Башкирские праздники коротко

В этот день каждый может попробовать настоящие башкирские блюда, такие как «шары», «камабаба» и «экше алаган». «Сабантуй» — это праздник счастья, радости и единства. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы. Девочки исполняют башкирский танец. Есть у них и свои национальные игры. Площадка для проведения сабантуя называется «майдан» (у зауральских башкир сам праздник назывался «майдан»), она обычно выбиралась рядом с деревней на открытом месте. татарский и башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весне. Башкирские народные праздники.

Башкиры — хранители традиций и культуры

башкир праздник - Курбан-байрам. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В этот день каждый может попробовать настоящие башкирские блюда, такие как «шары», «камабаба» и «экше алаган». «Сабантуй» — это праздник счастья, радости и единства. Праздники Башкортостана — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. В традициях башкир прекрасно сочетаются старинные и современные элементы. Несмотря на перемены, культура башкирского народа приобрела новые оттенки и краски. Также башкиры отмечают праздник Юлдуз. Этот праздник связан с поклонением звезде, которая считается священной в башкирской культуре.

Календарь башкирских праздников на 2023 год: список дат и традиций

Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни. Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом. Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами. Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама. Характер Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть.

Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям. Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев. Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении.

Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго. Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым. Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки. Традиции Обычаи Очевидно, что башкирский народ чтит не только традиции, но и обычаи, которые связаны с прошлыми поколениями и устоями ислама. Так, хоронить усопших необходимо до наступления заката. Омывание производится трехкратно, усопшего обязательно окутывают в саван, читают молитвы и обустраивают могилы. По мусульманским обрядам захоронение происходит без гроба.

Башкирский обычай предписывает, чтобы была прочтена молитва аят. Удивительны свадебные традиции и обычаи, которые включают целый комплекс. Башкиры считают, что мужчина не станет добропорядочным до тех пор, пока не женится. Интересно, что башкиры планируют свадьбы своих детей еще с подросткового возраста. Это связано со старой традицией рано сочетать детей браком. На свадьбу подарки дарились особым образом: Седлая лошадь, обычный мальчишка собирал подарки от всех, кто пришел поздравлять новобрачных; Собрав деньги, платки, нитки и другие подарки, он отправлялся к жениху; К подаркам было прикасаться запрещено; Теща приглашала гостей на чайную церемонию, в основном это были родные и знакомые; В ходе свадьбы обязательно происходила борьба за невесту. Девушку старались похитить, а жениху навязывали борьбу. Иногда доходило до довольно серьезных драк, причем по традиции весь ущерб должен был покрывать жених. В связи с браком вводилось немало запретов. Так, муж должен был быть старше своей жены минимум на 3 года, в жены запрещалось брать женщин из своего рода, вступить в брак могли только представители 7 и 8 поколений.

Сейчас свадьбы стали скромнее, а молодожены — более прагматичными. Современные темпы урбанизации привели к иному жизненному укладу, поэтому башкирам предпочтительнее получить автомобиль, компьютер, другое ценное имущество. Пышные обряды и выплаты калыма ушли в прошлое. Обычай соблюдения гигиены появился с давних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. Обязательно нужно было вымыть руки после мяса. Споласкивание рта считалось хорошей подготовкой к приему пищи. Взаимопомощь у башкир называется каз умахэ. Обычай касался заготовки уток и гусей. Обычно на него приглашались молодые девушки.

При этом разбрасывались гусиные перья, а женщины просили обильного приплода. Затем гусей ели с блинами, медом, чак-чаком.

Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй — у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом. Праздники Самый известный национальный праздник башкирского народа — сабантуй, традиции которого складывались на протяжении многих веков.

В оригинале название звучит как «хабантуй» и означает «хабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечают его по завершении посевных работ в течение целого месяца с конца мая по конец июня. В культуре башкиров традиции праздника имеют большое значение: на сабантуй собирается много людей, показывая свое единство между собой. Изначально же его отмечали для задабривания духов, которые покровительствовали хорошему будущему урожаю. Во время праздника устраивают различные игры и конкурсы, участие в которых принимают мужчины.

Самые популярные: скачки на лошадях, борьба на кушаках, бег разного вида, лазание на столб, борьба мешками сена верхом на бревне. Есть и творческие задания для певцов, состязания для спортсменов, среди которых в особом почете борьба. Победитель конкурсов получает ценный приз, ранее это была туша целого барана. Пока мужчины проявляют свои таланты, женщины в поставленных рядом юртах палатках готовят в казанах обед. Обычаи взаимопомощи Башкирский народ очень гостеприимный и отзывчивый.

Особенно это ощущается в деревнях. Стоит хозяйке кинуть клич о помощи, как к ней тут же тянутся соседки. Интересна традиция Каз Умахэ, или Гусиной помощи. Это общее приготовление к какому-либо празднику. Хозяин одного дома забивает гусей, после чего женщины садятся их дружно ощипывать.

Такое обыденное занятие трансформировалось в целый обычай, предваряющий сватовство. Дело все в том, что когда старшие хозяйки справлялись со своей работой, девушки брали птицу и шли мыть ее на реку. Там их поджидали парни, которые пели песни и играли на гармони. Назад уже молодые люди вместе возвращались домой на суп с лапшой из гусятины и игры в фанты. Отказать кому-то в помощи считается для башкира большим грехом.

В старые времена было за честь принять у себя путника и дать ему еду. Люди верили, что чем больше гость съест, тем удачнее у них будет жизнь. Например, приглашенному обязательно давали выпить молока, чтобы надои у коровы были хорошими.

Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились — каждый по своему возрасту. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он вороний праздник или воронья каша.

Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети мальчики до 12 лет. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение люден в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы.

Его название переводится как «сход», «сбор». Нетрудно догадаться, в чем была главная идея этого мероприятия: представители родов собирались вместе, чтобы обсудить решение насущных вопросов.

Йыйын проводился вне зависимости от времени года, а также не входил в календарь традиционных праздничных дат. Он проходил, когда это было необходимо. Что обсуждалось? В произведении «Башкиры» Рима Янгузина и Фирдаус Хисамитдиновой говорится, что йыйын был своего рода органом родоплеменного самоуправления общины. Его задачами называли решение вопросов войны и мира, уточнения границ территорий, проведения перекочевок и многое другое. На йыйынах поднимались вопросы земельных отношений. Также на мероприятии подводили итоги каких-либо событий, определяли лидеров родов, устраивали пир.

Порой даже свадьба становилась центральным событием и поводом для йыйына. Но при условии, если ее проводил какой-нибудь знатный человек. Получается, этот праздник был и общественно-политическим, и в то же время имел развлекательный характер. Сначала решались важные дела, а затем наступала торжественная часть.

10 Календарные праздники башкирского народа

Производственный календарь Башкортостана с учетом национальных праздников. Нормы рабочего времени на 2023 год в РБ. Один из главных праздников башкирского народа — Сабантуй. Он отмечается ежегодно 22 июня, в день летнего солнцестояния. Сабантуй — это праздник радости, щедрости и общения. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Нельзя же попросту оставлять на дороге праздники. И вот один за другим передал башкир свои праздники соседям, а сам бросил телегу и отправился дальше верхом на коне.

Праздники Башкортостана

Многие праздники и традиции башкирского народа привлекают не только местное население, но и туристов. Башкирская культура вносит вклад в формирование общей государственной многонациональной идентичности. Башкирская культура и ее значимость тяготеют к сохранению культурного разнообразия и прославлению богатых традиций и обычаев народа, старающегося вписаться в современный мир, относясь с уважением к своим корням. Особенности башкирских обычаев осенью Осень в башкирской культуре является особым временем, когда множество народных праздников отмечаются согласно традиции. Сезонная смена цветов и погодных условий не только отражается на природе, но и повлияла на формирование уникальных осенних обычаев. Башкортостанский день Каждый год в начале сентября в Башкортостане проходит праздник, посвященный основанию республики. Основные мероприятия включают традиционные игры, концерты, демонстрации народных промыслов и национальной кухни. Ураза-байрам Ураза-байрам — это главный религиозный праздник мусульман, который отмечается в конце октября или начале ноября, после окончания поста Рамадан. В это время мусульмане Башкортостана собираются в мечети и проводят специальную молитву. Важной частью праздника является взаимопомощь и благотворительность. День осени В Башкортостане осень отмечают особенно ярко и всесторонне.

В середине сентября проводится День осени, который позволяет в полной мере насладиться красотой природы и выразить благодарность за урожай. В этот день организуются концерты с участием народных исполнителей, ярмарки с товарищами и дегустации традиционных блюд. Нерест рыбы и охота Один из осенних ритуалов связан с началом нереста рыбы и охотой. Загадывание желаний и сбор трав, исполненных магической энергии, становится особенно популярным. Люди отправляются на реки и озера для рыбной ловли и охоты, применяя традиционные методы и инструменты. Татьянин день Оренбургская область отмечает своеобразный праздник осени — Татьянин день. В этот день традиционно празднуются заплетание осенних венков из цветов и плодов, пение песен, связанных с осенней тематикой, а также танцы и народные игры. В осенний период Башкортостан оживает не только природой, но и своими обычаями и традициями. Это время, когда жители республики особенно близко ощущают свою историю и культуру, и активно участвуют в праздниках и мероприятиях, которые позволяют им сблизиться с предками и поддерживать дух национального самосознания. Праздник Кукрын Праздник Кукрын — это традиционный осенний праздник, который отмечается в Башкортостане.

Он связан с окончанием сельскохозяйственных работ и приходом холодов. Кукрын проходит в первые дни ноября и служит символическим началом нового года по старому башкирскому календарю. В дни праздника Кукрын проводятся различные традиционные обряды и ритуалы. В домах развешивают мотанкы — кукольные фигуры из соломы, которые символизируют урожай и приносят защиту от злых духов. Также мотанки развешивают на деревьях и ограждениях во дворах, чтобы привлечь удачу на следующий год. В первый день праздника Кукрын проводится торжественная обрядовая встреча взрослых и детей. Во дворах или на центральных площадях разводят костер, вокруг которого проходят танцы и песни. Дети прыгают через огонь, что считается залогом для крепкого здоровья на следующий год. Традиционная праздничная пища, которую подают на Кукрын, называется коимбат. Это нежирное мясо, сваренное с пряностями и приправами.

К коимбату обязательно подают свежие и соленые огурцы, а также различные хлебные изделия. Празднование Кукрына сопровождается народными гуляниями, танцами, песнями и играми. Также проводятся спортивные состязания, а самые смелые и ловкие молодые люди устраивают скачки на барсах. Праздник Кукрын является важным событием в культурной жизни Башкортостана. Он позволяет соединить новейшие развлечения и древние обычаи, привлечь внимание к культурному наследию народа и укрепить общество. Выражение корней и традиций народа в празднике Кукрын помогает сохранить и передать первопричинное культурное наследие Башкортостана. Лучшие пивные залы и магазины Значение и обряды праздника Ырей Ырей — один из самых популярных и древних праздников в башкирской культуре. Он отмечается на закате осени и связан с благодарением за урожай и пожертвованиями божествам. Праздник Ырей является духовной и материальной ценностью для башкирского народа, отражает его взаимодействие с природой и зависимость от нее. Обряды праздника Ырей делятся на несколько этапов: Подготовка: за несколько дней до начала праздника, женщины занимаются приготовлениями к Ырей.

Они готовят блюда из осенних овощей и фруктов, а также печенья и традиционных сладостей.

Каждый заби-вал скот и птицу, делал запасы мяса, муки и других продуктов на зиму, приглашал своих род-ственников и друзей; последние отвечали тем же. Это был сезон взаимных визитов "кунакла- шыу , твердо вошедших в обычай. Не составля-ли исключения и бедняки, поскольку существо-вало поверье, что человека, пренебрегшего за-коном гостеприимства, постигнет разорение и несчастье. И лишь батраки не могли пригла-шать. А их, однако, приглашали, но приглашали для того, чтобы они помогали хозяевам на кух-не, присмотреть за скотом и т. В условиях ка-питализма, резкого социального и имуществен-ного расслоения и ослабления родственных свя-зей среди крестьянства каждый звал ft себе только равных себе и ходил в гости к ним же. Небольшие отклонения от этого неписаного пра 7 вила не меняли общей"жартины.

Поэтому в се-зон nynaTtAauibiy, как и во время религиозных праздников, деревня разбивалась на несколько групп, по-своему отражающих социальную гра-дацию ее населения. С началом зимы связано и такое обществен-ное явление, как ка? На разделывание птиц, главным образом гусей, каждая более или менее состоятельная семья собирала девушек и отчасти молодых женщин и это, в конечном сче-те, выливалось в своеобразный праздник с пес-нями и шутками, со смехом и весельем. Весь день девушки ощипывали и потрошили гусей, шумной ватагой ходили к речке, а хозяева уго-щали их праздничным ужином. Заканчивались такие помочи совместными развлечениями деву-шек и юношей. Были известны также специальные сборы молодежи — аулатг и урнаш. Для проведения этих сборов выбирался какой-либо свободный в деревне дом. Договорившись об устройстве ау- лак, девушки собирали продукты: яйца, масло, сметану, муку, крупу и т.

Собравшись вечером, они угощали друг друга, пели, плясали и веселились. Довольно широко была распространена игра в кости ашыъ сагыу. Обычай запрещал участвовать юношам в таких вечеринках. Для соблюдения приличий присутствовала на вечеринке одна из пожилых женщин, но молодежь, однако, умудря-лась тем или иным способом усыпить ее бди-тельность и пропустить в избу юношей; в иных случаях во время таких вечеринок происходили знакомства, встречи и свидания молодежи. Урнаш отличался от аулатг менее строгими запретами и большей свободой нравов. После урнаша девушки обычно оставались ночевать в до-ме, где происходили игры. Такая особенность этого института, по-видимому, отражена и в его названии. Временем, удобным для обора молодежи, считался период религиозных празднеств, или взаимных визитов, когда старшее поколение, будучи в гостях или занятым приемом гостей, ма-ло обращало внимания на молодежь.

Классическим сезоном свадеб у башкир бы-ло лето, но в связи с упадком скотоводства и постепенным превращением земледелия в ос-новное занятие башкир в XIX и особенно в XX в. В ряде районов, главным об-разом на севере, где традиции земледельческого хозяйства успели пустить более глубокие корни, такая тенденция постепенно становилась прави-лом. Поэтому первая половина зимы, характе-ризующаяся относительным достатком, изобило-вала в этих районах свадьбами, которые сопро-вождались публичными торжествами, играми и состязаниями. Немалую роль в общественной жизни дорево-люционной деревни играли осенне-зимние яр-марки и базары. Каждый глава семьи часть хлеба и скота продав"ал на рынке и на вырученные деньги покупал чай, са-хар, одежду и предметы хозяйственного и бы-тового обихода. Ярмарки, рынки были местом не только купли и продажи, но также встреч и свиданий, во время которых совершались сдел-ки и сговоры, завязывались товарищеские и де-ловые связи. Заканчивались эти встречи взаим-ными угощениями и порою попойками, а иные незадачливые хозяева на ярмарках и по пути домой проматывали чуть ли не все свое состоя-ние. Так или иначе поездки на ярмарки и база-ры и связанные с ними события составляют ха-рактерные штрихи в картине зимней жизни до-революционного села.

Примерно с середины зимы в деревне уста-навливалась размеренная жизнь. Размеренность эта нарушалась, если какой-либо религиозный праздник, меняющий свое место в течение года по скользящему лунному календарю, приходил-ся на конец зимы или раннюю весну. Но это бы-ло сущим разорением для населения, так как способствовало уничтожению и без того скуд-ных запасов продовольствия.. С нетерпением до-жидался народ каждый год прихода лета, вместе с которым наступала нора относительного бла-гополучия, оздоровляющего труда и шумных праздников. Встреча Нового года — праздник новый для башкир. В школах и отчасти в клубах новогод-ние елки начали устраиваться уже в 20—30-е годы. В этом нельзя не видеть влияние гррода и русского населения края. С провозглашением первого дня января нерабочим днем Новый год окончательно утвердился как общенародный праздник.

Сейчас в каждом клубе, Доме культу-ры проводятся новогодние вечера , балы-маскара-ды и утренники с елкой, а Дед-Мороз Кыш ба-бай стал у башкирских детей таким же люби-мым и желанным гостем, как и у русских. Клубные и школьные новогодние вечера про-водятся по типу городских и мало чем отлича-ются от них, ибо проводниками этих новшеств являются учителя, культурно-просветительные работники и другие представители интеллиген-ции, получившие воспитание в условиях города, на городских культурных традициях. Стали очень популярны на вечерах конкурсы на ориги-нальные и остроумные костюмы, на лучшую пляску или танец, на лучшее исполнение песни, чтение стихотворения или рассказа и т. Ши-рокое распространение получают состязания в остроумии, находчивости и смекалке. Местный колорит придают этим вечерам костюмы, мест-ная речь, местная обстановка, местные особен-ности культуры в целом. Новый год празднуют и дома. Во многих семьях, особенно среди интеллигенции, встреча-ют Новый год за праздничным столом у елки. В таких семьях детям делают подарки от име-ни Деда-Мороза, нередко обмениваются подар-ками и взрослые.

Входит в обычай обмен позд-равительными открытками и телеграммами. Однако в большинстве сельских семей Новый год встречают без специфических атрибутов этого своеобразного праздника елки, Деда-Мо-роза, подарков , а ограничиваются лишь празд-ничной трапезой и приемом гостей. Как и Ок-тябрьский праздник, Новый год считается в народе удобным временем для свадебных и иных семейных торжеств. На эти дни назнача-ются бракосочетания и свадьбы, приглашаются родственники и друзья. В таких случаях празд-нества длятся несколько дней и сопровождают-ся многолюдными увеселениями. Одновременно и старым, и новым праздни-ком деревни является сабантуй. Старым пото-му, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами типа джиин-май- дан-байге. Сформировавшись на основе древ-них праздников, он вобрал в себя все те их эле-менты, которые соответствуют духу нашего времени и образу жизни народа; но современ-ный сабантуй в то же время существенно отли-чается от старых праздников.

Во-первых, он синкретичен, он заменил со-бой целую систему массовых сборищ и увесе-лений, соответствовавшую в прошлом много-ступенчатой родоплеменной организации кочев-ников и полукочевников; во-вторых, освободив-шись от религиозного налета, образовавшегося в народных празднествах в результате вековых усилий мусульманского духовенства, сабаптуй обогатился совершенно новыми элементами, проникшими в жизнь деревни в советский пе-риод. Иными словами, сабантуй —. Формирование сабантуя было процессом в известной мере стихийным, проис-ходившим, главным образом, в силу глубокой и прочной связи летних празднеств с народным бытом и народной психологией. В пылу борь-бы со старыми обычаями были сделаны попыт-ки отказаться от старых названий, переимено-вать эти массовые летние торжества в спарта-киаду или массовое гулянье. Но ни то, ни дру-гое не привилось, ибо под новыми неудачными названиями слишком четко -вырисовывались контуры древнего народного праздника, вклю-чающего громадный комплекс игр и развлече-ний. В настоящее время процесс вживания са-бантуя в общественную жизнь современной социалистической деревни вполне завершился. Он хорошо гармонирует с новыми обществен-ными празднествами и мало чем отличается по своему характеру от таких праздников у дру-гих народов, как праздник урожая, праздник Песни и т. Нельзя не отметить, что всюду утверждается название сабантуй, вытеснив та-кие старые наименования, как джиин, майдан и другие.

Правда, местами наблюдается парал-лельное существование и старых названий, но наметившаяся тенденция к унификации терми-на пробивает сопе дорогу довольно решительно. В частности, башкиры-гайнинцы Пермской об-ласти районный сабантуй по старой привычке называют бардадзинн по наименованию рай-центра Барда , а колхозные — сабантуй. В Челябинской области сабантуй малого масшта-ба обычно, именуют тгаргатуй, а общеколхозные и районные — Набантуй, реже майдан. Примечательно и другое. Сабантуй утвер-дился в быту и небашкирского населения рес-публики и края: русских, марийцев, мордвы и других. Этому способствовало и способствует смешанное расселение и давние культурные контакты башкир с пришлым населением, мно-гонациональный характер населения современ-ных крупных хозяйственных коллективов — колхозов и совхозов. Проводятся сабантуи и в городах Урала, в том числе в таких крупных промышленных центрах, как Челябинск, Свердловск. Как видно, сабантуй превратился ныне в наиболее массовый межнациональный летний праздник народов Урало-Волжского региона.

К настоящему времени вполне выработа-лись и окрепли организационные формы сабан-туя: всюду празднуют его почти по одному об-разцу. Сезон сабантуев — это время между весен-ним севом и сенокосом. Собственно и праздник- то посвящается окончанию весенних работ. Предпринимая в июне поездку в любой район Южного Урала, можно безошибочно попасть на сабантуй какого-либо колхоза, совхоза или района. Наблюдаются небольшие различия и сроках проведения сабантуя между южными и западными районами, с одной стороны, и се-верными и северо-восточными — с другой. Но различия эти продиктованы особенностями климатических условий этих районов; на юге и западе весна наступает несколько раньше, чем на севере и востоке. Выбирается для сабантуя красивая и ров-ная местность у реки или озера. Сюда в день праздника стекается все население окрестных сел.

Пестрый и шумцый поток людей, машин и повозок, велосипедов и мотоциклов в солнечное июньское утро представляет запоминающуюся картину. Торговые павильоны, палатки и ав-толавки уже с вечера перебрались сюда. Весе-лая музыка, многоголосый гомон, смех... Люди устраиваются группами или отдель-ными семьями на участке, отведенном для их бригады или деревни, и вливаются в толпу разв-лекающихся. Молодежь затевает игры, старики находят себе собеседников, своих ровесников — приятелей или слушателей, а повара ставят са-мовары, устанавливают котлы и начинают го-товить традиционный бишбармак. Для каждой бригады или аула обед готовится отдельно. Кро-ме того, каждая хозяйка берет с собой прнго- товленпые заранее кушанья и напитки, само-вар и необходимую утварь. Современный сабантуй заметно модернизи-рован.

Установлены громкоговорители, изве-щающие о распорядке праздника, оборудованы трибуны и эстрада для артистов — самодеятель-ных или профессиональных, площадки для со-ревнований по волейболу, прыжкам в высоту и длину и т. Где-то в стороне виден ровный ряд автомашин и мотоциклов, внушительно на-поминающих о характере нашего века. В толйе можно увидеть людей с красными повязками — распорядителей праздника и блюстителей по-рядка и в белых халатах — медицинских работ-ников. Праздник открывается торжественным ми-тингом. Председатель колхоза или директор совхоза оглашает итоги весенних работ и вру-чает премии победителям социалистического соревнования. Премии даются как отдельным лицам , так и целым коллективам: бригадам, от-делениям, фермам. Митинг — одно из новшеств в распорядке сабантуя, вызванных к жизни ха-рактером общественных отношений нашего вре-мени и потому — вполне оправданных. Но не-редко люди, подверженные бюрократизму, охот-ники до длинных докладов и словесных пре-ний, стремятся выхолостить колорит народного праздника, проявляют недопонимание игрового начала в нем и стараются превратить его в оче-редное мероприятие.

К счастью, таких против-ников сабантуя с каждым годом становится все меньше, и народный праздник, не изменив сво-ей природы, входит в полную свою силу. Самовар — почетный приз на сабантуях. Налаирский совхоз. Сабантуй наших дней, как и старый, — праздник преимущественно спортивный, в про-грамме которого большое место занимают тра-диционные состязания, особенно конные скач-ки и национальная борьба. На скачки, которыми начинается спортив-ная часть праздника, собираются все участники сабантуя. Для башкир это не только занима-тельное зрелище,. Заинтересованность эта имеет свою из-вилистую историю. В далеком прошлом в осно-ве ее лежало чувство родовой солидарности, а в эпоху капитализма на первый план выступа-ли соображения материальной выгоды, нажи-вы.

В ход были пущены подкупы, угрозы, дра-ки. Древняя традиция теряла породившую ее почву и смысл. Лучший конь уже не был са-мым лучшим, а батырами становились не са-мые ловкие и сильные. Решали деньги и власть. Советское время избавило эту народную тради-цию от насилия. Основой заинтересованности в спортивных соревнованиях — скачках, борьбе и т. Из разных аулов набирается до двух десят-ков и более скакунов. Наездниками, как прави-ло, выступают подростки.

В зависимости от особенностей местности выбирается дистан-ция — круговая пли прямая. Лошадей пускают всех сразу, и потому скачки с самого начала приобретают характер острой и напряженной борьбы. Многие копи, особенно при круговой дистанции, не выдерживают напряжения и сходят с дорожки. Сразу после финиша радио объ-являет победителей кличку лошади, имя на-ездника, название колхоза и присуждаемые награды. В прошлом джигитов встречала у фи-ниша девушка или самая молодая в деревне за-мужняя женщина. Всадник, который первым заканчивал дистанцию, на скаку вырывал из ее рук вышитый. Скачки, как и борьба, привлекают всеобщее внимание на сабантуе. Зилаирский совхоз.

После традиционного бега начинается борь-ба. О башкирской борьбе писалось много и до революции, и в наше время. Приемы борьбы остались прежними, и, очевидно, потому судья-ми являются обычно пожилые. Этот народный вид спорта хотя и несколько утратил прежнее значение, но и ныне он очень популярен. Борь-ба, так Hie как скачки, привлекает наибольшее число зрителей. Самые ценные призы присуж-даются борцам; лучшие борцы пользуются из-вестностью и славой. Арена представляет круг, возле которого плотным кольцом устраиваются зрители и бу-дущие участники. Внутри круга располагают-ся двое-трое судей, около них — сложенные в кучу поощрительные призы-подарки.

В середи-ну выходит один из желающих побороться и берет у судьи кушак или полотенце. За ним вы-ходит второй, который уже успел присмотреть-ся к противнику и мысленно оценил его силу. Противники обхватывают друг друга полотен-цами по талии так, чтобы правая рука одного проходила под левой другого, и начинают борь-бу. Победителя усаживают на особо отведенное место в круге, а побежденный получает поощ-рительный подарок и выбывает из круга. Вы-ходят вторая, третья, четвертая пары борцов и каждый раз побежденный, получив положен-ный поощрительный приз, выбывает из числа борцов, а победители устраиваются внутри кру-га. И так до тех пор, пока не испытают свои силы все желающие принять участие в сорев-новании. По такой же системе устраиваются встречи между победителями и призы вручают-ся только тем, кто терпит поражение. Число ту-ров зависит от числа участников и с каждым туром возрастает ценность приза.

Лишь послед-ний приз, наиболее ценный и почетный, при-суждается победителю финала. По традиции, мелкие призы для участников соревнования, особенно для борцов, в значи-тельной своей части собираются у населения. Это — вышитые карманные платки, кисеты, полотенца с тканым или вышитым узором и т. Ценность призов для победителей борь-бы и других видов состязаний зависит от масштабов сабантуя и состоятельности его ор-ганизаторов — предприятий и учреждений. Для борцов это может быть баран, самовар, часы, велосипед, что-нибудь из одежды, приемник и т. Предметы эти приобретаются на средст-ва, выделенные колхозами, совхозами или дру-гими предприятиями и учреждениями. Отборочная система в организации борьбы утвердилась недавно, очевидно под влиянием официальных спортивных соревнований.

Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки. В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш бэлиш , баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие. Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры «Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др. Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы. Ураза-байрам Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам окончание поста и Курбан-байрам праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову , и Маулид-байрам славится Пророк Мухаммад. Ураза-байрам - один из 2 главных дней исламского календаря , знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года. В этот день верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак! Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня закят аль-фитр. Собранные средства идут в пользу общины малоимущим, путникам и другие в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов в ханафитском мазхабе. В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву ид-намаз , надевают лучшую одежду , готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся. В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения. В жизни каждого народа значительное место занимают празднества. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеоб-разие культуры. Сущность социальных инсти-тутов и социальной жизни у пародов, находя-щихся на одной или примерно одинаковой стадии исторического развития , однотипна. Но конкретные формы проявления этих институтов в зависимости от условий исторического разви-тия, географической среды, форм хозяйствен-ной деятельности и культурно-бытовых тради-ций народа всегда разнообразны. В этом плане общественная жизнь так же неповторима, как и национальный язык и культура. В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние тор-жества, сопровождавшиеся массовыми спор-тивными состязаниями, играми и пиршеством. Было известно несколько видов таких празд-неств. Празднества, общие для населения одной волости или группы деревень, объединенных между собой в прошлом принадлежностью к од-ной родоплеменной общности, назывались во внутренних районах Башкирии, в ее северо-за-падной окраине и Пермской области джнин йы-йын , в северо-восточной Башкирии, Свердлов-ской, Челябинской и Курганской областях — майдан мащап , а в южных районах — байге бэйге. Праздники этого типа проводились один раз в год в промежутках между весенним севом и сенокосом. В далеком прошлом, в усло-виях безраздельного господства в хозяйствен-ном укладе башкир кочевого или полукочевого скотоводства, проведение джиииов приурочива-лось ко времени, когда скот для убоя достигал нужной упитанности. Круг деревень, объединен-ных традицией совместного празднования джи- ина, а также место проведения джиина были строго определенными. Часть деревень группирова-лась вокруг села Барда, другая — вокруг села Сараши. Сначала джиин проходил в Бардымском ок-руге бардащиен , через несколько времени — в Сарашском сарашщиен. Население каждого округа участвовало в обоих празднествах, но в одном случае — в роли хозяев, устроителей праздника, в другом — в роли гостей. Для джиннов выбиралась красивая и ровная поляна у реки или озера. На подводах и пешком со всем домашним скарбом сюда перекочевыва-ло все население округи. Каждая семья устраи-валась в шалаше или переносной юрте. Здесь прятались от жары и потчевали гостей. Программа состязаний включала националь-ную борьбу, скачки и бег взапуски. Большой по-пулярностью пользовались также состязания, рассчитанные на юмористический эффект: бег в мешках, бег мужчин, связанных попарно за но-ги, перетягивание друг друга веревкой, бег с ложкой с яйцом в зубах женщины , бой горш-ков с завязанными глазами и т. После состя-заний молодежь устраивала массовые игры, во-дила хороводы. На джиннах, майданах и байге юноши и де-вушки разных деревень заводили знакомство друг с другом, которое впоследствии поддержи-валось перепиской и редкими встречами. Роди-тели встречались с друзьями и родственниками, сговаривались о бракосочетании своих детей и заключали торговые и иные сделки. Нередко к этим массовым праздникам приурочивались и свадебные торжества туй. В северо-западных районах во время джи-ннов устраивались ярмарки, на которые съезжа-лись торговцы с отдаленных мост. Надо думать, что праздники типа джинн бе-рут начало с народных собрании племени и вос-ходят к глубочайшей древности. Об этом говорит как название праздника иыйыи — собрание, сборище , так и содержание самих праздников. По-видимому, на джиннах члены племени, вы-являя наиболее сильных, смелых н ловких пред-ставителей, выбирали своих военачальников и вождей, подводили итоги минувшим делам и в ознаменование побед устраивали пиршества, свадьбы, игры. Позднее, но мере утраты этими институтами своих первоначальных функций, они постепен-но превращались в обычные, правда яркие и са-мобытные, формы массовых развлечений. Празд-нества эти настолько тесно сплелись в течение веков с образом жизни и психологией народа, что их не могли вытеснить ни последующие из-менения в политических, экономических и пра-вовых отношениях, ни вторжение и многовеко-вое господство ислама. И эпоха капитализма не смогла разрушить эти традиции, ограничившись лишь тем, что внесла в эти праздники элементы торговли и деловых сделок. Карта бутъакы, а в ряде районов и тгартатуй выступали как празднества женщин и детей. На традиционном ж ен ском празднике карга туй. К унашак с к ий район, Челябинская область. Существовал также целый ряд традиционных массовых игрищ и развлечений девушек и молодых женщин. На северо-востоке они называ-лись ъъц? В летние месяцы молодые жен-щины и девушки деревни собирались на берегу реки Тили на склоне горы, сообща готовили тра-диционные кушанья, пели, веселились, устраи-вали игры. Выходили на игрища также и пожилые женщины с детьми, но в массовых раз-влечениях они не участвовали, а занимались прядением, вязкой и т. Обычно к концу дня к развлекающимся девушкам присоединялись юно-ши, и день заканчивался совместными играми де-вушек и юношей. На празднества приглаша-лись девушки из других деревень. Гостить у родственников в других деревнях, ездить на каргатуй и игрища поощрялось обычаем, и девуш-кам родители в этом не отказывали. По всей вероятности, в более отдаленные времена у башкир была четко разграниченная система родовых и племенных торжеств, особое место среди которых занимали женские празд-ники. Определенным образом вплетались в эти празднества и свадебные торжества — туй, ко-торые, очевидно, были и оставались в течение продолжительного периода не семейным, а об-щественным праздником. Убедительно свидетельствует об этом как сама свадебная обряд-ность, насыщенная массовыми сценами и про-никнутая духом родовой солидарности, так н двоякий смысл термина туй свадьба, празд-ник. Постепенно социальная и идеологическая подоплека этих праздников и вытекающие отсю-да функциональные их различия были забыты и в период, предшествующий Октябрьской ре-волюции, мы уже не обнаруживаем в их прове-дении прежней четко организованной системы. Мусульманское духовен-ство делало попытки придать этим древним праздникам религиозную направленность в частности, внести сцены публичных молений об урожае и плодородии скота и привести орга-низационные принципы их проведения в соот-ветствие с нормами и установлениями шариата запретить женщинам участие в состязаниях и пресечь совместные игры юношей и девушек. В какой-то мере духовенству это удалось, но празднества в целом сохраняли первоначаль-ную народную основу. Женщины по-прежнему проявляли в них большую активность, принима-ли деятельное участие как в сценах массовых развлечений, так и в состязаниях, особенно в беге. В Курганской и отчасти в Челябинской об-ласти еще в первые десятилетия нашего века можно было наблюдать борьбу среди женщин. Что касается молений, то эти религиозные но-вовведения соблюдались лишь эпизодически и далеко не всюду. Однако в течение столетий ислам влиял на дореволюционный общественный быт башкир-ского села. Праздники мусульманского календаря, будучи, как и всякая религиозная об-рядность, явлением общественным, проникли в сферу семейной жизни и стали одновременно семейными торжествами. В сущности, сугубо об-щественный официальный момент в этих празд-нествах сводился в основном к публичным моле-ниям п проповеди вдтэз в мечети. Основное содержание мусульманских праздников у баш-кир заключалось в том, что каждая семья заби-вала скот и принимала гостей, делала подноше-ния представителям духовенства, а также людям пожилым и бедным. Поэтому все праздники соп-ровождались массовым убоем скота. За день од-ни и те же лица успевали побывать в гостях у 5—7 хозяев и так в течение нескольких дней, иногда недели. Муллы, муэдзины и другие ду-ховные лица были обязательными и постоянны-ми участниками трапез, хотя сами они гостей у себя не принимали. Если лето было временем ярких и многолюд-ных народных празднеств, игрищ и состязаний на лоне природы, проводимых в промежутки между отдельными циклами сельскохозяйствен-ных работ, то зимой, особенно в ее второй по-ловине, в жизни деревни наступало относитель-ное затишье. Правда, в начале зимы после убор-ки и обмолота хлебов, после перевода скота в зимние загоны, наблюдалось заметное оживле-ние в общественной жизни села. Каждый заби-вал скот и птицу, делал запасы мяса, муки и других продуктов на зиму, приглашал своих род-ственников и друзей; последние отвечали тем же. Это был сезон взаимных визитов "кунакла- шыу , твердо вошедших в обычай. Не составля-ли исключения и бедняки, поскольку существо-вало поверье, что человека, пренебрегшего за-коном гостеприимства, постигнет разорение и несчастье. И лишь батраки не могли пригла-шать. А их, однако, приглашали, но приглашали для того, чтобы они помогали хозяевам на кух-не, присмотреть за скотом и т. В условиях ка-питализма, резкого социального и имуществен-ного расслоения и ослабления родственных свя-зей среди крестьянства каждый звал ft себе только равных себе и ходил в гости к ним же. Небольшие отклонения от этого неписаного пра 7 вила не меняли общей"жартины. Поэтому в се-зон nynaTtAauibiy, как и во время религиозных праздников, деревня разбивалась на несколько групп, по-своему отражающих социальную гра-дацию ее населения. С началом зимы связано и такое обществен-ное явление, как ка? На разделывание птиц, главным образом гусей, каждая более или менее состоятельная семья собирала девушек и отчасти молодых женщин и это, в конечном сче-те, выливалось в своеобразный праздник с пес-нями и шутками, со смехом и весельем. Весь день девушки ощипывали и потрошили гусей, шумной ватагой ходили к речке, а хозяева уго-щали их праздничным ужином. Заканчивались такие помочи совместными развлечениями деву-шек и юношей. Были известны также специальные сборы молодежи — аулатг и урнаш. Для проведения этих сборов выбирался какой-либо свободный в деревне дом. Договорившись об устройстве ау- лак, девушки собирали продукты: яйца, масло, сметану, муку, крупу и т. Собравшись вечером, они угощали друг друга, пели, плясали и веселились. Довольно широко была распространена игра в кости ашыъ сагыу. Обычай запрещал участвовать юношам в таких вечеринках. Для соблюдения приличий присутствовала на вечеринке одна из пожилых женщин, но молодежь, однако, умудря-лась тем или иным способом усыпить ее бди-тельность и пропустить в избу юношей; в иных случаях во время таких вечеринок происходили знакомства, встречи и свидания молодежи. Урнаш отличался от аулатг менее строгими запретами и большей свободой нравов. После урнаша девушки обычно оставались ночевать в до-ме, где происходили игры. Такая особенность этого института, по-видимому, отражена и в его названии. Временем, удобным для обора молодежи, считался период религиозных празднеств, или взаимных визитов, когда старшее поколение, будучи в гостях или занятым приемом гостей, ма-ло обращало внимания на молодежь. Классическим сезоном свадеб у башкир бы-ло лето, но в связи с упадком скотоводства и постепенным превращением земледелия в ос-новное занятие башкир в XIX и особенно в XX в. В ряде районов, главным об-разом на севере, где традиции земледельческого хозяйства успели пустить более глубокие корни, такая тенденция постепенно становилась прави-лом. Поэтому первая половина зимы, характе-ризующаяся относительным достатком, изобило-вала в этих районах свадьбами, которые сопро-вождались публичными торжествами, играми и состязаниями. Немалую роль в общественной жизни дорево-люционной деревни играли осенне-зимние яр-марки и базары. Каждый глава семьи часть хлеба и скота продав"ал на рынке и на вырученные деньги покупал чай, са-хар, одежду и предметы хозяйственного и бы-тового обихода. Ярмарки, рынки были местом не только купли и продажи, но также встреч и свиданий, во время которых совершались сдел-ки и сговоры, завязывались товарищеские и де-ловые связи. Заканчивались эти встречи взаим-ными угощениями и порою попойками, а иные незадачливые хозяева на ярмарках и по пути домой проматывали чуть ли не все свое состоя-ние. Так или иначе поездки на ярмарки и база-ры и связанные с ними события составляют ха-рактерные штрихи в картине зимней жизни до-революционного села. Примерно с середины зимы в деревне уста-навливалась размеренная жизнь. Размеренность эта нарушалась, если какой-либо религиозный праздник , меняющий свое место в течение года по скользящему лунному календарю , приходил-ся на конец зимы или раннюю весну. Но это бы-ло сущим разорением для населения, так как способствовало уничтожению и без того скуд-ных запасов продовольствия.. С нетерпением до-жидался народ каждый год прихода лета, вместе с которым наступала нора относительного бла-гополучия, оздоровляющего труда и шумных праздников. Встреча Нового года — праздник новый для башкир. В школах и отчасти в клубах новогод-ние елки начали устраиваться уже в 20—30-е годы. В этом нельзя не видеть влияние гррода и русского населения края. С провозглашением первого дня января нерабочим днем Новый год окончательно утвердился как общенародный праздник. Сейчас в каждом клубе, Доме культу-ры проводятся новогодние вечера , балы-маскара-ды и утренники с елкой, а Дед-Мороз Кыш ба-бай стал у башкирских детей таким же люби-мым и желанным гостем, как и у русских. Клубные и школьные новогодние вечера про-водятся по типу городских и мало чем отлича-ются от них, ибо проводниками этих новшеств являются учителя, культурно-просветительные работники и другие представители интеллиген-ции, получившие воспитание в условиях города, на городских культурных традициях. Стали очень популярны на вечерах конкурсы на ориги-нальные и остроумные костюмы, на лучшую пляску или танец, на лучшее исполнение песни, чтение стихотворения или рассказа и т. Ши-рокое распространение получают состязания в остроумии, находчивости и смекалке. Местный колорит придают этим вечерам костюмы, мест-ная речь, местная обстановка, местные особен-ности культуры в целом. Новый год празднуют и дома. Во многих семьях, особенно среди интеллигенции, встреча-ют Новый год за праздничным столом у елки. В таких семьях детям делают подарки от име-ни Деда-Мороза, нередко обмениваются подар-ками и взрослые. Входит в обычай обмен позд-равительными открытками и телеграммами. Однако в большинстве сельских семей Новый год встречают без специфических атрибутов этого своеобразного праздника елки, Деда-Мо-роза, подарков , а ограничиваются лишь празд-ничной трапезой и приемом гостей. Как и Ок-тябрьский праздник, Новый год считается в народе удобным временем для свадебных и иных семейных торжеств. На эти дни назнача-ются бракосочетания и свадьбы, приглашаются родственники и друзья. В таких случаях празд-нества длятся несколько дней и сопровождают-ся многолюдными увеселениями. Одновременно и старым, и новым праздни-ком деревни является сабантуй. Старым пото-му, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами типа джиин-май- дан-байге. Сформировавшись на основе древ-них праздников, он вобрал в себя все те их эле-менты, которые соответствуют духу нашего времени и образу жизни народа; но современ-ный сабантуй в то же время существенно отли-чается от старых праздников.

По традиции, мелкие призы для участников соревнования, особенно для борцов, в значи-тельной своей части собираются у населения. Это — вышитые карманные платки, кисеты, полотенца с тканым или вышитым узором и т. Ценность призов для победителей борь-бы и других видов состязаний зависит от масштабов сабантуя и состоятельности его ор-ганизаторов — предприятий и учреждений. Для борцов это может быть баран, самовар, часы, велосипед, что-нибудь из одежды, приемник и т. Предметы эти приобретаются на средст-ва, выделенные колхозами, совхозами или дру-гими предприятиями и учреждениями. Отборочная система в организации борьбы утвердилась недавно, очевидно под влиянием официальных спортивных соревнований. Расширение программы сабантуя включение новых видов спорта, митинг, концерты художе-ственной самодеятельности и артистов потре-бовало сократить время, отводимое для борьбы. Каждый борол-ся не переставая до тех пор, пока ого не победят, поэтому наиболее опытные п сильные борцы выступали только в конце. В организации башкирской борьбы проявля-ется еще одна современная черта — кое-где на сабантуях борцов начинают разбивать на кате-гории по их весу. Пока трудно скачать, на-сколько это явление понравится народу, но оно имеет сейчас весьма ограниченное распро-странение. Борьба, скачки, бег взапуски представляют основные традиционные состязания башкир. Начиная с прошлого века они составляют стер-жень спортивной программы сабантуя. В более отдаленные времена, как свидетельствуют об этом многочисленные предания и фольклорные сюжеты, такое же значение имела стрельба из лука. Целыо служил перстень знатной и кра-сивой девушки, па руку которой претендовали батыры-джигиты и моргены. Эту природу они сохраняют и в наши дни. Таковы бой мешками, наполненными сеном; бег в меш-ках; бег мужчин, попарно связанных за ноги; бой горшков с завязанными глазами; бег с лож-кой в зубах, в которой находится сырое яйцо ; перетягивание друг друга канатом группами и в одиночку ; лазание по качающемуся нак-лонному бревну; лазание на шест и т. Сцена для сабантуя. Нязенетровский район, Челябинская область. Спортивная программа современного сабан-туя стала шире: она включает ряд новых для башкир видов спорта: прыжки в длину и в вы-соту, поднятие тяжестей гири, штанги , во-лейбол и т. Заметно пополняется также арсе-нал шуточных состязаний. В частности, кое- где практикуется соревнование велосипедов на самый тихий ход. Составной частью сабантуя становятся кон-церты художественной самодеятельности и вы-ступления артистов. Разумеется, это новшест-во, но оно имеет своего предшественника. Про-образом этих концертов в прошлом были состя-зания импровизаторов-острословов и музыкантов. После праздничного обеда взрослые и дети разъезжаются по домам. Но долго еще, до позд-него вечера, в долине не умолкают громкий смех, шутки и песни молодеяш. Таково основное содержание современного башкирского сабантуя. В нем сохранилось то, что не противоречит духу нашего времени, со-ответствует сложившимся общественным при-вычкам и представлениям. Спортивно-игровое начало в нем, освобожденное от религиозных ограничений и торгово-деляческих сделок, за-звучало по-новому. В структуру этого народно-го праздника общественность ввела немало новшеств. К настоящему времени вполне окрепли ор-ганизационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что процесс совершенствования празд-ника исчерпал себя и должен прекратиться. Этот поистине народный праздник как слож-ный и единый комплекс различных спортивно-игровых и общественно-бытовых действий яв-ляется продуктом многовекового коллективного творчества народа. И в каждом отдельном слу-чае конкретные условия жизни ставили и впредь будут ставить перед организаторами са-бантуя все новые и новые вопросы, которые нужно решать в процессе проведения праздни-ка. Отсюда живучесть сабантуя, его удивитель-ное соответствие на каждом новом этапе образу жизни и психологии народа. В этом же заклю-чается одна из гарантий его совершенствова-ния в будущем. Кроме того, в настоящее время наметился определенный круг общих вопросов , возникших в связи с включением в распорядок праздника новых видов спорта и художественной самодея-тельности. Программа сабантуя, как отмеча-лось выше, значительно расширилась, и это об-стоятельство привело к многоплановости празд-ника, к параллельному проведению соревнова-ний одновременно по нескольким видам спорта. В свою очередь, это в заметной мере наруши-ло прежнюю стройность и целеустремленность праздника, обусловило некоторую рыхлость его организационного строения, особенно к концу торжеств. Не случайно, что вторая половина сабантуя, начиная с борьбы, проходит менее организованно, чем начало. Общественности, вероятно, предстоит решить вопрос о некотором ограничении программы в целях обеспечения ее организационной компактности, о целесооб-разности или нецелесообразности включения в нее тех или иных видов спорта, о месте и ро-ли художественной самодеятельности, о соотно-шении спортивного и культурного, официаль-но-делового и игрового начал. В процессе культурного сотрудничества на-родов в жизнь башкирской деревни проникают новые традиции, новые обряды и праздники. К числу их относится праздник Урожая, став-ший сейчас общесоветским сельским праздни-ком. Инициаторами этого праздника являются общественные организации, в первую очередь партийная и комсомольская. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы праздник как можно был ярче, торжественнее. Вот как про-ходил этот праздник, в частности, в колхозе им. Кирова Кумертауского района. Дом куль-туры колхоза празднично убран. Обширное светлое фойе вместило все богатство красок. В центре внимания большая выставка урожая, на которой представлены экспонаты всех выращи-ваемых в колхозе культур: тучные снопы пше-ницы, ячменя, проса, овса и т. Рядом с вы-ставкой — Доска почета, украшенная букетами полевых цветов. На трибуну поднимается сек-ретарь парткома, который рассказывает о за-служенных людях колхоза. Председатель кол-хоза вручает Почетные грамоты и премии ве-теранам колхозного труда. Под звуки горна и дробь барабана по центру зала торжественно проходят со знаменем пионеры и приветствуют своих родителей. Они благодарят взрослых за их героический труд, за свое счастливое детст-во и вручают цветы членам президиума. После небольшого перерыва в зале гаснет свет. На экране световая сатирическая газета «Чаян». В конце торжества выступают самодеятельные артисты. В крупных населенных пунктах и в район-ных центрах во время праздника Урожая устраиваются гулянья и массовые развлечения в парке культуры или на поляне, спортивные состязания и пгрнща. В ряде районов к лтому дню были приуро-чены смотры-фестивали художественной само-деятельности. Местами, следуя старому обы-чаю, были организованы традиционные скачки, соревнования по национальной борьбе и другим видам спорта. Есть все основания верить, что День работ-ников сельского хозяйства станет в скором бу-дущем всенародным традиционным праздником осени в деревне, который вберет в себя наибо-лее удачные элементы ранее существовавших, но еще не успевших превратиться в народную традицию осенних праздников — Урожая, Зо-лотой осени. Тот опыт, который накоплен пар-тийно-советскими органами и комсомольскими организациями. Будет спо-собствовать этому и тот факт, что осенний праздник села получил отныне юридическое оформление. Становятся традицией профессиональные праздники: День механизаторов, День живот-новодов. В праздничной обстановке отмечают свой день учителя, работники кооперации, ме-дицинские работники и т. Обычно все эти праздники, в том числе и регламентируемые государственным законодательством День учи-теля, День рыбака приурочиваются к окон-чанию или началу цикла работ по данным про-фессиям. Каждый из этих профессиональных праздников состоит из двух частей: первой — официально-деловой, во время которой подводятся итоги прошедшего сезона учебно-го года, отчетного периода, хозяйственного го-да и т. Вторая часть включает концерт, праздничный обед, часто гулянья, спортивные состязапия и игры. Как видно, бытующие в современных усло-виях общественные праздники деревни весьма разнообразны. Это разнообразие соответствует многогранности народного быта, сложности и многоплановости общественной жизни. Они различаются не только по своему содержанию и назначению, но и по своей общественной зна-чимости, по степени проникновения их в народ-ный быт, по маоштабам и степени воздействия на людей, на ик образ жизни, психологию. Од-ни праздники опираются на вековые традиции и проходят по установившимся канонам, дру-гие — такие, как например, общесоюзные торжества, хотя и не имеют столь длительной истории, но благодаря своей значи-мости прочно утвердились в народной жизни и украсили ее. В то же время большая часть празднеств переживает стадию первоначально-го оформления, становления, еще не успев об-расти необходимой обрядностью, не успев стать общественной привычкой, потребностью. Это относится прежде всего к профессиональным праздникам и праздникам-мероприятиям, кото-рые пока еще устраиваются по почину общест-венных организаций. Такие различия в степени внедрения празд-ников свидетельствуют о подвижности совремейного быта. В наши дпи народный быт стал намного динамичнее, хотя относительный его консерватизм, в сравнении с темпами производ-ственной и политической жизни, остался в си-ле. Общественный быт, в том числе общественные празднества, составляют наиболее чуткую на внешние и внутренние возбудители, наибо-лее живую и изменчивую часть пародного быта. Бикбулатов Из книги «Башкирский аул», Уфа, Башкнигоиздат, 1969 Каргатуй Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника — это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Кякук сяйе Кякук сяйе проводился в весенне-летний период - с конца апреля до середины июля. Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина , знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками - накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой - повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки. В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш бэлиш , баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие. Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры «Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др. Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы. Ураза-байрам Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам окончание поста и Курбан-байрам праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову , и Маулид-байрам славится Пророк Мухаммад. Ураза-байрам - один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года. В этот день верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак! Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня закят аль-фитр. Собранные средства идут в пользу общины малоимущим, путникам и другие в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов в ханафитском мазхабе. В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву ид-намаз , надевают лучшую одежду , готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся. В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения. У башкирского народа сложились свои многовековые национальные традиции. И в наше время, когда основными религиозными мусульманскими праздниками в Башкирии являются Ураза- и Курбан-байрам, одновременно свято почитаются и с размахом отмечаются языческие праздники, которые в народе чтят и с любовью празднуют. Официально в Башкирии в 2016 году мусульманские праздники будут проходить: Ураза-байрам — 5 июля, и Курбан-Байрам — 12 сентября. Ураза-байрам После многих ограничений и строгого поста, предписанного в сложный месяц Рамадан, приходит Ураза-байрам, один из главнейших исламских праздников. А за четыре дня до этого принято наводить порядок не только в жилых домах, но и в хлевах, чистить домашнюю скотину и прибираться самим, чтобы ничто не могло омрачить праздник. А непосредственно в этот день каждый может навестить могилы усопших, попросить прощения у живых и мертвых. Курбан-байрам А по прошествии 70 дней после Ураза-байрама, 12 сентября 2016 года в Башкирии отмечается еще один важный религиозный праздник. Курбан-байрам, или день жертвоприношения, связан со знаковым событием для исламистов и посвящен паломничеству пророка Ибрахима в Мекку, где он принес в жертву Аллаху агнеца. Курбан-байрам также имеет свои ритуалы: это гусль, или полное омовение, изменение пути до храма, по примеру Мухаммеда, подаяние милостыни, жертвоприношение. В качестве жертвы выступают животные — баран, коза, верблюд или корова, причем не меньше полугодовалого возраста. Каргатуй и Сабантуй Найдете ли вы хоть одного башкира, который игнорировал бы такие народные праздники, как Каргатуй и Сабантуй? Пожалуй, нет. Как нет и народа, который не провожал бы зиму и встречал весну. Во всяком случае, в тех землях, где весна, как правило, наступает после зимы. Именно этому переходу посвящен башкирский народный праздник Каргатуй. Каргатуй в тюркской группе языков переводится как праздник птиц «карга»—ворона, «туй» — праздник или, как вариант, грачиная свадьба, так как в доисламские времена был посвящен особо распространенному в народе культу птиц, в силу веры в перевоплощение душ. Со временем Каргатуй стал весенним праздником , ведь грач — птица перелетная, и с древних времен отмечался в каждом селении в те дни, когда возвращаются грачи, то есть в первые дни марта. В разных регионах Каргатуй празднуют по-своему, но общее одно: люди радуются наступлению весны, пляшут, готовят традиционные блюда, проводят игры, мальчишки с деревьев весело копируют крики птиц.

Религиозные праздники башкир. Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции

Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Более древнее название праздника – туй. Обряд обозначается термином йола. Башкиры –. Башкирские традиции: культура и обычаи, сохранившиеся с давних времен, традиционная кухня народа, обряды, быт и праздники. В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние тор-жества, сопровождавшиеся массовыми спор-тивными состязаниями, играми и пиршеством.

Основные башкирские праздники в октябре 2023 года

Башкирские традиции: культура и обычаи, сохранившиеся с давних времен, традиционная кухня народа, обряды, быт и праздники. Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Крещение является для ребёнка вторым Днём рождения. Его он будет отмечать всю оставшуюся жизнь. Как и по всем другим праздникам, в этот день малышу преподносятся подарки. Самый распространённый и любимый народный праздник башкир, который известен с глубокой древности, а ныне проводится на государственном уровне, – это Һабантуй –Сабантуй.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий