Стратегические направления укрепления финансовой безопасности рф

Россия будет содействовать вовлечению других государств, прежде всего владеющих ядерным оружием, а также заинтересованных в совместных действиях по обеспечению общей безопасности, в процесс обеспечения стратегической стабильности. На основании проведенной количественной оценки уровня финансовой безопасности были оп-ределены мероприятия, способствующие снижению влияния выявленных угроз и укреплению фи-нансовой безопасности Российской Федерации. Важнейшим направлением обеспечения финансовой безопасности РФ считается оптимизация привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.). 22) сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности.

Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.

Основными задачами системы управления рисками являются: 1 выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности; 2 оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности; 3 планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер; 4 выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и или физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этапы и основные механизмы реализации 32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа: 1 I этап до 2019 года - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; 2 II этап до 2030 года - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.

Как уже отмечалось, теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как Л. Абалкин, В. Сенчагов, Е. Олейников, Г.

Лонской, С. Степашин, А.

По мнению зарубежных ученых, экономическая безопасность государства обусловливается, прежде всего, необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения. Учет данных обстоятельств прослеживается в большинстве определений.

Например, Н. Maull под экономической безопасностью понимает отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. По его мнению, эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему. С точки зрения С.

Murdoch, угроза экономической безопасности государства возникает в том случае, когда происходят негативные изменения: в объеме и распределении доходов и богатства; в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем; в экономическом суверенитете, т. В России вопрос об экономической безопасности встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. В связи с этим данная тема чрезвычайно актуальна как в отечественной экономической науке, так и в политической практике. Найти информацию 1.

Экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз».

Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются. Как уже отмечалось, теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как , , и др. При этом существуют два основополагающих момента.

Один из них является общим для большинства определений и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их на две группы. В определении одной группы авторов — , — экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия.

Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности. Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. В общем и целом, по нашему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов государств, ТНК, субгосударственных группировок и др. Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи их полный перечень довольно широк , которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления.

Заказать работу Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами. Глава 2. Механизм укрепления финансовой безопасности. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие: стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства называемого глобализацией ; постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне бюджетные системы государств и международных организаций , так и на глобальном уровне межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую ; растущая автономизация субгосударственных субъектов ТНК, ТНБ и др. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности. В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами.

При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т. Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении. Поиск по базе При этом следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России следует принять во внимание в современных условиях: установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций; отраслевые ограничения ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства ; меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции; требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. Анализируя действующую систему учета и контроля привлечения и использования иностранных займов в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что она не в полной мере отвечает необходимым требованиям полноты и достоверности раскрытия соответствующей информации и нуждается в существенной доработке и в совершенствовании.

Можно даже утверждать, что адекватная система учета и контроля иностранных займов у нас пока отсутствует. При разработке системы финансовой безопасности РФ особый акцент нужно сделать именно на это обстоятельство. Рычаги, обеспечивающие финансовую безопасность страны Обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене в глобальной экономике и жизненно важные интересы ее граждан снижение уровня бедности в стране.

Заказать работу "4" Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки. Органы экономической разведки по своей сути являющиеся частью национальных систем ГФК занимаются контролем за экономической активностью на национальной территории враждебных в политическом и военном отношениях стран.

Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон начал предисловие к «Стратегии национальной безопасности и Обзору стратегической обороны и безопасности» 2015 г. В Стратегии [26] объявлены три цели национальной безопасности Великобритании, заключающиеся в том, чтобы обеспечить: защиту народа внутри страны, на заморских территориях и за рубежом , территории, экономическую безопасность, инфраструктуры и образа жизни; проецирование глобального влияния сокращение вероятности возникновения и воздействия угроз на Великобританию, ее интересы и интересы ее союзников и партнеров ; содействие процветанию использование новых возможностей, инновационная работа и поддержка промышленности Великобритании. Экономической безопасности уделяется отдельное внимание в шестой части Стратегии, имеющей название «Экономическая безопасность и возможности», в которой делается вывод, что сильная экономика Великобритании обеспечивает основу для инвестиций в безопасность и позволяет ей проецировать свое влияние на весь мир. В данном разделе развиваются мысли об усилении влияния Великобритании на развивающиеся страны и рынки и оказания содействия в проводимых на их территориях реформах, использования британского влияния для создания в них открытых рынков и поощрения новых держав к участию в международном порядке, основанном на правилах.

С, и др. Авторами стратегии признается, что хотя США, Япония и Европа остаются глобальными экономическими державами, они сталкиваются с растущей необходимостью повышения своей экономической динамики и конкурентоспособности [26]. Планируется продолжение работы со странами-партнерами для адаптации основанного на правилах международного порядка к новым вызовам. В то же время в отношении России приводятся высказывания о том, что она стала более агрессивной, авторитарной и т. В Комплексном обзоре безопасности, обороны, развития и внешней политики «Глобальная Британия в эру конкуренции» 2021 год [22] к ключевым интересам внутри страны и за рубежом относятся: суверенитет; безопасность защита граждан, территории, ключевой национальной инфраструктуры, демократических институтов и образа жизни ; процветание способность британского народа поддерживать высокий уровень экономического и социального благосостояния, обеспечивать свои семьи и использовать возможности для улучшения своей жизни. В документе говорится, что процветание и безопасность взаимно подкрепляют друг друга. Для реализации обозначенных интересов Великобритания планирует играть более активную роль в создании мира, где процветают открытые общества и экономики, и формировать будущий мировой порядок, поддерживая свободную торговлю и международное сотрудничество, противодействуя конфликтам и нестабильности, защищая принципы демократии и права человека.

Великобритания заявляет, что эффективность деятельности будет зависеть от способности поддерживать на постоянном уровне международное влияние, а также потенциал мягкой и жесткой силы для обеспечения этого влияния [22]. Сохранение стратегического преимущества планируется обеспечивать за счет использования достижений науки и технологий, которые станут неотъемлемым элементом политики национальной безопасности и международных отношений, что позволит укрепить позиции Великобритании в качестве мирового лидера в сфере науки и технологий и ответственной кибердержавы. Реализация обозначенных направлений признается важной для того, чтобы в предстоящем десятилетии Великобритания могла получить конкурентные преимущества в сфере экономики, политики и безопасности, а также вместе с союзниками и партнерами сформировать международные нормы [22]. От защиты существующего статус-кво, сложившегося после окончания холодной войны, Великобритания планирует перейти к более динамичному формированию мирового порядка. По отношению к Китаю, который становится все более значимой силой в мире, Великобритания планирует прикладывать большие усилия, чтобы адаптироваться к его растущему влиянию, повышая при этом способность реагировать на вызовы, которые китайская система создает для безопасности, процветания и ценностей Великобритании, а также для ее союзников и партнеров. Россию Великобритания рассматривает как наиболее острую угрозу безопасности. Декларируя для других стран преимущества свободных рынков, Великобритания принимает меры по защите своих ключевых секторов экономики.

Например, в 2022 году вступил в силу закон «О национальной безопасности и инвестициях» [25], нацеленный на защиту ключевых отраслей от иностранного влияния и недопущение перехода под иностранный контроль важных для страны предприятий и производств. Закон распространяется на 17 ключевых секторов экономики энергетика и гражданские атомные проекты, транспорт, производство электронных комплектующих, оборонная сфера и производство продукции двойного назначения, космические и спутниковые технологии, искусственный интеллект и квантовые технологии, передовая робототехника и др. Аналогичных примеров по защите своих рынков и повышению открытости экономики других стран множество не только в Великобритании, но и в США, Франции, Японии и др. В Стратегии национальной безопасности Японии 2013 год сформулированы следующие национальные интересы: поддерживать собственный мир и безопасность Японии и обеспечивать ее выживание; добиваться процветания Японии и ее народа, тем самым укрепляя ее мир и безопасность; поддерживать и защищать международный порядок, основанный на универсальных ценностях и правилах [28, 29]. В 2021 году премьер-министр Японии Ф. Кисида дал поручение пересмотреть Стратегию национальной безопасности [30]. Япония позиционирует себя как «активный участник мира».

В соответствии с этим она считает, что должна более активно способствовать миру и стабильности в регионе и международном сообществе, координируя свои действия с другими странами, включая ее союзника, США [23]. Усиление японо-американского союза выступает одним из стратегических подходов, которые Япония планирует использовать для обеспечения внешних аспектов национальной безопасности. На сайте Министерства иностранных дел Японии отмечается, что по мере возникновения межгосударственной конкуренции в политической, экономической и военной сфере баланс сил в международном сообществе меняется все более быстрым и сложным образом, растет неопределенность в отношении существующего международного порядка. Япония выдвигает инициативы для дальнейшего ускорения продвижения экономической дипломатии как одной из приоритетных областей дипломатии Японии. К основным сферам экономической дипломатии относятся: нормотворчество для поддержки свободных и открытых глобальных экономических систем путем продвижения различных экономических соглашений; поддержка расширения бизнеса японских компаний за рубежом посредством развития государственно-частного партнерства; продвижение ресурсной дипломатии и пр. В настоящее время в Японии разрабатывается Закон об обеспечении экономической безопасности [16] Sudzuki, 2022. Законопроект призван создать законодательную базу в четырех областях: повышение надежности цепочек поставок для снижения зависимости от Китая, прежде всего, в поставке полупроводников, и развитие их собственного производства; укрепление научно-технического базиса; создание системы неоглашаемых патентов с целью сохранения в тайне патентов с потенциальным военным применением и компенсирования компаниям и заявителям упущенного дохода от лицензирования; защита и поддержание ключевой инфраструктуры, проверка закупок оборудования крупными операторами базовой инфраструктуры, чтобы оценить, находится ли поставщик под влиянием иностранных правительств.

По оценкам К. Судзуки, стратегической задачей законопроекта станет решение вопроса о том, как обратить рыночную мощь Японии как третьей по величине экономической державы планеты с лидирующими позициями в новых технологиях, в геоэкономическую силу, играющую свою роль в формировании международного порядка [16] Sudzuki, 2022. Таким образом, США, Великобритания и Япония в документах стратегического планирования выражают озабоченность текущим состоянием экономического развития и демонстрируют готовность к обеспечению собственной экономической безопасности как основы национальной безопасности как за счет внутренних резервов, так и посредством пересмотра и формирования более выгодного для себя международного порядка. США при этом готовы закрепить за собой роль центрального звена в модификации международных норм и правил и гаранта демократии. Объясним ли такой подход к обеспечению экономической безопасности с точки зрения экономического мейнстрима?

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года

11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности. 2 ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». 3 ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД РФ». Одним из ключевых документов стратегического планирования в РФ является Стратегия национальной безопасности. До недавнего времени в российской практике вопросы стратегического управления не имели однозначного опреде-ления. С введением терминологии в области экономической безопасности стратегические основы данной области науки и практики и вовсе отсутствовали. Целью исследования является изучение темы "Государственная стратегия финансовой безопасности России" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. Представлены современные проблемы обеспечения финансовой безопасности России и предложены определенные меры, направленные на снижение опасности возникновения таких угроз, а также минимизацию последствий их воздействия.

Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ

Россия будет содействовать вовлечению других государств, прежде всего владеющих ядерным оружием, а также заинтересованных в совместных действиях по обеспечению общей безопасности, в процесс обеспечения стратегической стабильности. 37. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации. Согласно указу, объектами экономической безопасности Российской Федерации являются физические лица, общество, государство и основные элементы экономической системы, в том числе системы институциональных отношений. В статье рассматриваются основные меры, которые планирует принять правительство России в 2024 году для повышения финансовой стабильности и суверенитета страны в условиях внешних угроз и санкций. определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России). Проверить участника финансового рынка. Банк России утвердил Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на 2023–2025 годы.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

26. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов. В свете необходимости снижения импортной зависимости, усиления продовольственной безопасности страны, поддержки отечественного производства и темпов внешней торговли, важным направлением является рассмотрение возможных мер в данной сфере. 22) сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности.

Содержание

  • Теория и стратегия финансовой безопасности
  • Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
  • Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ
  • Стратегия экономической безопасности Российской Федерации

Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России

Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии 32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа: 1 I этап до 2019 года - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; 2 II этап до 2030 года - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Обзор документа Утверждена новая Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г. В ней определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности.

Это, в частности, стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России и т. Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В их числе укрепление экономического суверенитета России; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного ОПК на необходимом уровне и т. Приведена оценка состояния экономической безопасности.

Определены этапы и основные механизмы реализации Стратегии. Стратегия призвана консолидировать усилия органов госвласти, органов местного самоуправления, ЦБ РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России. Прежняя Государственная стратегия экономической безопасности России признана утратившей силу. Указ вступает в силу со дня подписания.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:.

Основными направлениями деятельности государства по обеспечению экономической безопасности являются: Проведение продуктивного, рационального и целесообразного экономического анализа. Он позволяет оценить экономическую ситуацию, выявить слабые, уязвимые места в экономике, сравнить параметры развития предыдущих периодов и выработать концептуальные основы деятельности по созданию условий стабильного экономического развития, снижению финансовых угроз. Прогнозирование параметров экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Формируются прогнозы возникновения различных угроз экономической стабильности и прогнозы развития экономики при данных обстоятельствах. Разработка стратегических направлений деятельности государства. Они определяют проведение конкретной деятельности, конкретных мероприятий по устранению угроз экономической безопасности. Нормализация международных отношений. Предполагается приведение в норму международного взаимодействия, налаживание отношений со странами-партнерами и иными государствами, от деятельности которых зависит Россия.

Улучшение законодательной экономической базы. Законодательство должно ориентироваться на устранение угроз ухода доходов в теневой сектор, антимонопольное регулирование, рациональное решение проблем занятости. Обеспечение финансовой независимости. Оно сводится к снижению уровня внешнего долга и формирования экономической деятельности без дополнительных кредитных средств. Следует отметить, что текущее состояние экономической безопасности России находится на низком уровне развития. Обеспечение финансовой независимости, уход от международного внешнеэкономического воздействия является сложным и трудоемким процессом. Он требует от страны высокого уровня экономического развития, решения внутренних экономических проблем, рационального использования ресурсной базы государства. Стратегические направления обеспечения экономической безопасности России На сегодняшний день, экономическая безопасность страны требует от России перехода на инновационный путь развития.

Chinese wall , с помощью которых служащие различных хозяйствующих субъектов и их подразделений с потенциальной возможностью конфликта интересов разделяются во времени и пространстве. Отдельно решается задача безопасности при передаче данных по локальным, распределенным или глобальным сетям от случайного либо умышленного изменения, уничтожения, разглашения, а также несанкционированного использования. Система принимаемых мер должна быть прозрачна - введение механизмов безопасности не должно нарушать нормальную работу всей системы; задержки в процессе передачи данных, вносимые программными и техническими средствами безопасности, должны быть минимальными; не должна также уменьшаться надежность передачи. При этом сами средства безопасности должны быть защищены от несанкционированного доступа. Что же угрожает сейчас национальным интересам России в области финансовых отношений? Угрозами финансовой безопасности на уровне государства являются: мировые финансовые кризисы, влияние теневых структур на финансовую систему, утечка капитала за границу, разногласия органов управления по поводу распределения и использования ресурсов бюджетной системы, финансовые нарушения. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т. Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий. Наблюдается избирательная направленность инвестиционной политики западных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и инвестиций в рынок корпоративных ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли экономики страны. Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала в российскую экономику с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного участия в процессах приватизации и акционирования. Прослеживается тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны. Все эти угрозы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне. Мощные экономические акторы в первую очередь ТНК и ТНБ , действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства "денационализировать" территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов. Достаточно сказать, что многие сферы государственного управления, относящиеся к макроэкономическому уровню, - налогообложение, валютные курсы, учетная ставка и т. Воздействие ТБС на макроэкономическую ситуацию может проводиться как в прямой форме немало примеров тому, когда ТБС проводят активное лоббирование своих интересов в правительствах стран, а в ряде стран "третьего мира" были случаи их участия и в государственных переворотах , так и в косвенной - через планирование своего бизнеса влияния на объемы и структуру экспорта и импорта а от этого зависят и курсы национальных валют, и темпы роста национального дохода, и инвестиционная привлекательность стран и т. Основными структурными звеньями финансовой безопасности для России являются: федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг внешний и внутренний , платежный баланс, финансы корпораций и финансы домашних хозяйств.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года

В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют «провалы» в реализации усилий государства по различным направлениям, наблюдается «выхолащивание» инвестиционных средств финансирования. Связывается это в первую очередь с высоким уровнем экономической преступности в стране, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства. Неоправданный рост финансовых потерь обусловил особую значимость формирования адекватной системы учета финансовых потоков и укрепления системы государственного финансового контроля. Особое место в этой системе занимает Федеральная службы по финансовому мониторингу, сформированная в целях противостояния не только угрозам финансовой безопасности, но и финансированию терроризма как наиболее злободневной угрозе национальной безопасности государства. Актуальность избранной темы подчеркивается еще и тем, что мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются прежде всего состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. В последние годы вопросы финансовой безопасности в России находятся в центре внимания как властей, так и науки.

При этом они исследовались преимущественно экономической наукой, в то время как огромный гносеологический потенциал юриспруденции был задействован не в полной мере. Рассмотрение проблем финансовой безопасности теоретико-юридической наукой позволит выявить новые стороны и аспекты совершенствования финансовой политики, государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, его институтов и инструментария. Глава 1. Понятие Финансовой безопасности в системе экономической безопасности страны. Согласно словарю Роббера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г.

Однако, на протяжении нескольких веков он практически не использовался. Наиболее широкое распространение получает трактовка безопасности как состояния, ситуации спокойствия, появляющейся в результате отсутствия реальной опасности как физической, так и моральной , а также материальных, экономических, политических условий, соответствующих органов и организаций, способствующих созданию данной ситуации. Из данного определения видно, что «безопасность» как научная категория находилась в то время на стадии своего зарождения. Можно с уверенностью сказать, что своему утверждению, как научной категории, понятие «безопасность» обязано XX в. Рузвельт в 1934 г.

С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации звучал особенно громко. Так, в начале 1970-х гг. Дальнейшее нарастание угроз в сфере экономической безопасности привело к созданию уже при Клинтоне Национального экономического совета с теми же правами в области экономики, что и у Совета национальной безопасности в политической области. По мнению зарубежных ученых, экономическая безопасность государства обусловливается, прежде всего, необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения. Учет данных обстоятельств прослеживается в большинстве определений.

Например, Н. Maull под экономической безопасностью понимает отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. По его мнению, эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему. С точки зрения С. Murdoch, угроза экономической безопасности государства возникает в том случае, когда происходят негативные изменения: в объеме и распределении доходов и богатства; в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем; в экономическом суверенитете, т.

В России вопрос об экономической безопасности встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. В связи с этим данная тема чрезвычайно актуальна как в отечественной экономической науке, так и в политической практике. Найти информацию 1. Экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости.

Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются. Как уже отмечалось, теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как , , и др.

При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим для большинства определений и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их на две группы. В определении одной группы авторов — , — экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия.

Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности. Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. В общем и целом, по нашему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.

Приводятся пути укрепления финансовой безопасности России. Целью данной научной работы является поиск путей совершенствования финансовой безопасности государства, решение проблем с её обеспечением. The article provides a definition and causes of financial instability in the Russian Federation. This is the scientific novelty of this study. The ways of strengthening the financial security of Russia are given. The purpose of this scientific work is to find ways to improve the financial security of the state, solving problems with its provision. В научной литературе не раз затрагивалась проблема обеспечения экономической финансовой безопасности страны. Абалкин М. Также, в научных работах по данной теме отмечается важность исследования ряда угроз финансовой безопасности России. Актуальность данного вопроса заключается в том, что для экономической системы государства угрозы в разных ситуациях могут иметь как отрицательное значение, так и положительное. Моисеев П. По мнению Сенчагова В. Далее обратимся к таким показателям, как нецелевое использование бюджетных средств и уровень коррупции в госструктурах. Бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов необходимы для удовлетворения общественных потребностей в ходе осуществления органами власти их деятельности. Однако сегодня государственные и муниципальные финансовые ресурсы все чаще расходуются не по назначению, на что оказывают влияние некоторые факторы, среди которых уровень коррупции [9, с. Являясь угрозой финансовой безопасности государства, которая означает необходимость создания условий для защиты национальных финансово-экономических интересов и финансовой деятельности страны, сохранение целостности и единства финансовой системы, успешное преодоление внутренней и внешней опасности России в финансовой сфере, коррупция способствует как уменьшению поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, так и снижению финансирования государственных проектов и целевых программ и др. Как следствие - уменьшается богатство страны и снижается уровень жизни населения [6, с.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделяет двадцать пять потенциальных вызовов и угроз экономической сфере Российской Федерации [4, пп. Это могут быть: Неразвитая экономика и неблагоприятные условия для бизнеса. Конкуренция на рынке товаров и услуг, которая может быть чрезмерной или некачественной, что приводит к ухудшению экономической ситуации. Низкий уровень защиты интеллектуальной собственности, который способствует краже технологий и идей. Различные формы коррупции и нарушения законодательства, в том числе неплатежеспособность банков и предприятий. Уязвимость кибербезопасности и стойкость к компьютерным атакам, которые могут нарушить нормальное функционирование экономических систем. Санкции и ограничительные меры, которые могут привести к потере доступа к ресурсам, рынкам и другим важным экономическим инструментам. Транснациональные преступные организации, которые могут воздействовать на экономические системы через незаконную торговлю, отмывание денег или другие виды мошенничества. Глобальные экологические катастрофы, которые могут уничтожить экономические объекты и материальные ресурсы. Социально-экономическая неустойчивость и политические изменения, которые могут привести к резким колебаниям на рынках, и расстройствам экономических систем. С подробным и детальным анализом вызовов и угроз, обозначенных в Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года, можно познакомиться в работе авторов Гаджиева Н. Они на конкретных примерах раскрывают их содержание и оценивают «степень опасности и вероятность наступления» [1, с. Незащищенность от угроз экономической безопасности может повлиять на национальную валюту, вызвать инфляцию, сократить объемы экспорта и импорта, ухудшить инвестиционный климат и снизить уровень жизни населения. Поэтому, обеспечение экономической безопасности — это необходимость для любой страны, чтобы защитить себя от угроз и сохранить экономическую стабильность, независимость и суверенитет государства. Кроме того, усиление экономической безопасности способствует созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечение иностранных инвестиций, а, следовательно, косвенно влияет на устойчивое развитие всего общества.

Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1 развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; 2 обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3 создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4 устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5 сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; 6 повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; 7 обеспечение безопасности экономической деятельности; 8 развитие человеческого потенциала. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются: 1 совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации; 2 совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций; 3 сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; 4 расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров; 5 приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области; 6 развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.

N 683. В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации далее -экономическая безопасность , а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации далее - органы государственной власти , органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности состоит из пяти разделов: 1. Общие положения. Россия в современном мире: тенденции и возможности. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

Обеспечение национальной безопасности. Организационные основы и механизмы реализации Стратегии. Четвёртый раздел включает несколько подразделов: Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, в котором отмечается, что реализуемая в Российской Федерации государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, создание условий для укрепления здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение жилищных условий и расширение возможностей для получения качественного образования. Главными целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина ст.

Оборона страны, целями которой являются создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности. Достижение этих целей осуществляется в рамках реализации военной политики путём стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов , совершенствование военной организации государства, форм применения и способов действий вооружённых сил , других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны ст.

Вызовы и угрозы экономической безопасности 8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности.

Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.

Законопроект призван создать законодательную базу в четырех областях: повышение надежности цепочек поставок для снижения зависимости от Китая, прежде всего, в поставке полупроводников, и развитие их собственного производства; укрепление научно-технического базиса; создание системы неоглашаемых патентов с целью сохранения в тайне патентов с потенциальным военным применением и компенсирования компаниям и заявителям упущенного дохода от лицензирования; защита и поддержание ключевой инфраструктуры, проверка закупок оборудования крупными операторами базовой инфраструктуры, чтобы оценить, находится ли поставщик под влиянием иностранных правительств. По оценкам К. Судзуки, стратегической задачей законопроекта станет решение вопроса о том, как обратить рыночную мощь Японии как третьей по величине экономической державы планеты с лидирующими позициями в новых технологиях, в геоэкономическую силу, играющую свою роль в формировании международного порядка [16] Sudzuki, 2022.

Таким образом, США, Великобритания и Япония в документах стратегического планирования выражают озабоченность текущим состоянием экономического развития и демонстрируют готовность к обеспечению собственной экономической безопасности как основы национальной безопасности как за счет внутренних резервов, так и посредством пересмотра и формирования более выгодного для себя международного порядка. США при этом готовы закрепить за собой роль центрального звена в модификации международных норм и правил и гаранта демократии. Объясним ли такой подход к обеспечению экономической безопасности с точки зрения экономического мейнстрима? В свете неоклассического подхода мировая экономика — это постоянно расширяющийся по объему и ассортименту товаров мировой рынок, развивающийся по законам свободной конкуренции и выгодный всем его участникам.

Либеральные меры ведущих стран привели к значительному снижению торговых барьеров, упрощению движения факторов производства и перемещения капитала, совершенствованию механизмов перераспределения доходов. Международные организации также принимали меры по повышению открытости национальных экономик [24] Leshchenko, 2021. Попытки отдельных стран защитить национальное производство не приветствовались. В случае возникновения конфликтов в отношении противодействующей стороны развитыми странами практиковалось использование комплексного давления политического, информационного, военного, экономического и др.

Продвигая правила свободной торговли, они могли сами обращаться к политике протекционизма и введения санкций в период возникновения противоречий с другими странами. По выражению В. Хороса, глобализация является, с одной стороны, объективным процессом растущего взаимодействия между государствами и нациями и создает новые возможности для углубления их сотрудничества и взаимопонимания. С другой стороны, процесс этот пока идет преимущественно в односторонней форме «вменения» западными политическими, экономическими и культурными элитами прежде всего, США своих стереотипов сознания, политического устройства, рыночных механизмов, культурных ценностей другим, незападным обществам [18] Khoros, 2014.

Таким образом, на практике развитые страны часто отступают от неоклассической идеи. Представители мир-системного подхода И. Валлерстайн [5; 6], Дж. Арриги [3] Arrigi, 2006 , Ф.

Бродель [4] Brodel, 2006 , Н. Осокина [15] Osokina, Kazantseva, 2018 , А. Фурсов [17] Fursov, 1996 и др. С точки зрения мир-системного подхода, Центр ядро представляет собой совокупность стран, независимо, самостоятельно ведущих национальное хозяйство, контролирующих периферию и осуществляющих собственную модернизацию опережающими темпами.

Под Периферией понимается совокупность стран мир-системы, хозяйство которых контролируется извне и подчиняется потребностям управляющего ими центра. Экономическое развитие таких стран осуществляется замедленными темпами. К нему применим термин «зависимое развитие» [15, c. Также выделяется Полупериферия.

Она занимает промежуточное положение в мир-системе. Полупериферия, с одной стороны, объект давления и эксплуатации, а с другой — сама может оказывать давление на другие страны. Положение периферийных государств нестабильно — они могут перейти в группу стран Центра, сохранить свои позиции или понизить свой статус до Периферии. Особым статусом обладает страна-гегемон.

Это страна, геополитическая позиция которой обеспечивает возможность реализовать властные полномочия в отношении других участников мир-системы. Источник мощи гегемона кроется в возможностях его ТНК более эффективно действовать в промышленном, торговом и финансовом секторах; способности извлекать и присваивать мир-системную ренту; политической и финансовой гегемонии; обладании глобальной военной силой; использовании технологий «мягкой силы» и пр. Гегемон стремится диктовать правила игры для мирового сообщества в экономической, политической, военной, культурной и других сферах, зачастую опосредованно осуществляет функции руководства и управления в межгосударственной системе через международные институты. Державы-гегемоны возникают, какое-то время правят миром, трансформируют его и постепенно сходят на вторые роли, будучи более не в состоянии контролировать результаты собственных действий [15, с.

А отсюда очевидна задача Центра, а особенно гегемона, не допустить изменения расстановки сил. Приведем ряд данных, характеризующих экономическое положение США в 2020 году. По данному показателю США занимали первое место.

Понятие и пути укрепления финансовой безопасности нашей страны

В свою очередь, достижение необходимого уровня финансовой безопасности экономики любого иерархического уровня подразумевает реализацию на практике активной, поступательной и целенаправленной финансовой политики. Таким образом, социально-экономическому развитию, рассматриваемому в качестве важнейшего фактора обеспечения экономической безопасности государства, уделено особенное место в обеспечении национальной безопасности России. В данной статье вы рассмотрите принципы экономической безопасности, проблемы и направления обеспечения экономической безопасности в России, а также стратегию реализации экономической безопасности. УДК 332.025ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСинявская Ксения Витальевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". (Владимирский филиал), 600017, Российская Федерация, Владимир, ул. Горького, 59-а; e-mail: gamaav@ Аннотация В статье выполнен анализ Стратегии экономической безопасности РФ, на основе.

Курсовая работа по учебному курсу «Финансы» на тему:

  • Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • Кодексы РФ
  • Финансовая безопасность россии. основные аспекты
  • Государственная стратегия финансовой безопасности России - "Студенточка"
  • 3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • 3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.

Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России

В определении одной группы авторов -- Л. Абалкина, А. Илларионова -- экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности. Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны.

Он также принимает меры по защите экономических интересов России в международных экономических отношениях [2, п. В документе отмечается, что экономическая безопасность является ключевым элементом общей национальной безопасности и обеспечивает гармоничное и устойчивое развитие экономики России, а обеспечение экономической безопасности страны является одним из ключевых приоритетов государственной политики [3, пп. Для достижения этой цели необходимо укреплять экономическую стабильность, обеспечивать эффективное функционирование национальных финансовых рынков, развивать отечественную промышленность и транспортную инфраструктуру, совершенствовать систему национальной безопасности в области информационных технологий и т. Вместе с тем документ отмечает, что экономическая безопасность РФ подвергается значительному влиянию факторов внешней среды, в том числе усложнению международной конъюнктуры, усилению экономических санкций и других ограничений со стороны зарубежных государств, а также росту мировых цен на энергоносители и продовольствие. Экономическая безопасность имеет огромное значение для развития и процветания страны. Угрозы экономической безопасности могут нанести значительный ущерб экономике и инфраструктуре страны, а также породить социально-экономические проблемы. Угрозы экономической безопасности могут быть разнообразными и их перечень зависит от конкретных условий и масштабов экономической системы. Однако можно выделить общие угрозы, которые могут нанести значительный ущерб экономической безопасности физических и юридических лиц, а также государства в целом.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделяет двадцать пять потенциальных вызовов и угроз экономической сфере Российской Федерации [4, пп. Это могут быть: Неразвитая экономика и неблагоприятные условия для бизнеса. Конкуренция на рынке товаров и услуг, которая может быть чрезмерной или некачественной, что приводит к ухудшению экономической ситуации. Низкий уровень защиты интеллектуальной собственности, который способствует краже технологий и идей. Различные формы коррупции и нарушения законодательства, в том числе неплатежеспособность банков и предприятий. Уязвимость кибербезопасности и стойкость к компьютерным атакам, которые могут нарушить нормальное функционирование экономических систем. Санкции и ограничительные меры, которые могут привести к потере доступа к ресурсам, рынкам и другим важным экономическим инструментам.

На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности 14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1 укрепление экономического суверенитета Российской Федерации; 2 повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; 3 обеспечение экономического роста; 4 поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; 5 поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны; 6 повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1 развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; 2 обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3 создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4 устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5 сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; 6 повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; 7 обеспечение безопасности экономической деятельности; 8 развитие человеческого потенциала.

Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как Л. Абалкин, В. Сенчагов, Е. Олейников, Г. Лонской, С. Степашин, А. Илларионов, В.

Как Россия будет финансировать свое развитие в 2022-2024 годах?

Основной упор в документе, утвержденном Владимиром Путиным в мае текущего года, делается на вызовах и угрозах экономической безопасности страны, а также целях и направлениях государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. ИнтернетОсновными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1) развитие системы. ИнтернетПриводятся пути укрепления финансовой безопасности России. УДК 332.025ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСинявская Ксения Витальевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа.

Понятие и пути укрепления финансовой безопасности России

  • Финансовая стратегия России на 2022-2024 годы: прогнозы, цели и риски
  • Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года
  • Понятие и пути укрепления финансовой безопасности нашей страны
  • Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ
  • Понятие и пути укрепления финансовой безопасности России

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий