Новости советский тыл

все, что нужно было фронту для разгрома врага. В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне.

Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"

О компании Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом.
Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу.

Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986

Советский тыл в Великой Отечественной войне Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)» Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу.

Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на.

Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла.

33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу. И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

Борис Руднев Новосибирск Стелу "Новосибирск - Город трудовой доблести" символически открыли 3 ноября - в этот день 79 лет назад вышло постановление Совета народных комиссаров, присвоившее Новосибирску статус "режимной местности первой категории", что позволило развернуть на его территории военное производство. За три-четыре месяца новосибирские заводы и фабрики перешли на выпуск военной продукции. К ним присоединились десятки эвакуированных. Большинство предприятий с тех пор сменило названия, но в их историю навечно вписаны страницы, связанные с Великой Отечественной войной. Вот только некоторые факты. В годы войны авиазавод имени Чкалова построил почти 16 тысяч самолетов, "Электросигнал" произвел 168 тысяч радиотехнических аппаратов, "Электроагрегат" обеспечивал армию и флот крупными прожекторами. Приборостроительный завод стал основным поставщиком фронту оптических прицелов и наблюдательных приборов. Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами. Александр Кузьмин, труженик тыла: - В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска.

Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков.

Тысячи людей самоотверженно трудились на заводе, но даже среди них были люди-легенды, о которых знали не только на заводе, но и в области и всей стране. К таковым можно отнести членов молодежной бригады Василия Гусева, делавших коробки передач для грозных боевых машин - танков "Т-34". Бригада Гусева не раз завоёвывала первенство в областном соревновании фронтовых комсомольско-молодёжных бригад, она стала лидером соревнования среди 9600 молодёжных бригад Наркомата танковой промышленности. За годы войны бригада Василия Гусева внесла 52 рационализаторских предложения, направленных на увеличение выпуска деталей и повышение их качества, в результате чего производительность труда в бригаде увеличилась в восемь раз.

На заводе по производству артиллерийский орудий, где главным конструктором был Василий Гаврилович Грабин - генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, Герой Социалистического труда, - с первого дня войны велась борьба за высокую производительность труда и увеличение производственных мощностей. Эта инициатива вылилась в замечательное движение двухсотенников - стахановцев военной поры. Движение двухсотенников было ценно тем, что повышало не только личную выработку рабочего, но и всего завода и в результате выпуск орудий постепенно увеличивался. Заменяя ушедших на фронт, по-ударному работали труженики воронежского тыла. Воронежские промышленные предприятия стали быстро перестраиваться на производство военной продукции. С июля 1941 года её начал выпускать старейший воронежский завод имени Ф.

Он же по заданию Государственного Комитета Обороны отремонтировал шесть бронепоездов. Взамен ушедших на фронт рабочих на завод возвратилось более 200 пенсионеров, поступили вновь 500 подростков, более 300 женщин, и завод продолжал работать с полной нагрузкой. На машиностроительном заводе имени В. Ленина цеха также переоборудовались для выпуска продукции для фронта. Со сборочных участков 1-го механического цеха на "Завод имени Коминтерна" потоком пошла важная составная часть реактивных установок - "стреляющий механизм". Завод "Электросигнал" через два дня после общезаводского митинга начал производство военной продукции, организовав для этого специальный цех.

Благодаря героическому труду советских людей удалось резко увеличить производство техники и вооружения. Промышленность страны, ставшая на военные рельсы, сумела превзойти промышленность фашистской Германии. При большой помощи со стороны руководителей заводов, профсоюзных организаций ОРСы развернули огромную работу по созданию и развитию подсобных хозяйств, проведению децентрализованных заготовок, организации производства ширпотреба из местного сырья и т. Подсобные хозяйства, ОРСы и коллективы заводов проделали большую работу, чтобы освоить отведённые им земли. В Восточной Сибири подсобное хозяйство одного из заводов на 160 га земли выросло среди тайги за счет раскорчёвки леса и осушения болота. Ещё одно предприятие в горной местности подняло 195 га целины.

Закладывались парники и теплицы, скоро они стали давать хороший урожай — около 2000 тонн ранней зелени и овощей. Почти 40 тысяч тонн картофеля и овощей в год собиралось с этих огородов. ОРСы организовали мастерские по пошиву одежды и обуви. Были мастерские, где изготавливались предметы домашнего обихода. Только за 1943-1944 годы ими было сделано 796 тысяч алюминиевых тарелок, почти 5 миллионов ложек, большое число кроватей, железных печек, стаканов, кружек, сотни тысяч других вещей. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали мужские специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели.

В нашем музее мы храним имена заводчан тех лет и документы, являющиеся свидетельством их героического труда. Они внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство необходимой фронту продукции. И в 2020 году мы с воодушевлением откликнулись на инициативу присвоить Новосибирску статус "Города трудовой доблести и славы". С радостью и гордостью встретили это решение. Наш город заслужил такое признание. Анастасия Смирнова, труженица тыла: - В 1941 году меня, шестнадцатилетнюю, от школы фабрично-заводского обучения направили в Новосибирск. Сама я из Саратовской области, другие ребята и девушки приехали со всей страны - из Ярославля, Калининграда, Ростова, Воронежа. В одном бараке нас ютилось 78 человек. Я работала на авиационном заводе электромонтажницей - нужно было протягивать электропроводку в крыльях самолетов. Трудились сверхурочно - сколько машин подали на участок, столько и надо было оборудовать.

Бывало и по восемь-десять самолетов в день.

То же самое произошло с другими службами снабжения и обслуживания. Кроме того, все они были подчинены непосредственно наркому обороны. Термин «тыл» как система всестороннего обеспечения войск сил был исключён из обихода. В 1935 году вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, также подчинённые наркому обороны. Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Начальники штабов фронта , армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку — помощника по тылу. В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии.

В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось.

О компании

Ковали Победу Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны.
Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность В Сборник вошли приказы, директивы, сводки, доклады, донесения и другие документы боевого управления, характеризующие работу Тыла Красной (Советской) Армии в годы Великой.
Советский тыл в годы войны — Студопедия Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы.
Трудовая доблесть тылового города Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов.

Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945

Книга 1. Общие проблемы – На большом документальном материале показано огромное значение советского тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне. И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке.

Подвиг советского тыла

Отражена в плакате традиция военных лет, когда накануне нового года уральцы отправляли Верховному Главнокомандующему И. Сталину новогодние рапорты и клятвы, в которых отчитывались за сделанное для фронта и брали обязательства на грядущий трудовой год. Обозначены и два крупнейших города Среднего Урала. Ведь еще летом 1941 г. Клятва уральцев крепка! Бумага, клеевая краска; трафарет.

Большую силу воздействия в военные годы имели плакаты-клятвы и плакаты-рапорты, напрямую обращавшиеся к Верховному Главнокомандующему и главе ГКО И. Сталину, культ и авторитет которого был непререкаем. Клятвенные обещания трудовых коллективов печатали в прессе, озвучивали на радио, зачитывали на митингах, издавали отдельными листовками и распространяли по заводским цехам, партактивам и профсоюзным организациям. С нерадивых работников коллектив вполне мог спросить: «Так ты не выполняешь обещание данное товарищу Сталину?! За выполнением четко сформулированных клятв и обещаний следили не только активисты, но и руководство предприятий, и вышестоящие органы.

Вслед за эвакуированными заводами на Средний Урал прибыли народные комиссариаты различных отраслей промышленности, главки, стремившиеся напрямую воздействовать на работу подведомственных предприятий. В 1941-1942 гг. Народ в боях оружьем и трудом громит врага, все силы напрягая… Художник Ляхин Г. Плакат-карикатура на неумех и «станколомов», несознательных рабочих, безответственно относившихся к важной работе на оборону страны. Автор плаката — известный уральский художник Геннадий Васильевич Ляхин, один из инициаторов выпуска агитвитрины «Окна сатиры», продолживший эту работу во все военные годы.

Имя ленинградского поэта и журналиста Ильи Ивановича Садофьева, жившего в эвакуации в Свердловске, также часто встречалось среди авторов местной наглядной агитации. Плакаты были только одним из методов перевоспитания нерадивых работников.

Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения.

Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта.

Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью.

Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно.

И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл.

Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы.

По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д.

Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота.

Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды.

Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г.

Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К.

Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды.

В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы.

Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И.

Раковский, А. Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз».

Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз.

По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы.

Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11.

Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В. Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины.

Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18. За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза.

Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению. Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге.

Но потом всех устроили на частные квартиры. Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально».

Летать уже не буду, из комсомола выбыл. Мотаюсь по городам с какими-то чёртовыми тапочками. В Ростове инвалидная артель их делает — хорошие, на лосевой подошве.

Я перевожу их в Харьков, в Одессу, сюда: с протезами всегда проедешь, никто не задержит. А трое ребят — жуки такие, дай бог, загоняют их. Вот так и живу: заработаю — пропью, опять заработаю — опять пропью. А ты говоришь — счастье. Нет его! Ноги-то не вырастут...

Именно они, увешанные орденами безногие солдаты-победители, стали лицом послевоенного нищенства. В 1948 году с нищими "орденоносцами" власти решили бороться. Был принят указ "О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни". Расчёт Сталина был прост: поскольку большинство населения в СССР было сельским, то и большинство инвалидов-войны, побиравшихся на вокзалах Москвы, были вчерашними колхозниками, от которых отказались родственники, не желавшие тащить на себе обузу — безногого инвалида. И если на деревенскую родню не действовали советские призывы, то должен был подействовать страх оказаться в ссылке из-за нищенствующего родственника. Процессы напоказ Также для острастки инвалидов было проведено и несколько публичных уголовных процессов.

Возглавлял его некий майор, который провоцировал антисоветские разговоры и "клеветнические измышления" о плохом положении инвалидов в Советском Союзе. Сложно сказать, существовал ли Союз инвалидов войны на самом деле: Кожва был своего рода столицей Печжелдорлага — Печёрского железнодорожного лагеря, заключённые которого строили магистраль на Воркуту. Как раз после войны в Кожву прибыло несколько этапов окруженцев, то есть солдат Красной армии, которые в первые годы войны прорывались из котлов к своим, а уже после войны были причислены к "изменникам Родины". Среди окруженцев было немало и инвалидов. Возможно, что чекисты просто придумали "инвалидскую" организацию, желая показать, что от суровых приговоров по антисоветским статьям не спасут никакие прежние военные заслуги и увечья. Также в стране прогремел и анекдотический процесс против профессионального мошенника Вениамина Вайсмана из Житомира.

Вениамин Вайсман. В период с 1933-го по 1944-й Вайсман был 13 раз судим за побеги из мест заключения". Наконец, в 1944 году Вайсман был этапирован в Печёрские лагеря на строительство железной дороги. Он снова убежал, но на этот раз неудачно: после нескольких суток блужданий в лесах он отморозил ноги и руки. В конце концов его нашёл конвой. Солдаты доставили его в центральный изолятор Печёрских лагерей, где фельдшер отрезал ему обе ноги и несколько пальцев на левой руке.

После чего безногого жулика отпустили на волю — по июльской амнистии 1945 года. С карьерой карманника было покончено, и Вайсман стал мошенником. Он купил офицерскую форму с капитанскими погонами, знакомые фальшивомонетчики сделали ему поддельные документы, орденские книжки и даже две медали "Золотая звезда Героя Советского Союза". И новоиспечённый "герой войны" начал обивать пороги начальственных кабинетов, требуя "справедливости": денег, одежды, еды, жилья. Расчёт Вайсмана был точен: высокопоставленные чиновники ранга начальника управления, замминистра, министра имели бронь от призыва на фронт. При виде инвалида войны, да ещё и дважды героя, у них возникало какое-то подсознательное чувство вины и раздражения из-за того, что они сами не могут поддержать все эти "окопные" воспоминания о боевом братстве, и поэтому им всем хотелось побыстрее избавиться от посетителя.

А как проще всего это сделать? Да просто задарить "героя", откупиться. В это трудно поверить, но Вайсман за два года успел обмануть около полусотни чиновников, причём среди обманутых были и сами наркомы. Согласно данным следствия, в результате своих походов Вайсман получил свыше 50 тысяч рублей наличными и товаров на сумму 100 тысяч рублей, а также ордер на квартиру в Киеве, направление на регулярные лечебные процедуры и ножные протезы новейшей конструкции. В 1947 году обнаглевший Вайсман пошёл по второму кругу — и был арестован. Суд дал ему девять лет лагерей, причём советские газеты, писавшие о процессе, открытым текстом предостерегали всех инвалидов войны от хождений по инстанциям: дескать, теперь каждый такой посетитель будет браться на особый учёт.

Операция "Инвалид" Воспитательные меры подействовали: в 1948 году нищие инвалиды действительно ненадолго исчезли с улиц советских городов. Но постепенно всё вернулось на круги своя.

Дагестанцы внесли в фонд обороны более 1 млрд рублей. Жители Дахадаевского района — 15 млн рублей, в том числе Курбанов Гаджи из своих личных сбережений внёс 250 тыс. Только в 1941 году молодёжь района собрала 11 тонн меди.

В фонд обороны трудящиеся Табасаранского района внесли 5 млн рублей, 10 тыс. Председатель Аркитского сельского совета Байрамов Алибек дважды сопровождал эшелоны с продовольствием и подарками до передовых позиций Южного и Донского фронтов, а председатель колхоза села Ерси Сардаров Абдулбасир — до Волховского фронта. Жители только двух селений Согратль и Чох Гунибского района внесли в фонд обороны: а Согратль — 875 тыс. Жители селения Мехельта Гумбетовского района отправили для нужд фронта 2200 кг шерсти, 200 голов мелкого рогатого скота. Для фонда обороны в Унцукульском районе собрали 7 тонн цветных металлов, 200 мулов, 120 лошадей.

В Сулейман-Стальском районе — продуктов и товаров на 1 миллион рублей и 550 тыс. Таких примеров по республике было много, в каждом районе население ничего не жалело для Победы. Одной из острейших проблем в годы воины была нехватка рабочих рук. На поля сражений ушли миллионы наиболее здоровых мужчин. Достаточно отметить, что к концу войны личный состав Вооружённых Сил нашей страны насчитывал 11,4 млн человек.

Для формирования всё увеличивающихся технических частей призывались квалифицированные рабочие и сельские механизаторы. Важнейшей оборонной и народнохозяйственной задачей было вовлечение в производство дополнительных трудовых ресурсов. Источником их пополнения могли быть только женщины и домохозяйки, пенсионеры, студенты и подростки — учащиеся 8-10 классов. Только в течение второй половины 1941 года на производство приняли 500 тыс. Важным источником пополнения квалифицированных кадров выступала система трудовых резервов.

Более двух миллионов из них прошли переобучение, стали квалифицированными специалистами и пополнили ряды рабочих и ИТР. Прямой ущерб выразился в 679 млрд рублей, а вместе с косвенным — почти в 2,6 триллиона рублей в ценах 1941 года. Страна потеряла 27 млн человек. На фоне всего этого мы можем смело сказать, что Победа 9 мая 1945 г. Героический труд рабочих, колхозников, интеллигенции в тылу сливался воедино с великими подвигами воинов.

Сознание того, что за спиной армии стоят миллионы людей, готовых всеми силами и средствами поддержать фронт, придавало нашим воинам силу и дух. Имея в виду победу молодой Советской республики над внутренними и внешними врагами в годы Гражданской войны и интервенции, Владимир Ильич Ленин заявлял: «Мы защищаем не право грабить чужие народы, а мы защищаем свою пролетарскую революцию и будем её защищать до конца.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий