Основных направлений» и «Программы вооружения» внес выдающийся конструктор, военачальник и государственный деятель, генерал армии Виталий Михайлович Шабанов. Проект, как положено, был согласован со всеми участвующими сторонами, однако поддержки в высших инстанциях не только не получил, но и не был рассмотрен.

Не было и поощрительного приказа министра обороны. В те годы никто не мог себе представить, даже в страшном сне, что без ядерных ракет, танков и авиации будет предательски повержен великий Советский Союз, что реальная военная угроза будет происходить не от США и их союзников по НАТО, а от наших соотечественников. Шел 1990 год.

Наступили новые времена! Распад системы программно-целевого планирования вооружений и военной техники Начало распада системы программно-целевого планирования ВиВТ следует отнести к середине 1991 г. Именно в этот период был приостановлен весь процесс совершенствования программно-целевого планирования в оборонной сфере.

Для реализации ее основных положений вышла оформленная отдельным постановлением Кабинета министров СССР от 30 июня 1991 г. Однако обе эти программы оказались «спущены на тормозах» и заведомо были обречены на забвение. В связи с известными событиями было также приостановлено утверждение подготовленного к середине 1991 г.

Таким образом, сознательно и целенаправленно был нанесен удар по интеллектуальной и организационной составляющей военно-технического строительства и связанному с ним развитию гражданского сектора экономики. В период «перестройки» была предпринята отчаянная попытка кардинально решить для народного хозяйства страны проблему ресурсосбережения не за счет традиционной экономии материальных ресурсов, потребляемых производством, а за счет широкого вовлечения в хозяйственный оборот вторичных возвратных ресурсов. Наибольшие резервы вовлечения в промышленное производство дополнительных видов высококачественных материалов имелись, прежде всего, в сфере специальных возвратных ресурсов, формируемых на базе утилизации и переработки высвобождаемых вооруженными силами устаревших образцов ВиВТ.

Эти резервы измерялись десятками миллионов тонн высококачественных черных и цветных металлов, тысячами тонн полимерных и композиционных материалов, сотнями тонн драгоценных материалов, редкоземельных элементов и других компонентов. Экономическая целесообразность использования этих вторичных ресурсов была очевидна и обусловлена не только постоянно возрастающим объемом накопления военной продукции, потерявшей по тем или иным причинам свои боевые свойства, но и высоким содержанием в ней полезных компонентов. Возможности же их использования практически не были изучены.

Вовлечение в хозяйственный оборот специальных возвратных ресурсов требовало определенных затрат. Однако эти затраты, как правило, оказывались намного меньше тех, которые были связаны с адекватным наращиванием производства первичного сырья. Например, производство алюминия из вторичного сырья требует меньше электроэнергии в 23 раза, условного топлива — в 7 раз, а удельных капитальных вложений — в 8 раз.

Однако это требовало создания индустрии утилизации, и не только по алюминию, но и по другим полезным компонентам. Масштабность создания новой индустрии утилизации военной продукции, предложенного Государственной программой, определялась оценками потенциала специальных возвратных ресурсов, который составлял в денежном выражении более чем 100 млрд руб. И вот что еще важно: принципиальным отличием последних государственных программ — как конверсии, так и, особенно, утилизации — явилась их ориентация на зарождающиеся в стране «рыночные механизмы».

В последнем варианте структуры Кабинета министров СССР появился, например, на правах министерства Фонд государственного имущества СССР Союзгосфонд , который был призван в основном решать проблемы приватизации собственности СССР и наделялся правом распоряжения государственной собственностью.

Поэтому успехи, достигнутые в том или ином направлении НТР, фактически зависят от принятия решения о проведении конкретных исследований и разработок. Таким образом, прогнозирование «предложения» технологий в долгосрочной перспективе зависит от факта принятия решения об их приоритетности, то есть учета целей научно-технологического развития. При прогнозировании развития сложных систем учитывают многовариантность траекторий развития этих систем. Выбирается, как правило, тот вариант, по реализации которого было принято необходимое решение. Поэтому научным путем эта задача выбора одного варианта из нескольких не решается, то есть процесс научно-технологического развития не относится к самопроизвольным процессам.

Он является результатом слож- ной, порой конфликтной деятельности субъектов прогнозирования, связанных с разработкой и производством ВВСТ и принимаемых ими решений. Долгосрочное прогнозирование НТР должно осуществляться на основе принципов системной инженерии. В соответствии с этими принципами альтернативные направления развития технологий и комплексных проектов выбираются с учетом уровня совершенства новой ВВСТ и ожидаемого в результате реализации этих проектов эффекта, а с другой стороны - запланированных сроков завершения проекта, то есть входящие в проект технологии готовы к внедрению5. Результат стратегического планирования научно-технологического развития ВВСТ заключается в постановке научно обоснованных целей и задач развития науки и технологий для промышленного производства конкретного образца ВВСТ. При этом сам прогноз является важнейшей частью подготовки решения и фактически определяет траекторию развития ВВСТ. Относится к активным прогнозам и рассматриваемая система ВВСТ8.

Таким образом, целенаправленное поведение агентов прогноза становится одним из основных предметов его исследования. Какие технологии будут приоритетными, все зависит от приоритетов и целевых установок этих руководителей, а также других активных агентов системы прогнозирования. Поскольку финансовые и кадровые ресурсы, а также возможности экспериментальной базы ограничены, то различные комплексные проекты, для которых уже накоплено "сырье" в рамках проблемно-ориентированных НИР, доведенных до третьего уровня готовности технологий, одновременно реализовать невозможно. Отбор альтернативных проектов проводится с учетом уровня научно-технического совершенства но- вых ВВСТ и планируемых сроков завершения проекта6. Логика такого отбора проектов представлена на Рисунке 3. Рисунок 3 иллюстрирует, что требования к уровню показателей совершенства изделий ужесточаются возрастающий график ограничения снизу.

График фактически представляет собой прогноз "спроса на технологии", а также требуемые сроки разработки этих технологий. Если ожидаемый уровень совершенства технологий ниже минимально необходимого точка ниже кривой ограничения снизу , то такой проект будет неэффективен. Проекты, для которых точки лежат над кривой минимальных требований, являются приоритетными, и из них осуществляется отбор проекта путем решения определенной оптимизационной задачи с использованием критериев более высокого уровня, чем частные показатели совершенства технологий. Инновации, реализуемые в различных областях науки и техники, взаимодействуют друг с другом и даже могут вступать в противоречие. Принципыотборакомплексныхпроектовприформировании программы прикладных НИР в различных отраслях может быть порой неэффективным, а иногда и даже опасным. В связи с этим необходимо оценивать уровни готовности таких новых технологий и уровень их интеграции.

Уровни отдельных технологий могут быть высоки, но из-за разобщенности их разработчиков может возникнуть когнитивный барьер. Для преодоления когнитивного барьера требуются определенные затраты ресурсов для целей системной интеграции.

Причем исполнение низшими звеньями плановых предписаний высших плановых органов было неукоснительным и безусловным. Правда, эта безусловность иногда оказывалась деструктивной в случаях необходимости оперативного реагирования на изменения конкретных условий создания и производства новой техники, так как годовой народно-хозяйственный план мог быть скорректирован один раз в год, а пятилетний — один раз в пять лет. Он составлялся на основе принятых отдельных директивных решений по перспективам развития ВиВТ, которые часто содержали мобилизующие сроки исполнения.

И все же, несмотря на указанную директивную жесткость и недостаточную гибкость обратных связей в системе «Планирование — Реализация», само наличие в системе управления оборонным комплексом программ и планов было надежной гарантией их исполнения, а статус этих документов как составных частей «Основных направлений и планов экономического и социального развития страны» — гарантией их сбалансированности и обеспеченности ресурсами. Важно отметить, что задача долгосрочного планового управления в нашей стране впервые была решена именно в рамках оборонного комплекса. Она оказалась очень сложной и трудоемкой. Поначалу ее не удалось решить в полном объеме в преддверии этапа подготовки народно-хозяйственных планов на 1976—1980 гг. Не стали составной частью концепции экономического и социального развития СССР и «Контрольные цифры расходов на оборону».

В совокупности их признание как полноценных важнейших документов произошло несколько позднее — благодаря настойчивости, ответственности и высокой дисциплинированности руководителей оборонного комплекса, создавших целевые, хорошо скоординированные между собой коллективы профессионалов, исследователей и управленцев нового типа в военных и гражданских учреждениях. В сентябре 1984 г. Давая им оценку на коллегии МО, министр обороны Дмитрий Федорович Устинов в своем заключительном слове сказал, что «проделана гигантская работа, которая позволяет нам теперь планомерно и уверенно развивать военно-техническое могущество на продолжительную перспективу». Эти важнейшие государственные документы были полностью использованы при разработке в рекордно короткие сроки пятилетних народно-хозяйственных планов и планов важнейших и основных НИОКР по вооружению и военной технике на 1986—1990 годы. Благодаря системе программно-целевого планирования ВиВТ в них была заложена не только основательная научно-практическая база, но и адресная военно-техническая, финансовая и организационная информация по каждому образцу, комплексу и системе.

Никакой эйфории от проделанной работы никто из ее исполнителей не испытывал. Скорее наоборот, все понимали, сколько важного и нужного можно еще вложить в эти государственно значимые документы. В то же время опыт, обретенный при подготовке первого делового цикла программных документов, показал, что «прокалибровать» тысячи различных образцов по степени их приоритетности, а тем более обосновать их совместное функционирование в типовых стратегических операциях, то есть «разложить все по полочкам», для управлений НВ МО и всех их соразработчиков было сверхзадачей. Но именно ее решение представляло особую ценность при реализации этого важнейшего принципа целевого программного планирования. В полном объеме эту задачу удалось выполнить лишь после активного подключения к разработке программ и планов системно ориентированного научно-исследовательского центра.

Сложившиеся методология и традиции его научных исследований в целом вполне подходили для решения сложных программных задач. В свое время Иван Макарович был организатором, что называется, «с чистого лица» двух ведущих институтов Минобороны, так что опыта ему в этом ответственном деле было не занимать. Начальниками управлений были назначены молодые и энергичные ученые — доктора наук. Институт стал оснащаться современной вычислительной техникой, что дало ему возможность в содружестве с другими НИУ МО в скором времени разработать математические модели типовых стратегических операций Вооруженных сил с использованием уникальных алгоритмов обеспечения информационного и огневого взаимодействия различных видов и родов войск и сил флота в предполагаемых боевых действиях. Из года в год рос авторитет института.

Вскоре он стал способен подвергать системной экспертизе самые замысловатые ситуации вооруженной борьбы, выдавая по ним центральному аппарату МО СССР и Генштабу ВС убедительные рекомендации. И вот что интересно: чем больше институт вникал в сложнейшие «механизмы войны», тем нагляднее проявлялась явная людская и оружейная избыточность состава наших ВС, оправдать которую было немыслимо даже самыми невероятными сценариями войн, а тем более сценариями вполне возможных локальных военных конфликтов. В результате большой и кропотливой работы были разработаны основные принципы и критерии обеспечения оборонной достаточности государства в обычных и ядерных вооружениях. Они при использовании математических имитационных моделей позволили упорядочить и систематизировать огромный материал, полученный от видов ВС и родов войск, вскрывать в нем не только военную, но и философскую сущность и закономерности. Политбюро ЦК КПСС поручило Госкомиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам, Минобороны СССР, Госплану СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств рассмотреть вопрос дальнейшего совершенствования системы планирования, создания и производства вооружения и военной техники, в том числе за счет изменения горизонта планирования для основных программных документов «Контрольные цифры на оборону», «Основные направления» и «Программы вооружения» с 10 до 15 лет.

На разработку и согласование этих документов отводилось чуть больше года, и, тем не менее, работа была с честью выполнена. Успех был обусловлен прежде всего тем, что система управления оборонным комплексом впервые после войны приобрела стабильный общегосударственный характер и совершенно новое качество на основе объединения и систематизации военных, научно-технических, технологических и экономических знаний в интересах обороны страны. По современной классификации это была типичная государственная инновационная система, созданная в условиях централизованного планового управления! Кроме того, в этих «Программах» были указаны лишь наименования образцов ВиВТ без раскрытия их основных тактико-технических показателей. И только в упомянутых выше «Программах вооружения на 1986—1995 гг.

В самих же «Программах... При этом структурно в каждом разделе той или иной «Программы... На программный период 1991—2000 гг. Однако внести его на утверждение правительством своевременно не удалось из-за несогласованности позиций по уточнению контрольных цифр, вызванных сокращением расходов на оборону и задержкой принятия Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г. Указанный Порядок содержал четкую последовательность действий всех участников разработки «Программ...

При этом оценивалась достаточность мероприятий, обеспечивающих развитие промышленного потенциала, и соблюдался принцип сквозного планирования развития ВиВТ путем согласования сроков создания образцов комплексов вооружения и военной техники со сроками их поставок и эксплуатации. При разработке программ вооружения возникла трудноразрешимая задача, связанная с тем, что в мероприятиях по обеспечению реализации «Программ вооружения» необходимыми ресурсами должен был быть реализован принцип сбалансированного развития не только отраслей, но и подотраслей промышленности, работающих на выполнение долгосрочного оборонного заказа как по конечным образцам комплексам вооружения, так и по их комплектующим изделиям и элементной базе. Для решения проблемы в рамках процедур программного планирования Госпланом СССР была предусмотрена разработка отраслевыми министерствами специальной формы предоставления исходных данных экономического характера, которая входила в состав технико-экономического обоснования к заключению министерства о возможности реализации заявки Минобороны СССР.

Основные военно — технического развития россии на 2024 год

Планирование развития вооруженных сил на основе программ военные задачи - элементы военных задач.
О государственных программах вооружения России (вторая часть) Статья раскрывает особенности новой государственной программы вооружений РФ на 2024-2033 гг., ключевые направления развития и модернизации военного оборудования, а также возможные выгоды и риски.
Советская система обоснования и реализации военных заказов – Telegraph Статья автора «Военная политика» в Дзене: Государственная программа вооружения 1996-2005 г Первая в современной России Государственная программа вооружения (ГПВ) была утверждена в ноябре 1996 и была.
Как будет выполняться госпрограмма вооружения российской армии в 2022 году 1. Государственная программа вооружения разрабатывается на основе положений: 1) стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период; 2) стратегического прогноза и прогноза социально-экономического | Документ системы ГАРАНТ.
Некоторые подходы к развитию системы вооружения В настоящее время прорабатывается новая Концепция, закладывающая фундамент для развития вооруженных сил до 2030-2033 гг. Пока речь идет только о проекте документа, но уже весной его завершат и утвердят, а к началу 2021 г. будет подготовлен полный пакет планов.

Основные военно — технического развития россии на 2024 год

35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий развития военной организации, а также строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения. Государственная программа вооружения 2024-2033 — это стратегический план, разработанный государством для развития и совершенствования вооруженных сил страны на ближайшее десятилетие. 1. «Автоматизированная система управления Вооруженными Силами, автоматизирован-ная система управления полем боя, визуа-лизация поля боя, робототехника». 2. «Сокращение типов вооружений, военной и специальной техники».

Планирование развития вооруженных сил на основе программ

Основные задачи стратегического планирования: 1. Определение стратегических целей и приоритетов Министерства обороны. Разработка планов военных операций на долгосрочную перспективу. Определение необходимых ресурсов и мероприятий для достижения стратегических целей. Установление сроков и этапов выполнения задач. Координация деятельности всех военных подразделений и структур Министерства обороны.

Стратегическое планирование военных операций позволяет обеспечить эффективное использование ресурсов Министерства обороны, оптимизировать деятельность и повысить эффективность военных операций. Оно также позволяет обеспечить безопасность и защиту интересов государства в современных условиях. Развитие военно-промышленного комплекса Одной из основных задач на грядущий год является укрепление и модернизация производственной базы военно-промышленного комплекса. Министерство обороны планирует принять меры для увеличения производительности, совершенствования технологических процессов и повышения качества выпускаемой продукции. Важным приоритетом является разработка и внедрение новых технологий в оборонную промышленность.

Министерство обороны будет активно сотрудничать с ведущими научно-исследовательскими институтами и предприятиями, чтобы обеспечить разработку инновационных решений и создание передовых образцов военной техники. Также важным аспектом развития военно-промышленного комплекса является обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами. Министерство обороны будет активно развивать военно-техническое сотрудничество с другими странами, а также привлекать иностранные инвестиции для модернизации и развития отечественного военно-промышленного комплекса. Развитие военно-промышленного комплекса позволит обеспечить нужды Вооруженных Сил Российской Федерации в современной и эффективной военной технике, а также способствовать развитию отечественной экономики и научно-технического потенциала страны. Совершенствование военной техники В рамках данного направления приоритетными являются следующие задачи: 1.

Модернизация существующих видов вооружения и военной техники. Министерство обороны планирует провести комплексные и частичные модернизации различных образцов военной техники, включая танки, самолеты, корабли и другие виды вооружения. Это позволит повысить их боевые характеристики, надежность и эффективность использования в боевых условиях. Разработка новых образцов военной техники. Министерство обороны активно работает над созданием новых видов вооружения и военной техники, которые отвечают современным требованиям и могут эффективно противостоять потенциальным угрозам.

В 2023 году планируется продолжить эту работу и создать новые перспективные образцы техники. Внедрение инновационных технологий. Министерство обороны активно сотрудничает с ведущими научными организациями и предприятиями в области разработки и внедрения инновационных технологий в сферу военной техники. В 2023 году планируется увеличить объемы такого сотрудничества и внедрить новые технологические решения в производство военной техники. Общая цель совершенствования военной техники — обеспечение высокой боеготовности и эффективности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Анализ существующего научно-методического обеспечения планирования развития системы вооружения показал, что, в целом, оно соответствует положениям теории вооружения, однако, предварительный анализ ряда работ позволил выявить ряд недостатков, существенно ограничивающих возможности их применения в современных условиях. В статье рассмотрены некоторые проблемы планирования развития системы вооружения в долгосрочной перспективе. Интернет-портал журнала "Россия в глобальной политике".

Этим механизмам была свойственна директивность и по вертикали, и по горизонтали, так как народно-хозяйственные планы детализировались на каждом уровне управления для каждого предприятия, цеха, участка и каждого рабочего места. Причем исполнение низшими звеньями плановых предписаний высших плановых органов было неукоснительным и безусловным. Правда, эта безусловность иногда оказывалась деструктивной в случаях необходимости оперативного реагирования на изменения конкретных условий создания и производства новой техники, так как годовой народно-хозяйственный план мог быть скорректирован один раз в год, а пятилетний — один раз в пять лет. Он составлялся на основе принятых отдельных директивных решений по перспективам развития ВиВТ, которые часто содержали мобилизующие сроки исполнения. И все же, несмотря на указанную директивную жесткость и недостаточную гибкость обратных связей в системе «Планирование — Реализация», само наличие в системе управления оборонным комплексом программ и планов было надежной гарантией их исполнения, а статус этих документов как составных частей «Основных направлений и планов экономического и социального развития страны» — гарантией их сбалансированности и обеспеченности ресурсами.

Важно отметить, что задача долгосрочного планового управления в нашей стране впервые была решена именно в рамках оборонного комплекса. Она оказалась очень сложной и трудоемкой. Поначалу ее не удалось решить в полном объеме в преддверии этапа подготовки народно-хозяйственных планов на 1976—1980 гг. Не стали составной частью концепции экономического и социального развития СССР и «Контрольные цифры расходов на оборону». В совокупности их признание как полноценных важнейших документов произошло несколько позднее — благодаря настойчивости, ответственности и высокой дисциплинированности руководителей оборонного комплекса, создавших целевые, хорошо скоординированные между собой коллективы профессионалов, исследователей и управленцев нового типа в военных и гражданских учреждениях. В сентябре 1984 г. Давая им оценку на коллегии МО, министр обороны Дмитрий Федорович Устинов в своем заключительном слове сказал, что «проделана гигантская работа, которая позволяет нам теперь планомерно и уверенно развивать военно-техническое могущество на продолжительную перспективу». Эти важнейшие государственные документы были полностью использованы при разработке в рекордно короткие сроки пятилетних народно-хозяйственных планов и планов важнейших и основных НИОКР по вооружению и военной технике на 1986—1990 годы.

Благодаря системе программно-целевого планирования ВиВТ в них была заложена не только основательная научно-практическая база, но и адресная военно-техническая, финансовая и организационная информация по каждому образцу, комплексу и системе. Никакой эйфории от проделанной работы никто из ее исполнителей не испытывал. Скорее наоборот, все понимали, сколько важного и нужного можно еще вложить в эти государственно значимые документы. В то же время опыт, обретенный при подготовке первого делового цикла программных документов, показал, что «прокалибровать» тысячи различных образцов по степени их приоритетности, а тем более обосновать их совместное функционирование в типовых стратегических операциях, то есть «разложить все по полочкам», для управлений НВ МО и всех их соразработчиков было сверхзадачей. Но именно ее решение представляло особую ценность при реализации этого важнейшего принципа целевого программного планирования. В полном объеме эту задачу удалось выполнить лишь после активного подключения к разработке программ и планов системно ориентированного научно-исследовательского центра. Сложившиеся методология и традиции его научных исследований в целом вполне подходили для решения сложных программных задач. В свое время Иван Макарович был организатором, что называется, «с чистого лица» двух ведущих институтов Минобороны, так что опыта ему в этом ответственном деле было не занимать.

Начальниками управлений были назначены молодые и энергичные ученые — доктора наук. Институт стал оснащаться современной вычислительной техникой, что дало ему возможность в содружестве с другими НИУ МО в скором времени разработать математические модели типовых стратегических операций Вооруженных сил с использованием уникальных алгоритмов обеспечения информационного и огневого взаимодействия различных видов и родов войск и сил флота в предполагаемых боевых действиях. Из года в год рос авторитет института. Вскоре он стал способен подвергать системной экспертизе самые замысловатые ситуации вооруженной борьбы, выдавая по ним центральному аппарату МО СССР и Генштабу ВС убедительные рекомендации. И вот что интересно: чем больше институт вникал в сложнейшие «механизмы войны», тем нагляднее проявлялась явная людская и оружейная избыточность состава наших ВС, оправдать которую было немыслимо даже самыми невероятными сценариями войн, а тем более сценариями вполне возможных локальных военных конфликтов. В результате большой и кропотливой работы были разработаны основные принципы и критерии обеспечения оборонной достаточности государства в обычных и ядерных вооружениях. Они при использовании математических имитационных моделей позволили упорядочить и систематизировать огромный материал, полученный от видов ВС и родов войск, вскрывать в нем не только военную, но и философскую сущность и закономерности. Политбюро ЦК КПСС поручило Госкомиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам, Минобороны СССР, Госплану СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств рассмотреть вопрос дальнейшего совершенствования системы планирования, создания и производства вооружения и военной техники, в том числе за счет изменения горизонта планирования для основных программных документов «Контрольные цифры на оборону», «Основные направления» и «Программы вооружения» с 10 до 15 лет.

На разработку и согласование этих документов отводилось чуть больше года, и, тем не менее, работа была с честью выполнена. Успех был обусловлен прежде всего тем, что система управления оборонным комплексом впервые после войны приобрела стабильный общегосударственный характер и совершенно новое качество на основе объединения и систематизации военных, научно-технических, технологических и экономических знаний в интересах обороны страны. По современной классификации это была типичная государственная инновационная система, созданная в условиях централизованного планового управления! Кроме того, в этих «Программах» были указаны лишь наименования образцов ВиВТ без раскрытия их основных тактико-технических показателей. И только в упомянутых выше «Программах вооружения на 1986—1995 гг. В самих же «Программах... При этом структурно в каждом разделе той или иной «Программы... На программный период 1991—2000 гг.

Однако внести его на утверждение правительством своевременно не удалось из-за несогласованности позиций по уточнению контрольных цифр, вызванных сокращением расходов на оборону и задержкой принятия Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г. Указанный Порядок содержал четкую последовательность действий всех участников разработки «Программ... При этом оценивалась достаточность мероприятий, обеспечивающих развитие промышленного потенциала, и соблюдался принцип сквозного планирования развития ВиВТ путем согласования сроков создания образцов комплексов вооружения и военной техники со сроками их поставок и эксплуатации. При разработке программ вооружения возникла трудноразрешимая задача, связанная с тем, что в мероприятиях по обеспечению реализации «Программ вооружения» необходимыми ресурсами должен был быть реализован принцип сбалансированного развития не только отраслей, но и подотраслей промышленности, работающих на выполнение долгосрочного оборонного заказа как по конечным образцам комплексам вооружения, так и по их комплектующим изделиям и элементной базе.

Всего таких интегрированных подсистем, функционирующих в едином информационном пространстве, предлагается иметь около 16. Основные их них - это подсистемы бронетанкового вооружения и военной автомобильной техники; ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня; противотанковых средств; средств ПВО; разведывательно-информационного обеспечения; беспилотных летательных аппаратов; средств связи; автоматизированных систем управления войсками и оружием; боевой экипировки и средств ближнего боя.

Приоритетные направления программы вооружения до 2033 года

1. «Автоматизированная система управления Вооруженными Силами, автоматизирован-ная система управления полем боя, визуа-лизация поля боя, робототехника». 2. «Сокращение типов вооружений, военной и специальной техники». Конечной целью реализации новой госпрограммы вооружений является увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80% с 10%, имевших место в 2010 году. В седьмом разделе представлены алгоритм вычисления показателя качества Программы вооружения и результаты численного решения оптимизационной задачи обоснования Программы вооружения, в которой учитываются только технические аспекты развития ВВТ. Второй этап. На этом этапе проводится оценка состояния систем вооружения на начало программного периода. Для этого от всех видов Вооруженных Сил поступает, а затем обобщается информация о техническом состоянии ВВТ, находящегося в войсках. Ключевой документ программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) – государственная программа вооружения (ГПВ), которая представляет собой долгосрочный плановый документ, содержащий.

Планы Министерства обороны на 2023 год: ключевые направления деятельности и приоритеты

Совет безопасности недавно рассмотрел проект Концепции и одобрил ее, но указал на необходимость некоторого совершенствования. На все требуемые мероприятия уйдет несколько месяцев, и осенью 2020 г. Проект получил поддержку, но некоторые его особенности требуют корректировки. По результатам заседания секретарь Совбеза Николай Патрушев рассказал, что необходимые доработки будут осуществлены в ближайшие месяцы. Министерство обороны и другие ведомства подготовят обновленный проект Концепции и представят его Совбезу. Затем документ отправится на подпись к президенту. Все это будет выполнено до конца марта. До 1 июля 2020 г. Минобороны, МВД, ФСБ и другие силовые структуры должны разработать концепции строительства и развития собственных органов и вооруженных формирований. Затем, не позднее 1 октября, на основе этих концепций составят планы работ на 2021-25 гг. Цели и задачи Главной задачей разрабатываемой Концепции, как следует из ее названия, является строительство и развитие вооруженных сил.

При этом необходимо развитие и совершенствование не только армии, но и других структур, отвечающих за безопасность страны и населения. В ходе заседания Совбеза 22 ноября президент России Владимир Путин указал, что в ближайшее десятилетие основной задачей в этом контексте станет укрепление и развитие военного, технического и кадрового потенциала военной организации страны. При разработке реальных мер для исполнения президент предложил обратить внимание на несколько принципиальных моментов, за счет которых будут обеспечены отличия новой Концепции. В первую очередь нужно обеспечить сбалансированное развитие всех компонентов вооруженных сил — за счет грамотного распределения сил и ресурсов. Также нужно совершенствовать систему управления военной организацией. Необходимы средства разведки, информационно-аналитические комплексы и налаженная система взаимодействия ведомств. Предлагается продолжать перевооружение. В стратегических ядерных силах доля современных систем должна быть еще выше. В перспективе закупка новых образцов будет осуществляться в рамках очередной Госпрограммы вооружений, рассчитываемой до 2033 г. Ее разработка начнется в ближайшее время.

В контексте перевооружения необходимо обеспечить рост производственной готовности промышленности, что позволит создавать и производить современные образцы.

Тем не менее, Россия рассматривает НАТО как инструмент, еще сохраняющий способность, при определенных условиях, сыграть позитивную роль в деле безопасности Европы. Национальным интересам России отвечает разумная трансформация существующей мировой системы безопасности ООН и формирование полноправных региональных систем безопасности в Европе, в СНГ и в АТР, как Региональных подсистем ООН, имеющих собственные региональные Советы Безопасности, и собственную региональную силовую компоненту, с полноправным участием в них России, и ее Вооруженных Сил. В средне срочной перспективе, представляется целесообразным создание Азиатско-Тихоокеанской системы безопасности с силовой компонентой, первоначально сформированной на базе вооруженных сил России, США, Японии и, возможно, Китая. В более отдаленной перспективе, представляется целесообразным интегрирование всех вышеперечисленных Региональных Систем Безопасности в Единую Евро-Азиатско - Тихоокеанскую Систему Безопасности. Участие в этих региональных и Единой системах безопасности России и США как великих и ядерных держав - гарантов безопасности и взаимодействия, сделает работу этих систем эффективной и снимет все возможные коллизии и взаимные подозрения относительно "недружественных или агрессивных устремлений" любых участников или противников этих систем. Мы уверены, что учреждение таких региональных систем безопасности станет существенным фактором стратегической стабильности мира. Работа по трансформации НАТО в элемент стратегического партнерства с Россией предполагает тесное сотрудничество с альянсом в области миротворчества и гуманитарных операций. Это в принципе возможно тогда, когда НАТО примет вид только военной компоненты будущей региональной системы безопасности.

Более тесное взаимодействие России и НАТО в области стратегического диалога и военно-технического сотрудничества, может стать хорошей базой нашего сближения. При этом представляется крайне важным, четко разграничить области этого партнерства и, в соответствии с ними, и выстраивать необходимые уровни полномочий, участия и взаимной ответственности сторон. Мы считаем, что в дальнейшем, необходима трансформация НАТО из военного оборонительного альянса, в союз безопасности. Необходимо развернуть совместную работу по формированию "Основ коалиционной стратегии НАТО-Россия" и определить - общие основы, направления, принципы, задачи и общую структуру этого военно-политического союза и начать формирование международного правового военно-политического поля его деятельности в качестве силовой компоненты региональной системы безопасности ООН. Организация Договора о Коллективной Безопасности СНГ ОДКБ должна развиваться в направлении формирования больших возможностей обеспечения стратегической стабильности на пространствах СНГ и его оперативной совместимости с новыми структурами безопасности Европы. Представляется важным передача этой организации полномочий по борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью, и постепенным переподчинение Организации новым структурам Союзного государства. Россия будет сохранять ровные отношения со всеми государствами постсоветского пространства, независимо от их ориентации на вступление в НАТО, Евросоюз или другие региональные организации. Россия не будет считать их своими противниками и будет стараться проводить политику добрососедства, помощи в решении общих задач безопасности и плодотворного сотрудничества, в том числе и в военно-технической сфере. В случаях грубого попрания соседними государствами суверенитета и национальных интересов России, она оставляет за собой право адекватной реакции.

Стратегия производственно-технического и технологического обеспечения обороны и безопасности страны Основные цели - гарантированное обеспечение нужд национальной обороны; обеспечение выживания ОПК и его формирование в новом формате; обеспечить возможности полного перевооружения Армии России к 2016 году. Оборонно-промышленный комплекс ОПК России является самостоятельным компонентом системы обеспечения национальной безопасности и составной частью оборонного потенциала государства. ОПК страны предназначен для производственно-технического и технологического обеспечения обороны и безопасности страны, разработки и производства всей военной продукции. В ОПК входят промышленные предприятия общего и целевого назначения, научно-исследовательские институты, КБ, испытательные полигоны и центры, другие организации. ОПК России включает в себя всю оборонную промышленность авиационную, ракетно-космическую, судостроительную, радиоэлектронную, средств связи, обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии , а также ядерно-оружейный комплекс атомной промышленности и систему органов государственного управления указанными отраслями. Основными проблемами ОПК являются: старение дорогостоящей лабораторной базы; возрастное старение специалистов предприятий ОПК; низкий уровень заработной платы и отсутствие стимулов у молодежи для работы на предприятиях ОПК; развитие в России представительств ведущих зарубежных предприятий ОПК и отток отечественных специалистов в эти фирмы; практически бесплатная передача интеллектуальной собственности в эти представительства; отсутствие четкой системы учета интеллектуальной собственности и системы вознаграждений за ее разработку; отсутствие постоянно-действующего государственного координирующего органа ВПК времен СССР ; разрушение организаций, системно анализирующих развитие отраслей ОПК ЦНИИРЭС, НИИАС, ЦНИИХМ и т. Основы государственной военно-промышленной политики в отношении ОПК Основная цель военно-промышленной политики России - создание к 2015-2020 году оборонно-промышленного комплекса нового формата и гарантированное обеспечение нужд национальной обороны. Анализ геостратегического положения России, современных угроз ее безопасности, а также особенностей войн XXI века показывает, что сегодняшней России необходим принципиально другой ОПК. Прежде всего, необходима гибкая научно-производственная система, способная разрабатывать и производить широкую гамму вооружений и военной техники, необходимую для действий вооруженных сил в конфликтах различной направленности и интенсивности.

Производство должно быть способным выпускать мелкие серии экономически выгодных образцов ВВТ и, одновременно, готово осуществить, при необходимости, серийное и массовое производство. Формирование нового формата ОПК немыслимо без решающей роли государства. В разработке и осуществлении технологической модернизации ОПК государству принадлежит ведущая роль и поэтому его современная военно-промышленная политика России должна основываться на новых подходах. Необходимо увеличить горизонт предвидения в военно-техническом планировании. Для чего перейти к дальнесрочному более чем на 10-15 лет прогнозированию и планированию военно-технического развития страны, как основы выполнения ОПК России своей главной задачи - полного перевооружения ее Армии и Флота к 2016 году. В отличие от традиционной программы вооружения, дальнесрочный стратегический план-прогноз перевооружения по своей сути и содержанию должен стать системным документом. Для чего необходимо перейти от оперирования отдельными образцами комплексами, системами , планируемыми к разработке, закупкам или ремонту, к комплектам основного вооружения и военной техники перевооружаемых вновь вооружаемых, довооружаемых воинских формирований. Планируемая динамика обновляющей части системы вооружения должна соответствовать динамике вывода из строя утилизации заменяемого вооружения. План-прогноз этого уровня не может рассматриваться отдельно от плана целенаправленной соответствующей замыслу перевооружения реструктуризации российского оборонно-промышленного комплекса, предусматривающей освоение новых технологий и производств, создание необходимых научно-промышленных коопераций.

Одновременно следует планировать и развитие соответствующей военной инфраструктуры, системы тылового обеспечения, кадров. Формирование государственной военно-промышленной политики необходимо осуществлять на базе четкого представления о военно-стратегической цели перевооружения Армии и согласованным с этой целью военным и оборонно-промышленным строительством страны в целом. В целях поддержания Россией своей способности эффективно решать военно-политические задачи, и формирования на базе отечественного ОПК локомотива ее научно-технического прогресса, государство должно выступать: субъектом определения национальных интересов и обеспечения национальной безопасности; заказчиком и потребителем продукции и услуг военно-технического назначения; экспортером вооружений и военной техники на мировой рынок; собственником казенных и стратегически важных предприятий ОПК; субъектом формирования и управления мобилизационными ресурсами предприятий ОПК; наиболее заинтересованным субъектом и источником финансирования критических технологий и долгосрочных научно-технических программ; организатором программно-целевого подхода к материально-техническому обеспечению военной безопасности и плановому характеру управления деятельностью ОПК. Вполне очевидно, что эти необходимые государственные функции существенно ограничивают пределы хозяйственной самостоятельности предприятий ОПК. Поэтому для эффективной хозяйственной практики в этих условиях необходим постоянный политический диалог и сотрудничество органов власти с оборонно-промышленным сообществом. Эти подходы к военному и промышленно-технологическому обновлению силовой сферы государства следует объединить в единой Государственной программе обеспечения военной и оборонно-промышленной безопасности России в XXI веке. Прямые задачи государства по формированию нового формата ОПК Основной задачей государственной промышленной политики в отношении ОПК, является повышение спроса на эффективную продукцию оборонно-промышленного комплекса. Государство обязано инвестировать свой ОПК и определять затраты на него в качестве общефедеральных, обязательных инвестиционных затрат. Включить системы военно-технического сотрудничества в контур программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники.

Повысить скоординированность федеральный целевых и иных программ выполняемых за счет федерального бюджета. Осуществлять рациональную интеграцию России в мировое технологическое пространство.

При разработке программ вооружения возникла трудноразрешимая задача, связанная с тем, что в мероприятиях по обеспечению реализации «Программ вооружения» необходимыми ресурсами должен был быть реализован принцип сбалансированного развития не только отраслей, но и подотраслей промышленности, работающих на выполнение долгосрочного оборонного заказа как по конечным образцам комплексам вооружения, так и по их комплектующим изделиям и элементной базе. Для решения проблемы в рамках процедур программного планирования Госпланом СССР была предусмотрена разработка отраслевыми министерствами специальной формы предоставления исходных данных экономического характера, которая входила в состав технико-экономического обоснования к заключению министерства о возможности реализации заявки Министерства обороны СССР. Форма содержала данные: по пятилетке, предшествующей новому программному периоду, с выделением ее последнего базового года; первого пятилетнего периода новых «Программ вооружения» с разбивкой по годам; второго пятилетнего их периода с выделением последнего года и, наконец, соотношения данных по базовым годам пятилеток и всего программного периода.

К этим данным были отнесены: объем товарной валовой продукции промышленности в оптовых ценах предприятий с выделением военной продукции и объема поставок по ней; размер капитальных вложений по всем источникам финансирования с выделением строительно-монтажных работ; прирост производства товарной продукции на 1 руб. Более детальными сведениями по экономическому состоянию и прогнозированию развития отраслей оборонной промышленности, необходимыми, в частности, для межотраслевых балансовых расчетов, располагало такое неформальное объединение, как Совет директоров центральных экономических институтов девяти входящих в оборонный комплекс министерств. Бессменным лидером этого Совета являлся известный ученый, директор Института экономики авиационной промышленности доктор технических наук, профессор А. Члены Совета постоянно участвовали в работе сводных, отраслевых и функциональных отделов Госплана СССР, помогая им обобщать сведения о развитии деятельности каждой отрасли «оборонки», осуществлять межотраслевую увязку и вырабатывать общую стратегию развития оборонного комплекса с учетом развития экономики страны. При этом рассматривались различные варианты балансовых расчетов при фиксированном объеме лимитов по капитальным вложениям в развитие оборонного комплекса.

Опорные показатели результатов моделирования по терминологии Госплана СССР — «разрезы» помогали вскрывать диспропорции в развитии отраслей и подотраслей промышленности и разрабатывать соответствующие предложения по их устранению. Так, были подготовлены и приняты специальные постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о дальнейшем развитии авиационной промышленности, по созданию вычислительной техники, техники связи и других средств информатизации общества, о неотложных мерах по ускорению развития электронной промышленности и другие. Главным же итогом многофакторной и многоплановой работы по формированию проектов «Программ вооружений» явилось достижение баланса интересов многочисленных заказчиков, разработчиков и поставщиков вооружения и военной техники разных отраслей и функциональных служб. Практически это выражалось в совпадении значений суммарных расчетов в реализации программ по четырем «разрезам»: программам целевой «разрез», основной «разрез» , направлениям планирования видам техники , видам Вооруженных сил генеральным заказчикам и отраслям министерствам промышленности. Для достижения такого баланса интересов необходимо было провести сложный и длительный анализ заявки Министерства обороны, составляемой по специальной форме, директивно предусмотренной упомянутым Порядком Госкомиссии Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам, применительно к каждому министерству промышленности и получить заключение каждого министерства, формализованное таким же образом.

В каждой заявке и заключении по разделам «Программ вооружений» отражались объемы опытно-конструкторских работ и серийных поставок для конкретного генерального заказчика как в сумме, так и по направлениям, группировкам техники и образцам, по которым приводились объемы работ не только в стоимостном млн руб. Информация представлялась за период предыдущей пятилетки с выделением ее последнего базового года, первого пятилетнего программного периода с разбивкой по годам и последнего пятилетия в сумме. Такое обилие информации отнюдь не было излишним и отражало процесс согласования интересов заказчиков и производителей работ с максимально возможной открытостью, необходимой для анализа данных специалистами. Анализ помогал, например, обеспечить равномерность загрузки по годам соответствующих производственных мощностей промышленности, а также способствовал согласованию этих параметров с возможными сроками и объемами ввода мощностей при реализации выделяемых капитальных вложений для производственного строительства. Глубина анализа, а главное, своевременность его проведения на предплановых этапах позволяли существенно повысить качество отработки первых в программном периоде пятилетних планов производства и поставок вооружения и военной техники, важнейших НИОКР по ее созданию, а также мероприятий по реализации этих планов.

Повышение качества пятилетних планов выражалось, прежде всего, в учете в них перспективы на десять и более лет развития военной продукции и в заблаговременном обеспечении обновления всего парка вооружений Советской армии и Военно-морского флота всеми видами ресурсов, выделяемых государством на оборонные нужды. Программно-целевая основа планирования объективно повышала надежность и эффективность принимаемых государством решений в военной сфере. Несмотря на значительное усложнение процедур планирования, новая система оказалась способной быстро реагировать на изменения как военного, так и социально-политического характера. Так, например, с развитием экономической реформы в период перестройки и широкомасштабной конверсии оборонной промышленности появилась необходимость комплексно решать вопросы сокращения расходов на оборону страны, в том числе и на вооружение и военную технику. Программно-целевые методы планирования настолько органично вошли в систему управления оборонным комплексом, что Политбюро ЦК КПСС на заседании 29 июня 1988 г.

В разрабатываемых в соответствии с этим поручением предложениях предусматривалось учесть: строгую увязку системы программно-целевого планирования в оборонной сфере с перспективными долгосрочными документами развития всего народного хозяйства страны, то есть с «Концепцией экономического и социального развития СССР» и «Основными направлениями экономического и социального развития страны»; изменение горизонта планирования для основных документов программно-целевого планирования «Программ вооружения», «Контрольных цифр…» и «Основных направлений развития вооружения и военной техники» с 10 до 15 лет; ужесточение плановой дисциплины, с тем чтобы суммарные объемы работ, предусматриваемые «Программами вооружения», не превышали значений, установленных «Контрольными цифрами»; использование положительного опыта распространения программно-целевых методов на сферы деятельности других заказчиков, например, Комитета государственной безопасности СССР КГБ.

Модернизация вооружений и техники — Обновление и модернизация вооружений, военной техники, а также внедрение новейших технологий и разработок для повышения боеспособности и эффективности Вооруженных сил. Ведение гибридных войн и борьба с терроризмом — Поддержание способности к различным видам военной деятельности, включая борьбу с гибридными угрозами и террористическими группировками. Участие в международном сотрудничестве — Развивание сотрудничества с другими государствами, участие в миротворческих операциях и поддержка безопасности в регионах с вооруженными конфликтами.

Разработка перспективной Государственной программы вооружений на период с 2024 по 2033 годы

В этих программах подробно описывается, как распределение ресурсов преобразуется в реализацию политики безопасности страны в краткосрочной перспективе. Преимуществом программного развития силовых структур является то, что, в отличие от долгосрочного планирования, в нем есть гибкость, поскольку оно учитывает строгие бюджетные предназначения, изменения окружающей обстановки и фокусируется на улучшении конкретных возможностей. Что такое планирование развития вооруженных сил на основе программ? Роль программ развития вооруженных сил заключается в том, чтобы соединить требования политики со средствами и установить связь между долгосрочным видением и краткосрочными планами.

Программы развития вооруженных сил являются частью общих программ обороны, в том числе планов управления бюджетом, планов закупок, планов найма, планов обучения и подготовки, планов обеспечения и планов снабжения. Почему это так важно? Программа, ориентированная на возможности, предоставляет лицам, принимающим решения, лучшее понимание политических последствий их решений по ресурсам.

Эти задачи обеспечивают необходимую защиту и готовность Вооруженных сил России для эффективного ведения военных операций в соответствии с ее стратегическими интересами. Похожие записи:.

Промежуточную роль между частными и государственными компаниями занимают приватизированные структуры. Практика показывает, что договариваться с такими новыми частниками, несмотря на многолетние связи, государственным заказчикам становится непросто. Не оценивая целесообразность решений о продаже государственных пакетов акций в частные руки, нельзя не отметить, что подобная практика становится распространенной даже в самых консервативных и закрытых оборонно-промышленных областях. Но, как правило, речь идет об участии крупных частных предприятий. Возможностей для участия специализированных малых предприятий остается очень мало. Так или иначе, это ставит вопрос поиска баланса между традиционными заказчиками которые зачастую еще являются и крупными работодателями, особенно в регионах и развитием государственно-частного партнёрства.

Тенденция взаимного перемещения кадров между частными или государственными предприятиями обеспечивает обмен опытом и знаниями, что положительно сказывается на развитии оборонно-промышленного комплекса в целом. Значимое влияние на выполнение государственного оборонного заказа также оказывает коммерческое военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, под которым, как правило, понимается экспорт отдельных образцов ВВСТ. За постсоветский период Россия смогла удержать позиции по многим направлениям международного взаимодействия, характерного для СССР, но практически не смогла значимо расширить ни географию поставок, ни номенклатуру новой продукции. Ускоренными темпами растут международные поставки из Китая, Южной Кореи и Израиля. Существенно отличается стратегия российского военно-технического сотрудничества. В отличие от иных стран-экспортеров, у России практически отсутствуют примеры экспорта технологий и масштабных международных промышленных коопераций, на основе которых сейчас производятся современные виды вооружений, требующие крупных инвестиций. Многие зарубежные партнеры из числа развивающихся стран проявляют интерес к освоению на своей территории технологий, которые по российским меркам могут и не относиться к последнему поколению, но являются таковыми для многих государств. Однако российская сторона, как правило, опасается таких глубоких форм взаимодействия. Более того, «отвлечение» предприятий промышленности на экспортные поставки иногда вызывает негативную реакцию у представителей Минобороны России и контролирующих органов.

К слову, именно зарубежные заказы, в том числе совместные разработки, позволили в 1990-е и в начале 2000-х годов продолжить развитие и серийное производство, да и сейчас за счет увеличения серийности дают возможность российским государственным заказчикам поддерживать лучшие условия поставки качество, цена, срок. Можно уверенно утверждать, что неминуемое снижение поставок российским заказчикам может быть компенсировано только увеличением объемов международного сотрудничества. И надо понимать, что иностранные партнеры все реже готовы платить просто за поставку готовой техники. Они хотят видеть полноценную локализацию производства и помощь в развитии собственных компетенций. Похоже, что в такой ситуации у России остаются два пути. Первый — довольствоваться нестабильным экспортом вооружения в ограниченное количество стран прежде всего — Индия, Китай, Турция , понимая, что эти страны активно развивают собственное производство вооружений. При этом в условиях конкурсов по объективным и субъективным причинам «Рособоронэкспорт» и, соответственно, российские поставщики регулярно проигрывают другим поставщикам. Второй путь — определить и открыто объявить перечень технологий, которыми страна готова делиться и совместно с зарубежными партнерами развивать. Представляется, что только второй путь позволит выйти, в том числе, на быстрорастущие рынки Юго-Восточной Азии и Африки.

Программно-целевое планирование ВВСТ Становится все острее вопрос, как именно адаптировать складывающуюся систему включая науку и образование к современной российской экономике и международной системе, сохраняя при этом ведущие научные коллективы ОКБ, НИИ, НПО и основные предприятия военно-промышленного комплекса, космической и атомной промышленности, одновременно развивая их финансовую устойчивость и поддерживая инновационное развитие. Также необходимо вовлекать в решение этих задач новых отечественных участников, способных адаптировать гражданские технологии под решение проблем безопасности и обороноспособности. Таким образом, с учетом их комплексности, вопросы стратегического планирования развития вооружений и военной техники не являются просто вопросами планирования бюджета Минобороны России и не могут считаться производными от стратегических решений, принимаемых Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Развитие военных технологий является важнейшей составной частью и связующим звеном вопросов обороноспособности и технологического развития страны. В этой связи важно понять то, как формировалась и что из себя представляет фундаментальная система планирования и управления развитием вооружений и военной техники и в какой мере необходимо ее дальнейшее развитие. Радикально изменившиеся условия существования России пока не привели к изменению основополагающих принципов управления развитием вооружений и военной техники.

Они несут на подвесках управляемые авиационные ракеты "Вихрь-1" и ракеты класса "воздух — поверхность", известные под именем "Изделие-305". Разработанные более 60 лет назад пушки воссоздали на новом техническом уровне, после чего они получили название ЗУ-23АЭ. Мощный отпор вражеским беспилотникам Среди новинок форума — многофункциональный мобильный комплекс ММК "Рать" — бронеавтомобиль, созданный для борьбы с вражескими дронами. Комплекс будет выпускаться в двух вариантах с одинаковыми системами обнаружения и подавления, но с разными орудиями уничтожения.

Поделиться Бронеавтомобиль для борьбы с дронами показали на форуме "Армия-2023" Бронеавтомобиль для борьбы с дронами показали на форуме "Армия-2023" Во втором исполнении вместо пушки на автомобиль устанавливается мощный лазер, уверенно сжигающий дроны на расстоянии до полутора километров. Для управления всем комплексом достаточно одного оператора. Всего же стандартный расчет включает оператора, водителя и командира. Кроме того, автомобиль способен комфортно перевозить отделение из еще девяти человек. Кроме того, российские оружейники впервые создали боеприпасы с управляемым подрывом уникально малого калибра — 23 мм. Ожидается, что новинка поможет кратно увеличить эффективность поражения малогабаритных целей, например, коптеров и дронов. Диаметр 23 мм позволит использовать этот тип боеприпасов в модифицированных зенитных установках, созданных на базе советских ЗУ-23-2. Новая броня для российской армии В экспозицию вошли модели модификаций танков Т-72, Т-80, Т-90 с новыми элементами бронезащиты. Среди новинок также — доработанная модель танка Т-14 "Армата" с элементами маскировочного покрытия "Накидка". В этом году на форуме можно увидеть и новую многофункциональную технику на базе танка.

Например, универсальная бронированная инженерная машина УБИМ призвана расчищать путь наступающим войскам, разбирая укрепления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий