Новости филонов павел художник

Павел Филонов — самый загадочный из классиков русского авангарда, яркая вспышка и уникум в русском искусстве, который возник из ниоткуда и ушел в никуда, практически не оставив последователей. Искусственные параллели по средам На выставке Павел Филонов. Художник Мирвого расцвета в день закрытия В выставочном центре Зарядья прошла потрясающая выставка одного из важнейших представителя русского авангарда, художника-исследователя Павла Филонова. Выставка Павла Филонова в Зарядье. РОСИЗО и Государственный Русский музей представляют в выставочном зале Медиацентра Парка «Зарядье» выставку «Павел Филонов.

Очевидец незримого

16 декабря в павильоне «Медиацентр» парка «Зарядье» откроется выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета», приуроченная к 140-летию живописца. "Художник мирового расцвета" – в Медиацентре парка "Зарядье" открывается выставка работ Павла Филонова. Один из важнейших художников русского авангарда – он фактически был фигурой non grata в советском искусстве. 16 декабря в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941). С 9 декабря в Новосибирском художественном музее в рамках Национального проекта «Культура» будет работать выставка «Павел Филонов и его ученики» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург).

Выставка «Павел Филонов и его ученики» открылась в новосибирском музее

Возможно, эта композиция метафорически представляет медитативную погружённость внутрь себя, которая заслоняет от мыслителя реальность. Возможно, это изображение того, как человеческие идеи преобразуют мир. Некоторые исследователи полагают, что замкнутые квадратные контуры и объёмные клетки вокруг некоторых голов символизируют изоляцию, в которой оказались 12 героев рассказа Глебова-Путиловского о парижской тюрьме. Но благодаря уточнению названия в скобках эту картину можно трактовать расширительно, как метафору атомизации человека в обществе и трагической оторванности его от природы. С одной стороны, эти персонажи зачастую выглядят монструозно: мощные тела, мускулистые ноги, запрокинутые к небу головы, оскаленные в немом крике пасти. С другой стороны, также нередко они приобретают антропоморфные черты, их глаза и лоб становятся похожими на человеческие и человеческое же страдание оказывается запечатлено на их лицах-мордах. Приём этот можно трактовать по-разному. Возможно, художник хотел донести до зрителя представление о том, что звери и птицы, по сути, равны человеку. Может быть, он предвидел это равенство в будущем, когда новый человек преобразует и мир вокруг себя, или, наоборот, критиковал технократическое стремление заменить природу цивилизацией, расценивая это как насилие над естественной гармонией. Ещё дольше можно толковать и перетолковывать эти загадочные холсты и рисунки.

Ясно одно: этот художник соединил в своём искусстве все актуальные художественные методы и философские учения начала XX века, во многом предвосхитив экзистенциализм. Как герои картин Филонова оказываются застывшими в процессе перехода в новое, ещё неизведанное состояние, так и весь его творческий метод должен был стать переходом, предтечей совершенно иного искусства будущего.

Формула живого, органического мира, возможность изображения биологической универсальности рождения приводит Филонова к нефигуративной живописи. В "Формуле весны" изображены не конкретные объекты, а делящиеся клетки, ток древесных соков, запахи цветов и пение птиц.

Фото: Artsait. Вождь объединяет в себе прошлое в цилиндрах, настоящее вздымающий руки пролетариат и бледные, только проявляющиеся лики будущего. Картина состоит из множества людей - мысль о человеческой тесноте приходит сама собой. Здесь и рождение, и юность, и зрелость, и старость и смерть — всё связано в единое целое.

Здесь настолько тесно, что никому больше не остается места. Кроме того, полотно можно рассматривать, перевернув его вверх тормашками или под любым углом. Эти последние работы, созданные незадолго до смерти, выглядят особенно современно. Кажется, что они написаны после изучения последних современных данных об устройстве человеческого мозга.

Обычно о нём говорят так: русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Отец Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный». Считается, что фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву.

Всю жизнь работал кучером, потом извозчиком. Академия После смерти отца маленький Паша как мог помогал матери Любови Николаевне зарабатывать на хлеб. Она за гроши стирала чужое белье, а он вышивал скатерти и полотенца крестиком и продавал их на Сухаревской площади. Однако трудная жизнь не помешала с отличием окончить «Каретнорядную» приходскую школу в Москве.

В 1897 году мать умерла от туберкулёза. В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу». Одновременно учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов трижды пытался поступить в Петербургскую Академию художеств.

Сделать это удалось в 1908 году, однако учёба закончилась в 1910 году после довольно неприятного инцидента на занятии. Зато именно тогда он впервые участвовал в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Волдемара Матвея, Елены Гуро и Михаила Матюшина. Филонов и Хлебников В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова, который впоследствии вывел его в рассказе «Ка»: «… Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время.

Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы.

Ка шёл рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести… Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобным лучу месяца бешенством скорби». В свою очередь художник создал портрет писателя, который, к сожалению, не сохранился, и проиллюстрировал его «Изборник» 1914.

В 1915 году и вовсе опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями. Следует отметить, что в творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние. Причём, оно заметно как в изобразительных принципах художника, так и в поэтическом строе поэта. Важный момент: возникшее соавторство было единственным, как и единственным — случай участия Павла Николаевича в литографских изданиях футуристов.

Эта была первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества. В ней провозглашается реабилитация живописи в противовес концепции и методу Казимира Малевича, «живописному анекдоту» Владимира Татлина — «сделанных картин и сделанных рисунков»: «Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. В дальнейшем у художника получится развивать тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клеточка цветка с цветом».

Первая мировая Осенью 1916 года Павел Николаевич отправляется на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии.

У Филонова выходит какая-то натурфилософская диалектика, или натурфилософский материализм. Художник своим творчеством и теорией обнаруживает целый срез отечественной философской и естественнонаучной мысли, сочетающей в себе позитивизм научного метода познания, органицистские монистические концепции познания Циолковского и Тимирязева, Вернадского и Богданова, а также марксизма, понятого в хилиастическом и буквально прикладном ключе. Точность и скрупулезная проницательность и вселенская космическая утопия атомизм и глобализм — вот размах, амплитуда этого направления мысли. Обложка книги Глеба Ершова «Художник мирового расцвета.

Павел Филонов». СПб: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2015 Филонов представляет мир как единую, развернутую во времени и пространстве ткань живого организма. По мнению Короткиной «подобная концепция могла возникнуть лишь на основе своеобразного пластического гилозоизма — учения о всеобщей одушевленности материи» [1]. Эта креативная сила природы, по мнению автора, находит свое пластическое и техническое воплощение в любовном выписывании всех организмов, что создает не иллюзию пространственной глубины, а плетения формы, стелющейся по поверхности: «Этот прием типичен для народного искусства в ткачестве, резьбе по дереву или камню» [2]. Отметим, что на ремесленное, кустарно-народно-промысловое начало «сделанности», указывают почти все исследователи, обращающиеся к анализу этого понятия.

Органицистский размах мировоззрения Филонова от микро- к макроструктуре, всеобщее креативное начало, пронизывающее и человека, и вселенную, говорит о своеобразном биокосмизме, который можно встретить и у раннего П. Флоренского, и у автора «всеобщей организационной науки — тектологии» А. Этот философ неопозитивстского плана, ученый, создавший оригинальную концепцию тектологии то есть, учения о строении, структурах, всеобщих организационных связях , на наш взгляд, приведен здесь как весьма удачная аналогия. Она выступает перед нами, как беспредельно развертывающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности, от неизвестных нам элементов эфира до человеческих коллективов и звездных систем» [3]. Концепция творчества Филонова основывается на «биомонизме»: картина строится, пишется как живое тело, с последующей доработкой до высшей стадии развития жизни, всех ее составляющих, высшего пика ее напряжения, силы.

Эта мыслящая материя, умная нетварная природа, наделенная сознанием, создается сама по себе, при участии художника, но по своей внутренней интенции, воле. Апология жизни не исключает, а наоборот, предполагает изнутри присущий ей динамизм и драматизм, суровую борьбу противоположностей, точь-в-точь как в диалектике, которую Филонов часто упоминает в своих трактатах. Сознание самой материи действует как энергетическая волевая сила, человек персонаж произведения — замирает или прислушивается, подчиняется или протестует, сопротивляется тому жизненному напору, бьющему током в картинах Филонова. Автономность его существования, когда все едино, равнозначно, в равной степени наделено жизнью, при том, в наивысших ее формах, оказывается под вопросом. Вовлечение в стихийное роевое начало, коллективизм многорукого человека, границы которого расширены до беспредельности, размывает личность как единицу, вовлекая ее в дурную бесконечность множеств.

Человек всего лишь оболочка, он «столбенеет», цепенеет от этого сонма, вихря разгулявшейся материи — мир как-будто мстит ему за то, что энергия, которую он так долго пытался подавить, покорить, подчинить себе, была рабыней. Силы природы, которые, по идее, должны работать на человека, особенно при правильной организации труда, при социализме и у Платонова действуют вопреки его воле и желанию, рождая чувство бессилия и тоски. Анализируя произведения писателя, исследователи его творчества указывают на ряд возможных источников — авторов, которые могли оказать влияние на раннего Платонова, в частности Н.

Подлинник или копия? О судьбе творческого наследия Павла Филонова можно написать настоящий детектив

Ведь деньги за вход и каталог устанавливал он, но даже эти финансы Хершович потратил на оплату рабочим выставки. Двойная фамилия и двойная жизнь Михаил Янович поменял свою фамилию на Макаренко, когда регистрировал брак с женщиной, но даже после развода он оставил новоиспечённую фамилию. Самое интересное, что тем счастливцам, которым удалось попасть на выставку Филонова, долго завидовали те, кто на неё не попал. Несмотря на огромное желание властей наказать организатора выставки, у них ничего не вышло, так как они просто не смогли подобрать уголовной статьи, и им пришлось нехотя отпустить «хулигана». В Госархиве даже осталась секретная справка КГБ о личности Михаила Яновича и экземпляр незаконно изданного каталога «Первая персональная выставка. Но позже Хершовича всё-таки осудили, нашли до чего докопаться. Фото: gorod-812. Ведь с одной стороны он проявил незаурядные деловые качества, а с другой стороны, советской, он мошенник и плут.

Но если смотреть на каноны авангарда, без этого никак. А устраивать такие выставки следует так же, как и писать новаторские картины — с нарушением всяческих норм в композиции и перспективе.

Это было, скорее, стремление спасти некие необходимые человечеству знания, какие-то важные свидетельства об ином.

Филонов не участвовал в кампаниях гонения на реалистическое искусство, которых было немало в начале прошлого века, мало того, не скрывал, что порой следует его традициям. Современников удивляло и то, что он не высказывался против новой власти. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал.

Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открывал в своих картинах объективные законы бытия и описывал неведомую реальность, в которой, тем не менее, узнаются сюжеты трудного для страны времени, в котором он жил. Во время одного из дежурств на крыше своего дома Филонов простудился и через несколько дней умер от пневмонии. Это случилось 3 декабря 1941 года.

Довольно неожиданно увидеть этот букет цветов на выставке Павла Филонова Он до сих пор остается художником непонятным и непонятым. По мнению автора публикации Киры Долининой в «Коммерсанте», нет в русском искусстве другого такого художника, смотреть на работы которого довольно трудно. Они похожи на головоломки, разгадать которые не так-то просто.

Впрочем, по утверждению некоторых критиков, художник к этому и стремился. Первый исследователь Филонова Евгений Ковтун сделал попытку объяснить природу этого феномена, сравнив творчество Филонова и Малевича. Оба авангардны, но их геометрия различна: Малевич строит свои структуры на прямой, квадрате, кубе, а Филонов — на кривой, круге, сфере, структурах органических, атомообразных.

Супрематизм Малевича — проявление макромира, аналитическая живопись Филонова — микромира. Малевич смотрит сверху, Филонов — изнутри. Формула Малевича — упрощение, Филонова — усложнение.

В этом Малевич — наследник логики кубизма, Филонов же — дитя без роду и племени. Он, конечно, авангардист, но авангардист нетипичный. Как пишет Вадим Нестеров в «Газете», в отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, он до сих пор не канонизирован.

Малевича и Кандинского зачислили в классики давно, Филонова же мир открывал в самом конце XX века. Я не очень большой знаток в изобразительном искусстве, тем более в авангарде, но Филонов выделяется и своей творческой манерой, и особым настроением, которое с неизбежностью возникает, когда смотришь его картины. Кажется, художник совсем не предполагал диалога с будущими зрителями.

Он настолько углублен в себя, выстраивая свои картины-композиции, что в них абсолютно нет даже намека на такое сотворчество. Несмотря на сложность их композиции, в картинах нет вызывающего эпатажа, цепляющего своей оригинальностью, хотя, конечно же, его полотна ни с кем не перепутаешь. Как считают специалисты, он изображал не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика.

Для Филонова такой подход был научным. Он изображал процессы, которые недоступны человеку: ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Особую часть экспозиции выставки Филонова составляют творения его последователей и учеников, входивших в «МАИ» — «Мастерскую аналитического искусства».

Они демонстрируются на третьем этаже. В 30-е годы он преподавал принципиально бесплатно, можно сказать, полулегально Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Казанцы — все-таки счастливчики.

Уже долгие годы они могут лицезреть раритеты Государственного Эрмитажа, теперь к нам регулярно «захаживает» питерский Русский музей.

Одним из главных положений аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому. В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея будут представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Но мы уверены, что выставка в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — отмечает куратор выставки Сергей Тиханов.

Впрочем, по утверждению некоторых критиков, художник к этому и стремился. Первый исследователь Филонова Евгений Ковтун сделал попытку объяснить природу этого феномена, сравнив творчество Филонова и Малевича. Оба авангардны, но их геометрия различна: Малевич строит свои структуры на прямой, квадрате, кубе, а Филонов — на кривой, круге, сфере, структурах органических, атомообразных. Супрематизм Малевича — проявление макромира, аналитическая живопись Филонова — микромира. Малевич смотрит сверху, Филонов — изнутри. Формула Малевича — упрощение, Филонова — усложнение. В этом Малевич — наследник логики кубизма, Филонов же — дитя без роду и племени. Он, конечно, авангардист, но авангардист нетипичный. Как пишет Вадим Нестеров в «Газете», в отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, он до сих пор не канонизирован. Малевича и Кандинского зачислили в классики давно, Филонова же мир открывал в самом конце XX века.

Я не очень большой знаток в изобразительном искусстве, тем более в авангарде, но Филонов выделяется и своей творческой манерой, и особым настроением, которое с неизбежностью возникает, когда смотришь его картины. Кажется, художник совсем не предполагал диалога с будущими зрителями. Он настолько углублен в себя, выстраивая свои картины-композиции, что в них абсолютно нет даже намека на такое сотворчество. Несмотря на сложность их композиции, в картинах нет вызывающего эпатажа, цепляющего своей оригинальностью, хотя, конечно же, его полотна ни с кем не перепутаешь. Как считают специалисты, он изображал не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика. Для Филонова такой подход был научным. Он изображал процессы, которые недоступны человеку: ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Особую часть экспозиции выставки Филонова составляют творения его последователей и учеников, входивших в «МАИ» — «Мастерскую аналитического искусства». Они демонстрируются на третьем этаже. В 30-е годы он преподавал принципиально бесплатно, можно сказать, полулегально Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине.

Казанцы — все-таки счастливчики. Уже долгие годы они могут лицезреть раритеты Государственного Эрмитажа, теперь к нам регулярно «захаживает» питерский Русский музей. Конечно, можно все это посмотреть, обо всем узнать в Интернете, в специальной литературе. Но прямое знакомство на выставке ничто не заменит. Как сказали смотрители, желающих увидеть картины Филонова довольно много. С некоторыми из них мы с Олегом Маковским встретились в зале на втором этаже. Прямо на выставке можно посмотреть дополнительную информацию о художнике, фильм о нем. Современные выставочные сервисы это позволяют. Когда мы с Олегом Маковским знакомились с экспозицией, монтировалось оборудование для мультимедийных инсталляций его картин вечером следующего дня, о чем было объявлено заранее. Так что нам повезло - мы увидели их заранее.

Это было необыкновенное зрелище — картины проецировались на потолок, стены... Проект, созданный молодыми дизайнерами казанской студии мультимедиа ImpressIM, которых вдохновило творчество Павла Филонова, реализован в рамках деятельности Культурно-выставочного центра Русского музея в Казани при содействии информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» и финансовой поддержке Министерства культуры РТ.

Фанатик, философ, аскет: выставка Павла Филонова в «Зарядье»

Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» пройдет в парке «Зарядье». В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства. Художник мирового расцвета» организована РОСИЗО совместно с Русским музеем в парке «Зарядье». Масштабный проект приурочен к 140-летию художника Павла Филонова (1883–1941). Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР. Нынешний, довольно странный статус Филонова обыграл в своей инсталляции «Монумент утопии», помещенной постскриптумом к выставке, в последнем зале, художник-концептуалист Вадим Захаров. Художник мирового расцвета» с 16 декабря 2023 по 17 марта 2024, Парк «Зарядье» в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.

Русский музей и РОСИЗО представили масштабную выставку Павла Филонова в Москве - События

Масштабный выставочный проект направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной.

Так, в советские времена существовали кокетливый «суровый стиль», жеманная соцреалистическая романтика геологов и нефтяников. Искусство Филонова и Платонова сурово без кавычек, в изначальном значении этого слова — образы лишены красивостей. Герои Филонова и Платонова непривлекательны: взволнованных глаз, эффектных поз, задумчивых выражений, многозначительных фраз — нет. Персонажи «сурового стиля» соцреализма сжимают кулаки, хмурят лоб и супят брови — позируют для «суровых» картин, хотят выглядеть как «настоящие мужчины». Люди, созданные Филоновым, стоят, свесив руки вдоль туловища, и выражения их лиц не героические;лица настолько измочалены жизнью, что ничего, помимо мучительного процесса бытия, не выражают. Лишённые красивостей образы усваиваются зрителем нелегко — нам, зрителям, надо что-либо присовокупить к филоновской простоте.

Но добавить к простым лицам нечего. Последнее, что приходит на ум, когда читаешь Платонова или смотришь на полотна Филонова,— это слово «вдохновение» — пресловутая пушкинская лёгкость «минута — и стихи свободно потекут» этим художникам неведома. Современники военного коммунизма и продразвёрстки, эти художники «нового общества» работали как разнорабочие: тяжело и помимо вдохновения слова подгоняли друг к другу, как камни, выкладывали краску, словно грузили дрова. Видно по линии Филонова, как трудно движется рука художника, видно, как трудно подбирает слова Платонов. Каждый день и монотонно, но ради великой цели. Эта великая упорная монотонность стала своего рода художественным методом. Нужное другим дело мастера выполняют вопреки всему — даже вопреки внешней красоте искусства, вопреки правилам Буало и представлению о катарсисе. В произведениях Платонова или Филонова не бывает катарсиса, то есть нет некоей точки напряжения, в которой сходятся сюжетные линии и страсти.

Повествование равномерно тяжело, холст равномерно расписан — центра нет. Их вещи не красивы хрестоматийной красотой. Если вы станете вспоминать лицо героя Филонова — вам не удастся вспомнить ничего помимо общих черт; индивидуальность стёрта трудом. Остаётся узнать: что же необходимое содержится в трудной работе Филонова и Платонова, ради чего проделан мучительный труд? В таком случае его творчество — это мучительная правда, выговоренная о страшном времени. Впрочем, прямых обвинений режиму писатель не высказал, он просто описал уничтожающий человека процесс жизни, но хорошо это или плохо — он не сказал; каждый может решить сам. Принято числить Филонова мастером, запрещённым советской властью, — и действительно, запланированная при жизни выставка в Русском музее была отменена, а после смерти работы художника не выставляли. Однако никакой критики строя в картинах Филонова найти невозможно.

Другом и почитателем Филонова числился советский мэтр Бродский — тот самый, автор «Ленина в Смольном»; всё это странно — это не биография диссидента. Да, на картинах Филонова изображены грубые люди, тяжело работающие, с безнадёжно уставшими лицами, но разве тяжкий труд противоречит доктрине партии? Подобно грубым скульптурам средневековых соборов, герои Платонова и Филонова предъявляют зрителям своё бытие вне оценочных категорий. Разве герои соборных порталов — мученики и святые — тщатся нам что-то доказать? Это в новое время масляная живопись стала трибуной: герои Гойи взывают к зрителю, требуют соучастия в борьбе, герои Шагала делятся своими страстями. Но люди Платонова и Филонова просто сосуществуют рядом с нами, как живут рядом с нами деревья, как стоят скалы. Герои Филонова и Платонова не стараются казаться значительнее, чем они есть; так и камень не старается придать своим чертам выражения; камню достаточно того, что он знает сам о себе. Персонажи Платонова и Филонова схожи своими чертами с природой Севера — их лица вычищены холодом и ветром от избыточности.

Ввалившиеся щёки, глубоко посаженные глаза, резко обозначенные челюсти, широкий выпуклый лоб, тонкие губы — никакой специальной аффектации, но лицо настолько очищено от всех примет быта, что волнует лабораторной скупостью черт. Словно человека умыли и побрили для операции — не оставили в облике ничего лишнего. Ничего нет лишнего и в одежде — у Филонова люди одеты в серые робы, какие носят рыбаки или заключённые; примет времени нет — с равным успехом это может быть персонаж Средневековья или Новейшей истории; впрочем, мастер и не имел в виду определённую профессию или определённый год. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От напряжения воли наполовину сжевал свои зубы... Именно к таким вот лицам обращались большевики, зовя людей на стройки и войны, — такие люди отдают свою жизнь без раздумий. Личная жизнь Филонова была под стать облику — её, по сути, просто не было. Он был женат на женщине много старше себя, она была вдовой народовольца, то есть старше Филонова как минимум на два поколения.

Даже в богемной авангардной России, среди художников, совершавших экстравагантные поступки, это был из ряда вон выходящий поступок. Это не богемный жест, это не страсть к Айседоре Дункан или Лиле Брик —это труд в личной жизни, столь же упорный и не ради удовольствия осуществляемый, как и работа живописца. Рассказывают, что в блокадном Ленинграде художник возил свою старую и немощную жену на санках, отдавая ей свой скудный паёк. Художник умер от истощения, от голода во время блокады — и поэт Кручёных написал такую эпитафию: Был он первым творцом в Ленинграде Но худога Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег. Быть человеком, по Филонову, — это само по себе профессия, тяжёлый труд: люди приходят в этот мир, чтобы страдать и работать. Такой взгляд на жизнь обусловлен, разумеется, ясно сформулированным убеждением в своей миссии в истории. Филонов, как и Платонов, — пролетарский художник. Самосознание пролетария — вещь непривычная для искусства: прежде художники работали, может быть, не меньше, но они не приравнивали свой труд к труду пахаря.

Для Филонова как и для Платонова всякий труд равновелик; они сами пролетарии, они пишут пролетариев — и пишут для пролетариев. Пролетарий в отличие от капиталиста или крепостного познаёт мир в свободном труде и сам может быть понят только через труд. Свободный труд тем отличается от принудительного, что этот труд не имеет срока и расписания — надо работать всегда. Труд становится для Платонова и Филонова той единственно приемлемой для человека средой, в которой человек только и может понять окружающий его мир. Совершая ежедневный мучительный трудовой процесс, человек способен анализировать ощущения от предметов и явлений, и таким образом он понимает действительность. В том числе трудом является определение внешнего мира. Здесь уместно вспомнить, что Филонов был не только живописцем, но и писателем; причём, подобно Платонову, обращался со словом на особый манер — перегружая слово теми смыслами, какие ему самому открывались в процессе речи. Приведу цитату мастера, так он определял свой метод работы:"Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий.

Я называю свой принцип натуралистическим за его чисто научный метод мыслить об объекте, адекватно исчерпывающе, провидеть, интуировать до под-и-сверх сознательных учётов все его предикаты, выявлять объект в разрешении адекватно восприятию". Сказано это на первый взгляд заумно, туманно. Впрочем, так выражался и Платонов тоже, часто фразу писателя надо перечитать, чтобы понять, что именно хочет сказать автор, — так происходит от повышенной требовательности к слову. Осознав себя «пролетарием», уверовав, что усилиями пролетариата создаётся небывалая мировая культура, писатели, творцы новой пролетарской действительности столкнулись с тем, что они говорят на старом языке, — и настоятельной потребностью ответственного мастера стало язык поменять. Поменять — значило очистить от культуры.

И все же прагматикам-революционерам оказалось не по пути с мечтателями-художниками, хотя Филонов успел поучаствовать в создании петроградского Государственного института художественной культуры и даже возглавлял отдел общей идеологии.

Кроме того, он организовал коллектив «Мастера аналитического искусства», состоявший из его учеников, однако в 1930-е МАИ после травли практически прекратил свое существование. Тем не менее у мастера остались последователи, пытавшиеся продолжать его дело. Правда, им было трудно тягаться с Филоновым, упрямым фанатиком и аскетом, презиравшим земные блага и посвятившим свою жизнь искусству, поэтому многим так и не удалось выйти за рамки эпигонства. Но что же должны чувствовать мы, жители XXI столетия — неспокойного, но пока чуть более милосердного, — глядя на работы художника, видевшего смерть и крушение миров? Можем ли мы оценить его творчество не сердцем, через чувства и сострадание, а с холодной головой, как исследователи? К подобному «рациональному» подходу призывал художников сам Филонов, веривший, что творчество строится не на капризном вдохновении, а на упорной исследовательской работе.

Конечно, временная дистанция проясняет некоторые вещи. Все больше высвечивается связь Филонова с интеллектуальным контекстом эпохи: с мечтами Маяковского о прекрасном будущем с «единым человечьим общежитием», где найдется место и неприкаянному поэту; с учением Николая Федорова о воскрешении всех когда-либо живших людей и заселении ими других планет; с космическими прожектами Константина Циолковского и Юрия Кондратюка. Удивительное время научных прорывов — хотя от нынешних открытий их отделяют сотни световых лет. Известно, что Филонов вдохновлялся наукой, много читал и стремился проникнуть за видимую оболочку вещей — подобно открытым на рубеже XIX-XX веков рентгеновским лучам.

Свой метод письма он называл аналитическим: "Я хочу, чтобы художник смотрел оком знающим, а не оком видящим", - говорил он.

Над своими картинами мастер работал по 18 часов в сутки. В настоящее время конечное число полотен Филонова остаётся загадкой - свои многочисленные работы он никогда не подписывал. И не только потому, что трактор или машина — редкость на его картинах. Время от времени Филонов пытался заработать на ниве писания плакатов. Однако почти всякий раз тепел фиаско.

Ведь его плакаты получались слишком натуралистичными и "контрреволюционными". И лишь на "Тракторном цехе" он смог немного заработать: картина была напечатана в виде открытки. Художника интересует рождение, как всесильный природный процесс. И он идет в своем исследовании дальше — к рождению мысли, создавая серию картин "Головы".

Русский музей открывает «Школу Филонова»

Выставка "Павла Филонов. Художник Мирóвого расцвета" в Москве завершает год 140-летнего юбилея со дня рождения одного из ключевых художников русского авангарда. Павел Филонов – наиболее загадочный мастер русского авангарда. Введя понятие улавливающего скрытые, внутренние процессы «знающего глаза», он стремился постичь сущность предметов и явлений окружающего мира. Художник Мирóвого расцвета» С16 декабря 2023 года по17марта 2024 года вМедиацентре парка Зарядье пройдет выставка Павел Филонов.

Павел Филонов

На выставке одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века в том числе представлены работы из цикла 1910-х годов «Ввод в Мировый расцвет» — «Пир королей», «Крестьянская семья Святое семейство », «Перерождение интеллигента Перерождение человека »; абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы. Кроме того, можно увидеть творчество 1930-х годов на производственные темы — «Ударницы швейной фабрики "Красная Заря"», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. В экспозиции размещена и одна из последних картин художника — «Лики», написанная в 1940 году.

В Новосибирский художественный музей привезли больше ста полотен Филонова и его учеников. Открыть выставку приехала и искусствовед Людмила Вострецова.

Творчество художника она изучает много лет. Санкт-Петербург Людмила Вострецова. По словам экспертов, она символизирует изобилие мыслей и эмоций.

По воспоминаниям, он был очень терпеливым педагогом, способным по многу раз объяснять и простые, и сложные вещи ученикам. Филонов со своими учениками оформлял Дом печати в Москве, рисовали декорации к спектаклям театров и к творческим вечерам Владимира Маяковского. В 1929 году ожидалась персональная выставка — желанная мечта любого художника.

Но к тому времени руководство государства стало закручивать гайки, в том числе и в сфере искусства. Социалистический реализм провозглашался единственно верным стилем, в котором должны были творить все — художники, скульпторы, литераторы, композиторы и прочие представители творческих профессий. Филонов вновь стал испытывать нужды. Он принципиально не продавал свои картины, хотя ему порой предлагали за них большие деньги. По его словам, «картины — это мои дети, а детей не продают». Зарабатывал он лишь тем, что создавал на заказ.

Так, в 1935 году для морского клуба он написал большой портрет Сталина размером семь квадратных метров. Ещё одна заметная работа того периода - «Первая симфония Шостаковича», созданная по мотивам этого замечательного музыкального произведения, услышанного Филоновым по радио. Арест сыновей так шокировал жену Филонова, Екатерину Серебрякову, старую революционерку, члена «Народной воли», что ту парализовало. Художник ухаживал за любимой женщиной несколько лет, до самой своей смерти. Осенью 1941 года он оказался в Ленинграде, блокированном немецкими войсками. Похоронен он на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

На небольшом чёрном памятнике выбито, помимо годов жизни, всего два слова - «Художник Филонов». Лаконично и звучаще… После смерти Филонов на долгие годы был забыт. Но на Западе интерес к русскому авангарду не ослабевал. Среди изъятого у преступников оказалось 6 работ Филонова. Она обманом выманила у сестры Филонова, Евдокии Глебовой, хранившиеся у неё работы брата. Суд приговорил Гуткину к 10 годам лишения свободы.

Вскоре Глебова передала все имеющиеся у неё работы — около 300 единиц — Государственному Русскому музею, а ещё через некоторое время по инициативе ленинградских чекистов состоялась первая за многие годы выставка творений Филонова. К началу 1980-х годов авангард практически перестали ругать — выставку авангардистов в Москве даже посетил в последние годы своего руководства страной Л. Окончательно же в правах он был восстановлен в перестройку.

Оказавшись лишенным средств к существованию и возможности зарабатывать, он не продавал свои картины и преподавал бесплатно. Чудом его сестра сохранила архив и картины. Фото: Мария Москвичева Упомянутая «Германская война» есть и на этой выставке. В ней неистовое движение, тяжелое чувство насилия и ярости, разложенное на атомы. По мощи картина сравнима с «Герникой» Пикассо, хоть и меньше ее размером. Как раз после нее в движении по «руслу» экспозиции происходит поворот, и далее — работы, которые писались в стол. В первой части вместе с революционностью метода Филонова чувствуется глубокая связь с историей и иконописью. Причем у фигур двоятся и троятся пальцы рук и ног, как будто художник поймал их движение, хотя современный зритель не может не заметить связь с картинами, которые моделирует искусственный интеллект. По Филонову, мир распадается на слагаемые и собирается вновь. Странно, что в ранних работах больше тьмы и тяжести, а в последних — наоборот, они словно выжжены светом. Многочисленные образы, линии, детали будто стираются, оставляя после себя мираж движения.

В музее Крамского в Воронеже выставили «формулы» авангардиста Павла Филонова

Москвичи смогут поближе узнать о творческом наследии художника, которое отображено не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Им расскажут о том, каким Павел Филонов видел мир, космическое пространство и Вселенную.

Однако происходит обратное. Все рабочие высказываются за открытие экспозиции. Они говорят: «К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. Тем не менее выставка открыта так и не была, и Филонов до конца своих дней оставался в «подполье». Он был известен только в узком кругу профессионально занимавшихся искусством людей, а широкой публике его творчество было представлено только во времена перестройки. Дочка Однажды в дверь Филонова постучали.

У женщины в соседней комнате скончался муж, и она просила написать его посмертный портрет. Он согласился, не взяв за работу денег. Спустя три года Екатерина Серебрякова стала его женой. На момент свадьбы ей исполнилось 58 лет. Филонов был на 20 лет моложе. Павел Филонов с женой. Фото Покойный муж Серебряковой был известным революционером, и она получала довольно большую по тем временам пенсию, пыталась помочь Филонову, который постоянно голодал. Однако он отказывался от её денег, а если и брал в долг, то обязательно отдавал, записывая каждую копейку в своём дневнике.

Он называл свою жену «дочкой» и писал ей пронзительные письма, страдал от того, что не мог дарить дорогие вещи. Как-то Филонов целый месяц расписывал для неё шарф, получившийся удивительно красивым и ярким. Соседки говорили, что носить такой шарф — преступление, ведь он один такой в мире, а она с гордостью надевала его. Несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он был одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. На предложения продать хотя бы одну из своих многочисленных картин за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе». После начала блокады Ленинграда Филонов дежурил на чердаке, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы: он очень боялся, что картины погибнут в огне — это было всё, что он создал за всю свою жизнь.

По воспоминаниям очевидцев, Филонов, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег. Он говорил: «Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Но я не трачу время даром. У меня столько замыслов в голове». Смерть Филонов умер от истощения в самом начале блокады. Это была одна из первых смертей в осаждённом городе, что, в общем-то, не удивительно: он недоедал и до начала войны, и поэтому голод забрал его первым.

Автономность его существования, когда все едино, равнозначно, в равной степени наделено жизнью, при том, в наивысших ее формах, оказывается под вопросом. Вовлечение в стихийное роевое начало, коллективизм многорукого человека, границы которого расширены до беспредельности, размывает личность как единицу, вовлекая ее в дурную бесконечность множеств. Человек всего лишь оболочка, он «столбенеет», цепенеет от этого сонма, вихря разгулявшейся материи — мир как-будто мстит ему за то, что энергия, которую он так долго пытался подавить, покорить, подчинить себе, была рабыней. Силы природы, которые, по идее, должны работать на человека, особенно при правильной организации труда, при социализме и у Платонова действуют вопреки его воле и желанию, рождая чувство бессилия и тоски. Анализируя произведения писателя, исследователи его творчества указывают на ряд возможных источников — авторов, которые могли оказать влияние на раннего Платонова, в частности Н. Умнов «Эволюция живого и задачи пролетариата мысли и воли» М. Мысли и идеи этой книги перекликаются и с некоторыми положениями филоновского манифеста 1914 г. Бумага, коричневые чернила, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея, Москва Тождественность и близость персонажей картин Филонова и прозы Платонова, прежде всего, в их общем эмоционально-психическом тонусе состояний: их удивление перед многообразным, «прекрасным и яростным миром», их подавленность, оцепенелость и тоска, духовная просветленность, простота и детскомудрая наивность, сверхчеловеческие усилия воли в созидающем порыве прекрасного завтра и дремучая заскорузлость и бедность быта, среды обитания. Сама авторская мысль Платонова, заключенная в плотную словесную ткань повествования, подобно форме в картинах Филонова, «самоотстраняется» от участия в их создании писателя, живет саморазвиваясь, по своим законам. Мы буквально начинаем ощущать ее телесное биение и тягучую силу, ход развития. Люди, собранные в коммуны, живущие коммунальной жизнью, объединенные общей идеей, заботами, трудом, также предстают как одинокие тоскующие существа, слитые с природой, тихо и неслышно умирающие, как лист, трава, дерево. Натурфилософские вопросы жизнь-природа-смерть, их круговорот в темной нераздельной связанности определяют быт и бытие персонажей писателя и художника. Ямпольский, отмечая глубокую теоретическую разработанность темы богооставленности у В. Беньямина, — возможна только в тот момент, когда происходит окончательный разрыв между интеллектом и социальной практикой, когда любая форма возможного действия замещается меланхолическим содержанием. Меланхолия — двойной знак. Это знак разрыва между Историей и Богом, но это и знак разрыва между индивидом и Историей» [5]. Меланхолии подвержены и самые «безумные» выразители социальной активности, в глазах которых все же светится некоторое беспокойство, желание действия, воли, без осознанной причины. Беспокойство и незащищенность... Собственно, человек как главный герой, главная идея Мирового Расцвета оказывается самым слабым звеном этой красиво выстроенной утопии. Человека Филонова губит открытость, он доверчив, слишком распахнут миру, отрешен от прошлого, но и не принят будущим. Две мужские фигуры Налет.

То есть сравнивали с такими жесткими деятелями, которые жестко ограничивают волю, творческие какие-то порывы своих учеников». Ни один из экспонатов нельзя увидеть на постоянной экспозиции в Русском музее. К более чем 100 произведений искусства широкая публика получит доступ впервые. Ряд живописных работ доставили в Петербург из частной столичной галереи. Особое внимание кураторы уделили первому иллюстрированному изданию «Калевалы» из серии эскизов костюмов к «Ревизору».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий