Анализ произведения шукшина экзамен

Найди верный ответ на вопрос«Основная мысль рассказа Василия шукшина "экзамен" » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Краткое содержание рассказа "Экзамен" Шукшина В.М. Нравственные проблемы общества в современной литературе (По рассказам В. М. Шукшина). «Экзамен», анализ рассказа Шукшина. Жанровые особенности. События рассказа происходят в 50-х годах прошлого века, хоть само произведение написано в 1960-м. Это весьма характерно для автора, поскольку большая часть работ Шукшина посвящена именно его современникам. Найди верный ответ на вопрос«Основная мысль рассказа Василия шукшина "экзамен" » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Сюжет и композиция

  • Сюжет и герои одного из рассказов в. шукшина («экзамен»)
  • Домашний очаг
  • Знакомимся с русской классикой
  • Какое впечатление на вас произвел рассказ В. Шукшина "Экзамен"?
  • Шукшин «Экзамен»: как написать отзыв?
  • Спокойствие, только спокойствие

Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (Экзамен)

Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен" Анализ произведение Экзамен Шукшина.
О чем думал профессор в рассказе в.м.шукшин экзамен — «Экзамен» — произведение Владимира Шукшина, ярко и жизненно отражающее нелегкую действительность советской деревни.
Шукшин «Экзамен»: как написать отзыв? Рассказ Василия Шукшина «Экзамен», опубликованный в журнале «Октябрь» за 1962 год, был написан тогда же, хотя речь в нем идет, судя по всему, о событиях приблизительно десятилетней давности.
Анализ рассказов Шукшина В.М. Чему учит Шукшин экзамен, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответил 1 человек — Знания Орг.
Шукшин экзамен смысл рассказа это удивительная и атмосферная история о решительности, воле и духовной силе главного героя.

Анализ рассказов Шукшина В.М.

Охарактеризуйте композиционную структуру текста. Какую роль в постижении смысла рассказа играет открытый финал? Так бы вот встал на четвереньки и зарычал бы, и залаял, и головой бы замотал. Может, заплакал бы. Пил со сторожем у себя на складе он был кладовщиком перевалочной товарной базы — не брало. Не то что не брало — легче не делалось. Тимофей понимал притворство Ермолая, но все равно жаловался: — Судьба-сучка… — и дальше сложно: — Чтоб у ней голова не качалась… Чтоб сухари в сумке не мялись… — Тимофей, когда у него болела душа, умел ругаться сладостно и сложно, точно плел на кого-то, ненавистного, многожильный ременный бич. Ругать судьбу до страсти хотелось, и поэтому было еще «двенадцать апостолов», «осиновый кол в бугорок», «мама крестителя» — много. Даже Ермолай изумлялся: — Забрало тебя! Чего тебе не хватает-то? В доме-то всего невпроворот.

Тимофею не хотелось объяснять дураку-сторожу, отчего болит душа. Да и не понимал он. Сам не понимал. В доме действительно все есть, детей выучил в институтах… Было время, гордился, что жить умеет, теперь тосковал и злился. А сторож думал про себя: «Совесть тебя, дьявола, заела: хапал всю жизнь, воровал… И не попался ни разу, паразит! Сам не знаю отчего. Не проходило. В тот день, в субботу он весь какой-то вышел, день, нараскосяк , Тимофей опечатал склад, опять выпили со сторожем, и Тимофей пошел домой. Домой не хотелось — там тоже тоска, еще хуже: жена начнет нудить. Была осень после дождей.

Несильно дул сырой ветер, морщил лужи. А небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце. Окна в избах загорелись холодным желтым огнем. Холодно, тоскливо. И как-то противно ясно… Тимофей думал: «Вот — жил, подошел к концу… Этот остаток в десять-двенадцать лет, это уже не жизнь, а так — обглоданный мосол под крыльцом — лежит, а к чему? Да и вся-то жизнь, как раздумаешься, — тьфу! Вертелся всю жизнь, ловчил, дом крестовый рубил, всю жизнь всякими правдами и неправдами доставал то то, то это… А Ермоха, например, всю жизнь прожил валиком — рыбачил себе в удовольствие: ни горя, ни заботы. А червей вместе будем кормить. Но Ермоха хоть какую-нибудь радость знал, а тут — как циркач на проволоке: пройти прошел, а коленки трясутся». Шел Тимофей, думал… И взял да свернул в знакомый переулок.

Жила в том знакомом переулке Поля Тепляшина. Когда-то давно Тимофей с Полей «крутили» преступную любовь. Были скандалы, битье окон, позор. Гутю хвалили в деревне, она гордилась и учила молодых баб, какие оказывались в ее положении: — Он к сударушке, а ты — со стяжком — под окошки к им. Да по окошкам-то, по окошкам-то — стяжком-то… Бывала в деревне такая любовь — со стяжками. Теперь лучше — разошлись, и все. Раньше годами лютовали. С Тимохиной любовью тогда все само собой утряслось: у вдовы Поли подрос сын Колька, Николай Петрович, и стал гонять Тимофея от матери.

Сюжет рассказа прост. Студент-заочник плохо готов к экзамену, потому что у него «срочный заказ был». Строгий профессор упрекает студента в том, что он не читал «Слово о полку Игореве», а только предисловие. Когда профессор узнаёт, что юноша воевал и был в плену, он просит рассказать подробно о побеге из плена, но молодой человек немногословен. Затронув важную для себя тему, профессор суетится, потом смущается от этого. Напоследок он напутствует студента, склоняя его прочитать «Слово…», и даже дарит свой экземпляр книги, подписывая его: «Учись, студент». Оказывается, профессор поставил студенту «плохо», несмотря на разговор по душам. Неожиданный конец рассказа сближает его с новеллой. Концовка у рассказа почти романная. Оба героя изменились внутренне в процессе общения, но каждый связан жизненными обстоятельствами и не изменит своей жизни. Заголовок — это и тема, и основная мысль рассказа. Выдержали ли герои трудный жизненный экзамен, осталась ли чистой их совесть, не изменили ли они себе? Студент-заочник, пришедший на экзамен к профессору литературы, вытягивает билет с вопросом «Слово о полку Игореве». Вдумчивый, нервный профессор разглядывает экзаменуемого. Это молодой парень «с производства», по виду далеко не глупый и не бесхарактерный. Но, судя по всему, работа оставляет ему мало времени для учёбы. Рассказ парня о «Слове» сводится к нескольким общим фразам. Умного профессора раздражает то, что русский человек не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. Профессор размышляет об издержках заочного обучения, которое сам он хотел бы отменить вообще… Экзаменатор стыдит студента. Но вид у парня твёрдый и искренний. Профессор исподволь чувствует симпатию к нему. В душе у профессора борются противоречивые чувства. Он и злится на экзаменуемого и желает ему помочь. Человек неравнодушный, принимающий всё близко к сердцу, профессор колеблется между противоположными крайностями. От студента это нужно скрыть. Василий Шукшин, автор рассказа «Экзамен» Чтобы не ставить «двойку», экзаменатор начинает задавать заочнику наводящие вопросы. Неожиданно выясняется, что парню это хорошо известно. Он воевал, попал на войне в окружение и сам был три месяца в плену у немцев. Потом бежал с этапа. Узнав об этом, профессор испытывает сильное впечатление. Сам он не был на войне, но много размышлял о том, что переживает человек, оказавшийся в руках врагов. Парень подтверждает давнюю догадку профессора о том, что пленные почти не разговаривают друг с другом, а всё больше молчат. Профессор отчётливо вспоминает яркое ощущение, постоянно посещавшее его в Киеве. При взгляде на удивительную даль с высоты Подола, у него всегда возникало странное чувство, что он уже ходил там когда-то, много веков назад, во времена князя Игоря. И не знакомый близко с войной профессор вдруг постигал многое с нею связанное: например то, как ведут себя люди в плену… Окончательно взволновавшись, профессор достаёт из портфеля экземпляр «Слова о полку Игореве», надписывает его и дарит экзаменуемому. Он настоятельно советует парню прочитать «эту самую русскую, самую изумительную русскую песню». Расписавшись в зачётке, закрывает её и отдаёт заочнику. Вышедший из аудитории парень испытывает стыд. Он боится, что профессор совсем незаслуженно поставил ему «хорошо» или даже «отлично». Лучше бы было «удовлетворительно»! Но в зачётке студент видит оценку «плохо». А в подаренном экземпляре «Слова о полку» написано: «Учись, солдат. Улыбнувшись, парень оглядывается на окна института. Герои рассказа Профессор Григорьев — строгий и принципиальный человек. Он принял экзамены у множества студентов, но признаёт индивидуальность каждого. Профессор наблюдает течение жизни в произведениях литературы, в городе за окном, но сам как будто не живёт. Мир вокруг него торопится, а профессор всё больше думает и рассуждает. Постепенно в диалоге профессор проявляет свои негативные качества. Рассердившись, профессор сохраняет убийственное спокойствие, но его отношение к студенту меняется. Он начинает издеваться, злиться, досадовать, но при этом и жалеет парня.

Это хорошо, что вы меня понимаете. И не раз. Я вам подарю книжку… у меня как раз есть с собой… — Профессор достал из портфеля экземпляр «Слова о полку Игореве», подумал. Посмотрел на студента, улыбнулся. Что-то быстро написал на обложке книги, подал студенту. Дома прочитаете. Вы заметили: я суетился сейчас, как неловкий жених. Студент не нашелся, что на это сказать. Неопределенно пожал плечами. Это все, дорогой мой, очень русские штучки. А вы еще «Слово» не хотите читать. Да ведь это самая русская, самая изумительная русская песня. Сухо сказал: — До свидания. Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой коридор. Зачетку держал в руке — боялся посмотреть в нее, боялся, что там стоит «хорошо» или, что еще тяжелее — «отлично». Ему было стыдно. Оглянулся на дверь аудитории, быстро раскрыл зачетку… некоторое время тупо смотрел в нее. Потом еще раз оглянулся на дверь аудитории, тихо засмеялся и пошел. В зачетке стояло: «плохо».

Работал на заводе, директором школы в родном селе. Шукшина с детства привлекало кино, поэтому в 1961 году он поступил на режиссёрский факультет института кинематографии в Москве. Шукшин каждому делу отдавался самозабвенно, как единственному делу в жизни. Писатель имел удивитель но разносторонние способности. Он был актёром, кинорежиссёром и сценаристом многих кинофильмов. В 1963 году Шукшин публикует свой первый сборник рассказов и сразу становится известным писателем. В прозе Василия Шукшина соединились красота, образность простой русской речи и острая динамика действия. Одним из ранних рассказов писателя является рассказ «Экзамен». Уже в этом рассказе проявилось характерное для Шукшина умение психологически тонко и точно запечатлеть главную мысль произведения.

Пьеса по рассказу В. Шукшина Экзамен

Узнав, что студент — горожанин, профессор принимает его почти как равного и изливает ему душу. Старик рассказывает свой секрет: когда он бывает в Киеве на Подоле, ему открываются тайны прошлого. Он как будто был участником ратных подвигов, знает, что чувствуют люди в плену, как надо снимать часовых… Профессор в военном деле оказывается совсем неопытным. Он, всегда чувствующий свою причастность к «великой литературе», вдруг оказывается непричастным к войне. Поставив в зачётку «плохо», профессор восстановил первоначальный порядок вещей, подкрепив его надписью на книге о том, что надо учиться и это тоже нелёгкое дело. Студенту предстоит ещё раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня.

У студента-заочника нет имени. Если внешность профессора не важна в рассказе только подчёркивается его старость , то студент, которого герой видит глазами экзаменатора, описан подробно: «Рослый парняга с простым хорошим лицом… Глаза правдивые и неглупые», «строгое, крепкой чеканки лицо», пальцы толстые и грубые. С первых слов мы узнаём, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо. Но студент не терпит грубого отношения к себе и вежливо, но решительно прерывает профессора: «Не надо так».

Студент настойчив, просит профессора спросить у него ещё что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно. Профессору он представляется таким, каким мог быть автор «Слова о полку Игореве». Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо. Молодой человек делает важное дело в современной жизни, как делали его герои и автор «Слова…», но текст он не читал и ошибку свою осознаёт. Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который всё знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это.

Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина «Экзамен» когда было создано «Слово…». Об этом он говорит Николаю. В Киеве есть район — «Подол называется, — можно стоять и смотреть с большой высоты. Удивительная даль открывается.

Всякий раз, когда я стою и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда-то. Не в своей жизни даже, а давным-давно». Эта способность окунуться в даль эпох, умение представить себе, понять людей далекого прошлого, проникнуться их бедами, надеждами — р! Увлечённость Григорьева «Словом…» так велика, что он не замечает, как порою невежлив и даже груб по отношению к студенту. Многозначительно небольшое авторское отступление: «Перед его глазами за длинную жизнь прошла не одна тысяча таких вот парней; он привык думать о них коротко — студент.

А ведь ни один из этой многотысячной армии не походил на другого даже отдаленно. Все разные». Эти » разные», к сожалению, мало интересовали профессора. Важны лишь их знания. А ведь человек — это не только знания.

Григорьев случайно узнал о прошлом студента, но не полюбопытствовал, что его привело на литературный факультет, какой срочной работой он был занят. Отдавая должное одержимости педагога своим делом, его гражданским раздумьям, автор не приемлет его душевной черствости, бестактности, категоричности его высказываний. В чем смысл заглавия рассказа. Жизнь — это постоянный экзамен на порядочность, доброту, граждански отношение к своему делу. На экзамене выявляются не только знания по предмету, но и культура поведения экзаменующегося и экзаменатора.

Другими словами, их интеллигентность. Шукшин, — какой он такой интеллигентный человек? А образ его давно создал сам народ. Только он называет его — хороший человек. Умный человек.

Уважительный…» Студент экзамен на интеллигентность сдал. Он вел себя достойно, с уважением к экзаменатору. Единственное, что он позволил себе, это резко высказать свое отношение к бестактности педагога: «Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь». Шукшин, — это ответственное слово. Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать об ответственности за это слово».

Речи героев в произведении В. Шукшин придавал первое значение. Какой человек? Как он думает?

Наоборот, у Николая сохранилось чувство уважения к влюбленному в свое дело человеку. А вот профессорское Пожелание-запись в подаренной книге «Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело» не произвело на него впечатления — он сам Это хорошо понимал.

Николай как характер духовно близок автору, который ценил в людях чувство достоинства, честность и воспитанность. Григорьев — характер «своенравный и, его поведение порой непредсказуемо. Он фанатически любит «Слово…» и простить Не может студенту, который умудрился не прочесть «величайшее национальное произведение». Григорьева интересует все, Что связанно с его любимым произведением. Вот почему так важно для него узнать у Николая как он попал в окружение, что пережил в плену, о чем Говорили между собой военнопленные. Старый педагог чувствует свою нерасторжимую связь с эпохой, когда было создано «Слово…». Об этом он говорит Николаю.

В Киеве есть район — «Подол называется, — можно стоять и смотреть с большой Высоты. Удивительная даль открывается. Всякий раз, когда я стою и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда-то. Не В своей жизни даже, а давным-давно». Эта способность окунуться в даль эпох, умение представить себе, понять людей Далекого прошлого, проникнуться их бедами, надеждами — р! Едкое и важное качество историка, литературоведа. Увлеченность Григорьева «Словом…» так велика, что он не Замечает, как порою невежлив и даже груб по отношению к студенту.

Многозначительно небольшое авторское отступление: «Перед его глазами за длинную жизнь прошла не одна тысяча таких вот парней; он привык думать о них коротко — студент. А Ведь ни один из этой многотысячной армии не походил на другого даже отдаленно. Все разные». Эти » разные», к Сожалению, мало интересовали профессора. Важны лишь их знания. А ведь человек — это не только знания. Григорьев случайно Узнал о прошлом студента, но не полюбопытствовал, что его привело на литературный факультет, какой срочной работой он Был занят.

Отдавая должное одержимости педагога своим делом, его гражданским раздумьям, автор не приемлет его душевной Черствости, бестактности, категоричности его высказываний. Авторские отступления о Григорьеве критичны: «Профессор ходил около доски, фыркал и качал головой. Он даже как будто Помолодел от злости», «Профессор, когда сердился, упрямился и капризничал, как ребенок…». В чем смысл Заглавия рассказа. Жизнь — это постоянный экзамен на порядочность, доброту, граждански отношение к своему Делу. На экзамене выявляются не только знания по предмету, но и культура поведения экзаменующегося и экзаменатора. Другими словами, их интеллигентность.

Шукшин, — какой он такой интеллигентный человек? А Образ его давно создал сам народ. Только он называет его — хороший человек. Умный человек. Уважительный…» Студент экзамен на интеллигентность сдал. Он вел себя достойно, с уважением к экзаменатору. Единственное, что он Позволил себе, это резко высказать свое отношение к бестактности педагога: «Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь».

Шукшин, — это Ответственное слово. Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать об ответственности за это слово». Речи героев в произведении В. Шукшин придавал первое значение. Какой человек? Как он думает? Чего хочет?

В конце концов, мы ведь так и составляем понятие О человеке — послушав его. Тут он не соврет не сумеет, даже если захочет». Речь Николая немногословна. Она во многом обусловлена ситуацией. Студент несколько скован обстановкой, Неподготовленностью к экзамену. В речи Григорьева ощутима его профессия лектора и педагога. Обратимся к тексту.

Профессор долго думал о том, как быть. Студент ничего не знал. И вот преподаватель ставит «плохо» в графе отметок. Студент в замешательстве, а профессор ему подписывает собственную книгу. Так и ушёл студент, ничего не поняв. Главные герои и характеристика Профессор — человек, оказавшийся в непростой ситуации, но решивший проблему в своей манере. Темы 2.

Сдача экзамена.

Профессор дарит студенту экземпляр не прочитанной им книги, ставит неудовлетворительную оценку, и они расстаются. Таков этот незатейливый сюжет. Однако на его материале вырисовываются характеры, решаются непростые этические вопросы. Шукшин различал три типа рассказов: "Рассказ-судьба. Рассказ- исповедь ".

Личная жизнь

  • Анализ произведение Экзамен Шукшина
  • Пьеса по рассказу В. Шукшина Экзамен
  • «Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина ("Экзамен")»
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • Жанровые особенности

Знакомимся с русской классикой

Чем интересна личность В. Какова основная мысль рассказа В. Шукшина «Экзамен»? Шукшин Рис. Шукшин асилий Макарович Шукшин 1929 — 1974 — один из самых известных современных писателей России. Он родился в простой крестьянской семье в Сибири. Работал на заводе, директором школы в родном селе.

Шукшина с детства привлекало кино, поэтому в 1961 году он поступил на режиссёрский факультет института кинематографии в Москве. Шукшин каждому делу отдавался самозабвенно, как единственному делу в жизни.

С первых слов мы узнаём, что студент много работает, не успевает читать литературу.

Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо. Но студент не терпит грубого отношения к себе и вежливо, но решительно прерывает профессора: «Не надо так». Студент настойчив, просит профессора спросить у него ещё что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно.

Профессору он представляется таким, каким мог быть автор «Слова о полку Игореве». Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо. Молодой человек делает важное дело в современной жизни, как делали его герои и автор «Слова…», но текст он не читал и ошибку свою осознаёт.

Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который всё знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это. Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина «Экзамен» когда было создано «Слово…».

Об этом он говорит Николаю. В Киеве есть район — «Подол называется, — можно стоять и смотреть с большой высоты. Удивительная даль открывается.

Всякий раз, когда я стою и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда-то. Не в своей жизни даже, а давным-давно». Эта способность окунуться в даль эпох, умение представить себе, понять людей далекого прошлого, проникнуться их бедами, надеждами — р!

Увлечённость Григорьева «Словом…» так велика, что он не замечает, как порою невежлив и даже груб по отношению к студенту. Многозначительно небольшое авторское отступление: «Перед его глазами за длинную жизнь прошла не одна тысяча таких вот парней; он привык думать о них коротко — студент. А ведь ни один из этой многотысячной армии не походил на другого даже отдаленно.

Все разные». Эти » разные», к сожалению, мало интересовали профессора. Важны лишь их знания.

А ведь человек — это не только знания. Григорьев случайно узнал о прошлом студента, но не полюбопытствовал, что его привело на литературный факультет, какой срочной работой он был занят. Отдавая должное одержимости педагога своим делом, его гражданским раздумьям, автор не приемлет его душевной черствости, бестактности, категоричности его высказываний.

В чем смысл заглавия рассказа. Жизнь — это постоянный экзамен на порядочность, доброту, граждански отношение к своему делу. На экзамене выявляются не только знания по предмету, но и культура поведения экзаменующегося и экзаменатора.

Другими словами, их интеллигентность. Шукшин, — какой он такой интеллигентный человек? А образ его давно создал сам народ.

Только он называет его — хороший человек. Умный человек. Уважительный…» Студент экзамен на интеллигентность сдал.

Он вел себя достойно, с уважением к экзаменатору. Единственное, что он позволил себе, это резко высказать свое отношение к бестактности педагога: «Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь». Шукшин, — это ответственное слово.

Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать об ответственности за это слово». Речи героев в произведении В. Шукшин придавал первое значение.

Какой человек? Как он думает? Чего хочет?

В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврет не сумеет, даже если захочет». Речь Николая немногословна.

Она во многом обусловлена ситуацией. Студент несколько скован обстановкой, неподготовленностью к экзамену. В речи Григорьева ощутима его профессия лектора и педагога.

Обратимся к тексту.

Студент стал отвечать. Было очевидно, что он не читал произведения, лишь просмотрел предисловие. Профессор был противником заочного обучения. Как вам не стыдно? Не успел профессор. Работа срочная... Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. Очень интересует!

Вам стыдно? Слава тебе господи! И что же случилось с князем Игорем? Он попал в плен. Как чувствовал себя в плену князь Игорь? Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете? Я был в плену. Вы воевали?

Шукшина является своеобразным отражением проблем, связанных с неравенством возможностей и социальным происхождением. Главным героем рассказа является студент из бедной семьи, столкнувшийся с трудностями в учебе, что свидетельствует о неравенстве возможностей образования в зависимости от социальной принадлежности. В рассказе «Экзамен» Шукшин также поднимает проблему социальной дискриминации и несправедливости. Студенту, не имеющему возможности оплатить репетитора и получить дополнительные занятия, тяжелее сдать экзамен, чем его однокурснику из более благополучной семьи. Это свидетельствует о том, что в нашем обществе до сих пор сохраняется проблема социального неравенства и дискриминации. Также в рассказе отражены проблемы человеческой жизни, такие как бедность, отчаяние, отсутствие поддержки и определенного стимула. Герой рассказа находится в положении, когда ему не имеет смысла бороться, учиться, стараться. Рассказ «Экзамен» является важным произведением в истории русской литературы, отражающим общественно-важную проблему социального неравенства и дискриминации, которые до сих пор сохраняются в нашем обществе. Проблема бюрократии и коррупции в образовании в рассказе «Экзамен» Рассказ «Экзамен» Шукшина затрагивает важную проблему бюрократии и коррупции в системе образования. Автор показывает, что образовательная система коррумпирована и бесполезна — все учителя и студенты занимаются только тем, чтобы выжить в этой системе. Шукшин критикует бюрократические процессы, связанные с преподаванием. Он показывает, что система оценок и экзаменов стала самой важной в образовании. Учителя не обучают своих студентов, а просто дают им зубрежки, которые помогут им пройти экзамены.

Анализ произведения шукшина кратко. Анализ рассказов Шукшина из сборника «Характеры

Внутреннее столкновение событй в истории и драматическая ситуация заставляет задуматься о значимости исчезнувших ценностей, которые Шукшин так идеально воссоздает в своем произведении. Многие могут отождествиться с Валентином и его стремлением преодолеть все преграды. Рассказ придает нам надежду и воодушевление, что мы, как читатели, тоже можем справиться с проблемами и преодолеть свои собственные испытания. Мастерство Шукшина заключается в том, что он прекрасно передает атмосферу и образы, оживляет своих персонажей, а также акцентирует внимание на важных моментах, которые являются ключевыми для сюжета. Он использует свой богатый язык, который привлекает наше внимание и заставляет нас погрузиться в историю. В итоге, рассказ "Экзамен" оставляет сильное впечатление о борьбе с преградами, семейных ценностях и надежде на лучшее.

Суть: о чем рассказ? Профессор долго думал о том, как быть. Студент ничего не знал. И вот преподаватель ставит «плохо» в графе отметок. Студент в замешательстве, а профессор ему подписывает собственную книгу. Так и ушёл студент, ничего не поняв. Главные герои и характеристика Профессор — человек, оказавшийся в непростой ситуации, но решивший проблему в своей манере. Темы 2.

Было очевидно, что он не читал произведения, лишь просмотрел предисловие. Профессор был противником заочного обучения. Как вам не стыдно? Не успел профессор. Работа срочная... Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. Очень интересует! Вам стыдно? Слава тебе господи! И что же случилось с князем Игорем? Он попал в плен. Как чувствовал себя в плену князь Игорь? Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете? Я сам в плену был. Вы воевали? Злой и твёрдый.

Опубликовано 4 года назад по предмету Литература от lizzka250881 о чем думал профессор в рассказе В. Шукшин Экзамен Ответ Ответ дан d1ljina Сюжет рассказа прост. На экзамене по литературе обнаружилось, что студент не прочел "Слово о полку Игореве". Это огорчило экзаменатора. Из вопросов, обращенных к студенту, профессор узнает, что тот в годы Отечественной войны оказался в плену.

ЖИЗНЬ – ВСЕГДА ЭКЗАМЕН (материал к уроку внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина «Экзамен»)

Рассказ Шукшина «Экзамен» написан в форме диалога, через который раскрываются характеры обоих героев. По классификации Шукшина это «рассказ-характер» с элементами «рассказа-исповеди», только исповедуется профессор, а студент к откровениям не склонен. Сюжет и герои одного из рассказов а ("Экзамен"). Как вы поняли смысл названия рассказа, приступая к чтению, и как изменилось ваше представление после прочтения всего произведения? Возник ли эффект обманутых читательских ожиданий? Какие трансформации образа Тимофея можно обнаружить в рассказе? Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > «Экзамен», анализ рассказа Шукшина.

Шукшин Экзамен, кто главные герои, какая главная мысль?

События рассказа происходят в 50-х годах прошлого века, хоть само произведение написано в 1960-м. Это весьма характерно для автора, поскольку большая часть работ Шукшина посвящена именно его современникам. Как вы поняли смысл названия рассказа, приступая к чтению, и как изменилось ваше представление после прочтения всего произведения? Возник ли эффект обманутых читательских ожиданий? Какие трансформации образа Тимофея можно обнаружить в рассказе? По форме рассказы Шукшина отличаются сценографичностью: как правило, это небольшая сценка, эпизод из жизни, — но такой, в котором обыденное сочетается с эксцентрическим и в котором открывается судьба человека.

Направление

  • Почему я считаю рассказ Василия Шукшина «Экзамен» одним из самых выдающихся | Сергей Макаров | Дзен
  • Какое впечатление на вас произвел рассказ В. Шукшина "Экзамен"?
  • Разделы сочинений:
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина🎈 Готовые сочинения
  • Анализ рассказа шукшина экзамен

Анализ произведения «Экзамен» (В.М. Шукшин).

Постановка темы и формулировка целей урока. Для того, чтобы сформулировать тему урока, выведем ключевые основные понятия. Что мы рассматриваем в произведении? Вот какое определение дает словарь Ожегова: 1. Какое из значений используется в рассказе? Что проверяют на экзамене? У нас получилось: проблема, ценность, знания Попробуйте составить предложения. Теперь попробуйте сформулировать тему урока Проблема ценности знаний.

Продал на сто пятьдесят рублей и решил отметить это событие. Выпил пива, случайно встретил симпатичную девицу. Витька угостил её, и она пригласила парня к себе домой. А поздним вечером Витька опомнился под каким-то забором, с тяжёлой головой и, конечно, без денег. Со зла парень на оставшуюся десятку выпил и подрался возле буфета с какими-то алкоголиками. И как следствие всего этого - уголовное дело. На трезвую голову Витька всё прекрасно понимает: заслужил. И только мать его не может с этим примириться, ведь кому как ни ей знать, что сын её человек-то хороший, работящий и добрый. Но подобный случай в рассказах Шукшина - почти исключение. В основном же нелогичные, непрактичные поступки, поступки в ущерб себе герои совершают, движимые самыми что ни есть благородными побуждениями. Непутёвый деревенский парень Стёпка Воеводин «Стёпка» подрался и получил три года. И когда оставалось совсем немного до конца срока, он сбежал из места заключения. На вопрос милиционера, зачем он, дурак, это сделал, Степан бесхитростно ответил: «Соскучился. Охота было хоть разок пройтись по деревне. Весна пришла - совсем измучился... Сны замучили - деревня снилась... Хорошо у нас весной, верно? И чтобы читателю были понятны чувства героя, Шукшин начинает свой рассказ с описания деревни весной, когда «ночами в полях тоскливым вздохом оседают подопревшие серые снега... Лёд пошёл по реке... Глупо поступил Стёпка, и не раз во время допроса милиционер поэтому назовёт его дураком. В самом деле, не дурак ли парень-то заработал себе ещё несколько лет заключения? Характеризуя своего героя, Шукшин писал в одной из статей: «Он, конечно, дурак, что не досидел три месяца и сбежал. Не сбежал снова воровать и грабить, пришёл открыто в свою деревню, чтобы вдохнуть запах родной земли, повидать отца с матерью. Я такого дурака люблю. Могуч и властен зов Родины, откликнулась русская душа на этот зов - и он пошёл». Писатель, а вместе с ним и читатель не сомневаются, что из этого оступившегося парня будут люди, что он будет трудиться на этой земле, что душа у него добрая, и её красота в нормальных, человеческих условиях жизни обязательно раскроется. А «чудачество» колхозного шофёра Мони Квасова из рассказа «Упорный» проявляется в том, что он, вычитав «в какой-то книжке, что вечный двигатель невозможен», в это не поверил. Сделал свои расчёты, и получилось, что возможен. Бредятиной и чепухой назвали это и инженер, и учитель физики. Тогда Моня решил доказать обратное: заперся в сарае и целый день мастерил свой вечный двигатель, но ничего не вышло. Моня нашёл в себе мужество признать своё поражение и отнестись к нему философски. Но зато читатель понял, что можно не сомневаться: если уж парень возьмётся за что-то, то обязательно добьётся успеха. На занятые у священника местной церкви деньги своих у него не было он едет в райцентр, чтобы добиться реставрации церкви, архитектурное решение которой его поразило. Его восхитило умение неизвестного мастера так построить церковь, чтобы красота её при заходящем солнце открывалась постепенно и радовала глаз. Таковы и герои уже упомянутых выше рассказов «Микроскоп», «Сапожки», «Миль пардон, мадам! У Шукшина именно «чудики» способны на героические поступки, потому что они меньше всего думают о себе. Гринька Малюгин, герой одноимённого рассказа, «по общему мнению односельчан, был человек недоразвитый и придурковатый». Но именно он, ни минуты не думая, бросился к горящей машине и направил её к реке «прочь от цистерн и от других машин с горючим». Отвечая на вопросы корреспондентки, почему он так поступил, что его заставило броситься к горящей машине, он простодушно отвечает: «Дурость. Я же мог подорваться» Характеризуя сказочного дурака, В. Аникин отмечал: «Смысл сказок о дураках не в прославлении дурачества, а в осуждении мнимого ума тех, кто кичится своим превосходством, не ценит простодушия, честности, доброты. Дурак нужен сказке для оценки сомнительных ценностей «разумного» мира». Дополняет этот вывод и характеристика, которую давал подобному типу героя русский философ Е. Трубецкой в статье ««Иное царство» и его искатели в русской народной сказке». Он в частности писал: «Поступки дурака всегда опрокидывают расчёты житейского здравого смысла, и поэтому кажутся людям глупыми». А происходит это, по мнению исследователя, потому, что «рассудительные люди возлагают свои упования на денежную силу, а дурак... Такие характеристики вполне могут быть отнесены и к шукшинским «чудикам». Они призваны выявить и обличить человеческую чёрствость, бездушие, мещанскую «разумную» мораль, бюрократизм и догматизм тех, кто олицетворяет государственную власть. Подобную функцию выполняют и те фольклорные произведения, которые Шукшин «вводит» в свои рассказы. В рассказе «Стёпка» писатель приводит отрывки из трогательной тюремной песни «тех мест, откуда он только что прибыл», но песня слушателям не понравилась: не поверили они в искренность чувства раскаявшейся в тюрьме грешницы. Зато односельчане заводят «свою, родную» песню о том, как простой пахарь попытался выручить сестру из плена, с каким чувством боли он смотрел на то, как Гори-ит, горит село родное, Гори-ит вся родина-а моя-а!... А Егор «Как зайка летал на воздушных шариках» рассказывает заболевшей дочке своего старшего брата придуманную им сказку. Брат выбился в люди и стал в городе большим начальником. Заболевшая дочка попросила отца рассказать ей сказку о том, как зайка летал на воздушных шариках, а он её не знал. Поэтому-то и пришлось ему поехать в родное село, чтобы привезти брата. Эта добрая сказка о том, как важна в жизни взаимопомощь, как птицы спасли случайно улетевшего в небо на шариках зайку. В своей городской, суетной жизни отец девочки забыл эту важную истину, а брат и его сказка её напомнили. Центральное место в рассказе «На кладбище» занимает сказ старухи о Божьей Матери, которая плакала о «непутёвой жизни» молодого поколения. Её плач услышал молоденький солдат, которого она попросила рассказать всем об их встрече и оставила на его гимнастёрке своё изображение, чтобы все поверили в эту встречу и прислушались к её словам. Со старухой, рассказавшей эту историю, повествователь встретился на могиле её сына, умершего рано именно потому, что непутёво жил. Рассказ «На кладбище» отражает тревогу писателя о будущем того поколения, к которому принадлежал и он сам. Неслучайно сказ вложен в уста старухи. Её образ генетически связан с мифологическим архетипом мудрой старухи старика , в сказке именно старик или старуха дают герою советы, помогающие в конце концов достичь желаемого. Вопросы, которые он ставил в своих произведениях перед читателем, всегда касались нравственного состояния общества. Давно уже стало общим местом утверждение, что русская литература - это литература вечных вопросов: «Кто виноват? Что делать? Кому на Руси жить хорошо? Шукшин мучительно искал ответ на этот вопрос и отражал этот поиск в своём творчестве. И от нас зависит, услышим ли мы его тревожный голос, захотим ли к нему прислушаться. Л-ра: Русский язык и литература в учебных заведениях. Произведения Ключевые слова: Василий Шукшин,критика на творчество Василия Шукшина,критика на произведения Василия Шукшина,анализ рассказов Василия Шукшина,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 в. Шукшин искал своих героев среди простого народа. Его привлекали обычные люди с необычными характерами. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку. Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием — как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет. Чудик - типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные». Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». Молча поднять ее у героя не хватает наглости... Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Чудик совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. В этой ситуации герой, обратив на себя внимание всех, оказался непонятым. Очередь молчала. Чудик положил деньги на прилавок и ушел. По дороге он обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее. А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря — большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то? Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика. И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал. Другой бы на месте героя обиделся — такая благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми. Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику. За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе — вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал... Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле. И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение - единственно правильное и искреннее. Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть. Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.

Какова тема произведения? Перескажем его. К какому жанру относится произведение? Давайте прочитаем начало рассказа. С чего начинается произведение? Что представляет собой экзамен? Как Шукшин показал экзамен? Почему профессор и студент разговорились?

Шукшина "Экзамен" » Сочинение Сюжет рассказа прост. Это огорчило экзаменатора. Из вопросов, обращенных к студенту, профессор узнает, что тот в годы Отечественной войны оказался в плену. Преподавателя интересует, о чем думал Николай в плену и при побеге. Профессор дарит студенту экземпляр не прочитанной им книги, ставит неудовлетворительную оценку, и они расстаются. Таков этот незатейливый сюжет. Однако на его материале вырисовываются характеры, решаются непростые этические вопросы. И хотя его размер невелик, всего шесть страниц, читатель выносит довольно определенные представления о героях. Уже с первых строк автор вводит читателя в действие в большинстве рассказов писателя отсутствует экспозиция. Студент немного растерян, не решается войти в аудиторию. Он полагает, что выполнение срочного заказа оправдывает его опоздание. Речь его сбивчива, предложения не завершены. Николай понимает, что его рассказ о произведении неинтересен. Ему не по себе. В люди хотели выйти? Не надо так поспешно и необоснованно судить о человеке. Но если он спокойно реагирует на бестактность профессора; то прозвучавшая издевка в реплике педагога больно его задела. Как же это он, попал в плен?! Преподаватель вынужден был изменить тон разговора, но ненадолго. Никола пришлось сдержать себя, когда вновь в приказном тоне Григорьёв спросил: — Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете?

Основная мысль рассказа Василия шукшина "экзамен"

По форме рассказы Шукшина отличаются сценографичностью: как правило, это небольшая сценка, эпизод из жизни, — но такой, в котором обыденное сочетается с эксцентрическим и в котором открывается судьба человека. Другие сочинения по произведению Шукшина. Сюжет и герои одного из рассказов а («Алёша Бесконвойный»). Анализ рассказов Шукшина В.М. «Рассказ-судьба» Шукшина «Одни» в нескольких страницах раскрывает судьбу, но не одного человека, а супружеской пары, семейных отношений. Рассказ Василия Шукшина под названием "Экзамен" в свое время нам порекомендовал в университете прочесть наш преподаватель по культурологии, Сергей Борисович. Рассказ в. Шукшина «экзамен». Задание 1. Подберите антонимы к следующим словам. Личность профессора в рассказе В.М. Шукшина "Экзамен" привлекает тем, что он старается разглядеть в каждом студенте не только ученика, но и человека. Его волнуют простые, но в то же время общечеловеческие, вечные вопросы: что из себя представляет человек?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий