Новости древнерусский календарь

Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых. Полезные статьи о славянском народе, культуре, традициях и религии.

Летоисчисление на Руси

Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодородие. К полночи все празднующие готовят зачин и собирают огромный большой костер на той же горе для празднования Живина дня.

Языческие и славянские праздники в мае 1 мая Живин день Сразу в полночь первого мая начинается славянский весенний праздник в честь Живы: богини весны, плодородия, рождения жизни. Дочь Лады и супруга Даждьбога, Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через Животворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива — это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь.

Шестого мая люди выходят в поле и производят первые обряды засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же — приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы — ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками. Все ведуны и просто чтящие Природу братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже Природы от нападения Чернобога.

На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением. Поэтому желающим покумиться — сродниться, не имея прямого кровного родства, в последний день весны предоставляется такая возможность. Также можно попросить желаемого у Живы — просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокует ей о вас. Также в этот древний языческий праздник славяне обменивались подарками-оберегами с дорогими и близкими им по духу людьми.

Летние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в июне 1 июня Духов день или начало Русальей недели Духов день начинается с первого дня лета и продолжается всю неделю, называемую Русальей. С этого дня Марена выпускает погостить умерших предков в Явь, а их Потомки приглашают их в свои дома, раскладывая по углам березовые ветки, символизирующие Родовые связи. Однако вместе с ними активируются и не упокоенные, самоубивщиеся и утопившиеся люди. Чаще всего это женщины и Русалки.

Вода в это время наиболее активно принимает и проводит энергию Прави, Силави и Яви. С помощью нее можно выздороветь, навести порчу или же что-то узнать. В качестве треб на берега рек приносили одежду и рушники для русальих детей, а чтобы духи не смогли проникнуть в тело, носили обереги с Одолень-травой. В этот день совершаются многие обряды — ведь сила такого периода очень большая.

Собранные на Купало травы имеют большую ценность. Ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года.

В каждом доме начинали заготавливаться целебные банные веники и проводилась ритуальная топка бань для чистки родных — пропаривания, и последующей зарядки — восстановления здоровья при окунании в открытые водоемы. В день Аграфены Купальницы, как и на других святках, девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, рубахи с вышивкой , украшения из серебра с обережной символикой. Языческие и славянские праздники в июле 3 июля — День памяти князя Святослава День славления князя Святослава Игоревича около 942—972. У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна.

Святослав, Великий князь Киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством до своей смерти в 969 году , поскольку князь все время проводил в военных походах. Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут.

Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».

В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги.

Также в этот день приносятся требы в Священном Огне. В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было острым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и символом: выпечка, хлеб, квас. Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях.

Это она дарит людям плодородную влагу во время грозы, тогда как Перун посылает на землю молнии. Хотя и саму Додолу иногда называют Богиней-Молнией, но всё же просят её не о суровом буйстве стихии, а о дождях, очищающих землю и наполняющих её живительной влагой. Чурами отмечали границы своих владений — на межах. Таким Чурам приносят требы в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов.

Вячеслав Копалов Сколько же ещё зомбированных в регионах... Как может строиться идеология на Георгии победоносце? А персонаж-то - еврейский!!! Может, тогда Илья Муромец или Алеша Попович? Ну или на худой конец Суворов, Кутузов, Александр Невский? Или Степан Разин - ведь он боролся за целостность России, но проиграл? Да мало ли у нас героев? Показать полностью... Даже церковь признает, что никакого дракона он не убивал, что это аллегория, означающая силы язычников.

Представленное на нашей таблице соотношение календарей является лишь нормативной схемой. В действительности же вследствие подвижности границ лунных месяцев требовались постоянные коррективы, чтобы восстановить соответствие названий месяцев тем действительным явлениям, которые они обозначали. Остается, следовательно, выяснить, где вероятнее всего вставлялся дополнительный, 13-й месяц, и какое название он мог получать. Как уже отмечалось, В. Шаур предположил, что 13-й месяц вставлялся регулярно через каждые три года перед первым месяцем весны, т. Однако такая строгая регламентация интеркаляции дополнения лунного календаря и постоянное место дополнительного месяца в календаре древних славян вызывают сомнения. В известных науке лунно-солнечных календарях, даже у тех народов, где существовали цивилизации и разработанные системы исчисления времени, «в течение долгого времени не было определенных правил вставки дополнительных месяцев». Автор специального труда по хронологии древнего мира отмечает, что дополнительные месяцы вводились нерегулярно, иногда в течение одного сельскохозяйственного года, через неравные промежутки времени, иногда через год, в зависимости от практических нужд.

Трудно предположить, чтобы у древних славян интеркаляция приобрела иной, регулярный характер. По-видимому, в праславянском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» нам представляются: «просинец», указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота, и «серпень», указывающий на главное событие в жизни земледельца — жатву: особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая. Следовательно, интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед «просинцем», или перед «серпнем». Этим, по-видимому, и объясняется, почему двойное название месяца приходится именно на канун этих двух сроков: в первом случае дополнительный месяц получал название «студеного», во втором — «липня». Но, вероятно, интеркаляция могла согласовываться и со сроками весеннего и осеннего равноденствий; в этом случае появлялись синонимические «травень» и «кветень», либо «рюен» и «паздерник». Необходимость нескольких возможных вариантов интеркаляции объясняется тем, что промежуток времени между солнцестоянием и следовавшим за ним первым новолунием, которым начинался «просинец», не был постоянным: он колебался в пределах полумесяца. Если новолуние следовало тотчас же после зимнего солнцестояния, то необходимость в дополнительном месяце могла появиться уже к началу жатвы перед «серпнем» , в особенности, если лето было прохладным и созревание хлебов задерживалось.

Если же, наоборот, лето было знойным и жатва начиналась раньше обычного, то необходимость дополнительного месяца становилась актуальной лишь осенью или непосредственно перед следующим «просинцем». Таким образом, не отвлеченные астрономические расчеты, а сезонные колебания погоды диктовали славянам сроки дополнительного месяца: он вставлялся в разные годы в различные места, а именно там, где оказывалась особенно заметной разница между названием очередного месяца и фактическим сезонным явлением и где соответствие между тем и другим было особенно практически необходимым» 19. Список литературы: Ахмед ибн Фадлан. Записка о путешествии на Волгу. В переводе на современный русский язык - «минули лета Ярославовы». Слово о полку Игореве. Данилевский И. Нерешённые вопросы хронологии русского летописания.

Либо, как в случае с Трояном, с промежутками времени, по каким-то причинам связываемыми с кем-либо из Богов. Слово «год» в смысле периода в 12 месяцев лишь с XVI в. Таким образом, у летописцев мы встречаем следующие определения времени: «год обедни», «год молитвы», «год Луны», «год» в смысле «лета», «обед год» и т. Очерки истории астрономии Древней Руси. Календарь и счисление часов у наших предков. Видимо, нужно заменить на «ять».

Ноябрь назывался «грудень» - от слова «груда» - время, когда на дорогах образовывались замерзшие кочки груды земли. Месяц декабрь назывался «студень», то есть студеный, холодный. Январь назывался «сечень», от слова «сечь», то есть рубить лес. В это время рубили лес, освобождая площади под посевы. Январь называли еще также «просинец» - появлялась первая просинь на небе после сплошной осенне-зимней облачности. Февраль назывался «лютый» - месяц наибольших метелей и морозов. Древнеславянские названия месяцев сохранились до настоящего времени в украинском и белорусском языках, а также у других славянских народов.

Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ.

Идея Б. Рыбакова о происхождении слова собота из слав. Фасмеру формы на sо- происходят из ср. Суббота у римлян была днём Сатурна. Это весьма затрудняет подбор славянского соответствия. Лозко — это день Числобога или Стрибога [23, с. Кто же из них? Изначально Сатурн был италийским Божеством посевов, научившим людей земледелию. Но с вовлечением в италийско-римскую мифологию греческих мифов Сатурн стал ассоциироваться с Кроносом, проглотившим своих детей.

Сатурн считался также царём золотого века [48, с. Как убедительно показал Б. Рыбаков, у восточных славян Божеством посевов был Семаргл [33]. По-видимому, именно ему славяне посвящали седьмой день седмицы. Таким образом, результаты данной работы можно свести к следующему: 1. В виду цикличности восприятия времени язычниками, у древних славян не было собственной системы летоисчисления — эры. Во времена введения христианства и в период двоеверия по Б. В своём развитии славянский календарь месячило, месяцеслов прошёл три стадии развития.

Лунный календарь сменился лунно-солнечным. Последний под влиянием византийской традиции был полностью вытеснен солнечным 12-месячным юлианским календарём. В результате часть исконно языческих праздников стала переходной и тесно слилась с христианскими праздниками пасхального цикла. Новый год солнечного календаря начинался во время Святок, 1 января. Семидневная неделя седмица была известна славянам, вероятно, с древнейших времён. Однако дни недели получили у славян названия по аналогии с римскими, что говорит о заимствованном характере исторически засвидетельствованной седмицы. Нижняя граница знаменует начало контактов населения черняховской культуры, в т. В качестве верхней даты принято крещение Руси с последующим нарастающим влиянием византийской церковно-книжной традиции.

Семидневная неделя в своём исторически засвидетельствованном или поддающемся исторической реконструкции виде также возникла у славян в раннем средневековье. Судя по этимологии др. Учение имже ведати человеку числа лет. Фотокопия со списка рукописи. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов : В 3 т. Богород А. Бычков А.

Войтович В. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси : В 2 т. Гамкрелидзе Т. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Гамкрелидзе, В. Иванов — Тбилиси, 1984. Гимбутас М.

Гимбутас; пер. Грейвс Р. Грейвс; пер. Лукьяненко; под ред. Зубов В. Иванов В. Иванов, В. Энциклопедия : В 2 т.

Капица Ф. Клейн Л. Воскрешение Перуна. Лозко Г. Любичев М. Черняховская культура Днепро-Донецкой лесостепи : История исследования и основные проблемы изучения.

В борьбе за установление контроля над всей империей он устранил двух своих дядей братьев Константина Великого и семерых двоюродных братьев.

В 353 году после победы над узурпатором Магненцием римский император в 350—353 гг. В этом 353 году была «усовершенствована» Константинопольская эра. Модераторы Константинопольской эры или, если точнее сказать, создатели Византийской эры решили, что в первый год от «Сотворения мира» должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунно-солнечный цикл « цикла Метона » , 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы. При формировании христианской пасхалии за основу был взят римский юлианский год. Искомая дата пришлась на сентябрь 5509 года до Р. Почему у Ж. Скалигера получилась другая дата, история умалчивает.

Началом летосчисления стали считать субботу 1 сентября 5509 года до н. Поэтому первый день года теперь начинался 1 сентября. Таким образом, мартовский стиль был заменен на сентябрьский стиль. Индикт или индиктион — период в 15 лет, который использовался в Европе как в западной, так и в восточной в Средние века при датировке документов, связанных с налогами. При императоре Диоклетиане с 284 по 305 гг. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты. В 312 г.

В Византии же в 462г. Интересно отметить, что наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался и в допетровском летосчислении на Руси. Однако, император Констанций II не был «последовательным христианином», поэтому имя его и составленная при нём эра упоминались весьма неохотно. Существует мнение, что дату летосчисления от библейского «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. Окончательно эта система летосчисления с подменой понятий и соответственно искажением реальных событий победила в Византии в середине IX века, когда был принят византийский календарь. Для того, чтобы как-то отличать византийские эры друг от друга, академические историки назвали сентябрьский стиль Византийской эрой, а мартовский стиль — Константинопольской эрой.

После принятия христианства на Руси «мартовская» эра получила большое распространение на Руси и использовалась наравне с «сентябрьской» и уже в советской литературе получила наименование «Древнерусской эры». А что же на Руси? В древней Руси, до принятия христианства, счет времени вели по четырем сезонам года.

Славяне, возможно, также возводили перечень времён к временам богов. Из переводной греческой хроники Иоанна Малалы нам известно о царствовании Сварога Гефеста и его сына Дажьбога Гелиоса. Последний правил, согласно вставке в летописи, 7470 дней, или 20 с половиной лет.

В « Слове о полку Игореве » упоминаются «века Трояна» и «седьмой век Трояна», что натолкнуло многих историков на мысль о существовании особой языческой эры, в которой счёт веков начинался со времён бога Трояна. Карамзин и Б. Рыбаков считали, ссылаясь на подобное мнение древнерусского книжника, что упомянутый бог связан с императором Траяном, завоевавшим в начале II века дунайские земли, из которых славяне вели своё происхождение. Реконструировать троянову эру пытались многие авторы. Проблемой при этом является начальная точка отсчёта эры 106 год завоевания дунайских земель или какой-то иной? Одно из возможных объяснений: упоминание семи веков — это поэтическая связь между описываемым «временем Бусовым» 360-е — 370-е гг.

Большинство интерпретаторов «Слова» не склонны понимать словосочетание «семь веков» буквально в хронологическом значении и объясняют цифру семь как символ завершения периода большой языческой эпохи в истории русского славянства. Некоторые исследователи «Слова», например А. Югов , полагают, что в «Слове» не упоминаются ни «Троян», ни его «седьмой век». По их мнению, Троян — это ошибочное прочтение имени Боян лигатура тр по начерку совпадала с буквой б , а др. Такая трактовка разрешает все сложности, связанные с этим фрагментом «Слова», и делает все спекуляции на этом беспочвенными.

На занятии мы узнаем, когда на Руси праздновали Новый год и знали ли наши предки о китайском календаре, научимся славянской буквенной цифири и даже разберем оригинальную древнерусскую притчу о Царе-Годе.

Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ.

Оригинал взят у greystar_belaya в Древний славянсуий календарь (7523-е лето нынче) Вот, нашла в сети. Гончарова «Обломов» Народные праздники на 2020 год Основные праздники по древнерусскому календарю и современные церковные праздники. когда отсчет велся "от сотворения мира"?

СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Какой год сейчас в разных странах мира.SLAVIC CALENDAR.#славянский календарь#

Приложение представляет собой церковный календарь по новому и старому стилю с указанием Пасхи, великих и двунадесятых праздников. Календарь основан на древнейшей 16-тиричной системе счисления. 16 Лѣт образуют Круголѣт, который проходит через 9 стихий, создавая Круг Жизни в 144 лета. Рюенъ – первый месяц года по древнерусскому календарю, являющийся одновременно и первым осенним месяцем.

СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Какой год сейчас в разных странах мира.SLAVIC CALENDAR.#славянский календарь#

Здесь же хочу рассказать о том, как цари Русской Державы продали и предали свой народ и извратили древнерусский календарь. В славянской родной вере (Родноверии) в течение года существует ряд общих праздников, когда важные ритуальные мероприятия проводятся в соответствии с общими календарями. Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. Метки: Ведическая Русь, Древняя Русь, Колендарь, Колесо Суток, Коляды Даръ, Летоисчисление, Миропонимание, Славяно-арии.

Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ.

Гипотеза о том, как был упорядочен древнерусский солнечный календарь с девятидневной неделей и сорокадневными месяцами. Древнерусский, Славяно-Арийский календарь Сейчас наступает Лето 7533 от Сотворения Мира в Звездном. Использовался византийский календарь, утверждённый ещё в 988 году (по современному летоисчислению) императором Василием II. Заурнице (окончание звездного сияния). СМЗХ: 7532. Лѣто: 12 - Конь. Стихия: Свага. Цвет: Небесный. Число: 14 День недели: Вторникъ День труда.

Славянский календарь

Но важнее, на мой взгляд, другое. Раньше не перетруждались: день через два отдыхали. Если бы сейчас был такой график, наверное депрессий было бы меньше и хронической усталостью люди бы не страдали. Хотя ездить на дачу и в деревню с таким графиком, конечно, было бы неудобно это раньше все жили в деревнях, многоэтажек и мегаполисов не было. Переход от славянского календаря к юлианскому С приходом христианства на Русь, неделя стала короче на два дня.

Церковники очень быстро стали продвигать реформы во всех сферах жизни человека, в том числе и в календаре. Так им не приходилось пересчитывать дни, на которые приходятся христианские праздники. Убрали тритейник и осьмицу. Хотя в последствии тритейник превратился в среду, а седьмица и неделя слились в единый день — воскресенье.

Традиция отдыха в этот день так и осталась. Это подтверждается и тем, что в некоторых источниках говорится о том, что отдыхали на Руси в 3, 7 и 9 день недели. То есть как раз в седьмицу и неделю, которые слились в воскресенье. Некоторые умельцы до сих пор делают славянские календари с летоисчислением от СМЗХ.

Сейчас, напомню, идет 7530 год.

Если же вы «попытаетесь» отметить эту дату 8 марта, то окажетесь «в полном одиночестве». Так как 8 марта т. Зачем знать даты тех или иных праздников или событий «по старому стилю», если они все уже «переведены» в новый? Посмотрим на это под другим углом — например, какую дату брать, если речь идет о праздновании некого народного, дохристианского праздника? Все эти важнейшие народные праздники были впоследствии приурочены к другим — уже христианским праздникам, в определенном смысле интегрированы в них. Получается, что значительная часть народных дохристианских праздников с течением времени неизбежно «уходит вперед», удаляется от соответствующих им астрономических точек.

То есть их датировка "по новому стилю" уже НЕ отражает их изначальной сути, связи с солнцем, а значит теряется сам смысл многих традиций и ритуалов. Причем это происходит одновременно по двум причинам - потому что сами эти праздники: а были привязаны к церковным праздникам юлианского календаря, который НЕ является солярным и НЕ соответствует астрономическому году; б были зафиксированы этнографами в датах юлианского календаря, который на то время единственный и использовался в России. Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу. То есть когда мы имеем некую дату «по новому стилю» — это лишь привязка старой юлианской даты к новому общегражданскому календарю. Но сам смысловой факт 14-дневного отставания здесь никак не учтен и не пересчитан. Например, праздник Ивана Купалы несомненно связан с днем летнего солнцестояния 21 июня.

Когда-то он почти совпадал с церковным Рождеством Иоанна Предтечи 24 июня , но сегодня по новому стилю церковное Рождество Иоанна Предтечи перешло на 7 июля, хотя сама точка солнцестояния само собой осталась на прежнем месте. Отсюда разночтение — когда отмечать Купало. Вероятно, ответ в том, какой смысл тот или иной человек в этот праздник вкладывает — христианский или дохристианский. Тем же самым принципом можно руководствоваться при определении дат других народных праздников, связь которых с солнечным циклом не столь очевидна: более «ранняя» дата по старому стилю — когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали, нежели ее «пересчет» на новый стиль. То есть из двух дат — по старому и новому стилю — нужно выбрать более раннюю дату по юлианскому старому стилю , но отмечать ее уже в соответствующий день по современному григорианскому календарю. Такой парадокс! Например, сегодня день памяти Марии Египетской православной церковью отмечается 14 апреля что соответствует 1-му апреля по старому стилю.

То есть церковный праздник «ушел вперед» в пересчете на современный календарь. Но вот что интересно — касательно его народной составляющей — значительная часть народных обрядов на Марию Египетскую была связана с тем, что «просыпается домовой», поэтому, чтобы его запутать, люди символически обманывали друг друга в разных мелочах. Это сугубо обрядовое действие, связанное со встречей с потусторонним миром домовой — потустороннее существо , где все — наоборот. В этом совершенно отчетливо видятся истоки первоапрельских розыгрышей и, как мы видим, люди «по старой памяти» продолжают «отмечать» эту народную традицию именно 1 апреля так сказать в день, который соответствует числовой записи по «старому стилю» , хотя в пересчете на современный календарь церковный день Марии Египетской значительно отодвинулся. Астрономически 1 апреля ближе к тому дню, в который по народным преданиям «просыпался домовой».

После того, как эту опасную дату благополучно миновали и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор в сентябре 1492 года 7001 год от «сотворения мира» вернул начало года на 1 марта. Реформа Петра I 1700 г. Начало года — 1 января В тот период развивалась торговля и крепли общественные связи между Россией и европейскими странами, в которых новый год начинался 1 января. Чтобы установить единый счет времени, в 19 декабря 7208 г.

Через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. Новая эра — от Рождества Христова По указу Петра I «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» предписывалось день после 31 декабря 7208 г. Это соответствовало европейской хронологической системе. В память о таком важном событии, как введение нового летосчисления в России, был разработан проект специальной медали. Новый век наступил с 1 января 1701 г. В указе также подробно описывалось, как нужно организовать празднование Нового года в Москве. Накануне Петр I лично запустил первую ракету на Красной площади, дав этим старт празднику. Улицы засияли иллюминацией. Начался колокольный звон и пушечная пальба, заиграли трубы и литавры.

Царь поздравлял жителей столицы с наступлением Нового года, гулянья продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взмывали разноцветные фейерверки, а на больших улицах, где было достаточно места, горели костры и прикрепленные к столбам смоляные бочки. Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых». Целую неделю дома стояли нарядные, а с наступлением темноты зажигали огни. Стрельба из небольших пушек и ружей, а также запуск фейерверков поручалась людям богатым. А «людям неимущим» предлагалось «хотя бы ветку или древко у ворот или над крышей дома поставить». С этого времени в нашей стране закрепилась традиция ежегодно 1 января отмечать Новый год. Попытки реформ в XIX в. В начале XIX века Россия столкнулась с трудностями в развитии международных отношений, поскольку продолжала использовать юлианский календарь, в то время как большинство европейских государств еще в конце XVII столетия перешло на григорианский календарь.

Это несоответствие календарей создавало большие неудобства в международном общении России с другими странами. Предложения Академии наук о переходе на григорианский календарь В 1830 г. Бывший в то время министром просвещения К. Деятельность календарной комиссии и Д. Менделеева Новая попытка реформы была предпринята в 1899 году.

Весна, осень и зима вместе назывались «лето» год. В каждом четном месяце второй, четвертый и т. При этом 16-й год считался священным, в нем каждый месяц состоял из 41 дня. Это было сделано по аналогии с високосным годом, чтобы учесть «набежавшие» за 16 лет четыре дня. Новый год предвещает физический и духовный рост Различия были и в длине недели. Она состояла из девяти дней по 16 часов, день длился до захода солнца. Названия дней во многом были похожи на современные. Отличалась среда — в славянском календаре ее называли «тритейник» от слова «три» , суббота называлась «шестица» от слова «шесть» , воскресенье — «седмица» от слова «семь».

Новости страны Северной

Особенностью древних календарей является то, что каждый из них относится к определенной местности. Когда речь заходит о каком-нибудь древнем календаре – китайском, шумерском или календаре индейцев майя – людей, чаще всего, интересует, что он им пророчит. Летоисчисление в древнерусском календаре велось от момента сотворения мира, примерно с 5508 года до нашей эры.

Славянский месяцеслов

Семидневная неделя связана с семью днями сотворения мира. О конце света Хотя человечеству не дано знать, когда наступит конец света, попытки спрогнозировать дату предпринимались во все времена. Конец света ожидался много раз. Ожидание скорого Второго пришествия отмечено в «Слове о Законе и Благодати» XI век митрополита Иллариона — по его мнению, этой датой должен был стать 1038 год от Рождества Христова. Другой датой конца света в древнерусских источниках был назван 7000 год от Сотворения мира 1492 год от Рождества Христова.

Дата выбрана не случайно. Если Бог сотворил видимый мир за семь дней, а один день символизировал тысячелетие, то и мир должен простоять 7000 лет. Падение Константинополя под ударами турок в 1453 году и гибель Византии находились в одном ряду с приметами ожидаемого конца света в 1492 году. В ожидании конца света многие княжеские и боярские семьи уходили в монастыри, чтобы успеть принять схиму перед гибелью.

Отсутствие ожидаемого конца света в указанную дату отодвигало его наступление всё дальше; предполагаемые даты наступления Страшного суда перестали быть апокалиптическими. В теме летоисчисления в древнее и средневековое время на Руси еще много «белых пятен». Предполагают, что на Руси, знакомой с достижениями византийской и европейской науки, применялись астролябии астрономические приборы и различные устройства для расчёта времени, но эта гипотеза ждёт своего подтверждения. Рекомендуемые статьи.

А старый календарь, нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхоз работы, и другие дела… ведь одними молитвами сыт не будешь… Таким образом на Руси параллельно существовали 2 календарные системы, старая и новая. Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям, но больше всего неустраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния… Например: дата 1 марта 1005 г. Х, а по христианскому на Лето 6512 от С. Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 1348 г. Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. Но больше всего церковные и светские власти неустраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия… Христианское Новолетие 1 марта, и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия. Никакие запреты Славянского календаря не помогали… а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект… во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских свещенников и их помощников… дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи "божих людей", и тогда пришлось царю Ивану III "идти в народ", ибо только так власти смогли успокоить восставший народ. Чтобы вредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков.

Таким образом на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться — официальным, то есть государственным, а старый календарь — народным. Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет 144 года. При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира 1492 г. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 1492 утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христанской Церкви до сих пор… В Лето 7090 1582 г. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова.

Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы. Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли только в феврале 1918 года. Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным. В Лето 7208 1699 Петр I перенес Новолетие на 1 Генваря и издал специальный указ: «Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.

Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Во-первых, это болгарские и древнерусские летописные тексты, в которых упоминаются названия месяцев и ведётся счёт лет и временных периодов, начиная с дохристианской истории славян.

Во-вторых, это агиографическая литература. Особую группу составляют тексты, содержащие календарные расчёты. К ним относятся пасхальные таблицы и « Учение о числах » Кирика Новгородца.

Важнейшим источником является так называемый народный календарь примет , зафиксированный в фольклорных текстах нового времени. Он сохранил, как полагают, важнейшие элементы годового календарного цикла древних славян и внутренние связи между ними. При работе с этим календарём следует принимать во внимание наслоение более поздних христианских представлений, расхождение юлианского календаря с астрономическим и смену календарей: юлианского на григорианский.

Важное место занимает исследование народных названий месяцев.

Цикл славянских праздников Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость Земли-Кормилицы. Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года. Январь — Просинец.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий