Новости исторические фильмы советские

Вот 5 удачных примеров из истории советского кино. Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и прямой эфир всех телеканалов и радиостанций холдинга. Виктор Ивченко) «Перед судом истории» (СССР, 1965, документальный, реж. и телефильмов, основанных на исторических сюжетах и снятых советскими кинематографистами. Страницы в категории «Исторические фильмы СССР». Показано 190 страниц из 190, находящихся в данной категории.

9 лучших белорусских исторических фильмов

Масштабная историческая киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» состоит из пяти второй — «Прорыв» посвящен битве за Днепр и наступательной операции советских войск в 1944 г. В центре этого фильма судьба батальона. По приглашению советского правительства из эмиграции возвратились ведущие деятели раннего русского кино – А. А. Ханжонков, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин. Статья автора «История с Дашей Письмак» в Дзене: Перед тем, как представить свой топ лучших советских исторических фильмов, я должна сделать две ремарки. Смотреть Лучшие советские фильмы онлайн в подборке на KION. Как наше кино показывало Русь и ее жителей в советские времена – Самые лучшие и интересные новости по теме: Актеры, актрисы, кинематограф на развлекательном портале Исторический фильм «Оборона Севастополя» (1911), посвящённая событиям Крымской войны 1854–1856 годов, – общепризнанная веха в истории кино.

Вся история советского кино с 1917 по 1991 год в одной таблице

Соломина не взяли, а Маша Леонидова получила главную роль. Актер год ухаживал и получил согласие девушки на брак. Однако перед свадьбой поставил невесте условие — никакой актерской карьеры. Он уже был женат на актрисе Наталье Рудной и теперь мечтал о жене, создающей уют. Мария условие приняла, хотя в кино еще появилась. Мелодрама «Двое в новом доме» 1978 с Александром Абдуловым обернулась драмой в семье Соломиных, поскольку Виталий был ужасно ревнив. Пришли к компромиссу — если хочется поработать в кино, то только с мужем.

Но таких проектов было немного. Ирина Алферова и Александр Абдулов. Кадр из кинофильма "С любимыми не расставайтесь", 1979 г. Он ревнует и не доверяет жене. Она не может простить недоверия. Примечательно, что и в семье актеров тогда тоже было непросто.

Ирина и Александр поженились в 1976 году.

Четырехсерийную сагу называют одним из самых мас штабных проектов мирового кинематографа и до сих пор считают эталоном экранизации одноименного романа Льва Толстого. Чтобы снять бессмертный шедевр, режиссеру потребовалось около шести лет и сто миллионов долларов. Разма х съемок даже занесен в Книгу рекордов Гиннесcа: в сцене Бородинского сражения приняли участие 120 тысяч человек. Рекордными оказались и показатели картины в прокате. В 1966 году «Война и мир» стал самым кассовым фильмом в Союзе. Оглушительный успех ждал полотно и за рубежом. Если верить цифрам, то средства, вырученные только от показов в Латинской Америке и Японии, перекрыли затраты в два раза. Кроме того, это первый проект в истории советского кино, получивший «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Французский драматург Эжен Скриба рассказал о закулисных играх британских правителей, щедро сдобрив свой текст остроумной иронией и неожиданными поворотами сюжета.

Так появилась знаменитая на весь мир пьеса, на основе которой позже были поставлены сотни спектаклей в разных странах и сняты десятки фильмов.

История Компания основана в Москве костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым и инженером Моисеем Алейниковым в 1915 году. В 1916 году для ателье был построены съёмочные павильоны на Бутырской улице и Верхней Масловке. На открытии первого из них Трофимов заявил: «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…».

Ганнингом, М. Хансен и др. Как заметил сам Юрий Гаврилович, старая книга смотрит на культуру, новая - на искусство.

Исследование «На подступах к карпа-листике» написано в духе и стиле формалистических концепций 1920-х гг. Юрий Цивьян считает, что советское киноведение в лучших своих образцах - это школа формализма а не наследие учений марксизма или неомаркизма, не следование концепциям модерности и пр. В своих киноведческих исследованиях Ю. Цивьян обращается к анализу канонических кинотекстов советского исторического фильма - кинотекстов Сергея Эйзенштейна. Советские исторические фильмы сегодня анализируются с разных методологических и идеологических позиций подходов публичной истории, феминизма и т. В чем различие подходов историков и киноведов в анализе канона советского исторического кино? Одной из самых значимых работ о кино как об институте по производству истории является книга Евгения Добренко «Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив» [Добренко, 2008]. Недавно Евгений Александрович опубликовал двухтомник «Поздний сталинизм.

Эстетика политики» о малоизученном, но очень важном и драматичном периоде послевоенной истории СССР - периоде формирования имперского националистического сознания [Добренко, 2020]. На основе анализа не только кинонарратива, но и литературы, искусства, музейного дела, Евгений Добренко показывает, как сталинизм работал с памятью и историей. Понятия и конструкции, которые использует историк: «историзирующая анестезия», «медиум идеологической и исторической репрезентации», «идеологический монтаж» и др. Добренко [Добренко, 2008, с. Память - травма, история - терапия, отчуждение фактов; история - процедура концептуализации и отчуждения пережитого, памяти; память персональна, история социальна. В этой композиции музей не только материализованная история, но и гильотина истории, одновременно умерщвляет и экспонирует прошлое. Напротив, архив есть основа работы историка по восстановлению прошлого по сравнению с музеем, основой официального мифа и институтом инсталлирования искусственного прошлого. Автор книги «Музей революции» показывает, как в кинематографе происходила «персо-низация» истории: в 1930-х гг. Некоторые фильмы о правителях России, например о Петре I, были созданы в коннотации «цари хороши, царизм плох».

Добренко отмечает, что «искусство занято созданием новых и - по определению -фиктивных объектов» [Там же, с. И эти фильмы были направлены на укрепление государства, прославление побед. Историк анализирует кино как идеологический конструкт - превращение прошлого в сталинскую историю, как средство обоснования легитимности и построения советской идентичности, формирования политического воображаемого. Взгляд киноведа другой, и это взгляд с точки зрения кинотеории, манифестирующей свою генеалогию от авангардного формализма 1920-х гг. Слово «карпалистика» изобрел Владимир Набоков в романе «Пнин». Этим термином Ю. Цивьян обозначает жест в искусстве -физические, словесные, метафорические движения в литературе, живописи, кинематографе. Автор книги «На подступах к карпалистике» настаивает на том, что жест в искусстве отличается от предмета кинесики, и обращается к «жесту революции», графологическим жестам, проблеме жеста и монтажа. В искусстве кино есть два конкурирующих начала - жест и монтаж.

Цивьян отмечает, что это и есть формообразующие принципы кино. И в этой связи исследователь обращает внимание на различия между российским и западным киноведением: «Формальная школа сформулировала закон: нет и не может быть общей теории искусства. Для частных явлений должны создаваться частные теории. История кино - по определению розничный товар» [Цивьян, 2010, с. Еще в «Исторической рецепции» Ю. Цивьян посвятил целую главу внутритекстовым стратегиям восприятия кино и рассмотрел их на материале киноавангарда 1920-х гг. Юрий Гаврилович предлагает их покадровое прочтение. Терминология киноведа - «интеллектуальный монтаж» и «концептуальный монтаж», «осевое движение», «внутренний монолог» и др. Интеллектуальный монтаж анализируется как конструкция монтажных фраз по разным типам: обыгрывания естественного языка «наиболее интимных моментов» , каламбуров, игры слов, зашифрованных в цепочке киноизображений цитат, внутренних монологов.

Юрий Цивьян не отделяет кино от насыщенного историко-культурного контекста 1920-х гг. Дробашенко и указывает на требование «плотности» смыслов в богатой системе отсылок фильмов. Доктрину интеллектуального кино Ю. Цивьян сближает с манифестами сторонников заумного языка в поэзии, или значение сцены с расколом Большого театра в «Человеке с киноаппаратом» восстанавливает, вспоминая, что для сотрудников журнала «ЛЕФ» словечко «Большой театр» было распространенным обозначением пассеизма в искусстве: «... Скорее всего, кадр задуман как пластический комментарий к выступлению О. Брика на лефовском совещании о кино в 1927 году: "Мы десять лет говорим, что нужно закрыть Большой театр, а его в этом году еще отремонтировали"» [Цивьян, 1991, с. Манифесты и высказывания формалистов Б. Эйхенбаума, А. Погодина, А.

Крученых примыкают, - как пишет Ю. Цивьян, - к эйзен-штейновским идеям интеллектуального монтажа, внутренней речи, пралогическому «мышлению кадрами». Ссылаясь на американскую исследовательницу М. Ропарс-Вюйемье, ее мысль о том, что «статуи в "Октябре" символизируют силу, враждебную революции», Юрий Гаврилович соглашается: фундаментальная художественная оппозиция «Октября» - противопоставление каменных изваяний и людей [Там же, с. Так, попытка Корнилова реставрировать старое показана в фильме методом обратной съемки: обломки монумента Александра III возвращаются на пьедестал, напротив, свержение власти эквивалентно разрушению истукана. Юрий Цивьян делает наблюдение, что многое у С. Эйзенштейна идет от символизма начала ХХ в. Блок «Король на площади». По мнению киноведа, мотив окаменения власти обыгран С.

Эйзенштейном и в сцене «Керенский - Наполеон». Особенность подхода киноведа - это скрупулезная работа с источниками, самими фильмами и их разными копиями, письменными свидетельствами, в числе которых неопубликованные личные дневники, черновые сценарные наброски и монтажные листы.

Содержание

  • Самое популярное
  • Какие корабли и суда СССР стали героями известных фильмов
  • A FILM CRITIC'S VIEW VERSUS A HISTORIAN'S VIEW ON SOVIET HISTORICAL MOVIES
  • XV век: «София»
  • Советские фильмы смотреть онлайн

Серия «ЗАБЫТЫЕ ФИЛЬМЫ»

Вот 5 удачных примеров из истории советского кино. Трейлеры, рецензии и отзывы на исторические фильмы и сериалы 1960–1970 годов. Рассмотрим фильмы Рязанова и Гайдая. В кино Старики-разбойники (1971) менты выходят на пенсию в 60 лет, как все нормальные люди. Исторические фильмы – все видео онлайн в хорошем качестве. Онлайн просмотр фильмов на ПК, телефоне или планшете бесплатно на Rutube! Смотреть советские исторические фильмы онлайн на нашем сайте.

Серия «ЗАБЫТЫЕ ФИЛЬМЫ»

Сначала работу предложили киностудии им. Довженко, но руководители посчитали комическое произведение не слишком подходящим к такому поводу и отказались. Тогда за съёмки музыкальной комедии с украинским колоритом взялась киностудия «Ленфильм». Зрители фильм обожали и ходили на сеансы несколько раз! Комедия моментально разлетелась на цитаты, получила приз на Всесоюзном кинофестивале «За лучший комедийный ансамбль» и моментально сделала звездой актёра Михаила Водяного. Меньшов Когда режиссёр Владимир Меньшов сдал готовый фильм худсовету, то выслушал много неприятного — картину упрекали в приземлённости, безыдейности и мелодраматичности и сомневались, что её надо пускать в широкий прокат. В успех истории Кати и её подруг верили только сам режиссёр и директор «Мосфильма», но окончательную судьбу решил Леонид Брежнев — он пришёл от фильма в восторг, и после этого вся критика не имела значения. В прокате мелодраму ждал триумф! Только в СССР его посмотрело 85 млн человек, а ещё 100 стран купили для показа на своей территории. Особенно её полюбили в Америке, правда американских зрителей восхищала независимая главная героиня, а её чувства к Гоше они не разделяли… В 1981 году « Москва слезам не верит » стал четвёртым советским фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Горького, 1979, реж. Дуров Наш первый боевик совсем немного уступил «Есении» в списке абсолютных лидеров проката, но стал самым кассовым советским фильмом за всю историю СССР! Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий « Пиратов XX века » по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на судно, перевозившее уран по Средиземному морю. В фильме действие происходило на Филиппинах, уран заменили на опиум для фармацевтических компаний, а советские моряки, в отличие от героев статьи, доблестно отбили свой корабль вместе с грузом.

А также о борьбе против насильственной русификации и за восстановление независимости Великого княжества Литовского. Только в интернациональные 20-ые годы такая картина могла демонстрироваться на всех киноустановках Советского Союза. Исторические фильмы Беларусьфильма В шестидесятые годы был снят фильм «Жизнь и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Лента рассказывает о приключениях и авантюрах бродячих артистов кукольного театра-батлейки времен Великого княжества Литовского. Кинокартина после съемки сразу глухо легла на полку несмотря на то, что там снялись очень известные актеры: Лев Дуров, Алексей Смирнов, Донатос Банионис. Фильм снял Владимир Бычков «Достояние республики». К сожалению, копию на русском языке уничтожили, и осталась только белорускоязычная версия, но на очень некачественной пленке. Её иногда показывают по белорусскому аналогу канала «Культура» и уже лет 10 обещают реставрировать. Эта картина ярко показывает, какой ветер гулял в головах у сценаристов от незнания истории родной страны. Тут смешались все герои и эпохи: полоцкие князья, времена Великого княжества Литовского и страшный разбойник Машека, ставший почему-то романтическим героическим предводителем народного восстания. Просто Робин Гуд из-под Могилева , бьющийся за народную волю.

В зарисовках Эйзенштейна в образе Федьки проглядывают Лермонтов и Врубель, ангелоподобный Серафит из Бальзака, юноша с портрета Боттичелли. И в рукописных записях Сергей Эйзенштейн об этих образах-источниках пишет. Одна доминанта в развитии образа Федьки обозначена у Эйзенштейна именем Серафита, другая выступает под именем Вотрен. В фильме происходит превращение Федьки из Серафита в Вотрена. Первая серия проходит под знаком Анастасии, вторая - Федьки. В рабочей записи Эйзенштейна, как цитирует киновед, «Федор -Ersats Анастасии», Иван видит в нем «чистоту» и «голубиность» Анастасии. Во второй серии лицо ангела-андрогина, сменив освещение, походит на Демона и Вотрена. Гульба опричников парадирует свадьбу Ивана и Анастасии. День сменился ночью, одежды потемнели» [Там же, с. Вместо белых лебедей на блюдах несут черных. Лицо Анастасии превратилось в глумливую маску Федьки, «демонского воеводы». В главе «Жест революции III: трон и стул» Юрий Цивьян возвращается к дискуссиям об «Октябре» и определениям революционного жеста: революционный жест не в том, чтобы перевернуть картинку трамвай на рельсах - это трамвай, трамвай на боку - это баррикада , а в том, чтобы перевернуть ценностный мир. Считается, что съемки штурма Зимнего причинили дворцу больше ущерба, чем события 7 ноября 1917 г. Это предположение можно понимать метафорически, символически, в смысле роли кинематографа в создании коллективного мифа об Октябре. Историко-киноведческий анализ «внутреннего монолога» режиссера «открывает двери» не только в кухню-мастерскую-лавку старьевщика, но показывает скрытое сопротивление - сопротивление материала, искусства, элитарной художественной оппозиции. Критики «Ивана Грозного» рассмотрели в фильме вместо «прогрессивной политики» придворные интриги и «опричников беснующихся». Сопротивление режиссера навязываемому идеологическому дискурсу выражено и в выборе оператора для съемки «Ивана» - фэксовского оператора А. Москвина, чьи гигантские тени управляют маленькими, суетливыми, интригующими марионетками в реальности «заговоров и застенков» выражение О. Историки сегодня оценивают результаты и эффекты технологичной работы государства с психологией масс. Киноведы смотрят на отдельную личность в искусстве, монтажный лист, культурный контекст и генеалогию, узнавая потенциал авангарда, вскрывая энергию художественного противостояния, потенциал жеста обновления в искусстве. Список источников Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т. Библиографический список Добренко Е. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив. Добренко Е. Поздний сталинизм. Эстетика политики. Красовский Ю. Лотман Ю. Диалог с экраном. Таллин: Александра, 1994. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино: кинематограф в России, 1895-1930. Рига: Зинатне, 1991. На подступах к карпалистике. Движение и жест в литературе, искусстве и кино. Кинематограф в Петербурге. Кинотеатры и зрители. Кинематограф в Петербурге 1907-1917. Кинопроизводство и фильмография. Tsivian Y. London; New York: Routledge, 1994. Chicago: University of Chicago Press, 1998. Ivan the Terrible. London: British Film Inst, 2002. Lines of Resistance: Dziga Vertov and the Twenties. Pordenone: Le Giornate del Cinema Muto, 2004. Silent Witnesses: Russian Films, 1908-1919. London: British Film Inst, 1989. Дата поступления рукописи в редакцию 23. Ustyugova Perm State University, Bukirev str. Movement and Gesture in Literature, Art, and Film" 2010 , which is a continuation of an earlier project of the famous Russian and American film scholar and a representative of the Tartu-Moscow Semiotic School and Film Studies at the University of Chicago - the study "Historical Reception of Cinema: Cinematography in Russia, 1895-1930" published in Riga in 1991. Tsivian introduces the notion of "carpalistics" into cinematography to denote one of the fundamental and formative principles of cinema - gesture. The author investigates the history of gestures in art, especially in the Russian avantgarde of the 1920s. The Soviet avant-garde cinema, in contrast to the pre-revolutionary anti-montage cinema, was dominated by montage, but it was too early to bury the gesture. The article compares, on the one hand, the approaches of historians who analyze the ideologemes and ideological markers of historical films and identify the "second" mythological film-reality of Soviet history a vivid example of such optics is the study "Museum of the Revolution. Soviet Cinema and the Stalinist Historical Narrative" by Evgeny Dobrenko , and, on the other hand, the approaches of film scholars who work with film-frames and sources of film-making ego-documents, scripted variants, montage sheets, film versions, etc. Key words: Soviet historical films, Eisenstein, representation of history, avant-garde cinema, formalism, intellectual editing, gesture in art.

Ирина Алферова и Александр Абдулов. Кадр из кинофильма "С любимыми не расставайтесь", 1979 г. Он ревнует и не доверяет жене. Она не может простить недоверия. Примечательно, что и в семье актеров тогда тоже было непросто. Ирина и Александр поженились в 1976 году. Почти сразу актриса поняла, насколько они разные в понимании жизни и счастья. Однако любовь сохраняла брак еще много лет. Когда Алферова узнала, что супруг не был ей верен, то ее больше ничего не держало. После картины «С любимыми не расставайтесь» они еще дважды появились в кино вместе — в мелодраме «Предчувствие любви» 1982 и в детективном сериале «Капкан» 2007 , где сыграли супругов — спустя четырнадцать лет после собственного развода. Евгения Симонова и Александр Кайдановский. Кадр из кинофильма «Под крышами Монмартра», 1975 г. Актеры познакомились в 1974 году на съемках картины «Пропавшая экспедиция», в которой их персонажи влюбляются друг в друга. В жизни сюжет повторился, и в 1975 году Александр и Евгения поженились.

Советское кино

Советское кино и сталинский исторический нарратив» Евгений Добренко. Список главных художественных фильмов СССР, работы великих режиссеров и сценаристов – список стоящих картин с самым высоким рейтингом, топ-30 самых лучших советских фильмов, смотреть которые можно онлайн бесплатно в хорошем качестве – в материале РИА Новости. А затем в городе снимали первый в отечественной истории полнометражный художественный фильм "Оборона Севастополя", который был полностью посвящен событиям Крымской войны 1854 года. Нельзя сказать, что исторические фильмы не снимали на белорусской киностудии в советское время. В новом Советском государстве кино было провозглашено «важнейшим из искусств», а заодно — главным средством пропаганды и агитации. В первую очередь это были биографические и исторические фильмы, которые активно снимали многие деятели советского кино, не желавшие прославлять «мудрую» политику Сталина в картинах о современности.

Жить было лучше, жить было веселее: 10 современных фильмов о жизни в Советском Союзе

Киселёвым и А. Ткаченко много дней снимал на монтажных площадках работу строителей Куйбышевской ГЭС «Куйбышевский гидроузел», 1956. Режиссёр В. Беляев , операторы Е. Мухин и Г. Асланов провели долгие месяцы на Ставропольщине, чтобы ближе и обстоятельнее познакомиться с жизнью тружеников колхозов «Россия» и «Пролетарская воля» «Так мы живём», 1958. Методом длительного кинонаблюдения создаются фильмы о жизни отдельных предприятий «Годы и люди», 1962 , строительстве газо- и нефтепроводов «Люди голубого огня», 1961; «Магистраль», 1964; «Трасса», 1966, и другие.

Объектами пристального наблюдения кинодокументалистов становятся один день жизни целого государства «День нашей жизни». Посельского « О Москве и москвичах » было снято немало разных картин о столице, сделал новый фильм о Москве и Р. Григорьев «Москва, улица Горького», 1967 , но в 1965 году картина «О Москве и москвичах» была значительным явлением в документальном кино. Всей своей авторской концепцией фильм словно полемизировал со сложившимся к тому времени штампом изображения на экране жизни городов и прежде всего самой Москвы. Вместо плакатной, фасадной Москвы в фильм была Москва будничная, рабочая вместо иллюстрированного красочными кинокадрами экранного путеводителя для туристов — фильм-наблюдение, исследование города как сложного социального организма, ячейки современного общества. Полемичность авторского замысла заключалась и в том, что создатели фильма попытались как бы «расшифровать», конкретизировать уличную толпу, рассказать о судьбах отдельных москвичей, их жизни, повседневных заботах.

С этой целью было проведено даже своеобразное социологическое киноисследование жизни обитателей одного дома. Стремление к подлинности — первоисточнику объективной информации — выразилось в принципиальном отказе от всякого рода организованных съёмок. Операторы Б. Небылицкий , Д. Каспий , Р. Халушаков и С.

Медынский вышли на улицы как бы в «свободный поиск» с намерением наблюдать и фиксировать на плёнке отдельные примечательные штрихи столичной жизни. Сложная, многообразная жизнь большого города раскрывалась в фильме на контрастах и сопоставлениях, что заставляло зрителя анализировать киноинформацию. Зритель увидел, какой насыщенной жизнью живёт советская столица — город-труженик, одной из самых крупных политических центров мира. Однако стремление авторов фильма рассказать о Москве буквально всё привело к перечислительности и иллюстративности. В фильме были интересные, тонкие репортёрские наблюдения, публицистические размышления о проблемах жизни города. Однако у зрителей могло, например, создаться впечатление, что в середине 50-х годов у москвичей не было других проблем, кроме проблемы книжной торговли на улицах.

Правда, вскоре оказалось, что одной из главных проблем городской жизни является жилищное строительство, но первыми об этом заговорили не кинопублицисты. Кинонаблюдение было в те годы не только мерой приближения кинокамеры к жизни, но и средством познания кинопублицистами новых явлений современной действительности. Метод длительного кинонаблюдения часто и плодотворно в тот период использовал режиссёр Р. Более полутора лет провёл он со своей небольшой съёмочной группой на строительстве газопровода Газли—Ташкент, снимая фильм «Люди голубого огня» 1961. Спустя несколько лет он вновь вернулся на трассу и снял фильм о прокладке нефтепровода «Дружба» «Магистраль», 1964. В его фильмах кинокамера в фильме «Люди голубого огня» — главный оператор О.

Арцеулов , в фильме «Магистраль» — оператор И. Бганцев как бы вживалась в окружающую её сред, делалась незаметной хотя Р. Григорьев и не прибегал к скрытым съёмкам. Съёмки на трассе предоставили ему редкостный случай наблюдать во времени и замкнутом пространстве жизнь людей одного коллектива. Зритель в его фильмах «Люди голубого огня» и «Магистраль» видел, как вместе со своими семьями, с техникой траншеекопателями, бульдозерами и другими машинами медленно передвигается по малонаселённым местам колонна строителей. Кинокамера подробно описывала их особый быт, жизнь в передвижных домиках, прослеживала взаимоотношения людей, возникновение новых семей.

Кинодокументалисты были всё время рядом со строителями и в будничные, казалось бы, похожие один на другой дни стройки и в напряжённые часы драматических ситуаций во время пожара на трассе, штурма «ворот Тамерлана» — «Люди голубого огня». Не прекращались съёмки и в редкие часы отдыха, когда люди преображались и по-иному раскрывались черты характеров рабочих особенно во время их встреч со своими семьями, приезжавшими на трассу из походного городка. Наряду с социологическими киноисследованиями, которые особенно проявились в фильмах Григорьева, метод длительного кинонаблюдения всё более утверждается в документальном кино как средство раскрытия человеческой личности на экране. Интересную попытку исследования человеческих судеб предприняла в своём фильме « Необыкновенные встречи » 1958 режиссёр ЦСДФ А. Ованесова была одним из основателей киножурнала « Пионерия ». За долгие годы работы в журнале ей доводилось снимать множество ребят, самых разных по возрасту, интересам, способностям.

На её глазах начинал формироваться детский характер, происходило становление личности. Но какова дальнейшая судьба этих детей, кем они стали в жизни? Два года А. Ованесова разыскивала людей, некогда снятых для киножурнала «Пионерия». Одно сопоставление двух разных во времени кинокадров: кем был в детстве, о чём мечтал и кем стал в жизни — даёт обширный материал для публицистических размышлений о типичности и закономерности путей формирования человеческой личности в советских условиях. Тринадцатилетний Витя Петров, в дни блокады Ленинграда ставший к станку, у которого снарядом был убит его отец, продолжил рабочую династию.

Широко известная в 30-е годы юная сборщица хлопка Мамлакат Нахангова стала доцентом в институте. Игорь Михайлов, которого семилетним засняли для киножурнала во время вручения ему медали «За оборону Сталинграда» он подносил защитникам города-героя воду и патроны , стал студентом Горьковского института водного транспорта. Тринадцать мальчиков и девочек, тринадцать разных судеб, но в биографии у всех прослеживается одно общее: Советская родина, несмотря на трудные годы войны, дала всем образование, помогла выбрать свой жизненный путь. В этом, утверждает фильм «Необыкновенные встречи», одна из закономерностей социалистического общества, наше общество не обезличивает, не усредняет, а, наоборот, помогает каждому полнее проявить свои способности и наклонности. Отсюда и такая неоднозначная, сложная, насыщенная жизнь молодых героев картины. Фильм А.

Ованесовой привлёк внимание зрителей своей попыткой раскрыть психологию современной молодёжи, рассказать о её мечтах и устремлениях, показать, в каких подчас драматических обстоятельствах формируется её цельный характер. Особенно взволновал зрителей эпизод, потрясавший силой человеческих чувств. Украинская женщина Анисья Петровна Зазимко, собрав всё своё мужество, неожиданно для дочери и зрителей признаётся ей, что она не её родная мать, что взяла её в войну маленькой, истощённой из концлагеря, где фашисты держали детей как доноров. Пятнадцать лет Анночка жила в семье Анисьи Петровны, окружённая лаской и заботой все эти годы она ничего не подозревала, считая Анисью Петровну своей родной матерью. И в год, когда дочь, окончив школу, вступала в самостоятельную жизнь, Анисья Петровна решилась открыть ей правду. На экране, забыв обо всём — о съёмочной кинокамере, операторе, режиссёре, — обнявшись, нежно лаская друг друга, плакали мать и дочь.

Окунчикова, оператор Микоша были потрясены, плакали, но не прерывали съёмки. Мы сняли всю кассету, а объяснение всё продолжалось». Как жаль, что их трёхсот снятых метров плёнки в фильм вошло только тридцать. С конца 50-х годов интерес кинодокументалистики к личности современника начинает заметно возрастать. Почти одновременно с фильмом А. Ованесовой «Необыкновенные встречи» на экраны один за другим выходят фильмы из трилогии сценариста И.

Котенко и режиссера Е. Учителя «Русский характер», «Дочери России», «Мир дому твоему» , посвящённые исследованию характера советского человека. Правда, в этих и других фильмах таких, как, например, фильм режиссёра Я. Воловика «Хозяйка», 1959 было ещё много декларативного, раскрытие индивидуальных особенностей характера человека нередко подменялось краткими информационными справками о его производственной деятельности. Вместе с тем именно эта область созидательного труда современника прежде всего привлекала внимание кинодокументалистов. Здесь наблюдался наиболее активный поиск новых форм и выразительных средств.

Именно здесь стал особенно широко применяться метод длительного кинонаблюдения вспомним фильмы Р. Кармена о нефтяниках Каспия, фильмы Р. Григорьева о строительстве газо- и нефтепроводов. В послевоенные годы больше всего штампов накопилось в отображении трудовых процессов, но именно в подобных съёмках с конца 50-х годов начинает рождаться современная драматургия документального кино, по-новому решавшая проблему конфликта. Сначала на экранах появились лишь отдельные кинокадры, рассказывавшие о том, в каких подчас трудных климатических условиях шла борьба за урожай например, фильм режиссёра М. Слуцкого «Богатая осень», 1959 и каких усилий стоили производственные достижения в 1957 году в фильме «Покорители Ангары» зрители увидели, как напряжённо трудилась бригада монтажников, чтобы в течение одной ночи устранить дефекты рабочего колеса турбины.

В 60-е годы внимание кинодокументалистов привлекают глубинные процессы производственной деятельности современника. Документальные фильмы приобретают всё большую публицистическую остроту: вместо описания борьбы со стихийными бедствиями и авариями кинематограф обратился к актуальным проблемам современности. Коновалова «Репортаж с одного завода», 1967, рассказывалось о ходе осуществления экономической реформ на одном из харьковских заводов , проблемам нравственного характера в фильм ленинградского режиссёра В. Гурьянова «18 моих мальчишек», 1967, и других картинах поднимались вопросы становления личности рабочего, формирования трудового коллектива и т. Кинодокументалистов всё более привлекает внутренний мир современника: его думы и настроения, психология поступков и дел. Ещё в 159 году молодые сценаристы М.

Гаркушенко и С. Ешуриным автором текста был Л. Браславский предприняли в фильма «Мы — верхолазы» интересное исследование психологии преодоления кризисного состояния монтажника-высотника, пережившего падение с высоты. Фильм не рассказывал, не описывал событие, как это было тогда принято в документальном кино. Это, скорее, была психологическая драма, раскрывавшая факт жизни через сложный, противоречивый мир чувств и переживаний героя фильма. Всё происходящее в фильме — несчастный случай, постепенное преодоление чувства страха и возвращение к любимой профессии — зритель воспринимал как бы через самого героя фильма — монтажника-высотника.

Ешурин стремился снимать так, чтобы зритель, не видевший самого героя в фильме, воспринимал окружающий мир через мироощущение монтажника. Быстро мелькающие кадры стремительно проносящихся вверх металлических конструкций каркаса домны во время неожиданного падения монтажника, спокойное оглядывание знакомых улиц родного города после выхода героя фильма из больницы. Невзначай он видит влезающего по пожарной лестнице дома мальчишку. Киноаппарат медленно, внезапно замирает, дёргается, изображение исчезает: воспоминания неожиданно нахлынули на монтажника, у него закружилась голова. Но вот в объектив кинокамеры смотрят дружески улыбающегося лица — то друзья-монтажники радостно встречают своего товарища, пришедшего на стройку. Камера В.

Ешурина заставляет зрителя вместе с героем фильма пережить радость возвращения в строй. Несутся рядом с устремлённой в небесную высь домной белые пушистые облака, где-то внизу проносятся птицы, а над всем этим на монтажной площадке стоит человек и ветер надувает его рубашку. Далеко внизу простирается бесконечная ширь полей и лесов. И зритель слышит радостный голос героя фильма: он преодолел свой страх и вновь покорил эту небесную высь. В этом фильме «субъективная кинокамера», как и внутренний монолог, были не просто композиционным приёмом, как было в ряде фильмов тех лет «Так живём», 1968; «Быль каспийская», 1959, и другие , а новым выразительным средством художественной характеристики человека в документальном кино. Под влиянием растущего в литературе и искусстве интереса к личности современника в документальном кино на рубеже 60-х годов возникают тенденции к широкому многоплановому отображению на экране характера советского человека.

Новый шаг в раскрытии личности современника сделало поэтическое направление в документальном кино 69-х годов, где большую роль сыграло молодое поколение кинодокументалистов. Дербышева , В. Лисакович , Л. Махнач , А. Косачёв , операторы Е. Аккуратов , В.

Трошкин , В. Копалин , В. Ходяков , И. Лисицкий , Е. Кряквин и другие. С их приходом в кинопублицистике возрождается поэтическое направление.

Возрождение поэтического документального фильма было закономерным для того времени. Оно было вызвано стремлением к отображению на экране действительности во всей её сложности и многообразии. Закономерно было и то, что наиболее интересными представителями этого направления в документальных фильмах тех лет оказались именно молодые сценаристы, режиссёры и операторы, принесшие с собой на студии жажду знаний, непосредственность ощущений, а главное, может быть, — нетерпеливое желание выразить на экране своё личное, авторское отношение к действительности. Режиссёр А. Косачёв снял три фильма — «Шёл геолог» 1959, автор сценария А. Машин, оператор Е.

Кряквин , «Начинается город» 1960, авторы сценария Б. Алёнкин, А. Косачёв, оператор И. Лисицкий и «Невыдуманная земля» или «Сырые запахи реки», 1961, автор сценария Г. Раневский, оператор Е. Эти картины роднят с рассмотренными выше фильмами-наблюдениями тяга к подлинности, отрицание какой бы то ни было организации фактов.

Общим у них был и авторский интерес к будничной жизни простых людей, к их труду. Для А. Косачёва характерно широкое образное, поэтическое видение действительности. Он стремился не столько к документальной точности воспроизведения фактов, свойственной репортажу, сколько к выразительности и обобщениям. Кинокамера у А. Косачёва стала откровенно субъективной, она не скрывала своей заинтересованности, пристрастий, симпатий и антипатий.

Столь часто встречающиеся в его фильмах длинные монтажные куски и панорамы явились как бы своеобразным взглядом человека, заново открывающего для себя окружающий его мир. Например, длинная-длинная панорама по зловещим, темнеющим на сером фоне неба фантастическим силуэтам вывороченных пней — не просто средство, описания места будущего города. Это, скорее, удивлённый взгляд человека, поражённого невиданным, сказочным зрелищем гигантского поля битвы с поверженными великанами. Пришёл Человек, победил в яростной схватке злых волшебников и построил город — таково символическое вступление к фильму об Амурске — «Начинается город». И почти тут же, рядом, на фоне этих мрачных, словно взывающих к небу рук-коряг, зритель слышит будничный говор, смех сидящих у костра людей и голос рассказчика, с юмором повествующий о своих злоключениях в первый день прибытия на место будущего города. Такое контрастное сопоставление сказочного, обобщённого представления и конкретизированной реальности было характерно для фильмов А.

В этом было и несколько ироническое отношение к стандарту в изображении строек независимо от их масштабов хотя в жизни всё было скромнее и подлинное восхищение делами современников. При этом фигура современника никак искусственно не возвеличивалась. Молодые кинодокументалисты не избегают разговора о первых трудностях и бытовой неустроенности жизни новосёлов. Наоборот, они используют контрастное описание трудностей общежития с шутливым подтруниванием над этим героев для характеристики людей. Тот же приём контраста заметен и в противопоставлении внешней неказистости героев их богатому духовному миру. В фильмах А.

Косачёва и его товарищей привлекли внимание новизной и свежестью первых жизненных наблюдений. Это был мир, увиденный глазами человека, впервые столкнувшегося с неизвестной для него до этого действительностью. Поэтому и понимание, осмысление фактов жизни зачастую ограничивалось выражением первых эмоцией по поводу увиденного. Но как бы ярко ни было первого впечатление, оно могло в своей оценке оказаться односторонним и даже поверхностным, если вслед за этим не следовало более углублённое проникновение в сущность увиденного. От поэтического направления ожидалось более сложное ассоциативное осмысление явлений. Но этого не было в последнем фильме А.

Косачёва «Сырые запахи реки»: он не смог показать жизнь иначе, в более сложных её проявлениях, он повторял, цитировал себя. Вскоре А. Косачёв уходит из документального кино. Более крупным явлением документального экрана тех лет, ставшим, пожалуй, одним из признаков нового периода в истории документального кино, было развитие жанра кинопортрета. Если вспомнить документальные и хроникальные фильмы второй половины 60-х годов, то нетрудно заметить, что почти всё лучшее, перспективное в них было связано с изображением на экране человека.

Как жили наши предки, с какими проблемами сталкивались и каким образом их преодолевали, а главное — как события древности повлияли на современность. Смотрите в нашей подборке.

По замыслу советского руководства, картина Калатозова должна была стать одой освободительному духу кубинского народа. Но итоговый результат разочаровал партийных функционеров. Они посчитали, что фильм «Я — Куба» слишком сосредоточен на «искусстве ради самого искусства», и обвинили режиссера в формализме. Ленту показали в нескольких кинотеатрах, а затем положили «на полку». Недооцененный шедевр наконец оказался в центре международного внимани я, а члены Обще ств а кинооперат оров США включили работу Калатозова в список «100 самых значимых фильмов XX века». Четырехсерийную сагу называют одним из самых мас штабных проектов мирового кинематографа и до сих пор считают эталоном экранизации одноименного романа Льва Толстого. Чтобы снять бессмертный шедевр, режиссеру потребовалось около шести лет и сто миллионов долларов. Разма х съемок даже занесен в Книгу рекордов Гиннесcа: в сцене Бородинского сражения приняли участие 120 тысяч человек. Рекордными оказались и показатели картины в прокате. В 1966 году «Война и мир» стал самым кассовым фильмом в Союзе.

А Лев Кулешов во второй половине 20-х снял ряд чисто проходных лент: «Журналистка» 1927 , «Веселая канарейка» 1929 , «Два-Бульди-два» 1929. При этом что касается организации съёмок многое заимствовалось у Голливуда. К концу НЭПа художественное качество большинства советских фильмов оставляло желать лучшего. В разговоре с немецким кинодеятелем Белой Балашом Сергей Эйзенштейн говорил: «Русские фильмы действительно стали хуже. И для нас это не утешение, что они все еще лучше, чем буржуазные фильмы. Уровень действительно снизился. Это кризис переходного периода, который будет преодолен... На многих киностудиях царило кумовство, очковтирательство, приписки и воровство бюджетных средств. Государственные деньги режиссёры начинали воспринимать как свои собственные. Они завышали себе зарплаты настолько, что все причастные зарабатывали ещё на этапе производства, а до проката фильм и вовсе мог не дойти. Конечно, нецелесообразное финансирование определял не только злой умысел, но и кадровый голод. Порой чиновники от культуры были менее грамотны чем режиссеры и шли на поводу у творцов. Особенно в этом отметились киностудии «Арменкино» и «Белгоскино». В марте 1934 года Абрама Роома уволили со студии «Совкино» и отдали под суд за перерасход средств во время съемок фильма «Однажды летом», но он отделался только увольнением. И таких случаев были десятки. Несомненно, свою роль в перерасходах играла и просто плохая организация производства. Вскоре национальные киноорганизации были подчинены единому центру — Москве. Теперь они работали по единому плану, а доходы от кино, за исключением небольшой доли, шли обратно на финансирование кино. Актёры и режиссёры теперь получали зарплату и премии, а не часть прибыли как раньше. СССР оставался довольно бедной страной и стихийный выпуск фильмов создавал конкуренцию, которая разоряла отдельные компании и студии. Это вело к убыткам, которые государство не могло себе позволить. Нужно было плановое производство фильмов, чтобы картины одного жанра и тематики не сталкивались в прокате. Нельзя сказать, что при централизации производства были сведены к нулю все хозяйственные злоупотребления. Однако несомненно, что их стало в разы меньше. Тем не менее, за годы НЭПа была создана материально-техническая база кинематографии, но по-прежнему зависимая от иностранной техники и особенно плёнки больше половины её было импортной. Количество киноустановок выросло с 1000 в 1914 году до 26000 в 1931 году. Была организована сеть прокатных контор, регулярно снабжающих киноустановки новыми фильмами. К 1928 году НЭП был уже на излёте, а проблема коммерциализации кино назрела и перезрела. Самая большая ошибка в нашем киноделе — это то, что нет политического руководства. Есть коммерческая организация, Совкино, которая интересуется только коммерческой стороной, вопросом прибылей, а идеологической и художественной сторонами не занимается. Поэтому и происходит захирение кино в Америке, что там цель — только коммерция. Проблема была в том, что возникло два кино — новаторское и революционное, на которое государство всегда было готово выделять деньги, но остававшееся уделом меньшинства и оставленный на откуп частным студиям массовый прокат, который заполнялся дешёвым в производстве ширпотребом, не несущим никакой смысловой нагрузки. В 1929 году вышел фильм Эйзенштейна «Старое и новое», посвящённый первым годам коллективизации. Как отмечала критика, все изобретательные художественные решения показывает только одно — гениальный художник Эйзенштейн, проживший в городе всю жизнь, просто не знает и не понимает свою страну, остававшуюся преимущественно крестьянской. А показанные герои имели мало общего с реальными крестьянами. В ходе дискуссий стало ясно, что в деревне показывают картины, которые ей не нужны и практически не выходят, которые деревне интересны. Было принято решение на форсированное привлечение талантливой молодёжи из крестьянской из рабочей среды в режиссуру и сценарные мастерские, который будут говорить с народом на одном языке. В 1930-х годах в культурной политике был актуален «призыв ударников в литературу», проводившийся под эгидой Максима Горького. Отчасти для этого в 1933 годах был введён 7-часовой рабочий день, а на предприятиях начали форсировано создавались условия для культурного и творческого роста рабочих. Их старались привлекать к различным культурным мероприятиям, печатать романы, повести и рассказы, написанные рабочими. Руководство страны возлагало на них большие надежды. С приходом звука политическая роль кино ещё больше возросла. Развернулась дискуссия о дальнейшем развитии советского кино. Известный тогда режиссер Павел Петров-Бытов его последний фильм «Водоворот» о советской деревне имел большой успех у рядовой публики в статье «У нас нет советского кинематографа» журнала «Жизнь искусства» в 1929 году заявил, что фильмы Эйзенштейна, Козинцева и Трауберга непонятны рабоче-крестьянским массам. В качестве положительного примера Петров-Бытов привел фильм «Танька-трактирщица» Бориса Светозарова, который по своей кассовости сравнялся с другим хитом — «Красными дьяволятами». В «Таньке... Когда ситуация достигает критической точки, трактирщик решается на преступление: подговаривает хулигана расправиться с руководителем пионерско-комсомольского драмкружка. Но все, естественно, заканчивается хеппи-эндом: руководителя спасают, Таньку принимают в пионерский отряд, ее отца сажают в тюрьму, а в трактире открывают общественную чайную. В соответствии с этим и должно определяться содержание кинокартин. Кино должно в высоких образцах искусства отобразить героическую борьбу за социализм и героев этой социалистической борьбы и стройки, исторический путь пролетариата, его партии и профсоюзов, жизнь и быт рабочих, историю гражданской войны; оно должно служить целям мобилизации трудящихся на укрепление обороноспособности СССР». Суперсложно смонтированный, тонкий «Новый Вавилон» Трауберга или ясный, с авантюрным сюжетом и понятными героями «Танька-трактирщица» Святозарова? Да, советское кино пошло по пути упрощения, но если посмотреть на это с другой стороны, то качество именно массового кино за несколько лет выросло на порядок, найдя баланс между сложной кинематографией, в рамках которой работали авангардисты 1920-х, и понятным, читаемым сюжетом. Ягоды под руководством М. В 1930 году были сняты первые документальные звуковые программы, носившие экспериментальный характер. В 1931 году появляются первые художественные звуковые фильмы: игровые «Путевка в жизнь», «Златые горы», «Одна» и мультипликационные «Блоха», «Гопак», «Летун». В 1932 году выпуск звуковых художественных фильмов достигает двадцати наименований, и в их числе такие выдающиеся произведения, как «Иван» А. Довженко и «Встречный» С. Юткевича и Ф. В 1934—1935 годах создаются такие крупнейшие произведения звукового киноискусства, как «Чапаев», «Юность Максима», «Петербургская ночь», «Гроза», «Аэроград». В 1920-е годы самым популярным жанром была комедия. Поэтому и удач в этом жанре у советских кинематографистов было не очень много. Герои новых советских комедий — обычные люди, люди которых можно встретить в трамвае, на улице, в очереди или в коммуналке, по-своему привлекательные, но никак не претендующие на особое место в истории. На фестивале в Венеции в 1934 году картина была удостоена сразу двух призов: за режиссуру и музыку. Однако подражание второсортным голливудским джаз-ревю — было главной претензией советских критиков к авторам. Газета «Правда» писала: «мюзик-холл на экране — веселое и занятное зрелище, но надо давать его в меру». Режиссёр же был награждён за фильм орденом Красной Звезды. Тем временем не менее значительных успехов достигли и представители серьезных жанров, а именно: производственного и героико-приключенческого кино. Так, в конце 1932 года на экраны страны вышел фильм «Встречный», который впервые в истории советской кинематографии глубоко и правдиво показал современный рабочий класс это была оптимистическая драма о рабочих ленинградского турбинного завода, построивших первую советскую турбину. Именно этот фильм дал импульс отечественной кинематографии развиваться в реалистическом направлении. А «Окраина» 1933 Бориса Барнета выиграла главный приз на Венецианском кинофестивале. В 1930-х Андрей Жданов роль искусства, и в частности кино и литературы, формулировал так: «Литература призвана не только к тому, чтобы идти на уровне требований народа, но более того, — она обязана развивать вкусы народа, поднимать выше его требования, обогащать его новыми идеями, вести народ вперёд». И это была не игра чиновника на публику. В 1930 году индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор приехал в Москву. В рамках визита он встретился с людьми, отвечающими за производство советского кино. Искусство не может существовать ради искусства. Башни из слоновой кости абсурдны. Художник не смеет рассматривать своё творчество только как выражение собственных эмоций. Здесь это так и есть», — писал бродвейский режиссёр Норрис Хоутон. Американских режиссёров, актёров критиков, посетивших Россию, потрясало то, что большевики первыми в истории «принуждали к культуре» советских граждан.

Внешняя политика России первой половины XVIII столетия

  • 9 лучших белорусских исторических фильмов
  • Кино - жанры: Исторический
  • Результаты поиска
  • Как в СССР снимали историческое кино: 5 нетленных шедевров
  • Лучшие советские исторические фильмы
  • советские фильмы >>

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий